Научная статья на тему 'Особенности личности несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, и некоторые проблемы их ресоциализации'

Особенности личности несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, и некоторые проблемы их ресоциализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
395
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / PECULIARITIES OF THE PERSONALITY OF JUVENILE OFFENDERS SENTENCED TO IMPRISONMENT / RE-SOCIALIZATION OF JUVENILE OFFENDERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова Ю. Р.

в статье анализируются особенности личности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, а также рассматривается вопрос их ресоциализации после освобождения. Автор делает вывод о том, что необходимо создать систему, организационно способную осуществлять деятельность по адаптации и реабилитации несовершеннолетних осужденных после их освобождения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE PERSONALITY OF JUVENILE OFFENDERS SENTENCED TO IMPRISONMENT AND THE ISSUES OF THEIR RE-SOCIALIZATION

in the article the peculiarities of the personality of juvenile offenders serving sentences in educational colonies are analyzed, and also the issues of their re-socialization after release are considered. The author makes the conclusion that it is necessary to create the system which is organizationally capable to carry out the activity for adaptation and rehabilitations of juvenile offenders after their release

Текст научной работы на тему «Особенности личности несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, и некоторые проблемы их ресоциализации»

Y.R. ORLOVA

PECULIARITIES OF THE PERSONALITY OF JUVENILE OFFENDERS SENTENCED TO IMPRISONMENT

AND THE ISSUES OF THEIR RE-SOCIALIZATION

Annotation: in the article the peculiarities of the personality of juvenile offenders serving sentences in educational colonies are analyzed, and also the issues of their re-socialization after release are considered. The author makes the conclusion that it is necessary to create the system which is organizationally capable to carry out the activity for adaptation and rehabilitations

of juvenile offenders after their release.

Key words: peculiarities of the personality of juvenile offenders sentenced to imprisonment, re-socialization of juvenile offenders.

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ,

И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация: в статье анализируются особенности личности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, а также рассматривается вопрос их ресоциализации после освобождения. Автор делает вывод о том, что необходимо создать систему, организационно способную осуществлять деятельность по адаптации и реабилитации несовершеннолетних осужденных после их освобождения.

Ключевые слова: особенности личности несовершеннолетних осужденных к лишению свободы, ресоциализация

несовершеннолетних осужденных.

Несмотря на гуманизацию уголовной и уголовно-исполнительной политики, проводимой

Россией в отношении 441--------------------

несовершеннолетних в последние годы, правоприменительная практика исправительной системы пока еще сохраняет один из ее основных недостатков - карательный уклон и не использует весь спектр наказаний, которые могут быть применены к несовершеннолетнему, совершившему преступление. Одним из самых распространенных наказаний, применяемых в отношении несовершеннолетних, по-прежнему является лишение свободы. Только в 2007 г. российскими судами было осуждено 84 099 несовершеннолетних, совершивших преступления, в том числе более 21 % (17 685 чел.) к такому виду наказания, как лишение свободы. В течение всего 2007 г. в 62 воспитательные колонии, находящиеся на территории РФ, поступило 13 473 осужденных, в том числе 1467 старше 18 лет. Следует отметить, что в соответствии со ст. 96 УК РФ в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения гл. 14 УК РФ к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа либо воспитательную колонию.

Изучение динамики количества осужденных, поступивших в воспитательные колонии за последние 3 года, свидетельствует в целом о со-

Ю. Р. ОРЛОВА,

кандидат юридических наук, доцент (ВНИИ МВД России)

E-mail: antonyaa@yandex.ru

кращении на 20,5 % количества осужденных к лишению свободы, а следовательно, и поступаю-----------------^ щих в них для отбытия

наказания (с 16 955 в 2005 г. до 13 473 в 2007 г.). Общая численность несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, составила 10 750 человек.

Изучение обобщенных данных ФСИН России свидетельствует о том, что за последние годы произошли некоторые изменения в характеристике осужденных несовершеннолетних по составам совершенных преступлений. При общем сокращении числа несовершеннолетних осужденных к лишению свободы увеличилось количество несовершеннолетних, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, что значительно осложнило обеспечение установленного режима содержания в воспитательных колониях и проведение профилактической работы с изучаемой группой в условиях изоляции.

Одной из характерных особенностей современной ситуации является целенаправленное и острое проявление агрессии как в межличностном общении, так и в отношении порядка исполнения наказания в виде лишения свободы.

Проведенный анализ структуры несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВК, позволяет сделать вывод о том, что удельный вес несовершеннолетних осужденных составляет: за убийство - 9,8 %; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 13,9; изнасилование - 6; совершение краж - 25,9;

совершение грабежа - 17,9; разбой - 14,4, вымогательство - 1,3; неправомерное завладение автомобилем без цели хищения - 4,5; хулиганство - 0,42 %; преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, - 1,6; прочие преступления - 3,7 %.

По возрасту группы осужденных распре делились следующим образом: от 14 до 15 лет -7,4 %, от 16 до 17 - 67,9, от 18 до 19 - 22,8, от 20 до 21 - 1,9 %.

Незначительно изменился состав осужденных в зависимости от срока назначенного наказания. Удельный вес лиц, осужденных на срок до 2 лет включительно, составляет 18,5 %, от 2 до 3 лет - 28,5, от 3 до 5 лет - 33,7, от 5 до 8 лет -16,1, от 8 до 10 лет - 3,1 %.

Подавляющее большинство несовершеннолетних (более 94 %) отбывали наказание в воспитательной колонии впервые. Вместе с тем многие из них ранее уже имели криминальный опыт. Так, более 40,2 % - были осуждены условно, 2,7 - к обязательным работам, 3,8 - к исправительным работам, 3,7 % - к другим видам наказаний. В отношении 0,5 % несовершеннолетних ранее применялись меры воспитательного характера, в отношении 0,9 % -помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Более 6 % несовершеннолетних отбывают наказание в воспитательной колонии во второй раз (в 2006 г. указанный показатель был ниже и составлял 4,7 %). Столь невысокий удельный вес лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы во второй раз в воспитательной колонии, может быть объяснен не столько низким уровнем рецидивных преступлений со стороны несовершеннолетних, скольконебольшим временным промежутком (4 годами с 14 до 18 лет), когда подросткам может быть назначено отбывание наказания в воспитательной колонии. Таким образом, более 54 % несовершеннолетних, направленных для отбывания наказания в воспитательные колонии, уже имеют определенный криминальный опыт, что свидетельствует об устойчивости их антиобщественной направленности.

Имеется тенденция увеличения удельного веса несовершеннолетних, которые до совершения преступления учились в общеобразовательных школах и других учебных заведениях. По итогам 2007 г. их доля составляет около 55 %, из них более 8,5 % обучались в специальных

школах и профессиональных училищах. И наоборот, сокращается количество несовершеннолетних, которые на момент совершения преступления не работали и не учились. В 2007 г. доля таких несовершеннолетних, отбывающих наказание в ВК, составила 36,5 % (в 2006 г. их было около 45 %).

Значительный удельный вес осужденных, ранее не работавших и не учившихся, указывает на снижение образовательного уровня несовершеннолетних, отсутствие у них профессиональных навыков, желания и стремления заниматься общественно полезной деятельностью. В определенной мере это объясняется увеличением числа лиц, страдающих различными психическими заболеваниями, а также сирот и детей, лишенных родительского попечения. Так, среди отбывавших наказание около 30 % имели отклонения в психическом развитии, 15 -сироты и лица до 18 лет, лишенные родительского попечения, 1,1 % - являются инвалидами и лицами с ограниченной трудоспособностью. Из числа несовершеннолетних, отбывающих наказание, 47,3 % до совершения преступления состояли на учете в ПДН. Аналогичные показатели в 2005 и 2006 гг. составляли соответственно 41 и 43 %.

Таким образом, выявленные особенности личности несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, свидетельствуют как о низкой эффективности мер ранней профилактики, применяемых в отношении несовершеннолетних до совершения ими преступления, так и о низкой эффективности профилактической работы с несовершеннолетними в местах лишения свободы, что влечет за собой совершение ими повторных преступлений в течение первого года после освобождения. В связи с этим при разработке и реализации целевых федеральных и региональных программ борьбы с преступностью несовершеннолетних, а также при планировании индивидуальной профилактической работы целесообразно учитывать все выявленные особенности личности, что позволит достичь определенных положительных результатов и не допустить повторного вступления подростков на преступный путь.

При реализации различных направлений профилактики повторной преступности несовершеннолетних особое место занимает проблема ресоциализации осужденных к лишению сво-

боды. Ученые справедливо отмечают, что механизм устрашающей роли наказания играет все меньшую роль в преступном поведении лиц, неоднократно отбывающих наказание.

Утвержденным ФСИН России в 2006 г. Планом мероприятий по реализации Концепции развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях на период до 2010 г. предусматривается внесение изменений в Уголовноисполнительный кодексРоссийской Федерации и иные законодательные акты, касающиеся правовой регламентации порядка организации и проведения в учреждениях УИС социальной, психологическойи воспитательной работы. Кроме того, названный План мероприятий ориентирован на обновление ведомственной нормативно-правовой базы, регулирующей порядок организации и проведения социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в учреждениях УИС различных видов и с различными категориями осужденных.

Основные проблемы взаимодействия субъектов системы профилактики по оказанию помощи несовершеннолетним, освободившимся из мест лишения свободы, регулярно являются предметом обсуждения на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних. Так, в 2008 г. Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московскойобла-сти были рассмотрены следующие вопросы:

- о состоянии и мерах в преемственности по профилактике повторной преступности, а также социальному сопровождению несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Ресоциализация воспитанников Можайской и Икшинской воспитательных колоний в период отбывания наказаний, их трудовое и бытовое устройство после освобождения, в том числе по достижении совершеннолетия;

- о практике работы комиссий по делам несовершеннолетнюю защите их прав муниципальных районов и городских округов по бытовому и трудовому устройству несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний (на примере комиссий Мытищинского, Воскресенского, Ногинского, Одинцовского, Красногорского муниципальных районов).

Реализация воспитательных задач, равно как и других целей наказания, сложный процесс, ре-

зультаты котороготрудно измерить. Правильное научно обоснованное определение эффективности деятельности исправительных учреждений имеет важное теоретическое и практическое значение. Ученые сходятся во мнении, что конкретный позитивный результат воздействия исправительного учреждения - правомерное поведение бывшего осужденного после отбытия наказания в виде лишения свободы. Поставленные цели могут быть достигнуты исключительно при тесном сотрудничестве всех субъектов системы профилактики с властными структурами, правоохранительными органами при поддержке широкой общественности.

Особенности подросткового возраста осложняют работу с контингентом, поскольку вынуждают персонал воспитательных колоний учитывать характерные свойства личности воспитан -ников в данном возрасте. Вместе с тем «пластичность» развивающейся личности подростка позволяет надеяться на успешность целенаправленной педагогической работы специально подготовленного в области подростковой педагогики и психологии персонала1. Максимально возможные сроки наказания для данной категории, ограниченные десятью годами, также обусловливают реальные перспективы в работе с несовершеннолетними осужденными. Осужденные в несовершеннолетнем возрасте освобождаются из воспитательных колоний, как правило, в ином юридическом статусе, позволяющем социально определиться и закрепиться в будущем продолжить учебу, трудоустроиться, создать семью и т. д. Именно поэтому большинство специалистов, исследующих тему, согласны в том, что необходимо создать в стране систему, организационно способную качественно и эффективно осуществлять деятельность по адаптации и реабилитации бывших осужденных, в первую очередь из числа несовершеннолетних.

Организация работы по предупреждению преступности несовершеннолетнихдолжна складываться из взаимосвязанных этапов, особенностью которых должно быть сочетание комплекса социальноэкономических, психологических, медицинских, исправительных мер воздействия, направленных на формирование социально значимой, активной жизненной позиции. Всю проводимую работу нужно ориентировать на конкретного индивида с учетом его потребностей. Поскольку несовершеннолетние представляют собой резерв преступности, приме-

нение комплексауказанных мер позволит не допустить их повторноговступления на преступный путь, а следовательно, ухудшениякриминогенной обстановки на территории России в целом.

1 См.: Соломатин И.В. Перспективы развития института исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных // Рос. следователь 2007. № 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.