Научная статья на тему 'Особенности психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных женского пола с низким уровнем личностной ответственности'

Особенности психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных женского пола с низким уровнем личностной ответственности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / УРОВЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТИПЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / СОТРУДНИКИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / PENAL PSYCHOLOGY / PERSON'S RESPONSIBILITY / LEVEL OF RESPONSIBILITY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / TYPES OF RESPONSIBILITY / EMPLOYEES / CONVICTED JUVENILES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашникова Мария Михайловна, Калашникова Татьяна Витальевна, Шатохина Лариса Вадимовна

В данной статье рассматривается одна из наиболее актуальных в современной пенитенциарной науке проблема психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Проведен анализ научного вклада отечественных ученых в изучение указанного вопроса. Обосновывается необходимость использования интегрального подхода в работе с несовершеннолетними осужденными, что является фундаментальной базой для выбора наиболее приоритетных направлений их психологического сопровождения и, несомненно, приведет к положительным личностным изменениям. Коллективом авторов аргументируется важность целенаправленного эмпирического изучения феномена ответственности личности в воспитательных колониях (центрах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы для снижения уровня рецидивной преступности воспитанниц и их правопослушного поведения. Акцентируется внимание на значимости психологического сопровождения в деятельности психологов психологических служб территориальных органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Представлена типология ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях, включающая в себя ответственный, неустойчиво-ответственный (эгоцентрично-ситуативно реагирующий), безответственный типы. Авторский подход позволяет акцентировать внимание психологов и педагогов на несовершеннолетних осужденных, относящихся именно к безответственному типу, требующему особого обращения и психологического сопровождения. Проанализированы данные анкетного опроса сотрудников воспитательных колоний (центров), отражающие понимание сущностной характеристики феномена ответственности личности. На основании этих результатов получен образ безответственной воспитанницы. Обозначены перспективные направления работы пенитенциарных психологов в рамках психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных с низким уровнем ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калашникова Мария Михайловна, Калашникова Татьяна Витальевна, Шатохина Лариса Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical problem of modern penal science the problem of psychological support of convicted girls, serving their sentence in prisons is considered in the article. The analysis of domestic scientists’ contribution to the study of the problem is done. The need for integral approach to work with juvenile convicts is grounded. The approach is a basis for selection of the first-priority areas in their psychological support and undoubtedly would lead to positive personal changes. The authors substantiate the necessity and importance of empirical study of the phenomenon of personal responsibility in juvenile correctional facilities and this will no doubt reduce the level of their recidivism rate result in law-obedient behavior. The significance of psychological support in activity of psychologists in penal system of Russian Federation is stressed. Typology of person’s responsibility including responsible, unstable-responsible (egocentric-situational) and irresponsible types of convicted girls serving sentences in juvenile correctional facilities is presented. The authors’ approach makes it possible to emphasize the attention of psychologists and pedagogues on juvenile convicts of irresponsible type who requires particular attention and psychological support. The data of survey of educational colonies employees is presented in the article. Their analysis reflects understanding of the essence of person’s responsibility phenomenon. Based on empirical results the portrait of irresponsible convicted girl is created. Future directions of the work for penal psychologists in the context of psychological support of convicted juveniles with low level of personal responsibility are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных женского пола с низким уровнем личностной ответственности»

УДК 159.9:343.815

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА С НИЗКИМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

М. М. Калашникова, Т. В. Калашникова, Л. В. Шатохина

Для цитирования

Калашникова, М. М. Особенности психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных женского пола с низким уровнем личностной ответственности / М. М. Калашникова, Т. В. Калашникова, Л. В. Шатохина // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 4(45). - С. 65-70.

Аннотация. В данной статье рассматривается одна из наиболее актуальных в современной пенитенциарной науке проблема психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Проведен анализ научного вклада отечественных ученых в изучение указанного вопроса. Обосновывается необходимость использования интегрального подхода в работе с несовершеннолетними осужденными, что является фундаментальной базой для выбора наиболее приоритетных направлений их психологического сопровождения и, несомненно, приведет к положительным личностным изменениям. Коллективом авторов аргументируется важность целенаправленного эмпирического изучения феномена ответственности личности в воспита-

© Калашникова М. М., Калашникова Т. В., Шатохина Л. В., 2018

тельных колониях (центрах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы для снижения уровня рецидивной преступности воспитанниц и их правопослушного поведения. Акцентируется внимание на значимости психологического сопровождения в деятельности психологов психологических служб территориальных органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Представлена типология ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях, включающая в себя ответственный, неустойчиво-ответственный (эгоцентрично-ситуативно реагирующий), безответственный типы. Авторский подход позволяет акцентировать внимание психологов и педагогов на несовершеннолетних осужденных, относящихся именно к безответственному типу, требующему особого обращения и психологического сопровождения. Проанализированы данные анкетного опроса сотрудников воспитательных колоний (центров), отражающие понимание сущностной характеристики феномена ответственности личности. На основании этих результатов получен образ безответственной воспитанницы. Обозначены перспективные направления работы пенитенциарных психологов в рамках

психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных с низким уровнем ответственности.

Ключевые слова: пенитенциарная психология, ответственность личности, уровень ответственности, психологическое сопровождение, типы ответственности, сотрудники, несовершеннолетние осужденные.

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года актуализирован подход к исправлению осужденных с воспитанием готовности самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести личную ответственность, причем и в условиях жизнедеятельности после освобождения из исправительного учреждения [5]. В связи с этим проблема изучения и формирования ответственности личности несовершеннолетних осужденных как важного свойства их психики является актуальной. Только интегральный подход [10], как основа психологического сопровождения, в работе с несовершеннолетними осужденными позволит добиться положительных результатов. Психологическое сопровождение - основа профессиональной деятельности современного пенитенциарного психолога. При его грамотной реализации эта деятельность становится логически продуманной, осмысленной, творческой, гибкой. Кроме того, психологическое сопровождение предполагает вовлечение в процесс исправления, ре-социализации несовершеннолетнего осужденного всех, кто взаимодействует с ним. Речь идет не только о самом несовершеннолетнем осужденном как субъекте психологического сопровождения, но и о иных субъектах - персонале воспитательной колонии,роди-

телях и близких родственниках, представителях различных общественных организаций [2].

В современной отечественной психологии ответственность подростка является одним из важных условий, характеризующих его жизнедеятельность: жизненные выборы, совершаемые поступки, первостепенные цели. Ответственность помогает подростку наиболее эффективно справляться с трудностями, возникающими проблемами в жизни, понимать и действовать в соответствии с определенным планом, проявлять активность, субъектную позицию [3]. Е. В. Алексеева предлагает выделять следующие типы ответственности подростков в зависимости от сложности жизненных ситуаций: склонность к избеганию (внешняя ответственность); предпочтение интернального решения проблем (внутренняя ответственность) [1, с. 7]. Экспериментально установлено, что подросткам свойственно неполное понимание сущности понятия ответственности. В частности, они не в полной мере способны дифференцировать существенные и второстепенные признаки. Подростки понимают ответственность как исполнительность. По мнению В. П. Прядеина, они берут ответственность лично на себя, опираясь только на осведомленность, недостаточно представляя себе дальнейшие последствия выбранного действия [7, с. 266]. С психологической точки зрения возрастные изменения способствуют осознанию существенных и второстепенных характеристик понятия «ответственность», что проявляется в период от подросткового до юношеского возраста. Ранний юношеский возраст отличается осознанным пониманием возложения ответствен-

ности на себя или на окружающих лиц. На этом этапе ответственность становится главным критерием личностного развития, что актуализируется в способности юношей и девушек брать на себя ответственность за поступки и события, происходящие в их жизни, анализировать свою роль и позицию. У законопослушных подростков в отличие от несовершеннолетних осужденных представление о собственной ответственности (безответственности) носит устойчивый характер [6].

Теоретический анализ исследований, проведенных в рамках пенитенциарной психологии и педагогики, позволяет судить о недостаточной проработке проблемы ответственности личности осужденных. Фундаментальные исследования по психологии ответственности личности осужденных осуществлялись в рамках атрибутивной теории. В качестве основного психодиагностического инструментария применялась методика «Локус контроля». Часто ответственность личности в юридической науке, рассматривается как наказание и принуждение, что неизбежно приводит к ошибкам в процессе ресоциализации осужденных.

Исследование данного феномена у несовершеннолетних осужденных женского пола позволило установить, что только 27,7 % воспитанниц относятся к ответственному типу личности и в целом соответствуют представленной выше характеристике правопослуш-ных подростков, 31,5 % - к неустойчиво-ответственному (эгоцентрично-ситуативно реагирующему) типу, 40,8 % - к безответственному типу. Таким образом,приблизительно у 70 % несовершеннолетних осужденных ответственность не сформирована как устойчивое свойство психики, как

внутренняя, личностная ответственность за все происходящее в их жизни. На первый план выходит внешняя ответственность - стремление всегда перекладывать ответственность на других людей и обстоятельства. При этом для данной группы несовершеннолетних осужденных женского пола характерно поверхностное или полное отсутствие понимания содержания понятия «ответственность», либо они осведомлены о том, что надо быть ответственным человеком. По мнению Б. Г Бовина, такие осужденные могут попадать в группу пенитенциарного риска.

Указанные типы ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола, их психологические характеристики необходимо учитывать при реализации психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных женского пола. Следует обратить внимание не только на осужденных, но и на персонал воспитательного учреждения, так как нередко непонимание содержания понятия «ответственность личности» характерно и для них.

В. Сафин, рассматривая ответственность как ведущее нравственное свойство личности, справедливо указывает, что в содержание ответственности входят такие понятия, как исполнительность, обязательность, дисциплинированность. Нередко сотрудники воспитательных колоний, непосредственно работающие с осужденными, используют данные понятия для характеристики личности осужденной, в частности, личностной ответственности. В этом и проявляется отсутствие глубокого понимания содержания понятия «личностная ответственность», которое включает в

себя не только исполнительность, дисциплинированность, обязательность. В. Сафин справедливо отмечает, что если взятые обязательства не определяются совестью, смыслом жизни, «не трансформируются в «иначе я не могу», то в личностном плане нет ответственности, а деятельность в лучшем случае сводится к исполнительности и дисциплинированности»[8].

Так, при использовании понятия «исполнительность»дляхарактеристи-ки личностной ответственности воспитанницы не учитывается, что исполнительность может быть вынужденно-принужденной, конформной и волевой, а следовательно, в данном случае исполнительность в большей степени будет являться критерием внешней ответственности и не свидетельствовать о глубокой внутренней перестройке личности осужденной. Профессор пенитенциарной психологии В. Г. Деев справедливо назвал таких осужденных приспособленцами [8]. Только один вид исполнительности - ответственная исполнительность, согласно В. Сафи-ну, есть результат «осознания своего долга, обязанностей, переходящих в «надо»... Такая исполнительность ближе к личностному свойству, которое с определенными оговорками можно соотнести с ответственностью» [8].

Анализ данных проведенного опроса сотрудников воспитательных колоний для несовершеннолетних осужденных женского пола свидетельствует в пользу ранее обозначенных нами фактов. Так, на вопрос «Что для Вас означает понятие «ответственность»?» были представлены следующие ответы: исполнительность - 22,2 %, дисциплинированность - 15,8, добросовестность - 12,6, терпение, выдержка -11,1, трудолюбие - 9,5, надежность - 8,

целеустремленность - 8, активность -6,4, порядочность - 6,4 %. Не представляет особого труда обнаружить, что ответственность в большинстве случаев понимается ими как исполнительность, дисциплинированность, добросовестность, трудолюбие, то есть внешние объективные характеристики, которые используются психологами и воспитателями при подготовке психологических характеристик и заключений на несовершеннолетних осужденных и показывают их отношение к трудовой деятельности. С авторской позиции подобное понимание ответственности поверхностно, поскольку не интегрирует в себе ее субъективные характеристики - долг, совесть, чувство вины, смысл жизни.

Аналогичная закономерность наблюдается в ответах сотрудников. На вопрос «Что для Вас означает понятие «ответственный осужденный»?» ответили так: исполнительный - 18,9 %, дисциплинированный(выполняеттре-бования сотрудников, соблюдает правила внутреннего распорядка) - 15,6, порядочный (честный) - 13,9, воспитанный (вежливый, тактичный) - 10,4, законопослушный (выполняет требования УИК РФ) - 10,4, контролирует свое поведение (выдержанный) - 8,6, стремящийся к условно-досрочному освобождению - 8,6, добросовестный -6,8, занимающийся самовоспитанием (стремящийся работать над своими недостатками, повзрослеть) - 6,8 %.

Исходя из изложенного, ответственная несовершеннолетняя осужденная представляется как исполнительная, выполняющая требования сотрудников, законопослушная. Являясь субъектом ответственности, она должна подчиняться и быть зависимой от внешней инстанции. Сотрудни-

ки воспитательных колоний не склонны рассматривать воспитанницу как активную, самостоятельную, творческую личность, способную к выбору стратегии поведения на основе приоритетных жизненных ценностей. Нередко при написании психологических характеристик их личности сотрудники допускают ошибочные выводы, говоря о воспитанницах только как об объектах ответственности.

Опираясь на полученные данные об уровнях развития личностной ответственности несовершеннолетних осужденных женского пола, о степени компетентности сотрудников воспитательных учреждений для указанной категории несовершеннолетних осужденных в отношении психологической характеристики понятия «ответственность личности», можно констатировать то, что одной из особенностей психологического сопровождения этих лиц является работа пенитенциарного психолога в направлении психологического просвещения персонала [9]. В данном случае персонал для пенитенциарного психолога также выступает субъектом, непосредственно участвующим в процессе психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных. От степени развития, в частности, его психологической компетентности будет зависеть эффективность процесса психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных женского пола. Формы работы с персоналом могут быть различными [4]. Это лекции, тематические семинары по психологии ответственности личности осужденных, касающиеся психологических особенностей воспитанниц с разным уровнем ответственности личности; практические семинары на тему формирования навыков исполь-

зования психодиагностической информации об особенностях личности осужденных; тренинги (коммуникативные и т. д.), индивидуальные консультации по вопросам межличностных взаимоотношений с воспитанницами, относящимися к группе пенитенциарного риска.

Библиографический список

1. Алексеева Е. В. Типы ответственности подростков в разрешении жизненных проблем // Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / под ред. Л. А. Регуш. СПб., 2003. С. 6-17.

2. Калашникова Т. В., Калашникова М. М. Исторический опыт педагогического сопровождения несовершеннолетних осужденных в России // Вестник Кузбасского института. 2016. № 3(28). С. 158-165.

3. Калашникова Т. В., Калашникова М. М., Михалева И. В. Концепция направленности личности осужденных в отечественных пенитенциарно-психо-логических исследованиях // Человек: преступление и наказание. 2016. № 4. С. 152-157.

4. Калашникова Т. В., Калашникова М. М. Воспитательная система И. И. Бецкого как первый опыт психолого-педагогического сопровождения малолетних и несовершеннолетних в закрытых учреждениях // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3(75). С. 210-213.

5. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.

6. Михайлова Е. И. Психологические особенности развития ответственности на рубеже перехода в юношеский возраст : дис. ... канд. психол. наук. М., 1996.

7. Прядеин В. П. Половозрастные особенности ответственности личности. Екатеринбург, 1998.

8. Сафин В. Ответственность как ведущее нравственное свойство личности // Литературный Башкортостан. URL : http://literbash. narod.ru/4/8.htm (дата обращения: 02.09.2018).

9. Шатохина Л. В., Калашникова М. М. Межличностные отношения курсантов образовательных организаций ФСИН России в психологическом измерении // Прикладная юридическая психология. 2017. № 2. С. 80-85.

10. Шатохина Л. В., Романов А. А., Сбитнева Н. Н. Идея интегральности в истории педагогической мысли // Познание педагогического прошлого: концептуальные подходы, методы изучения, исследовательская проблематика : монография : в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. М. : АСОУ, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.