Educational bulletin "Consciousness"/ I 2021. Vol. 23. N 7 Образовательный вестник "Сознание " I https://e-pubmed.org
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License a-, https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/
RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
© Kazdokhova E.T., Nogerova M.T., Taukenova L.M., 2021
4
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-7-19-26
Принята 28.07.2021 | Accepted 28.07.2021
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENCE
KazdokhovaE.T., NogerovaM.T., TaukenovaL.M.
Kabardino-Balkarian State University H.M. Berbekova, Nalchik, Russian Federation
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Каздохова Э.Т., Ногерова М.Т., ТаукеноваЛ.М.
ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М Бербекова», г. Нальчик, Российская Федерация
Abstract. The article is devoted to the problem of prevention and correction of aggressive behavior in adolescents. The increased aggressiveness of adolescent children is one of the most acute problems not only for teachers and psychologists, but also for society as a whole. The growing wave of juvenile delinquency and the increase in the number of children prone to aggressive forms of behavior shed light on the task of studying the psychological conditions that cause these dangerous phenomena. The study of aggressiveness in adolescence is especially important when this characteristic is in the stage of formation and when modern corrective measures can still be taken. The main vectors of development of the modern science of aggressive behavior are identified, the main causes of deviations are determined, and a comparative analysis of works on the prevention of aggressive behavior is carried out. For most children, some form of aggression is typical. However, it is well known that in a certain category of childhood, aggression as a permanent
Аннотация. Статья посвящена проблеме профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков. Повышенная
агрессивность детей подросткового возраста является одной из самых острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Растущая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, проливает свет на задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Изучение агрессивности в подростковом возрасте особенно важно, когда эта характеристика находится в стадии формирования и когда еще могут быть приняты современные корректирующие меры. Выявлены основные векторы развития современной науки об агрессивном поведении, определены основные причины отклонений и проведен сравнительный анализ работ по профилактике агрессивного поведения. Для большинства детей типичны те
form of behavior not only persists, but also develops, making it a constant human quality. As a result, the adolescent's production potential decreases, his ability to communicate at a high-level decrease, and his personal development is distorted. It has been proved that the key factor in the prevention and correction of aggressive behavior should be, firstly, the family as the primary and most important institution for the formation of identity, and secondly, the pedagogically, psychological and so sociological controlled environment of educational institutions, which serves as a condition for the socialization and personal development of children and adolescents. Important questions remain open regarding the nature and origin of the aggression. The urgency of this problem determined the formulation of the topic of our research «Psychological and pedagogical correction of aggressive behavior in adolescence ".
Keywords: aggression, aggressive behavior, deviant behavior, psychological and pedagogical correction, social environment, adaptation, negative factors.
REFERENCES
[1] A. Drozdov Yu. Petulantia iuventae in sociali contextu in situ / A. // Drozdov Sotsis: inquisitiones Research. 2018. - No. IV. - P. 95-98.
или иные формы агрессии. Однако хорошо известно, что в определенной категории детства агрессия как постоянная форма поведения не только сохраняется, но и развивается, делая ее постоянным качеством человека. В результате снижается производственный потенциал подростка, снижается его способность общаться на высоком уровне, искажается его личностное развитие. Агрессивный подросток приносит с собой много проблем не только для других, но и для себя. Доказано, что ключевым фактором профилактики и коррекции агрессивного поведения должна быть, во-первых, семья как первичный и важнейший институт формирования идентичности, а во-вторых, педагогически контролируемая среда образовательных учреждений, служащая условием социализации и личностное развитие детей и подростков. Остаются открытыми важные вопросы, касающиеся характера и происхождения агрессии. Ученые разных направлений предлагают разные подходы к определению сущности агрессивного поведения и его психологических механизмов. В последние годы значительно возрос научный интерес к проблеме подростковой агрессии. В зарубежной психологии предмет агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большее количество теоретических понятий, объясняющих эти явления, которые сталкиваются с проблемой агрессивного поведения в подростковом возрасте. При всех различных интерпретациях этого явления агрессия обычно понимается как умышленное причинение психического или физического вреда другому человеку. Актуальность данной проблемы определила формулировку темы нашего исследования «Психолого-педагогическая коррекция
агрессивного поведения в подростковом возрасте».
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, девиантное поведение, психолого-педагогическая коррекция, социальная среда, адаптация, негативные факторы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Дроздов, А. Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации/ А.Ю. Дроздов // Социс: Социологическое исследование. 2018. - №4. - С. 95-98.
Эрг '
^J Образовательный вестник "Сознание "
[2] Loreno G. nostrorum superbiam / G Loreno; Ex translatione Latina. - M.: Publishing Domus "forum", 2017. - 160 p.
[3] Petrus N. ya. Puer naturâ ferox, disciplinas paedagogicas features commercio / N.Ya. Petrus // Cum enim de paedagogia. - 2017. - No. III. - P. 117120.
[4] Frontinus, De humani vastatione grassatum C. Advertising / E. Frontinus; M. - L.: Lenizdat, 2015.342 p.
[5] Yarmolenko G.P. Manifestatio mutuum personate commercium eius insania in irascibili: de Dis Romanorum. ... Cand. Psychol. Sciences - SPb. 2019 -161 p.
[2] Лорено, Г. Агрессия наших детей/ Г. Лорено; Перевод с англ. - М.: Издательский дом «ФОРУМ», 2017. - 160 с.
[3] Петрусь, Н.Я. Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия/ Н.Я. Петрусь // Педагогика. - 2017. - №3. - С. 117-120.
[4] Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Э. Фромм; М. - Л.: Лениздат, 2015. - 342 с.
[5] Ярмоленко Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии: Дис. ... канд. психол. наук -СПб.2019. - 161 с.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Authors' Contributions. Kazdokhova E.T. - literature review, writing a text; Nogerova M.T. - planning, selection of research methods; Taukenova L.M. - diagnostics of the severity of aggressive behavior in adolescents.
Kazdokhova E.T. - SPIN ID: 3244-6774; ORCID ID: 0000-0002-2144-5143
Research interests, number of main publications: Studying the aggressive behavior of adolescents, this article is the first publication on the topic.
Nogerova M.T. - SPIN ID: 2729-1564; ORCID ID: 0000-0002-8643-6838
Research interests, number of main publications: Study of aggressive behavior of adolescents, 3 articles are published.
Taukenova L.M. - SPIN ID: 2028-0521; ORCID ID: 0000-0002-7744-3614
Research interests, number of main publications: Study of aggressive behavior of adolescents, 3 articles are published.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Вклад авторов. Каздохова Э. Т. — обзор литературы, написание текста; Ногерова М.Т.— Планирование, подбор методов исследования; Таукенова Л.М. — диагностика выраженности агрессивного поведения подростков.
Каздохова Э.Т. - SPIN ID: 3244-6774; ORCID ID: 0000-0002-2144-5143
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение агрессивного поведения подростков, данная статья является первой публикацией по теме.
Ногерова M.T. - SPIN ID: 2729-1564; ORCID ID: 0000-0002-8643-6838
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение агрессивного поведения подростков, опубликовано 3 статьи.
Таукенова Л.М. - SPIN ID: 2028-0521; ORCID ID: 0000-0002-7744-3614
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение агрессивного поведения подростков, опубликовано 3 статьи.
For citation: Kazdokhova E.T., Nogerova M.T., Taukenova L.M. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENCE // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №7. pp. 19-26. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-7-19-26.
Для цитирования: Каздохова Э.Т., Ногерова М.Т., Таукенова Л.М. ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №7. С. 19-26. Doi: 10.26787^Иа-2686-6846-2021-23-7-19-26.
Введение. Проблема предотвращения социальных отклонений имеет
первостепенное значение во многих странах.
Ее решение выходит на государственный уровень, что делает профилактику и коррекцию агрессивного поведения среди
подростков и детей важнейшей социальной и образовательной проблемой современности. Однако возникли определенные трудности в решении данной проблемы по ряду причин: разрыв между теоретической и практической составляющими в педагогике, социальной психологии, ювенальном праве, этике. Таким образом, выбор темы исследования обусловлен недостаточной теоретической проработкой, повышением практической актуальности данной проблемы и высокой востребованностью методов профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков.
Цель исследования. Разработать и представить комплексный анализ
методологических, теоретических,
психолого-педагогических условий
профилактики и коррекции агрессивного поведения среди подростков.
Материалы и методы. Самым популярным методом определения существующего уровня агрессивных тенденций, а также наиболее типичных форм агрессивного поведения является опросник Басса-Дарки. Для решения задач использовался ряд
взаимодополняющих теоретических методов исследования: анализ, сравнение,
интерпретация, теоретическое
моделирование, обобщение образовательного и социального опыта.
Основная часть. Коррекционная работа по преодолению агрессивных тенденций в поведении подростков основывается на результатах психолого-педагогической
оценки, которую необходимо выполнять по двум основным направлениям: 1) выявление существующего уровня агрессивных тенденций у подростков, а также наиболее типичных форм агрессивного поведения, используемых ими для преодоления трудных ситуаций; 2) выявление основных факторов, ответственных за возникновение и проявление агрессии в поведении подростков
[1,3].
Как известно, в структуре агрессивного поведения выделяются
некоторые взаимосвязанные уровни: мотивация, побуждение к агрессивному поведению; эмоциональные процессы, сопровождающие агрессивное поведение; процессы саморегуляции; когнитивная обработка информации; наконец, внешне наблюдаемые проявления и действия.
Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ, среди которых концептуальная ясность и абсолютная простота методов. Кроме того, он прямо направлен на изменение поведения и носит выраженный практический характер. Психологическое воздействие может быть направлено на ослабление или устранение агрессивного поведения, усиление напористого поведения, развитие умения понимать чувства, снижение эмоциональных реакций (например, тревожности), сопровождающих агрессивное поведение, формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева, развитие умения расслабляться, развитие способности самоутверждаться, развитие социальных навыков (например, конструктивное разрешение конфликтов) [5].
Во всех случаях, независимо от формы и условий, следует соблюдать следующие принципы коррекции поведения: принцип объективности, предполагающий
ориентацию преимущественно на
показываемые внешне и измеряемые переменные; принцип поведенческой оценки, указывающий на необходимость проведения функционального анализа поведения клиента (поведенческая оценка проводится при первой встрече, а также впоследствии - для оценки эффективности работы или с целью изменения тактики воздействия); принцип постоянства, предполагающий оценку роли агрессивного поведения в различных социальных системах и жизни человека в целом; принцип сотрудничества (коррекция поведения оценивается как достаточно авторитарная система, предполагающая контроль специалиста над поведением другого человека).
Высокий уровень подростковой агрессии, характерный для людей с эмоциональной уязвимостью, напрямую связан с их хрупким представлением о себе, соответствующим их возрасту. Таким образом, это свидетельствует о высокой частоте проявления агрессивного поведения в целях самозащиты. Кризис идентичности породил психологические слабости из-за многих изменений в наши дни и в возрасте, что, безусловно, вносит вклад в накопление агрессивного напряжения. Это напряжение снимается без особых ограничений в виде агрессивного поведения [1].
Исследование проходило на базе МКОУ СОШ №1 г. Баксана КБР. В исследовании принимали участие 47 школьников возрасте 13-14 лет, 27 (8 «А» класс) из которых составили контрольную группу, 20 - экспериментальную (8 «Б» класс) Для изучения агрессивного подведения испытуемых была применена методика «Диагностика состояния агрессии» А. Басса и А. Дарки;
При диагностике состояний агрессии по А. Басса, А. Дарки было отмечено, что некоторые подростки, чаще мальчики, сразу принимались отвечать на вопросы, некоторые из них переспрашивали, что значат те или иные вопросы. В этом случае повторялись инструкция и пожелание отвечать подростку так, как он считает нужным. Часть подростков - девочек начинали отвечать сразу после инструкции, некоторые испытывали затруднения, долго сидели, размышляя, после начинали писать ответы. В этом случае педагог-психолог просил при ответе писать первое, что приходит на ум. При подведении итогов диагностики важным было выявление общего показателя выраженности агрессивных реакций, характеризующего средние данные подростков экспериментальной и
контрольной групп по приведенным шкалам. Результаты диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики выраженности агрессивного поведения подростков на констатирующем этапе исследования (средний балл)
Виды агрессивных реакций Группы испытуемых
8 «А» класс 8 «Б» класс
Физическая агрессия 45,2 63,8
Вербальная агрессия 53,6 58,4
Косвенная агрессия 88,0 85,8
Негативизм 66,7 63
Раздражение 52,1 53,3
Подозрительность 48,1 48,0
Обида 50,0 52,7
Чувство вины 30,0 31,4
Индекс агрессивности 70,0 99,5
Индекс враждебности 58,7 50,8
Table 1
The results of diagnostics of the severity of aggressive behavior in adolescents at the ascertaining stage of the study (average score)
Types of aggressive reactions Grou ps of subjects
8 "A" class 8 "B" class
Physical aggression 45,2 63,8
Verbal aggression 53,6 58,4
<w
Indirect aggression 88,0 85,8
Negativism 66,7 63
Irritation 52,1 53,3
Suspicion 48,1 48,0
Resentment 50,0 52,7
Guilt 30,0 31,4
Aggression index 70,0 99,5
Hostility Index 58,7 50,8
Данные о состоянии агрессии подростков показали, что подростки 8 «А» и 8 «Б» классов имеют разные результаты. Так, у подростков 8 «Б» класса ярче проявилась физическая агрессия (63,8), в отличие от подростков 8 «А» класса (45,2), реже применяющих физическую агрессию как способ решения конфликтов. Это первый факт, дающий возможность предполагать, что агрессия, применяемая родителями в семье по отношению к своим детям, проявляется у последних в подростковом возрасте довольно ярко. Выраженность вербальной агрессии (58,4) у детей 8 «Б» класса меньше, чем физической агрессии, но также больше, чем выраженность вербальной агрессии (53,6) у детей 8 «А» класса. Подростковый возраст отличается неравномерностью развития и
нестабильностью эмоционального состояния, поэтому наличие вербальной агрессии у детей, кажется вполне оправданным.
Развитие косвенной агрессии у детей 8 «Б» класса (85,8) и 8 «А» класса (88,0) выражено неодинаково, достигают высоких значений. Данные свидетельствуют о наличии агрессивных побуждений у подростков и выражении их не прямыми, а косвенными средствами, что частично снимает эмоциональное напряжение во взаимодействии, оставляя нерешенными противоречия участников конфликта. Это обусловлено тем, что направленность агрессии детьми скрывается или не осознается.
Причиной использования физической, вербальной или косвенной агрессии чаще всего является недостаток или низкая культура средств, используемых в
собственной деятельности и во взаимодействии с другими людьми. Поэтому и в коррекционной работе речь должна идти не об избавлении от агрессии, а об устранении причин, ведущих к ее проявлениям, о расширении активно используемого инструментария в поведении подростков. Подростки обеих групп достаточно ярко проявляют негативизм: их уровень равен 66,7 у учащихся 8 «А» класс, а у учеников 8 «Б» класса эти данные равны 63,0.
Таким образом, результаты констатируют проявление подростками негативизма, как немотивированного поведения, проявляемого в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других; как нежелание подвергаться воздействиям других людей. Развитие раздражения у учащихся 8 «А» класса равно 52,1 в отличие от учеников 8 «Б» класса, где раздражение достигло 53,3. Выраженность подозрительности у учащихся 8 «А» класса равно 48,1, а у учеников 8 «Б» класса, раздражение достигло 48,0.
Выраженность чувства вины у подростков составляет по 35,9. У подростков экспериментальной группы оно намного ярче выражено и равно 63,1. Данные свидетельствуют о наличии у подростков из неблагополучных семей более ярких проявлений агрессии, как готовности приносить вред другому лицу.
Проявление обиды у учащихся 8 «А» класса 50,0 в отличие обучающихся 8 «Б» класса, где обида равна - 52,7.
Индексы агрессивности и
враждебности подытоживают результаты исследования видов агрессивных реакций.
Так в 8 «А» классе индекс агрессивности (70,0) почти в полтора раза меньше индекса 8 «Б» класса (99,5). Такая тенденция не наблюдается в сравнении индексов враждебности: в 8 «А» классе индекс (58,7), в 8 «Б» классе индекс враждебности примерно такой же - (50,8). Можно полагать, что возрастные особенности детей, а именно большая чувствительность, ранимость особенно в подростковом возрасте сыграли
здесь существенную роль. Общая агрессивность, враждебность, обида, чувство вины, раздражение в целом является предпосылкой к проявлению агрессии, и подростки продемонстрировали ее наличие.
В рисунке 1 представлены результаты диагностики степени выраженности агрессивности учащихся 8 «А» и 8 «Б» классов.
Рис.1 - Процентное соотношение учащихся 8 «А» И 8 «Б» классов с различной степенью выраженности агрессивности
Fig.1 - Percentage of pupils 8 "A" And 8 "B" classes with varying degrees of aggressiveness
Выводы. Анализ проблемы коррекции агрессивного поведения подростков показал наличие принципиально разных подходов к пониманию сущности и характера агрессии, что свидетельствует о многомерности, загадочности изученного феномена многофакторной обусловленности как поведенческого акта агрессии как черты личности.
Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является подход, исходящий из обусловленности агрессивных проявлений в личностных характеристиках и поведении не столько по органическим, сколько по социальным и психологическим причинам. Этот факт ярко проявляется в подростковом
возрасте, когда особенно ярко выражена зависимость личностного становления не от генетической предрасположенности, а от качественного изменения социального положения.
Негативные факторы социальной ситуации развития подростка (недостатки семейного воспитания, негативный климат в семье, как в системе формальных, так и неформальных отношений со взрослым миром, психологический дискомфорт в школьной группе и негативное влияние референции). асоциальные неформальные группы, натянутые отношения с учителями и т. д. г) создают объективные условия для возникновения и проявления агрессивного
поведения подростков, а также для формирования агрессивности как устойчивых качеств личности.
Рост деструктивных тенденций среди подростков требует разработки наиболее
эффективных методов коррекции
подростковой агрессии, предполагающих воздействие не только на само нарушение, но, прежде всего, на факторы, его вызывающие [6].
Corresponding Author: Kazdokhova Elvira Timurovna -Kabardino-Balkarian State University named after H.M.
Berbekova, Nalchik
E-mail: [email protected]
Ответственный за переписку: Каздохова Эльвира Тимуровна -ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М Бербекова», г. Нальчик
E-mail: [email protected]