УДК 159.9:343.8
ПСИКОТРАВМАТИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ МУЖСКОГО ПОЛА С ДЛИТЕЛЬНЫМИ СРОКАМИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ
Реферат: психологическое сопровождение большинства осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России реализуется преимущественно в рамках типовых психокоррекционных программ адаптации к условиям мест лишения свободы (по прибытии осужденного в исправительное учреждение для отбывания наказания) и подготовки к освобождению (за полгода до освобождения). Лишь незначительная часть осужденных (менее 10 %), в основном состоящих из представителей группы риска, проходит через полный комплекс мероприятий, проводимых психологической службой исправительного учреждения. В силу низкой нормативности поведения, высокой социальной отчужденности и наличия тяжелых психотравмирующих переживаний у осужденных с длительными сроками лишения свободы практические сотрудники уголовно-исполнительной системы испытывают потребность в современном действенном методическом инструментарии по оптимизации их переживаний.
Ключевые слова: психотравмати-зация личности, осужденные к длительным срокам лишения свободы, астенические переживания, кризис «середины жизни».
© Рогач В. Г, Серебряник Е. В., 2017
В. Г. Рогач, Е. В. Серебряник
Реализация основных этапов реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) России, выразившаяся, в частности, в декриминализации ряда статей Уголовного кодекса Российской Федерации,способствовала формированию устойчивых тенденций криминализации среды осужденных и росту уровня преступности в местах лишения свободы, что негативно отразилось на динамике соматического и психологического здоровья осужденных [3]. Исследования пенитенциарных психологов (А. Д. Глоточкин, М. Г Дебольский, В. С. Мухина, В. Ф. Пирожков, Ю. В. Славинская, В. Я. Семке, Г. Ф. Човдырова и др.) свидетельствуют о том, что переживания в условиях социальной изоляции разнопланово проявляются у лиц, отбывающих длительные сроки лишения свободы и имеющих разный пенитенциарный опыт. Длительная погруженность в астенические переживания, обусловленная в первую очередь наличием лиминаль-ных периодов (кардинальной сменой социальных ролей, жизненных ценностей, норм поведения, идентичности и самосознания), повышенной стрес-согенностью мест лишения свободы и социальной среды осужденных, способствует переходу регуляции психики на психотравматический уровень и блокирует просоциальную активность
личности. В этой ситуации рассматриваемая категория осужденных выступает как наиболее нуждающаяся в комплексной систематической психологической помощи.
В рамках зарубежных психологических исследований повышение интереса к изучению психотравматических переживаний личности в условиях лишения свободы обусловлено появлением публикаций бывших узников концентрационных лагерей (Б. Беттель-хайм, В. Франкл и др.). В дальнейшем феномен переживаний заключенных изучался преимущественно в контексте проблем: тюремный стресс (Р. Рэй, Т. Холмс, Хезер и др.) и пенитенциарная субкультура (Ф. Зимбардо, Э. Хофман, К. Эйхман и др.).
В настоящее время психотравми-рующее влияние условий социальной изоляции на личность осужденных активно изучается в парадигме клинической (Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник, В. Д. Менделевич, М. М. Решетников, А. Ш. Тхостов и др.) и экстремальной (Ю. Д. Славинская, Д. В. Сочивко, Г С. Човдырова и др.) психологии. Рядом психологов (М. Ш. Магомед-Эминов, О. С. Осипова, А. С. Шаров и др.) обоснованы возможности преодоления субъектом негативных переживаний для последующего личностного роста.
Отечественными пенитенциарными учеными проблема травматических переживаний осужденных анализировалась прежде всего в контексте проявления чувства вины (М. Н. Гернет, А. Д. Глоточкин, М. П Дебольский, В. Ф. Пирожков и др.), принятия ответственности (В. А. Елеонский, М. М. Калашникова и др.), развития чувства отчуждения и одиночества (В. С. Мухина, В. И. Лебедев, Т. Ю. Лапшина, И. С. Худякова и др.). Пенитенциарными психолога-
ми обоснованы подходы к изучению и психокоррекции мотивационно-смысловой и волевой сфер личности осужденных (В. Г. Деев, А. А. Истомин,
A. В. Наприс, Н. А. Полянин, А. И. Уша-тиков, Н. А. Харина, В. В. Яковлев и др.), блокированию агрессивных проявлений (С. Н. Ениколопов, Н. А. Рати-нова, Е. Ф. Штефан и др.). Выявлены деструктивные трансформации личности осужденных на этапе содержания в СИЗО и их влияние на адаптацию к условиям исправительного учреждения (А. С. Арапова, С. В. Бабурин и др.), на развитие проявлений «выученной беспомощности» (В. С. Красник и др.).
Несмотря на актуализацию учеными важности комплексного подхода к обеспечению личной безопасности осужденных в учреждениях УИС России и противодействия проявлениям криминальной субкультуры (Н. И. Барабанов, С. А. Кутякин, О. В. Старков и др.), а также повышения жизнестойкости осужденных (Т. В. Быстрова,
B. С. Мухина, П. Н. Казберов, А. В. Ко-курин, Ю. В. Славинская, Н. Д. Узлов и др.), проблема влияния «затяжных» психотравмирующих переживаний лиц мужского пола на поведение при отбытии длительного срока лишения свободы пока не являлась предметом монографических исследований.
В связи с тем что негативные пси-хотравмирующие переживания опосредуют снижение нормативности поведения личности и тем самым повышают ее опасность для окружающих, особую актуальность приобретает проблема психодиагностики и организации с ее учетом коррекционно-разви-вающей работы по оптимизации переживаний у осужденных с длительными сроками лишения свободы в разные периоды отбывания наказания.
Для решения имеющейся практической проблемы, руководствуясь избранными методолого-теоретическими ориентирами в понимании природы переживаний осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы на длительный срок, и способов их коррекции, было организовано эмпирическое исследование. В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики: авторская анкета и стандартизированное экспертное интервью, 16-факторный личностный опросник (форма С, Р. Кет-телл), «Диагностика полимотивацион-ныхтенденций в Я-концепции личности (С. М. Петрова), Рефлексия лиминаль-ных состояний (Е. Е. Сапогова).
В психодиагностическом обследовании приняли участие 196 осужденных с длительными сроками лишения свободы в возрасте 25-47 лет, отбывающих наказание в колониях строгого режима. В экспертном опросе приняли участие 50 сотрудников, непосредственно взаимодействующих с данной категорией осужденных. Обработка данных, полученных с помощью методов опроса, и изучение ведомственной статистической документации позволили дифференцировать осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, на три группы: отбывших 5-10, 10-15 и более 15 лет наказания.
Результаты психодиагностического обследования показали, что осужденные, отбывающие длительные сроки лишения свободы, имеют низкие показатели по эмоциональному переживанию жизненного пути, которые по мере увеличения времени их пребывания в исправительном учреждении имеют тенденцию к снижению. Выявлены статистически значимые различия при р < 0,05 между группами 1 и 3 по крите-
рию «Рефлексируемое самочувствие и настроение в лиминальном периоде» (табл.). Следует отметить, что наибольшие затруднения по совладанию с внутренними интенциями, самоуправлению и саморегулированию своих переживаний испытывают осужденные, отбывшие 10-15 лет лишения свободы. Указанные особенности, скорее всего, опосредованы развитием кризиса «середины жизни» [5, с. 363-365], когда необходимо подвести итоги, так как большинство из респондентов -представители молодежного возраста.
В период 10-15 лет отбытия наказания наблюдаются также негативные тенденции по параметру «Когнитивная обработка». Так, у представителей этой группы наблюдается значительное снижение представлений о характере и содержании потребного будущего и внутренних обоснований необходимости меняться(различия статистически значимы при р < 0,05). Кроме того, в указанный период осужденные характеризуются низкой рефлексией внешних жизненных факторов, усилением акизитивных, гедонистических и эгоцентрических тенденций в Я-кон-цепции личности (выявлены статистически значимые различия на уровне значимости р < 0,05 по акизитивным и гедонистическим тенденциям у представителей группы 2 по сравнению с осужденными из групп 1 и 3).
Вместе с ростом вышеописанных тенденций происходит снижение мотивации индивидуализации, позитивной и познавательной тенденций в Я-кон-цепции. Выявлены статистически значимые различия между группами 1 и 3 при р < 0,05 по мотивации индивидуализации, при р < 0,01 по позитивным тенденциям. Низкие показатели по данным параметрам у лиц, отбываю-
Таблица
Средние значения по методике «Рефлексия лиминальных состояний» в исследуемых группах
Шкалы «РЛС» 1-я группа 2-я группа 3-я группа Различия
Эмоциональные переживания С 5,5 4,4 3,7 1-2* 1-3**
ЭР 5,3 4,5 4,4 -
РР 5,2 5 4,5 -
ДС 5 4 4,6 -
Когнитивная обработка П 6,2 5 5 1-2*, 1-3*
О 5,8 4 4,3 1-2*, 1-3*
У 5,2 4,8 5 -
Ф 4,9 4 4,1 -
Самооценка перспектив СО 5,1 3,9 4,4 1-2*
КЦ 5,4 3,9 4 1-2*, 1-3*
ПП 6 5,2 4,3 1-3*
ИН 5,2 4,4 4,5 -
Саморазвитие ЭО 4,8 3,6 4,2 1-2*
ПС 4,6 4 3,7 -
МС 5,1 3,9 4,4 1-2*
4,9 4,2 3,6 1-3*
Примечания: *- при р < 0,05; **- при р < 0,01; цветом отмечены наименьшие значения в группах.
Используемые обозначения: С - рефлексируемое самочувствие, настроение, ЭР - преобладающие эмоциональные реакции, РР - рефлексируемые реакции окружающих, ДС - действия по совладанию с внутренними интенциями, П - представления о будущем, О - внутренние объяснения необходимости меняться, У - убеждение в необходимости меняться, Ф - рефлексия внешних факторов на необходимость изменений, СО - стимулирующая самооценка, КЦ - концептуализация ближайшего будущего, ПП - пересмотр индивидуального прошлого, ИН - оценка силы собственных интенций, ЭО - экзистенциальные ожидания от будущего, ПС - планирование самоизменений, МС - моделирование нового чувства себя, НО - построение нового образа Я.
щих длительные сроки лишения свободы, означают, что они ориентированы на негативное отношение к людям, неверие в их доброту; их мнения и интересы подстраиваются под требования ближнего окружения, в представленном случае - под влияние активных представителей криминальной субкультуры.
По мере отбывания длительного лишения свободы происходит также снижение позитивной оценки жизненных перспектив. Выявлены статистически значимые различия при р < 0,05 по построению целевого пространства бли-
жайшего будущего и пересмотру индивидуального прошлого в свете новых желаний. В период 10-15 лет отбытия наказания у осужденных с длительными сроками лишения свободы снижается самооценка себя как самостоятельно входящего в новую фазу жизни (различия статистически значимы при р < 0,05).
Наиболее низкие показатели у осужденных с длительными сроками выявлены по параметру «Саморазвитие, самопроектирование». Так, например, у представителей 2-й группы наблюдается значительное снижение экзи-
стенциальных ожиданий от будущего и способности к моделированию нового чувства себя (различия статистически значимы при р < 0,05), а после отбытия 10 лет лишения свободы у осужденных возникают сложности в планировании самоизменений на новом этапе жизни.
У лиц, пребывающих в местах лишения свободы более 15 лет, имеются затруднения в построении нового образа Я. Наблюдается резкое ослабление нравственного и нормативного компонента Я-концепции личности, что может означать постепенную интеграцию данной категории осужденных в криминальную среду и соответственно опосредует подмену общественных норм и ценностей тюремными.
Интерес представляют и контрастные данные по шкале «Пугнистические тенденции» методики «Диагностика по-лимотивационных тенденций в Я-кон-цепции личности» (С. М. Петрова), так как у осужденных отмечается устойчивый рост данной тенденции в течение всего периода отбывания наказания. Согласно интерпретации, предложенной автором методики, высокие показатели по этой шкале выражают наличие у человека потребности в преодолении трудностей, стремление бороться с жизненными обстоятельствами. Выявленные изменения Я-концепции у лиц, длительное время находящихся в исправительном учреждении, представляются нам закономерными, так как экстремальные условия мест социальной изоляции могут быть травмирующими для их физического и психического здоровья при отсутствии соответствующего потенциала личности для совладания с ними. В данной ситуации осужденные вынуждены пребывать в состоянии постоянного сопротивления негативному воздействию этих условий.
В целом по полученным результатам можно констатировать, что рассматриваемая категория осужденных характеризуется острым негативным переживанием периода 10-15 лет лишения свободы, у них слабо развита рефлексия в отношении целостного проживания собственной жизни, имеются трудности в понимании и интерпретации собственной жизни, желаний и внутренних интенций,выстраивании нового более аутентичного образа Я. Можно предположить, что это связано с негативным переживанием и как следствие непреодолением кризисного периода осужденными.
Анализ результатов опросов сотрудников исправительных учреждений, в которых отбывает наказание рассматриваемая категория осужденных, позволил выделить следующие проблемы в проводимой с ними работе:
1) высокий уровень криминализации личности;
2) неустойчивость поведения (импульсивность, высокая конфликтность);
3) полная потеря «связей со свободой» (материальных, родственных и т. д.) и, как следствие, отсутствие мотивации к освобождению (в том числе и к условно-досрочному);
4) отсутствие интереса к любому виду просоциальной деятельности (учебная, трудовая, спортивная, творческая и т. д.);
5) высокая социальная опасность (тяжесть совершенного преступления).
Для решения указанных проблем в местах лишения свободы чаще всего реализуется только усиленный контроль за данной категорией осужденных и прежде всего за теми, кто включен в группу риска, с целью пресечения их противоправных действий или
возможности совершения повторных преступлений. Иначе говоря, деятельность сотрудников пенитенциарных учреждений ориентирована преимущественно на обеспечение физической безопасности, как собственной, так и спецконтингента, а не на целенаправленное психокоррекционное воздействие на конкретные категории осужденных в разные периоды отбывания наказания, испытывающих преимущественно астенические переживания.
Согласно данным опросов, просо-циальная активность осужденных формируется в исправительном учреждении с помощью проведения таких мероприятий, как повышение образовательного уровня, привлечение к трудовой деятельности,просветительская работа религиозных и общественных организаций. Вместе с тем сотрудники отмечают низкий уровень (20-25 %) участия лиц, отбывающих длительные сроки лишения свободы, в указанных мероприятиях в силу их «непопулярности» в среде осужденных.
По мнению практических работников, в общении с осужденными наиболее востребованными и продуктивными являются отношения, выстраиваемые на деловой доверительной основе, с позиции сотрудничества и уважения человеческого достоинства. Данный тип отношений позволяет вызвать интерес и повысить активность осужденного к выполнению рекомендаций сотрудников исправительного учреждения.
Оказание психологической помощи осужденным с длительными сроками лишения свободы целесообразно осуществлять в соответствии с психотехнологией, предполагающей психологическое воздействие на ценностно-смысловой, когнитивный, эмоцио-
нальный и поведенческий компоненты переживаний с целью снятия негативных эмоциональных состояний, формирования наиболее аутентичных образа Я и картины мира, актуализации переживаний высших ценностей, активации и развития копинг-ресурсов личности.
Для получения большей полноты представлений о природе переживаний лиц, отбывающих длительные сроки лишения свободы, и путях оказания на них психопрофилактического воздействия целесообразно также брать во внимание такие объективные детерминанты переживаний осужденных, как включенность в структуры неофициальной власти, наличие социальных связей на свободе, специфика отбывания наказания, использование средств исправления и полнота межличностных взаимодействий [4, с. 11].
Непосредственно в процессе тре-нинговой работы, реализуемой преимущественно в малых группах (7-8 человек), необходимо:
1) нормализовать психоэмоциональное состояние осужденных - обучить осужденного приемам поиска и принятия социальной поддержки в трудной жизненной ситуации [2, с. 28-29]; саморегуляции психофизиологического состояния (техникам мобилизации и релаксации, комплексным физическим нагрузкам);
2) сформировать аутентичную оценку ситуации и себя - обучить навыкам реконструирования ситуации (поиск положительных и отрицательных альтернатив исхода ситуации, подбор однотипных ситуаций и выявление лежащих в их корне проблем); сфокусировать внимание осужденного на его личности и собственном вкладе в произошедшие жизненные обстоятельства;
3) сформировать необходимую для ее преодоления «ресурсную субъект-ность» [1, с. 145-146] - способствовать принятию осужденным активной, ответственной позиции за свою жизнь (убеждений в контроле происходящего, вере в личный выбор данного жизненного пути); развивать ориентацию на успех, позитивные стороны личности, оценку происходящих событий с позиции получения жизненного опыта;
4) мотивировать осужденного к принятию конкретных действий для совладания с проблемной ситуацией -разработать подробный план действий, необходимых для выхода из сложившейся ситуации; отработать типичные для данной ситуации стратегии совла-дающего поведения; контролировать вместе с осужденным точное соблюдение пунктов плана; анализировать общую поведенческую активность осужденного (наблюдение; опрос лиц, непосредственно взаимодействующих с осужденных; дисциплинарная практика).
При общении с осужденными стоит учитывать, что они в основном зрелые люди с определенным жизненным опытом и устойчивыми стереотипами. В связи с этим мнение и рекомендации специалиста (психолога) не всегда будут восприниматься ими как неопровержимая истина. В этой ситуации необходимо проговаривать с осужденными типичные трудные ситуации выбора с приведением множества возможных спосо-
бов их разрешения, давая возможность осужденному самому избрать тот, который он считает наиболее эффективным. Это будет способствовать развитию субъект-субъектных отношений между осужденными и психологом и гибкости их мышления. Важно акцентировать внимание на значимости творческих способностей осужденного в процессе сомовоспитания, необходимости создания условий для реализации своей просоциальной активности (развитие и поддержание со-циальнополезных связей, повышение образовательного и профессинально-го уровня и т. д.).
Список литературы
1. Ильюшина М. И., Краснощечен-ко И. П. Концептуализация представлений о ресурсной субъектности // Прикладная юридическая психология. 2017. № 1. С. 138-146.
2. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.
3. Основные показатели деятельности УИС ФСИН России : информ.-аналит. сб. Тверь, 2016. 385 с.
4. Рогач В. Г Психология переживаний у осужденных мужского пола, отбывающих длительные сроки лишения свободы : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2015. 20 с.
5. Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости. М., 2013. 767 с.