Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности'

Психологическое сопровождение осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
840
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОСУЖДЕННЫЕ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ / ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PENAL SYSTEM / CONVICTED FOR TERRORISM / EXTREMISM / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сочивко Ольга Ивановна

В статье рассматриваются особенности психологического сопровождения осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности. Автор указывает, что главной целью уголовно-исполнительной системы является исправление осужденных посредством отбывания ими наказания за совершенное преступление. Отражено также, что важное значение придается отбыванию наказаний лицами, осужденными за терроризм и экстремизм. Отмечено, что на успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Автором подчеркнуто, что лица, осужденные к отбыванию уголовных наказаний за совершение преступлений экстремистской направленности, «связаны» мотивацией подструктур направленности их личности на условия жизни на свободе. Отмечено, что воспитательную работу с данными лицами надо начинать с первого дня их пребывания в местах лишения свободы, а также с оказания им необходимой психологической помощи, сопровождения и коррекции. Важно направить в нужное русло процесс адаптации осужденных, прибывших в исправительное учреждение, с первых дней их пребывания и сделать его управляемым. Автором статьи отмечены три этапа психологического сопровождения осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности (I этап основная психокоррекционная работа; II этап поддерживающая психокоррекционная работа; III этап профилактическая психокоррекционная работа). Психологическая работа должна продолжаться в течение оставшейся части срока отбывания наказания осужденным в исправительном учреждении с периодичностью, определенной алгоритмом психологического сопровождения подозреваемых, обвиняемых, осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Исправление осужденного возможно лишь в случае раскрытия внутренних причин, из-за которых он пошел на совершение преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сочивко Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the peculiarities of psychological support of convicts sentenced for extremist and terrorist crimes. The author points out that the main purpose of the penal system is the correction of convicts by serving their sentences for the crime. It is also reflected that the importance is attached to the serving of punishment by persons convicted for terrorism and extremism. It is noted that the success of the correctional work is influenced by the prolongation of the corrective impact. The author emphasizes that persons convicted to serving criminal sentences for committing extremist crimes are oriented and bound by the motivation of substructures of the orientation of their personality to the conditions of life in freedom. It is noted that educational work with these persons should begin from the first day of their stay in prison, as well as providing them with the necessary psychological assistance, support and correction. It is important to direct the process of adaptation of convicts who arrived at the correctional institution from the very first days of their stay in the right direction and make it manageable. The author noted three stages of psychological support for convicts sentenced for extremist and terrorist orientation (Stage I basic psycho-correction work; stage II supportive psycho-correction work; stage III preventive and psycho-correction work). Psychological work must continue for the remainder of the sentence of the convicted person in the correctional institution, with periodicity determined by the Algorithm of psychological support of suspects, accused persons and convicts in the institutions of the penal system. Correction of the condemned is possible only in case of disclosure of the internal reasons because of which he committed a crime.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности»

УДК 159.9:343.8

DOI 10.33463/2072-8336.2019.3(48).099-103

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ

И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

О. И. Сочивко

Для цитирования

Сочивко, О. И. Психологическое сопровождение осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности / О. И. Сочивко // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 3(48). - С. 99-103. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.3(48).099-103.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности психологического сопровождения осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности. Автор указывает, что главной целью уголовно-исполнительной системы является исправление осужденных посредством отбывания ими наказания за совершенное преступление. Отражено также, что важное значение придается отбыванию наказаний лицами, осужденными за терроризм и экстремизм. Отмечено, что на успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекцион-ного воздействия. Автором подчеркнуто, что лица, осужденные к отбыванию уголовных наказаний за совершение преступлений экстремистской направленности, «связаны» мотивацией под-

© Сочивко О. И., 2019

структур направленности их личности на условия жизни на свободе. Отмечено, что воспитательную работу с данными лицами надо начинать с первого дня их пребывания в местах лишения свободы, а также с оказания им необходимой психологической помощи, сопровождения и коррекции. Важно направить в нужное русло процесс адаптации осужденных, прибывших в исправительное учреждение, с первых дней их пребывания и сделать его управляемым. Автором статьи отмечены три этапа психологического сопровождения осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности (I этап -основная психокоррекционная работа; II этап - поддерживающая психокор-рекционная работа; III этап - профилактическая психокоррекционная работа). Психологическая работа должна продолжаться в течение оставшейся

части срока отбывания наказания осужденным в исправительном учреждении с периодичностью, определенной алгоритмом психологического сопровождения подозреваемых, обвиняемых, осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Исправление осужденного возможно лишь в случае раскрытия внутренних причин, из-за которых он пошел на совершение преступления.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, осужденные за совершение преступлений террористической, экстремистской направленности, психологическое сопровождение.

На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы (УИС) главная цель ее деятельности - исправление осужденных посредством отбывания ими наказания за совершенное преступление, в том числе в виде лишения свободы. Важное значение придается отбыванию данного наказания лицами, осужденными за совершение преступления, связанного с терроризмом и экстремизмом.

Приоритетными задачами, поставленными перед сотрудниками УИС в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция), являются изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и разработка форм проведения воспитательной работы в новых условиях отбывания наказания.

В настоящей статье обходятся стороной некоторые организационные вопросы психологической работы с осужденными за совершение престу-

плений экстремистской и террористической направленности, такие как изучение их уголовно-правовых, уголовно-исполнительных, социально-демографических характеристик, заключение контракта о работе с ними, составление индивидуальной программы психологического сопровождения в период отбывания наказания в местах лишения свободы и т. д.

В тексте содержится материал, определенный исходя из результатов исследования наиболеетипичных проблемных личностных характеристик осужденных данной категории, нацеленный на разрешение рассматриваемых проблем.

Для аффективного уровня характерны: агрессия,злость, склонность к враждебному (как наиболее простому, примитивному) реагированию на любые внешние стимулы, тревожность, чувство вины, страх, фобии, депрессии, ночные кошмары.

Поведенческий уровень данных лиц отличается характеристиками, среди которых можно выделить как наиболее значимые: социальную изолированность, импульсивность, враждебность, преобладание неконструктивных механизмов психологических защит (отрицание, вытеснение, проекция, реактивные образования), склонность находить причины для оправдания своих неудач внешними обстоятельствами, дефекты в волевой сфере, неспособность целенаправленно и упорно трудиться, навязчивые идеи отрицательного отношения к ним лиц из близкого круга общения («не хотят понять», «не так относятся», «постоянно придираются»), конфликты с окружающими.

Учитывая специфику рассматриваемой категории осужденных, предлагается сделать акцент в психокор-

рекционной работе на механизмах когнитивно-поведенческого подхода. К ним относятся формирование альтернативных путей овладения ситуацией, выработка способности анализировать и осознавать сущность и последствия своих поступков, нести за них ответственность, усвоение верных установок.

На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность кор-рекционного воздействия. Даже после завершения основного этапа коррек-ционной работы необходимы контакты с осужденными с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии.

Лица, осужденные к отбыванию уголовного наказания за совершение преступлений экстремистской направленности, «связаны» мотивацией подструктур направленности их личности на условия жизни на свободе. Пока эта связь не пропала, воспитательную работу с данными лицами надо начинать с первого дня их пребывания в местах лишения свободы, а также с оказания им необходимой психологической помощи, сопровождения и коррекции.

Следственный изолятор становится для находящихся там граждан источником информации о том, какая социально-психологическая обстановка и условия содержания будут ждать их в исправительном учреждении. Результатом такой предварительной осведомленности становится отрицательная настроенность данных лиц на предстоящее отбывание наказания и все мероприятия, которые будут проводиться сотрудниками с целью исправления осужденных. Направить в нужное русло процесс адаптации

осужденных, прибывших в исправительное учреждение, с первых дней их пребывания и сделать его управляемым - главная цель персонала мест лишения свободы. Именно от этого зависит выбор осужденным стратегии своего поведения - негативного или позитивного, созидательного, нацеленного на исправление и будущую законопослушную жизнь. Избрание им первого варианта будет означать ориентацию на отрицательную часть среды осужденных и негативное восприятие им как самого наказания, так и необходимости его отбывания.

От мотивационных подструктур личности зависит характер процесса адаптации осужденных в местах лишения свободы и направленность их поведения в тюремной среде, о которой можно судить по ее содержательной стороне. Не составляют исключения и осужденные, отбывающие наказание за совершение преступлений террористической или экстремистской направленности. Индикатором состояния их мотивационных подструктур можно назвать отношение к совершенному преступлению и назначенному за него наказанию, обусловленное личностными особенностями, которые находят свою реализацию в отношении к окружающей действительности, определяют смысл и значение мотивов их поведения. Чтобы определить общее понятие содержания мотивационной подструктуры этого отношения, прежде всего надо установить и исследовать его элементы: осознание своей вины в совершении преступления, наличие чувства раскаяния, уяснение социального смысла назначения наказания, а также необходимости и неизбежности его исполнения. Все эти составляющие в подробностях воспроизводят содер-

жание реального отношения осужденных к совершенному им преступлению и отбываемому наказанию.

Этапы психологического сопровождения осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности:

I этап - основная психокоррекци-онная работа - выяснение актуальной личностной проблематики осужденных на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях. Общая продолжительность этапа - 4 месяца. Периодичность работы пенитенциарного психолога с осужденным на этом этапе не менее 1 раза в 7 дней. Продолжительность одного индивидуального психокоррекционного занятия - не менее 1,2 часа. Всего не менее 12 индивидуальных мероприятий;

II этап - поддерживающая психо-коррекционная работа - оценка и поддержание у осужденных личностных изменений, произошедших в рамках основного этапа психокоррекционной работы. Общая продолжительность этапа - 5 месяцев.

Пенитенциарный психолог использует упражнения, исходя из актуальности (необходимости) их применения. Остальные вопросы организации психологической работы с осужденными за преступления экстремистской и террористической направленности регламентируются алгоритмом психологического сопровождения подозреваемых, обвиняемых, осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

III этап - профилактическая пси-хокоррекционная работа - предупреждение вероятных срывов в результатах, достигнутых на предыдущих этапах работы. Работа продолжается в течение оставшейся части срока

отбывания наказания осужденным в исправительном учреждении с периодичностью, определенной Алгоритмом психологического сопровождения подозреваемых, обвиняемых, осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

С целью реализации личностно-системного подхода в психокоррек-ционной работе с осужденными предусмотрено осуществление этой работы в рамках одного занятия с одновременной проработкой проблематики на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях.

Исходя из содержания перечисленных этапов можно планировать психологическую работу с данной категорией осужденных, но при условии предварительного изучения ее содержательных аспектов, а также с учетом оставшегося времени до конца отбывания наказания осужденным. Кроме того, рекомендуется проведение: 1) психодиагностического обследования с целью выявления личностных характеристик осужденных, которое проводится в начале основного этапа психокоррекционной работы (I этап) и по его окончании (через 4 месяца), затем - по окончании этапа поддерживающей психокоррекционной работы (II этап), то есть по итогам 9 месяцев работы. В рамках профилактической психокоррекционной работы (III этап) психодиагностика проводится в соответствии с алгоритмом психологического сопровождения; 2) в случае возникновения острых кризисных состояний у осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности, а также грубых дисциплинарных нарушений, включающих в себя действия по распространению экстремистской идеологии в ИУ, не-

обходимо возвращение к психологической работе с осужденным в рамках основного и поддерживающего этапов психокоррекционной работы. В этом случае данные индивидуальные характеристики отражаются в психологической характеристике (справке) осужденного. Например, это могут быть психические аномалии, требующие совместной работы психолога с психиатром. Необходимые психокоррекцион-ные мероприятия должны отражаться в индивидуальной психологической программе сопровождения осужденного. Знание психологом метода психотехники и владение им может помочь ему более эффективно достичь цели, поставленной перед упражнением в программе. В этом случае также делается соответствующая запись в индивидуальной психологической программе сопровождения осужденного.

Положение Концепции об адресности в психологической работе с осужденными рассматриваемой категории определяет необходимость методического обеспечения психологов материалами, раскрывающими мотивационную составляющую совершенных осужденными преступлений террористической и экстремистской направленности.

Исправление осужденного возможно лишь в случае раскрытия внутренних причин, из-за которых он пошел на совершение преступления.

В отличие от значительной части лиц, осужденных за общеуголовные преступления, осужденные, совершившие преступления террористической и экстремистской направленности, не были в состоянии алкогольного, наркотического опьянения и в основном не имели корыстных мотивов. Чаще все-

го ими двигала какая-то радикальная идея (совокупность идей). В преобладающем количестве случаев эти идеи относятся к религиозной и политической сферам.

В психологической интерпретации эти радикальные (экстремистские) идеи определяются как иррациональные (деструктивные) когнитивные установки, убеждения и ценностные ориентации осужденных. Эффективная и качественная проработка этих установок, убеждений и ценностей требует хотя бы минимальной осведомленности пенитенциарного психолога о проблематике религиозного и политического экстремизма. Этого требует и своеобразная ментальность восприятия картины мира этими осужденными.

Не ориентирующийся в этих вопросах психолог имеет минимальные шансы на его восприятие со стороны осужденного как действительно значимой личности, способной что-либо изменить в его жизни в лучшую сторону. В противном случае во время контактов обе стороны будут общаться на разных языках. Безусловно, подстройку к находящейся перед ним личности в процессе общения должен попытаться осуществить психолог, а не его клиент.

Изучение психологических особенностей личности осужденных за совершение преступлений террористической и экстремистской направленности, а также экстремистских организаций, занимающихся вербовкой лиц для участия в террористической деятельности, является важным элементом, обеспечивающим проведение антитеррористических программ и психологических мероприятий, в них входящих, в учреждениях УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.