Научная статья на тему 'Психотравматизация личности осужденных мужского пола с длительными сроками лишения свободы и способы ее профилактики'

Психотравматизация личности осужденных мужского пола с длительными сроками лишения свободы и способы ее профилактики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
342
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТРАВМАТИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ОСУЖДЕННЫЕ К ДЛИТЕЛЬНЫМ СРОКАМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / АСТЕНИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / КРИЗИС "СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ" / PSYCHOTRAUMATIZATION OF A PERSON / SENTENCES FOR LONG TERM OF IMPRISONMENT / ASTHENIC FEELINGS / "MIDDLE-LIFE" CRISIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рогач Владимир Геннадьевич, Серебряник Елена Владимировна

Психологическое сопровождение большинства осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России реализуется преимущественно в рамках типовых психокоррекционных программ адаптации к условиям мест лишения свободы (по прибытии осужденного в исправительное учреждение для отбывания наказания) и подготовки к освобождению (за полгода до освобождения). Лишь незначительная часть осужденных (менее 10 %), в основном состоящих из представителей группы риска, проходит через полный комплекс мероприятий, проводимых психологической службой исправительного учреждения. В силу низкой нормативности поведения, высокой социальной отчужденности и наличия тяжелых психотравмирующих переживаний у осужденных с длительными сроками лишения свободы практические сотрудники уголовно-исполнительной системы испытывают потребность в современном действенном методическом инструментарии по оптимизации их переживаний.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рогач Владимир Геннадьевич, Серебряник Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is stressed in the article that psychological support for the majority of the convicts in correctional institutions of Penal system of Russia is realized mainly within typical psycho correctional programs of adaptation to places of deprivation of liberty (when the connected person arrives in prison) and preparation to release (half a year before release). Only a small part of the convicts constituting a risk group (less than 10%) undergone through a full complex of procedures conducted by psychological service of the correctional institution. Due to low normativity of behavior, high social alienation and existence of heavy psycho traumatic experience in convicts with long term of imprisonment practical Penal system officers require modern effective methodological instruments for their emotions’ optimization.

Текст научной работы на тему «Психотравматизация личности осужденных мужского пола с длительными сроками лишения свободы и способы ее профилактики»

УДК 159.9:343.8

ПСИКОТРАВМАТИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ МУЖСКОГО ПОЛА С ДЛИТЕЛЬНЫМИ СРОКАМИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ

Реферат: психологическое сопровождение большинства осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России реализуется преимущественно в рамках типовых психокоррекционных программ адаптации к условиям мест лишения свободы (по прибытии осужденного в исправительное учреждение для отбывания наказания) и подготовки к освобождению (за полгода до освобождения). Лишь незначительная часть осужденных (менее 10 %), в основном состоящих из представителей группы риска, проходит через полный комплекс мероприятий, проводимых психологической службой исправительного учреждения. В силу низкой нормативности поведения, высокой социальной отчужденности и наличия тяжелых психотравмирующих переживаний у осужденных с длительными сроками лишения свободы практические сотрудники уголовно-исполнительной системы испытывают потребность в современном действенном методическом инструментарии по оптимизации их переживаний.

Ключевые слова: психотравмати-зация личности, осужденные к длительным срокам лишения свободы, астенические переживания, кризис «середины жизни».

© Рогач В. Г, Серебряник Е. В., 2017

В. Г. Рогач, Е. В. Серебряник

Реализация основных этапов реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) России, выразившаяся, в частности, в декриминализации ряда статей Уголовного кодекса Российской Федерации,способствовала формированию устойчивых тенденций криминализации среды осужденных и росту уровня преступности в местах лишения свободы, что негативно отразилось на динамике соматического и психологического здоровья осужденных [3]. Исследования пенитенциарных психологов (А. Д. Глоточкин, М. Г Дебольский, В. С. Мухина, В. Ф. Пирожков, Ю. В. Славинская, В. Я. Семке, Г. Ф. Човдырова и др.) свидетельствуют о том, что переживания в условиях социальной изоляции разнопланово проявляются у лиц, отбывающих длительные сроки лишения свободы и имеющих разный пенитенциарный опыт. Длительная погруженность в астенические переживания, обусловленная в первую очередь наличием лиминаль-ных периодов (кардинальной сменой социальных ролей, жизненных ценностей, норм поведения, идентичности и самосознания), повышенной стрес-согенностью мест лишения свободы и социальной среды осужденных, способствует переходу регуляции психики на психотравматический уровень и блокирует просоциальную активность

личности. В этой ситуации рассматриваемая категория осужденных выступает как наиболее нуждающаяся в комплексной систематической психологической помощи.

В рамках зарубежных психологических исследований повышение интереса к изучению психотравматических переживаний личности в условиях лишения свободы обусловлено появлением публикаций бывших узников концентрационных лагерей (Б. Беттель-хайм, В. Франкл и др.). В дальнейшем феномен переживаний заключенных изучался преимущественно в контексте проблем: тюремный стресс (Р. Рэй, Т. Холмс, Хезер и др.) и пенитенциарная субкультура (Ф. Зимбардо, Э. Хофман, К. Эйхман и др.).

В настоящее время психотравми-рующее влияние условий социальной изоляции на личность осужденных активно изучается в парадигме клинической (Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник, В. Д. Менделевич, М. М. Решетников, А. Ш. Тхостов и др.) и экстремальной (Ю. Д. Славинская, Д. В. Сочивко, Г С. Човдырова и др.) психологии. Рядом психологов (М. Ш. Магомед-Эминов, О. С. Осипова, А. С. Шаров и др.) обоснованы возможности преодоления субъектом негативных переживаний для последующего личностного роста.

Отечественными пенитенциарными учеными проблема травматических переживаний осужденных анализировалась прежде всего в контексте проявления чувства вины (М. Н. Гернет, А. Д. Глоточкин, М. П Дебольский, В. Ф. Пирожков и др.), принятия ответственности (В. А. Елеонский, М. М. Калашникова и др.), развития чувства отчуждения и одиночества (В. С. Мухина, В. И. Лебедев, Т. Ю. Лапшина, И. С. Худякова и др.). Пенитенциарными психолога-

ми обоснованы подходы к изучению и психокоррекции мотивационно-смысловой и волевой сфер личности осужденных (В. Г. Деев, А. А. Истомин,

A. В. Наприс, Н. А. Полянин, А. И. Уша-тиков, Н. А. Харина, В. В. Яковлев и др.), блокированию агрессивных проявлений (С. Н. Ениколопов, Н. А. Рати-нова, Е. Ф. Штефан и др.). Выявлены деструктивные трансформации личности осужденных на этапе содержания в СИЗО и их влияние на адаптацию к условиям исправительного учреждения (А. С. Арапова, С. В. Бабурин и др.), на развитие проявлений «выученной беспомощности» (В. С. Красник и др.).

Несмотря на актуализацию учеными важности комплексного подхода к обеспечению личной безопасности осужденных в учреждениях УИС России и противодействия проявлениям криминальной субкультуры (Н. И. Барабанов, С. А. Кутякин, О. В. Старков и др.), а также повышения жизнестойкости осужденных (Т. В. Быстрова,

B. С. Мухина, П. Н. Казберов, А. В. Ко-курин, Ю. В. Славинская, Н. Д. Узлов и др.), проблема влияния «затяжных» психотравмирующих переживаний лиц мужского пола на поведение при отбытии длительного срока лишения свободы пока не являлась предметом монографических исследований.

В связи с тем что негативные пси-хотравмирующие переживания опосредуют снижение нормативности поведения личности и тем самым повышают ее опасность для окружающих, особую актуальность приобретает проблема психодиагностики и организации с ее учетом коррекционно-разви-вающей работы по оптимизации переживаний у осужденных с длительными сроками лишения свободы в разные периоды отбывания наказания.

Для решения имеющейся практической проблемы, руководствуясь избранными методолого-теоретическими ориентирами в понимании природы переживаний осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы на длительный срок, и способов их коррекции, было организовано эмпирическое исследование. В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики: авторская анкета и стандартизированное экспертное интервью, 16-факторный личностный опросник (форма С, Р. Кет-телл), «Диагностика полимотивацион-ныхтенденций в Я-концепции личности (С. М. Петрова), Рефлексия лиминаль-ных состояний (Е. Е. Сапогова).

В психодиагностическом обследовании приняли участие 196 осужденных с длительными сроками лишения свободы в возрасте 25-47 лет, отбывающих наказание в колониях строгого режима. В экспертном опросе приняли участие 50 сотрудников, непосредственно взаимодействующих с данной категорией осужденных. Обработка данных, полученных с помощью методов опроса, и изучение ведомственной статистической документации позволили дифференцировать осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, на три группы: отбывших 5-10, 10-15 и более 15 лет наказания.

Результаты психодиагностического обследования показали, что осужденные, отбывающие длительные сроки лишения свободы, имеют низкие показатели по эмоциональному переживанию жизненного пути, которые по мере увеличения времени их пребывания в исправительном учреждении имеют тенденцию к снижению. Выявлены статистически значимые различия при р < 0,05 между группами 1 и 3 по крите-

рию «Рефлексируемое самочувствие и настроение в лиминальном периоде» (табл.). Следует отметить, что наибольшие затруднения по совладанию с внутренними интенциями, самоуправлению и саморегулированию своих переживаний испытывают осужденные, отбывшие 10-15 лет лишения свободы. Указанные особенности, скорее всего, опосредованы развитием кризиса «середины жизни» [5, с. 363-365], когда необходимо подвести итоги, так как большинство из респондентов -представители молодежного возраста.

В период 10-15 лет отбытия наказания наблюдаются также негативные тенденции по параметру «Когнитивная обработка». Так, у представителей этой группы наблюдается значительное снижение представлений о характере и содержании потребного будущего и внутренних обоснований необходимости меняться(различия статистически значимы при р < 0,05). Кроме того, в указанный период осужденные характеризуются низкой рефлексией внешних жизненных факторов, усилением акизитивных, гедонистических и эгоцентрических тенденций в Я-кон-цепции личности (выявлены статистически значимые различия на уровне значимости р < 0,05 по акизитивным и гедонистическим тенденциям у представителей группы 2 по сравнению с осужденными из групп 1 и 3).

Вместе с ростом вышеописанных тенденций происходит снижение мотивации индивидуализации, позитивной и познавательной тенденций в Я-кон-цепции. Выявлены статистически значимые различия между группами 1 и 3 при р < 0,05 по мотивации индивидуализации, при р < 0,01 по позитивным тенденциям. Низкие показатели по данным параметрам у лиц, отбываю-

Таблица

Средние значения по методике «Рефлексия лиминальных состояний» в исследуемых группах

Шкалы «РЛС» 1-я группа 2-я группа 3-я группа Различия

Эмоциональные переживания С 5,5 4,4 3,7 1-2* 1-3**

ЭР 5,3 4,5 4,4 -

РР 5,2 5 4,5 -

ДС 5 4 4,6 -

Когнитивная обработка П 6,2 5 5 1-2*, 1-3*

О 5,8 4 4,3 1-2*, 1-3*

У 5,2 4,8 5 -

Ф 4,9 4 4,1 -

Самооценка перспектив СО 5,1 3,9 4,4 1-2*

КЦ 5,4 3,9 4 1-2*, 1-3*

ПП 6 5,2 4,3 1-3*

ИН 5,2 4,4 4,5 -

Саморазвитие ЭО 4,8 3,6 4,2 1-2*

ПС 4,6 4 3,7 -

МС 5,1 3,9 4,4 1-2*

4,9 4,2 3,6 1-3*

Примечания: *- при р < 0,05; **- при р < 0,01; цветом отмечены наименьшие значения в группах.

Используемые обозначения: С - рефлексируемое самочувствие, настроение, ЭР - преобладающие эмоциональные реакции, РР - рефлексируемые реакции окружающих, ДС - действия по совладанию с внутренними интенциями, П - представления о будущем, О - внутренние объяснения необходимости меняться, У - убеждение в необходимости меняться, Ф - рефлексия внешних факторов на необходимость изменений, СО - стимулирующая самооценка, КЦ - концептуализация ближайшего будущего, ПП - пересмотр индивидуального прошлого, ИН - оценка силы собственных интенций, ЭО - экзистенциальные ожидания от будущего, ПС - планирование самоизменений, МС - моделирование нового чувства себя, НО - построение нового образа Я.

щих длительные сроки лишения свободы, означают, что они ориентированы на негативное отношение к людям, неверие в их доброту; их мнения и интересы подстраиваются под требования ближнего окружения, в представленном случае - под влияние активных представителей криминальной субкультуры.

По мере отбывания длительного лишения свободы происходит также снижение позитивной оценки жизненных перспектив. Выявлены статистически значимые различия при р < 0,05 по построению целевого пространства бли-

жайшего будущего и пересмотру индивидуального прошлого в свете новых желаний. В период 10-15 лет отбытия наказания у осужденных с длительными сроками лишения свободы снижается самооценка себя как самостоятельно входящего в новую фазу жизни (различия статистически значимы при р < 0,05).

Наиболее низкие показатели у осужденных с длительными сроками выявлены по параметру «Саморазвитие, самопроектирование». Так, например, у представителей 2-й группы наблюдается значительное снижение экзи-

стенциальных ожиданий от будущего и способности к моделированию нового чувства себя (различия статистически значимы при р < 0,05), а после отбытия 10 лет лишения свободы у осужденных возникают сложности в планировании самоизменений на новом этапе жизни.

У лиц, пребывающих в местах лишения свободы более 15 лет, имеются затруднения в построении нового образа Я. Наблюдается резкое ослабление нравственного и нормативного компонента Я-концепции личности, что может означать постепенную интеграцию данной категории осужденных в криминальную среду и соответственно опосредует подмену общественных норм и ценностей тюремными.

Интерес представляют и контрастные данные по шкале «Пугнистические тенденции» методики «Диагностика по-лимотивационных тенденций в Я-кон-цепции личности» (С. М. Петрова), так как у осужденных отмечается устойчивый рост данной тенденции в течение всего периода отбывания наказания. Согласно интерпретации, предложенной автором методики, высокие показатели по этой шкале выражают наличие у человека потребности в преодолении трудностей, стремление бороться с жизненными обстоятельствами. Выявленные изменения Я-концепции у лиц, длительное время находящихся в исправительном учреждении, представляются нам закономерными, так как экстремальные условия мест социальной изоляции могут быть травмирующими для их физического и психического здоровья при отсутствии соответствующего потенциала личности для совладания с ними. В данной ситуации осужденные вынуждены пребывать в состоянии постоянного сопротивления негативному воздействию этих условий.

В целом по полученным результатам можно констатировать, что рассматриваемая категория осужденных характеризуется острым негативным переживанием периода 10-15 лет лишения свободы, у них слабо развита рефлексия в отношении целостного проживания собственной жизни, имеются трудности в понимании и интерпретации собственной жизни, желаний и внутренних интенций,выстраивании нового более аутентичного образа Я. Можно предположить, что это связано с негативным переживанием и как следствие непреодолением кризисного периода осужденными.

Анализ результатов опросов сотрудников исправительных учреждений, в которых отбывает наказание рассматриваемая категория осужденных, позволил выделить следующие проблемы в проводимой с ними работе:

1) высокий уровень криминализации личности;

2) неустойчивость поведения (импульсивность, высокая конфликтность);

3) полная потеря «связей со свободой» (материальных, родственных и т. д.) и, как следствие, отсутствие мотивации к освобождению (в том числе и к условно-досрочному);

4) отсутствие интереса к любому виду просоциальной деятельности (учебная, трудовая, спортивная, творческая и т. д.);

5) высокая социальная опасность (тяжесть совершенного преступления).

Для решения указанных проблем в местах лишения свободы чаще всего реализуется только усиленный контроль за данной категорией осужденных и прежде всего за теми, кто включен в группу риска, с целью пресечения их противоправных действий или

возможности совершения повторных преступлений. Иначе говоря, деятельность сотрудников пенитенциарных учреждений ориентирована преимущественно на обеспечение физической безопасности, как собственной, так и спецконтингента, а не на целенаправленное психокоррекционное воздействие на конкретные категории осужденных в разные периоды отбывания наказания, испытывающих преимущественно астенические переживания.

Согласно данным опросов, просо-циальная активность осужденных формируется в исправительном учреждении с помощью проведения таких мероприятий, как повышение образовательного уровня, привлечение к трудовой деятельности,просветительская работа религиозных и общественных организаций. Вместе с тем сотрудники отмечают низкий уровень (20-25 %) участия лиц, отбывающих длительные сроки лишения свободы, в указанных мероприятиях в силу их «непопулярности» в среде осужденных.

По мнению практических работников, в общении с осужденными наиболее востребованными и продуктивными являются отношения, выстраиваемые на деловой доверительной основе, с позиции сотрудничества и уважения человеческого достоинства. Данный тип отношений позволяет вызвать интерес и повысить активность осужденного к выполнению рекомендаций сотрудников исправительного учреждения.

Оказание психологической помощи осужденным с длительными сроками лишения свободы целесообразно осуществлять в соответствии с психотехнологией, предполагающей психологическое воздействие на ценностно-смысловой, когнитивный, эмоцио-

нальный и поведенческий компоненты переживаний с целью снятия негативных эмоциональных состояний, формирования наиболее аутентичных образа Я и картины мира, актуализации переживаний высших ценностей, активации и развития копинг-ресурсов личности.

Для получения большей полноты представлений о природе переживаний лиц, отбывающих длительные сроки лишения свободы, и путях оказания на них психопрофилактического воздействия целесообразно также брать во внимание такие объективные детерминанты переживаний осужденных, как включенность в структуры неофициальной власти, наличие социальных связей на свободе, специфика отбывания наказания, использование средств исправления и полнота межличностных взаимодействий [4, с. 11].

Непосредственно в процессе тре-нинговой работы, реализуемой преимущественно в малых группах (7-8 человек), необходимо:

1) нормализовать психоэмоциональное состояние осужденных - обучить осужденного приемам поиска и принятия социальной поддержки в трудной жизненной ситуации [2, с. 28-29]; саморегуляции психофизиологического состояния (техникам мобилизации и релаксации, комплексным физическим нагрузкам);

2) сформировать аутентичную оценку ситуации и себя - обучить навыкам реконструирования ситуации (поиск положительных и отрицательных альтернатив исхода ситуации, подбор однотипных ситуаций и выявление лежащих в их корне проблем); сфокусировать внимание осужденного на его личности и собственном вкладе в произошедшие жизненные обстоятельства;

3) сформировать необходимую для ее преодоления «ресурсную субъект-ность» [1, с. 145-146] - способствовать принятию осужденным активной, ответственной позиции за свою жизнь (убеждений в контроле происходящего, вере в личный выбор данного жизненного пути); развивать ориентацию на успех, позитивные стороны личности, оценку происходящих событий с позиции получения жизненного опыта;

4) мотивировать осужденного к принятию конкретных действий для совладания с проблемной ситуацией -разработать подробный план действий, необходимых для выхода из сложившейся ситуации; отработать типичные для данной ситуации стратегии совла-дающего поведения; контролировать вместе с осужденным точное соблюдение пунктов плана; анализировать общую поведенческую активность осужденного (наблюдение; опрос лиц, непосредственно взаимодействующих с осужденных; дисциплинарная практика).

При общении с осужденными стоит учитывать, что они в основном зрелые люди с определенным жизненным опытом и устойчивыми стереотипами. В связи с этим мнение и рекомендации специалиста (психолога) не всегда будут восприниматься ими как неопровержимая истина. В этой ситуации необходимо проговаривать с осужденными типичные трудные ситуации выбора с приведением множества возможных спосо-

бов их разрешения, давая возможность осужденному самому избрать тот, который он считает наиболее эффективным. Это будет способствовать развитию субъект-субъектных отношений между осужденными и психологом и гибкости их мышления. Важно акцентировать внимание на значимости творческих способностей осужденного в процессе сомовоспитания, необходимости создания условий для реализации своей просоциальной активности (развитие и поддержание со-циальнополезных связей, повышение образовательного и профессинально-го уровня и т. д.).

Список литературы

1. Ильюшина М. И., Краснощечен-ко И. П. Концептуализация представлений о ресурсной субъектности // Прикладная юридическая психология. 2017. № 1. С. 138-146.

2. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.

3. Основные показатели деятельности УИС ФСИН России : информ.-аналит. сб. Тверь, 2016. 385 с.

4. Рогач В. Г Психология переживаний у осужденных мужского пола, отбывающих длительные сроки лишения свободы : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2015. 20 с.

5. Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости. М., 2013. 767 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.