Научная статья на тему 'Особенности политики в области ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в условиях формирования правового государства'

Особенности политики в области ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в условиях формирования правового государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Громадская Н. В., Смирнов Л. Б.

Статья посвящена основным направлениям политики государства в области ресоциализации осужденных несовершеннолетних, отбывающих уголовные наказания. В работе рассматриваются проблемы совершенствования мер исправительного характера осужденных отбывающих наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the basic directions of policy of the state in the field of ресоциализации the condemned minors leaving criminal punishments. In work problems of perfection of measures of corrective character condemned leaving punishments in establishments of criminally-executive system are considered

Текст научной работы на тему «Особенности политики в области ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в условиях формирования правового государства»

Под чрезвычайными обстоятельствами в учреждениях уголовно-исполнительной системы следует понимать такие условия, которые существенно негативно влияют на работу личного состава подразделения и жизнедеятельность спецконтингента, требуют принятия специальных мер защиты их жизни, здоровья, прав и свобод, материальных и иных ценностей и вызывают необходимость восстановления нормальной деятельности объектов.

^ Важнейшим условием высокой эффективности действий сотрудников уголовно-исполнительной

^ системы в чрезвычайных условиях является хорошо организованная и регулярно проводимая специальная подготовка. Руководители учреждений и органов ФСИН России должны в полной мере ^->1 осознавать важность данного направления деятельности.

1 См.: Щербань И.П. Организация взаимодействия в УИС при возникновении 40: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. С. 12-13.

2 См.: Федеральный Конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. ФКЗ от 7 ^ марта 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2277.

5* 3 См.: п. 1.4 Приказа МЮ РФ № 29 от 4 апреля 2005 г. «Об утверждении Инструкции по планированию и подготовке сил

^ и средств уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».

^ 4 См. также: Методика специальной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при

^ чрезвычайных обстоятельствах: Учебно-методическое пособие для среднего, старшего и высшего начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, слушателей и курсантов образовательных учреждений, подведомственных ФСИН России. М., 2006.

g Н.В. Громадская*, Л.Б. Смирное*

&

§ Особенности политики в области ресоциализации

« несовершеннолетних правонарушителей

^ в условиях формирования правового государства

3

Статья посвящена основным направлениям политики государства в области ресоциализации осушенных ^ несовершеннолетних, отбывающих уголовные наказания. В работе рассматриваются проблемы совершенствования мер исправительного характера осушенных отбывающих наказания в учреждениях уголовно-^ исполнительной системы.

^ The article is devoted to the basic directions of policy of the state in the field of ресоциализации the condemned

minors leaving criminal punishments. In work problems of perfection of measures of corrective character condemned leaving punishments in establishments of criminally-executive system are considered.

5

^ Будущее России и ее национальная безопасность находятся в руках сегодняшнего

О подрастающего поколения. И от того, насколько правильно государственными органами будет выбрана ^ стратегия формирования ценностной и эмоционально-волевой сферы подрастающего поколения, 3 зависит криминальная активность населения в будущем. Решение существующих проблем положения ^ подростков в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами обусловили выбор в качестве приоритетного направления государственной политики социальную и социально-правовую защиту подрастающего поколения, проведение активной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействие всех органов исполнительной власти по оказанию необходимой помощи подросткам.

* Преподаватель кафедры правоохранительных органов и уголовно-исполнительного права, подполковник милиции.

** Профессор кафедры правоохранительных органов и уголовно-исполнительного права, доктор юридических наук, доцент, полковник милиции.

Деятельность основных ведомств и организаций, участвующих в работе с несовершеннолетними, направлена на разрешение двух задач. Первая - суммирование усилий для комплексного решения местных задач по реабилитации и адаптации подростков. Вторая - сохранение ведомственной принадлежности вертикальных связей административной подчиненности.

В 1980 г. началось интенсивное создание сети школ-интернатов для подростков из социально неблагополучных семей. Это были весьма позитивные перемены, заметно усилившие роль государства в социальной охране и поддержке несовершеннолетних. Однако эти преобразования носили половинчатый характер, не были доведены до конца, и в последний период существования советского общества превентивная практика приобрела формальный, административный характер.

Учреждения, занимавшиеся делами несовершеннолетних, осуществляли не столько меры социальной поддержки, сколько различные административные воздействия по отношению к «трудным подросткам» и их родителям. Их работа носила карательный характер со строгими дисциплинарными санкциями. Авторитарная педагогика процветала и в школьной практике того времени.

90-е гг. ознаменовались кардинальными изменениями общественно-политической системы, социально-политическими и социально-экономическими переменами, сопровождающими процесс интеграции России в передовое международное сообщество. Карательная превенция явно изжила себя, и потребовались новые подходы в решении проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

В соответствии с этими ориентирами в России в 1995 г. был утвержден Национальный план действий в интересах несовершеннолетних, который определил защиту прав подростков как специальное направление деятельности государственных институтов.

Государственная система защиты прав несовершеннолетних в сфере профилактики социальных отклонений была закреплена Указом Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав».

Происходящие в РФ демократические перемены, принятый курс на построение правового государства создали реальные предпосылки для гуманизации законодательства о правах несовершеннолетних, совершенствования деятельности ведомств и служб, оказывающих социальноправовую помощь подростку.

Необходимость проведения перемен подтверждается обострением проблем социального положения несовершеннолетних. Их противоправное поведение растет быстрее, чем среди взрослых, особенно по тяжким преступлениям против личности. Подростковая преступность выросла за последние 5 лет в 1,5 раза, число несовершеннолетних, задержанных за правонарушения, увеличилось почти вдвое.

Почти не снижается количество несовершеннолетних, которые нигде не обучаются и бродяжничают. На них приходится 40% подростковой преступности. В связи с усложнением школьных программ обучения учащиеся испытывают мощное психологическое воздействие. В сложных социально-экономических условиях развития современного общества увеличивается смертность от самоубийств среди подростков.

Нередки случаи, когда опасные криминогенные подростковые группы своевременно не попадают в поле зрения органов ранней профилактики, в которые входят инспекции, школы, ПТУ, производственные коллективы, внешкольные учреждения и т.д.

Ежегодно в России подростками совершается практически каждое десятое преступление (более 145 тыс. в год). 4асть несовершеннолетних отбывает наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Поэтому проблема, связанная с осуществлением мер по защите прав и законных интересов подростков, актуальна для деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы.

Пристальное внимание уделяется условиям содержания несовершеннолетних в следственных изоляторах, разрешению имеющихся у них проблем. В каждом учреждении УИС имеются учебноконсультационные пункты для получения несовершеннолетними общего среднего образования.

Проводятся оперативно-профилактические, режимные, обысковые, воспитательные и иные мероприятия, позволяющие не допустить совершения преступлений среди несовершеннолетних.

С целью обеспечения режимных требований принимаются необходимые меры дисциплинарного воздействия к нарушителям порядка отбывания наказания, склонным к правонарушениям.

Трудности в воспитательном процессе с несовершеннолетними вполне объяснимы. Состав осужденных, отбывающих наказание в учреждениях УИС, очень сложный. Значительная часть молодежи отличается потребительским отношением к жизни. Молодые люди хотят получить все сразу, причем любыми путями, в т.ч. преступными. Почти половина до осуждения нигде не работали и не учились, многие вели бродяжнический образ жизни. Более 25 процентов из числа поступающих в воспитательные колонии имеют дефицит веса, большинство страдают различными заболеваниями.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (36) 2007

*!

Более 50% воспитуемых, содержащихся в воспитательных колониях, имеют различные заболевания, каждый третий болен психическими расстройствами, имеются случаи заболевания алкоголизмом.

В целях обеспечения охраны прав, законных интересов несовершеннолетних осужденных и исполнения ими своих обязанностей основные усилия администрации воспитательных колоний направлены на создание наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом условий исполнения наказания в виде лишения свободы.

Питание осужденных в последние годы стало значительно лучше. За счет собственных хлебопекарен хлебом ВК обеспечивают себя сами. Имеются подсобные сельскохозяйственные 6 производства. Воспитанники ежедневно получают фрукты и овощи, мясные и кисломолочные продукты. Многих подростков в прямом смысле слова приходится откармливать, поскольку они поступают в колонии со значительным дефицитом веса. В учреждениях функционируют магазины ф I для осужденных, в которых те могут приобрести дополнительные продукты питания и предметы обихода.

5 Важная задача, решаемая подразделениями УИС, - воспитание несовершеннолетних

5 осужденных. Главная цель - формирование у подростка убежденности в том, что необходимо ^ неуклонно следовать требованиям норм морали и права.

^ В этих целях в ВК принимаются меры по устранению отрицательно влияющих на подростков

^ факторов, внедрению несовершеннолетних в трудовые и учебные коллективы, общественные организации осужденных. Воспитательный процесс организуется с учетом его непрерывности и 1;^ перспективности, индивидуальных особенностей развития личности, общественно полезных интересов ^ и способностей подростка. Перечисленные факторы имеют четко выраженную целевую социальную

направленность воспитательного процесса.

Европейские пенитенциарные правила устанавливают, что все заключенные должны иметь возможность воспользоваться мерами, призванными помочь им возвратиться в общество, восстановить свою жизнь в семье и найти работу после освобождения. С этой целью разрабатываются необходимые процедуры и организуются специальные курсы.

^ Соответствующие нормы содержатся в законодательстве Российской Федерации.

^ Осужденным предоставлено право на получение образования, профессии, охрану здоровья, ^ социальную, правовую и другую защиту, с тем чтобы они, выйдя на свободу, смогли адаптироваться ^ в обществе. Администрация учреждений содействует в трудовом и бытовом устройстве, оказании помощи лицам, освобождаемым от отбывания наказания. На сегодняшний день социальная работа

и

£

у

^ с осужденными является одним из приоритетных направлений в деятельности исправительных ^ учреждений.

^ Работа с подростками начинается буквально с момента поступления их в колонию. С ними

^ обязательно беседуют начальник отряда, сотрудник психологической службы. С учетом личности ^ воспитанника составляется план индивидуальной воспитательной работы. Подростки, впервые совершившие преступление, содержатся отдельно от ранее судимых. Для оказания воспитанникам ^ необходимой помощи устанавливается взаимодействие с государственными и общественными организациями.

Отдельные подростки только в учреждениях УИС либо впервые, либо в полном объеме начинают получать социальную, психологическую и иную помощь, защиту их прав и законных интересов, медицинское обслуживание, общее и профессиональное обучение.

Большое значение придается культурно-массовой и спортивной работе. Для проведения различных игр и соревнований оборудованы спортивные площадки. В штатах колоний предусмотрены сотрудники, имеющие квалификацию спортивных тренеров.

^ Осуществляется взаимодействие с Русской православной церковью. На территории

воспитательных колоний возводятся православные храмы. Осужденные приобщаются к традициям ^ православной веры. Это оказывает на них положительное духовное и нравственное воздействие.

5 В учреждениях функционируют общеобразовательные школы, где все несовершеннолетние,

содержащиеся в воспитательных колониях, получают необходимое образование. Трудовое воспитание ^ подростков осуществляют профессиональные училища, находящиеся на территории воспитательных колоний. Имеются также производственные и швейные участки, на которых подростки изготавливают различные товары народного потребления, в т.ч. по индивидуальным заказам.

В последнее время увеличилось количество обращений воспитанников к администрации учреждений с просьбами об оказании содействия в решении социальных вопросов. Значительный рост обращений осужденных с просьбой о помощи свидетельствует о доверии несовершеннолетних к администрации учреждений при решении их социальных проблем. Социальные работники ВК

е

занимаются подготовкой необходимых документов для оформления пенсий и пособий на воспитанников учреждений.

Для несовершеннолетних осужденных, готовящихся освободится, составляется план их дальнейшей жизни с учетом их социальных связей. За полгода до выхода на свободу подростки обязательно посещают школу подготовки к освобождению. Социальные работники связываются с главами муниципальных образований, комиссиями по делам несовершеннолетних, местными органами милиции, информируют их о подростке, который должен освободиться из мест лишения свободы. Освободившиеся воспитанники обязательно сопровождаются сотрудниками колонии до места жительства и передаются на попечение родителей или других родственников. Одно из условий социальной реабилитации воспитанника - получение паспорта при освобождении.

Воспитательное воздействие на подростков в России часто ограничивается их пребыванием в исправительном учреждении. В отличие от российских пенитенциарных «традиций», во многих зарубежных странах выработаны специальные механизмы, охватывающие весь спектр имеющихся проблем по защите прав несовершеннолетних.

Анализ отечественной практики показывает, что в последнее время был предпринят ряд шагов по выстраиванию региональных моделей защиты прав несовершеннолетних. Однако вновь образуемые механизмы, к сожалению, не всегда действуют должным образом. Основное внимание до осуждения и после отбытия наказания сосредоточивается непосредственно на проступке подростка, без анализа его причин и принятия мер по их устранению. Практически не рассматриваются положительные стороны личности несовершеннолетнего, его позитивно направленные интересы, склонности, благоприятные возможности его окружения. Без этого воспитательная работа с подростками в местах лишения свободы становится малоэффективной.

Существует и ряд других проблем. Отдельные главы муниципальных образований с трудом идут на контакт с социальными работниками воспитательных колоний, не всегда отвечают на обращения по поводу устройства освобождающихся несовершеннолетних. Особая проблема -сироты. Бывают случаи, когда детские дома отказываются принимать освобождающихся несовершеннолетних. Иногда по одному и тому же подростку разные учреждения присылают взаимоисключающие ответы.

Много сил и времени социальные работники затрачивают на оформление паспортов осужденных, которые их не имеют. Такая ситуация складывается из-за отсутствия у несовершеннолетних средств на уплату государственной пошлины, длительных сроков установления гражданства, затягивания сроков оформления документов подразделениями Федеральной миграционной службы на местах, несвоевременного представления органами исполнительной власти по запросам ИУ необходимых документов.

Имеют место случаи, когда воспитанникам просто некуда ехать после выхода за пределы учреждения, и поэтому они не стремятся приблизить свой срок освобождения: ведь их никто не ждет.

Без активной работы общества по социальному сопровождению подростков после освобождения из мест лишения свободы теряется весь смысл усилий по их воспитанию в пенитенциарных учреждениях.

К примеру, в США и Великобритании социальной реабилитацией подростков помимо государства занимаются общественные организации, предусмотрена система льгот для бизнесменов, которые участвуют в этом процессе. В России, к сожалению, подобного нет.

Тем не менее в этом направлении постоянно предпринимаются определенные усилия. В целях приобретения положительного опыта работы с несовершеннолетними осужденными, накопленного зарубежными коллегами, подразделения ФСИН СЗФО довольно активно взаимодействуют с пенитенциарными системами зарубежных государств.

В качестве примера такого сотрудничества можно привести российско-шведский проект «Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в Санкт-Петербурге», организованный Высшей социальной школой Стокгольмского государственного университета. Основными целями проекта являются снижение уровня преступности и правонарушений среди несовершеннолетних путем укрепления сотрудничества между всеми органами, занимающимися этой сферой деятельности, повышение квалификации и профессиональной подготовки персонала.

Санкт-Петербург был выбран не случайно. В городе сложилась система специализации судей по делам несовершеннолетних. Созданы специальные социальные службы по работе с трудными подростками и оказанию им необходимой помощи. Функционируют центры социальной реабилитации условно осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

В проекте поставлены задачи реализации предложений о введении в практику социального обследования несовершеннолетних в процессе досудебного производства по делу, участия социальных

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (36) 2007

*!

работников в судебном процессе и дальнейшей реабилитации подростков после вынесения приговора, применения судами таких мер воздействия, как назначение наказаний, не связанных с лишением свободы. За счет международного опыта повышается качественный уровень работы органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы и социальной защиты.

В рамках указанного проекта 7-8 февраля 2007 г. была проведена международная конференция «Работа с несовершеннолетними правонарушителями в Колпинской воспитательной колонии ГУФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области».

Целенаправленная работа с несовершеннолетними, в т.ч. с использованием международного опыта, приносит положительные результаты. Уровень подростковой преступности в Санкт-Петербурге

6 и Ленинградской области имеет тенденцию к снижению.

Согласно минимальным стандартным правилам ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, наказание их в виде лишения свободы следует по возможности ф I заменять альтернативными мерами - такими, как условное осуждение, финансовые наказания и др.

Помещение подростка в какое-либо исправительное учреждение рассматривается как крайняя мера. 5 С учетом действия международных установлений в Российской Федерации в отношении

5 несовершеннолетних расширяется практика назначения судами наказаний, не связанных с их изоляцией

^ от общества. Исполнением уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, занимаются

^ уголовно-исполнительные инспекции. Работа с несовершеннолетними осужденными в УИИ является

^ одной из основных. В их деятельности широко используется зарубежный опыт. Инспекторами УИИ

на каждого подростка заполняется листок социального обследования и приобщается к личному делу 1;^ осужденного, при необходимости составляется углубленная социальная диагностика. Основная задача

^ сотрудников УИИ при работе с несовершеннолетними осужденными, не допустить в период

испытательного срока совершения ими повторного преступления и уберечь от отбывания наказания в местах лишения свободы. Для выполнения этой задачи сотрудники УИИ постоянно взаимодействуют с органами внутренних дел, осуществляют мероприятия по контролю за подростками по месту жительства и розыску лиц, скрывшихся от отбывания наказания. В рамках совместных совещаний с ОВД систематически обсуждаются вопросы реализации мероприятий по взаимодействию и ^ профилактике рецидивной преступности. Систематически проводятся совместные оперативно-

^ профилактические операции, рейды по местам досуга несовершеннолетних, проверки по месту

^ жительства осужденных в вечернее время, оказание лицам, склонным к противоправным действиям,

^ правовой, социальной, психологической помощи, выступление в средствах массовой информации. В

результате принятых мер профилактического воздействия к нарушителям условий отбывания

и

£

у

^ наказания сокращается количество несовершеннолетних, имеющих предупреждение о замене г наказания более строгим. Тесное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики ^ безнадзорности и преступлений, совершаемых в период отбытия наказания, позволяют уменьшить ^ число рецидивов среди несовершеннолетних осужденных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ Личный состав УИИ в своей деятельности по профилактике рецидивной преступности среди

несовершеннолетних взаимодействует с судами, чтобы при назначении наказаний без лишения ^ свободы осуществлять дифференцированный подход к личности и учитывать конкретный регион (сельская местность, градообразующее предприятие, крупный промышленный центр и т.д.), в котором подросток будет отбывать наказание.

Уделяется повышенное внимание вопросам соблюдения законности и прав человека, требований законодательных и ведомственных нормативных актов, осуществлению взаимодействия с органами прокуратуры при исполнении наказаний без лишения свободы.

Практика работы уголовно-исполнительных инспекций по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества свидетельствует о том, что имеется ^ ряд проблемных вопросов в исполнении альтернативных видов наказаний, а отдельные положения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие данное направление деятельности, ^ нуждаются в совершенствовании и доработке.

^ В современных условиях необходим комплексный подход к решению вопросов, связанных с

ювенальной юстицией, в частности, с исполнением уголовных наказаний в отношении ^ несовершеннолетних.

^ Имеющиеся в настоящее время на территории России центры социальной реабилитации и

социальные приюты не в состоянии помочь всем подросткам, освобождающимся из мест лишения свободы и нуждающимся в социальной помощи. Решение этих вопросов необходимо урегулировать законодательно.

На региональном уровне органам исполнительной власти необходимо регулярно рассматривать вопросы социальной реабилитации несовершеннолетних осужденных. Внимание руководства

е

административных образований к этому вопросу обусловлено решением проблем, связанных с предотвращением и снижением рецидивной преступности среди несовершеннолетних.

Необходимо посещение колоний трудными подростками, состоящими на учете в милиции. Такие профилактические мероприятия оказывают на них большое воспитательное воздействие.

Проблемы профилактики преступности среди несовершеннолетних осужденных всегда были значимы уже по той простой причине, что они являются наиболее уязвимой категорией населения. Поэтому и вопросы соблюдения их прав во время отбывания наказания всегда являлись приоритетными.

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. Необходимость продуктивного развития ювенальной юстиции, совершенствования института соблюдения прав человека среди несовершеннолетних, создания специализированных государственных органов по вопросам молодежи в российском обществе продиктована самой жизнью.

В качестве конкретных мер по социальной адаптации несовершеннолетних осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы, предлагается реализовать следующие мероприятия.

1. В связи с развитием ювенального права создать законодательную базу о защите прав ребенка в области его социального обеспечения, прав на трудоустройство, жилье и образование.

2. С целью оказания позитивного влияния родственников на категорию несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказания в строгих условиях, внести дополнения в п. 5-б ст. 133 УИК РФ: «одно длительное свидание в течение года».

3. Для несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы и нуждающихся в трудоустройстве, обеспечить постоянное количество рабочих мест на предприятиях муниципального образования.

УДК 343.15 Н.В. Лантух*

Правовая природа институтов пересмотра судебных решений

Ключевые слова: приговор, апелляция, кассация.

Целью правосудия является окончательное судебное решение, которое отвечает задачам стабильности правоотношений, а следовательно, и порядку уголовного судопроизводства. По словам известного русского правоведа П.И. Люблинского, «процесс в своем движении определяется известной целью...». Это не решение правового спора и не осуществление карательного права государства, а постановление правосудного приговора1.

В действительности такого идеала достичь трудно, т.к. субъекты, осуществляющие данную деятельность, несмотря на свой широкий потенциал, не застрахованы от ошибок в своих решениях. Область этих ошибок так же широка, как объем того фактического и юридического материала, которым пользуется суд для вынесения решения. Они могут относиться:

- к констатированию самого факта, положенного в основание судебного решения;

- к установлению причинной связи между возникшими последствиями и деятельностью обвиняемого;

- к подведению факта под определенный закон;

- к толкованию воли закона;

- к определению юридических последствий деяния;

* Доцент кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (36) 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.