Научная статья на тему 'Подростковая агрессивность: диагностика, коррекция, психолого-педагогическое сопровождение'

Подростковая агрессивность: диагностика, коррекция, психолого-педагогическое сопровождение Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2783
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / МЕТОДЫ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ADOLESCENTS / AGGRESSION / AGGRESSIVE BEHAVIOR / CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR / METHODS AND WAYS OF CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кушка Марк Григорьевич

Проблема агрессивности и проявления враждебности в поведении у подростков особенно актуальна, что подтверждается значительным количеством исследований в различных областях науки и практики и, по мнению автора данного исследования, обусловлено совокупностью социально-психолого-педагогических проблем. Положительная динамика деструктивных тенденций, которыми характеризуется современная подростковая среда, обуславливает необходимость разработки наиболее адекватных, с точки зрения причин её возникновения и эффективных методов коррекции агрессивного поведения подростков. В представленной статье автор осуществил краткий анализ трактования понятия "агрессия", обосновав природу её возникновения и проявления подростками, с точки зрения инстинктивистских подходов и теории социального научения. Полученные результаты теоретического анализа позволили раскрыть проблему возникновения агрессивного поведения подростков, тем самым обосновывая методы его диагностики и основные направления коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adolescent aggression: diagnosis, correction and psycho-pedagogical support

Currently, the problem of aggression and manifestations of hostile behavior in adolescents is relevant, as evidenced by the significant amount of research in various fields of science and practice and, in the opinion of the author of this study, due to a combination of socio-psychological and pedagogical problems. The positive dynamics of the destructive tendencies that characterized modern teenage environment, necessitates the development of the most adequate from the point of view of its causes, and effective methods of correction of aggressive behavior of teenagers. In this article the author has conducted a brief analysis of the interpretation of the concept of "aggression", stating the nature of its occurrence and manifestations of adolescents from the point of view instinctively approaches and theories of social learning. The obtained results of the theoretical analysis allowed to solve the problem of aggressive behavior among adolescents, thereby justifying the methods of its diagnosis and the main directions of correction.

Текст научной работы на тему «Подростковая агрессивность: диагностика, коррекция, психолого-педагогическое сопровождение»

2. Зиннуров A.K. Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин : дис... к-та пед. наук / А.К. Зиннуров. - Йошкар-Ола, 2006, - 214 с.

3. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / B.C. Ильин. - М.: Педагогика, 1984.- 144 с.

4. Капустина Л.В. Аксиологический подход к формированию толерантности в деловом профессиональном общении при подготовке : дис... к-та пед. наук / Л.В. Капустина. - Самара, 2006. - 235 с.

5. Кирьякова A.B. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования.// Вестник ОГУ. - 1999. № 1. URL: http://vestnik.osu.ru/ 1999_1/1.pdf (дата обращения: 15.04.2017).

6. Кирьякова A.B. Взаимосвязь аксиологии и инно-ватики в университетском образовании // Высшее образование в России. - 2007. - № 12. - С. 59-64.

7. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания : учебное пособие для студентов вузов. - М.: Прометей, 1995.

- 282 с.

8. Любова Т.В. Реализация аксиологического подхода в процессе развития межкультурной компетенции студентов вуза: на примере изучения иностранного языка : дис... к-та пед. наук/Т.В. Любова. - Казань, 2009. - 202 с.

9. Полякова A.A. Развитие аксиологического потенциала личности в контексте диалога культур.

- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 209 с. Ю.Соловьев B.C. Чтение о Богочеловечестве / соч. в 2-х т. т.2. - М.: Правда, 1989.-735 с. П.Стеценко А.И. Черты нравственной парадигмы в университете // Вестник ВГУ, Серия: История. Политология. Социология. - 2008. - № 3.

ADOLESCENT AGGRESSION: DIAGNOSIS, CORRECTION AND PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT Kushka Mark Grigor'evich, Postrgarduate student, Moscow State Pedagogical University, Moscow

Currently, the problem of aggression and manifestations of hostile behavior in adolescents is relevant, as evidenced by the significant amount of research in various fields of science and practice and, in the opinion of the author of this study, due to a combination of socio-psychological and pedagogical problems. The positive dynamics of the destructive tendencies that characterized modern teenage environment, necessitates the development of the most adequate from the point of view of its causes, and effective methods of correction of aggressive behavior of teenagers, in this article the author has conducted a brief analysis of the interpretation of the concept of "aggression" stating the nature of its occurrence and manifestations of adolescents from the point of view instinctively approaches and theories of social learning. The obtained results of the theoretical analysis allowed to solve the problem of aggressive behavior among adolescents, thereby justifying the methods of its diagnosis and the main directions of correction.

Keywords: adolescents; aggression; aggressive behavior; correction of aggressive behavior; methods and ways of correction of aggressive behavior.

ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Проблема агрессивности и проявления враждебности в поведении у подростков особенно актуальна, что подтверждается значительным количеством исследований в различных областях науки и практики и, по мнению автора данного исследования, обусловлено совокупностью социально-психолого-педагогических проблем. Положительная динамика деструктивных тенденций, которыми характеризуется современная подростковая среда, обуславливает необходимость разработки наиболее адекватных, с точки зрения причин её возникновения и эффективных методов коррекции агрессивного поведения подростков. В представленной статье автор осуществил краткий анализ трактования понятия "агрессия" обосновав природу её возникновения и проявления подростками, с точки зрения инстинктивистских подходов и теории социального научения. Полученные результаты теоретического анализа позволили раскрыть проблему возникновения агрессивного поведения подростков, тем самым обосновывая методы его диагностики и основные направления коррекции.

Ключевые слова: подростки; агрессия; агрессивное поведение; коррекция агрессивного поведения; методы и способы коррекции агрессивного поведения.

Неоднозначен подход к объяснению природы агрессии, что определяет и многообразие предлагаемых путей преодоления агрес-

УДК 37.02 ВАК РФ 13.00.05

© Кушка М.Г., 2017

КУШКА Марк Григорьевич,

аспирант, кафедра педагогики, Московский педагогический государственный университет, институт "ВШО", Москва

ЪС

ил

ъс о ш

<

С1 ш

*

70

сивных тенденций. Согласно Э. Лендерс, молодых людей необходимо обучать методам "выброса" [2, с. 123] своего гнева, а с точки зрения Ф. Перлза, каждый человек должен отыскать клапан, через который он может "спустить пар" [2, с.124]. Оба ученых, в поисках объяснения природы агрессии опирались на инстинктиви-стские подходы, в основе которого лежит предположение о том, что вся накопленная внутри человека агрессивная энергия всегда ищет путь наружу.

Тем не менее, необходимо отметить, что ряд полученных в ходе проведения экспериментов данных говорят о диаметрально противоположном результате. Так, вопреки выдвинутым предположениям Э. Лендерсу и его последователей, Д. Майерсутверждает, что"<...> война не даёт очищения от чувства агрессии" [3, с. 34], подтверждая это данными национальной статистики, наглядно демонстрирующей тот факт, что после её окончания убийств, совершаемых на общенациональном уровне, становится значительно больше. Вывод очевиден, внешнее выражение агрессии подпитывает её, что полностью противоречит гипотезе катарсиса.

Отталкиваясь от вышесказанного, мы предположили, что наиболее эффективным с точки зрения преодоления тенденции к проявлению агрессии будет являться подход с позиции теории социального научения, согласно которому необходимо осуществлять контроль агрессии путем активного противодействия факторам, способным её провоцировать, например, смягчением аверсивной стимуляции путем поощрения и формирования неагрессивного поведения, а также закреплением таких реакций, которые не совместимы с агрессией.

Построение коррекционной работы, направленной на преодолениеагрессивныхтен-денций выявляемых в поведении подростков, следует осуществлять на основании полученных в ходе психолого-педагогической диагностики результатов. В этом случае диагностика осуществляется по двум направлениям: 1) выявление текущего уровня агрессивных тенденций и типичных форм проявления агрессивного поведения у подростка в момент преодоления фрустрирующих ситуаций; 2) определение ведущих факторов, которые обуславливают возникновение и непосредственное проявление агрессии в поведении подростка.

При выявлении ведущих факторов, обуславливающих проявление агрессивного поведе-

ния подростка и учитывая большое многообразие возможных причин, следует выделить ряд задач проводимой диагностики, а именно: 1) исследование личностных особенностей подростка, проявляющего агрессию; 2) изучение особенностей, отражающих характер семейного воспитания; 3) выявление особенностей характера межличностных отношений с окружающими его сверстниками; 4) выявление особенностей характера взаимоотношений с педагогами.

Значимым толчком в возникновении агрессивных тенденций, проявляемых в поведении подростка, могут стать трудности, обусловленные недопониманием в межличностных отношениях со сверстниками, в которых агрессия может служить в качестве способа самоутверждения в желании занять авторитетный статус в конкретной группе либо как эмоциональная реакция, проявляемая на неуверенность и чувство одиночества [2, с.122-124].

В ходетеоретического анализа литературы, затрагивающей тему нашего исследования, нами была выявлена позиция ряда авторов, по мнению которых подростковый возраст характеризуется качественным усложнением неформальной структуры групп, взаимоотношения в которых отличаются избирательностью и стабильностью, приобретая выраженный интимно-личностный характер. Следуетучиты-вать, что вышесказанное не дает основание однозначности приобретения высокой референтное™ группы в глазах подростка, которая напрямую зависит от широты возможностей, предоставляемой ею для проявления индивидуальности каждым её членом, удовлетворения, как коммуникативных, так и статусных притязаний подростков, включённую в неё и, наконец, "<...> реализации потребности быть личностью". [4, с.12]. На наш взгляд, это может стать хорошим средством в ходе коррекционной работы, так как повышение уровня значимости "положительного" коллектива в глазах подростка способно оградить его от негативного влияния асоциальных группировок, которые в условиях современного этапа развития общества всё чаще выступают в качестве референтных.

Укрепление контактных подростковых групп возможно путем организации внешне заданной социально одобряемой деятельности [4, с.26], что обусловлено возможностью проявления в ней инициативы и творчества, тем самым "<...> отвечая ожиданиям применения внутреннего потенциала подростка и предоставляя возможность практики развития

самосознания" [4, с.24], отражаемой на характере его жизнедеятельности в целом. В процессе планирования коллективной деятельности необходимо привлекать подростков к её организации при этом, с нашей точки зрения, уместным будет учитывать мнение, высказанное Л.М. Семенюк, которая считает, что наиболее целесообразным будет распределение организационных дел без постоянного "актива", то есть с постоянной сменой ответственных "организаторов" каждого дела [1, с.45].

Безусловно, вышесказанное невозможно без педагога, информированность которого о личностных особенностях подростка с выраженными нарушениями поведения, позволяет отбирать и применять наиболее эффективные способы взаимодействия с ними. С точки зрения И.А. Фурманова, педагогов следует обучать "ненаправленным" способам так называемого отреагирования негативных эмоций, которые возникают в процессе общения с асоциальными подростками, включая выработку применения приемов регуляции собственного психического равновесия и усвоение методики установления "положительно окрашенного" контакта с целью построения эффективного стиля взаимодействия. [1, с.51]. Однако необходимо понимать, что "<...> устранение стрессора не способно ликвидировать личностное нарушение" [1, с.55], поэтому необходимо осуществлять психолого-педагогическую коррекцию самого нарушения.

В качестве основных задач коррекционной работы с асоциальными подростками мы обозначили следующие: 1) освоение подростками приемов регуляции эмоционального состояния; 2) освоение и последующее закрепление альтернативного поведения в ситуациях, которые способны спровоцировать агрессию у подростка посредством демонстрации общей модели такого поведения, включая проигрывание типичных критических ситуаций. Заручившись поддержкой подростка и получив его "внеглас-ное" согласие на осуществление совместной деятельности, педагогу необходимо поэтапно расположить весь объем предполагаемой коррекционной работы, последовательно расположив основные её задачи, среди которых: 1) увеличение информированности подростка о своей личности; 2) вскрытие основных проблем агрессивного поведения; 3) освоение подростками способов оценки своего поведения и возможных его последствий; 4) формирование у подростков осознанного намерения изменить своё поведение и вселить уверенность в возможность этого; 5) освоение

альтернативных способов поведения в критических ситуациях и эмоционального реагирования в моменты провоцирующие агрессию; 6) формирование уверенности подростка в том, что при любой ситуации он способен предотвратить рецидив агрессивного поведения.

В ходе профилактики и непосредственной коррекции поведения асоциальных подростков возможно использование общих методов воспитания, среди которых: 1) формирование сознания и поведения; 2) специальные методы, используемые в педагогической коррекции, для нивелирования отклоняющегося поведения подростка (метод возмещений, метод "взрыва" и т.д.).

Логика исследования, представленного в работе, позволила разработать программу коррекции агрессивного поведения подростков, реализация которой предполагает поэтапное её введение в общий коррекционный процесс. В ходе первого этапа предусматривается исследование психологических особенностей личности подростка и характер его социального взаимодействия с другими окружающими людьми, склонными к агрессивному поведению. Значимость второго этапа обусловлена более тесным включением подростка в коррекционную работу, программа которой разрабатывалась сучетом полученных результатов исследования, полученных в ходе проведения первого этапа. В процессе реализации авторской программы решались следующие задачи: 1) формирование у подростков навыков выявления круга позитивных ценностей и определения негативных факторов; 2) формирование позитивной самооценки, отношения к себе как к самостоятельной личности; 3) формирование ценностного и ответственного отношения к себе; 4) тренировка навыка принятия ответственных решений и отстаивания собственной позиции; 5) накопление знаний разнообразных ситуаций риска, правил адаптивного поведения в рискованных ситуациях; приемов ухода от риска, включая в условиях внешнего давления; 6) закрепление навыков конструктивного общения; 7) форми- ро-вание адекватных представлений о чувствах и эмоциях, управление собственными чувствами в преодолении "стрессов". Целью коррекционной программы, являлось стимулирование внутреннего личностного роста, раскрытие потенциальных индивидуальных возможностей, развитие самосознания и саморегуляции, выработка новых отношений и форм коммуникаций с окружающими подростка людьми.

В ходе проведенного исследования, нами получены следующие результаты. Необходимо

ЪС

UJ

о

UJ

< a.

UJ

72

проведение психолого-педагогического сопровождения подростка, направленного на профилактику и своевременную коррекцию проявления агрессии в их поведении. Подобная помощь должна быть направлена на факторы, способные спровоцировать такое поведение: а) коррекция нарушений в эмоционально-волевой и мотивационной сферах; б) коррекция нарушений семейного воспитания; в) коррекция межличностных отношений в группе сверстников; г) коррекция педагогическихус-тановок по отношению к подросткам, склонным к проявлению агрессии в поведении. В качестве основных задач коррекционной работы, направленной на ликвидацию непосредственного нарушения выступают: а) обучение подростков приёмам регуляции своего эмоционального состояния; б) формирование у них альтернативных способов регулирования собственного поведения, особенно в критических ситуациях, способных спровоцировать агрессию. Существенную роль в коррекционной работе играет совместно осуществляемая деятельность.

Проведенный теоретический анализ состояния исследуемой проблемы продемонстрировал использование диаметрально противо-

положных подходов к выявлению сущности агрессии, что обусловлено, на наш взгляд, многофакторностью агрессии. С нашей точки зрения, наиболее эффективным является подход, который исходит из обусловленности разнообразных агрессивных проявлений социально-психолого-педагогическими причинами. Рост разнообразных деструктивных тенденций, выявленный в современной подростковой среде, определяет необходимость разработки более эффективных методов коррекции агрессивного поведения подростков, предусматривающих воздействие, как на само нарушение, так и на вызывающие его факторы.

Литература:

1. Волобоев А.Н. Педагогическое обеспечение профилактики создания неформальных графических изображений и надписей как формы де-виантного поведения подростков : дис. ... канд. пед. наук/А.Н. Волобоев. - М., 2010.- С. 44-55.

2. Изард КЗ. Психология эмоций / КЗ. Изард. -СПб.: Питер, 2008. - С.122-124.

3. Майерс Д. Социальная психология : пер с англ. /Д. Майерс. - СПб.: Питер Ком, 1999. - С. 34.

4. Палмер, Дж. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens : пер. с англ. / Дж. Палмер - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - С.12-26.

PSYCHOLOGICAL FACTORS AFFECTING THE PREPARATION OF SCHOOLCHILDREN FOR THE UNIFIED STATE EXAMINATION

Lobacheva Viktoria Igorevna, Postgraduate student, Moscow Finance and Law University "MFUA", Moscow

At present, the large-scale reforms are being carried out in the science and education sector of the Russian Federation. One of the important elements of the reforms is the Unified State Examination. The USE will blow off the final exam at school and the entrance to higher education. The result does not always satisfy the ambitions of school leavers. The outcome of the preparation for The USE can be influenced by various circumstances and factors, both dependent and not dependent on the student, in this regard, the purpose of this article is to consider the psychological factors affecting the process for preparing and surrendering the USE.

Keywords: methods of preparation; psychological factors; motivation; level of anxiety; self-esteem; self-control.

УДК 373.1 ВАК РФ 13.00.01

ФЛобачева В.И., 2017

ЛОБАЧЕВА Виктория Игоревна, аспирант, Московский финансово-юридический университет "МФЮА ", Москва

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОДГОТОВКУ ШКОЛЬНИКОВ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

В настоящее время, в отрасли науки и образования Российской Федерации проводятся масштабные реформы. Одним из важных элементов этих реформ является внедрение Единого государственного экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ служит выпускным экзаменом в школе и вступительным в высшее учебное заведение. Результат ЕГЭ не всегда удовлетворяет амбиции и ожидания выпускников школ. На итог подготовки к ЕГЭ могут влиять различные обстоятельства и факторы, как зависящие, так и не зависящие от учащегося. В связи с этим, целью данной статьи является рассмотрение психологических факторов, влияющих на процесс подготовки сдачи ЕГЭ.

Ключевые слова: методика подготовки; психологические факторы; мотивация, уровень тревожности; самооценка, самоконтроль.

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.