вы подготовки специалистов социальной сферы для уголовно-исполнительной системы: квалиме-трический подход // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 20-27.
9. Огородников В.И., Юсова М.Б. Организационно-управленческие изменения, функционирования системы учреждений, исполняющих наказания // Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1. С. 15-18.
10. Огородников В.И., Летунов В.Н. Персонал УИС в период развития на основе Концепции развития уголовно-исполнительной системы Россий-
ской Федерации до 2020 года» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 180-184.
11. Юсова М.Б. Организация деятельности психологических служб, их роль в учреждениях уголовно-исполнительной системы России / М.Б. Юсова // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 193-196.
12. Юсова МБ. Пути повышения эффективности деятельности психолога-практика уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 147-155.
ПРОЖИВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - ЭЛЕМЕНТ ПРОГРЕССИВНОЙ СИСТЕМЫ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Б.З. Маликов
Аннотация: в статье отмечается, что реформирование уголовно-исполнительной системы России в рамках Концепции развития до 2020 года, повышение действенности механизма исполнения наказания в виде лишения свободы, средств исправительного воздействия, включая дифференциацию условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного в период его нахождения в исправительном учреждении, укрепление роли стимулирующих средств в исправлении осужденных диктуют создание объективных условий для дальнейшего развития в уголовно-исполнительном законодательстве институтов, улучшающих правовое положение осужденных к лишению свободы.
Идея совершенствования и дополнения условий отбывания наказания новым видом уже заложена в действующем уголовно-исполнительном законо-
дательстве. Таким видом условий, несомненно, является проживание осужденных за пределами исправительных учреждений в соответствии со ст. 121, 129,133 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ). Проживание осужденных за пределами исправительных учреждений является одним из действенных институтов уголовно-исполнительного права и элементом прогрессивной системы отбывания лишения свободы. Целевое назначение рассматриваемого института заключается в социальной адаптации осужденных к законопослушной жизни и предотвращение рецидива преступлений с их стороны после освобождения. Уже имеются предпосылки для реформирования правовых норм, касающихся проживания осужденных за пределами исправительных учреждений как элемента прогрессивной системы отбывания лишения свободы.
Ключевые слова: прогрессивная система отбывания наказания, система социальных лифтов, ступени прогрессивной системы, проживание осужденных за пределами исправительного учреждения, условия отбывания наказания, индивидуализация исполнения наказания.
Действующее уголовно-исполнительное законодательство устанавливает, что лицам, примерно ведущим себя в местах лишения свободы и добросовестно относящимся к труду, по отбытии определенной части наказания могут быть улучшены условия содержания. Предоставление осужденному возможности заслужить примерным поведением и добросовестным отношением к труду право на улучшение условий есть одна из существенных черт современной прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.
Прогрессивная система отбывания наказания как теоретическая модель стимулирования исправления осужденных и постпенитенциарной адаптации была объектом внимания многих ученых-пенитенциаристов [1-8].
Первым проявлением прогрессивной системы отбывания наказания в России считается образование Екатериной II в 1775 г. работных домов для осужденных (прообраз современных европейских открытых пенитенциарных учреждений] [9, с. 19]. В определенной мере ссылка на поселение в России была и своеобразной формой изоляции осужденного путем его удаления на малоосвоенные земли (территории], а также формой адаптации после тюремного заключения.
В советский и постсоветский периоды проблема прогрессивной системы отбывания лишения свободы стала актуальной в науке уголовно-исполнительного (исправительно-трудового] права, а также законотворческой работе и уголовно-исполнительной деятельности. В судебной и уголовно-исполнительной практике на правовой основе прочно утверждаются условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, замена лишения свободы более мягким видом наказания, амнистия, перевод из одного вида исправительного учреждения в другой, вывод осужденных на работы за пределы исправительного учреждения и проживание вне колонии.
Профессор В.А. Уткин отмечает, что можно судить о достоинствах и недостатках прогрессивной системы отбывания наказания в каждый конкретный период существования УИС. Современная попытка трансформировать прогрессивную систему отбывания наказания в систему социальных лифтов он считает не совсем удачной. На сегодняшний день, как отмечает ученый, очевидно, что из опыта реализации социальных лифтов заслуживает внимания лишь практика аттестаций осужденных и основанная на ней их дифференциация [10, с. 62].
Интересным представляется суждение В.А. Уткина о том, что прогрессивная система возможна и эффективна не в условиях «тюрьмизации», а в мультирежимных, то есть «гибридных» учреждениях. Аналогичная структура, по сути, уже заложена в создаваемых воспитательных центрах, и это само по себе заслуживает внимания [10, с. 69].
Понятие «социальные лифты», видимо, в научном обороте и в практической деятельности, если будет воспринято, то достаточно в отдаленном будущем. Дело в том, что осужденный в период отбывания наказания находится в заданном режиме правоограниче-ний и принуждения, а не в пространстве обычных социальных возможностей и свободы. Вследствие этого «социальные лифты» как понятийная категория не совсем точно отражает встроенность осужденного в механизм государственного принуждения и характер исправительных процедур. В связи с этим полагаем, что социальные лифты не скоро отодвинут теорию прогрессивной системы отбывания наказания.
Известно, что теория прогрессивной системы отбывания наказания также формировалась в условиях признания ее положительных сторон, а также резкой критики. Профессор З.А. Асте-миров видел в ней позитив, отмечая, что в уголовно-исполнительном законодательстве закреплены элементы так называемой прогрессивной системы отбывания наказания осужденными, когда инициатива улучшения условий их содержания в местах лишения свободы предоставлена им самим [11, с. 92].
Прогрессивная система подвергалась критике как советских ученых, так и современных. Например, В.Е. Южанин отмечает, что прогрессивная система в России не имеет достаточного количества взаимосвязанных элементов, единой цели, идеологии, необходимого числа этапов, не в полной мере реализуется через институты изменения условий отбывания наказания, подготовки осужденных к осво-
бождению [12, с. 35]. В свое время подвергал критике прогрессивную систему отбывания наказания профессор А.Е. Наташев, когда научная полемика по данной проблеме только начала развертываться [13].
Новые качественные изменения в организации исполнения лишения свободы на определенный срок, которые дали позитивный импульс прогрессивной системе отбывания этого вида наказания, произошли в результате законодательного закрепления различных условий отбывания наказания, в том числе проживания осужденных за пределами исправительного учреждения (ст. 87; ч. 4 ст. 96; ч. 3 ст. 121; ч. 4 ст. 133 УИК РФ].
По мнению С.В. Березикова, одними из важнейших средств совершенствования механизма исполнения лишения свободы являются дифференциация и индивидуализация условий отбывания наказания в зависимости от того, как осужденный выстраивает свою линию поведения в период нахождения в исправительном учреждении. Заложенный в этот правовой институт потенциал, который может оказывать наиболее серьезное воздействие на поведение, как показывает практика, в исправительном процессе реализуется пока недостаточно [14, с. 4].
Одним из направлений дифференциации и индивидуализации условий отбывания наказания осужденным к лишению свободы является проживание за пределами исправительных учреждений, закрепленное в действующем уголовно-исполнительном законодательстве. О.Н. Зверева рассматривает проживание осужденных за пределами исправительных учреждений как
четвертую ступень прогрессивной системы отбывания наказания и режим полусвободы [15, с. 17].
Аналогичной точки зрения придерживается Ю.М. Ткачевский, указывая на то, что в процесс исполнения наказаний в исправительных колониях общего режима ч. 3 ст. 121 УИК РФ фактически добавлена еще одна — четвертая — ступень прогрессивной системы — проживание осужденных вне мест лишения свободы без охраны, но под надзором [16, с. 101]. Кроме того, автор обращает внимание на то, что «подобного рода льготные условия полусвободного режима призваны способствовать адаптации осужденных к жизни на свободе» [16, с. 104].
С.Л. Бабаян отмечает, что в колониях общего и строгого режимов необходимо создать льготные условия отбывания наказания по аналогии с льготными условиями в воспитательных колониях, которые бы предусматривали возможность проживания осужденных за пределами исправительного учреждения. Это даст возможность полноценной реализации прогрессивной системы отбывания наказания в рамках одного исправительного учреждения и одновременно будет способствовать успешной социальной адаптации к условиям жизни в обществе и сокращению рецидивной преступности среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы [17, с. 71].
Практика применения положений уголовно-исполнительного законодательства, закрепляющих адаптивную модель (этап, стадию) прогрессивной системы отбывания лишения свободы, в виде предоставления права положительно характеризующимся осужден-
ным проживать за пределами исправительного учреждения, формируется уже более 10 лет. Нам представляется, что этот элемент прогрессивной системы отбывания наказания наиболее актуален в применении к осужденным-краткосрочникам, ведь их проживание и работа под надзором администрации исправительного учреждения имеет много общего с отбыванием лишения свободы в условиях надзора в колонии-поселении.
Создание отлаженной системы адаптации осужденных к условиям жизни вне изоляции, в период отбывания лишения свободы путем перевода их в условия проживания за пределами исправительных учреждений, считаем в современных условиях перспективным и соответствующим концептуальным требованиям развития российской уголовно-исполнительной системы.
Литература
1. Советское исправительно-трудовое право. М.: Госюриздат, 1960.
2. Ременсон А.Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания заключенных: дис. ... д-ра юрид. наук. Томск: Том. гос. ун-т, 1965. 998 с.
3. Аванесов Г.А. Изменение условий содержания осужденных в процессе отбывания лишения свободы (прогрессивная система): дис. ... канд. юрид. наук. М. : Высш. шк. МООП СССР, 1966. 320 с.
4. Исправительно-трудовое право. М.: Юрид. лит., 1971.
5. Бажанов О.И. Прогрессивная система исполнения наказания / науч. ред. Г.А. Туманов. Минск: Наука и техника, 1981. 168 с.
6. Уголовно-исполнительное право. М.: БЕК, 1996. С. 154-157.
7. Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М.: Зерцало, 1997 г. 144 с.
8. Малин П.М. Проблема правового стимула в прогрессивной системе исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. 2008. № 6. С. 29.
9. Уваров О.Н. К вопросу о прогрессивной системе исполнения наказаний // Вестник Кузбасского института ФСИН России. 2011. № 1 (4).
10. Уткин В.А. Ресоциализация и прогрессивная система // Новый юридический журнал. 2012. № 3.
11. Астемиров ЗА. Уголовно-исполнительное право: курс лекций. Махачкала, 2000.
12. Южанин В.Е. О российской «прогрессивной системе» исполнения наказания в виде лишения свободы // Современное уголовно-исполнительное законодательство: проблемы теории и практики: материалы Междунар. науч. -практ. конф. Рязань, 2007.
13. Наташев А.Е. Неприемлемость «прогрессивной системы» отбывания лишения свободы // Проблемы развития советского исправительно-трудового законодательства. Саратов, 1961.
14. Березиков С.В. Правовые и организационные аспекты обеспечения эффективности дифференциации условий отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
15. Зверева О.Н. Реализация принципа индивидуализации наказания при исполнении лишения свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005.
16. Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М., 2007.
17. Бабаян С.Л. Развитие поощрительных институтов уголовно-исполнительного права — важная задача уголовно-исполнительной системы России // Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний: материалы Междунар. науч.-теорет. семинара, посв. памяти проф. Н.А. Стручкова и М.П. Мелен-тьева (Рязань, 19 апр. 2013 г.]. Рязань: Академия ФСИН России, 2013.