УДК 37.013.77: 37.013.41:
DOI: 10.23951/1609-624Х-2017-5-164-167
СТИЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ОСНОВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
Н. В. Жигинас
Томский государственный педагогический университет, Томск
Представлено теоретическое исследование проблемы отклоняющегося поведения во взаимосвязи со стилем детско-родительских отношений. Статья является продолжением многолетнего изучения проблем агрессии в подростковой среде, роли семьи и семейного воспитания в формировании личности педагогического и психологического сопровождения развивающейся личности.
Ключевые слова: стиль семейного воспитания, детско-родительские отношения, агрессивное поведение, психолого-педагогические условия.
Современная социальная ситуация и стиль микро- и макросоциального взаимодействия выводит проблему детской и подростковой агрессии, а также девиантного поведения на новый педагогический и социальный уровень [1, 2], являясь одной из самых неоднозначных проблем как на предметном и гносеологическом, так и на морально-нравственном уровне. Общество успеха и потребления выдвигает свои требования и авторитеты, попирая морально-нравственные и духовные ценности. В более ранних исследованиях говорилось, что источником формирования девиантного, агрессивного поведения подростков является проблемный социум, а именно макросоциальное окружение, прежде всего семья (или ее отсутствие), выступает теми педагогическими условиями, которые становятся источником социальной и психической травмы детей и подростков. Агрессию и иные формы отклоняющегося поведения следует рассматривать как следствие нарушений педагогического взаимодействия в семье [3, 4]. В настоящей статье сделана попытка рассмотреть виды отклоняющегося поведения во взаимосвязи со стилем взаимодействия в диаде «мать - дитя».
Социальная и витальная необходимость людей вступать и поддерживать тесные взаимоотношения характеризуется терминами «социальная зависимость» и «социальная привязанность». «Социальная зависимость в детстве способствует усилению наших человеческих связей», «связывая неразрывными узами детей и опекающих их взрослых, социальная привязанность выступает как мощный импульс к выживанию» - вероятно, имеют отношение именно к привязанностям, которые, по мнению автора, занимают «центральное место в человеческой жизни с раннего детства и до глубокой старости» (Д. Дж. Майерс, 1997). Зависимость потенциально определяет возможность развития психических расстройств как следствие сопряженного
взаимодействия внутриличностных и межличностных конфликтов.
Основатели теории привязанности и их последователи, изучая опыт отношений, полученный в раннем детстве, показали, что качество установленной во второй половине первого года жизни ребенка первичной привязанности (к матери или лицу, ее заменяющему) влияет на его способность в последующем устанавливать вторичные привязанности (тесные взаимоотношения) с другими людьми (сверстниками, партнерами). Наряду с этим, привязанность отражается на познавательной активности и исследовательской мотивации ребенка и стиле его социального взаимодействия. Качество привязанности определяется по реакции ребенка на разлуку с матерью, особенно на встречу с ней после разлуки.
В классической теории описаны три типа привязанности: безопасная, избегающая, тревожно-амбивалентная.
Безопасная привязанность («беспечная», secure attachment) выражается в спокойной игре ребенка в присутствии матери, его подавленном состоянии при ее уходе и выраженной радости, стремлении к близости и взаимодействию при ее возвращении. Подобное поведение в незнакомой ситуации, возможно благодаря чувству безопасности и надежности, которое дает ребенку мать. То есть в условиях, когда «объект привязанности» (человек, к которому возникает привязанность) выполняет свою основную функцию - обеспечение защиты и безопасности ребенка.
В формировании привязанности имеют значение не только процесс кормления, но и реакция матери на крик ребенка, непосредственный зрительный контакт, материнские покачивания, поглаживания, держание ребенка на руках и т. д. Чуткие, отзывчивые, внимательные матери, по мнению Э. Эриксона, способны создать у детей ощущение надежности и прочности окружающего мира.
Н. В. Жигинас. Стиль детско-родительских отношений.
Трудно переоценить значение детско-родительских отношений для адаптации ребенка в социуме и его способности к установлению контактов с другими людьми. При этом не следует делать выводы о формировании адаптивных и коммуникативных навыков ребенка при оценке типа привязанности на основании только материнского стиля. R. Hindeetal считает, что у нежных и заботливых матерей могут быть и агрессивные, и застенчивые, и отвергаемые дети.
Среди факторов, определяющих формирование «безопасной» привязанности, можно выделить следующие:
- сенситивность и отзывчивость матери к сигналам младенца «родительская отзывчивость»;
- способ выражения эмоций матери, ее эмпа-тия, общительность, эмоциональная доступность (T. Field);
- привязанность матери к своим родителям в детстве, возраст, образование матери, уровень дохода и социальной поддержки в семье (L. Beckwith, T. Field);
- уровень тревожности, депрессивности родителей (M. Main et al.);
- особенности созданной родителями модели младенца до его рождения, представления их об ухаживании за младенцем и о его поведении после рождения.
Наряду с указанными параметрами, внимание уделяется выявляемым при рождении или уже в первые годы жизни особенностям ребенка (младенцы групп риска).
Кроме того, существует ряд факторов, обусловленных наследственностью или влиянием перинатальных условий. «Трудный темперамент» у детей раннего возраста проявляется в систематических сложностях и проблемах при взаимодействии с ними, это проявляется в различных медицинских и социальных параметрах. Поведение таких детей сильно отклоняется от нормы, и сигналы, которые они подают, трудно распознать. Подобные ограничения препятствуют формированию надежной привязанности и доверительных (безопасных) отношений. Они, провоцируя у родителей чувство вины, способствуют возникновению отношений зависимых. Дети, долгожданные, родившиеся слабыми, болезненными, требующие напряжения и усилий по уходу, равно как и перенесшие в раннем детстве тяжелые, длительные заболевания, могут неосознанно «инициировать» зависимые (симбио-тические) отношения с родителями со свойственной им гиперопекой. Отношения подобного рода формируются под воздействием страха потерять ребенка аналогично «фобии утраты ребенка», описанной как нарушение влияния родителей на подростка [5].
Дети с «безопасным» типом привязанности отличаются более развитой познавательной активностью, преимуществами в интеллектуальном и психосоциальном развитии в младшем школьном и подростковом возрасте. У таких детей могут возникать значительные трудности в обучении и решении познавательных проблем в дошкольном возрасте, но имея более высокий потенциал развития, они проявляют его в школьном возрасте, что способствует успешной социальной адаптации и препятствует самой необходимости агрессивного поведения. Следовательно, надежная привязанность ребенка к матери сопряжена со стабильным, чутким, эмоционально положительным и синхронным стилем материнского отношения, его доверием к другим людям и успешной социализацией. На базе доверия у ребенка формируется чувство уверенности, снижается тревожность, что способствует его адаптации в социуме, успешному развитию личности.
Теория привязанностей, как значение надежности и безопасности в ранних диадных отношениях «мать - дитя», подтверждается в концепции иерархии потребностей в мотивации человека А. Маслоу. Дети, воспитанные в безопасной, дружеской, заботливой атмосфере, утверждает А. Маслоу, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. Когда удовлетворены физиологические потребности, относительно беспомощные маленькие дети проявляют потребность безопасности и защиты через предпочтение определенного рода зависимости, стабильного распорядка (четкий режим, дисциплина, последовательность в воспитательных подходах родителей, однозначность вербальных и невербальных посланий, определенность семейного состава). Указанные А. Маслоу факторы, отрицательно влияющие на развитие ребенка, в последующем изучены другими исследователями, подтвердившими деструктивный характер родительских ссор, случаев физического насилия, разлуки, развода и смерти в семье.
Часто условия развития и приобретаемый ранний опыт отношений затрудняют процесс обретения ребенком «силы» по мере взросления и вовлекают его в отношения зависимости. Такое возможно в семьях при «тревожной» и «отстраненной» привязанностях ребенка к матери.
Тревожно-амбивалентная («тревожная») привязанность проявляется в тех ситуациях, когда дети в непривычной ситуации робеют, цепляются за мать, на разлуку с ней дают гневную реакцию, плачут. Такие дети при возвращении матери могут либо не обратить на это внимания, либо проявить враждебность. Они сердятся, плачут, привлекают к себе внимание, одновременно отказываясь от взаимодействия.
Отсутствие чувства уверенности и безопасности у ребенка сочетается с амбивалентным, непоследовательным отношением к матери. Тревожно-противоречивые личности испытывают меньше доверия к окружающему миру, являясь собственниками, ревнивцами, они могут неоднократно устанавливать и прекращать отношения с одним и тем же партнером (Д. Майерс).
Отстраненная («избегающая, небезопасная») привязанность - избегание и отчуждение матери проявляется в отсутствии эмоциональных реакций (не плачут, не огорчаются при разлуке с матерью, не радуются, а порой даже избегают ее при встрече). Такие «замкнуто отстраненные» личности, согласно данным Ш. Хейзан, опасаются чрезмерной близости отношений, не проявляют активности и заинтересованности в их создании и легко разрывают их.
Оба типа небезопасной привязанности, выявляемые в раннем детстве, обнаруживают сопряженность с нарушениями социализации ребенка по мере взросления, тенденцией к агрессивному реагированию, социальной изоляции, формированию стойких девиантных форм поведения.
Таким образом, тип детской привязанности закладывает фундамент будущих взаимоотношений взрослой личности с окружающим миром. При изучении взрослых версий типов детской привязанности обнаружено, что лицам с «безопасным» типом привязанности легче войти в контакт с другими и они не испытывают мучений, когда попадают в сильную зависимость или когда их бросают. Они способны к установлению устойчивых, продолжительных отношений (Д. Майерс).
Список литературы
1. Змановская Е. В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 189-195.
2. Мищенко И. Е., Резанович И. В. Теоретический анализ структуры отклоняющегося поведения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 81-88
3. Жигинас Н. В. Девиантное поведение подростков: педагогические условия как источник социальной и психической травмы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 63-68.
4. Жигинас Н. В. Формирование агрессивного поведения девиантных подростков в проблемном социуме // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 55-61.
5. Семке В. Я. Клиническая персонология. Томск, 2001. 376 с.
6. Жигинас Н. В., Семке В. Я. Психическое здоровье семьи. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2013. 304 с.
Жигинас Наталья Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: zhiginas@mail.ru
Материал поступил в редакцию 07.03.2017.
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-164-167
THE STYLE OF CHILD-PARENT RELATIONS AS THE BASIC PEDAGOGICAL CONDITION FOR THE FORMATION OF A SOCIALLY ADAPTIVE PERSONALITY
N. V. Zhiginas
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article presents a theoretical study of the problem of deviant behavior in relation to the style of child-parent relations. The article is a continuation of the long-term study of the problems of aggression in the teenage environment, the role of the family and family education in the formation of the personality, of the pedagogical and psychological support of the developing personality. The social and vital necessity of people to join and maintain a close relationship is discussed. Proceeding from the statement of J.D. Meyers that: «Social addiction in childhood contributes to the strengthening of our human connections», «linking with inseverable ties of children and their caregivers, social attachment acts as a powerful impetus to survival» discusses the attachment types: safe, avoiding, anxious-ambivalent. It is concluded that it is difficult to overestimate the importance of child-parent relations for the adaptation of the child in society and his ability to establish contacts with other people. At the same time, one should not draw conclusions about the formation of adaptive and communicative skills of the child, when assessing the type of attachment based only on the maternal style. However, avoiding attachment leads to the formation of aggressive, shy, and rejected children, which contributes to the development of various deviations.
Н. В. Muzunac. Cmunb demcKO-podumenbCKUX omnomenuu...
Key words: family education style, child-parent relations, aggressive behavior, psychological and pedagogical conditions.
References
1. Zmanovskaya E.V. Strukturno-dinamicheskaya kontseptsiya deviantnogo povedeniya [Structural and dynamic concept of deviant behavior]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 5 (133), pp. 189-195 (in Russian).
2. Mishchenko I. E., Rezanovich I. V. Teoreticheskiy analiz struktury otklonyayushchegosya povedeniya [Theoretical analysis of the structure of deviant behavior]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, no. 3 (5), pp. 81-88 (in Russian).
3. Zhiginas N. V. Deviantnoye povedeniye podrostkov: pedagogicheskiye usloviya kak istochnik sotsial'noy i psikhicheskoy travmy [Deviant behavior of adolescents: pedagogical conditions as a source of social and mental trauma]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, no. 2 (8), pp. 63-68 (in Russian).
4. Zhiginas N. V. Formirovaniye agressivnogo povedeniya deviantnykh podrostkov v problemnom sotsiume [Formation of aggressive behavior of deviant teenagers in the troubled society]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, no. 4 (10), pp. 55-61 (in Russian).
5. Semke V. Ya. Klinicheskayapersonologiya [Clinical Personology]. Tomsk, 2001, 376 p. (in Russian).
6. Zhiginas N. V., Semke V. Ya. Psikhicheskoye zdorov'e semi [Mental Health of the Family]. Tomsk, TSPU Publ., 2013. 304 p. (in Russian).
Zhiginas N. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061). E-mail: zhiginas@mail.ru