УДК 373.24
Н. В. Жигинас
ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
В ПРОБЛЕМНОМ СОЦИУМЕ
Представлено теоретическое и эмпирическое исследование проблемы агрессивного поведения девиантных подростков. Дан анализ взаимосвязи агрессивных тенденций в подростковой среде с психогенным влиянием социального окружения. Проанализирована типология агрессивного поведения. Эмпирическое исследование проведено на базе Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Томской области. Статья является продолжением многолетнего изучения проблем агрессии в подростковой среде, роли семьи и семейного воспитания в формировании личности и психолого-педагогического сопровождения развивающейся личности.
Ключевые слова: агрессивное поведение, девиантные подростки, психолого-педагогические условия, социальное окружение.
Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие, многообразие форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Отмечается рост преступности среди молодежи. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством [1]. По сравнению с недавним прошлым возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер [2].
Исходя из вышеизложенного, возникает необходимость организации новых форм и методов педагогического сопровождения и психокоррекции агрессивного поведения среди девиантных подростков. Снижение уровня подростковой агрессивности и профилактика девиантного поведения являются актуальной задачей не только для современного российского общества в целом, но и для педагогического сообщества в частности [3].
В контексте культурно-исторического подхода в педагогической психологии (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, А. Е. Личко, В. С. Собкин, Е. А. Леванова, А. М. Прихожан) подростковый период онтогенеза изучается в контексте социальных и экономических условий. При этом особая роль отводится таким возрастным критериям, как психические новообразования и ведущая деятельность. Авторы отмечают, что подростковый возраст обусловлен изменением морфологических структур, ответственных за развитие, и изменением социальной ситуации. Для развития в подростковом возрасте определяющее значение имеет интенсивное развитие рефлексии, самосознания, появление чувства взрослости, стремление к самоопределению, самоутверждению и направленность на общение со сверстниками [4].
Развитие личности в отрочестве сопровождается конфликтами с окружающими и проявлением агрессивных тенденций. Это объясняется, с одной стороны, физиологическим развитием, изменением морфологических структур, общим неустойчивым эмоциональным состоянием, повышенной возбудимостью, с другой - неблагоприятными для развития воздействиями среды, в частности препятствующая развитию и усвоению подростком новых социальных ролей позиция взрослых, не признающих за ним статуса взрослого человека.
Сутью подросткового возраста Л. С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования», указывая на типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними [5]. Следовательно, поведенческие отклонения связаны с изменениями, происходящими в личности подростка. Психофизическое, умственное, социальное, эмоциональное развитие подростков отличается качественным своеобразием, оно во многом определяет все дальнейшие особенности взросления и поведения подростка.
Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.
Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях их трудновоспитуемости кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.
Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантные отклонения в молодежной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям [6].
Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция.
Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде, что имеет решающее значение для его воспитания. Особую роль
в этом играет принадлежность к малым группам, в которых школьник взаимодействует с другими. Такой малой группой является семья, школьный класс, неформальные группы общения. Проблемы поведения подростков зачастую обусловлены спецификой взаимодействия внутри той или иной семьи. Эти специфические особенности отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто появляются «трудные» дети [7].
М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность воспитания, нахождение в детском доме и т. д. [8].
Важнейшая роль в формировании личности и предупреждения развития девиантного поведения должна принадлежать школе.
Во-первых, в школе ребенок проводит значительную часть времени, взаимодействует с взрослыми и сверстниками, т. е. усваивает многие нормы поведения в социуме.
Во-вторых, именно школа является основным официальным институтом воспитания, через который транслируются принятые в обществе нормы, правила, нравственные ценности и т. д.
В-третьих, профессиональный коллектив школы (учителя, психологи и социальные педагоги) - это специалисты не только в области преподавания определенных предметов, но еще и в области воспитания и развития личности.
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через нее - на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
Известный отечественный ученый-педагог В. П. Кащенко еще в 30-х годах разработал классификацию методов коррекции. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические [9].
А. Д. Гонеев отмечает, что сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов вне-учебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми [10].
Исследование агрессивности девиантных подростков проводилось на базе Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Томской области. В исследовании приняли участие 62 испытуемых-подростка, которые являются нарушителями Уголовного и Административного кодексов РФ и отбывают наказание сроком до 30 суток (по решению суда).
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: «Акцентуации характера» (по А. Е. Личко), опросник Басса-Дарки, тест Ассингера, тест «Описание поведения Томаса», опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
В результате проведенного исследования по опроснику «Акцентуации характера» (по А. Е. Личко) данные распределились по табл. 1.
Таблица 1
Опросник Басса-Дарки
Акцентуации характера Гипер-тимный Циклоидный Лабильный Астено-невротический Сенситивный Психа-стениче-ский Шизоидный Эпилеп-тоид-ный Истеро-идный Неустойчивый Кон-ф°р- мный
Общее количество 11 3 3 1 6 - 2 23 8 4 1
По результатам исследования методики агрессивности Басса-Дарки (рис. 1) из 62 испытуемых-подростков по индексу агрессивности 38 человек имеют повышенный уровень агрессивности, что составляет 61,3 % от общего числа испытуемых, принявших участие в исследовании. Двадцать четыре человека имеют показатели, равные норме или ниже нормы, что составило 38,7 % от общего числа.
30
1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 43 45 47 49 51 53 55 57 59 61
Количество человек
Рис. 1. Индекс агрессивности
По индексу враждебности (рис. 2) у 45 подростков наблюдается повышенный уровень враждебности, что составляет 72,6 % от 62 испытуемых. Семнадцать подростков имеют показатели, равные норме или ниже нормы, что составило 27,4 % от общего числа испытуемых.
Рис. 2. Индекс враждебности
Тест Ассингера позволил выявить закономерность между данными, полученными по методике Басса-Дарки, и уровнями агрессивности девиантных подростков, находящихся в ЦВСНП УМВД.
Полученные данные представлены на рис. 3.
60 т—
50--=-=-
| 40 || Л ----1— -I-----
05
П
ГО
х 30---------------------------------
10
1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 43 45 47 49 51 53 55 57 59 61
Количество испытуемых
□ Высокий ■ Средний □ Низкий
Рис. 3. Уровни агрессии по тесту Ассингера
В результате проведения исследования по тесту Ассингера на уровень агрессивности из 62 человек у двух испытуемых низкий уровень агрессии, что составило 3,2 % от общего числа исследуемых. Низкий уровень агрессии обычно свидетельствует о стремлении соответствовать социальной норме или обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты. Такие показатели встречаются у людей со сниженной самокритичностью и завышенными притязаниями. У 22 испытуемых (35,5 %) уровень агрессии средний, граничащий с высоким уровнем. Средний уровень агрессии обычно выражается в спонтанности, некоторой анонимности и слабой способности к торможению. Сюда обычно добавляются показатели расплаты, провокации. У 38 подростков (61,3 %) уровень агрессии высокий, который связан с получением удовольствия от агрессии, перенятием агрессии толпы, провокацией агрессии у окружающих. Таким образом, 60 подростков из общего числа испытуемых подлежат психокоррекции.
Результаты теста «Описание поведения Томаса», направленного на выявление стратегий поведения в конфликтной ситуации, подтверждаются данными, которые мы получили по опроснику Басса-Дарки и тесту Ассингера. Данные исследования представлены в табл. 4.
Таблица 4
Стратегии поведения в конфликтной ситуации до проведения психокоррекционной
программы
Соперничество Сотрудниче ство Компромисс Избегание Приспособление
Количество человек 24 8 10 6 14
Исходя из результатов теста «Описание поведения Томаса», можно сделать следующие выводы: у 24 подростков (38,7 %) ведущим способом реагирования на конфликтную ситуацию является соперничество, т. е. эти несовершеннолетние стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; у 8 подростков (12,9 %) ведущим способом реагирования является сотрудничество, т. е. участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон; 10 подростков (16,1 %) из 62 чаще всего используют компромисс, т. е. соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
Наименьшее количество несовершеннолетних - 6 человек (9,7 %) - используют такой способ реагирования, как избегание (или уклонение), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Наибольшее количество подростков - 14 (22,6 %) - используют приспособление, т. е. приносят в жертву собственные интересы ради другого [1].
Таким образом, данные представленного эмпирического исследования полностью подтверждают разработанную теорию о том, что социальная норма, к которой подростки приспосабливаются в силу желания социального одобрения и использования социальной информации, помогает определять реальность. В современной психологии и психотерапевтической практике существует, по крайней мере, два круга проблем, где агрессия оказывается центральным моментом. Во-первых, почти полное отсутствие нравственных и религиозных критериев, позволяющих сформировать тот внутренний «стержень», являющийся основой духовной и зрелой личности. Во-вторых, в нашем обществе мы имеем дело с недостатком или даже полным отсутствием мужских ритуалов посвящения (инициации), что оставляет многих мужчин в разобщении со значительной дозой их агрессии. Эту роль в современном обществе в России в значительной степени берет на себя пенитенциарная система. Изоляция человека в тюрьме или колонии, помещение его в специальную школу, где наряду с учебной деятельностью перед педагогами ставится задача перевоспитания, адаптация подростков выстроена по типу древних жестоких обрядов инициации, посвящения в послушного социуму индивида [11], и дает направление разработки программ педагогического сопровождения девиантных подростков.
Список литературы
1. Сидоренко Ю. В. Психодиагностика и психокоррекция агрессивности девиантных подростков в условиях Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: магистерская диссертация. Томск: ТГПУ, 2015. 98 с.
2. Жигинас Н. В., Бохан Н. А., Зверева Н. А., Аксенов М. М. Психология подросткового возраста. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 148 с.
3. Зверева Н. А., Жигинас Н. В. Актуальные вопросы нравственного воспитания девиантных подростков в современном обществе: постановка проблемы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4. С. 86-88.
4. Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: Форум, 2009. 289 с.
5. Выготский Л. С. Проблемы психического развития ребенка // Избранные психологические исследования. М., 1956. 421 с.
6. Собкин В. С., Абросимова З. Б., Адамчук Д. В., Баранова Е. В. Проявления девиации в подростковой субкультуре // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 3-18.
7. Мищенко И. Е., Резанович И. В. Теоретический анализ структуры отклоняющегося поведения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 81-88.
8. Развитие личности ребенка / под ред. Н. Ньюкомб. СПб.: Питер, 2003. 640 с.
9. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 160 с.
10. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ Сфера, 2010. 449 с.
11. Жигинас Н. В. Девиантное поведение подростков: педагогические условия как источник социальной и психической травмы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8) С. 61-68.
Жигинас Н. В., доктор психологических наук, зав. кафедрой. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: zhiginas@mail.ru
Материал поступил в редакцию 07.09.2015.
N. V. Zhiginas
FORMATION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF DEVIANT TEENAGERS IN THE TROUBLED SOCIETY
This paper presents a theoretical and empirical study of the problem of aggressive behavior of deviant adolescents. Presents the analysis of the relationship of aggressive tendencies among adolescents with psychogenic influence of the social environment. Analyzes the typology of aggressive behavior. The empirical research is carried out on the basis of the temporary custody center for juvenile offenders AMIA Russia's Tomsk region. The article is a continuation of years long studying of the problems of aggression among adolescents and the role of family and family education in the formation of personality and psychological and pedagogical support of the developing personality.
Key words: aggressive behavior, deviant teenagers, psychological and pedagogical conditions, social environment.
References
1. Sidorenko Yu. V. Psikhodiagnostika ipsikhokorrektsiya agressivnosti deviantnykh podrostkov v usloviyakh Tsentra vremennogo soderzhaniya dlya nesovershennoletnikh pravonarushiteley. Magisterskaya dissertatsiya [Psychological diagnostics and therapy of aggression deviant adolescents in the temporary custody center for juvenile offenders. Master's thesis]. Tomsk, TGPU Publ., 2015. 98 p. (in Russian).
2. Zhiginas N. V., Bokhan N. A., Zvereva N. A., Aksenov M. M. Psihologiyapodrostkovogo vozrasta [Psychology of adolescence]. Tomsk, Izd-vo TGPU Publ., 2013. 148 p. (in Russian).
3. Zvereva N. A, Zhiginas N. V. Aktual'nye voprosy nravstvennogo vospitaniya deviantnykh podrostkov v sovremennom obshhhestve: postanovka problemy [Topical issues of moral education deviant teenagers in today's society: problem]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 4, pp. 86-88 (in Russian).
4. Parens G. Agressiya nashikh detey [Aggression of our children]. Moscow, Forum Publ., 2009. 289 p. (in Russian).
5. Vygotskiy L. S. Problemy psikhicheskogo razvitiya rebenka [The problems of mental development of the child]. Izbrannye psikhologicheskiye issledovaniya [Selected psychological studies]. Moscow, 1956. 421 p. (in Russian).
6. Sobkin V. S., Abrosimova Z. B., Adamchuk D. V., Baranova E. V. Proyavleniya deviatsii v podrostkovoy subkul'ture [Manifestations of deviations in adolescent subculture]. Voprosy psikhologii - Issues of Psychology, 2004, no. 3, pp. 3-18 (in Russian).
7. Mishchenko I. E., Rezanovich I. V. Teoreticheskiy analiz stuktury otklonyayushchegosya povedeniya [Theoretical analysis of the structure of deviant behavior]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, vol. 3 (5), pp. 81-88 (in Russian).
8. Razvitiye lichnosti rebenka [The development of the child]. Ed. N. N'yukomb. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 640 p. (in Russian).
9. Vasil'kova Yu. V. Metodika i opyt raboty sotsial'nogo pedagoga: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Methods and experience of the social teacher: study guide for the students of higher pedagogical institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2001. 160 ps. (in Russian).
10. Ovcharova R. V. Tekhnologii prakticheskogo psikhologa obrazovaniya [Technology of practical psychology of education]. Moscow, TTs Sfera Publ., 2010. 449 p. (in Russian).
11. Zhiginas N. V. Deviantnoye povedeniye podrostkov: pedagogicheskiye usloviya kak istochnik sotsial'noy i psikhicheskoy travmy [Deviant behavior of teenagers: pedagogical conditions as a source of social and psychic trauma]. Nauchno-pedagogicheskoe obozreniye - Pedagogical Review, 2015, vol. 2 (8). pp. 61-68 (in Russian).
Zhiginas N. V.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: zhiginas@mail.ru