УДК 740; 428
ГЕНЕЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ О ФЕНОМЕНЕ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ
л
© Г.Н. Тигунцева1
Иркутский государственный университет, 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2.
Статья посвящена обсуждению ключевой проблемы психологии - исследованию коммуникаций как важнейшей сферы жизнедеятельности общества. В рамках коммуникативного направления проанализированы представления о феномене установления контакта в современной психологии. Подчеркнуто широкое употребление и использование конструкта контакта в основном в контексте анализа коммуникативных процессов (общения, взаимодействия, отношений). Рассмотрены отдельные автономные исследования установления контакта. Отмечено доминирование осмысления установления контакта как коммуникации, отражающей доверительные взаимоотношения. Выявлены возможности установления контакта в преодолении коммуникативных деструкций (то, что разрушено в коммуникациях, должно быть восстановлено также с помощью коммуникации). Раскрыто значение инновационной технологии установления контакта. Обозначена роль исследований феномена контакта в возникновении нового научно-практического направления отечественной психологии - контактологии. Библиогр. 36 назв.
Ключевые слова: контакт; установление контакта; технология установления контакта; коммуникации; общение; взаимодействие; отношения; коммуникативные деструкции.
GENESIS OF PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE ABOUT THE PHENOMENON OF CONTACT ESTABLISHMENT AND ITS USE IN COMMUNICATIVE DESTRUCTION OVERCOMING G.N. Tiguntseva
Irkutsk State University, 2 Chkalov St., Irkutsk, 664025, Russia.
The article is devoted to the discussion of the key psychological problem - the study of communications as the most important sphere of society life. In the framework of communicative direction, the article analyzes the ideas on the phenomenon of establishing contact in modern psychology. It emphasizes the wide use of the contact construct mainly in the context of the communicative process analysis (communication, interaction, relationships). Consideration is given to specific autonomous studies of contact establishment. Establishment of a contact is predominantly understood as the communication reflecting trust-based relationships. The opportunities to establish the contact in overcoming communicative destructions are identified (what was destroyed in communication, must be restored with the help of communication). The paper also shows the significance of the innovative technology of contact establishment as well as the role of the researches of the phenomenon of contact in the origin of a new scientific and practical field of Russian psychology - con-tactology. 36 sources.
Key words: contact; establishment of a contact; technology of contact establishment; communication; interaction; relationships; communicative destruction.
Прежде чем приступить к анализу генезиса психологического знания о феномене установления контакта, а также выявлению его роли в преодолении коммуникативных деструкций, возникает необходимость рассмотреть подходы к представлениям о данной категории в других научных сферах. Состояние изученности поставленного вопроса показало, что контакт относится к одному из наиболее используемых феноменов в самых разных научно-практических областях. Так, «контакт» выделяется как широко распространенный научный термин в физике, химии, геологии, географии, в спорте. Также термин широко используется в лингвистических, социальных, гуманитарных и в медицинских областях. В современных условиях очевидна важнейшая роль контакта в качестве базовой
категории в интенсивно развивающихся коммуникативных сферах (телефонной связи, Интернете, различных видах СМИ, включая телевидение). В культурологии термин осмысливается в рамках представлений об общечеловеческих, общекультурных ценностях (мир, культура, согласие, сотрудничество). В социологии считается, что контакт между индивидами возникает на основе заинтересованности и является необходимым условием, элементом возникновения устойчивой связи в социальном пространстве. В юриспруденции контакт относится к достаточно широко применяемому термину, например, для совершения сделки. В современной юридической психологии контакт исследуется с целью достижения взаимоприемлемости в условиях переговорных процессов, специфического
Чигунцева Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медицинской психологии, тел.: 89832443354, e-mail: [email protected]
Tiguntseva Galina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Medical Psychology, tel.: 89832443354, e-mail: [email protected]
общения в системах «следователь-преступник», «руководитель-подчиненный». В социально-педагогической и социальной практике установление контакта изучается как важнейшая функция специалистов, реализующих педагогические и воспитательные функции, а также социальных работников. Практически все современные педагогические профессиограм-мы содержат важнейшее требование к специалисту -установление контакта с ребенком (В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и мн. др.) [ 27, 28]. В частности, в документах ГОС ВПО по психологическим и педагогическим направлениям в требованиях указано, что будущий специалист (психолог, воспитатель, социальный педагог, социальный работник) должен владеть следующими общепрофессиональными и профессионально-профильными компетенциями: организация взаимодействия с субъектами образовательного процесса; установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей; социальное партнерство и ведение посреднических процедур. Как видим, обозначенные компетенции будущих специалистов содержат и предполагают знания и умения установления контакта.
Изучение литературы продемонстрировало, что в психологической науке контакт является одним из наиболее употребительных терминов в коммуникативном значении. В то же время существенным моментом рассматривается то, что понятие «контакт» используется в основном в контексте изучения коммуникативных процессов (общения, взаимодействия, отношений). Поэтому контакт традиционно выступает - функцией, звеном, компонентом, актом, механизмом, технологией, инструментом, средством, способом, формой, ситуацией, стадией, этапом, фазой, связью, фоновой средой - того или иного коммуникативного процесса.
В рамках анализа теории обращает на себя внимание тот факт, что категория «контакт» (от лат. contactus) в определенной мере представлена в справочниках и словарях. Так, «Большой словарь иноязычных слов» содержит понимание контакта как «соприкосновение, соединение», «близкие отношения, тесная связь» [5, с. 288].
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова контакт рассматривается также как «соприкосновение, соединение», «деловая связь; согласованность в действиях; непосредственное общение, соприкосновение с кем-нибудь» [19, с. 291].
«Большой российский энциклопедический словарь», кроме выше представленных обозначений, предлагает осмысление контакта как «согласованность в работе, взаимопонимание» [4, с. 729].
«Новейший словарь иностранных слов и выражений» (2006) трактует контакт следующим образом: «соприкосновение, связь, взаимодействие в работе, тесное общение, согласованность действий»; «контактный - относящийся к контакту» [18, с. 427-428].
Важно то, что конструкт контакта также раскрывается в психологических словарях. В частности, в «Большом толковом психологическом словаре» (2003) подчеркивается чрезвычайная распространенность и
употребительность контакта следующим образом: «Контакт - 1. Вообще любое личное взаимодействие двух или более людей; 2. В контексте гештальттера-пии и биофункциональной терапии - богатые, плодотворные «отношения». Это могут быть отношения между человеком и процессами, происходящими в его теле, между двумя людьми, между отдельными аспектами взаимодействия группы и т.д. К сожалению, мы читаем, слышим о людях или встречаем людей, которые «установили контакт» с собой так часто, что эта фраза превратилась для нас во что-то вроде надоевшего клише» [23, с. 377].
В «Психологическом словаре» (Р.С. Немов): «Контакт - непосредственное, лицом к лицу осуществляемое взаимодействие людей. В гештальттерапии и в биофункциональной психотерапии контакт представляет собой глубокие, эмоционально удовлетворительные отношения между людьми или между частями их личного опыта (например, контакт человека с самим собой)» [17, с. 182].
Конструкт контакта представлен в коллективном труде «Энциклопедический словарь. Психология общения» в трактовке как «минимально необходимое условие общения, позволяющее реализовать общение на самом поверхностном уровне. Контакт может обеспечиваться в знаковых (звуковых) формах и с использованием вербальных (невербальных) средств. Критерием установления контакта является наличие обратной связи, т.е. взаимообусловленный и взаимопонятный обмен действиями. Важнейшим атрибутом контакта является психологический момент (интенция, мотив, установка)» [22, с. 67-68].
Как уже было подчеркнуто, привлекает внимание широкая употребительность термина «контакт» и одновременно его роль в качестве «вспомогательного» средства для более углубленного изучения коммуникативных процессов (общения, взаимодействия, отношений). Рассмотрим ряд примеров, демонстрирующих применение контакта с целью контекстуального обсуждения характеристики общения, взаимодействия и отношений. В частности, практически все исследователи педагогической психологии используют термин «контакт», рассматривая вопросы взаимоотношений в системах: «ученик - ученик», «учитель - ученик». Так, еще в 1970-е гг. Л.А. Уманский ввел в научное обращение категорию «контактная группа», имея в виду близость и интенсивность контактов между людьми [31]. А.Н. Лутошкин, изучая эмоциональную совместимость в подростковых группах, также активно употреблял термин «контакт». При описании авторских методик исследователь, раскрывая особенности использования музыкальной комнаты, писал: «...В этих музыкальных комнатах фиксируется активность общения испытуемых (количество установленных между ними контактов в течение 25-30 мин).» [14, с. 27].
Например, М.И. Бобнева, опираясь на понятие «контакт», следующим образом описала особенности личностного общения: «Общение будет оцениваться партнерами как подлинно личностное лишь в том случае, если доброта как свойство человека, вступающего в контакт, непосредственно проявится в процессе
общения. (Такое проявление возможно уже в самом факте установления личностного контакта и даже в вербальном сообщении о своей доброте, но сообщении особом, в особых обстоятельствах, несущем особый смысл.)» [2, с. 244 ].
На страницах своих работ А.А. Бодалев активно использует термины: «контакт», «речевые контакты», «коммуникативные контакты», «поведенческие контакты», подразумевая под ними доброжелательные взаимоотношения [22].
В.Н. Куницына также активно опирается на термин «контакт», в частности, при анализе основных каналов невербальной коммуникации (кинесики, такесики, проксемики), например, «контакт глазами», «речевые контакты» и др. [12, c. 68-84]. Кроме того, В.Н. Куницына с помощью контакта интерпретирует категории «коммуникативность» и «коммуникабельность». Как считает исследователь, «коммуникативность - это владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу)». Коммуникабельность связана с «владением социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например, умениями выразить сочувствие, «вписаться» в разговор)» [там же, c. 345]. В.Н. Куницына считает, что при межличностном контакте люди направлены (физически и психологически) друг на друга. В соответствии с видом контакта (деловой, душевный) складываются отношения между людьми [там же, c. 13].
Что касается термина «установление», то в психологической науке он соотносится с процессами создания, конструирования и построения, а его трактовка дается лишь в отдельных источниках. В этой связи целесообразно обратиться к справочным материалам. В частности, в «Большой психологической энциклопедии» феномен общения раскрывается посредством использования термина «установление контакта»: «Общение - основная психологическая категория: 1) взаимодействие людей, их воздействие друг на друга, процесс установления и развития контактов между людьми; 2) обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом... Общение подразумевает сложный процесс установления и развития контактов между людьми, развивающийся в результате постоянной потребности людей в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой программы взаимодействия, восприятия и понимания партнера. .По критерию цели выделяют следующие функции общения: контактная, побудительная, информационная, понимания, координационная, установления отношений, амотивная, оказания влияния.» [3, с. 287].
В «Словаре русского языка» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова) дается термин «установить», который раскрывается следующим образом: «1. Поставить надлежащим образом, смонтировать приборы, оборудование; 2. Назначить, утвердить, ввести в действие (новое расписание, дни отдыха), выполнить в установленные сроки; 3. Устроить, осуществить связь с кем-нибудь; 4. Доказать, выяснить, обнаружить (истину)».
Далее «установка» дается в следующих интерпретациях: «1) установить; 2) установленный, смонтированный где-нибудь механизм, приспособление или система механизмов, приспособлений; 3) цель, направленность к чему-либо; 4) руководящее указание, директива» [19, c. 840].
В рамках исследования следует уделить особое внимание отдельным попыткам автономного изучения феномена контакта и методики его формирования. При этом доминируют позиции, соотносящие контакт с согласием и установлением эмоционально-теплых взаимоотношений, как, например, в работах И.П. Волкова, Е.А. Воробьевой, А.Б. Добровича, С.Е. Жучко-вой, А.А. Леонтьева, О.И. Мироновой, С.В. Петрушина, С.В. Сергеевой, М.И. Станкина, Л.Б. Филонова, А.У. Хараша.
Так, И.П. Волковым, одним из первых, еще в 1970-е гг. [7], была сделана попытка проведения основательного теоретико-экспериментального труда по изучению малых контактных групп и коллективов.
В свое время (1970-1980 гг.) пользовались широким спросом исследовательские материалы А.Б. Доб-ровича, который писал: «К ведущим потребностям личности относятся потребность в контактах (потребность в человеческих связях, в привязанностей) и в самоутверждении, которые можно удовлетворять весьма различными способами. Ребенок, воспитанный в духе общительности, открытости и взаимопомощи, приучается удовлетворять потребность в контактах путем участия в деятельности и заботах своей среды, а потребность в самоутверждении - через признание окружающими его полезности и симпатичных черт его характера. Так складывается социальная ориентация.». Далее автор дает анализ содержательной характеристики различных установок партнеров на контакт, например, сравнивает характеристики мобильности и ригидности. Также психолог представляет собственную методику формирования контакта на основе механизмов: «пристройка рядом», «пристройка снизу», « пристройка сверху» [9, с. 40, 68-74].
Интересна интерпретация подходов ведущего психолога страны А.А. Леонтьева [13], который рассматривает контакт в качестве средства, служащего анализу характеристики общения, а также его важнейшей единицей (составляющей). Автор подчеркивает, что в науке предлагаются многочисленные определения общения, имеющего разные цели, задачи, функции, направленность, содержание и формы. В то же время исследователи все-таки выделяют общие признаки и характеристики общения, т.е. находят его универсальные черты и общие составляющие. А.А. Леонтьев обращает внимание на то, что люди одинаково вступают в общение, поддерживают его, «выходят из него», «передают слово» собеседнику и т.д. В результате само общение обслуживается процессами особого рода, не зависящими от его содержания и функции. Как уже говорилось, по Леонтьеву, феномену контакта определена «обслуживающая» роль общения, и в то же время контакт может выступать в качестве наивысшей ступени общения. В этой связи психолог предлагает «целую многоэтажную конструк-
цию: деятельность - взаимодействие - общение -контакт». Определяя научно-практическую значимость категории «контакт» в повседневном общении педагога с учащимся, ученый представляет комплекс практических упражнений, направленных на развитие у педагога умений контакта [13, с. 45-43].
В работе С.В. Сергеевой [27] обосновывается необходимость изучения контактных процессов, лежащих в основе установления продуктивных взаимоотношений в педагогическом общении, определяются условия для формирования профессиональной контактности обучаемых на основе использования интенсивной методики. Автором трактуется психологическое понятие «контакта» как установление динамических многоуровневых психологических связей между людьми. С.В. Сергеева, посредством наблюдений за педагогическим общением начинающих учителей со школьниками, выделила особенности стихийного контактирования, которые необходимо учитывать при профессиональной подготовке учителей.
В теоретико-экспериментальной работе С.В. Пет-рушина делаются попытки определить возможности самоорганизации больших групп, участники которых находятся в более глубоком, чем в толпе, общении и взаимодействии («большая контактная группа»). Также исследователем разработана методика развития субъектности большой контактной группы [20].
Следует остановиться и на работе Е.А. Воробьевой, в которой в качестве важнейшей профессионально-личностной характеристики следователя рассматривается контактность. В исследовании подчеркивается роль установления контакта следователя с подозреваемым лицом в положительных результатах проведения допроса [8].
Необходимо также обратить пристальное внимание на исследования М.И. Станкина, С.Е. Жучковой, А.У. Хараша. Например, М.И. Станкин, рассматривая контакт как самостоятельную форму взаимодействия, выделяет индивидуально-коллективные и последовательно-коллективные контакты, а также высшую ступень контакта - кооперацию взаимодействия [29, с. 197]. Автор разработал нормы взаимных контактов, которые он предлагает рассматривать в качестве нравственных правил. С точки зрения ученого, правила установления контактов соотносятся с нравственными нормами: быть нужным людям и уметь их привлекать к себе; быть ответственным за свои слова и дела; рассматривать человека в качестве мировой ценности; владеть культурой дружеских контактов (быть нравственной личностью) [там же, с. 121-122].
В работе С.Е. Жучковой сделана попытка выявления эффективных условий построения и поддержания контакта с аудиторией. Под контактом автором понимается пространство межличностного взаимодействия и взаимовлияния, наполненное сочувствием, со-мышлением, со-знанием, скрепленное взаимным доверием, симпатией и стремлением к познанию. По мнению С.Е. Жучковой, структура контакта содержит эмоциональную, когнитивную и личностную составляющие, которые создают пространственный контакт. Психологом предложен собственный вариант процес-
са установления контакта: подготовительная стадия; стадия установления первичного контакта; стадия частичного контакта; стадия поддержания контакта; стадия полного контакта; стадия постконтакта. Соответственно, выделены виды контактов: контакт с аудиторией; эмоционально-частичный контакт; когнитивно-частичный контакт, полный контакт [10].
А.У. Хараш, на основе анализа формулы коммуникативного акта Лассуэлла, предлагает собственное видение структуры данной процедуры. Опираясь на схему «коммуникатор - сообщение - реципиент», ученый полагает, что исходным моментом всякого коммуникативного воздействия является межличностный контакт коммуникатора и реципиента, развивающийся по логике субъект-субъектного взаимодействия. Как считает А.У. Хараш, решающее влияние межличностного контакта коммуникатора и реципиента на восприятие сообщений в диаде «субъект-субъект» обусловлено личностными качествами того, кто делает сообщение [35].
С учетом современных реалий рассматривается инновационное исследование О.И. Мироновой. Автор, изучая сущностную характеристику феномена «вынужденный контакт», определяет формы, виды и причины вынужденных контактов. Также исследователь раскрывает психологические характеристики субъектов вынужденного контакта. Предложенная О.И. Мироновой программа повышения эффективности взаимодействия обеспечивает на практике позитивное развитие психологической структуры вынужденного контакта, основой которого являются следующие компоненты: информационный, мотивационный, ресурсный, поведенческий, рефлексивный. В целом это способствует оптимизации взаимодействия между субъектами в условиях вынужденных контактов [16].
Анализ литературы также показал, что «контакт» и «установление контакта» являются приоритетными терминами в теории и практике консультативного, психотерапевтического и психокоррекционного направлений (Ю.А. Алешина, Г.В. Бурменская, Ю.М. Жуков, О.А. Карабанова, Р. Кочюнас, А.Г. Лидерс, Р.С. Немов, Е.В. Сидоренко, Н.Г. Устинова, Е.А. Холмогорова и др.) [1, 6, 11, 15, 17, 25, 32, 36]. Контакт и установление контакта в психотерапии и психокоррекции отражают конструктивный, взаимоприемлемый, доверительный характер взаимоотношений и является важнейшим фактором успешной работы психологов в общении и взаимодействии с клиентами. Так, в рамках разработки эффективных путей и условий психологического консультирования необходимо выделить исследование Е.А. Холмогоровой. Автор подчеркивает значимость доверительного контакта с клиентом в работе психолога-консультанта и предлагает методику целенаправленного обучения специалистов способам установления и поддержания контакта [36].
В связи с тем, что доверие и толерантность - уникальные интегральные явления, нельзя обойти вниманием разработки феномена доверия в психологической науке. Так, Т.П. Скрипкина в фундаментальных исследованиях доверия предлагает ряд его определений. В качестве примера предлагается следующее
авторское понятие: «Доверие есть способность человека априори наделять явления и объекты окружающего мира, а также других людей, их возможные будущие действия и собственные предполагаемые действия свойствами безопасности (надежности) и ситуативной полезности (значимости)» [26, а 85]. Т.П. Скрипкина считает, что условиями подлинного взаимного доверия могут выступать добровольность, децен-трация и социально-психологическая взаиморефлексия, которые не приводят к слиянию, но позволяют творчески решать стоящие перед взаимодействующими индивидами задачи и формировать взаимоценностные отношения друг к другу. Поэтому доверительность в отношениях предполагает не столько познание другого, сколько вовлечение другого (или друг друга) в собственный внутренний мир, причем различными способами, а не только посредством самораскрытия, понимаемого как передача конфиденциальной информации» [там же, а 187].
В целом изучение теории продемонстрировало, что контакт, в общепринятом значении, трактуется как соприкосновение, тесное общение, взаимодействие в работе, согласованность действий. Контактный человек - это тот, с которым легко устанавливать контакт, дружеские, деловые отношения. Причем, в основном термин «контакт» используется в психологии в связи с толерантностью, взаимопониманием и взаимным доверием во взаимоотношениях. Лишь в отдельных исследованиях (например, Л.А. Карпенко, А.В. Петровского) раскрывается негативное влияние контакта в рамках анализа феномена конфликта [21].
Результатом богатого опыта широкого и разностороннего использования термина «контакт» в психологической науке явились разработки различных подходов к видам и формам контактов: например, вербальных, невербальных, психологических, тактильных, физических, визуальных, доверительных, социальных, коммуникативных, познавательных, поведенческих, эмоциональных. Также в исследованиях определяются социальные, взаимно-положительные, позитивные, личностные, парные, партнерские, паритетные, индивидуальные, межиндивидуальные, коллективные, ас-сертивные, диалоговые, межперсональные, конгруэнтные, кооперативные, корпоративные, конвенциональные, этические, межэтнические, культурные, предметно-практические, игровые и др. контакты. К формам контактов относятся: соприкосновение, соединение, тесная связь («контактная рецепция» и «контактная экстероцепция», по Б.Г. Ананьеву), контактная фаза, контакт-обмен взглядами, контакт-обмен информацией, совместная контактная деятельность, контактное взаимодействие, контакт-кооперация. В частности, Н.Н. Обозов выявил два типа пространственных контактов (предполагаемый пространственный и визуальный пространственный).
Также используются термины: контактные ситуации, контактные аудитории, контактные группы, контактно-равная обоюдность, контактное сотрудничество, контакт-соглашение, контактный диалог. Контактами являются манипуляция, конфликт. Например, в «Семейном кодексе Российской Федерации» как фор-
мы контактов рассматриваются личные встречи и свидания ребенка с родственниками. Также контактами считаются: переписка с ребенком, телефонные переговоры, которые помогают сохранить связь с ребенком, поддержать в нем добрые чувства к родителю. Кроме того, общепринято связывать контакты с Интернет-связью и телевидением.
Изучение теоретических источников, а также опора на позиции коммуникативной школы Л.Б. Филонова [33, 34], определили авторские концептуальные положения [30], отражающие подходы к феномену установления контакта как к коммуникативному способу преодоления коммуникативных деструкций.
В качестве основополагающих авторских положений выдвигаются:
1. Наиболее оптимальными подходами к осмыслению сущностной характеристики контакта и его использованию предлагаются разработки коммуникативной Школы Л.Б. Филонова. С точки зрения Л.Б. Филонова, любая коммуникация имеет специфические характеристики, строится строго в соответствии с определенными этапами, нуждается в целенаправленном управлении. Важнейшими коммуникативными процессами являются: общение, взаимодействие, отношения.
Общение - это акты поведения людей по поводу всего, что можно назвать общим. Оно характеризуется ориентацией на нечто объединяющее: цели, ценности, предметы, психические состояния, качества и личностные образования. Все это ставится в центр общения, поскольку последнее происходит по их поводу. В достижении объединяющих оснований заинтересованы участники общения. Общение выступает как условие, обеспечивающее связи между людьми.
Взаимодействие - процесс актуализации взаимосвязанных между собой действий участников общения. Его основу составляет обмен действиями, информацией, эмоциями. Оно является основой реализации общения и развития взаимоотношений, которое может осуществляться в разных формах и направлениях. Одно из них - взаимное сближение, контакт; другое - взаимное расхождение, конфликт; третье -взаимное дополнение, диалог.
Отношения между людьми - относительно устойчивая система расположений каждого из общающихся и предрасположений к отдельным личностным особенностям другого и как избирательность в принятии ими отдельных индивидуальных характеристик друг друга. Эта избирательность соотнесена с потребностями в тех характеристиках, которые способствуют поддержанию отношений. Способ реализации последних определяется позициями сторон, предпочитаемыми ими в каждом отдельном случае.
2. С точки зрения Филонова, контакт - важнейший коммуникативный способ, предполагающий реализацию тактических намерений участников взаимодействия, направленных на сближение. Контакт (соединение, соприкосновение) - условие для общения, взаимодействия и отношений, обеспечивающее возникновение и развитие этих явлений. Обозначенные коммуникации (общение, взаимодействие, отношения)
имеют автономное предназначение. В то же время они взаимосвязаны между собой посредством опоры на контакт и представляют процесс и результат создания позитивных взаимоотношений.
Психический контакт понимается как «переживание близости на основе общности; контакт ассоциируется с набором точек соприкосновения, согласованных сторонами, стремящимися к сокращению дистанции» (Филонов). Психический контакт проявляется в любом соприкосновении и взаимодействии, на базе взаимной заинтересованности в общении.
Психологический контакт (в сравнении с психическим контактом) - это общность психического состояния субъектов, которая характеризуется более глубокими позитивными эмоциями и чувствами на уровне взаимопонимания и обоюдного доверия взаимозаинтересованных сторон общения и взаимодействия. Психологический контакт необходимо понимать как соприкосновение (соединение) качеств, позиций, установок, а также взаимное сближение и согласованные действия. Речь идет о включенности мотивацион-ной, эмоционально-волевой и др. сфер друг друга, вовлеченности в совместные переживания, взаимном проникновении во внутренние миры друг друга. Все это способствует оценивать степень, уровень и глубину контакта [33, 34].
3. В отечественной психологии в основном отмечается интерес исследователей к разработке позитивных, конструктивных моделей и парадигм общения, взаимодействия и отношений. В то же время очевидна актуальность проблемы нарушенных (разрушенных) коммуникаций, проявляющихся практически во всех сферах жизнедеятельности общества. На основе последовательных и основательных исследований постепенно возникло самостоятельное научное направление - психология затрудненных, нарушенных (разрушенных) коммуникативных процессов (общения, взаимодействия, взаимоотношений). Это проявляется в нарушенном общении, конфликтном взаимодействии, деструктивных взаимоотношениях.
В соответствии с авторскими положениями [30], коммуникативные деструкции представляют собой нарушения (разрушения) в общении, взаимодействии и отношениях. Для коммуникативных деструкций характерен напряженный, неблагополучный, нарушенный (разрушенный), конфронтационный, конфликтный характер общения, взаимодействия, отношений. Коммуникативные деструкции - это постепенно сформировавшиеся в результате предшествующего опыта субъекта расстройства его коммуникативно-перцептивных процессов, проявляющиеся в агрессив-но-конфронтационном, враждебном, подозрительном, манипулятивном или устраняющемся характере коммуникаций, блокировании процесса информационного обмена, искажении и неадекватной интерпретации передаваемой и принимаемой информации, что, в силу своей разрушительной направленности, негативно сказывается как на продуктивности взаимодействия с другими его субъектами, так и на развитии самой личности в целом.
4. Приоритетным рассматривается определение
целесообразности преодоления разрушенных коммуникаций посредством коммуникации (то, что разрушено в коммуникациях, должно быть восстановлено также с помощью коммуникации) (Г.Н. Тигунцева) [30]. Поиск коммуникативных подходов к устранению нарушенных коммуникаций обусловил необходимость использования возможностей контакта как специфического коммуникативного способа (Л.Б. Филонов).
Процесс преодоления коммуникативных деструк-ций осмысливается как специально организованный комплекс процедур, направленных на изменение характера коммуникаций (общения, взаимодействия, отношений) в позитивном направлении. Преодоление коммуникативных деструкций - психологический процесс, отражающий: последовательное, постепенное снижение и устранение деструкций в коммуникациях субъектов при опоре на специальную технологию контакта, ориентированную на создание доверительных отношений. Результат характеризуется качественно новым уровнем и характеристикой коммуникаций, проявляющихся в конструктивных взаимоотношениях субъектов с окружающими.
Преодоление коммуникативных деструкций осуществляется посредством опоры на установление контакта. За основу принимается контакт, который создает и закрепляет связи, обеспечивает совместное движение субъектов по линии: а) снятия напряжения и сокращения дистанции; б) активизации взаимного познания и взаимных действий; в) достижения взаимного согласия, понимания и доверия.
5. С целью преодоления коммуникативных де-струкций предлагается специально разработанная технология установления контакта. Технология установления контакта - целенаправленная, алгоритмически выстроенная процедура, содержащая специфические коммуникативные способы, ориентированные на поэтапное и последовательное достижение доверительных отношений в диаде «субъект-субъект».
Технология установления контакта содержит определенные стадии: 1-я стадия «Накопление согласий»; 2-я - «Поиск общих и совпадающих интересов»; 3-я - «Принятие качеств, способствующих установлению контакта»; 4-я - «Выявление качеств, препятствующих установлению контакта»; 5-я - «Адаптация друг к другу и индивидуальное воздействие»; 6-я -«Убеждение в рациональности доверия». Алгоритмическое соблюдение логики и последовательности стадий рассматривается гарантией успешности процедуры и результата процесса установления контакта. Каждая из выделенных стадий имеет специфические техники, а также сведения о психологических особенностях процесса установления контакта. Техники установления контакта рассматриваются как специфические коммуникативные методы, приемы, способы, механизмы, упражнения, ориентированные на постепенное, поэтапное и последовательное достижение конструктивных, доверительных отношений между субъектами [30].
6. Установление контакта - это последовательный процесс нормализации, стабилизации и оптимизации характера коммуникаций (общения, взаимодействия,
построения отношений). Процесс установления контакта представляет динамическую модель, состоящую из 3-х этапов. Первый этап (уровень общения) соотносится с 1-й и 2-й стадиями технологии. Психологические особенности установления контакта проявляются в снятии барьеров и напряженности в общении. Результатом определяется нормализация характера коммуникаций. Второй этап (уровень взаимодействия) реализуется на 2-й и 3-й стадиях технологии. Психологические особенности установления контакта сопряжены с взаимными действиями и «продвижением» по линии согласия в ходе взаимодействия. В результате фиксируется стабилизация характера коммуникаций. Третий этап (уровень построения отношений) осуществляется в рамках 5-й и 6-й стадий технологии. Психологические особенности установления контакта соотносятся с проявлениями во взаимоотношениях взаимного понимания и доверия, что завершается оптимизацией характера коммуникаций.
7. В целом, выявленные и разработанные подходы к исследованию феномена установления контакта служат предтечей создания контактологии - нового научно-практического направления социальной психологии. Основная идея контактологии: общество должно быть ориентировано на создание контактов, а не на разрешение конфликтов. Сущность предмета контактологии заключается в исследовании закономерностей, механизмов, факторов и особенностей установления контакта в различных областях социальной практики и разработке на этой основе эффективных технологий и техник формирования сотрудничества и продуктивного взаимодействия, способствующего гармонизации социальной, социально-экономической, социально-политической и других сфер жизнедеятельности общества. Рассмотренные авторские концептуальные положения определяют необходимость проведения дальнейших разработок целостных теоре-
тико-методологических подходов к пониманию феномена установления контакта.
Выводы
Анализ литературы показал, что контакт относится к одному из наиболее употребительных терминов в коммуникативном направлении. В то же время до сих пор в коммуникативном направлении конструкт контакта несправедливо остается в тени и в основном традиционно служит контекстуальному обсуждению общения, взаимодействия и отношений. В психологии доминирует подход, соотносящий характеристику контакта (соприкосновение, соединение) и установления контакта с взаимным согласием и доверием субъектов в общении, взаимодействии и взаимоотношениях. Выявлены отдельные попытки самостоятельных разработок установления контакта. Однако основательного исследования феномена контакта, с целью преодоления коммуникативных деструкций, пока нет. В то же время определены важнейшие теоретико-методологические положения, при приоритетной роли идей коммуникативной школы Л.Б. Филонова, утверждающих, что наиболее приемлемо корректировать и преодолевать коммуникативные деструкции на основе установления контакта.
Таким образом, результаты исследования генезиса психологического знания о феномене установления контакта и его использования в качестве коммуникативного способа преодоления коммуникативных деструкций необходимо рассматривать предтечей возникновения контактологии - нового научно-практического направления психологии. Основной отличительной характеристикой контак-тологии является ориентация общества на создание контактов (конструктивных, доверительных отношений), а не на преодоление конфликтов.
Статья поступила 28.11.2014 г.
Библиографический список
1. Алешина Ю.А. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1993. 173 с.
2. Бобнева М.И. Нормы общения и внутренний мир личности // Проблема общения в психологии. 1981. № 1. С. 241-264.
3. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. 544 с.
4. Большой Российский энциклопедический словарь. М.: Больш. Рос. энцикл., 2003. 1888 с.
5. Большой словарь иноязычных слов: около 35 000 слов. М.: Мартин, 2004. 704 с.
6. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Воз-растно-психологическое консультирование: проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. 136 с.
7. Волков И.П. Социальная психология малых групп и коллективов: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Л., 1978. 31 с.
8. Воробьева Е.А. Профессионально-психологические особенности контактности следователей в условиях допроса: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 266 с.
9. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителя и родителей. М.: Просве-
10. Жучкова С.Е. Социально-психологические особенности построения и поддержания контакта с аудиторией: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2006. 24 с.
11. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учеб. пособие. М.: Академ. проект, ОППЛ, 2002. 459 с.
12. Куницына В.Н., Казаринова Н.В. и др. Межличностное общение: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
13. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1987. 47 с.
14. Лутошкин А.С. Эмоциональный климат в подростковом коллективе. М.: Просвещение, 1978. 115 с.
15. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг / под ред. Ю.М. Жукова. М.: Аспект-Пресс, 2004. 256 с.
16. Миронова О.И. Социально-психологическая концепция вынужденных контактов: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2014. 42 с.
17. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: ВЛАДОС, 2007. 560 с.
18. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск : Современный литератор, 2006. 976 с.
19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского
языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: ИТИ Технологии, 2003. 944 с.
20. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. М.: ПЭР СЭ, 2003. 142 с.
21. Психологический лексикон: энциклопедический словарь. В 6 т. Т. 1. Общая психология / под общ. ред. А.В. Петровского. М.: Per Se, 2005. 250 с.
22. Психология общения: энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. 600 с.
23. Ребер А. Большой толковый психологический словарь / пер. с англ. Е.Ю. Чеботарева. М.: АСТ, 2003. 2 т.
24. Сергеева С.В. Процессы межличностного контакта в педагогическом общении (функции, индивидуальные особенности, пути формирования): автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 1980. 21 с.
25. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2003. 208 с.
26. Скрипкина Т.П. Психология доверия: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2000. 264 с.
27. Сластенин В.А. Сборник статей. М.: Магистр-Пресс, 2000. 485 с.
28. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: РПА, 1997. 174 с.
29. Станкин М.И. Психологические способы установления контактов между людьми: учеб. пособие. Воронеж: МОДЭК, 2006. 397 с.
30. Тигунцева Г.Н. Психология установления контакта педагога с подростком-правонарушителем: монография. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. 236 с.
31. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
32. Устинова Н.Г. Доверительное общение - основа психотерапии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 22 с.
33. Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М.: Изд-во МГУ, 1979. 99 с.
34. Филонов Л.Б. Коммуникация, общение, взаимодействие // Мир психологии. 1996. № 3. С. 12-22.
35. Хараш А.У. Межличностный контакт как исходное понятие устной пропаганды // Вопросы психологии. 1977. № 4. С. 52-63.
36. Холмогорова Е.А. Изменение образа ситуации консультативного контакта у психологов-консультантов в условиях направленного обучения: автореф. дис. . канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 26 с.
УДК 338
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
л
© К.А. Токарева1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Учитывая специфические природно-климатические условия, проблема энергоресурсосбережения для регионов Сибири и Дальнего Востока является особо актуальной и требует консолидации усилий науки, власти, бизнеса и общества. Показано, что в жилищном секторе существует значительный потенциал повышения энергоэффективности. Констатируется, что в настоящее время отсутствует необходимая взаимоувязка адресных программ энергосбережения с программами проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов. Предложена дорожная карта процессов по обеспечению энергоэффективности на всех этапах инвестиционно-строительного процесса.
Табл. 5. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: энергосбережение; жилищная сфера; программы; воспроизводство; механизм формирования; принципы; дорожная карта.
ENERGY SAVING UNDER HOUSING SECTOR REPRODUCTION IN SIBERIA AND THE FAR EAST K.A. Tokareva
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Due to specific climatic conditions, the problem of energy and resource saving is particularly relevant for the regions of Siberia and the Far East and requires the consolidation of efforts of science, government, business and society. It is shown that the housing sector has a considerable potential for improving its energy efficiency. Today there is no necessary correspondence between the targeted energy saving programs and the programs of apartment building overhaul. The author proposes a roadmap of the processes providing energy efficiency at all stages of the investment and construction process. 5 tables. 12 sources.
Key words: energy saving; housing sector; programs; reproduction; formation mechanism; principles; roadmap.
1Токарева Кристина Александровна, младший научный сотрудник кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.: (3952) 4Q5214, e-mail: [email protected]
Tokareva Kristina, Junior Researcher of the Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (3952) 4Q5214, e-mail: [email protected]