Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение наркозависимых осужденных: анализ проблемы, опыт и перспективы исследования'

Психолого-педагогическое сопровождение наркозависимых осужденных: анализ проблемы, опыт и перспективы исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
531
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ПЕРСОНАЛ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / PENAL SYSTEM STAFF / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ / НАРКОЗАВИСИМЫЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРКОЗАВИСИМЫХ ОСУЖДЕННЫХ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАРКОЗАВИСИМЫХ ОСУЖДЕННЫХ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF DRUG ADDUCTED PRISONERS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / PSYCHO DIAGNOSTICS / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / CORRECTION OF CONVICTS / PENITENTIARY / PRE-TRIAL PRISON / DRUG ADDUCTED PRISONERS / PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF DRUG ADDUCTED PRISONERS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ганишина Ирина Сергеевна, Ушатиков Александр Иванович

В статье рассматривается проблема увеличения доли наркозависимых осужденных в последнее десятилетие в пенитенциарной системе России. Оптимизация численности сотрудников уголовно-исполнительной системы, возросшая нагрузка на психологические, воспитательные, медицинские и надзорные службы, недостаток профессиональных компетенций персонала исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС при организации диагностической, профилактической, воспитательной, психокоррекционной работы с ними, отсутствие единой концепции психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных все это обусловливает необходимость пересмотра и совершенствования системы организации помощи осужденным, имеющим наркотическую зависимость. Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года указывает на необходимость поиска и внедрения новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики, повышения требований к научному и методическому уровню психодиагностической и психокоррекционной работы, совершенствования научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизации диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы, разработки и развития психотерапевтического направления работы психолога, создания при учреждениях уголовно-исполнительной системы отделений социально-психологической реабилитации с целью оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии. В современной научной литературе имеются исследования, затрагивающие отдельные аспекты личности наркозависимых осужденных, однако системное (целостное) теоретико-методологическое обоснование проблемы психолого-педагогического сопровождения личности наркозависимых осужденных не было предметом специального изучения. Психолого-педагогическое сопровождение наркозависимых осужденных -это вид психологической, педагогической и социальной помощи, оказываемой персоналом исправительного учреждения наркозависимым осужденным, отбывающим уголовные наказания, направленной на избавление от наркотической зависимости, реабилитацию и социальную адаптацию. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя не только постоянный мониторинг психических процессов, состояний и свойств личности наркозависимых осужденных посредством психологической диагностики, но и психолого-педагогическую профилактику, а также психологическую коррекцию и воспитательную работу с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ганишина Ирина Сергеевна, Ушатиков Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A number of drug addicted prisoners have increased in penal system of Russia for the last decade. Optimization of a number of penal system employees; increased loading on psychological, educational, medical and supervisory services; lack of stuff’s professional competences in organization of diagnostic, preventive, educational, psycho correctional work with drug addicted prisoners; absence of integrated conception of psychological and pedagogical support of drug addicted persons all these conditioned the necessity for revision and improvement of the system of rendering support to addicts. The conception of penal system development up to 2020-th points out the necessity of searching and implementation of new individual forms of work that will render targeted psychological and pedagogical support to every convicted person subject to his socio-demographic, penal and psychological peculiarities; improvement of scientific and methodological level of psycho diagnostic and psycho correction; upgrading of scientific and technical support to psychologist’s work; optimization of diagnostic tools and volume of psychological work; development of psychotherapeutic aspects in psychologist’s activity; creation of departments for socio-psychological rehabilitation for prisoners with drug and alcohol addictions, mental abnormalities to render targeted psychological support. In modern scientific literature there are researches of certain aspects of personality of drug addicted convicts but system (integral) theoretical and methodological foundation for the problem of support of drug addicted prisoners was not the subject of research. It is considered that psychological and pedagogical support of addicted prisoners is a kind of psychological, pedagogical and social support that are rendered to addicted persons by penal system staff and is aimed at deliverance from drug addiction, rehabilitation and social adaptation. Psychological and pedagogical support includes not only monitoring of addict’s mental processes and personal characteristics but psychological and pedagogical prevention, psychological correction and educational work as well.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение наркозависимых осужденных: анализ проблемы, опыт и перспективы исследования»

УДК 159.9:343.8

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАРКОЗАВИСИМЫХ ОСУЖДЕННЫХ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Реферат: в статье рассматривается проблема увеличения доли наркозависимых осужденных в последнее десятилетие в пенитенциарной системе России. Оптимизация численности сотрудников уголовно-исполнительной системы, возросшая нагрузка на психологические, воспитательные, медицинские и надзорные службы, недостаток профессиональных компетенций персонала исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС при организации диагностической, профилактической, воспитательной, психокоррекци-онной работы с ними, отсутствие единой концепции психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных - все это обусловливает необходимость пересмотра и совершенствования системы организации помощи осужденным, имеющим наркотическую зависимость.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года указывает на необходимость поиска и внедрения новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики, повышения требований к

© Ганишина И. С., Ушатиков А. И., 2016

И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков

научному и методическому уровню психодиагностической ипсихокоррекцион-ной работы, совершенствования научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизации диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы, разработки и развития психотерапевтического направления работы психолога, создания при учреждениях уголовно-исполнительной системы отделений социально-психологической реабилитации с целью оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии.

В современной научной литературе имеются исследования, затрагивающие отдельные аспекты личности наркозависимых осужденных, однако системное (целостное) теоретико-методологическое обоснование проблемы психолого-педагогического сопровождения личности наркозависимых осужденных не было предметом специального изучения.

Психолого-педагогическое сопровождение наркозависимых осужденных -это вид психологической, педагогической и социальной помощи, оказываемой персоналом исправительного учреждения наркозависимым осужденным, отбывающим уголовные наказания, направленной на избавление от наркотической зависимости, реабилитацию и социальную адаптацию. Пси-

холого-педагогическое сопровождение включает в себя не только постоянный мониторинг психических процессов, состояний и свойств личности наркозависимых осужденных посредством психологической диагностики, но и психолого-педагогическую профилактику, а также психологическую коррекцию и воспитательную работу с ними.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, персонал уголовно-исполнительной системы, исправительные учреждения, следственные изоляторы, наркозависимые осужденные, психологические особенности наркозависимых осужденных, психолого-педагогическое сопровождение наркозависимых осужденных, психологическая диагностика, профилактика, коррекция, психолого-педагогические технологии, ресоциализация, социальная адаптация, реабилитация, исправление осужденных.

По официальным данным ФСИН России, число лиц, осужденных в нашей стране за наркопреступления (ст. 228-234), в последние годы неуклонно растет: в 2002 г. - 69 874 чел., 2003 - 65 550, 2004 - 42 757, 2005 - 49 794, 2006 - 65 429, 2007 -81 194; 2008 - 98 430; 2009 -114 508; 2010 - 124 168; 2011 -125 141, 2012 - 124 955, 2013 -123 185, 2014 - 127 161, в 2015 г. -134 245.

Одновременно с увеличением доли наркопреступников в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы происходит рост числа наркозависимых осужденных. Реформирование пенитенциарной системы, оптимизация численности сотрудников, возросшая нагрузка на психологические, воспитательные,

медицинские и надзорные службы, недостаток профессиональных компетенций персонала исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС при организации диагностической, профилактической, воспитательной, психокоррекционной работы с ними, отсутствие единой концепции психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных - все это обусловливает необходимость пересмотра и совершенствования системы организации помощи осужденным, имеющим наркотическую зависимость.

Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10), основанная на возрастном и психопатологическом критериях, в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» относитнаркотическую зависимость личности к группе психических заболеваний, выделяя следующие расстройства (для взрослого возраста): F10-19 - психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (алкоголя; опио-идов; каннабиноидов; седативных и снотворных веществ; кокаина; стимуляторов, включая кофеин; галлюциногенов; табака; летучих растворителей; сочетанного употребления или использования других психоактивных веществ).

Проблема наркотической зависимости личности была и остается вопросом, привлекающим внимание широкого круга специалистов в сфере уголовного права [3], криминологии, уголовно-исполнительного права,уголовного процесса, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности, философии, социологии, медицины,кли-нической, педагогической, социальной, юридической психологии [2, 5, 6], педагогики. Однако системного (целостного) исследования проблемы психолого-педагогического сопровождения

наркозависимых осужденных в УИС не проводилось.

В связи с этим представляет интерес значение термина «психологическое сопровождение» в литературе. Согласно словарю [7] современного русского языка сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В словаре В. И. Даля [4] сопровождение трактуется как «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать», поэтому можно выделить три основных компонента: путник, сопровождающий и путь, который они проходят вместе. По В. Далю, путник - это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта, человек, «обрекшийся на тунеядное странничество, скиталец, бездомный проходимец», «лицо, которое не живет оседло, скитается, бездомный, бесприютный; бродяга».

Таким образом, в самом общем значении сопровождение - это встреча двух людей и совместное прохождение ими определенного отрезка пути. Замена его понятием «помощь» некорректна, так как имеется в виду не любая форма помощи, а сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является совместное действие, приводящее к развитию последнего.

Е. И. Казакова считает сопровождение методом, обеспечивающим создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в сложных жизненных ситуациях. По мнению М. Р. Би-тяновой, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия. М. И. Рожков указывает, что

сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Автором в 2012-2016 гг. в рамках реализации заявок УВСПР ФСИН России «Наркотическая зависимость осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы: психологическая диагностика, профилактика и коррекция», «Психологическое сопровождение наркозависимых осужденных» на базе УФСИН России по Республике Мордовии, по Чувашской Республике -Чувашии, по Удмуртской Республике, по Краснодарскому краю, по Рязанской области, по Кировской области, по Ярославской области, по Тверской области, ГУФСИН России по Свердловской области, по Нижегородской области осуществлялись исследование феномена наркотической зависимости и разработка концепции психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных. В исследовании приняли участие наркозависимые осужденные мужского и женского пола, находящиеся в состоянии длительной вынужденной ремиссии, отбывающие наказания в местах лишения свободы, а также несовершеннолетние осужденные, имеющие наркотическую зависимость.

Нами установлено, что психолого-педагогическое сопровождение наркозависимых осужденных - это вид психологической, педагогической и социальной помощи, оказываемой персоналом исправительного учреждения наркозависимым осужденным, отбывающим уголовные наказания, направленной на избавление от наркотической зависимости, социальную адаптацию, ресо-

циализацию, реабилитацию личности наркозависимого осужденного. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя не только постоянный мониторинг психических процессов, состояний и свойств личности наркозависимых осужденных посредством психологической диагностики, но и психолого-педагогическую профилактику, а также психологическую коррекцию и воспитательную работу с ними.

В ходе проведенного исследования были выявлены следующие индивидуально-психологические, психолого-педагогические и медико-социальные особенности наркозависимых осужденных, знание которых позволило более эффективно осуществлять их психолого-педагогическое сопровождение: наличие личностных расстройств, акцентуаций характера и психопатий;заострение преморбидных черт характера (морально-этическое снижение, обеднение чувств, суждений, ослабление активности, понижение трудоспособности, эмоциональная опустошенность, общее падение активности и энергетического потенциала, социальная дезадаптация); интеллектуально-мнестиче-ские расстройства (памяти, мышления, интеллекта); деформация эмоционально-волевой сферы, вытеснение обычных потребностей тягой к наркотику; доминирование отрицательных эмоциональных состояний (апатия, депрессия, скука); низкая стрессоустойчивость; повышенная тревожность и конфликтность; суггестивность; высокая агрессивность, раздражительность; низкий уровень коммуникативной компетентности; утрата смысла и ценности собственной жизни; заболеваемость ВИЧ-инфекцией, гепатитом В и С.

Вторым направлением психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных является

профилактическая деятельность. Организация профилактической работы в учреждениях УИС осуществляется в соответствии с приказом ФСИН России от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

Профилактическая деятельность осуществляется сотрудниками заинтересованных подразделений учреждений УИС (отделы безопасности (режима), воспитательной работы, оперативные отделы, подразделения охраны, медицинские подразделения, производственно-технические подразделения, психологические службы) во взаимодействии с соответствующими подразделениями территориальных органов ФСИН России, правоохранительными органами, государственными и общественными организациями.

Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).

В рамках реализации психологической профилактики наркотической зависимости осужденных по заявке УВСПР ФСИН России в 2014 г. была разработана авторская «Программа психологического просвещения по профилактике наркотической зависимости» [1]. В настоящее время программа внедрена в деятельность более

40 исправительных учреждений, имеются акты внедрения в образовательный процесс иностранных государств (Беларусь, Кыргызтан, Казахстан).

Программа ставит перед собой следующие цели: сформировать у осужденных негативное отношение к наркотическим веществам; расширить их кругозор; сформировать у осужденных положительные установки к принятию психолого-педагогической, психокор-рекционной, медицинской помощи.

Эффективность профилактической работы напрямую зависит от правильно выбранной психолого-педагогической технологии и стратегии в отношении осужденного. Под психолого-педагогическими технологиями понимается совокупность приемов, операций и средств, направленных на реализацию образовательных, воспитательных и развивающих задач, воздействующих на личность осужденного посредством социальных, психологических и педагогических механизмов, включающих в себя раскрытие индивидуальности, оптимизацию отношений с окружающим миром и самим собой.

Еще одним направлением психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных является психологическая коррекция. Для организации психокоррекционной работы с осужденными, имеющими наркотическую зависимость, персонал исправительных учреждениях УИС использует следующие психокоррекционные методики: сказкотерапию, поведенческий тренинг, музыкотерапию, библиотерапию, арт-терапию, социально-психологический тренинг, педагогический аутотрениг, психогимнастику, гешталь-ттерапию, психодраму, суггестивную терапию, когнитивно-поведенческую терапию, поведенческую психотерапию, православную терапию, логотера-

пию, психодраму, позитивную психотерапию, когнитивную терапию, поддерживающую терапию, ароматерапию, техники НЛП, арт-терапии: песочная терапия, рисуночная терапия.

Четвертым направлением психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных является воспитательная работа. Воспитательная работа в УИС - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, пра-вопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.

Согласно ст. 109 УИК РФ [8] воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.

Основными направлениями воспитательной работы с наркозависимыми осужденными выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ). Нравственное воспитание предполагает ознакомление осужден-

ных с нравственными ценностями человеческого общества, формирование жизненной позиции, моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений. Правовое воспитание направлено на формирование у них уважения к закону, правовой культуры и правосознания, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Трудовое воспитание осужденных представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться. Физическое воспитание включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.

Чрезвычайно важную роль в работе с наркозависимыми осужденными играет религия и вера в Бога. Верующие осужденные быстрее становятся на путь исправления, легче идут на контакт с психологом и начальником отряда, психокоррекционная и воспитательная работа с ними более эффективна.

Таким образом, произведя обзор основных направлений психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных, обозначим круг проблем, которые предстоит решать в уголовно-исполнительной системе применительно к категории наркозависимых осужденных в перспективе:

1) низкая эффективность реабилитационных программ для осужденных наркоманов обусловлена спецификой заболевания, высокой стоимостью лечения, поэтому в решении данной проблемы необходим системный (целостный) подход, основанный на постоянном взаимодействии психологических, воспитательных, медицинских, охранных и иных служб учреждений УИС;

2) психолого-педагогическое и социальное сопровождение наркозависимых осужденных, покидающих места

лишения свободы, так как в условиях исправительного учреждения наркозависимые осужденные находятся в состоянии длительной вынужденной ремиссии, после освобождения наркотик становится доступным и наркозависимый часто «срывается»;

3) недостаточная разработка программ психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных в уголовно-исполнительной системе, их широкое использование и внедрение создает «методический вакуум»;

4) пересмотр и совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала УИС для работы с наркозависимыми осужденными.

Список литературы

1. Ганишина И. С. Программа психологического просвещения осужденных по профилактике наркотической зависимости : практ. рекомендации. Рязань, 2014. 32 с.

2. Власова Ю. В. Динамика психологических защитных механизмов личности наркозависимого после освобождения из местлишения свободы в процессе психокоррекции. Рязань, 2006. 296 с.

3. Гришко А. Я., Бабкин Л. М. Уголовная ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков по законодательству стран - участниц СНГ общее и особенное // Человек: преступление и наказание. 2008. № 1. С. 20-22.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1880.

5. Жарких А. А. Психологические особенности мотивационной сферы наркозависимых осужденных : автореф. дис. ... канд. психолог. наук. Рязань, 2013.

6. Савельева Т. И. Психодинамика аддиктив-ного поведения осужденных в местах лишения свободы : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2009. 26 с.

7. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М., 2013. 800 с.

8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 1 сентября 2016 г.) : федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.