Научная статья на тему 'Психологические особенности несовершеннолетних осужденных'

Психологические особенности несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2523
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / НАКАЗАНИЕ / ИЗОЛЯЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ИСПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ADOLESCENTS / EDUCATIONAL COLONIES / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CONVICTS / MINORS / CRIMINAL SUBCULTURE / PUNISHMENT / ISOLATION / MOTIVATION / CORRECTION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Ирина Александровна, Александров Борис Владимирович, Мейер Юлия Александровна

В данной статье рассматривается психологические особенности людей, а именно особенности несовершеннолетних осужденных. Уделяется особое внимание мотивационной сфере подростков в процессе совершения преступления. Выявлено, что преобладающее место при совершении преступления занимает неосознанное желание приобрести вещи, деньги, различные материальные ценности и желание самоутвердиться. В рамках рассмотрения психологических особенностей осужденных несовершеннолетних авторы отмечают ряд отрицательных социально-психологических явлений в среде воспитательных колоний: распространение слухов, наличие жаргонизма, нанесение ранений и татуирование тела, ранние сексуальные связи. Правильное воздействие на несовершеннолетних осужденных со стороны психолого-педагогического состава поможет избежать возникновению асоциального поведения и в дальнейшем окажет влияние на изменение криминальных установок. При коррекции психических особенностей осужденных необходимо обеспечить активное вовлечение личности подростков в систему, обеспечивающую развитие социальных отношений и формирование готовности осужденных к будущей жизни, сознательном и содержательном осознании себя, самокоррекции форм социального поведения, которые представляют собой следствие акцентуации разных аспектов характера. В процессе организации и проведения воспитательного коррекционного воздействия на осужденных подростков необходимо проявить терпение, внимание и поддержку. Важным условием эффективного воздействия развитие новой воспитательной среды, в которой подросток сможет расти, развиваться и достичь высоких результатов в социально-психологическом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Ирина Александровна, Александров Борис Владимирович, Мейер Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF JUVENILE OFFENDERS

In this article we consider the psychological characteristics of people, namely, the characteristics of juvenile convicts. Special attention is paid to the motivational sphere of adolescents in the process of committing a crime. It was revealed that the prevailing place in the commission of a crime is an unconscious desire to acquire things, money, various material values and a desire to assert itself. As part of the consideration of the psychological characteristics of convicted minors, the authors note a number of negative social and psychological phenomena in the environment of educational colonies: rumors spread, presence of jargon, injuries and body tattooing, early sexual ties. The correct impact on the juvenile convicted by the psychological and pedagogical staff will help to avoid the emergence of antisocial behavior and in the future will have an impact on the changing of criminal settings. When correcting the mental characteristics of convicts, it is necessary to ensure the active involvement of the adolescent's personality in the system that ensures the development of social relations and the formation of readiness for the future life of the convicted, conscious and meaningful self-awareness, self-correction of social behavior forms that are the result of accentuation of different aspects of the character. In the process of organizing and conducting an educational correctional impact on convicted teenagers, patience, attention and support must be shown. An important condition for effective impact is the development of a new educational environment in which a teenager can grow, develop and achieve high socio-psychological results.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности несовершеннолетних осужденных»

УДК 159.9:343.815

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

© 2018

Кузнецова Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы Александров Борис Владимирович, преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы Мейер Юлия Александровна, курсант 2 курса психологического факультета Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (390000, Россия, Рязань, улица Сенная, 1, e-mail: juliameyer@mail.ru)

Аннотация. В данной статье рассматривается психологические особенности людей, а именно особенности несовершеннолетних осужденных. Уделяется особое внимание мотивационной сфере подростков в процессе совершения преступления. Выявлено, что преобладающее место при совершении преступления занимает неосознанное желание приобрести вещи, деньги, различные материальные ценности и желание самоутвердиться. В рамках рассмотрения психологических особенностей осужденных несовершеннолетних авторы отмечают ряд отрицательных социально-психологических явлений в среде воспитательных колоний: распространение слухов, наличие жаргонизма, нанесение ранений и татуирование тела, ранние сексуальные связи. Правильное воздействие на несовершеннолетних осужденных со стороны психолого-педагогического состава поможет избежать возникновению асоциального поведения и в дальнейшем окажет влияние на изменение криминальных установок. При коррекции психических особенностей осужденных необходимо обеспечить активное вовлечение личности подростков в систему, обеспечивающую развитие социальных отношений и формирование готовности осужденных к будущей жизни, сознательном и содержательном осознании себя, самокоррекции форм социального поведения, которые представляют собой следствие акцентуации разных аспектов характера. В процессе организации и проведения воспитательного коррекционного воздействия на осужденных подростков необходимо проявить терпение, внимание и поддержку. Важным условием эффективного воздействия развитие новой воспитательной среды, в которой подросток сможет расти, развиваться и достичь высоких результатов в социально-психологическом аспекте.

Ключевые слова: подростки, воспитательные колонии, психологические особенности осужденных, несовершеннолетние, криминальная субкультура, наказание, изоляция, мотивация, исправление, социально-психологическое развитие

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF JUVENILE OFFENDERS

© 2018

Kuznetsova Irina Alexandrovna, senior lecturer Department of social psychology and social work Alexandrov Boris Vladimirovich, lecturer Department of social psychology and social work Meyer Julia Alexandrovna, student 2 courses psychological faculty Academy of law and management of the Federal penitentiary service (390000, Russia, Ryazan, street Sennaya, 1, e-mail: juliameyer@mail.ru)

Abstract. In this article we consider the psychological characteristics of people, namely, the characteristics of juvenile convicts. Special attention is paid to the motivational sphere of adolescents in the process of committing a crime. It was revealed that the prevailing place in the commission of a crime is an unconscious desire to acquire things, money, various material values and a desire to assert itself. As part of the consideration of the psychological characteristics of convicted minors, the authors note a number of negative social and psychological phenomena in the environment of educational colonies: rumors spread, presence of jargon, injuries and body tattooing, early sexual ties. The correct impact on the juvenile convicted by the psychological and pedagogical staff will help to avoid the emergence of antisocial behavior and in the future will have an impact on the changing of criminal settings. When correcting the mental characteristics of convicts, it is necessary to ensure the active involvement of the adolescent's personality in the system that ensures the development of social relations and the formation of readiness for the future life of the convicted, conscious and meaningful self-awareness, self-correction of social behavior forms that are the result of accentuation of different aspects of the character. In the process of organizing and conducting an educational correctional impact on convicted teenagers, patience, attention and support must be shown. An important condition for effective impact is the development of a new educational environment in which a teenager can grow, develop and achieve high socio-psychological results.

Keywords: adolescents, educational colonies, psychological characteristics of convicts, minors, criminal subculture, punishment, isolation, motivation, correction, socio-psychological development

Еще в 18 веке знаменитый английский поэт и мыслитель Александр Поуп, указывал, что каждый человек отличается от другого и с каждым днём отличается сам от себя. Действительно, как люди, так и их особенности все различны. Среди многообразия различий можно выделить рост и доход, возраст и здоровье, но к самым интересным отличиям целесообразно отнести внутренние психологические особенности. Если научиться разбираться в психологических особенностях людей, можно построить с ними более эффективные и комфортные отношения. Даже разобравшись со своими психологическими особенностями, можно лучше понимать свои сильные и слабые стороны, понимать окружающих, почему они так реагируют на вас и почему ваши отношения складываются так, а не иначе [1].

Говоря о психологических особенностях того или

иного человека, наряду с социальными и моральными факторами следует учитывать возраст. Возраст - одна из стадий развития индивида в процессе социализации, которая обладает рядом закономерных изменений в физиологическом и психологическом плане. При рассмотрении различных характеристик личности, в том числе и возрастных, можно отметить наличие определенных требований, предъявляемых обществом к человеку на одном из этапов жизни. Особенно остро проблема понимания психологических особенностей того или иного возраста встает тогда, когда речь идет об осужденных [2].

При организации отбывания наказания невозможно не учитывать два важных фактора: возрастные и половые особенности осужденных. В зависимости от этих особенностей, суд определяет тип и вид исправительно-

Кузнецова Ирина Александровна, Александров Борис Владимирович, Мейер Юлия Александровна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ...

го учреждения, с целью достижения наиболее оптимального воспитательного воздействия на человека, результатом чего является последующее его исправление.

Существует определенная классификация возрастных групп: подростковые, юношеские, молодежные, зрелые, пожилые и старческие. Возрастные границы условны, не имеют строгих определений по годам, им свойственна изменчивость и некоторого рода подвижность [3].

Если обратиться к литературе, то следует обратить внимание на ряд исследований. Среди тех, кто активно рассматривал структуру личности, был С.Л. Рубинштейн, основная идея его разработок заключается в том, что психологическому облику человека присущи разнообразные черты, характеризующие личность. В юридической науке мнение о влиянии возраста и пола давно подвергается критике. Ученый-правовед М.Н. Гернет, например, говорит о том, что возрастной показатель преступника играет определенную роль и физиологическое влияние возраста возможно изменить благодаря влиянию социальной среды преступника [4].

Некоторые преступления имеют тесную причинно-следственную связь с возрастом правонарушителя. Криминальная активность присуща преимущественно подросткам 16-17 лет. Подросток является особой личностью. Специфика данной возрастной категории заключается в том, что подросток требует отношения общества к себе как ко взрослому человеку, хотя сам он не готов к этому. Так, рассматривая преступления, совершенные несовершеннолетними, можно отметить следующую мотивацию совершения противоправных действий:

- желание самоутвердиться. Для подросткового возраста основополагающее мнение - это мнение сверстников, а не представителей старшего поколения, как следствие возникает сильное желание совершить поступок с целью завоевания авторитета;

- любопытство и «озорство». Для несовершеннолетних характерен интерес к «запрещенному». Например, такое преступление как кража не всегда несет в себе желание взять чужое. Иногда это преступление носит исключительно характер получения адреналина и желания приобрести запретное;

- подражание авторитетам. Подростки хотят быть похожими на своих кумиров, это желание зачастую движет ими к совершению противоправных поступков [5; 6].

Таким образом, сегодня имеются данные об изучении психологических характеристик осужденных несовершеннолетних, однако изученные материалы позволят нам не только обобщить информацию о психологических особенностях, но и рассмотреть условия развития новой воспитательной среды, в которой будут все возможности для социально-психологической коррекции подростков.

Целью данной статьи является представление результатов изучения психологических особенностей несовершеннолетних осужденных, на основе анализа источников литературы и результатов научных изысканий по проблеме исследования, что позволит обеспечить развитие новой воспитательной среды, в которой подросток сможет расти, развиваться и достичь высоких результатов в социально-психологическом аспекте.

Так, анализ работы профессора Академии ФСИН России Т.Волкова позволяет нам выделить следующее группы несовершеннолетних осужденных, основанные на мотивации, которая повлияла на совершенные ими преступления:

- подростки, которые в процессе совершения противозаконных действий основывались на неосознанном желании в приобретении вещей, денег и иных материальных благ (то есть характерна корыстная мотиваций) - 30%;

- подростки, которые в процессе совершения проти-

возаконных действий основывались на внешним воздействии, то есть их подталкивали совершить преступление - 20%;

- подростки, которые в процессе совершения противозаконных действий основывались на неприязненных отношениях с потерпевшими - 13%;

- подростки, которые в процессе совершения противозаконных действий основывались на хулиганских побуждениях - 12%;

- подростки, которые в процессе совершения противозаконных действий основывались на приобретении спиртных напитков - 10%;

- подростки, которые в процессе совершения противозаконных действий основывались на мести - 10%;

- подростки, которые в процессе совершения противозаконных действий основывались на неосознанном желании быть авторитетными и самоутвердиться при совершении преступления - 5%.

Следовательно, несовершеннолетним преступникам характерны разные мотивы, которые ведут к совершению преступления, однако они имеют много сходства с мотивационной сферой у взрослых, но в то же время имеются особенности, связанные с несформировавшей-ся личностью несовершеннолетних. Имеют место преступники-рецидивисты, которые совершили свое первое преступление именно в подростковый период.

Говоря о психологических особенностях подросткового возраста необходимо учитывать следующие особенности: стремление к завоеванию престижа, авторитета в определенной группе общения, низкий уровень самокритичности, повышенную возбудимость нервной системы, двигательную активность, стремление к независимости от родительской опеки любой ценой, преобладание негативных мыслей, эмоциональную неуравновешенность, резкий перепад настроений. Наряду с психологическими особенностями несовершеннолетних следует учитывать физиологическую перестройку организма, которая связана с повышением гормонального фона и как следствие повышением внимания к половым вопросам. При создании оптимальных условий возможно стабилизировать указанные выше особенности исходя из окружения подростка, поэтому следует вести активную работу с социальной обстановкой, в которой находится молодой человек. При грамотно подобранных условиях воспитания некоторые из психических особенностей подростков возможно нейтрализовать, так как психологические особенности, встречаются и негативные, которые демонстрируются в обидчивости, забывчивости, плаксивости, раздражительности, интересы к азартной игре, желание подглядывать и подслушивать, сплетничать или обсуждать и другие отрицательные качества. Усиливаясь, такие особенности могут превратиться в серьезные проблемы, которые в дальнейшем могут повлиять на совершение противозаконных действий [7; 8].

Как правило, несовершеннолетние в силу своих психологических возрастных особенностей не способны почувствовать чужую боль. У них могут быть занижены, или же вовсе отсутствовать страхи перед законом, моралью и даже смертью. Часто они совершают различные действия агрессивного характера не потому, что они особенно смелые, а следовательно, не могут адекватно оценить возможную степень опасности своих поступков как для жизни окружающих его людей, так и для своей собственной.

Поэтому контингент тех, кто отбывает наказание в воспитательной колонии, - это преступники юношеского и подросткового возраста. Говоря о содержании подростков в условиях изоляции воспитательных колоний, следует учитывать, что возрастной показатель может достигнуть максимальной отметки в 18 лет как для женского, так и для мужского пола. Бывают группы осужденных, оставленных в колонии до 19 лет, если на этот момент приходится окончание срока наказания [9].

В условиях изоляции подросток часто сталкивается с проявлениями внутриличностного конфликта. С одной стороны, для несовершеннолетних характерен максимализм, повышенная возбудимость и как следствие повышенная эмоциональность, однако социум требует иного поведения. Тут и происходит несоответствие оценки окружающих и самооценки, самопонимания, повышенного уровня требовательности, индивидуальных особенностей и притязаний со стороны общества. Такие противоречия в сочетании с неблагоприятным воспитанием в семье способствуют формированию у личности отрицательных черт характера, которые впоследствии способны привести к асоциальному поведению, появлению мотивов к совершению преступлений, к отсутствию самоконтроля, нравственной деформации, недостаточной воли [10].

За совершенное противоправное деяние подросток несет наказание, как следствие этого, он должен оценивать возникшую ситуацию (свое преступление и себя). Ему приходится принимать или не принимать криминальную субкультуру, по-своему включаться в специфику нахождения в условиях изоляции [11].

Говоря об особенностях осужденных несовершеннолетнего возраста, можно отметить, что подростки проявляют желание извращать некоторые общепринятые понятия нравственности и морали. Получается, что отрицательные качества приобретают в глазах подростков положительные черты. Так, «тюремная культура» дает возможность видеть положительное в наглости, неподчинении, упрямстве, готовности совершить необдуманные действия. Следует учитывать, что некоторые преступления среди подростков чаще всего совершаются в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием группы. Данный вид преступлений не имеют определенной мотивации, поэтому впоследствии несовершеннолетний не может объяснить причину совершенного противоправного действия, употребляя слова «вместе», «за компанию» и т.п. [12].

Рассматривая осужденных подростков с общественной точки зрения, а именно их поведение по отношению к другим людям, следует отметить приобретение таких социально-опасных качеств, как лживость, грубость, нечестность, желание обманом заполучить блага. В условиях изоляции происходит или усугубляется искажение нравственных представлений о добре и зле, которые могут закрепиться в сознании при длительном нахождении в исправительном учреждении [13].

Несовершеннолетние, попадав в места лишения свободы, оказываются не до конца социализированы в силу возраста, многие качества еще не были усвоены ими исходя из малого жизненного опыта, поэтому огромное влияние на процесс социализации оказывает коммуникация. Общение в исправительных учреждениях происходит преимущественно с узким кругом лиц, носит неофициальный характер и часто представляет собой пересказ произошедших жизненных событий, в которых, как правило, особо ярко идет речь об асоциальных и аморальных поступках. Учитывая специфику возраста, необходимо отметить, какое влияние на подростка оказывают друзья, объединение в малые социальные группы, и стремление получить авторитет и уважение в глазах остальных при получении доминирующего места. Определив свое место в группе, подросток чувствует себя комфортно, находит нужную ему психологическую защиту и поддержку. Однако для этого он должен соблюдать определенный «кодекс» поведения в группе, который будет ограничивать его самостоятельность и инициативу всех членов группы. Как следствие появляется боязнь быть осужденным своим обществом, своей малой социальной группой [14].

Особое место занимают взаимоотношения с другой социальной группой - с родителями. У осужденных эти отношения, как правило, неоднозначны. Некоторые готовы проявить сердечность и чуткость, скучают по ро-

дителям и ощущают чувство вины перед ними, другие же испытывают противоположные чувства: ненависть, черствость, враждебность, агрессию. При отрицательном отношении к родителям процесс исправления будет значительно затруднен. Об отношении к родителям можно судить и по мыслям подростка о виновности родителей в том, что несовершеннолетние оказались в местах лишения свободы. Внутреннее состояние подростка, попавшего в исправительное учреждение, во многом зависит от получения или от отсутствия поддержки родственников [15].

В целом, говоря об исправлении подростков, можно отметить во многих случаях проявление осужденными пассивности, равнодушия, лени и пессимизма. Эта проблема берет начало в семье, где подростку были слабо привиты желание трудиться, любознательность к окружающему миру, способность к активной жизнедеятельности человека. Отсюда их отношение к исправлению складывается из наличия или отсутствия вышеперечисленных качеств. Для трудовой деятельности, например, необходимы такие личностные качества, как целеустремленность, ответственность, организованность, которые, как правило, у осужденных не выражены, они не могут долгое время концентрироваться на одной и той же цели при достижении поставленной задачи. Отмечается, что одним из самых распространенных является желание отложить действия или вовсе их «пустить на самотек».

У несовершеннолетних осужденных нет ни желания, ни установок на изменение своей личности. Они редко думают о будущем, совершенно не строят планы, теряются в новой обстановке. Из этого можно сделать вывод об импульсивном и неустойчивом характере деятельности. Поэтому в трудовой деятельности подросткам необходима помощь, наставничество и советы. В роли наставника и помощника, безусловно, выступает воспитатель воспитательной колонии, который предъявляет к подростку определенные требования с целью коррекции психологического и эмоционально- волевого состояния подростка, направления его на путь исправления [16].

Положительное воспитательное воздействие будет более эффективным, если учесть, что особое место занимает отношение самого осужденного к совершенному преступлению и к справедливости наказания. Как правило, чаще встречается рассогласование между словом и делом, между знанием норм права и их реализацией, что ведет к моральной дезинтеграции подростков.

Конечно, говоря о психологических особенностях несовершеннолетних, важно учитывать, что помимо негативных психологических особенностей несовершеннолетних осужденных, также есть и положительные. Например, осознание своих недостатков и стремление их исправить, изменение отношения к преступлению, признание противоправности деяния и своей вины в его совершении. Данные положительные пробуждения требует поддержки со стороны общества, помощи подросткам в становлении их жизненных целей и планов на будущую жизнь, возвращения на истинный путь [17].

При анализе основы преступности среди несовершеннолетних можно утверждать, что это мужская преступность, так как долевое участие девушек в этом процесс составляет около 8% среди всех зарегистрированных правонарушений. Несмотря на то, что женская преступность несовершеннолетних привлекает внимание правоохранительных органов в меньшей степени, но вместе с тем данная проблема является самостоятельной криминологической областью. Связано это с общественной опасностью их преступлений и рассматривается не только с позиции количества и изощренности, но и связана с тем, что более 50% осужденных девушек представляются как деморализованные личности, которые злоупотребляют спиртное, устойчивы к сексуальной распущенности и в будущем это, вполне может отразится на повышении количества матерей, которых нужно будет лишать родительских прав, неблагополучных се-

Кузнецова Ирина Александровна, Александров Борис Владимирович, Мейер Юлия Александровна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ...

мей и матерей-одиночек. Сотрудники органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы указывают на то, что тенденцией в последние годы становится повышение общественной опасности преступных действий несовершеннолетних женского пола. Несмотря на относительно небольшой удельный вес преступлений, которые совершили девушки, степень их общественной опасности достаточно велика [18].

Осужденных женского пола можно условно разделить на 3 группы, согласно установкам, поведению и проявлению психологических особенностей:

1. Установка на асоциальное поведение. Эту группу отличают осужденные, которые желают быть доминирующим звеном в колонии. Такая установка вырабатывается в процессе семейного воспитания или же его отсутствия, при воздействии малых социальных групп, социализации и прочих факторов, влияющих на морально-нравственную организацию сознания. Данные установки в основном приобретаются в условиях нахождения под следствием. Для лиц, относящихся к этой категории, как правило, характерно наличие аморального поведения, извращенные наклонности, желание татуирования и различные формы изменения тела, самым распространенным считается прокол.

Юные правонарушительницы стараются активно осваивать криминальную субкультуру, вызывающе демонстрируя окружающим знания в этой области. Они требуют соблюдать установленные ими порядки, создают вертикальную стратификацию, следят за соблюдением определенных ими норм поведения, «имеют право» совершать физическое насилие над «недостойными». Стремящиеся к лидерству подростки женского пола стараются проявлять организаторские способности, склоняют малые группы к асоциальным поступкам, формируют в сознании новую идеологию, применяют санкции к тем, кто не повинуется. Они отличаются обычно крупным, физически сильным телосложение, им свойственна завышенная самооценка и эгоцентричность.

2. Отсутствие установок на поведение. Наиболее распространенная группа в воспитательной колонии. Характерная их особенность - это отсутствие установок на принятие определенной идеологии в воспитательной колонии и, как следствие, отсутствие определенной заданной манеры поведения. Их отличает нерешительность, пассивность, желание нравиться любой группе, как с положительными установками, так и с отрицательными. Их основная задача - поиск подруг из разных слоев. Важный этап, от которого будет зависеть дальнейшее формирование поведения. Среди них есть лица, которые не верят в дружбу и лавируют между «хорошими» и «плохими». Данное поведение не позволяет завоевать малейшее уважение или авторитет, что служит для определению своего места в криминальной иерархии. Также есть категория девушек с пассивным поведением, когда лицо не намерено ни с кем поддерживать контакты, а если возникают отношения, в том числе дружба, то это происходит стихийно и без последствий. Они согласны выполнять любые распоряжения без каких-либо принципов и установок. Чаще всего, такие люди характеризуются как образованные, интеллектуальные, одаренные, но достаточно замкнутые, для того чтобы поддерживать с кем-то тесные взаимоотношения.

3. Положительные установки на поведение. Участники этой группы, как правило, малочисленны среди общего числа осужденных. Они оказывают положительное воздействие на нарушителей порядка, стараются своим примером продемонстрировать хорошее в поведении, призывают к сознательным действиям. Наибольшее влияние этой группы возможно тогда, когда лица с положительной установкой объединяются в коллектив. Таким образом, происходит стихийное «заразительное» влияние. Такие группы никак не защищены, часто имеют слабую поддержку в криминальной среде, у них возникают проблемы в общении со злостными на-

рушителями. А вот с работниками воспитательной колонии отношения имеют активный, инициативный характер. Важно учитывать, что положительный и активный контакт с сотрудниками воспитательной колонии нарушителями зачастую воспринимается исключительно негативно [19].

Безусловно, данное распределение на группы условно и имеет свойство динамичных изменений в зависимости от возрастного показателя, морально-нравственных ценностей, силы воли и сопротивляемости, устойчивости психики и других различных характеристик.

В целом, говоря о несовершеннолетних женского пола, находящихся в воспитательных учреждениях, следует отметить следующее:

1.Преимущество преобладания эмоциональных процессов над мыслительными. Девушки подвержены эмоциональной распущенности, особенно ярко проявляющейся в спорах и конфликтах. Для лиц, получивших большой срок наказания, характерна вспышка аффективных переживаний, так как они ощущают в своем положении безысходность. В связи с этим у несовершеннолетних проявляется неадекватность в осознании себя.

2.Для большинства осужденных свойственно, что некоторые духовные, социальные потребности замещены на материальные. Это ведет к шантажу, воровству и насилию [20].

3.У большинства отмечается наличие убежденности в безысходности дальнейшего жизненного пути и неспособности реализации себя как женщины, проявляющееся в отсутствии возможности выйти замуж, родить ребенка и создать полноценную семью.

Таким образом, цель в данной статье представлены результаты изучения психологических особенностей несовершеннолетних осужденных. Установлено, что для коррекции поведения подростков в воспитательных колониях необходимо реализовать комплекс воздействий на различные социально-психологические качества личности посредством создания инновационной воспитательной среды, что позволит формировать адекватное отношение к будущему, установление нормальных отношений со сверстниками и взрослыми, сформировать самосознание подростка и сгладить в поведении акцентуации его характера. Данное направление в коррекци-онной работе обусловлено нарушением в социальных отношениях подростков, которые возникают на основе деформированного отношения к будущему и наличии выраженных акцентуаций характера.

В коррекционной воспитательной работе целесообразно применять широкий спектр конкретных воздействий, который включает применение групповых тренингов, организацию и реализацию разных видов и форм общественно и личностно значимых коллективных действий, расширение контактов подростка с иными сверстниками и взрослыми, которые характеризуются положительными нормами взаимоотношений. При коррекции отношений к будущему необходимо развивать личностный смысл происходящего изменения в социальных отношениях, обучить подростков целепола-ганию своей деятельности, определению перспективы и выявлению путей достижения цели на основе системы ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно - психологическая безопасность и психологическая защита. СПб.: Речь, 2003. 304 с.

2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М.: Академия, 2003. 288 с.

3. Мейер Ю. А. Специфика внутриличностных конфликтов у несовершеннолетних осужденных // Педагогика здоровья и безопасность жизнедеятельности: Сборник материалов к Международной научно-практической конференции (16 апреля 2018 г.) Оренбург: Экспресс-печать, 2018. С. 96 - 98

4. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М.: Триада, 2005. -105 с.

5. Дмитриев Ю.А, Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 681 с.

6. Кузнецова И. А., Кузнецова А. О. Особенности семейных связей

несовершеннолетних осужденных // Педагогика здоровья и безопасность жизнедеятельности: Сборник материалов к Международной научно-практической конференции (16 апреля 2018 г.). Оренбург: Экспресс-печать, 2018. С. 65-68

7. Агеева Л.Г. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2010. 200 с.

8. Сафонова В.Ю. Формирование ценностных ориентаций обучающихся в условиях информационного общества // Образование и личность: методологические и прикладные основания: сборник статей к Международной научно-практической конференции, (21 октября 2017г.). Оренбург: Экспресс-печать, 2017. С. 292-294

9. Бартол К. Психология криминального поведенияю. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 352 с.

10.Бебякин М.В., Мейер Ю.А. Предупреждение рецидива среди условно-досрочно освобожденных//Образование и личность: методологические и прикладные основания: сборник статей к Международной научно-практической конференции, (21 октября 2017г.). Оренбург: Экспресс-печать, 2017. С. 65 - 68

11. Кузнецова И.А., Хмельницкая В.А. Социально полезные связи несовершеннолетних осужденных и роль семьи в их структуре // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) 2015. № 38.

12. Деев В.Г. Социально-психологическая характеристика осужденных молодежного возраста и особенности их перевоспитания в ИТУ. М, 1982.- 416 с.

13. Кузнецова И.А., Пестриков Д.В. Основные направления соци-альнопсихологической работы с несовершеннолетними осужденными в период подготовки к освобождению // Вестник Самарского юридического института. №4. 2017. С. 358-361.

14. Пестриков Д. В., Кузнецова И.А. Особенности повышения эффективности психологопедагогического воздействия на личность несовершеннолетнего содержащегося в ВК // Педагогика здоровья и безопасность жизнедеятельности: Сборник материалов к Международной научно-практической конференции (16 апреля 2018 г.). Оренбург: Экспресс-печать, 2018. С. 122 -124

15. Гончаров М.А. Формирование у учащихся знаний о правилах поведения в криминальных ситуациях // Педагогика здоровья и безопасность жизнедеятельности: Сборник материалов к Международной научно-практической конференции (16 апреля 2018 г.). Оренбург: Экспресс-печать, 2018. С. 36 - 38

16. Исправительно-трудовая психология. Учебное пособие / А.Д.Глоточкин, В.Г.Деев, А.И. Папкин и др. Рязань: Изд-во РВШМВД СССР, 1985. 356 с.

17. Новоселова А.С. Педагогический аутотренинг как средство перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в условиях ВТК. Пермь, 1984. С. 46-85

18. Мищенко В. С. Негативные последствия инновационных технологий на общество // Педагогика здоровья и безопасность жизнедеятельности: Сборник материалов к Международной научно-практической конференции (16 апреля 2018 г.). Оренбург: Экспресс-печать, 2018. С. 110-112

19. Волков А.В., Шилова Л.А. Психологические особенности осужденных подростков группы риска суицидального поведения: программа психокоррекционных мероприятий с осужденными подростками // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2011. № 2. С. 33.

20. Волкова Т.Н. Проблема женской преступности: история и реальность. Вологда, 1995. С. 20-40

Статья поступила в редакцию 04.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.