УДК 37.013.42:616.8-085.851
ББК Ч446.64+Ю994.5 ГСНТИ 15.81.21 Код ВАК 19.00.07
Лихачева Наталья Львовна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, Шадринский государственный педагогический институт; 641800, Курганская область, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3; e-mail: [email protected].
Кузнецова Анна Александровна,
соискатель Шадринского государственного педагогического института, педагог-психолог, Муниципальная бюджетная общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Тарко-Сале Пуровского р-на; 641800, Курганская область, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3; e-mail: [email protected].
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ БИБЛИОТЕРАПИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: библиотерапия; педагогически запущенные; подростки; социально -нравственные нормы; отклоняющееся поведение; акцентуации характера; коммуникативная агрессивность.
АННОТАЦИЯ. В данной статье представлены результаты исследования отклоняющегося поведения, особенностей педагогической запущенности подростков, выявлена взаимозависимость уровня педагогической запущенности и компонентов отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Также описана психолого-педагогическая программа формирования социально--нравственных норм поведения педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии, которая прошла апробацию в общеобразовательной школе. Обозначены критерии и показатели социально-нравственного поведения, цель, механизмы, критерии отбора, организация занятий, этапы, структура формирующего воздействия, а также представлен комплекс формирующих средств и описание результатов формирующего и контрольного этапов эксперимента. Формированию социально-нравственных норм поведения и нивелированию особенностей отклоняющегося поведения у педагогически запущенных подростков способствуют групповые занятия, в процессе которых они были вовлечены в практическую деятельность, включающую в себя беседу, игровые упражнение, чтение классических художественных произведений, их психологический анализ. Основными результатами апробации формирующей программы являются сформированное^ критериев социально -нравственных норм поведения, убеждения в необходимости знания законов, моральных норм и их соблюдения; снижение показателей педагогической запущенности, отклоняющегося поведения, степени агрессивности, создание благоприятных условий для нивелировки акцентуаций характера в ходе формирующего воздействия.
Likhacheva Natal'ya L'vovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Special Pedagogy and Special Psychology of Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk, Russia.
Kuznetsova Anna Aleksandrovna,
Candidate Degree Applicant of Shadrinsk State Pedagogical Institute; Pedagogue-psychologist of Municipal Budget Educational Institution «Secondary school №1», Tarko-Sale, Purov District, Russia.
PECULIARITIES OF BEHAVIOR AND DEVELOPMENT OF SOCIO-ETHICAL NORMS OF PEDAGOGICALLY NEGLECTED ADOLESCENTS BY MEANS OF BIBLIOTHERAPY
KEYWORDS: bibliotherapy; pedagogically neglected adolescents; socio-ethical norms, deviant behavior; accentuation of personal traits; communicative aggression.
ABSTRACT. The article presents the results of a research of deviant behavior of adolescents and the peculiarities of their pedagogical neglect. It determines the correlation of the level of pedagogical neglect and the components of deviant behavior in adolescence. The article also describes a psychological-pedagogical program of development of socio-ethical norms of behavior of pedagogically neglected adolescents by means of bibliotherapy. The program was tested at a secondary school. The authors reveal the criteria and indicators of socio-ethical behavior, the purpose, mechanisms, selection criteria, studies management, stages and structure of formation influence as well as a complex of educational means and description of results of the formation and testing stages of the experiment. Group learning activities contribute to the development of socio-ethical norms of pedagogically neglected adolescents' behavior and the prevention of their deviant behavior. During these lessons they are involved in practical activities, including conversations, games, reading classic works of literature and their psychological analysis. The main results of the program testing are the formation of criteria of socio-ethical norms, the discovery of importance of knowledge of law and moral standards, the reduction of the level of pedagogical neglect, deviant behavior and aggression, the creation of favorable conditions for leveling the accentuation of personal traits during formation influence.
Проблема педагогической запущенности подростков приобретает в современной школе актуальность для всех участников образовательного пространства. Атмосфера современного образовательного пространства осложнена совокупностью умственных, эмоциональных и физических нагрузок, что предъявляет усложненные требования к психическим процессам и интеллектуальным возможностям ребенка, к его личности. Одним из направлений нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, является обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. ФГОС указывает на важную роль психологического сопровождения школьников, одним из обязательных мероприятий которого является психологическое сопровождение детей «группы риска», в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных отклонений развития учащихся, которые относятся к «группе педагогического риска» [10].
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования социально-нравственных норм поведения педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии.
На этапе констатирующего эксперимента, проведенного в 2011 году на базе МКОУ «Лицей № 1», МКОУ «СОШ № 15» города Шадринска Курганской области и МБОУ «СОШ № 1» города Тарко-Сале ЯНАО были обследованы 200 учащихся 5-х, 6-х, 7-х, 8-х классов. По результатам констатирующего эксперимента педагогически запущенные подростки разделены на контрольную и экспериментальную группы по 24 человека.
В ходе обследования с помощью методики комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности (Р. В. Овчарова) [9] выявлено 87 педагогически запущенных подростков, что составило 43,5% от всех обследуемых. На основе анализа данных диагностического исследования были выделены уровни педагогической запущенности подростков. Высокий уровень имеют - 19 (22%) подростков, средний - 34 (39%), низкий уровень - 34 (39%) подростка. Применение критерия Пирсона х2 показало наличие достоверных различий между разными уровнями педагогической запущенности и показателями критериев педагогической
запущенности: уровнями развитости свойств субъекта самосознания (х2=17,314 при р<0,01), сформированности свойств субъекта общения (х2=11,621 при р<0,01), развития свойств субъекта деятельности (х2=9,913 при р<0,01), тревожности ребенка (х2=13,785 при р<0,01), неблагоприятной социально-педагогической ситуации развития ребенка (х2=10,73 при р<0,01). В связи с этим можно сделать вывод, что чем выше уровень педагогической запущенности, тем выше уровень нарушения сформированно-сти свойств субъекта.
Анализ результатов, полученных с помощью методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) [5], позволил выделить уровни склонности к отклоняющемуся поведению: высокий 18 (21%) подростков, средний 43 (49%) и низкий 26 (30%) испытуемых. Обработка данных исследования (коэффициент детерминации Пирсона (программа Microsoft Exell) показала, что значимое влияние на появление высоких показателей отклоняющегося поведения имеет выраженные проявления или наличие склонности к агрессии и насилию (на 22% (коэффициент детерминации r=0,22)) и склонности к делинквентному поведению (на 32% (коэффициент детерминации r=0,32)). Также мы выявили наличие достоверной положительной связи между показателями склонности к отклоняющемуся поведению и уровнем педагогической запущенности (r=0,73 при р<0,01), то есть чем выше уровень педагогической запущенности, тем выше уровень отклоняющегося поведения, и наоборот.
Исследования по выявлению коммуникативной агрессивности (В. В. Бойко) [2] показали, что 17 (19%) обследуемых проявляют высокую степень агрессивности, 45 (52%) -среднюю, 25 (29%) - низкую. Выявлена достоверная положительная связь между показателями склонности к коммуникативной агрессивности и уровнем педагогической запущенности (r=0,76 при р<0,01), то есть чем выше уровень педагогической запущенности, тем выше уровень агрессивности, и наоборот.
Анализ результатов установления типа акцентуации характера (А. Е. Личко) [6] и ее зависимость от уровня педагогической запущенности показал, что большинство подростков с низким уровнем педагогической запущенности имеют конформный тип акцентуации характера, подростки с высоким уровнем педагогической запущенности - гипотимный и циклоидный типы, а дети со средним уровнем запущенности - шизоидный и эпилепто-идный типы акцентуации характера.
Исследование внутрисемейной ситуации и детско-родительских отношений
© Лихачева Н. Л., Кузнецова А. А., 2016
(А. Я. Варга, В. В. Столин) [3] показал, что количество детей с педагогической запущенностью, родители которых применяют типы «маленький неудачник» - 32 (36,8%) и «авторитарная гиперсоциализация» - 24 (27,6%), значительно больше, чем детей с другими типами родительского отношения (Х2=27,5 при р<0,01). Анализ данных распределения типов родительского отношения в зависимости от уровней педагогической запущенности показал наличие достоверных различий в показателях (х2=20,61 при р<0,01). Такие данные говорят о том, что чем выше уровень педагогической запущенности у подростков, тем выраженнее проявления указанных типов родительского отношения к ребенку.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о наличии отклоняющегося поведения у педагогически запущенных подростков и низкой сформированное™ социально-нравственных норм поведения.
Поэтому на этапе формирующего эксперимента мы попытались сформировать социально-нравственные нормы поведения и скорректировать отклоняющееся поведение средствами библиотерапии.
Формирующие воздействия осуществлялись на основе следующих механизмов:
- механизма проекции или бессознательном переносе собственных переживаний и состояний на объект. Для стимулирования механизма проекции предусматривалось вовлечение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя беседу, игровые упражнения, подросткам предлагалось проанализировать или продолжить ситуации, допускающие множественность интерпретаций при их восприятии испытуемыми;
- механизма идентификации - пониманию и интерпретации другого человека путем отождествления себя с ним. Для стимулирования механизма идентификации использовались следующие приемы: чтение классических художественных произведений и просмотр кинокартин с последующим анализом, моделированием поведения;
- механизма рефлексии - осознанию подростком себя, своих действий и того, как он воспринимается партнером по общению. В разработанные формирующие занятия были включены вопросы и упражнения, которые являются основой для самоанализа, осознания и формулирования подростками собственных личностных проблем, полученных впечатлений.
При комплектовании формирующей группы учитывались следующие критерии: разноуровневость педагогической запущенности, склонности к отклоняющемуся поведению, агрессивности, в группу включены
подростки с разными типами акцентуации характера, возрастной диапазон составляет 11-14 лет. При таком подходе нам представилась возможность провести формирующую работу с педагогически запущенными подростками, корректируя при этом психологические особенности поведения разных уровней и форм.
Структура занятий формирующей программы включала в себя:
- вводную часть (3-5 минут): беседы, анализ эмоционального состояния, изоте-рапию, музыкотерапию, обеспечивающие нормализацию психоэмоционального фона, мотивирующие на дальнейшую работу;
- основную часть (30 минут): формирование, пополнение и уточнение знаний о правилах и нормах поведения через чтение и анализ классических художественных произведений, анализ проблемных ситуаций, решение личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения, психогимнастические упражнения, способствующие расслаблению и нормализации мышечного и психического тонуса;
- заключительную часть (3-5 минут): релаксационные упражнения и задания на рефлексию, упражнения на установление позитивного эмоционального состояния, подведение итогов, ритуал прощания.
В работе с подростками применялся комплекс формирующих средств:
1. Библиотерапия, например, «На берегу» Е. Самарина, «Лёля и Минька: Золотые слова» М. Зощенко, «Генерал Федюнинский» С. П. Алексеева, «Мальчики» А. П. Чехова.
2. Релаксационные упражнения - снятие мышечного и психического напряжения (Например, упражнение Ж. Джекобсона [4] «Напряжение глазодвигательных мышц», упражнения Ю. Пахомова [12] «Интроскоп» «Замедленное движение», «Фокусировка»).
3. Психогимнастика - упражнения, направленные на создание работоспособности, и упражнения содержательного плана, способствующие тренировке тех или иных приемов, способов общения, элементов поведения, которые в дальнейшем могут быть включены в какое-либо действие (упражнения Н. Ю. Хрящевой [11] (психогимнастика в тренинге), Л. Ф. Анн [1] (психологический тренинг с подростками).
4. Изотерапия - применялись упражнения с использованием изобразительной деятельности, которые помогали детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке и определить выход из нее (Например, рисунок «Скромность в природе», рисование «Радость», рисование «Дружба», рисунок «Семья - это счастье»).
5. Музыкотерапия - прослушивание и сопровождение некоторых заданий классическими музыкальными произведениями (Например, отрывок из произведения Л. В. Бетховена «Элизе», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского).
6. Рефлексия - закрепление полученных знаний и навыков самоконтроля и самоанализа на занятии в виде практических заданий
в индивидуальном альбоме (рисунки, заполнение цветового поля, показывающего эмоциональное состояние, заключительная беседа, ответы на вопросы, домашние задания).
Психолого-педагогическая работа с педагогически запущенными подростками включала в себя три блока: ориентировочный, конструктивно-формирующий, закрепляюще-обучающий (Рис. 1).
Цель: сформировать социально-нравственные нормы поведения у педагогически запущенных подростков
Ориентировочный блок
Создание доброжелательной атмосферы; установление доверительных отношений в группе; знакомство учащихся с правилами работы в библиотеке и полезными свойствами книг
Первый этап
«Коррекция поведения через обучение правилам и нормам поведения и общения с окружающими»
Второй этап
«Коррекция поведения через формирование понятий «друг» и «приятель»
Конструктивно-формирующий блок
Четвертый этап
«Коррекция поведе ния через формирование ответственного отношения к своей жизни»
Третий этап
«Коррекция поведения через формирование нравственной позиции, воспитание человеческого отношения к близким людям»
Обучающе-закрепляющий блок
Пятый этап
«Коррекция поведения через развитие убеждения в необходимости знания законов, моральных норм и их соблюдение»
Консультативная деятельность
Включает в себя консультации для педагогов и родителей по проблеме формирования социально-нравственных норм поведения педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии
Результат: усвоение социально-нравственных норм поведения
Рис. 1. Схема реализации формирующей работы
Формирующая работа с педагогически запущенными учащимися включает в себя 22 занятия, 20 из которых с подростками, одна консультация с элементом мастер-класса с родителями и одна консультация с педагогами. Занятия проводились один раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Педагогически запущенные подростки разделены на две подгруппы, каждая из которых составляет 12 человек.
В конце каждого этапа и блока проводились контрольные срезы. В ходе ориентировочного и обучающе-закрепляющего блоков мы применили методику «Пословицы» (С. М. Петрова) [8] определе-
На этапе формирующих воздействий удалось сформировать социально-нравственные нормы у 87,5% подростков. Из результатов видно, что после формирующей работы произошли значимые изменения в уровнях сформированности социально-нравственных норм поведения педагогически запущенных подростков (ф*=5,1 при р<0,01). Что доказывает эффективность разработанной нами программы по формированию социально-нравственных норм поведения педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии.
На этапе контрольного эксперимента с помощью ф*-критерия Фишера проведен сравнительный анализ динамики показателей отклоняющегося поведения педагогически запущенных подростков.
Анализируя результаты контрольного этапа эксперимента, мы выявили: • в экспериментальной группе: - снижение показателей подростков с высоким уровнем педагогической запущенности с 41,7% до 8,5% (ф*=2,84 при р<0,01), высоким уровнем отклоняющегося поведения с 33,3% до 8,3% (ф*=2,23 при р<0,05), высокой (с 25% до 4,2% (ф*=2,19 при р<0,05) и средней (с 66,7% до 37,5% (ф*=2,3б при р<0,01) степенью коммуникативной агрессивности;
ния уровня сформированности нравственной воспитанности подростков. В конце каждого этапа конструктивно -формирующего блока мы использовали метод включенного наблюдения за поведением подростков в ходе выполнения предъявляемых заданий и упражнений, при этом высчитывался средний показатель полученных результатов, представленный в процентном соотношении.
В ходе коррекции отклоняющегося поведения через формирование социаль-но-нравст-венных норм поведения прослежена динамика изменения поведения подростков (Рис. 2).
- отсутствие значимого сдвига показателей акцентуаций характера у подростков с разными уровнями педагогической запущенности после формирующего воздействия можно объяснить тем, что при педагогической запущенности подросткам свойственна отчетливая психогенная обусловленность нарушений поведения и его улучшение в благоприятной обстановке [7];
• в контрольной группе: отсутствие значимого сдвига в показателях уровней педагогической запущенности, склонности к отклоняющемуся поведению, коммуникативной агрессивности. Испытуемых контрольной группы с высоким уровнем педагогической запущенности (ф*=0,3 при р>0,05), склонности к отклоняющемуся поведению (ф*=0,311 при р>0,05), коммуникативной агрессивности (ф*=о) больше, а с низким - меньше, чем в экспериментальной; отсутствие значительного сдвига показателей акцентуаций характера, как в естественных условиях, так и в сравнении с экспериментальной группой.
Итак, экспериментальная проверка эффективности реализации психолого-педагогической программы формирования социально-нравственных норм поведения средствами библиотерапии позволило выявить наличие статистически значимых из-
79
72
сформировано не сформировано
85,4
68,6
87,5
J55,2
44,8
31,4
^ гМ
ж
14,6
г
12,5
ориентировочным
блок
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
конструктивно-формирующий блок обобщаю
ще-закрепляющий блок
Рис. 2. Динамика формирования социально-нравственных норм поведения на занятиях, %
менений в уровнях сформированности со- уровнями педагогической запущенности
циально-нравственных норм (ф*=5,1 при (ф*=2,84 при p<0,0l), отклоняющегося по-
p<0,0l) после формирующего воздействия, ведения (ф*=2,23 при р<0,05) и коммуника-
снизить показатели подростков с высокими тивной агрессивности (ф*=2,19 при р<0,05).
ЛИТЕРАТУРА
1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. 27L с.
2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. M. : Филин, l996. 346 с.
3. Варга А. Я., Столин В. В. Тест родительского отношения // Психологические тесты. В 2 т. / под ред. А. А. Карелина. M. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. Т. 2. 248 с.
4. Каппони В. Сам себе психолог: пер.с чешск. СПб. : Питер, l994- 220 с.
5. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения : учебное пособие для вузов. M. : Сфера, 2004. l9l с.
6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и перераб. Л. : Mе-дицина, 198з. 256 с.
7. Льюис К. С. Христианское поведение / / Иностранная литература. l990. N° 5. С. 2l0.
S. ^вичихина H. В. «Живи как мы» : методическое пособие по формированию и развитию нравственных качеств личности подростков. Барнаул, 20l0. l36 с.
9. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. M. : ТЦ «Сфера», l998. 240 с.
10. Приказ Mинобрнауки РФ от 17.12.2010 Ш1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Mинюсте РФ 01.02.2011 да 19644).
11. Психогимнастика в тренинге / под редакцией H. Ю. Хрящевой. СПб. : Речь, 2004. 256 с.
12. Цзен H. В., Пахомов Ю. В. Психотреннинг: игры и упражнения. M. : Физкультура и спорт , 1988. 272 с.
LITERATURA
1. Ann L. F. Psikhologicheskiy trening s podrostkami. SPb.: Piter, 2007. 27l s.
2. Boyko V. V. Energiya emotsiy v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh. M. : Filin, ^9б. 34б s.
3. Varga A. Ya., Stolin V. V. Test roditel'skogo otnosheniya // Psikhologicheskie testy. V 2 t. / pod red. A. A. Karelina. M. : Izd-vo VLADOS-PRESS, 2007. T. 2. 24S s.
4. Kapponi V. Sam sebe psikholog: per.s cheshsk. SPb. : Piter, l994. 220 s.
5. Kleyberg Yu. A. Sotsial'naya psikhologiya deviantnogo povedeniya : uchebnoe posobie dlya vuzov. M. : Sfera, 2004. l9l s.
6. Lichko A. E. Psikhopatii i aktsentuatsii kharaktera u podrostkov. Izd. 2-e dop. i pererab. L. : Meditsina, l9S3. 25б s.
7. L'yuis K. S. Khristianskoe povedenie // Inostrannaya literatura. l990. W 5. S. 2l0.
S. Novichikhina N. V. «Zhivi kak my» : metodicheskoe posobie po formirovaniyu i razvitiyu nravstvennykh kachestv lichnosti podrostkov. Barnaul, 20l0. 136 s.
9. Ovcharova R. V. Prakticheskaya psikhologiya v nachal'noy shkole. M. : TTs «Sfera», 1998. 240 s.
10. Prikaz Minobrnauki RF ot 17.12.2010 Ш1897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» (Zaregistrirovano v Minyuste RF 01.02.2011 Ш 19644).
11. Psikhogimnastika v treninge / pod redaktsiey N. Yu. Khryashchevoy. SPb. : Rech', 2004. 25б s.
12. Tszen N. V., Pakhomov Yu. V. Psikhotrenning: igry i uprazhneniya. M. : Fizkul'tura i sport , l9SS. 272 s.