Научная статья на тему 'ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2717
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ПОДРОСТКИ / ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ПРИЧИНА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ / АГРЕССИВНОСТЬ / ИМПУЛЬСИВНАЯ РЕАКЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / AGGRESSION / ADOLESCENTS / BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL PROBLEM / REASON / SOCIO-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON / MECHANISM / AGGRESSIVENESS / IMPULSIVE REACTION / DEVIANT BEHAVIOR / INDIVIDUAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с вопросами подростковой агрессии, ее причинами, психологическими аспектами. Авторы констатируют, что изменился характер проявления агрессии: агрессивное поведение подростков характеризуется высоким уровнем жестокости, цинизма. Актуальность изучения обусловлена тем, что количество несовершеннолетних с девиантным поведением значительно увеличилось за последние 10 лет. Увеличились случаи преступлений, совершенных подростками, под воздействием импульсивных, конкретно-ситуативных поведенческих реакция. Предметом исследования выступают и механизмы усвоения и закрепления агрессии, условия ее проявления, индивидуальные, возрастные и гендерные особенности агрессивности, способы коррекции агрессивного поведения. Ключевым моментом изучения данного вопроса является исследование различных факторов, как внутренних, так и внешних, которые оказывают непосредственное влияние на формирование и закрепление агрессивных форм поведения подростком Авторы анализируют исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам определения причин подростковой агрессии. Анализ специальной литературы показал, что существует большое множество направлений, трактующих природу происхождения агрессии по-своему. При характеристике агрессии, наиболее часто используют два основных понятия - агрессивное поведение и агрессивность. Проблема агрессивного поведения в подростковой среде является сложным социально-психологическим явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOLESCENT AGGRESSION AS A PSYCHOLOGICAL PROBLEM

The article discusses the problems associated with issues of teenage aggression, its causes, psychological aspects. The authors state that the nature of the manifestation of aggression has changed: the aggressive behavior of adolescents is characterized by a high level of cruelty and cynicism. The relevance of the study is due to the fact that the number of minors with deviant behavior has increased significantly over the past 10 years. Cases of crimes committed by adolescents increased under the influence of impulsive, specifically situational behavioral reactions. The subject of the study are the mechanisms of assimilation and consolidation of aggression, the conditions for its manifestation, individual, age and gender characteristics of aggressiveness, methods of correction of aggressive behavior. The key point in studying this issue is the study of various factors, both internal and external, that have a direct impact on the formation and consolidation of aggressive forms of behavior by adolescents. The authors analyze the studies of domestic and foreign scientists on the issues of determining the causes of teenage aggression. The analysis of special literature showed that there are a large number of directions that interpret the nature of the origin of aggression in its own way. When characterizing aggression, the two most commonly used concepts are aggressive behavior and aggressiveness. The problem of aggressive behavior in a teenage environment is a complex socio-psychological phenomenon.

Текст научной работы на тему «ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

психологические науки

Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ...

УДК 159:316.6

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0076

ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© 2020

AuthorlD: 462174

SPIN: 7224-4927

Девдариани Наталья Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи»

AuthorlD: 680842

SPIN: 8728-9478

Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: rubcova2@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с вопросами подростковой агрессии, ее причинами, психологическими аспектами. Авторы констатируют, что изменился характер проявления агрессии: агрессивное поведение подростков характеризуется высоким уровнем жестокости, цинизма. Актуальность изучения обусловлена тем, что количество несовершеннолетних с девиантным поведением значительно увеличилось за последние 10 лет. Увеличились случаи преступлений, совершенных подростками, под воздействием импульсивных, конкретно-ситуативных поведенческих реакция. Предметом исследования выступают и механизмы усвоения и закрепления агрессии, условия ее проявления, индивидуальные, возрастные и гендерные особенности агрессивности, способы коррекции агрессивного поведения. Ключевым моментом изучения данного вопроса является исследование различных факторов, как внутренних, так и внешних, которые оказывают непосредственное влияние на формирование и закрепление агрессивных форм поведения подростком Авторы анализируют исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам определения причин подростковой агрессии. Анализ специальной литературы показал, что существует большое множество направлений, трактующих природу происхождения агрессии по-своему. При характеристике агрессии, наиболее часто используют два основных понятия - агрессивное поведение и агрессивность. Проблема агрессивного поведения в подростковой среде является сложным социально-психологическим явлением.

Ключевые слова: агрессия, подростки, поведение, психологическая проблема, причина, социально-психологическое явление, механизм, агрессивность, импульсивная реакция, девиантное поведение, индивидуальные особенности.

ADOLESCENT AGGRESSION AS A PSYCHOLOGICAL PROBLEM

© 2020

Devdariani Natalia Valerievna, candidate of philosophical sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: rubcova2@mail.ru)

Abstract. The article discusses the problems associated with issues of teenage aggression, its causes, psychological aspects. The authors state that the nature of the manifestation of aggression has changed: the aggressive behavior of adolescents is characterized by a high level of cruelty and cynicism. The relevance of the study is due to the fact that the number of minors with deviant behavior has increased significantly over the past 10 years. Cases of crimes committed by adolescents increased under the influence of impulsive, specifically situational behavioral reactions. The subject of the study are the mechanisms of assimilation and consolidation of aggression, the conditions for its manifestation, individual, age and gender characteristics of aggressiveness, methods of correction of aggressive behavior. The key point in studying this issue is the study of various factors, both internal and external, that have a direct impact on the formation and consolidation of aggressive forms of behavior by adolescents. The authors analyze the studies of domestic and foreign scientists on the issues of determining the causes of teenage aggression. The analysis of special literature showed that there are a large number of directions that interpret the nature of the origin of aggression in its own way. When characterizing aggression, the two most commonly used concepts are aggressive behavior and aggressiveness. The problem of aggressive behavior in a teenage environment is a complex socio-psychological phenomenon.

Keywords: aggression, adolescents, behavior, psychological problem, reason, socio-psychological phenomenon, mechanism, aggressiveness, impulsive reaction, deviant behavior, individual characteristics.

ВВЕДЕНИЕ. повода и степени нанесения вреда жертве ущерба. Также

Одной из острейших проблем мировой общественно- изменился характер проявления агрессии: агрессивное

сти выступает проблема агрессивного поведения в под- поведение подростков пропитано высоким уровнем же-

ростковой среде. Согласно сведениям, предоставляемым стокости, цинизма. Увеличились случаи преступлений,

Всемирной Организацией Здравоохранения, ежегодно совершенных подростками, под воздействием импуль-

примерно 200 тысяч случаев убийств во всем мире про- сивных, конкретно-ситуативных поведенческих реакция

исходит среди молодых людей в возрасте 10-29 лет, что [3].

составляет 43% от общего числа случаев убийств в год в Существует большое количество трудов в научной мире [1]. Первой точкой скопления агрессии в подрост- литературе, посвященных исследованию подростков, ковой среде выступает школа. Хотя бы раз за весь пери- склонных к агрессивному поведению. Предметом ис-од обучения более 75% учащихся могли и столкнулись с следования выступают и механизмы усвоения и закре-различными формами агрессии по отношению к себе. А пления агрессии, условия ее проявления, индивидуаль-около 10% всех обучающихся в школе подростков мож- ные, возрастные и гендерные особенности агрессивно охарактеризовать, как склонным к устойчивым агрес- ности, способы коррекции агрессивного поведения [4-сивным тенденциям в поведение [2; с.87]. Увеличилось 12]. Также некоторые авторы рассматривали проблему количество групповых драк с участием подростков воз- индивидуально-личностных особенностей подростков, раста 13-17 лет, характеризующихся несоответствием склонных к агрессии, различных форм отклоняющегося Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31) 319

Devdariani Natalia Valerievna, Rubtsova Elena Viktorovna ADOLESCENT AGGRESSION AS A PSYCHOLOGICAL .

psychological science

поведения подростков [13-16].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Актуальность изучения обусловлена тем, что количество несовершеннолетних с девиантным поведением значительно увеличилось за последние 10 лет. Проявлением такого поведения являются асоциальные действия, примером могут послужить алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и другие. В том числе имеет место проявление крайней формы асоциального поведения. В связи с этим возрастает жестокость и агрессия, причиной чего становится актуальной проблема резкого роста преступности среди молодёжи.

Проблема склонности подростков к агрессии - одна из важнейших социально-психологических проблем, которая не может не беспокоить общество в целом, следующих специалистов в частности: педагогов, психологов, а также привлекать внимание исследователей. Ключевым моментом изучения данного вопроса является исследование различных факторов, как внутренних, так и внешних, которые оказывают непосредственное влияние на формирование и закрепление агрессивных форм поведения подростком [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Существует огромное множество определений агрессии в зарубежной и отечественной литературе. Под этим понятием понимают и «сильная активность», и «стремление к самоутверждению», и «акты враждебности», и «разрушительные действия, которые вредят другому лицу или объекту».

Как утверждала А. Пикина в своих работах, все люди агрессивны в той или иной форме. Для человека агрессия является формой самозащиты и инстинктивной формой выживания в мире. Но с возрастом и в результате процесса социализации данный инстинкт перестраиваться в адаптивную форму поведения [17].

Некоторые авторы понимали агрессию как поведенческую реакцию на существующую ситуацию фрустрации, независимо от того имеет ли она враждебную основу [18].

Р. Бэрон и Д. Ричардсон в своей монографии «Агрессия» приводят следующее определение данному понятию: агрессия - это любое поведение, содержащие угрозу или наносящее ущерб другим [19]. А. Бандура понимает агрессивное поведение как совокупность навыков, приобретенных в результате длительного и всестороннего научения. Для того, чтобы освоить формы разрушительных действий, человеку необходимо лицезреть их социальные образцы, а также получать поощрение при их демонстрации и личное одобрение [20].

Несмотря на огромное количество определений агрессия и множество взглядов и подходов на понимания ее природы, в настоящее время, принято следующее определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [13].

Актуальность данной тематики также объясняется тем, что формирование агрессии происходит в процессе ранней социализации в детском и подростковом периоде, который наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. А.В. Мудрик полагал, что склонность к агрессии у человека формируется под влиянием особенностей его индивидуального развития. В этом процессе принимают участие такие факторы, как возраст, пол, личностные особенности, а также внешние социальные условия [21]. Также не стоит забывать о влиянии возрастных особенностей личности на характер агрессивного поведения. Каждый возрастной период является особенным. И зачастую адаптация к подростковому возрасту проявляется своими склонностями к агрессивному поведению.

Согласно М.Л. Мельниковой, подростковый возраст считается наиболее сенситивным для проявления

агрессии. К этому периоду развития уже достаточно сформировались стойкие свойства личности, такие как агрессивность. Также подростки сильнее подвержены импульсивным действия, по причине своей чувствительности и неуравновешенности. И именно внешнее проявление агрессии в подростковой среде является самым успешным видом активности среди сверстников [22].

Подростковый период характеризуется процессом перестройки ранее сформированных психологических особенностей и возникновением новых личностных структур, а также закладываются основы сознательного поведения и фундамент морально-нравственных представлений и социальных установок [23].

Качественно новой характеристикой подросткового возраста является очерченное представление собственного «Я». Подросток начинает осознавать свою уникальность, развивает способность к рефлексии. На данной стадии индивидуального развития подросток может быть чрезвычайно восприимчив к негативу, тем самым вызывая агрессивные тенденции, как способ самозащиты. Все эти перемены и новые незнакомые ситуации требуют от подростка больше энергии, что влечет за собой снижение выносливости [24].

Н.А. Дубинко описывает наиболее часто встречающиеся характеристики агрессивных: бедность и примитивность интересов, узкий спектр морально-нравственных понятий, низкий уровень интеллектуального развития, внушаемость, подражательность, тревожность, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций. Но также встречаются подростки, склонные к агрессивному поведению, интеллектуально и социально развитые на высоком уровне. Для них агрессия - это способ поднятия собственного авторитета в глазах сверстников, иллюстрация своей самостоятельности и взрослости [25].

А.А. Реан, считает, что агрессия мальчиков подростков более открыта, груба, неуправляема, контролировать ее начинают гораздо позже. Агрессию девочек подростков характеризует более изящной и завуалированной, преобладает вербальная агрессия над физической. Со стороны она выглядит менее эффектна, зато более эффективна [10].

Наличие агрессивных тенденций в структуре личностного развития не гарантирует формирование новой инкриминируемой единицы. У здорового индивида обязана присутствовать доля агрессии как качественная характеристика, но в усредненном показателе. Необходимость данного свойства объясняется в том, что агрессивность может выступать как активатор в стремление к самоутверждению, самореализации, желание соперничать и принимать участие во взаимодействии с другими людьми, добиваться собственных целей и преодолевать все препятствия на пути [26].

В последнее время возросли показатели агрессивности в подростковой среде. Их агрессия может быть направлена как на себя, так и на окружающих, как на сверстников, так и на взрослых. Данное поведение вредит всем сферам жизнедеятельности подростка (снижение успеваемости в учебе, конфликты в школе и дома, вну-триличностные конфликты и т.д.), и может быть опасно и для общества в целом. Проблема затрагивает и педагогов, психологов, и работников правоохранительных служб. Именно поэтому необходимо вовремя выявить причины агрессивного поведения подростков и условия его возникновения [27].

По силе и форме воздействия агрессия может проявляться как недовольство или неприязнь, как вербальное оскорбление, как грубое физическое действие. Агрессия может быть направлена на себя, в таком случае речь идет об аутоагрессии, или на другие объекты [28].

Первые попытки исследовать природу агрессии в рамках психоаналитического подхода предпринял З. Фрейд. Он утверждал, что агрессия это порождение инстинкта борьбы, а энергия агрессии вырабатывается

психологические науки

Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ...

в человеке постоянно и требует время от времени выхода. Свои мысли ученый представил в гидравлической теории, согласно которой выплеск агрессии происходит спонтанно и без участия раздражителя, если прошло много времени с последнего эпизода агрессии. Проявляя внешне свои эмоции, человек снижает вероятность возникновения более опасного для него и окружающих проявления данного инстинкта [29].

В рамках этологического подхода К. Лоренц развил идею начала агрессии в инстинкте борьбы за выживание, что присутствует у всех живых существ на планете. Он также считал, что агрессивная энергия непрерывно накапливается в организме, и чем дольше она накапливается, тем меньше нужен стимул, чтобы произошла разрядка. Автор упоминал о врожденных подавляющих агрессивное поведение началах, которыми являются родственные узы, романтические и дружеские взаимоотношения [30].

Социобиологи рассматривают агрессию как результат влияния генов. У индивида обнаруживается генетическая предрасположенность к проявлению альтруизма и самопожертвованию

по отношению к индивиду со схожим генетическим набором, что обеспечивает их выживание. И эта же предрасположенность провоцирует их на агрессивное поведение по отношению к тем, кто не имеет с ними общих генов, то есть не состоит с ними в родстве.

Дж. Доллард понимал агрессию как результат фрустрации, крайне неприятной стимуляции. По его мнению, фрустрация побуждает и всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации. При столкновении с внешними препятствиями или страхом наказания побуждение к агрессивным поступкам сохраняется, но перенаправляется с истинного фрустра-тора на другие объекты, что не влечет за собой препятствий или наказания. Данное положение было рассмотрено и расширено Н.Е. Миллером. Автор выдвинул систематизированную модель, согласно которой выбор другого объекта осуществляется под воздействие следующих факторов: силы побуждения к агрессии, силы факторов, тормозящих данное поведение, стимульного сходства каждой потенциальной жертвы с фрустриро-вавшим фактором [18].

Л. Берковиц продолжил, что фрустрация влечет за собой гнев, но он не обязательно проявляется как открытая агрессия. Для того чтобы это произошло, необходимы сигналы, которые приведут к активации и выплеску агрессии. Этими сигналами могут выступать провокационные речи, наличие оружие, виктимность объекта [31].

Как считает А. Басс, агрессия - это «реакция, в результате свойств которой другой организм получает болевые стимулы». Он классифицирует агрессию на враждебную и инструментальную. Враждебная агрессия характеризует как непосредственное намерение причинить зло другому человеку, а инструментальная - является способом личного обогащения или продвижения. Также А. Басс выделяет следующие пять форм агрессии: физическая агрессия - физические действия против другого лица; вербальная агрессия - угрозы, крики, ругань и т. д.; косвенная агрессия - направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье ногами, хлопанье дверью и т. д.); негативизм - оппозиционное поведение, в основном направленное против установленных обычаев и законов [32].

Имеет право на существование и такая теория агрессии, как теория социального научения. Один из представителей данного подхода И.А. Фурманов утверждает, что агрессия - это следствие научения, усовершенствующееся с частотой применения. Также он считает, что достижение успеха при агрессивных действиях значительно повышает силу ее мотивации. Огромное значение в теории научения уделяется социальному подкреплению как положительному (похвала, улыбка), так и отрицательному (выговор, насмешка) [33].

Весомый вклад внес Э. Фромм, разграничив агрессию на «доброкачественную» и «злокачественную. В качестве первой выступает агрессия как защитная реакция, псевдоагрессия, поведение заранее хоть и не задуманное, но все-таки наносит урон другому лицу. А в качестве второй выступает агрессия как следствие влияния различных социальных условий и экзистенциальных потребностей человека (садизм, мазохизм и некрофилия). Автор считает, что злокачественная агрессия является характеристикой именно человеческой, а не порождается природными животными инстинктами [34].

Агрессия в пределах нормы необходима каждому человеку для выживания, защиты, преодоления жизненных трудностей [35-38]. Также она может выступать как ресурс активной деятельности, творчества, целеустремленности в работе. Здоровая зрелая личность должна уметь выражать свое агрессивное начало в социально приемлемом русле, уметь контролировать свое поведение и быть ролевой моделью для подрастающего поколения. Агрессия может находить свое выражение в речевом поведении, в частности в использовании в речи жаргонизмов, что в свою очередь провоцирует обратную реакцию со стороны других участников коммуникации [38]. Задача же родителей, сотрудников школы и дополнительного образования вовремя диагностировать и корректировать агрессивные тенденции подростков.

ВЫВОДЫ.

Таким образом, анализ специальной литературы показал, что существует большое множество направлений, трактующих природу происхождения агрессии по-своему. При характеристике агрессии, наиболее часто используют два основных понятия - агрессивное поведение и агрессивность. Проблема агрессивного поведения в подростковой среде является сложным социально-психологическим явлением. На основе обобщения российского и зарубежного опыта по изучению данной проблематики можно считать, что агрессивность рассматривается как личностное свойство, базис которого составляет направленность личности, определяющее систему отношений личности к себе, другим, труду и обществу, что как раз и формируется у подростка в данный период развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сайт Всемирной организации здравоохранения. URL: https:// www.who.int/ru (дата обращения 12.10.2019).

2. Schuster B. Rejection, exclusion, and harassment at work and in schools // European psychologist. 1996. No. 1 (4). P. 293—317.

3. Вилкова А.В., Донскова Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних осужденных, направленное на снижение уровня деструктивности //Перспективы науки. 2018. № 3 (102). С. 78-80.

4. Каширин В.П., Краснояров Д.С. Особенности агрессивного поведения современных подростков-школьников //Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2019. № 1. С. 41-45.

5. Козловская Н.В. Индивидуально-психологические детерминанты агрессивного поведения подростков //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. № 4. С. 88-93.

6. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознание, профилактика. М.: «КОГИТО-ЦЕНТР», 2006. 181с.

7. Огуречников Д.Г., Файзуллин Н.Н., Мухамедьяров И.М., Шаяхметова Э.Ш. Проявление агрессивности в подростковом возрасте в процессе межличностного общения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 233-240.

8. Ощепков А.А., Стручкова Л.В. Экспериментальное исследование социально-психологической коррекции личностных особенностей подростков с агрессивным поведением // Симбирский научный вестник. 2015. № 3 (21). С. 63-70.

9. Перетолчина Д.С. Особенности семейного контекста в возникновении девиантного поведения в подростковом возрасте // NB: Психология и психотехника. 2014. № 2. С. 24-51.

10. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / Актуальные проблемы деятельности практических психологов. М.: Университетское образование, 2012. 288с.

11. Ткачук О.А., Корнилов К.А. Агрессивное поведение подростков: причины возникновения и проблемы коррекции / Инновационное развитие профессионального образования. 2018. С. 86-93.

12. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 2002. 192 с.

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31)

321

Devdariani Natalia Valerievna, Rubtsova Elena Viktorovna ADOLESCENT AGGRESSION AS A PSYCHOLOGICAL .

psychological science

13. Долгова В.И., Иванова Л.В., Банщикова А.И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T31. С. 11-15.

14. Меньшикова Т.И. Специфика агрессивного поведения подростков //Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. С. 106-114.

15. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: ИНФРА-М 2011. 245с.

16. Мухлыгина Л.В., Заболотских О.П. Социально-психологические причины агрессивного поведения подростков. ООО ИПФ «СТРИНГ». 2016. C. 78-84.

17. Пикина А. Коррекция агрессивного поведения у детей // Персональный сайт Пикиной Анастасии. URL: http:// socpedagoganastasiya.blogspot.ru/2011/03/blog-post.html (дата обращения: 10.10.2019).

18. Будыкин А.В., Будыкин С.В., Жигачев А.С. Агрессия: особенности проявления и копинг-стратегии в подростковом возрасте // Психология и право, 2013. № 4. C. 11-21.

19. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001. 352 с.

20. Бандура А. Подростковая агрессия. М.: ИНФРА-М. 2009. 312с.

21. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред.В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2009.184 с.

22. Шунчева О.В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте //Инновационная наука, 2016. №2-4 (14). С. 198200.

23. Огуречников Д.Г., Файзуллин Н.Н., Мухамедьяров И.М., Шаяхметова Э.Ш. Проявление агрессивности в подростковом возрасте в процессе межличностного общения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 233-240.

24. Левченко Н.П. Психологические особенности агрессивного поведения подростков из полных и неполных семей // Молодость. Интеллект. Инициатива Материалы II Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. Главный редактор И.М. Прищепа. 2014. С. 260-261.

25. Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. М.: 2010. №4. С. 85-92.

26. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельчонок. Минск.: изд. Харвест АСТ 2010. 653 с.

27. Гогицаева О.У., Гобаева И.А. Проблема насилия среди подростков. Международный студенческий научный вестник. 2017. № 2. С. 61.

28. Бохан Н.А., Аболонин А.Ф., Мандель А.И., Назарова И.Я., Стоянова И.Я. Агрессия и суицидальное поведение подростков в различных условиях социализации. Суицидология. 2018. Т. 9. № 2 (31). С. 50-59.

29. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. Спб.: ИГ: «Лениздат», 2012. 544 с.

30. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М., 2008. 257 с.

31. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствие и контроль. СПб.: Прайм —ЕВРОЗНАК, 2007. 531 с.

32. Палагина А. О. Формы проявления агрессии по классификации А. Басса в русской классической литературе // Образование и воспитание. 2016. №4. С. 1-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Мн.: Пресс 2011. 274с.

34. Агапов П.В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и де-структивности: опыт философско-антропологического анализа // Вестник МГУКИ. 2012. №6 (50). С56-61.

35. Девдариани Е.В., Рубцова Е.В. Агрессия в языке и речи как социальная проблема //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 45-47.

36. Жарова О.С. Об особенностях психологической защиты личности от воздействия медианасилия(экзистенциально-личностный аспект) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 2 (30). С. 238-242.

37. Подольская Т.А., Гусова А.Д. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 158-160.

38. Рубцова Е.В. Молодежный жаргон как повседневное явление: методы борьбы с жаргонизмами // Региональный вестник. — 2019. -№1. — С.22-24

Статья поступила в редакцию 27.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.