ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY
УДК 740
DOI 10.17150/1993-3541.2014.24(6).175-183
Г. Н. ТИГУНЦЕВА
Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация. Статья посвящена обсуждению феномена коммуникации, одной из ключевых проблем современной психологии. Как известно, в результате фундаментальных и лонгитюдных исследований выделены основополагающие коммуникативные процессы: общение, взаимодействие, отношения, а также коммуникация. Систематизация теоретических материалов определила, наряду с многогранностью и многомерностью научных подходов, отсутствие общепринятой позиции и одновременно существенных противоречий в исследовании феноменов общения, взаимодействия, отношений и коммуникации при очевидном акценте на исследованиях проблемы нарушенных (разрушенных) коммуникаций в различных сферах жизнедеятельности общества. Продемонстрировано доминирование теорий и концепций, посвященных феномену общения, в которых взаимодействие и отношения рассматриваются в контексте анализа характеристики общения. Подчеркнут интерес отечественных психологов к изучению взаимодействия и отношений как автономных коммуникативных категорий (равно как и общения). При этом сохраняется направленность на осмысление обозначенных коммуникаций как взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов. В то же время в многочисленных современных исследованиях общение, взаимодействие и отношения наделены собственными специфическими характеристиками. В целом очевиден вклад научных коммуникативных направлений и школ в фундаментальное развитие отечественной психологии.
Ключевые слова. Коммуникация; общение; взаимодействие; отношения; коммуникативные процессы.
Информация по статье. Дата поступления 24 ноября 2014 г.; дата принятия к печати 8 декабря 2014 г.; дата онлайн-размещения 29 декабря 2014 г.
G. N. TIGUNTSEVA
Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation
ANALYSIS OF COMMUNICATIVE PROCESSES
IN TERMS OF SCIENTIFIC SCHOOLS AND RUSSIAN PSYCHOLOGY DEVELOPMENT
Abstract. The article is devoted to discussion of one of the key problems of modern psychology that is the phenomenon of communication. As a result of fundamental and longitudinal studies, such basic communication processes as communication, interaction, and relationships are determined. Systematization of theoretical materials along with a variety of scientific approaches defined the absence of a common position and, at the same time, the presence of significant inconsistencies in the study of communication, interaction and relationships phenomena with an emphasis on the research of broken (destroyed) communications problems in different spheres of life. The author demonstrates the dominance of the theories and concepts devoted to the phenomenon of communication, where interaction and relationships are considered in the context of communication characteristics analysis. It is also stressed that the study of interaction and relationships as autonomous communicative categories (as well as communication) invokes an interest of Russian psychologists. However, the focus on understanding of the indicated communications as interrelated and interdependent processes is maintained. At the same time, specific characteristics are prescribed to communication, interaction and relationships in numerous recent studies. In general, the contribution of scientific communication areas and schools in Russian psychology fundamental development is evident.
Keywords. Communication; interaction; relationships; communicative processes.
Article info. Received November 24, 2014; accepted December 8, 2014; available online December 29, 2014.
© Г. Н. Тигунцева, 2014
175
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014, no. 6 (98), pp. 175-183. ISSN 1993-3541 2014. № 6 (98). С. 175-183. ISSN 1993-3541
GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY
Анализ научной литературы выявил, что коммуникации и коммуникативные процессы всегда представляли особый исследовательский интерес для психологов. В результате в отечественной психологии на основе лонгитюдных и фундаментальных исследований коммуникативного направления постепенно выделены в качестве приоритетных следующие категории и процессы: «общение», «взаимодействие», «отношения», а также «коммуникация». В этой связи можно сделать ссылки на работы таких авторов, как А. А. Бодалёв, Т. И. Бонка-ло, А. П. Вяткин, А. И. Донцов, В. В. Знаков, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Т. И. Пашукова, Е. А. Петрова, Т. А. Терехова, Л. Б. Филонов и др. [6; 7; 8; 11; 20; 25; 27; 33; 35].
Следует подчеркнуть пристальное внимание исследователей к различным аспектам неблагополучия в коммуникациях. Причем, сегодня изучение затруднений и нарушений в коммуникациях затрагивает практически все области жизнедеятельности общества — структуры правоохранительных органов, образовательную и пенитенциарную системы, сферы социального обслуживания и др. (А. Я. Анцупов, Д. В. Жму-ров, А. Ф. Караваев, М. И. Марьин, В. Е. Петров, А. А. Протасевич, Е. В. Чигрина, О. В. Зверева-Каминская) [4; 13; 15; 24; 34].
Необходимо отметить многочисленность, разнообразие и разноаспектность теорий и концепций, содержащих подходы к общению, взаимодействию и отношениям. В то же время отмечается отказ от стремлений со стороны отечественных ученых к разработке целостной общепризнанной коммуникативной парадигмы. Одновременно обращает на себя внимание отсутствие кардинальных и существенных противоречий в исследовании коммуникативных процессов и категорий. Однако при этом явно прослеживаются определенные тенденции. Так, в первую очередь систематизация теоретических материалов выявила, что на основе последовательных разработок возникли и сложились научные школы, в которых за феноменом общения закрепилось приоритетное положение как за базовым. При этом достаточно длительный период времени термины «взаимодействие» и «отношения» в основном использовались с целью более углубленной характеристики общения и служили его фоном, стороной, компонентом, функцией, механизмом, этапом и т. д.
В то же время необходимо подчеркнуть, что отечественные ученые всегда проявляли активный интерес к изучению взаимодействия
и отношений как самостоятельных категорий и процессов (равно как и общения). Следовательно, в современной науке представлены многочисленные варианты концептов, исследованы особенности, функции, закономерности, условия и механизмы обозначенных категорий и процессов. В результате можно говорить о тенденции доминирования следующих базовых направлений:
- первое — включает работы, изучающие феномен общения как центральную категорию, при опоре на термины «взаимодействие» и «отношения», которые служат инструментом исследования общения и, соответственно, содержатся в контексте анализа различных характеристик общения;
- второе — содержит исследования, отражающие попытки выделения взаимодействия и отношений в качестве самостоятельных и базовых категорий (наряду с общением).
Практически во всех исследованиях «общение», «взаимодействие» и «отношения» рассматриваются как взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимообусловленные категории и процессы. В то же время при отсутствии значимых противоречий явно наблюдается тенденция наделять каждую коммуникативную категорию (общение, взаимодействие, отношения) собственными значимыми характеристиками.
Как уже было подчеркнуто, наиболее детально исследуется феномен общения. Достаточно назвать широко известные в психологической науке труды таких авторов, как Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалёв, В. А. Горянина, А. И. Донцов, В. В. Знаков, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Панферов, Т. И. Пашукова, Е. А. Петрова, С. Л. Рубинштейн, Л. Б. Филонов [2; 3; 6; 9; 11; 17; 18; 25; 27; 28; 35].
Прежде всего необходимо рассмотреть соотношение феноменов «общение» и «коммуникация». Известно, что термин «коммуникация» («делать общим»), понимаемый как связь, путь сообщения, передача и обмен информацией, возник в 20-х гг. ХХ в. Позднее стало активно использоваться понятие «общение», которое длительный период, а в ряде источников — до сих пор, рассматривается как идентичное термину «коммуникация». В случае равнозначности общение трактуется только как обмен идеями, информацией, чувствами, отношениями, действиями. Постепенно, к 1980-м гг. в психологии стали окончательно различать данные категории по смысловому значению. В современных исследованиях общение вполне правомерно представле-
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014, no. 6 (98), pp. 175-183. ISSN 1993-3541 2014. № 6 (98). С. 175-183. ISSN 1993-3541
G. N. TIGUNTSEVA
но уже не только как обмен информацией, связь, коммуникация, но и как специфическая форма деятельности, процесс взаимодействия и воздействия субъектов друг на друга. Будет уместно представить краткий обзор наиболее значимых для исследования научных школ, посвященных феномену общения. Одним из первых отечественных психологов, связавших условия жизни человека с реальными социальными связями, в которые он включается, был С. Л. Рубинштейн, понимавший основной смысл существования человека в общении и взаимодействии с окружающим социумом. По Рубинштейну, внешние воздействия влияют на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались как результат внешних воздействий [28].
В последующем это неоднократно подчеркивали в своих работах Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев и др. Так, в качестве методологического обоснования рассматриваются положения Б. Г. Ананьева, который, определяя ведущую роль общения как деятельности в развитии личности человека, писал: «В процессе общения люди являются одновременно (или последовательно) объектами и субъектами. В процессе общения происходит не только обмен мыслями посредством речи, но, как известно, любая совместная деятельность, с которой связаны те или иные симпатические переживания и совокупные результаты сотрудничества, а также те или иные конфликты и моральные противоречия» [2, с. 116-117].
Следовательно, рассуждает Ананьев, человек как субъект собственной активности, носящей преобразовательный характер, способен создавать и изменять жизненные обстоятельства под влиянием поведения и социальных связей (товарищества, дружбы, любви). По мнению Б. Г. Ананьева, межличностное взаимодействие — это общение, которое всегда является системой общественных отношений. Структура составляющих общения как психологического процесса (взаимозависимых между собой) включает информацию о людях и межличностных отношениях, коммуникацию и регуляцию поступков человека в процессе общения и преобразования внутреннего мира самой личности [2]. Таким образом, Б. Г. Ананьев, анализируя феномен общения, как и многие последующие исследователи (А. А. Бодалёв, А. В. Петровский и др.), опирается на термины «взаимодействие» и «отношения».
А. Н. Леонтьев, подчеркивая основополагающую роль общения в жизни человека как де-
ятельности, включающей его в различные отношения, отмечает: «В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует» [17, с. 82].
Под руководством Б. Ф. Ломова (А. В. Бруш-линский, Е. В. Цуканова и др.) (1970-е гг.) [18] была создана первая целостная отечественная концепция, утвердившая общение в качестве самостоятельной категории в структуре общепсихологического знания. Б. Ф. Ломов проанализировал соотношение общения с другими категориями, выделил психические явления, происходящие в процессе общения, исследовал особенности совместной деятельности и предложил условия повышения эффективности группового взаимодействия. По Ломову, необходимо выделять две формы активности субъекта — деятельность и общение, в процессе которого реализуется взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, эмоциями, чувствами. Результат общения — это отношения с другим человеком [18; 27].
Как одна из наиболее авторитетных в отечественной психологии рассматривается научная школа Бодалёва (В. Н. Куницына, В. А. Лабун-ская, Т. И. Пашукова, Е. А. Петрова и др.), создавшая направление «познание человека человеком». А. А. Бодалёв основательно исследует феноменологию взаимного познания (в рамках децентрации, идентификации, эмпатии, рефлексии). Существенным результатом научной деятельности школы Бодалёва является фундаментальный труд «Энциклопедический словарь. Психология общения», содержащий наиболее значимые подходы к характеристике коммуникативных процессов, которые рассматриваются как основополагающая теоретико-методологическая база данного исследования [27].
Основное направление исследовательской деятельности научной школы Г. М. Андреевой определяется как разработка проблематики социальной перцепции, включая исследования феноменов (межличностное восприятие, атрибуция, рефлексия, каузальная атрибуция). Опираясь на теории деятельности (А. Н. Леонтьев) и концепцию деятельностного опосредования
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014, no. 6 (98), pp. 175-183. ISSN 1993-3541 2014. № 6 (98). С. 175-183. ISSN 1993-3541
GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY
межличностных отношений в группе (А. В. Петровский), Г. М. Андреева изучает динамику, роль, механизмы межличностного восприятия в условиях совместной деятельности. С точки зрения Г. М. Андреевой, общение рассматривается как сложный интегрированный многоплановый, многокомпонентный, многомерный процесс, в ходе которого между субъектами реализуются: коммуникация (обмен информацией); интеракция (обмен действиями); социальная перцепция (восприятие и понимание партнера) (Г. М. Андреева и др.) [3].
А. А. Бодалёв, развивая идеи Андреевой и, в частности, опираясь на подходы В. Н. Панферова, выделяет следующие функции общения: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; развитие межличностных отношений. При этом взаимодействие и отношения в основном выступают условием, функцией, стороной, механизмом, структурным компонентом общения, что обеспечивает его более углубленное и разностороннее исследование [6; 27].
Для нашего исследования существенным является то, что научная школа А. А. Бодалёва (В. Н. Куницына, В. А. Лабунская, Т. И. Пашуко-ва, Е. А. Петрова и др.) определяет важнейшей характеристикой общения прямое или опосредованное, явное или воображаемое взаимодействие и воздействие его участников друг на друга, а также самовоздействие. «...В процессе общения между субъектами происходит обмен информацией, влияние на эмоциональное состояние друг друга, возникают инициативы к деяниям и поступкам разного уровня, как масштабным, так и личностно-значимым...» [27, с. 18].
Как уже было подчеркнуто, анализ литературы показал, что ученые разных направлений при раскрытии особенностей общения опираются на характеристики взаимодействия и отношений. В то же время в современной социальной психологии прослеживается процесс активизации исследований феноменов взаимодействия и отношений (взаимоотношений), претендующих на роль автономных и основополагающих категорий и процессов (равно как и общение). Поэтому сегодня можно говорить о наличии теоретико-методологической базы для дальнейшей разработки самостоятельных и фундаментальных теорий взаимодействия. Это детерминирует значимость трудов известных отечественных авторов (В. С. Агеева, Н. В. Гришиной, Е. В. Мишиной, Л. А. Петровской, С. Л. Рубинштейна, Т. П. Скрипкиной, Л. Б. Филонова) [1; 10; 19; 22; 28; 31; 35]. Также обраща-
ют на себя внимание исследования Т. И. Бонкало, А. П. Вяткина, Т. А. Тереховой [7; 8; 33].
Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод, что в современной психологии концептуальное взаимодействие трактуется как организация совместных действий индивидов, групп, организаций. При взаимодействии мотивация его участников взаимообусловлена, взаимосвязана и направлена на реализацию общей для них работы. Взаимодействие человека с человеком представляет собой обмен — мыслями, идеями, образами, действиями, эмоциональным состоянием. Данные характеристики подтверждают тенденцию к рассмотрению взаимодействия и общения как взаимообусловленных и взаимозависимых явлений и категорий. Следует обратить внимание на подходы научной школы Бодалёва, выделяющей следующие виды взаимодействия: интерсубъективное, интерсубъектное, межсубъектное. При этом взаимодействие, по Бодалёву, осмысливается как «уровень и форма общения, обусловленные субъективно значимыми для его (взаимодействия. — Г. Т.) участников мотивами, в процессе которого происходят взаимная активация (возбуждение) и актуализация (изменение и развитие) их субъ-ектностей, взаимное откровение и пересечение внутренних субъективных пространств, символическое проникновение субъектов друг в друга, задевающее интрасубъектные, глубинные уровни психики» [27, с. 53].
В качестве методологической базы данного исследования выступают теории отношений и взаимоотношений. В этой связи необходимо отметить труды Г. М. Андреевой, А. А. Бодалёва, Е. В. Левченко, В. Н. Мясищева [3; 6; 16; 20], существенно значение имеют работы Н. Н. Обо-зова, А. В. Петровского, Т. П. Скрипкиной, Л. Б. Филонова [21; 23; 30; 31; 35]. В последние годы достаточно активно изучаются отношения в качестве предмета исследования (психологические отношения, межличностные и межгрупповые отношения), делаются успешные попытки выделить отношения в качестве самостоятельной категории (Е. В. Левченко, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский и др.) [16; 20, 23].
Общепризнано, что первым отечественным ученым, подвергшим глубокому анализу категорию «отношения», был В. Н. Мясищев. Вслед за А. Ф. Лазурским, В. Н. Мясищев и его последователи развивают концепцию отношений личности через взаимосвязь и многообразие ее взаимоотношений с социумом. В этой связи А. А. Бодалёв отмечает, что В. Н. Мясищев рас-
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 6 (98), pp. 175-183. ISSN 1993-3541
G. N. TIGUNTSEVA
сматривал «личность как ансамбль отношений с окружающим миром» [6].
В. Н. Мясищев полагал, что общение — это процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. Как способ или форму общения и отношения В. Н. Мясищев рассматривал обращение человека с человеком. Ученый выделял следующие формы обращения: мягкое, одобряющее, ласковое, жесткое, жестокое, подавляющее, сухое. С точки зрения В. Н. Мя-сищева, личность — это высшая система отношений человека к миру, к самому себе, а межличностные отношения — это межсубъектные связи, отличающиеся избирательностью, динамизмом развития, конструктивной ориентацией. Психолог понимал человеческие отношения как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Согласно представлениям В. Н. Мясищева, люди, устанавливая отношения друг с другом, выбирают то, что отвечает достижению их социально значимых целей или личностных потребностей. В этом смысле межличностные отношения предполагают взаимную готовность и процесс конструктивного взаимодействия. Важно то, что В. Н. Мясищев ратовал за гуманизацию общения, подчеркивал значимость культуры взаимного отношения и обращения друг к другу в ситуациях межличностных контактов [20].
Изучение трудов А. В. Петровского [23; 32] позволяет выделить целый ряд концептуальных положений ученого, внесшего существенный вклад в разработку целостной фундаментальной отечественной теории социальных отношений. Так, особый интерес представляет теория дея-тельностного опосредствования межличностных отношений в группе (теория ДОМОГ, первоначальный вариант — «стратометрическая концепция групп и коллективов»). А. В. Петровский, изучив феномен сплоченности коллектива, доказал, что ценности и нормы совместной групповой деятельности порождают особый слой межличностных отношений, служащих основой для создания страт. Определенная страта (уровень, слой) базируется на специфических принципах построения и характере межличностных отношений. Первый, «ядерный» слой групповой активности — форма проявления субъект-объектного отношения. Второй слой — межличностные (субъект-субъектные) отношения опосредствуются содержанием и формой организации
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014. № 6 (98). С. 175-183. ISSN 1993-3541
совместной деятельности. Соответственно, за каждым человеком «закреплено» определенное место (конкретная страта), что проявляется в социальном статусе личности в группе.
Еще в 1980-е гг. автором была создана социально-психологическая концепция развития личности ребенка и подростка, не потерявшая свою значимость и в современных условиях. Концепция раскрывает развитие личности как процесс ее вхождения в социальную среду и социальные отношения, включающие фазы адаптации, индивидуализации и интеграции. В частности, А. В. Петровский понимает педагогическое общение как «многоплановый процесс организации, установления и развития контактов, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности» [32, с. 170]. Этим автор подчеркивает роль педагогического управления в создании конструктивного общения с подростками.
А. В. Петровский является также и автором концепции значимого другого (трехфакторная модель значимого другого). Идеи концепции созвучны с подходами, разрабатываемыми в других отечественных исследованиях (например, Т. И. Бонкало, Т. П. Скрипкина и др.). В контексте концепции делаются выводы о том, что педагогическое взаимодействие эффективно, если его участники (взрослый и ребенок) являются взаимно значимыми. В целом А. В. Петровским доказана необходимость владения педагогом как значимым для воспитанника взрослым профессионально-личностными качествами, способствующими установлению доверительных отношений с ребенком. В своих работах автор определяет наиболее важные качества: педагогическую честность, принципиальность, справедливость, компетентность [23; 32].
В многочисленных изысканиях (В. Н. Куницы-на, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский, Т. П. Скрип-кина, Л. Б. Филонов и др.) термины и категории «отношения» и «взаимоотношения» («межличностные отношения») обычно представлены как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми [21; 23; 27; 31; 32; 35]. Отношения проявляются объективно в способах и характере взаимных влияний в ходе общения и взаимодействия. Отношения — это система установок, стереотипов, посредством которых люди оценивают друг друга. Существенное место определено концепциям социализации, демонстрирующим основополагающее влияние межличностных и межгрупповых отношений на
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014, no. 6 (98), pp. 175-183. ISSN 1993-3541 2014. № 6 (98). С. 175-183. ISSN 1993-3541
GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY
развитие личности (например, теории Г. М. Андреевой, А. В. Петровского и др.).
Здесь вновь целесообразно обращение к концептуальным положениям, представленным в труде «Энциклопедический словарь. Психология общения», которые содержат представления о категории «взаимоотношения». Как следствие, феномен взаимоотношений трактуется (со ссылкой на В. Н. Панферова) как социально-психологический результат (продукт) общения. Взаимоотношения вытекают из взаимно влиятельных воздействий людей друг на друга и переживания встречных отношений. Эти воздействия наполнены эмотивным содержанием психологической деятельности, которое включает эмоциональный отклик, оценки, переживания, состояния, мотивы, чувства и отношения партнеров. Взаимоотношения нередко амбивалентны и противоречивы. Они образуют психологическую среду совместной жизнедеятельности людей, которую принято называть «социально-психологическим климатом».
Подход В. Н. Панферова демонстрирует богатство и разнообразие характеристики взаимоотношений. Так, психолог считает, что взаимоотношения подразделяются на классы (предметно-практические и ролевые; коммуникативные и коллективистические; когнитивные, эмоциональные и волевые; правовые, моральные и нравственные). Каждый класс имеет виды и подвиды. Далее приводятся примеры. Вид: «сотрудничество — соперничество» и «ведущий — ведомый». Подвиды: «помощь — противодействие», «забота — равнодушие», «принятие — отвержение», «симпатия — антипатия», «доверие — подозрительность» [27, с. 53-54].
Ряд ведущих ученых страны исследует различные характеристики индивидуальных особенностей и развития личности в контексте общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими при учете определенных социальных ситуаций. В этой связи обращают на себя внимание труды таких авторов, как К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалёв, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский[3; 5; 6;14;18; 20; 23;25].
Таким образом, анализ литературы определил, что феномены общения, взаимодействия и отношений объединяет то, что они рассматриваются как:
- непосредственная реальность, переживаемая личностью в процессе всей жизнедеятельности;
- важнейшая сфера жизнедеятельности личности и коммуникативная сторона личности;
- детерминанта социально-психологического развития личности.
Кроме того, прослеживается тенденция к выявлению взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности феноменов общения, взаимодействия и отношений (взаимоотношений). Например, доминирование исследования общения определяет ситуацию, когда его основные функции (коммуникативная, перцептивная и интерактивная) переносятся также на процессы взаимодействия и отношений. Однако в современных исследованиях каждая коммуникация (общение, взаимодействие и отношения) исследуется уже как категория, наделенная собственными специфическими характеристиками.
Следует также сделать особый акцент на подходах к термину «коммуникация». Сегодня коммуникация изучается как явление, процесс, структура, технология, условие, важнейший компонент общечеловеческой культуры и др. Соответственно исследуются категории «коммуникативный акт», «коммуникативные способности», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный минимум», «коммуникативное взаимодействие», «коммуникативное развитие личности», «коммуникативное пространство личности», «моделирование коммуникативного мира», «коммуникативный минимум менеджера», «коммуникативный тренинг» и др. (Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская, В. В. Рыжов, Е. В. Сидоренко, Л. Б. Филонов и др.) [12; 22; 29; 30; 35].
Например, Л. А. Карпенко, М. Ю. Кондратьев, А. В. Петровский придерживаются понимания коммуникации как смыслового аспекта социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. «Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого его элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая (связанная с установлением контактов) функции.» [26, с. 55]. Соответственно, в русле исследования наиболее правомерно трактовать коммуникацию как важнейшее условие общения, взаимодействия и отношений.
Проанализированные подходы к коммуникативным процессам (общения, взаимодействия, отношений и коммуникации) демонстрируют
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014, no. 6 (98), pp. 175-183. ISSN 1993-3541 2014. № 6 (98). С. 175-183. ISSN 1993-3541
G. N. TIGUNTSEVA
устойчиво стабильный и основательный интерес отечественных психологов к проведению последовательных и системных исследований коммуникативного направления. Большое разнообразие и неоднозначность исследований, посвященных коммуникациям, находят отражение в различных теориях и концепциях при отсутствии единых подходов и особых противоречий в исследовании коммуникаций.
Как результат, изучение литературы определило приоритет изучения феномена общения. При этом взаимодействие и отношения используются с целью контекстуального обсуждения характеристики общения. Для этого они служат инструментом, механизмом, этапом, функцией, стороной коммуникативного явления и процесса общения. В то же время следует особо подчеркнуть очевидность успешных попыток исследования взаимодействия и отношений в качестве автономных и базовых категорий (равно как и общение).
В целом наблюдается подход к общению, взаимодействию и отношениям как взаимос-
вязанным и взаимообусловленным коммуникативным процессам. Существенно то, что в современной психологии отмечается тенденция осмысливать каждую из выделенных категорий как обозначающую строго определенное социально-психологическое явление, которое имеет собственное значение, с целью изучения процессов совместной жизни и деятельности людей. В частности, общение в основном рассматривается в рамках сторон (коммуникативной, интерактивной и перцептивной). Взаимодействие построено на обмене взаимными действиями его субъектов. Феномен отношений соотносится с установившейся системой связей и зависимостей между субъектами и группами.
Таким образом, исследования феноменов общения, взаимодействия и отношений определяют перспективы дальнейших разработок коммуникативного направления. Следует подчеркнуть особое значение исследований коммуникативных процессов в фундаментальном развитии и становлении отечественной психологии.
Список использованной литературы
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. — М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. — 240 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Мастера психологии. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2001. — 288 с.
3. Андреева Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие / Г. М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
4. Анцупов А. Я. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 / А. Я. Анцупов. — М., 1993. — 42 с.
5. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека : учеб. / А. Г. Асмо-лов. — М. : Смысл : Академия, 2007. — 528 с.
6. Бодалёв А. А. Психология общения / А. А. Бодалёв // Избранные психологические труды. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2002. — 320 с.
7. Бонкало Т. И. Социально-психологический патернализм школы и семьи: теория, методология, практика / Т. И. Бонкало. — Коломна : Изд-во Моск. гос. обл. соц.-гуманит. ин-та, 2011. — 349 с.
8. Вяткин А. П. Деловая коммуникация. Руководство для преподавателей-экспертов : учеб. пособие / А. П. Вят-кин. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 1999. — 121 с.
9. Горянина В. А. Психология общения : учеб. пособие / В. А. Горянина. — М. : Академия, 2002. — 416 с.
10. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2008. — 544 с.
11. Донцов А. И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования : учеб. пособие / А. И. Донцов. — М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. — 208 с.
12. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. — Л. : ЛГУ, 1985. — 166 с.
13. Жмуров Д. В. Криминальная аутоагрессия / Д. В. Жмуров // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2010. — № 1. — С. 45-49.
14. Зинченко В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. — 2-е изд., уточн. и доп. — М : Тривола, 1994. — 333 с.
15. Караваев А. Ф. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел : учеб. пособие / А. Ф. Караваев, М. И. Марьин, В. Е. Петров. — М. : Моск. ун-т МВД России, 2007. — 162 с.
16. Левченко Е. В. История психологии отношений : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Е. В. Левченко. — СПб., 1995. — 39 с.
17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975. — 304 с.
18. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. — М. : Наука, 1999. — 349 с.
19. Мишина Е. В. Феномен совместности в межличностном взаимодействии: на материале процесса психологического консультирования : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. В. Мишина. — М., 2010. — 24 с.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy 2014, no. 6 (98), pp. 175-183. ISSN 1993-3541
GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY
20. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев ; под ред. А. Бодалёва. — М. : Изд-во ин-та практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. — 356 с.
21. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. — Киев : Наукова думка, 1990. — 124 с.
22. Петровская Л. А. Общение — компетентность — тренинг. Избранные труды / Л. А. Петровская. — М. : Смысл, 2007. — 687 с.
23. Петровский А. В. Личность в психологии / А. В. Петровский. — Ростов н/Д : Феникс, 1996. — 510 с.
24. Протасевич А. А. Криминологическая типология личности преступника в местах лишения свободы / А. А. Про-тасевич, Е. В. Чигрина, О. В. Зверева-Каминская // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2013. — № 2. — С. 28-33.
25. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского, К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой [и др.]. — М. : Ин-т психологии РАН, 1997. — 576 с.
26. Психологический лексикон : энцикл. слов. : в 6 т. Т. 1. Общая психология / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского. — М. : Per Se, 2005. — 250 с.
27. Психология общения : энцикл. слов. / под общ. ред. А. А. Бодалёва. — М. : Когито-Центр, 2011. — 600 с.
28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн / сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульхано-ва-Славская. — СПб. : Питер, 1999. — 720 с.
29. Рыжов В. В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога / В. В. Рыжов. — Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 1994. — 164 с.
30. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко // Психологический тренинг. — СПб. : Речь, 2003. — 208 с.
31. Скрипкина Т. П. Психология доверия : учеб. пособие для вузов / Т. П. Скрипкина. — М. : Академия, 2000. — 264 с.
32. Социальная психология : учеб. пособие / А. В. Петровский [и др.]. — М. : Просвещение, 1987. — 224 с.
33. Терехова Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение формирования межкультурной компетентности: учеб. пособие / Т. А. Терехова. — Иркутск: Изд-во «Репроцентр А1», 2013. — 121 с.
34. Тигунцева Г. Н. Психология установления контакта педагога с подростком-правонарушителем / Г. Н. Тигунце-ва. — Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. — 236 с.
35. Филонов Л. Б. Коммуникация, общение, взаимодействие / Л. Б. Филонов // Мир психологии. — 1996. — № 3. — С. 12-22.
References
1. Ageev V. S. Mezhgruppovoe vzaimodeistvie: sotsial'no-psikhologicheskie problemy [Intergroup interaction: social and psychological problems]. Moscow State University Publ., 1990. 240 p.
2. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya [A Man as an object of cognition]. 3th ed. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 288 p.
3. Andreeva G. M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya [The Psychology of Social Cognition]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2000. 288 p.
4. Antsupov A. Ya. Sotsial'no-psikhologicheskie osnovy preduprezhdeniya i razresheniya mezhlichnostnykh konfliktov vo vzaimootnosheniyakh ofitserov. Avtoref. Doct. Diss. [Socio-psychological framework for prevention and resolution of interpersonal conflicts in officers' relations. Doct. Diss. Thesis]. Moscow, 1993. 42 p.
5. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka [Personality psychology: cultural and historical understanding of human's development]. Moscow, Smysl Publ., Akademiya Publ., 2007. 528 p.
6. Bodalyov A. A. Psikhologiya obshcheniya: Izbrannye psikhologicheskie trudy [The Psychology of Communication: The Selected Psychological Works]. 2nd ed. Moscow Psychological and Social Institute Publ., Voronezh, MODEK Publ., 2002. 320 p.
7. Bonkalo T. I. Sotsial'no-psikhologicheskii paternalizm shkoly i sem'i: teoriya, metodologiya, praktika [Socio-psycho-logical paternalism of schools and families: theory, methodology, practice]. Kolomna, Moscow State Regional Institute of Social Science and Humanities Publ., 2011. 349 p.
8. Vyatkin A. P. Delovaya kommunikatsiya [Business Communication]. Irkutsk State Economics Academy Publ., 1999. 121 p.
9. Goryanina V. A. Psikhologiya obshcheniya [The Psychology of Communication]. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 416 p.
10. Grishina N. V. Psikhologiya konflikta [The Psychology of Conflict]. 2nd ed. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 544 p.
11. Dontsov A. I. Psikhologiya kollektiva: metodologicheskie problemy issledovaniya [Team's Psychology: Methodological Problems of Research]. Moscow State University Publ., 1984. 208 p.
12. Emel'yanov Yu. N. Aktivnoe sotsial'no-psikhologicheskoe obuchenie [Active socially-psychological training]. Leningrad State University Publ., 1985. 166 p.
13. Zhmurov D. V. Criminal autoaggression. Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 2010, no. 1, pp. 45-49. (In Russian).
14. Zinchenko V. P., Morgunov E. B. Chelovek razvivayushchiisya. Ocherki rossiiskoi psikhologii [A Developing Man. The Sketches of Russian Psychology]. 2nd ed. Moscow, Trivola Publ., 1994. 333 p.
15. Karavaev A. F., Mar'in M. I., Petrov V. E. Osnovy psikhoprofilaktiki professional'noi deformatsii lichnosti sotrud-nikov organov vnutrennikh del [The basics of professional deformation psycho-prophylaxis of interior affairs officers]. University of Moscow Russian Interior Ministry Publ., 2007. 162 p.
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014. № 6 (98). С. 175-183. ISSN 1993-3541
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014, no. 6 (98), pp. 175-183. ISSN 1993-3541 2014. № 6 (98). С. 175-183. ISSN 1993-3541
G. N. TIGUNTSEVA
16. Levchenko E. V. Istoriya psikhologii otnoshenii. Avtoref. Doct. Diss. [The history of relations psychology. Doct. Diss. Thesis]. St. Petersburg, 1995. 39 p.
17. Leont'ev A. N. Deyatel'nosf. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 304 p.
18. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1999. 349 p.
19. Mishina E. V. Fenomen sovmestnosti v mezhlichnostnom vzaimodeistvii: na materiale protsessa psikhologicheskogo konsul'tirovaniya. Avtoref. Kand. Diss. [The phenomenon of consistency in interpersonal interaction: based on the materials of psychological consulting. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2010. 24 p.
20. Myasishchev V. N., Bodalyov A. (ed.) Psikhologiya otnoshenii [Relations Psychology]. Moscow, Institute of Applied Psychology Publ., Voronezh, MODEK Publ., 1995. 356 p.
21. Obozov N. N. Psikhologiya mezhlichnostnykh otnoshenii [The Psychology of Interpersonal Relations]. Kiev, Naukova dumka Publ., 1990. 124 p.
22. Petrovskaya L. A. Obshchenie — kompetentnost' — trening. Izbrannye trudy [Communication — Competence — Training. The Selected Works]. Moscow, Smysl Publ., 2007. 687 p.
23. Petrovskii A. V. Lichnost' v psikhologii [Personality in Psychology]. Rostov on Don, Feniks Publ., 1996. 510 p.
24. Protasevich A. A., Chigrina E. V., Zvereva-Kaminskaya O. V. Criminilogic typology of criminal's personality in places of detention. Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 2013, no. 2, pp. 28-33. (In Russian)
25. Brushlinskii A. V., Abul'khanova-Slavskaya K. A., Antsyferova L. I., Znakov V. V. et al. (eds) Psikhologicheskaya nauka v Rossii XX stoletiya: problemy teorii i istorii [Psychological Science in Russia in the 20th century: problems of theory and history]. Moscow, Institute of Psychology of RAS Publ., 1997. 576 p.
26. Karpenko L. A., Petrovskii A. V. (eds) Psikhologicheskii leksikon [Psychological Lexicon]. Moscow, Per Se Publ., 2005. Vol. 1. 250 p.
27. Bodalyov A. A. (ed.) Psikhologiya obshcheniya [The Psychology of Communication]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2011. 600 p.
28. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 1999. 720 p.
29. Ryzhov V. V. Psikhologicheskie osnovy kommunikativnoipodgotovkipedagoga [Psychological basics of a teacher's communicative competence]. Nizhny Novgorod State University Publ., 1994. 164 p.
30. Sidorenko E. V. Trening kommunikativnoi kompetentnosti v delovom vzaimodeistvii [Training of communicative competence in a business interaction]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2003. 208 p.
31. Skripkina T. P. Psikhologiya doveriya [The Psychology of Trust]. Moscow, Akademiya Publ., 2000. 264 p.
32. Petrovskii A. V. et al. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1987. 224 p.
33. Terekhova T. A. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya mezhkul'turnoi kompetentnosti [Psychological and educational support of intercultural competence formation]. Irkutsk, «Reprotsentr A1 Publ., 2013. 121 p.
34. Tiguntseva G. N. Psikhologiya ustanovleniya kontakta pedagoga s podrostkom-pravonarushitelem [The psychology of contacts establishment between a teacher and juvenile offender]. Irkutsk State University Publ., 2011. 236 p.
35. Filonov L. B. Kommunikatsiya, obshchenie, vzaimodeistvie [Communication, Intercourse, Interaction]. Mir psikhologii = The World of Psychology, 1996, no. 3, pp. 12-22. (In Russian).
Информация об авторе Тигунцева Галина Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра медицинской психологии, Иркутский государственный университет, 664025, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи Тигунцева Г. Н. Исследования коммуникативных процессов в контексте развития научных школ и направлений отечественной психологии / Г. Н. Тигунцева // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 6 (98). — С. 175-183. — DOI: 10.17150/1993-3541.2014.24(6).175-183.
Author
Galina N. Tiguntseva — PhD in Pedagogics, Associate Professor, Department of Medical Psychology, Irkutsk State University, 2, Chkalov St., 664025, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Reference to article Tiguntseva G. N. Analysis of communicative processes in terms of scientific schools and Russian psychology development. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomi-cheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 6 (98), pp. 175-183. (In Russian). DOI: 10.17150/1993-3541.2014.24(6).175-183.