УДК 37.013.42 ББК Ч466.46
ГСНТИ 15.81.21
Код ВАК 19.00.07
Дубровина Дарья Александровна,
аспирант кафедры психологии образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
СКВЕРНОСЛОВИЕ У ПОДРОСТКА: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агрессивное поведение; вербальная агрессия; сквернословие; отклоняющееся поведение; подростки; психолого-педагогическая пропедевтика.
АННОТАЦИЯ. В статье обоснованы сущность, факторы и особенности сквернословия у подростков, представлявшего собой использование вербальных агрессивных коммуникативных средств, наносящих вред самооценке, а также благополучной коммуникативной позиции во взаимоотношениях со сверстниками. Автор изучает феномен сквернословия у подростков, разрабатывает способы и методы первичной профилактики. Психолого-педагогическая пропедевтика сквернословия как первичная профилактика представлена системой мероприятий профессиональной деятельности педагога-психолога, направленных на своевременное выявление личностных, психологических особенностей младших подростков, склонных к сквернословию, создание условий для предупреждения возможного неблагополучия в развитии. Эффективным способом профилактики представлена психолого-педагогическая программа. Содержание программы реализуется в следующей последовательности: эмоционально-поведенческий, когнитивный, рефлексивный этапы. Психолого-педагогическая пропедевтика сквернословия у подростков раскрыта как систематическая деятельность педагога-психолога, включающая организационно-пропедевтическую, воспитательно-пропедевтическую и просветительскую работу среди родителей и семьи, воспитывающей подростка. Приведены результаты эмпирического исследования, подтверждающие эффективность психолого-педагогической программы. Надежность результатов проведенной работы у младших подростков обеспечена пролонгированным исследованием. Частота употребления сквернословия у подростков, прошедших программу ее пропедевтики, значительно ниже по сравнению с подростками, не включенными в данную работу психолога.
Dubrovina Daria Aleksandrovna,
Postgraduate student at the Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
RIBALDRY OF TEENAGERS: ESSENCE, FEATURES, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROPAEDEUTICS
KEY WORDS: aggressive behavior, verbal aggression, ribaldry, deviant behavior, teenagers, psychological and pedagogical propaedeutics.
ABSTRACT. The article substantiates the essence, factors and peculiarities of ribaldry among teenagers, revealing in the usage of verbal aggressive means of communication, which damage self-appraisal and successful communicative attitude in relations with age-mates. The author studies a phenomenon of the ribaldry among teenagers and works out ways and methods of primary prevention. Psychological and pedagogical propaedeutics of ribaldry as the primary prevention is represented as a system of measures of an educational psychologist's professional activity, directed at a timely identification of personal and psychological features of younger teenagers disposed to ribaldry and arrangement of conditions preventing possible trouble in development. The psychological and pedagogical programme is an effective way of prevention. The content of prevention realises in following consequence: emotional and behavioural, cognitive, and reflexive stages. The psychological and pedagogical propaedeutics of ribaldry among teenagers is revealed as a systematic activity of educational psychologist which includes organisational and propaedeutic, educational and propaedeutic, and educational work with parents and family bringing up a teenager. The results of the empirical research confirming the effectiveness of psychological and pedagogical programme are given. The reliability of the carried out work among younger teenagers is provided with prolonged investigation. Frequency of using ribaldry among teenagers who have participated in the programme of its propaedeutics is significantly lower in comparison with teenagers who were not included in the program.
В
настоящее время кризисные явления в социальной, экономической, культурной жизни общества негативно влияют на психологические особенности населения, провоцируя неуверенность в завтрашнем дне, тревожность, негативизм, озлобленность, агрессивность, трансформацию жизненных ценностей. Атрибутом трансформации культурно-нравственных норм стало повсеместное употребление
сквернословия. Сквернословие мы слышим с экрана телевизора, в общественных местах, на улицах и, как следствие, оно подхватывается подростками, становясь острой проблемой гармоничного и благополучного развития личности. Подростковый возраст характеризуется качественными переменами, связанными с половым созреванием несовершеннолетних и вхождением их во взрослую жизнь. Подростки осваивают но-
© Дубровина Д. А., 2015
вые поведенческие модели, проявляют специфические поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. Доминирующим мотивом поведения подростка является поиск своего места и статуса среди сверстников. Трудности в достижении данной цели зачастую приводят к осложненной социальной адаптации, тревожности, агрессивности, отклоняющемуся поведению. Ненормативная лексика, сквернословие, по мнению подростков, являются частью взрослой жизни, признаком языковой принадлежности к группе сверстников, проявлением независимости. Это может быть проявлением негативных чувств, агрессии, своеобразной эмоциональной разрядкой. В связи с этим сквернословие является актуальной проблемой практической психологии. Сквернословие как проявление вербальной агрессии выражается в использовании ненормативных, непристойных слов, выражений, ругательств, брани в подростковой среде. Проведенный теоретический анализ показал, что сквернословие рассматривается исследователями в следующих аспектах:
• как форма отклоняющегося поведения (Н. В. Жигинас [8], Л. М. Семенюк [10], С. В. Тачина [11], Н. С. Якимова [15] и др.); отмечается, что отклоняющееся поведение обнаруживается в действиях, направленных против личности: в хамстве, сквернословии, оскорблениях, унижениях, с целью нанесения вреда или ущерба коммуникативной позиции и самооценке другого лица;
• как форма дезадаптации (О. В. Глуз-дова [3], А. Р. Гузаева [4], Р. В. Овчарова [9] и др.); в этом случае дезадаптация является показателем неблагополучия личности, а сквернословие как одно из асоциальных проявлений;
• как форма выражения эмоций (С. В. Виноградов [2], В. И. Жельвис [7], О. Ю. Тимонина [12] и др.); сквернословие выступает как средство выражения переживаемой непосредственно в момент речи эмоции, чаще - отрицательной, но иногда и положительной; оно способно создать видимость активного поиска выхода из эмоционального напряжения;
• как деструктивная психологическая защита, подменяющая разумное решение ситуации и, как следствие, ведущая к нарушению личностного развития (С. В. Виноградов [2], В. И. Жельвис [7], Н. В. Жигинас [8], Ю. В. Щербинина [14] и др.).
В процессе изучения особенностей проявления сквернословия у младших подростков нами определено, что их сквернословию присущи следующие качества: высокая аффективность, восприимчивость к бурным эмоциям, незамедлительная реак-
ция на них, склонность действовать без сознательного контроля, импульсивность, краткосрочность, спонтанность, самопроизвольность реакций, недифференцированный характер реакций, высокая готовность к проявлению сквернословия. В ходе эмпирического исследования выявлены уровне-вые характеристики сквернословия у подростков: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень проявления сквернословия: младшие подростки проявляют вербальную агрессию, склонны к агрессии и насилию, высоко эмоциональны, испытывают чувство раздражения и негативизма, проявляют независимость и делинквентные формы поведения, дезадаптированы, несамокритичны, с низким социальным интеллектом. Средний уровень проявления сквернословия: у младших подростков наблюдаются эпизодические случаи прямой и косвенной вербальной агрессии, склонность к агрессии и насилию, эмоциональны, раздражительны, независимы и склонны к де-линквентному поведению, слабо адаптированы, имеют адекватную самооценку, самокритичны, средний уровень социального интеллекта. Низкий уровень проявления сквернословия: младшие подростки редко проявляют прямую и косвенную вербальную агрессию, чаще не склонны к агрессии, насилию, не испытывают раздражения, контролируют свои эмоции, соблюдают нормы и правила, не наблюдается делин-квентное поведение, хорошо адаптированы, самокритичны, с высоким социальным интеллектом.
Мы обращаем внимание на то, что сквернословие в подростковой среде используется для эмоциональной разрядки, усиления эмоциональности речи, оскорбления, унижения достоинства другого, демонстрации агрессии, раскованности, вседозволенности, демонстрации отсутствия страха, пренебрежительного отношения к системе ценностей, демонстрации принадлежности к группе. При этом само по себе сквернословие отражает примитивность, скудость речевого общения, неумение адекватно воспринимать ситуации, в которых проявляется наивысший эмоциональный подъем, раздражение, радость. Это значит, что подросток затрудняется найти культуросооб-разные, социально приемлемые способы выражения эмоций, оценок, и в целом реакций. Именно поэтому возникает предмет деятельности педагога-психолога: создать условия для предупреждения негативного развития бранной лексики у подростков, остановить формирование сквернословия как привычки.
Профилактика сквернословия у младших подростков становится не только пси-
хологически необходимой, но и социально значимой. Психолого-педагогическая пропедевтика сквернословия (первичная профилактика) - это система мероприятий профессиональной деятельности педагога-психолога, направленных на своевременное выявление личностных, психологических особенностей младших подростков, склонных к сквернословию, создание условий для предупреждения возможного неблагополучия в развитии.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы (Н. Н. Васягина [1], С. В. Виноградов [2], А. Р. Гузаева [4], С. В. Тачина [11], О. А. Шумакова [13], Ю. В. Щербинина [14]) позволил нам разработать модель Психолого-педагогической пропедевтики сквернословия у младших подростков, на основании которой обозначена совокупность методов и приемов, включающих психодиагностику, информирование, групповую дискуссию, обсуждение, игротерапию, проигрывание проблемных ситуаций, сказкотерапию, музыкотера-пию, являющихся интегральным средством психопрофилактики.
Содержание программы пропедевтики сквернословия у младших подростков реализуется в следующей последовательности: эмоционально-поведенческий этап (эмоциональная устойчивость, самоконтроль, стабильность эмоциональных реакций в стрессовых ситуациях, эмпатия, способность реагировать определенным образом на действие или объект, саморегуляция, умение владеть собой в трудных ситуациях); когнитивный этап (осмысление проблемы сквернословия у подростков и возможности пропедевтики, формирование мотивации к снижению употребления сквернословия, формирование навыков культуры поведения и общения, конструктивного взаимодействия); рефлексивный (формирование четкой негативной позиции подростка к проблеме сквернословия, стимулирование процессов самосознания, самоанализа, обогащения «Я-концепции» подростков). Эмоционально-поведенческий этап предшествует когнитивному преднамеренно, его основная цель - снятие эмоционально-агрессивных реакций, эмоционального напряжения, приведение подростков в состояние эмоциональной стабильности.
Программа психолого-педагогической пропедевтики включает следующие направления:
- организационно-пропедевтическую деятельность, которая направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по первичной профилактике сквернословия у младших подростков, проведение психологических занятий, осуще-
ствление систематической, плановой работы с обучающимися;
- воспитательно-пропедевтическую деятельность, включающую индивидуальную и предупредительно-профилактическую работу; воспитательно-пропедевтическая деятельность реализуется через систему классных часов, внутришкольных мероприятий, с помощью индивидуальных и групповых бесед;
- просветительскую работу среди родителей, включающую систему тематических бесед на родительских собраниях, общешкольных лекториев, индивидуальных и групповых консультаций с психологом и педагогами.
Апробация программы пропедевтики сквернословия у младших подростков проходила в режиме вариативного эксперимента. Так, в группе ЭГ-1 осуществлялась организационно-пропедевтическая деятельность: проведение психологических занятий, систематической, плановой работы с обучающимися. Происходило взаимодействие психолога и младших подростков. В группе ЭГ-2 осуществлялась организационно-пропедевтическая и воспитательно-пропедевтическая деятельность: проведение психологических занятий, систематической, плановой работы с обучающимися, классных часов, посвященных профилактике сквернословия, внутришкольных мероприятий, индивидуальных и групповых бесед. Происходило взаимодействие психолога, педагога и младших подростков. В группе ЭГ-3 осуществлялась организационно-пропедевтическая, воспитательно-пропедевтическая деятельность и просветительская работа с родителями: проведение психологических занятий, систематической, плановой работы, классных часов, посвященных профилактике сквернословия, внутришкольных мероприятий, индивидуальных и групповых бесед с обучающимися, тематических бесед на родительских собраниях, общешкольных лекториях для родителей, проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей. Происходило взаимодействие всех участников образовательных отношений: психолога, педагогов, младших подростков и их родителей. Предусматривалось проведение занятий с родителями по пропедевтике сквернословия в семье. В контрольной группе (КГ) целенаправленной работы по пропедевтике сквернословия у младших подростков не проводилось.
Анализ результатов формирующего этапа эмпирического исследования позволяет отметить, что наиболее гармоничные изменения произошли в ЭГ-3, где осуществлялась организ ационно-пропедевтическая, воспитательно-пропедевтическая деятель-
ность и просветительская работа с родителями, происходило взаимодействие всех участников образовательных отношений: психолога, педагогов, младших подростков и их родителей. Именно в этой группе все личностные характеристики, влияющие на проявление сквернословия, претерпели межуровневые переходы и внутриуровневые качественные преобразования. В группе ЭГ-1 и ЭГ-2 также наблюдается положительная динамика, снижение высокого уровня проявления сквернословия за счет увеличения среднего и низкого уровней. В результате формирующего этапа количество подростков с высоким уровнем проявления сквернословия снизилось в ЭГ-1 на 10%, в ЭГ-2 на 14%, ЭГ-3 на 17%, а в КГ количество подростков с высоким уровнем увеличилось на 3%. Количество подростков со средним уровнем проявления сквернословия снизилось в ЭГ-1 на 17%, в ЭГ-2 на 10%, в ЭГ-3 на 13%, а в КГ количество подростков со средним уровнем увеличилось на 3%. Количество подростков с низким уровнем проявления сквернословия увеличилось в ЭГ-1 на 27%, в ЭГ-2 на 24%, в ЭГ-3 на 30%, а в КГ количество подростков с низким уровнем снизилось на 6%.
Объективность и достоверность полученных результатов экспериментального исследования доказаны с помощью метода математической статистики ^критерия Стьюдента. Расчет критерия по каждому показателю дал следующие результаты: tэмп (ЭГ-1) = 3,071 >^р. на уровне значимости p<0,0l; tэмп (ЭГ-2) = 2,819 >^р. на уровне значимости p<0,0l; tэмп (ЭГ-3) = 3,465 >^р. на уровне значимости p<0,0l; tэмп (КГ) = 1,0 <^р.
Анализ надежности результатов проведенной нами работы у младших подростков проводился пролонгировано, в течение четырех учебных лет, пока подростки не достигли шестнадцатилетнего возраста. Частота употребления сквернословия у подростков, прошедших программу ее пропедевтики, значительно ниже по сравнению с подростками, не включенными в данный вид работы психолога. Экспериментальная работа позволяет сделать заключение о положительных результатах в пропедевтике сквернословия у младших подростков, а это свидетельствует о том, что в образовательном учреждении возможно предупредить негативное развитие сквернословия в условиях деятельности школьного психолога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васягина Н. Н. Обучение как форма психолого-педагогического сопровождения родителей / / Педагогическое образование в России. 2011. №3. С. 126-132.
2. Виноградов С. В. Сквернословие // Наука и жизнь. 1993- № 4.
3. Глуздова О. В. Психологические особенности вербальной агрессии в подростковом возрасте : дис. ... канд. псих. наук. Нижний Новгород, 2002.
4. Гузаева А. Р. Проблема вербальной агрессии в подростковой среде как объект социологического исследования // I Международная заочная научно-практическая конференция «Социология и психология: вклад в развитие личности и общества» : сборник материалов конференции (31 октября 2011 г.). С. 79-83.
5. Дубровина Д. А. Взаимосвязь вербальной агрессии и отклоняющегося поведения подростков // Педагогическое образование в России. 2015. №6. С. 151-154.
6. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб. : Речь, 2008.
7. Жельвис В. И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема. М. : Ладомир, 1997.
8. Жигинас Н. В., Аксёнов М. М. Проблема агрессивности девиантных подростков в ракурсе маскулинного и феминного дискуса / / Вестн. Томского гос. пед. ун-та. Вып. 1. 2005. С. 77-82.
9. Овчарова Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М. : Академия, 2003.
10. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : учеб. пособие. М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2001.
11. Тачина С. В. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ : дисс. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2003.
12. Тимонина О. Ю. О сквернословии / / Воспитание школьников. 2010. №9. С. 32-35.
13. Шумакова О. А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 3 (17). С. 92-94.
14. Щербинина Ю. В. Учимся управлять агрессией. М. : Форум, 2012.
15. Якимова Н. С. Вербальная агрессия как актуальный феномен современного общества / / Вестник Кемеровского государственного университета, 2011. № 1 (45). С. 184-188.
LITERATURE
1. Vasyagina N. N. Obuchenie kak forma psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya roditeley // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. №3. S. 126-132.
2. Vinogradov S. V. Skvernoslovie // Nauka i zhizn'. 1993. № 4.
3. Gluzdova O. V. Psikhologicheskie osobennosti verbal'noy agressii v podrostkovom vozraste : dis. ... kand. psikh. nauk. Nizhniy Novgorod, 2002.
4. Guzaeva A. R. Problema verbal'noy agressii v podrostkovoy srede kak ob"ekt sotsiologicheskogo issledovaniya // I Mezhdunarodnaya zaochnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Sotsiologiya i psikhologiya: vklad v razvitie lichnosti i obshchestva» : sbornik materialov konferentsii (31 oktyabrya 2011 g.).
s. 79-83.
5. Dubrovina D. A. Vzaimosvyaz' verbal'noy agressii i otklonyayushchegosya povedeniya podrostkov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. №6. S. 151-154.
6. Emel'yanova E. V. Psikhologicheskie problemy sovremennogo podrostka i ikh reshenie v treninge. SPb. : Rech', 2008.
7. Zhel'vis V. I. Pole brani: skvernoslovie kak sotsial'naya problema. M. : Ladomir, 1997.
8. Zhiginas N. V., Aksenov M. M. Problema agressivnosti deviantnykh podrostkov v rakurse masku-linnogo i feminnogo diskusa // Vestn. Tomskogo gos. ped. un-ta. Vyp. 1. 2005. S. 77-82.
9. Ovcharova R. V. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya : ucheb. posobie dlya stud. psikhol. fak. universitetov. M. : Akademiya, 2003.
10. Semenyuk L. M. Psikhologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov i usloviya ego korrektsii : ucheb. posobie. M. : Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut : Flinta, 2001.
11. Tachina S. V. Osobennosti deviantnogo povedeniya podrostkov: sotsiologicheskiy analiz : diss. ... kand. sotsiol. nauk. Ekaterinburg, 2003.
12. Timonina O. Yu. O skvernoslovii // Vospitanie shkol'nikov. 2010. №9. S. 32-35.
13. Shumakova O. A. Sushchnost' i osobennosti bazovoy kul'tury vzaimodeystviya psikhologa obrazovaniya s roditelyami // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2011. № 3 (17). S. 92-94.
14. Shcherbinina Yu. V. Uchimsya upravlyat' agressiey. M. : Forum, 2012.
15. Yakimova N. S. Verbal'naya agressiya kak aktual'nyy fenomen sovremennogo obshchestva / / Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011. № 1 (45). S. 184-188.
Статью рекомендует д-р псих. наук, профессор Н. Н. Васягина.