Научная статья на тему 'Теоретические аспекты исследования проблемы маргинальности личности осужденного в закрытой системе'

Теоретические аспекты исследования проблемы маргинальности личности осужденного в закрытой системе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРГИНАЛЬНОСТЬ / MARGINALITY / МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / MARGINAL PERSON / ОСУЖДЕННЫЙ / ЗАКРЫТАЯ СИСТЕМА / CLOSED SYSTEM / СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / SOCIAL ISOLATION / СМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ / CHANGE OF SOCIAL ENVIRONMENT / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / CONDEMNED

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Писарев Олег Михайлович

В статье предпринята попытка теоретического осмысления проблемы маргинальности личности осужденного, отбывающего уголовное наказание в местах лишения свободы. Необходимость исследования рассматриваемых в статье понятий связана с преодолением кризисных явлений в современной жизни нашего общества, требующим радикального переосмысления деятельности государственных институтов, в том числе пенитенциарной системы. Сквозь призму основных концепций маргинальности фокусируется внимание на самом человеке как объекте психологического исследования, обосновывается необходимость осмысления, установления и изучения особенностей протекания психологических процессов и состояний, испытываемых человеком в условиях социальной изоляции, даются ориентиры, позволяющие охарактеризовать места лишения свободы как закрытую систему с позиции современной отечественной психологической науки. В контексте теории психологических систем особый интерес для изучения представляют особенности построения жизненного пространства маргинальной личности, находящейся в закрытой системе с учетом ценностно-смысловых, поведенческих и эмоциональных характеристик. Формулируется вывод о том, что учет психологических характеристик, описывающих осужденного как маргинальную личность, имеет теоретическое и практическое значение как в плане исследования эмоциональных и поведенческих проявлений осужденных в процессе отбывания наказания, так и в работе с ними по достижению психологического баланса в системе «человек среда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The attempt of theoretical comprehension of marginality of a convicted person serving his sentence institution of confinement is made in the article. The author notices that necessity to study the concepts under consideration is connected with overcoming of the crisis phenomena in modern life of our society, demanding radical reconsideration of activity of the state institutes, including penitentiary system. Through a prism of the basic concepts of marginality the attention to the person as an object of psychological research is focused, the necessity for comprehension, establishment and study of peculiarities of person’s psychological processes and the conditions in the conditions of social isolation is proved. The reference points that make it possible to characterize institutions of confinement as a closed system from a position of modern domestic psychological science are outlined. In a context of the theory of psychological systems particular interest for studying is represented by features of construction of vital space of the marginal person in closed system with due regard for value-meaning, behavioral and emotional characteristics. The conclusion that the account of psychological characteristics describing convicted as a marginal person has theoretical and practical value in respect of research of convict’s emotional and behavioral manifestations in the course of punishment serving and in work with them on achievement of psychological balance in system «person-environment» is formulated.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты исследования проблемы маргинальности личности осужденного в закрытой системе»

УДК 159.9:343.81

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МАРГИНАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО В ЗАКРЫТОЙ СИСТЕМЕ

Реферат: в статье предпринята попытка теоретического осмысления проблемы маргинальности личности осужденного, отбывающего уголовное наказание в местах лишения свободы. Необходимость исследования рассматриваемых в статье понятий связана с преодолением кризисных явлений в современной жизни нашего общества, требующим радикального переосмысления деятельности государственных институтов, в том числе пенитенциарной системы. Сквозь призму основных концепций маргинальности фокусируется внимание на самом человеке как объекте психологического исследования, обосновывается необходимость осмысления, установления и изучения особенностей протекания психологических процессов и состояний, испытываемых человеком в условиях социальной изоляции, даются ориентиры, позволяющие охарактеризовать места лишения свободы как закрытую систему с позиции современной отечественной психологической науки.

В контексте теории психологических систем особый интерес для изучения представляют особенности построения жизненного пространства маргинальной личности, находящейся в закрытой системе с учетом ценностно-смысловых, поведенческих и эмоциональных характеристик.

© Писарев О. М., 2016

О. М. Писарев

Формулируется вывод о том, что учет психологических характеристик, описывающих осужденного как маргинальную личность, имеет теоретическое и практическое значение как в плане исследования эмоциональных и поведенческих проявлений осужденных в процессе отбывания наказания, так и в работе с ними по достижению психологического баланса в системе «человек - среда».

Ключевые слова: маргинальность, маргинальная личность, осужденный, закрытая система, социальная изоляция, смена социальной среды, адаптация.

На современном этапе развития общества особый интерес представляет изучение жизненных позиций отдельных социальных групп и личностей, являющихся носителями специфических ценностей, оказывающих влияние на их состояние в условиях быстрых перемен (например, смена социальной (жизненной) среды). Одной из составляющих данного рода исследований является проблема изучения феномена маргинальности и маргинального человека, отражающаяся во всем многообразии взаимодействия личности и специфического социокультурного пространства. Современная эпоха социальных изменений вынуждает личность к постоянному преобразованию сложившихся жизненных взглядов и

отношений, поиску новых алгоритмов и форм поведения, с учетом имеющегося жизненного опыта, личностного потенциала, ценностно-смысловых полей, системы сложившихся установок, что позволяет выйти к пониманию многомерности человеческого бытия в создаваемом им мире, понимаемом как особое пространство, формирующееся прижизненно и усложняющееся по мере приобретения человеком новых координат [6]. Многозначность, много-аспектность понятия маргинальности, его глубина и междисциплинарность

не могли не привлекать внимания исследователей. Обращение к теме мар-гинальности начинается с углубленного исследования этого феномена в русле общепринятых концепций и постепенного осмысления его в контексте современной российской пенитенциарной науки. Следует отметить, что традиция понимания и использования самого термина в отечественной науке связывает его именно со структурной маргинальностью, то есть концепцией, характерной для Западной Европы и США (табл. 1).

Таблица 1

Научные подходы к определению маргинальности

Маргинальность как: Автор, работа, год Описание типа маргинальности

1 2 3

Культурный конфликт Парк Э. «Человеческая миграция и маргинальный человек» (1927) Определяется как положение индивидов, находящихся на границе различных, конфликтующих между собой культур, выражается в неадаптированности человека к новому культурному слою

Культурное отчуждение Стоунквист Э. «Маргинальный человек» (1937) Выражается в неприспособленности, изолированности, разочарованности, психической дезорганизации, разрушении «жизненной организации» внутреннего мира человека

Аномия Мертон Р. «Социальная структура и аномия» (1992) Представляет собой результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными средствами их достижения

Кризис развития личности Маслоу А. «Deficiency motivation and growth motivation» (1962) Характеризуется потерей ощущения принадлежности к чему-либо. Признаки: повышение восприятия действительности; переоценка себя, других, природы; повышение спонтанности; сопротивление к культурным нормам

Изменчивость Манчини Дж.Б. «No owner of soil: The concept of marginality revisited on its sixtieth birthday» (1988) Зависит от того, является ли жизненная ситуация для индивида центральной частью его жизни. Характеризуется изменчивостью ситуации, ее заметностью и видимостью, направлением идентификации

Окончание таблицы 1

1 2 3

Трансформация социального положения Пачколина Е.Н. «Феномен маргинальности в студенческой среде» (2008) Длительное, устойчивое, негативное переживание, возникающее при трансформации положения субъекта в социальной структуре общества, интегрирующее в себе высокую степень дезадаптивности, продолжительность и степень выраженности которого обусловливаются психологическими особенностями

Нигилизм Кемалова Л.И., Парунова Ю.Д. «Личность маргинала и возможности ее социализации в условиях транзитивного общества» (2010) Означает отрицание, неприятие общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры. Указывает на тот факт, что в обществе назревают изменения и в скором времени произойдут (настоящая социальная реальность устраивает не всех)

Центральным пунктом в смысловом определении понятия становится образ переходности, промежуточности, что отвечает специфике российской ситуации. При этом главное внимание направлено на анализ феномена в социальной структуре, без углубления в психологическую реальность. Маргинализация в данном случае признается широкомасштабным процессом, приводящим к тяжелым последствиям для больших масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни. Проблема маргинальности рассматривается в свете различных аспектов социального определения человека: как «трансисторического субъекта», как «персонификацию общественных отношений определенной эпохи» [10].

Однако с позиций психологической науки необходимо отметить качественную структуру маргинальности, которая фокусирует наше внимание в первую очередь не на происходящих социальных процессах, а на самом человеке как субъекте, формирующем картину своего жизненного мира. Можно предположить, что в зависимости от раз-

личных типов маргинальности складываются различные типы маргинальной личности, обладающие определенным набором психологических особенностей. Наиболее отчетливо это можно наблюдать в результате смены жизненной среды. Например, нахождение человека в закрытой системе создает сбой в механизме социализации на уровне проекции, идентификации и символизации. В теории психологических систем избирательное взаимодействие человека как открытой психологической системы со средой представляет собой форму существования системы и обусловлено стремлением системы удержать свою целостность. Это делает систему чувствительной к тем элементам (в себе и для себя существующей среды), которые по отношению к системе выступают как необходимые условия устойчивого существования системы, которые должны быть опознаны как свое и в качестве своего присвоены системой. В результате избирательного взаимодействия рождаются новые, более сложные образования (системы), в силу чего дальней-

шее избирательное взаимодействие со средой осуществляют уже они. Резкое ограничение либо прекращение обмена со средой можно представить как деструкцию, приводящую в конечном счете к распаду системы [6].

Г М. Головина, Т. Н. Савченко, Д. В. Со-чивко, характеризуя закрытую систему, указывают на то, что в ней отсутствует обмен материей с окружающей средой, однако возможен обмен энергией и информацией [5]. В связи с этим исследователи совершенно справедливо относят к закрытой системе систему исправительных учреждений, говоря как раз о различной степени закрытости в рамках социально-психологического взаимодействия с внешними системами [15].

Проблема жизнедеятельности личности в ситуации резкой перемены среды (совершенное преступление и последующее наказание в виде лишения свободы) зависит от готовности человека оставаться открытым в условиях закрытой системы с ее жесткой пространственной и временной регламентацией. Отсутствие этой готовности может быть вызвано многими причинами: ригидизацией (Г. В. За-левский, 2007); дезадаптацией (Ю. А. Александровский, 1976); социальной дезорганизацией (У. Томас, Ф. Знанец-кий, 2001; Р. Парк, 1928); напряжением (Р. Мертон, 1991; Р. Агнью, 1992); «напряженной адаптацией» (М. Е. Сандо-мирский, 2002); аномией (Э. Дюркгейм, 1966); маргинализацией личности (Р. Парк, 1928; Э. Стоунквист, 1961); конфликтом культур и криминальных (в том числе и пенитенциарных) субкультур (А. Коэн, 1955; Р. Клауорд, Л. Оулин, 1960); стигматизацией (П Беккер, 1963; Е. Лемерт, 1951; Ф. Асмус, 2001; И. Гоф-

ман, 1963); психологической защитой в тяжелых жизненных условиях (Л. И. Ан-цыферова, 1994; А. В. Либин, 1998), переживанием критических ситуаций (Ф. Е. Василюк, 1995); последствиями хронического социального стресса (В. Ф. Гнучев, 2001); кризисом идентичности (Е. П. Молчанова, 2010), деформацией временной трансспективы (В. В. Нуркова, К. Н. Василевская, 2003). С учетом отмеченных нами точек зрения отечественных и зарубежных исследователей можно констатировать, что далеко не каждый человек способен быстро адаптироваться (а иногда вообще адаптироваться) к закрытой системе и реализовать свои возможности в ее условиях. Объяснение данного факта заключается в том, что психологическая адаптация личности, как известно, динамичное явление, проходящее в своем функционировании ряд стадий, последовательность развертывания которых различна. Вхождение в новую социальную среду может происходить с различной скоростью, но связано оно с усвоением личностью системы социокультуральных ценностей. Данный подход всецело применим к специфике адаптации личности в местах лишения свободы, где в силу режимно-ограничительных правовых мер поддерживается определенная социальная стабильность, формирующая специфическое устойчивое пенитенциарное социокультуральное пространство, в границах которого наблюдаются адаптационные процессы, аналогичные процессам межкультурной адаптации [12, 13]. При этом процесс адаптации предполагает взаимодействие двух или нескольких систем, но взаимодействие разворачивается в особых условиях -

условиях дисбаланса, несогласованности между системами [1].

Переживание состояния марги-нальности выражается в дезинтеграции психологических норм и ценностей, незавершенности социализации (наличии различных дефектов), неприятии социальных норм, изменении диспозиций субъектов [9], что, на наш взгляд, является одним из важнейших критериев маргинальности. В данном случае осужденный как маргинальная личность на индивидуальном уровне осуществляет переход от нормативно-ценностной системы одной к нормативно-ценностной системе другой социальной группы и на определенный промежуток времени оказывается в состоянии разрегулированности норм и ценностей [4].

Нахождение человека в местах лишения свободы - мощный фактор модификации его поведения. Будучи оторванным от обычной (открытой) социальной среды, человек либо вынужден самостоятельно находить пути взаимодействия с новой (в нашем случае закрытой) средой (активная форма адаптации), либо ее принять (выработать конформное к ней отношение) и жить по предъявляемым средой требованиям и нормам (пассивная форма адаптации) [1]. Это находит подтверждение в работе Т. Ю. Лапшиной, которая указывает на то, что нахождение в пенитенциарном учреждении часто разрушает сложившуюся ранее систему отношений человека с обществом и подталкивает осужденного искать способы преодоления негативного влияния среды, в которую он попал [8]. Таким образом, проблема изучения маргинальной личности, находящейся в закрытой

системе, обусловлена дальнейшей криминализацией человека, разорванностью его связей с окружением, процессами отчуждения, которые блокируют его социальное развитие.

В процессе отбывания уголовного наказания жизнь осужденного регламентируется как официальными, так и неофициальными правилами. В первом случае он вынужден подчиняться утвержденному распорядку дня, регламентированным требованиям общения с персоналом пенитенциарного учреждения, участия в трудовой деятельности, в обучении, проведении досуга. Во втором случае, входя в среду осужденных, он обнаруживает, что существуют «неписаные законы», неподчинение которым может не только осложнить пребывание в местах лишения свободы, но и привести к более трагическим последствиям.

Процесс маргинализации личности в условиях социальной изоляции приводит к тому, что человек постепенно прекращает конструирование новых целей и останавливается в своем развитии, находясь в дальнейшем в динамическом покое, представляющем собой постоянную прокрутку одних и тех же целей. Следствием подобной «закрытости» становятся утеря возможности избирать, устанавливать соответствие своих актуальных потребностей и возможностей с объективной реальностью, разрушение целостности жизненного мира, доминирование отрицательных переживаний, что приводит к формированию социальной дезадаптации и дальнейшей криминализации. В условиях несвободы человек оказывается закрытым к транскоммуникациям по отношению к себе и окружающему

миру, что не позволяет ему выделять те особые смыслы и ценности, которые определяют важнейшие условия его жизни. Это приводит к коррозии, «сжатию» и «примитивизации» социокультурных образцов, поведенческих моделей жизненного мира личности, размываются ее ценности, снимаются прежние защитные барьеры [7]. Если человек в своей жизни закрыт, то в условиях несвободы ему легче принимать те ценности, правила, которые доминируют в закрытой среде. Нередко это формирует склонность осужденного двигаться по пути наименьшего сопротивления, ведущего к преступному рецидиву [16].

В данном случае маргинальность выступает как неспособность человека определить, каковы его цели и жизненные перспективы, какое место он занимает, находясь в актуальной для него жизненной среде. Таким образом, факт пребывания в местах лишения свободы ставит человека перед актом жизненного самоопределения. Однако во многих случаях это - самоопределение человека, теряющего (или уже потерявшего) жизненное пространство, размеченное собственной субъективностью, то есть такое, в котором человек мог встречаться с самим собой, со своими потребностями и возможностями, представленными в предмете в виде ценностно-смысловых измерений [11].

В случае стресса фиксация на отрицательном переживании угрозы закрывает человека в разнообразии его эмоциональных проявлений и закрепляет узкую связь человека с объективным миром, ограничивая его этим пространством в определенном времен-

ном интервале. Имеет место нарушение гармонии внутреннего и внешнего вследствие того, что детерминация поведения человека обусловливается только его внутренним состоянием без учета объективных требований внешней ситуации [3]. Закрытие, ри-гидизация, сужение смыслового пространства жизненного мира человека, отсутствие перспективы могут приводить к отрицательным для личности последствиям [2]. В этом случае негативные переживания могут свидетельствовать о том, что субъект не видит путей и возможностей реализации своих целей [14].

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что процесс исследования маргинальной личности в закрытой системе должен включать в себя: 1) разработку методов изучения маргинальной личности в условиях жесткой пространственно-временной регламентации; 2) обоснование типологии отношений «человек - социум» с учетом психологических особенностей маргинальной личности в этих отношениях; 3) апробирование коррекционных программ, нацеленных на приобретение осужденным как маргинальной личностью новых жизненных координат, способствующих его саморазвитию, самореализации и демаргинали-зации как в закрытой, так и в открытой системе.

В любом случае обращение к проблеме изучения маргинальности личности осужденного является актуальной исследовательской задачей, позволяющей определять дальнейшие перспективы современных психологических исследований в отечественной пенитенциарной науке.

Список литературы

1. Аксенова Г. К., Аксенова П. Ю. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 28-36.

2. Бохан Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования. Томск : Иван Федоров, 2008. С. 136. 267 с.

3. Залевский Г В. Личность и фиксированные формы поведения. М. : Изд-во Института психологии РАН, 2007. 336 с.

4. Вайтулевич С. Н. Маргинальное сознание и поведение как аспект социально-психологической организации маргинальной личности // Успехи современного естествознания. 2007. № 2. С. 60-61.

5. Головина Г М., Савченко Т. Н., Сочивко Д. В. Степень закрытости системы как фактор восприятия качества жизни // Прикладная юридическая психология. 2015. № 3. С. 82-90.

6. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). Томск : Изд-во ТГУ, 2005. 174 с.

7. Костюченко Л. Г., Резник Ю. М. Введение в теорию личности: личность и ее жизненный мир. М., 2004. 272 с.

8. Лапшина Т. Ю. Психологические особенности переживания одиночества у лиц, находящихся в условиях групповой (тюремной) изоляции : дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2007. 181 с.

9. Макаренко О. Н. К вопросу о психологии маргинальной личности // Вестник Волгоградско-

го государственного университета. Сер. 7. Филос. 2009. № 1 (9). С. 173-176.

10. Навджавонов Н. О. Проблема маргинальной личности: постановка задачи и определение подходов // Социальная философия в конце ХХ века. М. : Изд-во МГУ, 1991. С. 149-158.

11. Нартова-Бочавер С. К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 6. С. 27-36.

12. Семке В. Я., Аксенов М. М., Диденко А. В. Расстройства личности у осужденных : монография. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2012. 353 с.

13. Семке В. Я., Диденко А. В., Аксенов М. М. Тюремная субкультура и адаптация осужденных с расстройствами личности в местах лишения свободы // Судебная психиатрия. Пенитенциарная психиатрия и психология / под ред. Т. Б. Дмитриевой. М. : ФГУ «ГНЦССП Росздрава», 2009. Вып. 6. С. 189-204.

14. Соболев Н. Г, Рогач В. Г Особенности переживаний у осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, их психологическая коррекция // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 65-71.

15. Сочивко Д. В., Савченко Т. Н. Головина Г. М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 6-22.

16. Чернышева Е. В. К вопросу о социально-психологической адаптации осужденных // Прикладная юридическая психология. 2015. № 3. С. 46-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.