педагогические науки
Рубцова Елена Викторовна ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ...
УДК 372.881.161.1
DOI: 10.26140/knz4-2020-0901-0008
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
© 2020
AuthorlD: 680842 SPIN: 8728-9478
Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. Автор рассматривает причины возникновения подростковой агрессии, а также педагогические приемы, направленные на коррекцию проблем педагогически запущенных подростков. Подростковый возраст является одним из непростых этапов развития человека. Изучив причины возникновения агрессии в подростковой среде, автор приходит к выводу, что они могут таиться как в индивидуальном развитии подростка, так и в социальном окружении. Подростковая агрессия отличается от агрессии других возрастных периодов. Одним из факторов формирования склонности к агрессии у подростков может выступать неспособность владеть конструктивными формами решения проблем. Семья является ключевым фактором в процессе социализации ребенка. Взаимоотношения внутри семьи могут одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и поддерживать его подкрепление. Но огромный вклад в организацию коррекционных мероприятий могут внести педагоги и психологи, выполняющие профилактическую работу с подростком.
Ключевые слова: подростковый возраст, агрессия, причина, педагог, педагогическая поддержка, метод, агрессивное поведение, социализация, коррекция, ситуация, социальные условия, методика, модель поведения, проблема.
REASONS FOR THE ORIGIN OF ADOLESCENT AGGRESSION AND METHODS FOR CORRECTION OF PROBLEMS OF PEDAGOGICALLY DEFEATED TEENAGERS
© 2020
Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected])
Abstract. The author considers the causes of teenage aggression, as well as pedagogical techniques aimed at correcting the problems of pedagogically neglected adolescents. Adolescence is one of the difficult stages of human development. Having studied the causes of aggression in the teenage environment, the author comes to the conclusion that they can be hidden both in the individual development of the teenager and in the social environment. Teenage aggression is different from aggression of other age periods. One of the factors in the formation of a tendency to aggression in adolescents may be the inability to possess constructive forms of problem solving. Family is a key factor in the process of child socialization. Relationships within the family can simultaneously demonstrate patterns of aggressive behavior and support its reinforcement. But teachers and psychologists who perform preventive work with a teenager can make a huge contribution to the organization of corrective measures.
Keywords: adolescence, aggression, reason, teacher, pedagogical support, method, aggressive behavior, socialization, correction, situation, social conditions, methodology, behavior model, problem.
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст является одним из непростых этапов развития человека. Он включает период развития детей от тринадцати до семнадцати лет, что соответствует возрасту учеников 7-11 классов средней школы. К этому периоду развития относится половое созревание, гормональные перестройки. Подростковый возраст характеризуется нестабильностью эмоциональной сферы. Также подростки сильнее подвержены импульсивным действиям, по причине своей чувствительности и неуравновешенности. И именно внешнее проявление агрессии в подростковой среде является самым успешным видом активности среди сверстников. Агрессивное поведение может выступать как форма самозащиты, отстаивания своих интересов, но одновременно, может формировать отрицательные черты характера. Ключевую роль в предупреждение и коррекции агрессивного поведения подростков играет семья, родители и ближайшее окружение. Но и огромный вклад могут внести педагоги и психологи, выполняющие профилактическую работу с подростком.
Семья является ключевым фактором в процессе социализации ребенка. Взаимоотношения внутри семьи могут одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и поддерживать его подкрепление. На формирование склонности к агрессии у подростков оказывают влияние способы взаимодействия с родителями, братьями, сестрами и другими родными, и также особенности поведения в семье. В семьях, где постоянно присутствуют ссоры и насилие между родителями, у де-Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30)
тей формируется агрессивное поведение.
Подростковый возраст считается наиболее сенситивным для проявления агрессии. К этому периоду развития уже достаточно сформировались стойкие свойства личности, такие как агрессивность. Также подростки сильнее подвержены импульсивным действие, по причине своей чувствительности и неуравновешенности. И именно внешнее проявление агрессии в подростковой среде является самым успешным видом активности среди сверстников [1-18].
Подростковый период характеризуется процессом перестройки ранее сформированных психологических особенностей и возникновением новых личностных структур, а также закладываются основы сознательного поведения и фундамент морально-нравственных представлений и социальных установок.
Как утверждает теория привязанности, дети отличаются друг от друга по степени ощущения безопасности рядом с матерью. У привязанности к матери ребенка формируются стойкие, чуткие отношения. В дальнейшем ребенок вырастет в подростка, склонного доверять людям, хорошо развивать коммуникативные навыки, не агрессивного. Недостаточно привязанный или тревожный ребенок характеризуется бесконтрольностью, аффективностью. Этим детям свойственны агрессивные реакции, неустойчивое, непредсказуемое поведение.
Э. Фромм также указывает на огромный вклад семьи в становление подростка как личности. Он считает, что семья - это «психологический посредник» общества [19]. В результате адаптации в границах семьи у ребенка
Rubtsova Elena Viktorovna pedagogical
REASONS FOR THE ORIGIN ... sciences
формируется характер, который позже станет базисом его адаптации в обществе.
Доказано, что степень строгости наказания родителей или других опекунов за проступок ребенка детерминирует их уровень агрессии в дальнейшем. Это касается и моментов, когда наказание последовало именно после проявления агрессивных реакций самого ребенка.
МЕТОДОЛОГИЯ
Актуальность данной проблемы объясняется тем, что формирование агрессии происходит в процессе ранней социализации в детском и подростковом периоде, который наиболее благоприятен для профилактики и коррекции.
Цель исследования - определить причины возникновения агрессии в подростковом возрасте, выделить психолого-педагогические, организационно-педагогические и социально-педагогические условия эффективной социализации педагогически запущенных подростков.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Существует исследование, в результате которого было выявлено, что реагирование родителей на агрессивное поведение между братьями-сестрами может спровоцировать обратный эффект и подтолкнуть к развитию агрессии. Если первоначально взрослые не обозначили свою позицию по поводу агрессии доступно, но в результате проступка ребенка строго наказывают, то это постепенно может привести к закреплению агрессивных тенденций в личности. Также снисходительное отношение взрослых к агрессивному поведению ребенка может стать причиной нежелания усваивать им социально-приемлемые нормы поведения, что влечет за собой недоразвитие самоконтроля. Наиболее адекватное поведение взрослых в подобной ситуации - это осуждение агрессии ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.
Известно, что дети перенимают друг у друга модели поведения в результате общения или игры. Неудивительно, что следующим немаловажным фактором, способствующим становлению агрессивных форм поведения, выступают взаимоотношения со сверстниками.
Хаскинс утверждает, что дети, посещавшие перед поступлением в школу регулярно около пяти лет детский сад, проявляли агрессивные реакции более активно, что и было замечено [20,21]. Предполагается, что этому причина кроется в участие таких детей в активных и буйных играх, где они могут применить различные физические и вербальные контакты (пинки, толчки, обзывания).
Данные выводы соотносятся с теорией социального научения, согласно которой дети, посещая детский сад регулярно, более успешно освоили агрессивные реакции и свободно могут использовать их в другой социальной среде, например в школе. Не противореча выше сказанному, можно предположить, что причина склонности подростков к агрессии таиться в их эмоциональной де-привации, в отрыве от матери с раннего детства, в не-сформированной базового потребности чувства безопасности.
Как следующий фактор формирования у детей склонности к агрессивному поведению мы хотели бы рассмотреть влияние средств массовой информации. Еще в исследованиях Р. Бэрона и Д. Ричардсона было зафиксировано положительное воздействие демонстрации сцен насилия на подкрепление агрессивных тенденций в поведение [22].
Отмечается также наличие еще одной проблемы -проекция норм криминального поведения на обыденную жизнь. В прессе широко обсуждается проблема «А.У.Е.». Аббревиатура обозначает название и девиз «Арестантский уклад един», предположительно существующего российского неформального объединения банд, состоящих из несовершеннолетних. По утверждению ряда обозревателей, основа данного объединения чисто идеологическая, в основном информационная. 30
Это молодежное сообщество пропагандирует среди несовершеннолетних воровские понятия российской криминальной среды и тюремные понятия, требует соблюдения «воровского кодекса», взамен обещая поддержку и защиту в настоящем и будущем.
Любой подросток имеет возможность в современном обществе проявлять свою агрессивную природу несколькими способами. Первый вариант характеризуется проявлением агрессии в открытой форме [23]. И тут его либо ждет успех, самоактуализация и реализация всего потенциала, либо он одерживает фиаско и прибегает к аутоагрессии, самоповреждающему поведению и прочее. Второй вариант рассматривает возможность сосуществования с окружающим миром в мире и ладу, скрывая все свои агрессивные тенденции в поведение. Но тут следует такой расклад: личность теряет самостоятельность, поисковую активность и также не находит сил на преодоление жизненных препятствий.
Н.И. Корытченкова разработала модель уровней агрессивности подростков в зависимости от характера поведенческой регуляции и способов переработки информации:
1) Уровень генерализованной агрессии (против «всех» и «вся»). Данный уровень характеризуется физической агрессией с целью удовлетворения своих примитивных желаний. У подростков полностью отсутствует альтернативные формы поведения, отрицают любой авторитет и крайне подозрительны.
2) Уровень избирательной локальной агрессии. Подростки выбирают в свои жертвы исключительно тех, кто слабее их. Самолюбивы, завистливы, имеют авторитет в узких кругах сверстников со схожими интересами.
3) Уровень адаптивной (защитной) агрессии. Агрессивное поведение выступает как способ защиты от угрозы извне. В ситуации конфликта такие подростки теряют контроль над собой, но в нормальных условиях способны применять навыки социального общения.
4) Уровень творческой агрессии. Такие подростки не применяют физическую агрессию, но используя способности наблюдать и прогнозировать, очень искусны в мести. Собственное представление себя и групповой образ сверстников никогда не совпадает полностью [24].
Агрессия у подростков отличается от агрессии младшего возраста более широким спектром проявлений и целевых значений, а от агрессии старшего возраста гибкостью способов выражения
Научно доказано, что максимально значимые различия между агрессивными и неагрессивными подростками наблюдаются в неспособности владеть конструктивными формами решения проблем, а не в индивидуальном желании и потребности агрессивных альтернатив. Следовательно, наилучшим способом предотвращения формирования у подростков склонности к агрессивному поведению является приобретение системы знаний и социальных навыков. Для коррекции проблем педагогически запущенных подростков следует использовать интеграцию воспитательных усилий различных факторов в профилактической работе, которая заключается в совершенствовании системы сотрудничества семьи и школы как необходимого условия для формирования личности ребенка. Неотъемлемым условием в профилактике и коррекции является влияние семьи и ближайшего окружения. Однако значительный вклад отводится педагогам и психологам. Основными видами деятельности психолога в работе с подростковой агрессией выступают консультирование, включение подростков в тренинговые группы.
Обучив подростка навыкам общения, возможно постепенное снижение вероятности возникновения агрессивного поведения, как самого подростка, так и по отношению к нему. Для достижения этой цели в процессе коррекции решаются следующие задачи: обучить подростка умению корректно проявлять свои эмоции; выработать чувство сопереживания; научить разрешать Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)
педагогические науки
Рубцова Елена Викторовна ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ...
конфликты конструктивно; снятие деструктивных элементов в поведении; развить позитивную самооценку.
Можно выделить психолого-педагогические, организационно-педагогические и социально-педагогические условия эффективной социализации педагогически запущенных подростков.
К психолого-педагогическим условиям относят:
1) гуманизацию отношений в среде подростков, в их семьях - вовлечение их в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива;
2) обеспечение социально-ценной мотивации формирования социальной воспитанности подростков - преодоление неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с противоправным поведением;
3) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
4) профессионализм, педагогическое мастерство, личный пример социальных педагогов;
5) эффективная диагностика социально-нравственного развития подростков.
К организационно-педагогическим условиям можно отнести:
1) развитие коллективных форм деятельности, опыта совместного восприятия и оценки окружающей действительности - приобщение учащегося к коллективной деятельности на уроках, обеспечение участия в различных общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности, отчеты учащегося перед коллективом; привлечение к общественно полезному труду;
2) налаживание «вертикального», межвозрастного взаимодействия - мероприятия направленные на оказание помощи младшим или старшим товарищам, пожилым людям;
3) изучение традиций, обычаев русской национальной культуры;
4) обращение к ретроспективному анализу субъективных эмоциональных состояний подростков в проводимых совместных акциях и делах;
5) коллегиальное партнерство педагогов и родителей в создании воспитывающей среды, обогащении ее социально-значимыми ценностями, смыслами, нормами;
6) организация проведения совместных досуговых мероприятий - составление сценариев различных праздников, мероприятий, придумывание девизов и названий группы, команды;
7) взаимодействие социального педагога и семьи в обеспечении продуктивного социального и личностного развития подростков - педагогический лекторий для родителей, деятельность родительского актива, организация праздников и других общественных мероприятий с участием подростков и их родителей;
8) эффективная диагностика социально-нравственного развития подростков и др.
К социально-педагогическим условиям относят:
1) внедрение коллективно-творческих дел социально-значимой направленности - привлечение к общественно полезному труду, тренировка в нравственных делах и поступках;
2) учет индивидуальных особенностей подростков, уровня развития их интересов и способностей - беседы, анкетирование, изучение работ, выполненных на уроках, наблюдение за поведением в разных условиях их учебы, работы, досуга;
3) обеспечение дифференциации и индивидуализации социального и личностного развития подростков - помощь в самовоспитании, систематическое использование поощрений и наказаний, разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед;
4) пробуждение мотивов самосовершенствования -беседы, лекции, собственный пример социальных педагогов и работников;
5) развитие инициативности, социальной активности, ответственности - встречи с работниками милиции,
суда и прокуратуры, проведение тематических лекции и бесед, беседы-рассуждения о нравственности и причинно-следственных взаимосвязях;
6) эффективная диагностика социального развития подростков и др. ВЫВОДЫ
Таким образом, причины возникновения агрессии могут таиться как в индивидуальном развитии подростка, так и в социальном окружении. Подростковая агрессия отличается от агрессии других возрастных периодов. Одним из факторов формирования склонности к агрессии у подростков может выступать неспособность владеть конструктивными формами решения проблем. Ключевую роль в предупреждение и коррекции агрессивного поведения подростков играет семья, родители и ближайшее окружение. Но огромный вклад могут внести педагоги и психологи, выполняющие профилактическую работу с подростком. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вилкова А.В., Донскова Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних осужденных, направленное на снижение уровня деструктивности //Перспективы науки. 2018. № 3 (102). С. 78-80.
2. Каширин В.П., Краснояров Д.С. Особенности агрессивного поведения современных подростков-школьников //Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2019. № 1. С. 41-45.
3. Козловская Н.В. Индивидуально-психологические детерминанты агрессивного поведения подростков //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика.
2015. Т. 15. № 4. С. 88-93.
4. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознание, профилактика. М.: «КОГИТО-ЦЕНТР», 2006. 181с.
5. Огуречников Д.Г., Файзуллин Н.Н., Мухамедьяров И.М., Шаяхметова Э.Ш. Проявление агрессивности в подростковом возрасте в процессе межличностного общения //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 233-240.
6. Ощепков А.А., Стручкова Л.В. Экспериментальное исследование социально-психологической коррекции личностных особенностей подростков с агрессивным поведением // Симбирский научный вестник. 2015. № 3 (21). С. 63-70.
7. Перетолчина Д.С. Особенности семейного контекста в возникновении девиантного поведения в подростковом возрасте // NB: Психология и психотехника. 2014. № 2. С. 24-51.
8. Жадан В.Н. Проблемы криминологической характеристики преступности несовершеннолетних в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 179-182.
9. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / Актуальные проблемы деятельности практических психологов. М.: Университетское образование, 2012. 288с.
10. Ткачук О.А., Корнилов К.А. Агрессивное поведение подростков: причины возникновения и проблемы коррекции / Инновационное развитие профессионального образования. 2018. С. 86-93.
11. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 2002. 192 с.
12. Амбалова С.А. Психологические причины отклоняющегося поведения подростков: профилактика и коррекция //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 317-319.
13. Долгова В.И., Иванова Л.В., Банщикова А.И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T31. С. 11-15.
14. Меньшикова Т.И. Специфика агрессивного поведения подростков //Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. С. 106-114.
15. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: ИНФРА-М 2011. 245с.
16. Яснова А.А. Теоретические аспекты изучения проблемы гей-мер-аддикции и её влияния на поведение подростков // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 51-54.
17. Мухлыгина Л.В., Заболотских О.П. Социально-психологические причины агрессивного поведения подростков. ООО ИПФ «СТРИНГ».
2016. C. 78-84.
18. Пикина А. Коррекция агрессивного поведения у детей // Персональный сайт Пикиной Анастасии. URL: http:// socpedagoganastasiya.blogspot.ru/2011/03/blog-post.html (дата обращения: 10.10.2019).
19. Фромм Э. Человек для себя. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2006. 225 с.
20. Социально-психологическая адаптация первоклассников //Под ред. О.Л. Захаровой. - М.: Прогресс, 2015. - 42 с.
21. Чиркова В.М. Результаты диагностики по исследованию культуры здоровья младших школьников с интеллектуальными нарушениями //Региональный вестник. 2019. № 18 (33). С. 34-35.
22. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001. 352 с.
23. Рубцова Е.В. Молодежный жаргон как повседневное явление:
Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30)
31
Rubtsova Elena Viktorovna REASONS FOR THE ORIGIN ...
pedagogical sciences
методы борьбы с жаргонизмами //Региональный вестник. 2019. №1.
24. Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: учебное пособие. Новосибирск, 2000. 23 с.
Статья поступила в редакцию 01.02.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020
С.22-24.
32
Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)