Научная статья на тему 'Психологические барьеры в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных'

Психологические барьеры в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
638
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ / БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ / СМЫСЛОВЫЕ БАРЬЕРЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ / МОТИВАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ / ADAPTABLE BARRIERS / COMMUNICATIVE BARRIERS / SEMANTIC BARRIERS / EMOTIONAL BARRIERS / MOTIVATIONAL BARRIERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маришин Сергей Васильевич

В статье раскрыта сущность психологических барьеров, возникающих в поведении несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательной колонии. Представлены результаты исследования проявления барьеров в поведении несовершеннолетних осужденных. Предложена коррекционная программа преодоления психологических барьеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маришин Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological barriers in the course of re-education of minors condemned

In the article the essence of the psychological barriers arising in behavior of minors condemned, containing in juvenile correctional facility is revealed. Results of the research of barriers display in behavior of minors condemned are presented. Correctional program of overcoming of psychological barriers is offered.

Текст научной работы на тему «Психологические барьеры в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных»

основные элементы, этапы и формы изменения развития мнений.

1. Аристотель. Метафизика. М.; Л., 1934. С. 464.

2. Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982. С. 364-365.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Общественное мнение Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч.: в 17 т. Т. 15. С. 200.

4. Лернер И.Я. Познавательные задачи как средство формирования и выявления сфор-мированности коммунистического мировоззрения // Проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся У11-Х классов. М., 1973. С. 358.

5. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: в 6 т. 1964. Т. 3. С. 641, 673.

6. Гегель Г. Философия права // Гегель Г. Собр. соч.: в 23 т. М.; Л., 1934. Т. 7. С. 337.

7. Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема // Советская педагогика. 1966. № 4. С. 14.

8. Чайлдс Г. Общественное: природа, формирование, роль. М., 1965.

9. Дэвисон У.Ф. Об общественном мнении // Международная энциклопедия социальных наук. М., 1968.

10. Блюмер Г. Общественное мнение и опросы общественного мнения // Ежеквартальник общественного мнения. М., 1948.

Поступила в редакцию 21.04.2009 г.

Veyt S.M. Essence and structure of public opinion. In the article an attempt of definition of the essence and structure of public opinion is made. Public opinion is a specific product of communication of people. In the communication rational, emotional and strong-willed interference of individuals is performed, generality of moods, thoughts, sights is being revealed and formed, mutual understanding is reached, transfer and mastering of manners, habits, style of behavior is carried out, unity and the solidarity characterizing group and collective activity are created.

Key words: public opinion; structure and elements of public opinion; kinds of opinion.

УДК 343.95

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

© С.В. Маришин

В статье раскрыта сущность психологических барьеров, возникающих в поведении несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательной колонии. Представлены результаты исследования проявления барьеров в поведении несовершеннолетних осужденных. Предложена коррекционная программа преодоления психологических барьеров.

Ключевые слова: адаптационные барьеры; барьеры общения; смысловые барьеры; эмоциональные барьеры; мотивационные барьеры.

Актуальность изучения психологических барьеров в контексте перевоспитания несовершеннолетних осужденных обусловлена необходимостью создания условий, способствующих перестройке личности преступника. С момента прибытия в воспитательную колонию, осужденные сталкиваются с адаптационными барьерами. Адаптируясь на психофизиологическом и на социально-психологическом уровнях, осужденные в первом случае приспосабливаются к условиям исполнения уголовного наказания, во втором -к элементам среды в учреждении.

Условия исполнения уголовного наказания вызывают внутриличностный конфликт,

повышенную эмоциональную напряженность. Осужденные испытывают глубокие, острые переживания, обусловленные воздействием уголовного наказания, чувство страха в связи с тем, что им предстоит находиться в среде преступников. На этой стадии у некоторых из них могут наблюдаться конфликты, различные эмоциональные расстройства, агрессивные проявления или депрессивные состояния.

Наиболее типичная реакция подростков на ситуацию ареста или помещения в условия социальной изоляции - фрустрация, связанная с блокированием ведущих психологических и многих физиологических потребно-

стей растущего организма. Он вынужден пересмотреть свои жизненные планы, перспективы и направить максимум сил на адаптацию именно к местам лишения свободы.

Как считает М.А. Гулина [1], пассивная стратегия адаптации наиболее характерна для людей, находящихся в состоянии социального или эмоционального шока, и проявляется в стремлении человека сохранить себя, прежде всего, как биологическую единицу.

Главной отличительной чертой субкультуры мест социальной изоляции подростков является жесткость именно неформальной структуры власти. Жесткая кастовость и продуцируемый ею страх скатиться в низшую касту являются существенным фактором регуляции межличностных взаимоотношений в среде подростков. В результате возникает барьер общения между осужденными, имеющими разный статус.

Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации [2]. Не находя реализации противоречивой потребности в обособлении и аффилиации в условиях отбывания наказания, осужденные сталкиваются с барьерами общения, которые сопровождаются появлением напряженности во взаимоотношениях, ростом количества конфликтов, в поведении усиливается открытая враждебность и, как следствие всего этого, появляются изолированные и отвергаемые члены группы. Возникает субъективное ощущение одиночества, сопровождающееся сильнейшим чувством страха и жалости к себе. Повседневное принудительное общение вызывает антипатии, порождает напряженность контактов. Это все крайне неблагоприятно сказывается на эмоционально-волевой сфере, формирует ущербную личность, неспособную к эффективному общению с окружающими людьми.

Л.С. Славина выделяет два вида смыслового барьера. Барьер первого вида - по отношению к определенному требованию. Барьер второго вида - по отношению к определенному человеку [3]. Для нашего исследования это особенно актуально, так как сотрудники воспитательных учреждений нередко сталкиваются с ситуацией, при которой осужденный оказывается невосприимчивым к педагогическим воздействиям или не-

правильно на них реагирует. Это нежелание осужденного и неумение воспитателя понять друг друга, а порою, взаимная отчужденность и означает психологический барьер между ними. Характерным признаком всякого смыслового барьера является невыполнение требования.

А.Е. Личко выделяет детские поведенческие реакции, проявляющиеся в подростковом возрасте, являющиеся формой протеста [4]. Реакция отказа возникает у инфантильных подростков, когда их насильно отрывают от дома или от привычной компании сверстников. Реакция оппозиции может быть вызвана у подростка чрезмерными претензиями к нему, непосильной для него нагрузкой. Это ведет к возникновению эмоционального психологического барьера.

При эмоциональном барьере осужденный испытывает сильные переживания, делающие его разум недоступным доводам логики. Все эти эмоции мешают осужденному осознать правомерность требований воспитателя, не позволяют убедить его в неправильности действий и поступков. При эмоциональном барьере даже ясные и справедливые требования воспитателя не получают положительного отклика в душе воспитуемого.

Важнейшим компонентом направленности личности, ее сердцевиной являются мотивы. За время пребывания в колонии осужденные вынуждены преодолевать ряд препятствий в процессе перевоспитания. Эти препятствия вызваны мотивами их деятельности. А.Н. Леонтьев считает, что мотивы как объекты, в которых конкретизируются потребности и которые образуют их предметное содержание, не только побуждают, но и направляют деятельность [5]. Формирование положительных мотивов является психологическим барьером в поведении осужденного.

Проведенные нами исследования на базе Бобровской воспитательной колонии с использованием специально разработанного теста-опросника проявления барьеров в поведении несовершеннолетних осужденных выявили высокий уровень проявления психологических барьеров у 29,8 % испытуемых, средний уровень у 43,9 %, низкий уровень у 26,3 %.

Проявляется высокая тревожность и враждебность, высокие показатели различных форм агрессивности. Обнаружен высо-

кий уровень субъективного ощущения одиночества, состояние легкой депрессии. У части осужденных выявлена фрустрация, сильно выраженная ригидность.

Причина данных эмоциональных состояний кроется в возникающих психологических барьерах. Барьер психофизиологической адаптации вызывает внутриличностный конфликт, повышенную эмоциональную напряженность.

Столкнувшись с барьером социальнопсихологической адаптации, осужденный испытывает не только тревожность, но и стресс. Человек, оказавшись в стрессовой ситуации, затаивается, присматриваясь к окружающим, оценивает перспективу своих контактов с ними.

Барьер общения, проявляющийся в высокой напряженности во взаимоотношениях, вызванных тяжестью социальной изоляции, возрастной подростковой агрессивностью, способствует росту количества конфликтов, усилению открытой враждебности.

Смысловой барьер ведет к возникновению конфликтов как между сотрудниками и осужденными, так и в среде осужденных. Для него характерна высокая агрессивность, враждебность, тревожность.

Возникающий в условиях воспитательного учреждения эмоциональный психологический барьер, в результате принудительного отрыва от дома, сопряжен с сильными переживаниями, повышенной эмоциональной напряженностью.

Под воздействием воспитательных мер у осужденных происходит изменение мотивационной сферы. Это ведет к возникновению беспокойства, внутреннего сопротивления. Происходит столкновение с мотивационным барьером, проявляющимся в повышенной тревожности, состоянии фрустрации, ригидности, раздражительности, неуравновешенности и, как следствие, высокой агрессивности.

Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы разработали и реализовали коррекционную программу преодоления психологических барьеров в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных, состоящую из четырех блоков.

Первый блок направлен на преодоление адаптационных барьеров. Он содержит упражнения, способствующие формированию установок на выявление позитивных лично-

стных качеств, развитию способности к самовыражению, самоанализу и нахождения выхода из конфликтных ситуаций приемлемыми способами, осознанию особенностей своего поведения, развитию умения анализировать свою агрессию.

Второй блок содержит упражнения, направленные на преодоление барьеров общения и формирующие навыки ведения дискуссии, отстаивания своей точки зрения, быстрого реагирования в конфликтной ситуации, определения состояния другого человека по невербальным проявлениям, умения анализировать трудные ситуации общения и практические навыки принятия обоснованных решений.

Третий блок направлен на преодоление эмоционально-смысловых барьеров. В данный блок вошли приемы и упражнения, способствующие формированию представления об эмоциональных процессах и способах управления эмоциями, навыков снятия состояния тревожности, рефлексии собственных эмоций для определения ранних признаков трудной ситуации, выработки уверенного поведения.

Четвертый блок содержит упражнения, направленные на коррекцию мотивационных барьеров. Данные упражнения способствуют формированию осознания осужденными личных ценностей и их влияния на поведение в значимых ситуациях, навыков построения позитивных планов своей жизни, преодоления трудностей на свободе, установки о значимости своей личности.

Анализ формирующего эксперимента показал, что произошло изменение уровня проявления психологических барьеров у испытуемых экспериментальной группы. Контрольное тестирование выявило, что положительный сдвиг произошел у 14 % участников эксперимента, из них у 6,3 % уровень проявления психологических барьеров изменился с высокого на средний, а у 7,7 % - со среднего на низкий.

Наметившаяся тенденция снижения уровня проявления психологических барьеров способствовала снижению агрессивности, враждебности, повышению эмоциональной устойчивости, общительности, устойчивости к стрессу, выработке адекватной самооценки, как следствие, уменьшению кон-

фликтных ситуаций в поведении несовершеннолетних осужденных.

1. Гулина М.А. Психология социальной работы / под ред. М. А. Гулиной. СПб., 2002.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

3. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958.

4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание. Проблемы общей психологии. М., 1966.

Поступила в редакцию 6.06.2009 г.

Marishin S.V. Psychological barriers in the course of re-education of minors condemned. In the article the essence of the psychological barriers arising in behavior of minors condemned, containing in juvenile correctional facility is revealed. Results of the research of barriers display in behavior of minors condemned are presented. Correctional program of overcoming of psychological barriers is offered.

Key words: adaptable barriers; communicative barriers; semantic barriers; emotional barriers; motivational barriers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.