Научная статья на тему 'Использование переживания наказания у несовершеннолетних осужденных в исправительной психологической коррекции'

Использование переживания наказания у несовершеннолетних осужденных в исправительной психологической коррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
472
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ИЛИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА / ГРУППОВАЯ РАБОТА / EXPERIENCES / CORRECTIVE PSYCHOLOGICAL CORRECTION / PERSONAL PRECONDITIONS OF LAWFUL OR ILLEGAL BEHAVIOUR / INDIVIDUAL WORK / GROUP WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Адыгезалов Аслан Фахраддинович

В статье рассмотрен вопрос об использовании переживаний, вызванных назначенным наказанием в исправительной психологической коррекции. Раскрыта сущность и специфика индивидуальной и групповой работы с несовершеннолетними осужденными в зависимости от преобладающего типа переживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Адыгезалов Аслан Фахраддинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF EXPERIENCE OF PUNISHMENT AT MINORS CONDEMNED IN CORRECTIVE PSYCHOLOGIC CORRECTION

In article the question on use of experiences invoked by the appointed punishment in corrective psychologic correction is considered. The essence and specificity of individual and group work with minors condemned, depending on prevailing phylum of experience is opened.

Текст научной работы на тему «Использование переживания наказания у несовершеннолетних осужденных в исправительной психологической коррекции»

А.Ф. Адыгезалов,

Могилевский высший колледж МВД Республики Беларусь

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ НАКАЗАНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

USE OF EXPERIENCE OF PUNISHMENT AT MINORS CONDEMNED IN CORRECTIVE PSYCHOLOGIC CORRECTION

В статье рассмотрен вопрос об использовании переживаний, вызванных назначенным наказанием в исправительной психологической коррекции. Раскрыта сущность и специфика индивидуальной и групповой работы с несовершеннолетними осужденными в зависимости от преобладающего типа переживания.

In article the question on use of experiences invoked by the appointed punishment in corrective psychologic correction is considered. The essence and specificity of individual and group work with minors condemned, depending on prevailing phylum of experience is opened.

Переживания лишения свободы во многом определяют социально-правовую позицию лич-ности осужденного. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс переживания включает в себя личностное отношение субъекта к происходящей действительности, которое формируется в результате активной психической деятельности. Оно заключается в переработке имеющейся информации о ситуации и выработке определенно -го образа путем трансформации смыслового отношения к ситуации и переоценки ценностной сферы личности, которая в дальнейшем способствует возникновению побуждений к деятельно -сти. Во-вторых, процесс переживания осуществ -ляется путем анализа ценностно-смысловой

сферы личности, переосмыслением, перестройкой, обогащением и преобразованием эмоционально смысловой сферы, в результате чего происходит преобразование сферы представлений отношений к окружающей действительности.

Анализ результатов проведенного эмпирического исследования позволил выявить у осужденных четыре основных типа переживаний, каждый из которых отличается комплексом доминирующих (сменяющих друг друга и взаимодополняющих ) эмоциональных состояний, обусловленных определенными субъективными

причинами, на которых акцентируется внимание в воспоминаниях и мыслях:

- «тревога — раскаяние» (доминирует опасение отрицательных событий (в том числе при -теснений) в отношениях с осужденными, сотрудниками колонии; тревога и чувство вины за страдания родителей (и других близких людей);

чувство вины за причинение вреда потерпевшим, за неправильный образ жизни; стыд за потерю уважения в глазах знакомых людей);

- «облегчение — интерес» (доминирует чувство облегчения в связи с избеганием более длительного наказания, улучшением условий содержания по сравнению со следственным изолятором, беспроблемной адаптацией, обретением приятелей и благоприятного положения в среде осужденных; проявляется захватывающий интерес к происходящим событиям с их комичной трактовкой, освоению пенитенциарной субкультуры, проделкам осужденных, «обыгрыванию» сотрудников);

- «тоска — злоба — обреченность» (пре -обладают удрученность в связи с отсутствием свободы действий, однообразием уклада жизни и необходимостью выполнять режимные тре-бования; злоба на сотрудников правоохрани-тельных органов и других людей, которые привели к осуждению, в сочетании с чувства -ми несправедливости и желания мести; тре -вожная неопределенность или обреченность в связи с напряженными отношениями с сотруд -никами колонии и предчувствием неблагопри -ятных перспектив на будущее, отсутствием удовлетворяющих планов на будущее);

- «отчужденность — злоба» (доминируют чувства социальной отчужденности (ненужно-сти), одиночества и тоски по близким людям и свободе; обиды и злобы на людей, которые при -вели к осуждению (иногда в сочетании с чувст -вом несправедливости осуждения); настороженность и тревога в связи со строгостью сотрудни -ков колонии и возможностью наказания).

Переживание наказания осужденными обусловливает формирование определенных лич-ностных предпосылок правомерного или проти -воправного поведения, в качестве которых вы -ступают социально -правовые представления, отношения, ожидания, определяющие приемле -мость правомерных или противоправных спо-собов решения жизненных задач, правовую на -правленность самосознания и жизненных стремлений:

- переживание « тревога — раскаяние» способствует формированию личностного непри-ятия противоправного поведения и отрицатель -ного отношения к положению в роли лица, совершающего преступление, что способствует решению исправительных задач;

- переживание «интерес — облегчение» не обусловливает формирование личностных предпосылок устойчивого правомерного поведения, ориентирует на усвоение отношений, присущих пенитенциарной субкультуре, правовой беспринципности и допустимости противоправных вариантов действий для удовлетворения своих потребностей или разрешения проблемной ситуации;

- переживание «тоска — злоба — обреченность» связано с формированием негативного образа социальной среды, закреплением приемлемости противоправных способов действий и допустимости причинения вреда, а также психо -логической идентификации с лицом, совершаю -щим преступление;

- переживание «отчужденность — злоба» также обусловливает формирование негативных представлений о социальной среде, внутреннюю допустимость использования противоправных способов действий для решения жизненных задач, не исключая и приемлемость правомерных способов, что в целом определяет сохранение криминогенной склонности.

Каждый тип переживания определяет спе-цифику проведения групповой и индивидуаль-ной работы психологом воспитательной коло -нии. Однако следует отметить, что основными задачами индивидуальной и групповой работы являются:

1. Содействовать изменению поведения (чтобы несовершеннолетний осужденный мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбеж -ные социальные ограничения).

2. Развитие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечение эффективного принятия жизненно важных решений. Существует мно -жество аспектов, которым можно научиться во время индивидуальной работы: самостоя-тельные поступки, распределение времени и

энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей лич -ности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т. п.

4. Развитие умения завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то конфликты с сотрудниками ВК или проблемы взаимоотношения с другими осужденными, следует улучшать качество жизни осужденных посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

5. Облегчение реализации и повышения потенциала личности, а также развитие способности несовершеннолетних осужденных контроли -ровать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые им.

6. Преодоление криминогенной зараженности личности осужденного, проявляющейся в поведении в ВК, смыслообразующем представ -лении о преступных способах удовлетворения своих потребностей, отрицательных планах на будущее путем проработки данных единиц через актуализацию переживаний.

7. Формирование четкого положительного образа законопослушного человека, смыслообразующего представления о законном способе удо-вле творения своих потребностей и по ложите ль -ном отношении к данному способу, а также чет -ких положительных планах на будущее.

8. Закрепление в сознании четких установок на правопослушное поведение после освобождения и на период отбытия.

Индивидуальную и групповую работу необходимо строить в соответствии с принципами исправительной психологической коррекции (далее ИПК), предложенными В .Г. Стукановым:

1. Ограждение психокоррекционного воздействия от психического насилия. Правомерное воздействие отличается от психического насилия наличием свободы выбора субъектом той или иной позиции. Лицо, на которое направлено воз -действие, во всех случаях остается полно -правным субъектом исправительно-трудовых отношений, что обязательно предполагает сознательное его отношение ко всем действиям психолога. Воздействие во всех случаях должно строго ограничиваться процессуальными правомочиями, ни в коем случае не должны нарушаться конституционные права осужденных, на которых оказывается воздействие (законность воздействия).

2. Добровольность участия в процессе ИПК. Добровольность предполагает согласие осужден-

ного на предложенные ему психологические меры или отказ от них. Условиями добровольности служат: отсутствие внешнего принуждения (на -силия, угрозы) либо обмана; предоставление информации о предлагаемых мерах, а также способность человека к пониманию и свободному в олеизъявлению.

3. Информированность участников ИПК. Осужденные заранее имеют право знать все о той работе, в которой они будут принимать участие. Поэтому с участником психокоррекционной работы проводится предварительная беседа о том, что такое ИПК, каковы ее цели, какие могут быть достигнуты результаты.

4. ИПК должна осуществляться с учетом конкретных особенностей личности осужден -ного. При этом психокоррекционное воздейст -вие дает нужный результат лишь в том случае, если учитывается не только совокупность психологических свойств и качеств личности во -обще, но и психическое состояние в данное конкретное время.

5. Психолог должен верить в возможность осужденного к самоизменению (профессиональный оптимизм). Психолог должен быть убежден, что осужденный может измениться к лучшему, вселять осужденному веру в себя для того, чтобы он стал бороться за изменения в своей судьбе.

6. Уважение к осужденному. В исправительной психокоррекционой работе уважение к осужденному приобретает особый смысл: вызывает у него доверие, искренность, восприимчивость к деятельности психолога. Неуважение к личности преступника порождает в ответ обиду, озлобление и стремление делать все наперекор. Опыт показывает, что осужденный перестает считаться даже со справедливыми действиями психолога. Реализация принципа заинтересованности в судьбе осужден -ного снимает многие психологические защиты, барьеры в общении, пробуждает стремление к вз аимодействию.

7. Принцип понимания душевного состоя -ния осужденного. Для правильного выбора приемов психокоррекционного воздействия не -обходимо разобраться в причинах, обусловив -ших противоправное поведение, понять душев -ное состояние осужденного. Для этого необхо -димо знать психологические особенности его личности, условия жизни, конкретные причины преступления и анализировать их. Неразрыв-ным образом с этим связан принцип вскрытия мотивов и внешних обстоятельств противо-правного деяния в целях более глубокого уяс-нения причин преступления [4. — С. 8].

Соблюдение приведенных выше принципов является необходимым, так как именно они могут привести к успешному достижению целей, стоящих перед уголовно исполнительной системой.

Специфика проведения групповой работы с несовершеннолетними осужденными заключает -ся в следующем. Работа с типом переживания «тревога — раскаяние» основывается на проработке чувства вины, так как именно данное переживание вызывает негативную оценку своих прошлых действий, образа жизни до осуждения. Это способствует возникновению стремлений к формированию личностных качеств, необходи-мых для непринятия преступного способа удов -летворения своих потребностей. Проработка переживаний, входящих в данный тип, осущест -вляется через образы родных и близких. Необхо -димо при использовании образа близких людей несовершеннолетнего осужденного контролировать его эмоциональные реакции, т.к. именно они несут оценку отношения к использованию выбранного образа. Также в процессе групповой работы с несовершеннолетними осужденными необходимо закреплять образ законопослушного гражданина, который является для них ориенти -ром в поведении после освобождения. Следует отметить, что переживание вины для них являет -ся своего рода «якорем» будущего поведения. В групповой работе психолог может использовать такие упражнения, как «Мое отражение», «Осознавание окружающего мира», «Вычерпывание плюсов», «Польза от ошибок», «Реши пробле-му».

С группой осужденных, для которых харак -терен тип переживания «облегчение — интерес», необходимо проводить групповую работу, целью которой является формирование у них отрица-тельного отношения к совершенному преступле -нию и возникновения чувства вины. Необходимо актуализировать переживание чувства вины посредством введения в ситуацию, приведшую в воспитательную колонию. Актуализировать пе -реживания можно путем работы с образом матери или особо значимых людей. Выявляя причи -ны возникновения переживаний, необходимо обращать внимание на детализацию каждой при -чины, приведшей к выявленным у несовершеннолетнего осужденного переживаниям. При выявлении и детализации переживаний можно столкнуться с сопротивлением личности, вы -званным психологическими механизмами защиты. Данные механизмы можно преодолеть путем ролевых игр, а также элементов тренинга личностного роста. Этому способствует ориентация несовершеннолетнего осужденного на более глу -бокое осознание себя, своих психологических проблем и особенностей. Также в процессе работы психолог должен формировать личност-ное непринятие преступного способа удовлетво -рения своих потребностей, т.е антикриминаль-ную устойчивость личности. Это осуществляется путем упражнений «Репетиция поведения»,

«Реши проблему», «Правила жизни в тюрьме», «Свобода и необходимость», «Образы», «Заполнение пустоты», «Технология прояснения жиз -ненных целей».

Работа с переживаниями типа « тоска — злоба — обреченность» является наиболее сложной, т.к. у несовершеннолетних осужденных сформирована негативная оценочная реакция к наказа -нию, что является результатом действия психо -логических защит проекции и компенсации. Для преодоления данных защит психолог может использовать такие упражнения, как «Работа с не -гативным состояниями», «Кирпич», «Как часто я испытываю....», «Что мне мешает», «Путешест-вие на голубую звезду», «Пересмотр состояния тревожности», «Освобождение от "диких" эмоций». Использование данных упражнений при -водит к осознанию неправильности своих суж-дений, переоценки своего преступления. В ходе преодоления психологических защит психолог должен стремиться к возникновению у осужден -ных чувства вины за совершенное преступление. Этого можно достичь путем упражнений «Прошлое, настоящее и будущее», «Анализ жизнен -ного пути». Также с осужденными с данным типом переживаний, для которых характерна несформированность убеждений о необходимости удовлетворения своих потребностей закон -ным путем и положительная характеристика лиц, достигающих данного удовлетворения преступ -ным путем, психологу необходимо провести сле -дующую работу. Во -первых, выявить причины возникшего убеждения, при этом необходимо фиксировать переживания при ответах с целью получения информации об их эмоциональной оценке. Во-вторых, преодоление данных пред -ставлений возможно путем их «обесценивания», которое можно осуществить путем рассмотрения описанной им личности преступника, что сопровождается наводящими вопросами: Как ты думаешь, что чувствует данный человек? Почему он это чувствует? Что по твоему мнению, необходимо ему сделать для того, чтобы этого он не испытывал? Как бы ты охарактеризовал то, что он сделал? Это необходимо для выявления лич -ностного смысла, который видит в этих способах осужденный. Получая ответ, мы отслеживаем и, если есть необходимость, актуализируем переживания. Также в процессе обесценивания образа преступника мы создаем образ законопослушного человека, который в дальнейшем дол -жен стать эталоном поведения для осужденного. На основании полученного положительного образа законопослушного человека мы проводим сопоставление полученного образа с образом человека, совершившего то или иное преступле -ние. Результатом этого сопоставления является оценка действий. На основании данной оценки у

несовершеннолетнего осужденного формируется убеждение о необходимости удовлетворения своих потребностей законным путем и отрица -тельная характеристика личности совершившего преступление. Упражнения, которые способствует достижению данной цели, приведены выше, при описании работы со вторым типом переживания.

Работа с типом переживания «отчужден-ность — злоба» схожа с типом переживания «тоска — злоба — обреченность» (за исключением того, что на первоначальном этапе работы проводятся упражнения, направленные на углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов). Это достигается путем упражнений «Принятие себя», «Какой я человек?», «Кто я?», « Я — предмет», «Пожелания», «Мое качество», «Записки». Также одной из задач психолога при работе с данным типом переживания является формирование личностного непринятия преступного способа удовлетворения своих потребностей, т .е антикриминальная устойчивость лич -ности, которая достигается ранее перечисленными упр ажнениями.

Следует отметить, что для закрепления достигнутых результатов при работе с каждым ти -пом переживания психолог может провести сле -дующий ряд упражнений: «Уверенность в бу-дущем», «Планирование жизненного пути лич -ности», «Мне приятно сказать» «Должен или выбираю?» «Круг нашей жизни» «Изменение личностной истории» «Переписанная автобиография», «Мозговой штурм»

Групповая работа проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, основное содержание, рефлексия по поводу данного занятия и ритуал прощания, а в некоторых случаях несовершеннолетним осужденным дается домашнее задание.

В ходе работы психолог может использовать игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, техники, которые используются в нейролингвистическом программировании, психодрамы. При этом групповая работа должна представлять собой проблемно-ориентированный тренинг в сочетании с элементами тренинг-терапии и тренинг-обучения.

Содержание (тема) ролевых игр определяется наличием ситуаций, вызывающих переживания, полученные в результате экспериментального исследования, или задается участниками групповой работы. Механизм коррекции представляет собой моделирование данных ситуаций в специально созданных условиях групповой работы, нахождение и выработку оптимальных способов поведения

в них, освоение новых социальных ролей и форм поведения. В последующем используются упражнения и темы, позволяющие несовершеннолетнему осужденному отразить свой жизненный опыт и систему отношений с другими людьми, включая отношение к самому себе; исследовать и корректировать поведение в различных ситуациях и выражать чувства, связанные с ними.

Одним из направлений индивидуальной и групповой работы является анализ прошлого, настоящего и будущего. Это связано с тем, что, основываясь на личном опыте, несовершеннолетние осужденные могут непосредственно взаимодействовать с прошлым и будущим. Т аким образом, они изменяют восприятие той или иной ситуации и делают более осмысленным и гибким свое поведение в различных ситуациях, способствующих возникновению переживаний. Необходимость в этом связана с тем, чтобы сбалансировать использование психологических механизмов защит, для которых характерны активность и ориентация на разрешение проблемы. Как ранее отмечалось, влияние переживаний на личность проявляется в поведении. В связи с этим несовершеннолетним осужденным необходимо предлагать разыграть ситуации прошлого, приведшего их в места лишения свободы, и настоящего для того, чтобы они заново пережили их и нашли альтернативные пути преодоления. Посредством этого происходит расширение и переосмысление опыта, входящего в состав психологического прошлого, который несовершеннолетний осужденный может использовать в актуальном настоящем. В результате этого происходит изменение ценностно -смысловой сферы личности.

Однако в случае, если не происходит инте -грация прошлого опыта в настоящее, необходи -мо провести еще раз проработку ситуаций, при этом изменив сценарий их развития и способы реагирования на них. Следует производить сбор и детализацию переживаний, вызванных проиг -ранной ситуацией, путем беседы. В групповой работе также необходимо использовать обрат -ную связь с участниками, т.е. выявить и детализировать их переживания при проигрывании ролей. Это необходимо для лучшего осознания ими своих чувств, потребностей, чувств других людей, чтоб увидеть взаимосвязь и последова-тельность исполнения своих жизненных ролей.

Развития необходимых личностных качеств психолог может достичь путем проведения роле -вых игр с элементами тренинга личностного роста. Основными задачами их использования яв-ляю тся:

1. Проработка вовне переживаний (драмы) внутреннего мира.

2. Формирование способности анализировать свое прошлое путем его осмысления и ценностносмыслового анализа с последующим закреплением

положительных выводов в сознании несовершеннолетнего осужденного.

3. Повышение уверенности в себе, самооценки и укрепление веры в возможность изменить себя и свое поведение.

4. Поиск приемлемых оптимальных способов переживания ситуации отбывания наказания.

5. Освоение новых, более адаптивных социальных ролей и моделей поведения.

6. Проработка и закрепление личностных ка -честв, необходимых для преодоления пенитен-циарной деформации и готовности вести правопослушный образ жизни.

При индивидуальной работе с несовершеннолетними осужденными психологу необходимо помнить, что она проводится в сочетании с групповой работой. Предложенные упражнения для групповой работы можно также использовать индивидуально с каждым осужденным. Психолог в индивидуальной работе должен стремиться преодолеть психологическую защиту, а также убеждения, которые способствуют возникновению у осужденных отрицательных установок на весь период отбывания наказания и после освобождения. Этого можно достичь путем использования базовых техник «изменения убеждений», «генератора нового поведения», «переписывания неудач», «музея старых убеждений», «кубика», «повторного пер ежив ания происше ствий».

Также следует отметить, что одним из направлений работы с переживаниями (как групповой, так и индивидуальной) является анализ прошлого, настоящего и будущего. Это связано с тем, что, основываясь на личном опыте, несовершеннолетние осужденные могут непосредст -венно взаимодействовать с прошлым и будущим. Таким образом, они изменяют восприятие той или иной ситуации и делают более осмысленным и гибким свое поведение в различных ситуаци-ях, способствующих возникновению пережива-ний. Необходимость в этом связана с тем, чтобы сбалансировать использование психологических механизмов защит, для которых характерны ак -тивность и ориентация на разрешение проблемы.

Использование переживаний наказания несовершеннолетних осужденных практическими работниками воспитательных колоний позволит усовершенствовать работу психолога по предупреждению пенитенциарной деформации личности осужденных и их исправлению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стуканов В .Г. Методические основы ис -правительной психологической коррекции лич -ности осужденных за корыстные преступления: учебное пособие для практических психологов ИТУ. — Мн.: Академия МВД РБ, 1999. — 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.