АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Д. В. Пестриков, И. В. Сеник, В. В. Зимаков
Аннотация: в статье рассматривается проблема психокоррекционного воздействия на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы впервые, проведен анализ эффективности одного из основных направлений психокоррекции — арт-терапии.
Ключевые слова: психокоррекция, психокоррекционное воздействие, анализ, эффективность, осужденные, арт-терапия.
Summary: the article considers the problem of psycho-correctional effect on prisoners serving a sentence of imprisonment for the first time, the analysis of efficiency of one of the main directions psy-cho-correctionart therapy.
Keywords: psycho-correction, psycho-correctional effect, analysis, efficiency, convicted, art-therapy.
Одна из современных тенденций развития психологической службы УИС — это повышение ее практической направленности. От изучения личности осужденного, подготовки программ индивидуального исправления, разработки рекомендаций по оптимизации исправительного воздействия на личность осужденного психологи исправительных учреждений все больше переориентируются на непосредственное воздействие на правонарушителей методами психокоррекции. Естественно, диагностическая функция не исчезает, а на-
оборот, усиливается ввиду необходимости глубинного изучения личности осужденного.
В соответствии с Концепцией развития УИС Российской Федерации до 2020 года одной из основных целей является сокращение рецидива преступлений, совершаемых лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития постпенитенциарной помощи таким лицам [1, 2, 3, 4, 5, 8, 18, 24].
В связи с тем что в некоторых исправительных учреждениях не дооборудованы кабинеты групповой работы, отсутствует элементарная культура взаимодействия с психологом в рамках групповой работы, на организацию работы с осужденными влияет субкультура осужденных в местах лишения свободы, что в целом определяет необходимость ориентации деятельности психолога на индивидуальные формы психокоррекцион-ной работы [6, 7, 11, 13, 14, 15]. Данная форма позволяет осужденным интегрировать и гармонизировать личность, повышать самооценку, развивать сферу чувств и использовать внутриличност-ные ресурсы для преодоления кризисных ситуаций в процессе отбывания наказания [16, 17, 19, 20, 21, 22].
В качестве индивидуальной формы работы сотрудники психологической ла-
боратории активно используют такое направление в психокоррекции, как арт-терапия.
Арт-терапия (art — искусство, art-therapy —терапия искусством) — это направление в психокоррекции и психотерапии, основанное на занятиях осужденным изобразительным творчеством с целью воздействия на его психоэмоциональное состояние. Упор делается на творческую активность личности. Интегрирующая роль искусства заключается в том, что творческий процесс снижает напряжение, снимает внутренние конфликты.
На занятиях по арт-терапии осужденным предоставляются необходимые для художественного творчества следующие материалы: краски, восковые мелки, пастель, карандаши, пуговицы, песок, пластилин.
Этот вид психологической деятельности эффективен в различных направлениях работы: в период адаптации осужденных к условиям изоляции; в психокоррекции лиц, состоящих на профилактическом учете исправительного учреждения; для мобилизации эмоционального состояния; в ходе разрешения внутри-личностных конфликтов; при подготовке к освобождению.
К основным функциям арт-терапии можно отнести: катарсистическую (очищающую, которая освобождает от негативных эмоциональных состояний); регулятивную (снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивную (обеспечивает коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки) [10, 12, 23, 25].
Для оценки эффективности данного направления мы провели экспериментальное исследование с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы на базе нескольких исправительных учреждений, у которых наблюдаются эмоциональное напряжение и негативное эмоциональное состояние, обусловленные различными факторами и причинами.
Как показывает статистика, в 2013 г. в сравнении с предыдущим годом рост числа имущественных преступлений составил 31,1% (с 12 033 до 15 776), в том числе краж на 31,8 %% (с 8984 до 11 840), вымогательств - на 81,0 %% (с 21до 38), мошенничеств — на 85,7 % (с 905 до 1681), разбойных нападений — на 10,4 %о (с 67 до 74).
В нашем экспериментальном исследовании принимали участие 120 осужденных мужского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы впервые за преступления против собственности (ст. 158 УК РФ «Кража»).
Для диагностики эмоционального состояния и свойств личности осужденных нами были использованы следующие методики: опросник PSM-25 (опросник психологического стресса) и FPI (Фрайбургский личностный опросник. Форма В).
Анализ результатов, полученных после проведенного тестирования, позволил разделить исследуемых осужденных на контрольную и экспериментальную группы.
Экспериментальную группу составили осужденные, имеющие высокие показатели по шкале «Психологический стресс, раздражительность, депрессив-ность» — 38 человек. Контрольная группа — осужденные с более низкими пока-
Рис. 1. Сравнение двух групп осужденных по шкалам опросника PSM-25
зателями по данным шкалам — 82 человека.
Для проведения сравнительного анализа мы применили математический аппарат программного статистического комплекса STATISTIKA 6.0. Вычислили средние значение по двум группам и составили графики различия личностных шкал по двум опросникам.
Сравнение различий по опроснику PSM-25 указывает на то, что осужденные, входящие в экспериментальную группу, имеют более высокие показатели по шкале «Психологический стресс» (обусловлено изоляцией осужденных от общества и отсутствием социально полезных и значимых отношений; неопределенностью в жизни; переживаниями, связанными с освобождением из мест лишения свободы, и т. п.), чем осужденные из контрольной группы, которые более сдержанны, расслаблены и хорошо ориентированы в социальных ситуациях (рис. 1).
Сравнение различий по стандартизированному личностному опроснику FPI
(В) указывает на то, что у осужденных, входящих в экспериментальную группу, ярко выражены депрессивность, спонтанная и реактивная агрессивность, раздражительность, невротичность по равнению с осужденными из контрольной группы, что обусловлено различными факторами и причинами: трудности в социальной адаптации, изоляция от общества, потеря социально значимых и полезных связей, межличностные конфликты и т. п. (рис. 2).
По корреляционному анализу мы сделали вывод о значимых различиях между осужденными из экспериментальной и контрольной групп.
В экспериментальной группе осужденных за преступления против собственности (ст. 158 УК РФ) наблюдаются высокие показатели по шкале «Психологический стресс» при низкой выраженности уравновешенности (-0,43); при низкой выраженности уравновешенности высокие показатели по шкалам «Раздражительность», «Спонтанная и реактивная агрессивность».
Рис. 2. Сравнение двух групп осужденных по шкалам опросника FPI (В]
В контрольной группе наблюдаются низкие показатели по шкале «Застенчивость» при высоких показателях по шкале «Общительность». Низкие показатели по шкале «Депрессивность» при высоких показателях по шкале «Уравновешенность».
На протяжении трех месяцев мы проводили индивидуальную психокоррекци-онную работу с осужденными из экспериментальной группы. Использовали такое направление в психокоррекции, как арт-терапия.
На начальном этапе творческой деятельности мы предоставили возможность осужденным изучить свойства разнообразных стимульных материалов для выражения своих чувств и переживаний по отношению к процессу психокоррекции.
Необходимо помнить, что основной задачей психолога на данном этапе арт-терапевтического процесса является: - создание и поддержание атмо-
сферы защищенности и безопасности, установление эмоционального резонанса, что достигается за счет профессионального умения и личностных качеств психолога, а также определения четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы;
- структурирование и организация творческой деятельности осужденных путем определения характера запроса;
- предоставление осужденным разнообразных стимульных материалов и способов взаимодействия с ними.
После психокоррекционной работы провели повторное тестирование.
По опроснику PSM-25 были выявлены изменения, которые указывают на более низкие показатели по шкале «Психологический стресс», что говорит о снижении напряженности, тревожности (рис. 3).
По стандартизированному личностному опроснику FPI (В) снизились показатели по следующим шкалам: «Депрес-
Рис. 3. Различия по личностным шкалам по опроснику PSM-25 до и после проведения психокоррекционной работы
сивность», «Невротичность», «Раздражительность», «Спонтанная и реактивная агрессивность», что говорит о формировании положительной направленности личности осужденных, об освобождении от негативных эмоций и мобилизации эмоционального состояния, разрешении внутриличностных конфликтов и т. п. (рис. 4).
Результаты нашей работы показали, что арт-терапия может служить способом освобождения от внутренних конфликтов и сильных переживаний; оптимизировать эмоциональное состояние; быть вспомогательным средством для интерпретаций и диагностической работы, а также усиления ощущения собственной личностной ценности. В нашем случае изменение внутренних переживаний ведет к динамике ролевого поведения осужденного в процессе отбывания наказания. Дальнейшая цель кор-рекционного воздействия — осознание своей роли осужденным, работа с меха-
низмами психологических защит и ориентация осужденного на исправление.
В состоянии и поведении клиента происходят следующие основные изменения:
• развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает самооценку;
• возникновение чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовывать окружающее пространство (формы и цвета, звуки, слова, движения);
• переход от хаотичного поведения клиента к продуктивной творческой деятельности, созданию «символических образов» и осознанию их внутрилич-ностного смысла;
• получение удовольствия от непосредственного процесса творчества, дающего возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества (рисунки, фигуры и композиции из песка, сказочные
Рис. 4. Различия по личностным шкалам по опроснику FPI (В] до и после проведения психокоррекционной работы
тексты), являющегося безопасным способом разрядки напряжения.
Полезность этого метода в целях исправления осужденных заключается в том, что он:
1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой форме. Рисование красками, пастелью, восковыми мелками и карандашами, работа с песком, лепка являются безопасным способом разрядки эмоционального напряжения;
2) позволяет выразить подсознательные конфликты и внутренние переживания, что легче сделать с помощью зрительных образов, чем в разговоре;
3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться осужденным, к тому же сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных намерений;
4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;
5) развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения;
6) усиливает ощущение собственной личностной ценности. Побочным продуктом арт-терапии является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития [9].
Таким образом, арт-терапия как индивидуальная форма психокоррекцион-ной работы служит эффективным инструментом в руках психолога ИУ.
Необходимо помнить, что одной из наиболее сложных задач системы испол-
нения наказаний является корректирующее воздействие на личность осужденного, исправление тех ее черт, которые привели к конфликту с социумом, законом. Как правило, арт-терапевтические методы присутствуют в любой программе психокоррекции, что позволяет дополнить и обогатить возможности для наиболее эффективных результатов по работе с осужденными, а также как нельзя лучше объединить индивидуальный подход и групповую форму работы.
Большое значение для проведения подобной работы имеют:
1) профессиональные умения, опыт психолога и его личностные особенности;
2) личностные особенности и ожидания осужденного, а также его социальный и культурный уровень;
3) установление с осужденным эмоционального резонанса, что является одним из факторов психологической защищенности и эффективного обмена с ними чувствами, представлениями и фантазиями;
4) признание потребностей осужденного.
Метод арт-терапии эффективен для коррекции сознательных и бессознательных сторон психики осужденных, очевидным плюсом являются положительные эмоции, которые человек испытывает при выполнении упражнений, видимая простота их выполнения, что помогает полностью расслабиться и раскрыться.
Применение арт-терапии в исправительных учреждениях приобретает большую популярность в период развития УИС, этот вид психологической деятельности эффективен в различных направлениях работы с осужденными за пре-
ступления против собственности: в период адаптации осужденных к условиям изоляции; в психокоррекции лиц, состоящих на профилактическом учете учреждения; при коррекции разного вида личностных проблем; при подготовке к освобождению; для оптимизации эмоционального состояния осужденных.
Индивидуальная форма работы наиболее приемлема в местах лишения свободы. Она позволяет осужденным интегрировать и гармонизировать личность, укреплять самосознание и самооценку, формировать ценностное отношение к себе, осознавать и преодолевать стереотипы восприятия действительности, проблемы в отношениях с другими, развивать сферу чувств, повышать сензи-тивность по отношению к другим, а также использовать внутриличностные ресурсы для преодоления кризисных ситуаций.
Литература
1. Концепция развития УИС Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
2. Воронин Р.М. Основные направления медицинской психологии в исправительных учреждениях // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 112-117.
3. Датий А.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 100-107.
4. Датий А.В. Характеристика мужчин, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 126-133.
5. Датий А.В, Бовин Б.Г. Анализ динамики умышленных убийств и численности осужденных за убийства в России // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 23-29.
6. Датий А.В, Казберов П.Н. Рецензия на словарь по пенитенциарной психологии «Преступление и наказание от «А» до «Я» (под общей редакцией доктора психологических наук Д.В. Сочивко) // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 193.
7. Датий А.В., Казберов П.Н. Создание базовых (типовых) психокоррекционных программ для работы с осужденными // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 216-218.
8. Датий А.В., Селиванов С.Б., Панфилов Н.В. Опыт создания информационно-аналитической базы социально-гигиенического мониторинга в системе Минюста России // Гигиена и санитария. 2004. № 5. С. 23.
9. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб. : Речь, 2007.
10. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
11. Кузнецова A.C., Полянин Н.А. Медицинская психология в юридической деятельности // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 111-112.
12. Пестриков Д.В., СеникИ.В. Возможность применения эмоционально-образной психотерапии в работе с осужденными в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 89-96.
13. Селиванов Б.С. Выпуск журнала «Пенитенциарная система: наука и практика» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 119-121.
14. Сочивко Д.В. Гендер организованной преступности // Прикладная юридическая психология. 2007. № 1. С. 52-63.
15. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпоко-ленческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии. 2009. № 3. С. 185-194.
16. Сочивко Д.В. Психодинамика духовности и религиозности осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 116-126.
17. Сочивко Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 24-40.
18. Сочивко Д.В., Бурцев А.О. Проблема психо-патизации личности осужденных к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 30-41.
19. Сочивко Д.В., Полянин H.A. Криминальные идеологемы современных молодежных субкультур // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 62-70.
20. Сочивко Д.В, Полянин H.A., Голышева Ю.Н. Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 60-75.
21. Сочивко Д.В., Савельева Т.И. Предимплозив-ное «Я»—фокус эмпирических, теоретических и психотехнологических исследований в юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2009. № 1. С. 45-55.
22. СочивкоД.В., Савченко Т.Н., БлинниковаИ.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: ответы на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 8-20.
23. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 8-22.
24. Сочивко Д.В., Щелкушкина Е.А. Проблема психодинамической типологии личности осужденных за убийство // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 6-21.
25. Щелкушкина Е.А. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 118-119.
МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
С. Н. Ковалева
Аннотация: статья посвящена вопросам мотивации и стимулирования служебного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы. В ней рассматриваются система методов и основных элементов, функции стиму-
лирования, предлагается внести изменения по отдельным вопросам в действующую систему стимулирования служебного поведения.
Ключевые слова: мотивация и стимулирование служебного поведения, со-