УДК 370:159.9
У.Г. Егорова*
ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В статье обосновывается необходимость просвещения родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков. В контексте этой работы представлены результаты изучения склонности к отклоняющемуся поведению среди подростков. Предлагаются способы просвещения родителей подростков по профилактической деятельности.
Ключевые слова: просвещение родителей, отклоняющееся поведение подростков, профилактика отклоняющегося поведения.
Изменения, произошедшие в ситуации развития детства, обусловливают многочисленные тенденции, которые проявляются в психическом и личностном развитии детей. К их числу относим такие, как повышенная тревога/тревожность, страхи [1], духовная и интеллектуальная дезориентированность, увеличение числа жестоких поступков и агрессивных форм поведения, в основе которых лежат черты потенциальной конфликтности. Отмеченные изменения усиливаются некоторыми явлениями (изменениями) в семье. К ним можно отнести уменьшение теплоты и внимания, продолжительности общения в отношениях между родителями и детьми, между супругами. При этом отмечается и обеднение содержания этого общения, исчезают совместные формы деятельности (взаимодействия) подростка со взрослыми, что, в свою очередь, влечет обеднение и формальный характер контактов между ними. Отмеченные явления способствуют развитию у детей неуверенности, негативизма, эмоционального неблагополучия, аффективных реакций, а у подростков отрицательных форм самоутверждения.
Основными функциями психологов являются содействие ребенку в решении актуальных задач развития, в том числе творческих способностей [8], помощь в преодолении трудностей в учебной деятельности, профилактика и нарушений в эмоциональном и волевом плане, преодоление проблем общения во взаимоотношениях как с ровесниками и педагогами, так и родителями. В сложившейся ситуации одним из направлений помощи семье должна быть пропаганда психологических и педагогических знаний среди родителей, практическое применение которых было направлено формирование таких способов поведения членов семьи, которые способствовали нормализации жизни всей семье и в наименьшей степени ущемляли бы развитие личности детей (в данном случае подростков). Проблема профилактики школьной дезадаптации рано или поздно встает практически перед каждым педагогом-психологом. Решение данной проблемы в начальной школе предполагает обеспечение успешной адаптации к обучению в школе [6]; в среде учащихся подросткового возраста зачастую сводится к вопросу о предупреждении (профилактике) отклоняющегося поведения. При этом одним из факторов оказания профилактической помощи школьникам
* © Егорова У.Г., 2014
Егорова Ульяна Геннадьевна ([email protected]), кафедра педагогики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков
становится организация психологической работы с родителями [3—5; 10; 11]. В контексте профилактики отклоняющегося поведения среди подростков, родителям необходимо уметь оказывать поддержку детям-подросткам, соответственно они должны быть психологически и педагогически готовы к деятельности по профилактике отклоняющегося поведения у собственных детей.
В литературе отклоняющееся поведение исследуется в контексте психологических особенностей подросткового возраста, который с его психологическими особенностям рассматривается как «переходный», он уже давно стал предметом изучения отечественных психологов (С.А. Беличева, A.C. Белкин, С.В. Березин, Л.Г. Жданова, В.П. Кащенко, А.Н. Леонтьев, К.С. Лисецкий, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельд-штейн и др.). Доказано, что отклоняющееся поведение не определяется только врожденными механизмами, а скорее обуславливается социально-психологическими причинами, в том числе характером микросреды и недостатками воспитания. К проблеме критического возраста (в данном случае подросткового) отечественные ученые подходят с точки зрения анализа новообразований конкретного возраста и социальной ситуации развития, в которой отражены неповторимые для каждого возраста отношения между ребенком и средой (Л.С. Выготский). Следует учитывать и особенности психического развития современного подростка [7].
В программе по подготовке родителей к профилактике отклоняющегося поведения у собственных детей подросткового возраста следует диагностировать и затем учитывать реальную склонность к отклоняющемуся поведению. С этой целью была выбрана методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), которая позволяет определить выраженность отмеченной склонности по следующим шкалам (критериям): установка на социально-желательные ответы, склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к деликвентному поведению. В нашем исследовании мы сравнивали склонность к отклоняющемуся поведению по обозначенным критериям у подростков, обучающихся в школах различного типа. Диагностическая работа проводилась среди учащихся восьмых классов. Полученные данные по диагностике склонности к отклоняющемуся поведению представлены в таблице.
Таблица
Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению среди подростков, %
Группы Шкалы
1 2 3 4 5 6 7
Экспериментальная 35,2 26,4 22 35,2 85,8 59,4 35,2
Контрольная 40 27,5 17,5 30 82,5 57,5 27,5
Критерий Фишера 0,46 0,12 0,52 0,51 0,42 0,18 0,77
Достоверность больше 0,05
Данные, представленные в таблице, показывают, что по первой шкале у 35,2 % учащихся экспериментальной группы и у 40 % испытуемых контрольной группы не соответствуют социально желательным установкам (у них выявлены высокие показатели по этой шкале). Нарушать нормы и правила могут 26,4 % испытуемых экспериментальной группы и 27,5 % учащихся контрольной группы (шкала 2). У 20 % учащихся экспериментальной группы и у 17,5 % испытуемых контрольной группы выявлена предрасположенность к употреблению наркотических веществ. 35 % подростков экспериментальной группы и 30% испытуемых контрольной группы склонны к риску и причине-
ния себе вреда. Высокие показатели по пятой шкале зафиксированы у 85,8 % испытуемых экспериментальной группы и у 82,5 % испытуемых контрольной группы, что говорит о склонности к агрессии и насилию по отношению к окружающим людям (сверстниками, родителями, педагогами) и во взаимодействии с ними. При этом 57,5 % подростков экспериментальной группы и 59,4 % учащихся контрольной не способны контролировать свои эмоциональные реакции (шестая шкала). Высокие показатели по шкале 7 проявились у 35,2 % испытуемых экспериментальной группы и у 27,5 % подростков контрольной группы, что свидетельствует о склонности к деликвентному поведению.
Методика предполагает выявление принятия/непринятия женской социальной роли, представленная только в женском варианте опросника в виде восьмой шкалы. По данной шкале лица женского пола как в экспериментальной, так и в контрольной группе не достигли высоких показателей, что свидетельствует о принятии всеми подростками-девушками женской социальной роли.
Сравнительный статистический анализ показателей в экспериментальной и контрольной группах по всем шкалам проводился с помощью критерия- угловое преобразование Фишера. Результаты также представлены в таблице. Сравнивая показатели контрольной и экспериментальной группы по каждой шкале (критерий Фишера), можно сделать вывод, что ни по одной из шкал показатели экспериментальной и контрольной группы не отличаются друг от друга, не смотря на то, что у большего числа испытуемых контрольной группы выявлены высокие показатели по первым двум шкалам по сравнению с подростками экспериментальной группы. По результатам, представленным в таблице, можно увидеть, что большинство испытуемых как экспериментальной, так и контрольной групп склонны к агрессии. Данные показатели коррелируют с результатами предыдущих исследований [3], в которых показано, что в большинстве случаев взаимоотношения в семьях подростков с отклоняющимся поведением носят конфликтный характер, в основе которых лежат неправильное отношение родителей к детям, определенный стиль воспитания в совокупности с психологическими проблемами самих родителей.
Поэтому при подготовке родителей к профилактике отклоняющегося поведения у собственных детей следует учитывать отмеченные особенности и включить эту информацию в программу работы с родителями.
Однако несмотря на многочисленные исследования по проблеме отклоняющегося поведения подростков, вопросам психолого-педагогической организации профилактики отклоняющегося поведения подростков со стороны родителей и психологической готовности родителей к такому виду деятельности недостаточно разработаны.
Работа с родителями, по мнению Т.О. Ушаковой, как правило, ограничивается только констатацией тех или иных результатов отклонений, а также определение областей процесса патологического развития личности ребенка для анализа причин неблагоприятного положения. Такая работа необходима для реализации своевременных реакций на поведение ребенка [9].
На основе теоретического анализа литературы, практического опыта, полученных исследовательских данных повышение эффективности профилактики отклоняющегося поведения включает в себя три направления. Во-первых, психологическая помощь учащимся, которая исходя из особенностей подростков в самопринятии, самораскрытии и принятии других в основном будет направлена на развитие у подростков навыков взаимодействия с другими людьми (сверстниками, родителями, педагогами). Во-вторых, психологическое просвещение среди педагогов, в основе которого, безусловно, лежит информирование об индивидуально-типологических и личностных особенностях подростков, а также на основе анализа способов и приемов педагогического взаимодействия повышение уровня последнего. В-третьих, психолого-педагогическая работа с родителями, в основе которой лежит проведение превентивных мер по воп-
Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков
росам деструктивных изменений в сфере семейного воспитания, повышение коммуникативной компетентности родителей во взаимодействии с подростками, изучение индивидуально-психологических особенностей личности подростка; поэтому работа с родителями будет носить скорее информационно-просветительский характер.
На наш взгляд, программа работы с родителями по просвещению и психологической подготовке к профилактике отклоняющегося поведения подростков должна включать теоретический раздел, практический раздел и раздел психологической поддержки, в каждом из которых ведется работа с мотивационной составляющей личности родителей. Теоретический раздел предусматривает коррекцию знаний о ребенке, его индивидуально-типологических особенностях, интересах, знаний о родительско-детских отношениях. В данном разделе внимание родителей акцентируется на результатах психологических исследований подростков (например, на предмет развития у них склонности к отклоняющемуся поведению). Кроме того, этот раздел предполагает формирование знаний родителей о самих себе. Практический раздел направлен на формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с ребенком-подростком, на развитие рефлексии, предоставление возможности активного самопознания и познания своего ребенка, возможности и способах активизации личностных ресурсов подростка. Раздел психологической поддержки направлен на закрепление навыков, полученных в процессе тренинговой работы, и применение их в реальной жизни. Этот раздел был нацелен на формирование прежде всего навыков диалогического общения и конструктивного сотрудничества родителей с подростками, обучение социально-важным навыкам, на организацию деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению.
Таким образом, просвещение и психологическая готовность (подготовка) родителей к профилактике отклоняющегося поведения у подростков становится психолого-педагогическим условием, обеспечивающим повышение эффективности профилактики отклоняющегося поведения подростков.
Библиографический список
1. Акопян Л.С. Школьные страхи у детей с различным уровнем психологической готовности к обучению в школе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 5-1. С. 98-102.
2. Горячев М.Д., Моисеева Л.Г. Система социальной защиты детства. Самара: Изд-во: «Самарский университет», 2011. 176 с.
3. Егорова У.Г. Взаимосвязь родительского отношения и конфликтности подростков // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15. № 2-4. С. 964-968.
4. Егорова У.Г. Личностно развивающие взаимодействия с детьми как основа позитивного родительства // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8.1(109). С. 268-273.
5. Егорова У.Г. Психологическая готовность родителей к кризису подросткового возраста // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 22. С. 221-227.
6. Егорова У.Г. Психологическая работа с родителями как фактор адаптации ребенка к обучению в школе // Наука и культура России: материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 2011. С. 330-332.
7. Жданова Л.Г. Психология современного подростка: учебно-методическое пособие. Самара: ПГСГА, 2011. 128с.
8. Иванушкина Н.В. Дидактические условия формирования творческих способностей детей в системе дополнительного образования: монография. Самара, 2006.
9. Ушакова Т.О. Методы профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков // Отечественный журнал социальной работы. 2010. № 3. С. 115-119.
10. Черкасова О.В. Родительская эффективность как фактор развития ребенка с ограниченными возможностями // Комплексная реабилитация - основа качества жизни детей с ограниченными возможностями: сб. ст. Самара, 2012.
11. Черкасова О.В. Образование родителей как психолого-педагогическая проблема // Актуальные проблемы воспитания и образования: межвуз. сб. науч. ст. Вып. 11. Самара: Издательство «Самарский университет», 2011.
References
1. Akopyan L.S. School fears of children with different levels of psychological readiness for school training. Izvestiia Samarskogo nauchnogo centra rossiyskoy akademii nauk [Proceedings of Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences], 2010, Vol. 12, no. 5—1, pp. 98—102 [in Russian].
2. Goryachev M.D., Moiseeva L.G. System of social protection of youth. Samara: Izd-vo «Samarskii universitet», 2011, 176 p. [in Russian].
3. Egorova U.G. Interdependence of parents' attitude to children and teenagers' clash. Izvestiia Samarskogo nauchnogo centra rossiiskoi akademii nauk [Proceedings of Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences], 2013, Vol. 15, no. 2—4, pp. 964—968 [in Russian].
4. Egorova U.G. Personal developmental interactions with children as basis of positive parental care. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 8.1 (109), pp. 268-273 [in Russian].
5. Egorova U.G. Psychological readiness of parents to the crisis of teenage years. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennogo universiteta upravlenia) [Vestnik of University (Staty University of Management)], 2013, no. 22, pp. 221-227 [in Russian].
6. Egorova U.G. Psychological training with parents as a factor of children adaptation to learning at school. Nauka I Kultura Rossii. Materialy VIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii, posvyashennoi Dnu slavyanskoi pismennosti I kulturypamyati svyatyh ravnoapostolnyh Kirilla I Mefodia, 2011, pp. 330-332 [in Russian].
7. Zhdanova L.G. Psychology of modern teenager: study guide. Samara, PGSGA, 2011, 128 p. [in Russian].
8. Ivanushkina N.V. Didactic conditions of formation of creative abilities of children in the system of further education: Monograph. Samara, 2006. [in Russian].
9. Ushakova Т.О. Methods of prevention of deviant behavior of children and teenagers. Otechestvennyi zhurnal socialynoi raboty [National Journal of Social Work], 2010, no. 3, pp. 115-119 [in Russian].
10. Cherkasova O.V. Parental effectiveness as a factor of development of a child with disabilities. Komplexnaya reabilitacia — osnova kachestva zhizni detey s ogranichennymi vozmoschnostyami: Sbornik statey [Complex rehabilitation — basis of quality of life of children with disabilities: Collection of articles]. Samara, 2012 [in Russian].
11. Cherkasova O.V. Education of parents as a psychological and pedagogical problem. Aktualynye problemy vospitaniya i obrazovaniya: mezhvuz. sb.nauch.ctatey. Vyp.11. [Topical issues of education and formation]. Samara, Izd-vo «Samarskiy universitet», 2011 [in Russian].
U.G. Egorova*
ENLIGHTENMENT OF PARENTS IN THE QUESTIONS OF PREVENTION OF TEENAGERS' DEVIANT BEHAVIOR
In the article the necessity of parents' enlightenment in the questions of prevention of teenagers' deviant behavior is substantiated. In the article results of research of inclination to teenagers' deviant behavior are presented. Ways of enlightenment of parents in the questions of prevention of teenagers' deviant behavior are suggested.
Key words: enlightenment of parents, deviant behavior of teenagers, prevention of deviant behavior.
* Egorova Ulyana Gennadievna [email protected], Department of Pedagogics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.