УДК 159.9:343.81
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МАРГИНАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО В ЗАКРЫТОЙ СИСТЕМЕ
Реферат: в статье предпринята попытка теоретического осмысления проблемы маргинальности личности осужденного, отбывающего уголовное наказание в местах лишения свободы. Необходимость исследования рассматриваемых в статье понятий связана с преодолением кризисных явлений в современной жизни нашего общества, требующим радикального переосмысления деятельности государственных институтов, в том числе пенитенциарной системы. Сквозь призму основных концепций маргинальности фокусируется внимание на самом человеке как объекте психологического исследования, обосновывается необходимость осмысления, установления и изучения особенностей протекания психологических процессов и состояний, испытываемых человеком в условиях социальной изоляции, даются ориентиры, позволяющие охарактеризовать места лишения свободы как закрытую систему с позиции современной отечественной психологической науки.
В контексте теории психологических систем особый интерес для изучения представляют особенности построения жизненного пространства маргинальной личности, находящейся в закрытой системе с учетом ценностно-смысловых, поведенческих и эмоциональных характеристик.
© Писарев О. М., 2016
О. М. Писарев
Формулируется вывод о том, что учет психологических характеристик, описывающих осужденного как маргинальную личность, имеет теоретическое и практическое значение как в плане исследования эмоциональных и поведенческих проявлений осужденных в процессе отбывания наказания, так и в работе с ними по достижению психологического баланса в системе «человек - среда».
Ключевые слова: маргинальность, маргинальная личность, осужденный, закрытая система, социальная изоляция, смена социальной среды, адаптация.
На современном этапе развития общества особый интерес представляет изучение жизненных позиций отдельных социальных групп и личностей, являющихся носителями специфических ценностей, оказывающих влияние на их состояние в условиях быстрых перемен (например, смена социальной (жизненной) среды). Одной из составляющих данного рода исследований является проблема изучения феномена маргинальности и маргинального человека, отражающаяся во всем многообразии взаимодействия личности и специфического социокультурного пространства. Современная эпоха социальных изменений вынуждает личность к постоянному преобразованию сложившихся жизненных взглядов и
отношений, поиску новых алгоритмов и форм поведения, с учетом имеющегося жизненного опыта, личностного потенциала, ценностно-смысловых полей, системы сложившихся установок, что позволяет выйти к пониманию многомерности человеческого бытия в создаваемом им мире, понимаемом как особое пространство, формирующееся прижизненно и усложняющееся по мере приобретения человеком новых координат [6]. Многозначность, много-аспектность понятия маргинальности, его глубина и междисциплинарность
не могли не привлекать внимания исследователей. Обращение к теме мар-гинальности начинается с углубленного исследования этого феномена в русле общепринятых концепций и постепенного осмысления его в контексте современной российской пенитенциарной науки. Следует отметить, что традиция понимания и использования самого термина в отечественной науке связывает его именно со структурной маргинальностью, то есть концепцией, характерной для Западной Европы и США (табл. 1).
Таблица 1
Научные подходы к определению маргинальности
Маргинальность как: Автор, работа, год Описание типа маргинальности
1 2 3
Культурный конфликт Парк Э. «Человеческая миграция и маргинальный человек» (1927) Определяется как положение индивидов, находящихся на границе различных, конфликтующих между собой культур, выражается в неадаптированности человека к новому культурному слою
Культурное отчуждение Стоунквист Э. «Маргинальный человек» (1937) Выражается в неприспособленности, изолированности, разочарованности, психической дезорганизации, разрушении «жизненной организации» внутреннего мира человека
Аномия Мертон Р. «Социальная структура и аномия» (1992) Представляет собой результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными средствами их достижения
Кризис развития личности Маслоу А. «Deficiency motivation and growth motivation» (1962) Характеризуется потерей ощущения принадлежности к чему-либо. Признаки: повышение восприятия действительности; переоценка себя, других, природы; повышение спонтанности; сопротивление к культурным нормам
Изменчивость Манчини Дж.Б. «No owner of soil: The concept of marginality revisited on its sixtieth birthday» (1988) Зависит от того, является ли жизненная ситуация для индивида центральной частью его жизни. Характеризуется изменчивостью ситуации, ее заметностью и видимостью, направлением идентификации
Окончание таблицы 1
1 2 3
Трансформация социального положения Пачколина Е.Н. «Феномен маргинальности в студенческой среде» (2008) Длительное, устойчивое, негативное переживание, возникающее при трансформации положения субъекта в социальной структуре общества, интегрирующее в себе высокую степень дезадаптивности, продолжительность и степень выраженности которого обусловливаются психологическими особенностями
Нигилизм Кемалова Л.И., Парунова Ю.Д. «Личность маргинала и возможности ее социализации в условиях транзитивного общества» (2010) Означает отрицание, неприятие общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры. Указывает на тот факт, что в обществе назревают изменения и в скором времени произойдут (настоящая социальная реальность устраивает не всех)
Центральным пунктом в смысловом определении понятия становится образ переходности, промежуточности, что отвечает специфике российской ситуации. При этом главное внимание направлено на анализ феномена в социальной структуре, без углубления в психологическую реальность. Маргинализация в данном случае признается широкомасштабным процессом, приводящим к тяжелым последствиям для больших масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни. Проблема маргинальности рассматривается в свете различных аспектов социального определения человека: как «трансисторического субъекта», как «персонификацию общественных отношений определенной эпохи» [10].
Однако с позиций психологической науки необходимо отметить качественную структуру маргинальности, которая фокусирует наше внимание в первую очередь не на происходящих социальных процессах, а на самом человеке как субъекте, формирующем картину своего жизненного мира. Можно предположить, что в зависимости от раз-
личных типов маргинальности складываются различные типы маргинальной личности, обладающие определенным набором психологических особенностей. Наиболее отчетливо это можно наблюдать в результате смены жизненной среды. Например, нахождение человека в закрытой системе создает сбой в механизме социализации на уровне проекции, идентификации и символизации. В теории психологических систем избирательное взаимодействие человека как открытой психологической системы со средой представляет собой форму существования системы и обусловлено стремлением системы удержать свою целостность. Это делает систему чувствительной к тем элементам (в себе и для себя существующей среды), которые по отношению к системе выступают как необходимые условия устойчивого существования системы, которые должны быть опознаны как свое и в качестве своего присвоены системой. В результате избирательного взаимодействия рождаются новые, более сложные образования (системы), в силу чего дальней-
шее избирательное взаимодействие со средой осуществляют уже они. Резкое ограничение либо прекращение обмена со средой можно представить как деструкцию, приводящую в конечном счете к распаду системы [6].
Г М. Головина, Т. Н. Савченко, Д. В. Со-чивко, характеризуя закрытую систему, указывают на то, что в ней отсутствует обмен материей с окружающей средой, однако возможен обмен энергией и информацией [5]. В связи с этим исследователи совершенно справедливо относят к закрытой системе систему исправительных учреждений, говоря как раз о различной степени закрытости в рамках социально-психологического взаимодействия с внешними системами [15].
Проблема жизнедеятельности личности в ситуации резкой перемены среды (совершенное преступление и последующее наказание в виде лишения свободы) зависит от готовности человека оставаться открытым в условиях закрытой системы с ее жесткой пространственной и временной регламентацией. Отсутствие этой готовности может быть вызвано многими причинами: ригидизацией (Г. В. За-левский, 2007); дезадаптацией (Ю. А. Александровский, 1976); социальной дезорганизацией (У. Томас, Ф. Знанец-кий, 2001; Р. Парк, 1928); напряжением (Р. Мертон, 1991; Р. Агнью, 1992); «напряженной адаптацией» (М. Е. Сандо-мирский, 2002); аномией (Э. Дюркгейм, 1966); маргинализацией личности (Р. Парк, 1928; Э. Стоунквист, 1961); конфликтом культур и криминальных (в том числе и пенитенциарных) субкультур (А. Коэн, 1955; Р. Клауорд, Л. Оулин, 1960); стигматизацией (П Беккер, 1963; Е. Лемерт, 1951; Ф. Асмус, 2001; И. Гоф-
ман, 1963); психологической защитой в тяжелых жизненных условиях (Л. И. Ан-цыферова, 1994; А. В. Либин, 1998), переживанием критических ситуаций (Ф. Е. Василюк, 1995); последствиями хронического социального стресса (В. Ф. Гнучев, 2001); кризисом идентичности (Е. П. Молчанова, 2010), деформацией временной трансспективы (В. В. Нуркова, К. Н. Василевская, 2003). С учетом отмеченных нами точек зрения отечественных и зарубежных исследователей можно констатировать, что далеко не каждый человек способен быстро адаптироваться (а иногда вообще адаптироваться) к закрытой системе и реализовать свои возможности в ее условиях. Объяснение данного факта заключается в том, что психологическая адаптация личности, как известно, динамичное явление, проходящее в своем функционировании ряд стадий, последовательность развертывания которых различна. Вхождение в новую социальную среду может происходить с различной скоростью, но связано оно с усвоением личностью системы социокультуральных ценностей. Данный подход всецело применим к специфике адаптации личности в местах лишения свободы, где в силу режимно-ограничительных правовых мер поддерживается определенная социальная стабильность, формирующая специфическое устойчивое пенитенциарное социокультуральное пространство, в границах которого наблюдаются адаптационные процессы, аналогичные процессам межкультурной адаптации [12, 13]. При этом процесс адаптации предполагает взаимодействие двух или нескольких систем, но взаимодействие разворачивается в особых условиях -
условиях дисбаланса, несогласованности между системами [1].
Переживание состояния марги-нальности выражается в дезинтеграции психологических норм и ценностей, незавершенности социализации (наличии различных дефектов), неприятии социальных норм, изменении диспозиций субъектов [9], что, на наш взгляд, является одним из важнейших критериев маргинальности. В данном случае осужденный как маргинальная личность на индивидуальном уровне осуществляет переход от нормативно-ценностной системы одной к нормативно-ценностной системе другой социальной группы и на определенный промежуток времени оказывается в состоянии разрегулированности норм и ценностей [4].
Нахождение человека в местах лишения свободы - мощный фактор модификации его поведения. Будучи оторванным от обычной (открытой) социальной среды, человек либо вынужден самостоятельно находить пути взаимодействия с новой (в нашем случае закрытой) средой (активная форма адаптации), либо ее принять (выработать конформное к ней отношение) и жить по предъявляемым средой требованиям и нормам (пассивная форма адаптации) [1]. Это находит подтверждение в работе Т. Ю. Лапшиной, которая указывает на то, что нахождение в пенитенциарном учреждении часто разрушает сложившуюся ранее систему отношений человека с обществом и подталкивает осужденного искать способы преодоления негативного влияния среды, в которую он попал [8]. Таким образом, проблема изучения маргинальной личности, находящейся в закрытой
системе, обусловлена дальнейшей криминализацией человека, разорванностью его связей с окружением, процессами отчуждения, которые блокируют его социальное развитие.
В процессе отбывания уголовного наказания жизнь осужденного регламентируется как официальными, так и неофициальными правилами. В первом случае он вынужден подчиняться утвержденному распорядку дня, регламентированным требованиям общения с персоналом пенитенциарного учреждения, участия в трудовой деятельности, в обучении, проведении досуга. Во втором случае, входя в среду осужденных, он обнаруживает, что существуют «неписаные законы», неподчинение которым может не только осложнить пребывание в местах лишения свободы, но и привести к более трагическим последствиям.
Процесс маргинализации личности в условиях социальной изоляции приводит к тому, что человек постепенно прекращает конструирование новых целей и останавливается в своем развитии, находясь в дальнейшем в динамическом покое, представляющем собой постоянную прокрутку одних и тех же целей. Следствием подобной «закрытости» становятся утеря возможности избирать, устанавливать соответствие своих актуальных потребностей и возможностей с объективной реальностью, разрушение целостности жизненного мира, доминирование отрицательных переживаний, что приводит к формированию социальной дезадаптации и дальнейшей криминализации. В условиях несвободы человек оказывается закрытым к транскоммуникациям по отношению к себе и окружающему
миру, что не позволяет ему выделять те особые смыслы и ценности, которые определяют важнейшие условия его жизни. Это приводит к коррозии, «сжатию» и «примитивизации» социокультурных образцов, поведенческих моделей жизненного мира личности, размываются ее ценности, снимаются прежние защитные барьеры [7]. Если человек в своей жизни закрыт, то в условиях несвободы ему легче принимать те ценности, правила, которые доминируют в закрытой среде. Нередко это формирует склонность осужденного двигаться по пути наименьшего сопротивления, ведущего к преступному рецидиву [16].
В данном случае маргинальность выступает как неспособность человека определить, каковы его цели и жизненные перспективы, какое место он занимает, находясь в актуальной для него жизненной среде. Таким образом, факт пребывания в местах лишения свободы ставит человека перед актом жизненного самоопределения. Однако во многих случаях это - самоопределение человека, теряющего (или уже потерявшего) жизненное пространство, размеченное собственной субъективностью, то есть такое, в котором человек мог встречаться с самим собой, со своими потребностями и возможностями, представленными в предмете в виде ценностно-смысловых измерений [11].
В случае стресса фиксация на отрицательном переживании угрозы закрывает человека в разнообразии его эмоциональных проявлений и закрепляет узкую связь человека с объективным миром, ограничивая его этим пространством в определенном времен-
ном интервале. Имеет место нарушение гармонии внутреннего и внешнего вследствие того, что детерминация поведения человека обусловливается только его внутренним состоянием без учета объективных требований внешней ситуации [3]. Закрытие, ри-гидизация, сужение смыслового пространства жизненного мира человека, отсутствие перспективы могут приводить к отрицательным для личности последствиям [2]. В этом случае негативные переживания могут свидетельствовать о том, что субъект не видит путей и возможностей реализации своих целей [14].
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что процесс исследования маргинальной личности в закрытой системе должен включать в себя: 1) разработку методов изучения маргинальной личности в условиях жесткой пространственно-временной регламентации; 2) обоснование типологии отношений «человек - социум» с учетом психологических особенностей маргинальной личности в этих отношениях; 3) апробирование коррекционных программ, нацеленных на приобретение осужденным как маргинальной личностью новых жизненных координат, способствующих его саморазвитию, самореализации и демаргинали-зации как в закрытой, так и в открытой системе.
В любом случае обращение к проблеме изучения маргинальности личности осужденного является актуальной исследовательской задачей, позволяющей определять дальнейшие перспективы современных психологических исследований в отечественной пенитенциарной науке.
Список литературы
1. Аксенова Г. К., Аксенова П. Ю. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 28-36.
2. Бохан Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования. Томск : Иван Федоров, 2008. С. 136. 267 с.
3. Залевский Г В. Личность и фиксированные формы поведения. М. : Изд-во Института психологии РАН, 2007. 336 с.
4. Вайтулевич С. Н. Маргинальное сознание и поведение как аспект социально-психологической организации маргинальной личности // Успехи современного естествознания. 2007. № 2. С. 60-61.
5. Головина Г М., Савченко Т. Н., Сочивко Д. В. Степень закрытости системы как фактор восприятия качества жизни // Прикладная юридическая психология. 2015. № 3. С. 82-90.
6. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). Томск : Изд-во ТГУ, 2005. 174 с.
7. Костюченко Л. Г., Резник Ю. М. Введение в теорию личности: личность и ее жизненный мир. М., 2004. 272 с.
8. Лапшина Т. Ю. Психологические особенности переживания одиночества у лиц, находящихся в условиях групповой (тюремной) изоляции : дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2007. 181 с.
9. Макаренко О. Н. К вопросу о психологии маргинальной личности // Вестник Волгоградско-
го государственного университета. Сер. 7. Филос. 2009. № 1 (9). С. 173-176.
10. Навджавонов Н. О. Проблема маргинальной личности: постановка задачи и определение подходов // Социальная философия в конце ХХ века. М. : Изд-во МГУ, 1991. С. 149-158.
11. Нартова-Бочавер С. К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 6. С. 27-36.
12. Семке В. Я., Аксенов М. М., Диденко А. В. Расстройства личности у осужденных : монография. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2012. 353 с.
13. Семке В. Я., Диденко А. В., Аксенов М. М. Тюремная субкультура и адаптация осужденных с расстройствами личности в местах лишения свободы // Судебная психиатрия. Пенитенциарная психиатрия и психология / под ред. Т. Б. Дмитриевой. М. : ФГУ «ГНЦССП Росздрава», 2009. Вып. 6. С. 189-204.
14. Соболев Н. Г, Рогач В. Г Особенности переживаний у осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, их психологическая коррекция // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 65-71.
15. Сочивко Д. В., Савченко Т. Н. Головина Г. М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 6-22.
16. Чернышева Е. В. К вопросу о социально-психологической адаптации осужденных // Прикладная юридическая психология. 2015. № 3. С. 46-56.