Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 904-912. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 904-912. ISSN 1993-3541
GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY
УДК 740 Г. Н. ТИГУНЦЕВА
йО! 10.17150/1993-3541.2015.25(5).904-912 Иркутский национальный исследовательский
технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современной социальной психологии — исследованию особенностей нарушенных (разрушенных) коммуникаций (общения, взаимодействия, отношений) делинквентного подростка. Определен стабильный интерес к изучению вопросов нарушенных коммуникаций в различных сферах жизнедеятельности общества. Предложено авторское осмысление термина «коммуникативные деструкции». Отмечено, что важнейшим показателем социально-психологической характеристики делинквентного подростка являются нарушенные (разрушенные) коммуникации. Проанализированы подходы к проблематике изучения специфики психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей. Выявлены и обоснованы теоретико-методологические положения, определяющие связь между негативными индивидуально-личностными качествами де-линквентных подростков и деструктивным характером их общения, а также влияние сочетаний социально неодобряемых качеств несовершеннолетних правонарушителей на возникновение затруднений в их коммуникациях. Создана теоретико-методологическая база для проведения экспериментальных разработок и формирования концептуальных положений, раскрывающих важнейшую роль психологических факторов в возникновении коммуникативных деструкций делинквентных подростков. Ключевые слова. Общение; взаимодействие; отношения; коммуникативные деструкции; нарушенные коммуникации; подростковая делинквентность; психологические факторы; личностные качества. Информация о статье. Дата поступления 3 июля 2015 г.; дата принятия к печати 17 июля 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 октября 2015 г.
G. N. TIGUNTSEVA
Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russian Federation
PSYCHOLOGICAL FACTORS OF DELINQUENT ADOLESCENTS' COMMUNICATIVE DESTRUCTIONS EMERGENCE
Abstract. The article is devoted to an urgent problem of modern social psychology — the study of the characteristics of disturbed (destroyed) communication (interaction, relationships) typical for a delinquent teenager. It is defined that there is a steady interest to the study of disrupted communication in various spheres of life. The author offers his own interpretation of the term «communicative destruction». It is stressed that the most important indicator of socio-psychological characteristics of a delinquent teenager is disturbed (destroyed) communication. The approaches to the problem of studying the specifics of juvenile offenders' psychological features are analyzed. Theoretical and methodological principles defining the relation between negative personal qualities of delinquent adolescents and destructive nature of their communication, along with the impact of combinations of socio disliked qualities of juvenile offenders on the occurrence of difficulties in their communication are designated and justified. Theoretical and methodological framework intended for experimental development and formation of conceptual positions revealing the critical role of psychological factors in delinquent adolescents' communicative destructions emergence is established.
Keywords. Communication; interaction; relationships; communicative destruction; disrupted communications; teenage delinquency; psychological factors; personality.
Article info. Received July 3, 2015; accepted July 17, 2015; available online October 30, 2015.
В современной отечественной психологии не снижается научный интерес к обсуждению проблем нарушенных (разрушенных) коммуникаций (общения, взаимодействия, отношений), проявляющихся во всех сферах жизнедеятельности общества. В этой связи к наиболее известным относятся подходы Г. М. Андреевой [1], А.
Я. Анцупова [3], А. А. Бодалева [32], В. Н. Ку-ницыной, В. А. Лабунской [22], В. Н. Мясищева [26], Н. Д. Твороговой, Е. В. Цукановой [44]. В качестве примера также необходимо привести отдельные труды, в которых ставятся вопросы деструктивного общения и взаимодействия, как между субъектами, так и общностями (на
© Г. Н. Тигунцева, 2015
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 904-912. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 904-912. ISSN 1993-3541
G. N. TIGUNTSEVA
уровне межличностных, межгрупповых и других взаимоотношений): Л. А. Анцыферова [4], А. П. Вяткин [9], Д. В. Жмуров [14], А. Ф. Караваев, М. И. Марьин [16], А. Б. Купрейченко [21], Т. А. Терехова [38], Е. А. Трофимова [40], А. И. Шипилов [3].
В рамках исследования следует раскрыть термин «коммуникативные деструкции», отражающий нарушения (разрушения) во взаимоотношениях. Понятие деструкции (разрушения) впервые было предложено Э. Фроммом [43]. В соответствии с авторским подходом для коммуникативных деструкций характерен напряженный, неблагополучный, нарушенный (разрушенный), конфронтационный, конфликтный характер общения, взаимодействия, отношений. Следовательно, коммуникативные деструкции — это расстройства коммуникативно-перцептивных процессов субъекта, постепенно сформировавшиеся в результате его предшествующего опыта. Это проявляется в агрессивно-конфрон-тационном, враждебном, подозрительном, манипулятивном или устраняющемся характере коммуникаций, блокировании процесса информационного обмена, искажении передаваемой и принимаемой информации, ее неадекватной интерпретации. Как результат, очевидна разрушительная направленность коммуникаций, которая негативно сказывается как на продуктивности взаимодействия субъекта с окружающими, так и на развитии самой личности в целом [39].
Следует подчеркнуть, что в психологической науке наблюдается исследовательская активность, демонстрирующая интерес к проблеме разработки целостной социально-психологической характеристики (характерологического портрета) подростка-правонарушителя. Также стабильно и последовательно ведутся исследования специфики коммуникативных деструкций подростков, имеющих проблемы с законом. В этой связи, можно выделить направления лонгитюдных изысканий, посвященных исследованию нарушений (разрушений) в общении и взаимодействии девиантных подростков со сверстниками в коллективах (ученических группах, командах, объединениях) и анализу специфики дисгармонии и напряженности во взаимоотношениях делинквентных подростков со специалистами, выполняющими педагогические функции. Это подтверждается исследованиями как предыдущих лет (Ю. М. Антоняна [2], Г. Г. Бочкаревой [7], В. Г. Деева [13], Н. Д. Левитова [23]), так и современными разработками (И. А. Горьковой [11], Е. И. Костюхиной [20], Г. В. Уваровой [41]
и др.). В целом, систематизация научного знания выявила, что для социально-психологической характеристики (характерологического портрета) подростка-делинквента свойственны существенные нарушения в коммуникациях и доминирование сочетаний негативных, асоциальных качеств. Однако, в современной отечественной науке проблема психологических факторов в контексте делинквентности недостаточно изучена и на концептуальном уровне требует доработки и целостного завершения.
Таким образом, следует обратиться к истории вопроса, рассмотреть современное состояние исследуемой проблемы, раскрыть авторские концептуальные положения, объясняющие психологические факторы, как условия возникновения коммуникативных деструкций делинквентных подростков. Так, еще в 1930-е гг. выдающийся педагог А. С. Макаренко, формируя отряды по принципу «кто с кем хочет», постоянно обнаруживал наличие изолированных подростков в детских объединениях и группах. Это выражалось в том, что в воспитательной колонии всегда выявлялись дети, с которыми никто не хотел сотрудничать (на 500 мальчиков приходилось 15-20 таких детей, на 150 девочек — 3-4). Все они, отмечал Макаренко, обладали крайне негативными чертами характера, проявляющимися в нечестности, драчливости, сквернословии, агрессивности. Кроме того, педагог обращал внимание на существенные различия характера взаимоотношений между педагогами и детьми (от доверительных и теплых до агрессивных и отстраненных). Указывая на важнейшую роль общения в жизни ребенка, А. С. Макаренко подчеркивал необходимость говорить не о дефективности личности, а об испорченных отношениях между личностью и обществом, разнице между требованиями личности и требованиями общества. Эта дефективность отношений, по мнению Макаренко, проектируется в самочувствии личности и в результате создается очень глубокая, совершенно непроходимая толща конфликтных соприкосновений личности и общества.
Изучение теории вопроса выявило, что стартовым этапом основательного и системного изучения нарушений в коммуникациях (общении и взаимодействии) девиантных подростков с окружающими (сверстниками и педагогами) в отечественной науке можно считать 1960-е гг. В последующие 1970-1980-е гг. наступает период формирования концептуальных положений, анализирующих связь трудновоспитуемости и педагогической запущенности подростков
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 904-912. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 904-912. ISSN 1993-3541
GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY
с нарушениями в коммуникативной сфере. В этой связи обращают на себя особое внимание разработки Я. Л. Коломинского, в которых отмечается, что ситуация неудовлетворенных потребностей в общении формирует у подростка целый ряд отрицательных черт личности и особенностей поведения. Дети-одиночки, не принятые в своей группе, зачастую становятся трудновоспитуемыми, а также социально и педагогически запущенными. Кроме того, исследователь подчеркивает существенное влияние на состояние личности ребенка характера отношения к нему со стороны педагога. Я. Л. Коломин-ским определены следующие виды отношений педагогов к детям: устойчиво-положительное, неустойчивое, открыто-отрицательное, пассивно-отрицательное. В основном между трудными учащимися и педагогами наблюдаются взаимоотношения отрицательной направленности [18].
Постепенно, в ходе исследований 1970-1980-х и начала 1990-х гг. были сформулированы и подтверждены следующие концептуальные положения:
1. Подростки не могут обойтись без доверительных межличностных отношений со сверстниками и педагогами в школьных коллективах, они ищут себе друзей и единомышленников, особо нуждаются в уважении и понимании со стороны значимого взрослого. Для отдельных подростков, по разным причинам, характерны нарушения и отклонения в различных сферах, включая коммуникативную сторону. Постепенно за ними закрепляется статус «трудновоспитуемых» и «педагогически запущенных», часто такие подростки становятся «изгоями» в школьных коллективах. Нарушения в общении со сверстниками и педагогами у таких детей наблюдаются уже в начальной школе.
2. Подростки, оказываясь в трудной жизненной ситуации, пытаются выйти из нее самостоятельно, нередко используя при этом неадекватные способы общения и поведения. Чтобы избавиться от положения «отверженных» и удовлетворить свою потребность в дружественном и интимно-личностном общении, подростки вступают в неформальные отношения с такими же, находящимися в изоляции, сверстниками. Постепенно они становятся формальными членами школьных коллективов, иногда такие подростки оставляют школу и в дальнейшем имеют проблемы с получением обязательного образования. На основе возникших связей создаются и функционируют группы несовершеннолетних с предкриминальной или криминальной
направленностью. Очевидным является то, что подростки переходят в другую сферу общения и оказываются в пространстве неуправляемой части социализации, негативно влияющей на них. Следовательно, подростки, изолированные в школьных коллективах, пополняют ряды несовершеннолетних правонарушителей, нередко становятся членами криминогенных, антисоциальных объединений и групп.
3. В конечном итоге подростки попадают в «замкнутый круг», с одной стороны, для них характерны нарушения в коммуникациях, с другой — у них присутствует выраженная склонность к различным девиациям, вплоть до совершения преступлений. Выйти из такого «замкнутого круга» самостоятельно они не могут и нуждаются в помощи со стороны педагогов. Для реализации полноценной помощи подросткам, педагогам необходимо владеть методиками создания с ними гуманных, доверительных отношений и контактов, при этом важно, чтобы взрослые управляли процессом перестройки взаимоотношений делинквентных подростков с окружающими [6; 7; 19; 32; 33; 39 и др.].
Таким образом, практически каждый исследователь делает акцент на наличие существенных нарушений в коммуникативной сфере делинквентов, касаясь при этом анализа их психологических особенностей. Соответственно, особое внимание уделяется проблематике целенаправленного изучения специфики психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей. В связи с чем, актуальными представляются подходы, раскрываемые в исследованиях Г. К. Валицкаса [8], Ю. Б. Гиппен-рейтер, Я. Л. Коломинского [18], А. Е. Личко [24] В. Ф. Пирожкова [30], А. А. Реана [33], А. П. Северова [37] и др. Среди современных исследований, посвященных отдельным индивидуально-личностным особенностям, определенным чертам характера, личностным свойствам и сферам делинквентных подростков, необходимо выделить работы Н. Б. Астаниной [5], А. А. Кокуева [17], С. В. Маришина [25], А. А. Ощепкова [27], О. А. Падун [28], А. Б. Петровой [29], И. В. Савенковой [36] и др.
Так, в работах Г. К. Валицкаса [8], А. А. Реана [33] ставится проблема формирования адекватной самооценки правонарушителей.
Я. И. Гилинский [10], О. А. Падун [27], А. А. Ощепков [28] подчеркивают, что для несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, характерны сочетания искаженных потребностей, мотивов, стремлений, ценност-
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 904-912. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 904-912. ISSN 1993-3541
G. N. TIGUNTSEVA
ных ориентаций, которые проявляются в асоциальных установках, представляющих опасность для окружающих.
Специфика владения делинквентами криминальной субкультурой и ее влияние на личностные качества, а также особенности криминального общения несовершеннолетних правонарушителей целенаправленно исследуются И. П. Башка-товым [6] и В. Ф. Пирожковым [30].
Существенным моментом является то, что практически каждый исследователь касается проблемы агрессивности как личностного проявления несовершеннолетних правонарушителей. В отечественной психологии среди первых обзорных материалов, в которых анализируются качества, характеризующие агрессивность (драчливость, грубость, задиристость, озлобленность, потеря самоконтроля) принадлежат Н. Д. Левитову [23]. В последующих и современных работах агрессивность указывается как важнейшее качество подростков, склонных к правонарушениям. В этой связи необходимо особо выделить автономные исследования агрессивного поведения делинквентов: А. Б. Петрова [29], С. Н. Ениколо-пова, И. Соковни [31] и др.
Следует отметить, что в отечественной психологии накоплен основательный опыт изучения акцентуаций делинквентных подростков [2; 24 и др.]. Соответственно, выявлена связь акцентуаций с отклонениями в поведенческой и эмоциональной сферах. Несомненно, в современных условиях систематика и подходы исследователей акцентуаций пользуются спросом в процессе изучения делинквентов и работы с ними.
В современных исследованиях достаточно подробно изучаются психологические особенности несовершеннолетних преступников. Важным моментом является то, что в основном речь идет о негативных личностных качествах и чертах характера делинквентов. В работах А. И. Ушатикова и его учеников подчеркивается, что для одних делинквентов характерны такие качества, как зависимость от других, обидчивость, чувство вины и собственной неполноценности, для других — агрессия в различных проявлениях (от конфликтности до жестокости), крайний вариант эгоизма, стремление к доминированию и к подчинению окружающих, склонность к риску. У многих несовершеннолетних отмечаются: инфантильность, безответственность, депрессивное состояние. Несомненно, выявленные негативные характерологические черты правонарушителей оказывают существенное влияние на возникновение нарушений в их коммуника-
тивных процессах различной степени и на разных уровнях [42].
Особое внимание необходимо обратить на работы, посвященные специфике доверия у подростков-правонарушителей, в которых поднимаются вопросы характеристики их взаимоотношений с окружающими (Н. Б. Астанина [5], А. А. Кокуев [7], И. В. Савенкова [36]). Так, в работе Н. Б. Астаниной выявлено, что для делинквентов характерен пониженный уровень доверия к родителям, учителям, одноклассникам и к окружению в целом. Также правонарушители в социально-полезных группах, как правило, изначально имеют низкий социометрический статус и находятся в изолированном положении в системе межличностных взаимоотношений со сверстниками и учителями. Подчеркивается также, что недоверие к учителям и одноклассникам — это база для выхода из системы позитивно ориентированных отношений, что способствует присоединению к асоциальной стихийной подростковой группе [5].
В соответствии с изучаемой темой, целесообразно обратиться к исследованиям, посвященным психологическим барьерам в общении и взаимодействии несовершеннолетних правонарушителей. Например, С. В. Маришин выделил виды психологических барьеров осужденных несовершеннолетних, находящихся в пенитенциарных условиях: адаптационные, мотивацион-но-смысловые, эмоциональные и коммуникативные. Особенности проявления психологических барьеров делинквентов в ситуации лишения свободы заключаются в выраженной внутренней конфликтности между позитивным и безнравственным отношением к ряду норм поведения члена общества. Внутренний конфликт личности осужденного разрешается в конкретных жизненных ситуациях в пользу безнравственных устремлений. С. В. Маришин связывает психологические барьеры делинквентов с проблемами в эмоциональной сфере. Это проявляется в агрессивности, депрессивности, раздражительности, эмоциональной лабильности, субъективном ощущении одиночества, тревожности, фрустрации, ригидности. Автор подчеркивает, что при этом подростки достаточно высоко ценят такие нравственные качества, как любовь к родителям, доброту, открытость, милосердие и гостеприимство [25].
Особый интерес представляет подход Н. Д. Твороговой к сущностной характеристике «субъекта общения, демонстрирующего деви-антное поведение» [32, с. 426-443]. Как считает
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 904-912. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 904-912. ISSN 1993-3541
GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY
Н. Д. Творогова, необходимо различать следующие виды расстройств поведения в подростковом возрасте:
- проявляющееся исключительно в семейном окружении и при взаимодействии с членами семьи;
- несоциализированное — сочетание стойкого диссоциального (агрессивного) поведения с выраженными общими нарушениями во взаимоотношениях подростка с другими подростками;
- социализированное (групповая делинквент-ность) — стойкое диссоциальное или агрессивное поведение с хроническими, сложными нарушениями во взаимоотношениях с окружающими (сверстниками и взрослыми) [32, с. 442].
Таким образом, прослеживается четкая связь между степенью делинквентности (как наиболее тяжелой формы девиантности) и уровнем нарушений (разрушений) в коммуникациях субъектов, обусловленных их агрессивными личностными характеристиками.
В настоящее время особое место определено конфликтологическим теориям и концепциям, положения которых являются существенной теоретико-методологической базой исследуемого вопроса, в связи с чем можно выделить важнейшие постулаты:
- основополагающими причинами отклонений в поведении подростков являются конфликтные взаимоотношения в системе «взрослый — подросток (педагог — подросток, родитель — подросток)», связанные с негативными качествами субъектов общения и взаимодействия;
- фактором возникновения конфликтов в общении и взаимодействии подростков с окружающими является коммуникативная некомпетентность педагогических работников и родителей, их негативная роль в приобретении подростками деструктивного опыта взаимоотношений.
Изучению психологических основ конфликтов посвящен достаточный объем работ (А. А. Ан-цупов [3], Н. В. Гришина [12], В. И. Журавлев [15], В. Н. Мясищев [26], М. М. Рыбакова [35], А. А. Рояк [34], А. И. Шипилов [3] и др.). Так, в материалах исследований В. И. Журавлева [15] и М. М. Рыбаковой [35] четко прослеживается роль педагога в предупреждении, возникновении и разрешении конфликтов с подростком. В частности, В. И. Журавлев выделяет в особую группу конфликтно-стрессовые ситуации в подростковом возрасте и делит типы общительности школьников на три разновидности:
- школьник-отшельник, склонный к одиночеству (его утомляют контакты с ровесниками,
он испытывает комфорт, оставшись наедине с собой, домашними животными или предметами, либо выполняя работу, которая лучше делается в одиночку);
- школьник, склонный к парному типу общительности (у него есть надежный друг или подруга, так как без друга нет ощущения полноценной жизни; часто такой подросток попадает под негативное влияние);
- школьники, склонные к групповой общительности (из них формируются стихийные подростковые группы по месту жительства с различной направленностью) [15, с. 74-75].
Кроме того, В. И. Журавлев определяет следующие виды и типы конфликтов [15, с. 75-89], возникающих между педагогами и подростками:
- касающиеся дисциплины (по мнению автора, большинство конфликтов провоцируется учителями);
- связанные с ошибками в сфере дидактического взаимодействия, и, главным образом, в методике оценивания знаний и умений подростков;
- связанные с методикой обучения (обусловлены тем, что педагог не владеет новыми технологиями преподавания предмета);
- возникающие из-за ошибок в тактике взаимодействия учителей с подростками;
- конфликты этики.
М. М. Рыбакова в своих работах выделяет виды школьных конфликтов, связанных с деятельностью; поведением и поступками; отношениями. Именно конфликты отношений, подчеркивает автор, занимают важнейшее место в школьной среде, так как возникают они в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их близкого общения [35].
Учитывая ранее сказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Систематизация научного знания определила, что для подростков-делинквентов характерны:
- склонность к противоправному поведению;
- отклонения в различных сферах личностной структуры;
- существенные нарушения (разрушения) в коммуникативной сфере;
- доминирование негативных социально не-одобряемых качеств личности и черт характера.
2. Проанализированные теоретико-методологические подходы позволили выявить, что в отечественной науке доминируют концепции, подтверждающие взаимосвязь между степенью криминализации несовершеннолетних и спецификой затруднений в их коммуникациях, а также
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 904-912. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 904-912. ISSN 1993-3541
G. N. TIGUNTSEVA
между негативными личностными качествами неблагополучных подростков и проявлениями их делинквентности.
3. В социальной психологии, в рамках де-линквентности, характер коммуникативной сферы и его связь с особенностями личностных качеств подростков-правонарушителей исследованы не в полной мере. Следовательно, концептуально слабо представлена проблема связи негативных личностных качеств и нарушенного (разрушенного) характера общения и взаимодействия подростков-делинквентов, а также недостаточно рассмотрены отрицательные личностные особенности правонарушителей в качестве важнейшего психологического фактора.
4. Анализ литературы позволил выявить, что для делинквентных подростков характерен набор (сочетание) негативных качеств и свойств, а также деструктивный характер их коммуникаций (общения и взаимодействия) с окружающими.
В результате, выделены и обоснованы теоретико-методологические подходы, определяющие:
- связь между наборами (сочетаниями) негативных, социально неодобряемых личностных качеств делинквентных подростков и особенностями их коммуникативных деструкций;
- влияние негативных качеств несовершеннолетних правонарушителей на возникновение затруднений и расстройств в их коммуникациях.
Таким образом, проведенный анализ источников позволил раскрыть важнейшую роль негативных психологических факторов в возникновении коммуникативных деструкций делинквентных подростков. В дальнейшем это способствовало экспериментальной разработке и построению концептуальных положений, касающихся проблемы преодоления нарушений (разрушений) в коммуникациях (общении, взаимодействии, отношениях) подростков, склонных к правонарушениям.
Список использованной литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект-Пресс, 2004. — 365 с.
2. Антонян Ю. М. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера : учеб. пособие / Ю. М. Антонян, В. В. Юстицкий. — М. : ВНИИ МВД, 1993. — 1 15 с.
3. Анцупов А. Я. Конфликтология. Новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов : учебник / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Эксмо, 2011. — 509 с.
4. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15, № 1. — С. 3-18.
5. Астанина Н. Б. Особенности феномена доверия у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола : ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / Н. Б. Астанина. — М., 2011. — 23 с.
6. Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности) / И. П. Башкатов. — М. : Просвещение, 1993. — 256 с.
7. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. — М. : Педагогика, 1972. — С. 259-349.
8. Валицкас Г. К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г. К. Валицкас, Ю. Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 45-54.
9. Вяткин А. П. Деловая коммуникация: рук. для преподавателей-экспертов. Tacis EDRUS 9517 : учеб. пособие / А. П. Вяткин. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 1999. — 121 с.
10. Гилинский Я. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я. Гилинский, И. Гур-вич, М. Русакова. — СПб. : Ин-т социологии РАН, 2001. — 423 с.
11. Горьковая И. А. Личность подростка-правонарушителя / И. А. Горьковая. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 236 с.
12. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2008. — 544 с.
13. Деев В. Г. Психология направленности личности осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях: (на материале исследования осужденных молодежного возраста) : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.06 / В. Г. Деев. — М., 1986. — 37 с.
14. Жмуров Д. В. Криминальная аутоагрессия / Д. В. Жмуров // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2010. — № 1. — С. 45-49.
15. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии / В. И. Журавлев. — М. : Рос. пед. агентство, 1995. — 184 с.
16. Караваев А. Ф. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел : учеб. пособие / А. Ф. Караваев, М. И. Марьин, В. Е. Петров. — М. : Моск. ун-т МВД России, 2007. — 162 с.
17. Кокуев А. А. Особенности доверия к себе и другим у несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.06 / А. А. Кокуев. — Ростов н/Д., 2003. — 218 с.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 904-912. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 904-912. ISSN 1993-3541
GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY
18. Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. — М. : АСТ, 2010. — 446 с.
19. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / М. Ю. Кондратьев. — СПб. : Питер, 2005. — 304 с.
20. Костюхина Е. В. Социально-психологические особенности личности подростков с девиантным поведением в специальном образовательном учреждении закрытого типа : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Е. В. Костюхина. — М., 2008. — 23 с.
21. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия / А. Б. Купрейченко ; ред. А. Л. Журавлев. — М. : Ин-т психологии РАН, 2008. — 564 с.
22. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция : учеб. пособие для вузов / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. — М. : Академия, 2001. — 286 с.
23. Левитов Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. — 3-е изд. испр. и доп. — М. : Просвещение, 1969. — 424 с.
24. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Е. Личко. — М. : Апрель Пресс : ЭКС-МО-Пресс, 1999. — 406 с.
25. Маришин С. В. Преодоление психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных в процессе перевоспитания : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / С. В. Маришин. — Курск, 2009. — 25 с.
26. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев ; под ред. А. Бодалева. — М. : Изд-во ин-та практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. — 356 с.
27. Ощепков А. А. Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к девиант-ному поведению : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / А. А. Ощепков. — Казань, 2012. — 25 с.
28. Падун О. А. Психологические особенности личности несовершеннолетних, осужденных за совершение корыстно-насильственных преступлений : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.06 / О. А. Падун. — Ростов н/Д, 2005. — 24 с.
29. Петрова А. Б. Психокоррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиант-ным поведением / А. Б. Петрова. — М. : ФЛИНТА : Моск. психол.-социал. ин-т, 2008. — 152 с.
30. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи: криминальная субкультура / В. Ф. Пирожков. — Тверь : Приз, 1994. — 378 с.
31. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков : метод. пособие / С. Н. Ениколопов [и др.] ; под ред. И. Соковни. — М. : Просвещение, 2005. — 158 с.
32. Психология общения : энцикл. словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. — М. : Когито-Центр, 2011. — 600 с.
33. Реан А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. — СПб. : Питер, 1999. — 416 с.
34. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А. А. Рояк. — М. : Педагогика, 1988. — 117 с.
35. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе : кн. для учителя / М. М. Рыбакова. — М. : Просвещение, 1991. — 127 с.
36. Савенкова И. В. Особенности доверительного общения подростков-делинквентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / И. В. Савенкова. — Ростов н/Д., 2010. — 22 с.
37. Северов А. П. Психологическое изучение осужденных несовершеннолетних : учеб. пособие / А. П. Северов. — Домодедово : Всесоюз. ин-т повышения квалификации сотрудников МВД СССР, 1991. — 171 с.
38. Терехова Т.А. Профессиональная психодиагностика : учеб. пособие / Т. А. Терехова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 348 с.
39. Тигунцева Г. Н. Реабилитация подростков-правонарушителей в пенитенциарных условиях: коммуникативное решение проблемы : монография / Г. Н. Тигунцева. — Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. — 231 с.
40. Трофимова Е. Л. Особенности потенциалов межэтнической конфликтности в юношеском возрасте и их коррекция : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. Л. Трофимова. — Иркутск : Иркут. гос. пед. ун-т, 2002. — 18 с.
41. Уварова Г. В. Психологические особенности личности юношей с криминальным поведением : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. В. Уварова. — Ставрополь, 1999. — 22 с.
42. Ушатиков А. И. Основы пенитенциарной психологии / А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак ; ред. С. Н. Пономарев. — Рязань : Узоречье, 2002. — 554 с.
43. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — М. : Республика, 1994. — 447 с.
44. Цуканова Е. В. Психологические трудности межличностного общения / Е. В. Цуканова. — Киев : Вища шк., 1985. — 160 с.
References
1. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. 5th ed. Moscow, Aspekt-Press Publ., 2004. 365 p.
2. Antonyan Yu. M., Yustitskii V. V. Nesovershennoletnie prestupniki s aktsentuatsiyami kharaktera [Juvenile offenders with character accentuations]. Moscow, Ministry of Internal Affairs of Russian Federation All-Russian Research Institute Publ., 1993. 1 15 p.
3. Antsupov A. Ya., Shipilov A. I. Konfliktologiya. Novye sposoby i priemy profilaktiki i razresheniya konfliktov [Con-flictology. New methods and techniques of conflicts prevention and resolution]. 4th ed. Moscow, Eksmo Publ., 2011. 509 p.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 5, pp. 904-912. ISSN 1993-3541
G. N. TIGUNTSEVA
4. Antsyferova L. I. Personality in difficult conditions: reinvention, transformation and psychological protection. Psikholog-icheskiy zhurnal = Psychology journal, 1994, vol. 15, no. 1, pp. 3-18. (In Russian).
5. Astanina N. B. Osobennosti fenomena doveriya u nesovershennoletnikh pravonarushitelei muzhskogo pola. Avtoref. Kand. Diss. [The features of the phenomenon of trust among juvenile male offenders. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2011. 23 p.
6. Bashkatov I. P. Psikhologiya grupp nesovershennoletnikh pravonarushitelei (sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti) [Psychology of juvenile criminals' groups (social and psychological aspects)]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1993. 256 p.
7. Bochkareva G. G. Psychological characteristics of motivational sphere of juvenile offenders. In Bozhovich L. I., Blago-nadezhina L. V. (eds). Izuchenie motivatsii povedeniya detei i podrostkov [Studying the motivation of children's and adolescents' behavior]. Moscow, Pedagogika Publ., 1972, pp. 259-349. (In Russian).
8. Valitskas G. K., Gippenreiter Yu. B. Juvenile criminals' self-evaluation. Voprosy psikhologii = Psychology issues, 1989, no. 1, pp. 45-54. (In Russian).
9. Vyatkin A. P. Delovaya kommunikatsiya [Business Communication]. Irkutsk State Economics Academy Publ., 1999. 121 p.
10. Gilinskii Ya., Gurvich I., Rusakova M. Deviantnost' podrostkov: teoriya, metodologiya, empiricheskaya real'nost' [Teenagers' deviation: theory, methodology, empiric reality]. Saint Petersburg, Sociology Institute of RAS Publ., 2001. 423 p
11. Gor'kovaya I. A. Lichnost' podrostka-pravonarushitelya [The personality of a juvenile offender]. Saint Petersburg State University Publ., 2005. 236 p.
12. Grishina N. V. Psikhologiya konflikta [Conflict psychology]. 2nd ed. Saint Petersburg, Piter Publ., 2008. 544 p.
13. Deev V.G. Psikhologiya napravlennosti lichnosti osuzhdennykh, otbyvayushchikh nakazanie v ispravitel'no-tru-dovykh uchrezhdeniyakh: (na materiale issledovaniya osuzhdennykh molodezhnogo vozrasta). Avtoref. Dokt. Diss. [Psychology of personality orientation of the convicted serving sentence in corrective labour institution: (based on materials of young convicted). Doct. Diss. Thesis]. Moscow, 1986. 37 p.
14. Zhmurov D. V. Criminal autoaggression. Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 2010, no. 1, pp. 45-49. (In Russian).
15. Zhuravlev V. I. Osnovy pedagogicheskoi konfliktologii [Basics of pedagogical conflictology]. Moscow, The Russian Pedagogical Agency Publ., 1995. 184 p.
16. Karavaev A. F., Mar'in M. I., Petrov V. E. Osnovy psikhoprofilaktiki professional'noi deformatsii lichnosti sotrud-nikov organov vnutrennikh del [Basics of psychological precaution measures intended to avoid professional deformation of police officers]. Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2007. 162 p.
17. Kokuev A. A. Osobennosti doveriya k sebe i drugim u nesovershennoletnikh prestupnikov, otbyvayushchikh nakazanie v vide lisheniya svobody. Kand. Diss. [Aspects of trust to self and others of juvenile delinquents serving sentence under confinement. Cand. Diss.]. Rostov-on-Don, 2003. 218 p.
18. Kolominskii Ya. L. Sotsial'naya psikhologiya vzaimootnoshenii v malykh gruppakh [Social psychology of relationships in small groups]. Moscow, AST Publ., 2010. 446 p.
19. Kondrat'ev M. Yu. Sotsial'naya psikhologiya zakrytykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Social psychology of closed educational institutes]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2005. 304 p.
20. Kostyukhina E. V. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti lichnosti podrostkov s deviantnym povedeniem v spet-sial'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii zakrytogo tipa. Avtoref. Kand. Diss. [Socially-psychological features of teenagers with deviant behavior in special educational institutions of a closed type. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2008. 23 p.
21. Kupreichenko A. B., Zhuravlev A. L. (ed.). Psikhologiya doveriya i nedoveriya [Psychology of trust and distrust]. Moscow, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences Publ., 2008. 564 p.
22. Labunskaya V. A., Mendzheritskaya Yu. A., Breus E. D. Psikhologiya zatrudnennogo obshcheniya. Teoriya. Meto-dy. Diagnostika. Korrektsiya [Psychology of hindered communication. Theory. Methods. Diagnostics. Correction]. Moscow, Akademiya Publ., 2001. 286 p.
23. Levitov N. D. Psikhologiya kharaktera [Psychology of the character]. 3rd ed. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1969. 424 p.
24. Lichko A.E. Tipy aktsentuatsii kharaktera i psikhopatii u podrostkov [Types of teenagers' psychopathy and accentuation of personality traits]. Moscow, Aprel' Press Publ., EKSMO-Press Publ., 1999. 406 p.
25. Marishin S.V. Preodolenie psikhologicheskikh bar'erov u nesovershennoletnikh osuzhdennykh v protsesse perev-ospitaniya. Avtoref. Kand. Diss. [Overcoming psychological barriers in correctional education of convicted juveniles. Cand. Diss. Thesis]. Kursk, 2009. 25 p.
26. Myasishchev V. N., Bodalyov A. (ed.) Psikhologiya otnoshenii [Relations Psychology]. Moscow, Institute of Applied Psychology Publ., Voronezh, MODEK Publ., 1995. 356 p.
27. Oshchepkov A. A. Osobennosti tsennostnykh orientatsii i sotsial'nykh ustanovok podrostkov, sklonnykh k deviant-nomu povedeniyu. Avtoref. Kand. Diss. [The features of valuable orientations and attitudes of adolescents prone to deviant behavior. Cand. Diss. Thesis]. Kazan', 2012. 25 p.
28. Padun O. A. Psikhologicheskie osobennosti lichnosti nesovershennoletnikh, osuzhdennykh za sovershenie koryst-no-nasil'stvennykh prestuplenii. Avtoref. Kand. Diss. [Psychological issues of personalities of teenagers convicted for lucrative violent crimes. Cand. Diss. Thesis]. Rostov-on-Don, 2005. 24 p.
29. Petrova A. B. Psikhokorrektsiya i profilaktika agressivnykh form povedeniya nesovershennoletnikh s deviantnym povedeniem [Psychological correction and prevention of aggressive behavior of the juveniles with deviant behavior]. Moscow, FLINTA, Moscow Psychological and Social Institute Publ., 2008. 152 p.
30. Pirozhkov V. F. Zakony prestupnogo mira molodezhi: kriminal'naya subkul'tura [Young criminal world laws: criminal subculture]. Tver', Priz Publ., 1994. 378 p.
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 5. С. 904-912. ISSN 1993-3541
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 5, pp. 904-912. ISSN 1993-3541
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 5. С. 904-912. ISSN 1993-3541
GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY
31. Enikolopov S. N. et al. Sokovnya I. (ed.). Profilaktika agressivnykh i terroristicheskikh proyavlenii u podrostkov [Prevention of aggressive and terrorist acts at adolescents]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2005. 158 p.
32. Bodalyov A. A. (ed.) Psikhologiya obshcheniya [The Psychology of Communication]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2011. 600 p.
33. Rean A. A. Kolominskii Ya. L. Sotsial'naya pedagogicheskaya psikhologiya [Social educational psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 1999. 416 p.
34. Royak A. A. Psikhologicheskii konflikt i osobennosti individual'nogo razvitiya lichnosti rebenka [A psychological conflict and features of the child's individual development. Moscow, Pedagogika Publ., 1988. 117 p.
35. Rybakova M. M. Konflikt i vzaimodeistvie v pedagogicheskom protsesse [Conflict and cooperation in the pedagogical process]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991. 127 p.
36. Savenkova I. V. Osobennosti doveritel'nogo obshcheniya podrostkov-delinkventov. Avtoref. Kand. Diss. [The features of a confidential dialogue between teenagers — delinquents. Cand. Diss. Thesis]. Rostov-on-Don, 2010. 22 p.
37. Severov A.P. Psikhologicheskoe izuchenie osuzhdennykh nesovershennoletnikh [Psychological study of convicted teenagers]. Domodedovo, All-Union Institute Institute of Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the USSR Publ., 1991. 171 p.
38. Terekhova T. A. Professional'naya psikhodiagnostika [Professional psycho-diagnosis]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. 348 p.
39. Tiguntseva G. N. Reabilitatsiya podrostkov-pravonarushitelei v penitentsiarnykh usloviyakh: kommunikativnoe resh-enie problemy [Delinquent teenagers' rehabilitation under penalty: communicative solution to the problem]. Irkutsk State University Publ., 2011. 231 p.
40. Trofimova E. L. Osobennosti potentsialov mezhetnicheskoi konfliktnosti v yunosheskom vozraste i ikh korrektsiya. Avtoref. Kand. Diss. [The features of ethnic conflicts potentials in adolescence and their correction. Cand. Diss. Thesis]. Irkutsk,
41. Uvarova G. V. Psikhologicheskie osobennosti lichnosti yunoshei s kriminal'nym povedeniem. Avtoref. Kand. Diss. [Psychological features of young men with criminal behavior. Cand. Diss. Thesis]. Stavropol', 1999. 22 p.
42. Ushatikov A. I., Kazak B. B., Ponomarev S. N. (ed.). Osnovy penitentsiarnoi psikhologii [Basics of penitentiary psychology]. Ryazan', Uzorech'e Publ., 2002. 554 p.
43. Fromm E. The Anatomy of Human Destructiveness. New York, Holt, Rinehart and Winston, 1973. (Russ. ed.: Fromm E. Anatomiya chelovecheskoi destruktivnosti. Moscow, Respublika Publ., 1994. 447 p.).
44. Tsukanova E. V. Psikhologicheskie trudnosti mezhlichnostnogo obshcheniya [Psychological difficulties of interpersonal communication]. Kiev, Vishcha shkola Publ., 1985. 160 p.
2002. 18 p.
Информация об авторе
Author
Тигунцева Галина Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, e-mail: [email protected].
Galina N. Tiguntseva — PhD in Pedagogics, Associate Professor, Department of Psychology, Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., 664074, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Reference to article
Библиографическое описание статьи
Tiguntseva G. N. Psychological factors of delinquent adolescents' communicative destructions emergence. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy ak-ademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 5, pp. 904-912. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(5).904-912. (In Russian).
Тигунцева Г. Н. Психологические факторы возникновения коммуникативных деструкций делинквентных подростков / Г. Н. Тигунцева // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 5. — С. 904-912. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(5).904-912.