Научная статья на тему 'Влияние переживания лишения свободы на личность осужденного в условиях воспитательной колонии'

Влияние переживания лишения свободы на личность осужденного в условиях воспитательной колонии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
488
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОВАЯ ПОЗИЦИЯ / ДЕТЕРМИНАНТЫ И ПЕРЕМЕНННЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / FEELINGS OF DEPRIVATION OF LIBERTY / SOCIAL AND LEGAL POSITION / DETERMENANTS AND DIFFERENTS GRANULATION / PERSONAL CHARACTERISTICS / PSYCHOLOGICAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Адыгезалов Аслан Фахраддинович

В статье на основе проведенного эмпирического исследования выявлены типы переживаний лишения свободы у несовершеннолетних осужденных, важнейшие детерминанты и переменные, определяющие содержание и характер их протекания, а также влияние переживаний наказания в виде лишения свободы на социально-правовую позицию и юридически значимое поведение несовершеннолетнего осужденного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Адыгезалов Аслан Фахраддинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF EXPERIENCE OF IMPRISONMENT FOR PERSON CONDEMNED IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL COLONIES

In the article on the basis of empirical research identified types of experiences in prison for juvenile offenders, and the most important determinants of the variables that determine the content and nature of their course, as well as communication with the properties of the individual, psychological defenses and the impact of experiences of deprivation of liberty for a socio-legal attitude and behavior of the legally significant juvenile offender.

Текст научной работы на тему «Влияние переживания лишения свободы на личность осужденного в условиях воспитательной колонии»

А.Ф. Адыгезалов,

Могилевский высший колледж МВД Республики Беларусь

ВЛИЯНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НА ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОГО В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ

EFFECT OF EXPERIENCE OF IMPRISONMENT FOR PERSON CONDEMNED IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL COLONIES

В статье на основе проведенного эмпирического исследования выявлены типы переживаний лишения свободы у несовершеннолетних осужденных, важнейшие детерминанты и переменные, определяющие содержание и характер их протекания, а также влияние переживаний наказания в виде лишения свободы на социально-правовую позицию и юридически значимое поведение несовершеннолетнего осужденного.

In the article on the basis of empirical research identified types of experiences in prison for juvenile offenders, and the most important determinants of the variables that determine the content and nature of their course, as well as communication with the properties of the individual, psychological defenses and the impact of experiences of deprivation of liberty for a socio-legal attitude and behavior of the legally significant juvenile offender.

Переживание лишения свободы осужденными в воспитательной колонии и его влияние на их исправление является важнейшей научной и практической проблемой. Изучение такого влияния неразрывно связано с анализом переживания наказания как сложного многоаспектного психического процесса, приводящего к формированию у несовершеннолетних осужденных психических новообразований — изменению ранее сложившихся личностных черт (свойств) и формированию новых, значимых для их последующей социальной реинтеграции после освобождения. До настоящего времени в психологической науке не сложилось общеразделяемого определения категории «переживание», комплексного и конкретного представления о механизмах переживания, его влиянии на изменение личностной структуры, в том числе личности несовершеннолетних осужденных.

Изучение переживания лишения свободы осужденными в воспитательной колонии и его влияния на их исправление носит социально определенный конкретный характер и приобретает особую актуальность в аспекте совершенствова-

ния методики и организации психокоррекционной и профилактической работы, достижения эффективного психологического обеспечения исправительного процесса в условиях воспитательной колонии.

С целью выявлении типов, факторов и закономерностей протекания переживания лишения свободы у лиц, содержащихся в воспитательных колониях, характера его влияния на формирование у несовершеннолетних осужденных личностных предпосылок и психологических защит, значимых для их исправления и социальной реадаптации после освобождения, разработки на этой основе психолого-педагогических рекомендаций по предупреждению (снижению) личностных деформаций, активизации личностного потенциала позитивного саморазвития осужденных в 2008 — 2010 гг. было проведено эмпирическое исследование.

Общее количество реципиентов, охваченных лонгитюдным исследованием, составило 543 осужденных в возрасте от 14 лет до 21 года, отбывающих наказание в воспитательных колониях, то есть порядка 83% от общего количества несовершеннолетних осужденных

в воспитательных колониях Республики Беларусь. Экспериментальной базой исследования стали воспитательная колония №1 г. Витебска (379 осужденных), и воспитательная колония №2 г. Бобруйска (164 осужденных).

Концепция о необходимости системного исследования заявленной в диссертации проблемы основана на том, что процесс возникновения, содержания и протекания переживания лишения свободы у осужденных в воспитательной колонии обусловлен как внешними условиями (условия воспитательной колонии, правила внутреннего распорядка исправительного учреждения) и факторами (назначенный срок, этап и повторность отбытия наказания), так и внутренними (индивидуально -психологические свойства личности, обуславливающие характер протекания переживания лишения свободы, сопровождающие их психологические защиты, специфика восприятия социального времени в условиях лишения свободы, социально-правовая позиция личности). Исходя из концепции, исследование осуществлялось методами интервью, а также личностного 16-факторного опросника Р. Кет-тела и тест-опросника по выявлению психологических механизмов защиты «LIFE STYLE INDEX» («индекс жизненного стиля»), разработанного Р. Плутчиком в соавторстве с

Г. Келлерманом и Х. Конте. Интерпретация данных, полученных в ходе интервью, осуществлялась путем контент-анализа (выделения смысловых единиц для анализа содержания и формы информации, оценки специфики ответов респондентов).

Полученные в ходе эмпирического исследования результаты были подвергнуты количественному, качественному, факторному и корреляционному анализу. Основываясь на методиках, используемых в экспериментальной психологии, и идее о роли системного комплекса «переживание-рефлексия» (Л.Р. Фахруддинова),

был проведен факторный анализ полученных данных. Он позволил выявить четыре обобщенных фактора (типа) взаимосвязанных между собой переживаний наказания у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии, которые объясняют 60,2 % общей дисперсии выборки.

Так, в системе переживаний, возникающих в сознании осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, выявлены (по статистически значимым различиям) четыре основ -

ных типа переживания, каждый из которых включает комплекс доминирующих (сменяю-щих друг друга) и взаимодополняющих эмоциональных состояний, обусловленных переживанием событий, связанных с преступлением и наказанием. Именно эти четыре основных типа переживаний, выполняя отражательную, регулятивную и развивающую функции в сознании осужденных, опосредуют осознание ими совершенного преступления и направленность личностных изменений:

«тревога — раскаяние» — преобладает опасение отрицательных последствий в отношениях с осужденными; сотрудниками колонии; тревога и чувство вины за страдания родителей (других близких людей); чувство вины за причинение вреда потерпевшим и неправильный образ жизни; стыд за потерю уважения в глазах знакомых людей;

«облегчение — интерес» — доминирует чувство облегчения в связи с тем, что удалось избежать более длительного наказания, с улучшением условий по сравнению со следственным изолятором, беспроблемной адаптацией, обретением приятелей и благоприятного положения в среде осужденных; проявляется захватывающий интерес к происходящим событиям с их комической трактовкой (проделки осужденных, «обыгрывание» сотрудников), к освоению пенитенциарной субкультуры;

«тоска — злоба — обреченность» — характеризует удрученность однообразием уклада жизни в связи с ограничением свободы действий и необходимостью выполнять режимные требования; злоба на сотрудников правоохранительных органов и других людей, которые якобы привели к осуждению, в сочетании с чувством несправедливости и желанием мести; характерна тревожная неопределенность или обреченность, напряженные отношениями с сотрудниками колонии, отсутствие положительных планов на будущее, предчувствие неблагоприятных перспектив;

«отчужденность — злоба» — доминируют чувства социальной отчужденности (ненужности), одиночества и тоски по близким людям и свободе; обида и злоба на людей, которые привели к осуждению (иногда в сочетании с чувством несправедливости осуждения); настороженность и тревога в связи со строгостью сотрудников колонии и возможностью наказания с их стороны.

В качестве важнейших детерминантов и переменных, определяющих содержание и характер протекания переживания лишения свободы у несовершеннолетних осужденных, выступают назначенный срок, период отбытия и повторность наказания. В категории впервые осужденных (всех сроков наказания) на адаптационном этапе преобладает исправительно полезное переживание «тревога

— раскаяние», значение которого возрастает у осужденных со средним и большим сроком наказания; лишь относительно небольшой части осужденных (с малым сроком наказания) присуще переживание «облегчение

— интерес». Однако после адаптационного периода у впервые осужденных проявление переживания «тревога — раскаяние» значительно уменьшается, и после отбытия половины срока его испытывают уже в 4,2 раза меньше респондентов с малым, в 2,1 раза

— со средним, и 1,5 раза — с большим сроком

наказания. Одновременно в процессе отбытия наказания в категории впервые осужденных постоянно увеличивается доля лиц, испытывающих деформирующее переживание «тоска — злоба — обреченность». У осужденных с малым сроком наказания после половины его отбытия значение показателя переживания «тоска — злоба — обреченность» увеличивается в 3,6 раза по сравнению с первым этапом и в 2,7 раза — по сравнению со вторым этапом отбытия

наказания. В этой категории осужденных со средним сроком наказания значение данного типа переживания увеличилось в 5 раз по сравнению с первым этапом и в 1,9 раза — по сравнению со вторым этапом отбытия

наказания; у осужденных с большим сроком наказания — в 4 и 2,6 раза соответственно.

На проявление характера и содержания переживания у несовершеннолетних

осужденных влияет наличие у них опыта отбытия наказания. Для категории лиц, ранее отбывавших наказание, в отличие от впервые отбывающих его характерна другая динамика протекания переживания лишения свободы. Для этой категории осужденных с малым сроком в период адаптации в большей мере характерны деформирующие переживания: почти половине (49%) респондентов присуще переживание «тоска — злоба — обреченность»; на последующих этапах в этой категории увеличивается число лиц,

испытывающих другое деформирующее переживание — «отчужденность — злоба», после отбытия половины срока наказания оно характерно практически для всех (92%).

Иная тенденция присуща лицам, повторно отбывающим наказание со средним и большим сроками. Среди осуждённых со средним сроком наказания переживание «тревога — раскаяние» характерно для % части осужденных на адаптационном периоде, ‘/г — после адаптационного периода, % — после отбытия половины срока наказания. Одновременно около трети осужденных со средним сроком наказания на всех этапах испытывают деформирующее переживание «отчуждение — злоба», а во второй половине этого срока увеличивается и доля лиц, испытывающих «тоску — злобу — обреченность». Тем не менее переживание «тревога

— раскаяние» в этой группе респондентов имеет довольно устойчивый характер. Данная тенденция в еще большей степени проявляется у осужденных с большим сроком наказания. На первом и втором этапах отбытия наказания переживание «тревога — раскаяние » испытывают / осужденных в этой группе респондентов, после отбытия половины срока наказания — практически все (93%).

Анализ вышеприведенных эмпирических данных позволяет констатировать наличие в сознании несовершеннолетних осужденных особого сложного восприятия социального времени. Во-первых, это восприятие представляет собой дискретный процесс — «прошлое», «настоящее» и «будущее» слабо связаны друг с другом. В-вторых, можно говорить о «сужении» в сознании несовершеннолетних осужденных восприятия «прошлого» и «настоящего», они концентрируются преимущественно на событиях, связанных с лишением свободы. В-третьих, так как в «настоящем» максимально ограничена возможность реализации жизненных планов осужденных, только «будущее» продолжает оставаться для них зоной свободной самореализации личности, но граница его субъективно отдаляется, причем возможность самореализовать себя в «будущем» уменьшается по мере увеличения срока наказания. Таким образом, в условиях нахождения в ситуации лишения свободы для несовершеннолетних осужденных резко сужается в соз-

нании восприятие «прошлого» и «настоящего» и одновременно повышается, отдаляется значение «будущего», что необходимо учитывать при проведении психокоррекционной и профилактической работы.

Результаты проведенного корреляционного анализа позволили сделать вывод, что каждый из основных типов переживания наказания связан с более высокой выраженностью определенных базовых психологических свойств личности осужденного, которые выступают внутренней предпосылкой возникновения данного типа переживания и сопровождаются проявлением определенных психологических защит:

переживание «тревога — раскаяние» связано с относительно более высокими показателями проявления ответственности (чувства долга) (г = 0,47, р < 0,01), отзывчивости (г = 0,64 р < 0,01), чувствительности, тревожности (г = 0,58, р < 0,01), озабоченности (г = 0,42, р

< 0,01), реалистичной самооценки (г = -0,55, р

< 0,01), неустойчивости в поведении (г = -0,67, р < 0,01) и сочетается с психологическими защитами — вытеснением (г = 0,43, р < 0,01), рационализацией (г = 0,40, р < 0,01) и замещением (г = 0,42, р < 0,01);

переживание «интерес — облегчение» характерно для осужденных, проявляющих такие свойства, как недобросовестность, эгоистичность, низкий моральным контроль, презрительное отношение к моральным ценностям (г = 0,45, р < 0,01), и также связано с психологической защитой отрицания (г = 0,42, р < 0,01);

переживание «тоска — злоба — обреченность» присуще осужденным, для которых характерны эгоистичность, грубость, прямолинейность (г = -0,47, р < 0,01) недобросовестность, игнорирование общепри-

знанных моральных норм (г = 0,54, р < 0,01), оно сопровождается психологическими защитами в виде проекции (г = 0,56, р < 0,01) и компенсации (г = 0,40, р < 0,01);

переживание «отчужденность — злоба» связано с более высоким проявлением таких свойств, как неуверенность в себе, склонность к самоупрекам, озабоченность и подавленность настроения, тревожность и склонность к негативным предчувствиям, а также заниженная самооценка (г = 0,40, р < 0,01). Характерными для него психологическими защитами являются регрессия (г = 0,53, р < 0,01) и рационализация (г = -0, 45, р < 0,01).

Анализ и интерпретация статистических данных, полученных в ходе корреляционного анализа, позволили выявить, что тип переживания «тревога — раскаяние» очень значимо и умеренно положительно коррелирует с такими представлениями и отношением респондентов к явлениям социально-правового характера и субъектам юридически значимого поведения, как четко сформированный образ законопослушного человека (г = 0,67, р < 0,01), необходимость в правомерных способах удовлетворения своих потребностей (г = 0,47, р < 0,01),

положительные планы на будущее (г = 0,58, р

< 0,01). Это дает основание сделать вывод, что тип переживания «тревога — раскаяние» способствует формированию непринятия преступного способа удовлетворения потребностей, «антикриминальной устойчивости

личности» в соответствующей сфере социального поведения и способствует формированию четких положительных планов на будущее.

Была выявлена положительная очень значимая умеренная связь типа переживания «облегчение — интерес» со слабо (г = 0,54, р < 0,01) и отрицательно (г = 0,48, р < 0,01) сформированным образом законопослушного человека, а также с индифферентными смыслообразующими представлениями о преступном или правомерном способах удовлетворения потребностей (г = 0,59, р < 0,01), отсутствием (г = 0,51, р < 0,01) и наличием отрицательных (г = 0,69, р < 0,01) планов на будущее. На основании выявленных корреляционных связей был сделан вывод, что тип переживания «облегчение — интерес» способствует формированию психологической ситуации, при которой субъект не имеет устойчиво сформировавшихся социально'-правовых представлений.

Выявлена положительная очень значимая умеренная корреляция типа переживания «тоска — злоба — обреченность» с негативной характеристикой образа законопослушного человека (г = 0,61, р < 0,01), представлениями о допустимости преступного способа удовлетворения потребностей (г = 0,43, р < 0,01), отрицательными планами на будущее (г = 0,47, р < 0,01). Это свидетельствует о

том, что данный тип переживания способствует принятию преступной цели и реализует -ся в детерминации преступных действий для удовлетворения своих потребностей и допус-

тимости причинения при этом вреда правоохраняемой ценности.

При анализе типа переживания «отчужденность — злоба» были выявлены положительные очень значимые умеренные корреляционные связи, которые свидетельствуют о несформированности у данной категории несовершеннолетних осужденных планов на будущее (г = 0,57, р < 0,01), присутствии как детального положительного (г =0,53, р< 0,01), так и нечеткого (г = 0,54, р < 0,01) образа законопослушного человека, индифферент-ных смыслообразующих представлениях о возможности преступного или правомерного способа удовлетворения своих потребностей (г = 0,44, р < 0,01). Исходя из этого, сделан вывод о наличии влияния типа переживания «отчужденность — злоба» на возникновение в сознании несовершеннолетних осужденных ситуации «двойственной адаптации» (Пастушеня А.Н.), которая проявляет внут-реннюю возможность использования индивидом как противозаконных, так и правомерных способов решения жизненных задач.

Обобщение полученных данных и детальный анализ как содержательных характеристик каждого типа переживания (из каких компонентов состоит и как протекает), так и его факторных взаимосвязей (зависимость проявления типа переживания от строгости наказания, его этапа, повторности отбытия), возникающих в процессе протекания переживания наказания лишения свободы осужденными в воспитательной колонии, позволит составить психологические профили несовершеннолетних осужденных и разработать теоретические основания методических рекомендаций по использованию результатов проведенного исследования в коррекционной и профилактической работе в условиях воспитательной колонии с целью снижения деформации личности осужденных, формирования у них готовности к положительной социальной реадаптации и правомерному поведению после освобождения, а следовательно, их исправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.