УДК 37.013.42:616.89-008.444.9-053.6 ББК Ю941.5-8
ГСНТИ 15.81.21
Код ВАК 19.00.07
Дубровина Дарья Александровна,
аспирант, кафедра психологии образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агрессивное поведение; вербальная агрессия; кризис; отклоняющееся поведение; подростки; субъекты образования.
АННОТАЦИЯ. В статье приведены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования взаимосвязи вербальной агрессии и отклоняющегося поведения подростков. Подростковый возраст является кризисным периодом развития и характеризуется возникновением различных форм отстаивания собственной самостоятельности, независимости, проявлением негативизма, упрямства, открытого непослушания, возникновением конфликтов со взрослыми. Вербальная агрессия проявляется в виде грубости в речи, оскорбления собеседника, негативного межличностного общения, выражения отрицательных эмоций, намерений в конфликтных и бесконфликтных ситуациях. Вербальная агрессия является самым универсальным фактором в переходном возрасте. У младших подростков может проявляться в виде негативных словесных высказываний, угроз, криков, ябедничества. Поэтому пик проявления вербальной агрессии наблюдается у младших подростков и выступает в качестве признака отклоняющегося поведения. Результаты исследования позволили разработать программу психопрофилактики вербальной агрессии подростков, направленную на взаимодействие субъектов образования: подростков, родителей и педагогов.
Dubrovina Daria Aleksandrovna,
Post-graduate Student of Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
THE INTERRELATION OF VERBAL AGGRESSION AND DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS
KEY WORDS. aggressive behavior; verbal aggression; crisis; deviant behavior; teenagers; subjects of education.
ABSTRACT. The article contains the results of a theoretical analysis and empirical study of interrelation of verbal aggression and deviant behavior of teenagers. Adolescence is a crisis period characterized by the emergence and development of various forms of self-defense, fighting for independence, manifestation of negativism, stubbornness, open disobedience and conflicts with adults. Verbal aggression is manifested in speech by rudeness, insulting the interlocutor, negative interpersonal communication, expression of negative emotions and patterns of behavior in conflict and non-conflict situations. Verbal aggression is the most universal factor in the age of transition to adulthood. It may be expressed in teenagers in the form of negative verbal statements, threats, yelling and snitching. That is why, the peak of manifestation of verbal aggression is observed in younger teenagers and is a sign of deviant behavior. The results of the presented research allow developing a program of psychological prophylaxis of verbal aggression of teenagers aimed at interaction of the subjects of educational process: teenagers, parents and teachers.
Не
'есгабильность социально-эконо-.мического, политического развития общества влечет качественные изменения жизненного уровня семьи и ухудшение условий семейного воспитания детей. Такие кризисные явления, как снижение социальных гарантий, усиление влияния криминальной субкультуры на личность, семью и общество, разрушение традиционного понимания этических, нравственных и моральных норм, негативное влияние Интернета и средств массовой информации на формирование личности ребенка, обусловили рост агрессивных тенденций среди подростков. Они осваивают новые модели поведения, демонстрируют специфические поведенческие реакции. Главным мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Сложности в достижении данной цели нередко приводят к отклоняющемуся поведению [3].
По мнению Д. Ф. Петрусевич, отклоняющимся поведением подростков могут быть многократно повторяющиеся действия и поступки, которые противоречат наиболее важным общественным и правовым нормам, причиняют ущерб личности самого подростка и окружающим его людям [7]. Отклоняющееся поведение проявляется в агрессивных действиях, направленных против личности (оскорблениях, хулиганстве, побоях, а также таких тяжких преступлениях, как изнасилование, грабежи и убийства). Н. В. Жигинас отмечает речевые проявления агрессии: сквернословие, хамство, унижения и т. д. [4, с. 78].
Речевую агрессию Ю. В. Щербинина характеризует как однозначно негативную (хотя и в различной степени), имеющую отрицательные последствия в коммуникативном воздействии и взаимодействии, а агрессивная речь оценивается как бранная, гру-
© Дубровина Д. А., 2015
бая, ругательная, оскорбительная, обидная, неприязненная, невежливая, подавляющая, унижающая и т. п. Автор уточняет определение вербальной агрессии, в частности, такими понятиями, как негативный способ коммуникативного взаимодействия, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, деструктивное общение, проявление грубости в речи [14]. Исследования Н. С. Якимовой посвящены вербальной агрессии как актуальному феномену современного общества. Вербальная агрессия может быть определена как использование вербальных коммуникативных средств, преследующих цель нанесения вреда или ущерба самооценке и коммуникативной позиции другого лица. Автор называет причины агрессивного вербального поведения: провокация со стороны объекта агрессии, неприязнь по отношению к объекту агрессии, инициированная рядом объективных, субъективных, ситуативных причин, несоблюдение объектом агрессии ситуативных и концептуальных норм общения, неприемлемых для коммуникатора, низкий уровень коммуникативной, речевой культуры субъекта высказывания [15].
Изучая проблему вербальной агрессии у подростков, О. В. Глуздова пришла к выводу о том, что вербальная агрессия представляет форму агрессивного поведения, проявляющуюся в специфическом содержании насильственного характера по отношению к группе или другому человеку (ругань, угрозы, проклятия и т. д.) и зачастую выражающуюся экспрессивным образом в виде ссор, криков, визга [2]. Вербальная агрессия является проявлением грубости в речи, оскорблением собеседника, негативным межличностным общением, выражением отрицательных эмоций, намерений в конфликтных и бесконфликтных ситуациях. Вербальная агрессия является универсальным фактором в переходном возрасте. У младших подростков может проявляться в виде негативных словесных высказываний, угроз, криков, ябедничества. Именно на младший подростковый возраст приходится пик проявления вербальной агрессии. Поэтому современный подход к решению данной проблемы предполагает комплексность и приоритет профилактической работы с несовершеннолетними.
Научно-методологическую основу исследования составили психолого-педагогические исследования, Л. С. Выготского, А. А. Реана, А. М. Прихожан, Л. А. Регуш, Д. И. Фельдштейна и др., раскрывающие психологические особенности подросткового возраста. Проблема отклоняющегося поведения подростков, различные ее аспекты нашли отражение в работах С. Я. Бе-
личевой, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Е. В. Змановской, А. Е. Личко, С. В. Тачи-ной, В. Ф. Пирожкова и др. Агрессивное поведение, в частности, проявление вербальной агрессии, изучались О. В. Глуздовой, Л. М. Семенюк, Ю. В. Щербининой и др. Для нас оказались значимыми исследования, определяющие сущность процесса профилактики отклоняющегося поведения (Б. Н. Алмазов, В. С. Афанасьев, Г. Ф. Кумарин, И. А. Невский, В. Г. Степанов) и деятельность психолога образования с родителями (М. Р. Битянова, Н. Н. Васягина, И. В. Дубровина, Р. В. Овчарова, О. А. Шумакова и др.).
С целью изучения вербальной агрессии как признака отклоняющегося поведения подростков было проведено исследование по методикам «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев), «Изучение агрессивного поведения» (А. Басса и А. Дар-ки), «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел), в котором принимали участие обучающиеся 6-х классов в количестве 64 человека - 30 мальчиков и 34 девочки.
Обсудим результаты исследования.
По методике А. Баса - А. Дарки выявлено, что у 16% испытуемых наблюдается высокий уровень агрессивного поведения, 33% подростков испытывают косвенную агрессию. Они склонны говорить плохо о другом или сплетничать, для них характерны импульсивность и слабый самоконтроль. 39% шестиклассников раздражительны. Подростки отмечают, что быстро приходят в ярость, когда над ними насмехаются, их раздражают люди, бывают грубы с ними, готовы взорваться в любую минуту. У 24% обучающихся наблюдаются повышенные показатели по шкале «Обида». Школьники считают, что их недооценивают, им не везет и жизнь поступает с ними несправедливо. Вербальную агрессию испытывают 86% учащихся. Для них характерен постоянный внутрилич-ностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения, подростки часто повышают голос, ругаются, сквернословят. Чувство вины свойственно 80% испытуемых. Они отмечают, что часто сожалеют о сделанном, живут неправильно, неудачи огорчают их. Высокий уровень вербальной агрессии и чувства вины преобладает у девочек. Девочки более впечатлительны и чувствительны. Они достаточно рано физическую агрессию заменяют вербальной. 67% подростков проявляют физическую агрессию, они не желают или не умеют сдерживать свои потребности, часто вступают в драку, в споры.
По методике «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев) получили следующие результаты.
По шкале «Прямая вербальная агрессия» низкий уровень выявлен у 59% шестиклассников, у 28% - средний уровень, высокий уровень вербальной агрессии наблюдается у 13% подростков, в общении со сверстниками они могут кричать, угрожать, обвиненять.
По шкале «Косвенная вербальная агрессия» у 36% школьников выявлен низкий уровень, средний уровень вербальной агрессии у 41% подростков, высокий уровень косвенной вербальной агрессии отмечен у 30% обучающихся 6-х классов, в межличностном общении они используют обзывания, дразнилки.
Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) показали следующее.
По шкале «Установка на социальную желательность» было выявлено 5% подростков с повышенным уровнем готовности представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.
10% обучающихся по шкале «Склонность к нарушению норм и правил» показали высокие значения, это говорит о том, что подростки склонны к отрицанию общепринятых норм и ценностей, предрасположены к преодолению каких-либо норм и правил.
По шкале «Склонность к аддиктивному поведению» высоких показателей не выявлено.
По шкале «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» у 5% школьников выявлен повышенный уровень склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях.
У 7% подростков отмечаются повышенные значения по шкале «Склонность к агрессии и насилию», они предпочитают решать проблемы с помощью кулаков, использовать унижение собеседника как средство повышения самооценки.
По шкале «Волевой контроль эмоциональных реакций» повышенные значения наблюдаются у 38% шестиклассников, это свидетельствует о склонности реализовы-вать негативные эмоции непосредственно в
поведении, о нежелании или неспособности контролировать свои эмоции.
«Склонность к делинквентному поведению» показали 1% обучающихся, у них имеется предрасположенность к дисциплинарным проступкам (прогулы без уважительных причин уроков обучающимися, «срывы» занятий), к правонарушениям.
Для определения связи вербальной агрессии и отклоняющегося поведения применялся метод ранговой корреляции Спирме-на. В результате применения этого метода было установлено, что существует положительная корреляционная связь между уровнем вербальной агрессии и отклоняющимся поведением подростков, достоверная, на уровне значимости р<0,05. Наличие положительной корреляционной связи в данном случае означает, что чем выше уровень вербальной агрессии, тем выше уровень отклоняющегося поведения подростков. Положительную корреляцию можем проследить по шкале «Склонность к нарушению норм и правил» и уровнем косвенной вербальной агрессии (г=0,42), по шкале «Склонность к аддиктивному поведению» и уровнем прямой вербальной агрессии по шкале «Волевой контроль эмоциональных реакций» и уровнем прямой вербальной агрессии (г=0,66) .
Таким образом, полученные в нашем исследовании результаты свидетельствуют о тесной взаимосвязи между вербальной агрессией и отклоняющимся поведением у подростков. Результаты исследования позволили разработать программу психопрофилактики вербальной агрессии подростков, направленную на взаимодействие субъектов образования: подростков, родителей и педагогов. По мнению О. А. Шумаковой, данное взаимодействие представляет сложный и многообразный процесс, в котором происходит изменение субъектов взаимосвязано и взаимообусловлено [13]. Ключевой составляющей процесса, утверждает Н. Н. Васягина, является обучение родителей как основы самоизменения, что значимо в деятельности по профилактике отклоняющегося поведения подростков [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Васягина Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей// педагогическое образование в России. 2013. №1. С. 63-69.
2. Глуздова О. В. Психологические особенности вербальной агрессии в подростковом возрасте : дис. ... канд психол. наук. Н. Новгород, 2002.
3. Дубровина Д. А. Отклоняющееся поведение подростков как следствие социальной дезадаптации // Путь науки. 2014. №8 (8). С. 201-202.
4. Жигинас Н. В., Аксенов М. М. Проблема агрессивности девиантных подростков в ракурсе маскулинного и феминного дискуса // Вестник Томского гос. пед. ун-та. Вып. 1. 2005. С. 77-82.
5. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Академия, 2004.
6. Овчарова Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. психол. фак. унтов. М. : Академия, 2003.
7. Петрусевич Д. Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2011. № 6. С. 195-198.
8. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. : Моск. психол.-социальн. ин-т ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2000.
9. Реан А. А. Психология личности. СПб. : Питер, 2013.
10. Степанов С. С. Азбука детской психологии. М. : ТЦ Сфера, 2004.
11. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : учеб. пособие. М. : Моск. психол.-социальн. ин-т ; Флинта, 2001.
12. Тачина С. В. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ : дис. ... канд. социол. Наук. Екатеринбург, 2003.
13. Шумакова О. А. Субьекты профессионального взаимодействия с родителями в образовании // Научное мнение. 2011. № 1. С. 143-146.
14. Щербинина Ю. В. Педагогический дискурс: мыслить - говорить - действовать : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2010.
15. Якимова Н. С. Вербальная агрессия как актуальный феномен современного общества. Кемерово : Вестник Кемеровск. гос. ун-та. 2011. № 1 (45). С. 184-188.
LITERATURE
1. Vasyagina N. N. Spetsifika i usloviya effektivnosti vospitatel'noy deyatel'nosti roditeley// pedagogi-cheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. №1. S. 63-69.
2. Gluzdova O. V. Psikhologicheskie osobennosti verbal'noy agressii v podrostkovom vozraste : dis. ... kand psikhol. nauk. N. Novgorod, 2002.
3. Dubrovina D. A. Otklonyayushcheesya povedenie podrostkov kak sledstvie sotsial'noy dezadaptatsii // Put' nauki. 2014. №8 (8). S. 201-202.
4. Zhiginas N. V., Aksenov M. M. Problema agressivnosti deviantnykh podrostkov v rakurse maskulinnogo i feminnogo diskusa // Vestnik Tomskogo gos. ped. un-ta. Vyp. 1. 2005. S. 77-82.
5. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya: (Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya) : ucheb. posobie dlya stud. vuzov. M. : Akademiya, 2004.
6. Ovcharova R. V. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya : ucheb. posobie dlya stud. psikhol. fak. un-tov. M. : Akademiya, 2003.
7. Petrusevich D. F. Sushchnostnye kharakteristiki deviantnogo povedeniya podrostkov // Vestnik Tomskogo gos. ped. un-ta. 2011. № 6. S. 195-198.
8. Prikhozhan A. M. Trevozhnost' u detey i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dina-mika. M. : Mosk. psikhol.-sotsial'n. in-t ; Voronezh : NPO «MODEK», 2000.
9. Rean A. A. Psikhologiya lichnosti. SPb. : Piter, 2013.
10. Stepanov S. S. Azbuka detskoy psikhologii. M. : TTs Sfera, 2004.
11. Semenyuk L. M. Psikhologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov i usloviya ego kor-rektsii : ucheb. posobie. M. : Mosk. psikhol.-sotsial'n. in-t ; Flinta, 2001.
12. Tachina S. V. Osobennosti deviantnogo povedeniya podrostkov: sotsiologicheskiy analiz : dis. ... kand. sotsiol. Nauk. Ekaterinburg, 2003.
13. Shumakova O. A. Sub'ekty professional'nogo vzaimodeystviya s roditelyami v obrazovanii // Nauchnoe mnenie. 2011. № 1. S. 143-146.
14. Shcherbinina Yu. V. Pedagogicheskiy diskurs: myslit' - govorit' - deystvovat' : ucheb. posobie. M. : Flin-ta : Nauka, 2010.
15. Yakimova N. S. Verbal'naya agressiya kak aktual'nyy fenomen sovremennogo obshchestva. Kemerovo : Vestnik Kemerovsk. gos. un-ta. 2011. № 1 (45). S. 184-188.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Н. Н. Васягина.