Научная статья на тему 'Девиантное поведение подростков как искажение семейного воспитания'

Девиантное поведение подростков как искажение семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1577
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / ПОДРОСТОК / TEENAGER / АГРЕССИВНОСТЬ / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / СЕМЬЯ / FAMILY / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY VALUES / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушка Марк Григорьевич

В статье автор на гносеологическом уровне рассматривает проблему агрессивности и девиантного поведения подростков в ракурсе нравственного воспитания личности в условиях современного общества, определяя причины его возникновения и факторы, способные оказать значимое влияние на формирование личности подростка. Все представленные в работе выводы, основываются на том, что отклонения от социальных норм, невзерая на большое разнообразие, обладают некоторыми общими причинами, поддерживающими их существование, ведущими к их росту и распространенности. Рассмотрение девиантного поведения подростка в представленной работе основывается на классификации причин на объективные и субъективные противоречия общественного развития, способные нарушить взаимодействие личности подростка с социальной средой и привести к таким формам поведения индивидов, которые не согласуются с действующей в обществе нормативной системой. В данной статье автором дано описание ряда особенностей и причин девиантного поведения подростков с точки зрения роли института семьи в пропедевтике данной патологии. Значимость результатов, полученных автором в ходе исследования, определяется возможностью их использования при разработке содержания программ профилактики, опираясь на представленные микросоциальные факторы риска индивидуальные и семейные, что позволит разработать методические рекомендации с целью последующих их внедрения в систему образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deviant behavior of adolescents as a distortion of family education

In the article the author at the gnoseological level considers the problem of aggressiveness and deviant behavior of adolescents in the perspective of moral education of the individual in the conditions of modern society, determining the causes of its occurrence and the factors that can have a significant impact on the formation of the personality of the teenager. All the conclusions presented in the paper are based on the fact that deviations from social norms that are not based on great diversity have some common causes supporting their existence, leading to their growth and prevalence. The consideration of the adolescent's deviant behavior in the present paper is based on the classification of causes into objective and subjective contradictions of social development that can disrupt the interaction of the adolescent's personality with the social environment and lead to such forms of behavior of individuals that are not consistent with the current normative system in society. In this article, the author describes a number of features and causes of the deviant behavior of adolescents in terms of the role of the institution of the family in the propaedeutics of this pathology. The significance of the results obtained by the author in the course of the study is determined by the possibility of their use in the development of the content of prevention programs, based on the presented micro social risk factors-individual and family, which will allow to develop methodological recommendations for their subsequent implementation in the system of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение подростков как искажение семейного воспитания»

ЪС

UJ

u

UJ

< a.

UJ

98

Кроме профессиональных компетенций (ПК), представленные в ФГОС ВО (уровень магистратура), нами при изучении дисциплины по выбору "Портальная технология в педагогическом образовании" выделены следующие специальные компетенции (CK):

- способность самостоятельно приобретать с помощью сетевых технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, непосредственно связанные со сферой профессиональной деятельности (СК-1);

- способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием сетевыхтехнологий в условиях формирования профессионально-творческой компетентности (СК-2).

Использование сетевого учебного курса показывает об эффективности его на всех этапах практических занятий, а также повышение профессионально-творческой компетентности магистрантов, где формируются вышеуказанные специальные компетенции (СК-1, СК-2).

Данный сетевой учебный курс позволяет будущим магистрам самостоятельно приобретать новые знания, повышая качество знаний по конкретной дисциплине,а также преодолеть недостатки традиционной методики работы с учебным материалом, которые являются основными составляющими профессионально-творческой компетентности магистрантов.

Литература:

1. Бондарева Г.А., Петрова Н.П. Информационная насыщенность образовательного процесса в вузе в современный период информатизации образования // Kant. - 2016. - № 3 (20). - С. 24-29.

2. Везиров Т.Г., Коломина М.В. Организация сетевого взаимодействия в реализации образовательных программ магистратуры вузами-партнерами // Мир науки, культуры, образования. - 2017. -№ б (67). - С. 96-98.

3. Кулибеков А.Н. Компетентностно-ориентиро-ванный подход в формировании профессионально-творческой компетентности студентов магистратуры // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология : сборник научных трудов: - Ялта : РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 8. - 124-130 с.

4. Лызь Н. А. Риски подготовки педагога в условиях модернизации образования // Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее : материалы 2-й Международной научно-практической конференции: в 2 т. Т. 1: Теоретико-методологические проблемы развития педагогического образования в университете. -Ростов-н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2014. - С. 138-142.

5. Модернизация современного российского образования: концепции, региональные подходы, содержательные практики и технологии: сборник научных трудов. 20 ноября 2013г. / Гл. ред. Широков О.Н.- Чебоксары: ЦНС"Интерактив плюс",2013. -82 с.

6. Муршед М., Чийоке Ч., Барбер М. Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться / пер. с англ. Н. Микшиной // Вопросы образования. - 2011. - № 1. - С. 7-25.

7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Режим доступа: http://fgosvo.ru/

8. Фуллан М. Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы // Вопросы образования. - 2011. - № 4.-С. 179-105.

9. Шадриков В. Д. - М. : Университетская книга, 2010. - 319. - Режим доступа : http:// www. bi Ы i ocl ub.ru/ind ex. php? pa ge=book&id = 84786 . - На рус. яз. - ISBN 978-5-98699-134-4.

10.Schleicher A. Building a high-quality teaching profession: Lessons from around the world, OECD Publishing, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http:/ / dx.doi.org/10.1787/9789264113046-en (дата обращения: 15.04.2015).

DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS AS A DISTORTION OF FAMILY EDUCATION

Kushka Mark Crigorievich, Postrgarduate student, Moscow State Pedagogical University, Moscow

in the article the author at the gnoseological level considers the problem of aggressiveness and deviant behavior of adolescents in the perspective of moral education of the individual in the conditions of modern society, determining the causes of its occurrence and the factors that can have a significant impact on the formation of the personality of the teenager. All the conclusions presented in the paper are based on the fact that deviations from social norms that are not based on great diversity have some common causes supporting their existence, leading to their growth and prevalence. The consideration of the adolescent's deviant behavior in the present paper is based on the classification of causes into objective and subjective contradictions of social development that can disrupt the interaction of the adolescent's personality with the social environment and lead to such forms of behavior of individuals that are not consistent with the current normative system in society, in this article, the author describes a number of features and causes of the deviant behavior of adolescents in terms of the role of the institution of the family in the propaedeutics of this pathology. The significance of the results obtained by the author in the course of the study is determined by the possibility of their use in the development of the content of prevention programs, based on the presented micro - social risk factors-individual and family, which will allow to develop methodological recommendations for their subsequent implementation in the system of educational institutions.

Keywords: deviant behavior; teenager; aggression; aggressiveness; family; family values; upbringing; morality.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ИСКАЖЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

УДК 377.4 ВАК РФ 13.00.05

В статье автор на гносеологическом уровне рассматривает проблему агрес- © Кушка М.Г., 2018 сивности и девиантного поведения подростков в ракурсе нравственного воспитания личности в условиях современного общества, определяя причины его возникновения и факторы, способные оказать значимое влияние на формирование личности подростка. Все представленные в работе выводы, основываются на том, что отклонения от социальных норм, невзерая на большое разнообразие, обладают некоторыми общими причинами, поддерживающими их существование, ведущими к их росту и распространенности. Рассмотрение девиантного поведения подростка в представленной работе основывается на классификации причин на объективные и субъективные противоречия общественного развития, способные нарушить взаимодействие личности подростка с социальной средой и привести к таким формам поведения индивидов, которые не согласуются с действующей в обществе нормативной системой. В данной статье автором дано описание ряда особенностей и причин девиантного поведения подростков с точки зрения роли института семьи в пропедевтике данной патологии. Значимость результатов, полученных автором в ходе исследования, определяется возможностью их использования при разработке содержания программ профилактики, опираясь на представленные микросоциальные факторы риска - индивидуальные и семейные, что позволит разработать методические рекомендации с целью последующих их внедрения в систему образовательных учреждений.

Ключевые слова: девиантное поведение; подросток; агрессия; агрессивность-семья; семейные ценности; воспитание; нравственность.

Исследуемая в представленной работе проблема агрессивности у девиантного подростка обладает особым смыслом. Целью исследования стал теоретический анализ проблемы формирования и социализации личности подростка, выявление психосоциальных факторов риска и защиты в условиях деформации современного семейного воспитания. Агрессия, проявляемая девиантными подростками, всегда и до сих пор остаётся одной из трудноразрешае-мых на предметном и на гносеологическом уровне проблем. Такого рода социально опасные явления, которые, как правило, связывают с понятиями "агрессия" и "агрессивность", были всегда предметом споров среди ученых, занятых изучением данного феномена, его пропедевтикой и коррекцией.

Так, например, Я.И. Гилинский под девиантным поведением подростка понимает "<...> его действие, которое не соответствует общепринятым или фактически сложившимся в данном социуме нормам" [3, с.26]. Н.В. Жигинас в ходе анализа, рассматриваемого нами поведения, пришел к выводу, что оно является "<...> отклонением от принятых в конкретной социальной среде социально-нравственных норм, дисфункция культурных ценностей и самореализации в социуме, к которому принадлежит человек" [4, с.87]. По мнению другого автора многочисленных исследований, В.В. Ковалёва, девиантное поведение подростка - это поведение, отклоняющееся от установленных в обществе нравственных норм. При этом ученый выделяет ряд основных, с его точки зрения, вариантов, среди которых: 1) избегание от учебной и трудовой деятельности; 2) антиобщественные действия, носящие насильственный, корыстный и сексуальный характер; 3) употребление алкоголя, наркотических веществ; 4) бродяжничество; 5) азартные игры [8, с.21 ]. А.Г. Абрумова, Е.В. Зма-новская и И.С. Кон классифицировали девиантное и делинквентное поведение, определяя его как "<...> действия личности, которое существенно отклоняется от установленных в конкретном социуме

КУШКА Марк Григорьевич,

аспирант, кафедра Педагогики, Московский педагогический государственный университет, Институт "ВШО", Москва

СО

1-Н

О cu

-О X

2

г-

CU

cu

Ё

99

ЪС

LU

s ъс u

uj

<

d uj

*

100

законов, уголовно наказуемых в своих краиних проявлениях, угрожая тем самым" [4, с.56-57].

В чём же причина такого поведения подростка. По мнению Л.С. Выготского, суть подросткового возраста заключается в несовпадение трех значимыхточек его созревания, указывая, что "<...> половое созревание подростка начинается и оканчивается значительно раньше, чем заканчивается его общеорганическое развитие, и раньше, чем он достигает заключительного этапа своего социально-культурного формирования" [2, с.17]. Л.С. Выготский в своих научных трудах неоднократно указал на типичные черты подростка, среди которых: 1) развитие интроспекции, способной привести к самоанализу; 2) зарождение интереса к своим эмоционально-чувственным переживаниям; 3) неудовлетворенность собой и окружающим его миром, и, как следствие, уход в себя; 4) появление чувства собственной исключительности; 5) устремленность к самоутверждению, путем противопоставления себя окружающим, проводящие к возникновению конфликтных ситуаций [2, с.27-28].

Вышесказанное позволяет нам говорить о том, что разнообразные отклонения в поведении подростков могут быть тесным образом связаны с трансформациями, происходящими в личности подростка. Это утверждение основано на том, что происходящие в подростковом возрасте психофизическое, умственное, социальное и эмоциональное формирование личности несколько отличается качественным новообразованием, во многом определяемым всю совокупность дальнейших особенностей взросления и поведения подростка.

С точки зрения O.A. Ахметова, отклонения в поведении следует рассматривать как результат допущенной педагогической запущенности изначально психически неустойчивого подростка, который, как по физическому, так и половому развитию значительно отстаёт от своих сверстников, а также обладает аномалиями развития организма, ускоренным половым развитием, повышенной степенью эффективности, возбудимости,агрессивности и расторможенностью влечений [1,с.24].

Непосредственно "агрессия", рассматриваемая в качестве социально-психологического феномена в существующих концепциях чаще всего, рассматривается с точки зрения методологии психологического знания, при которой основополагающим в агрессии выступает такое понятие, как процесс социализации, т.е. формирующего влияния социальной ситуации на развитие личности подростка, реализацию

закрепленных механизмов агрессивного поведения, усугубляемое аномалиями развития.

Новые обстоятельства,заключающие в себе повышенные требования со стороны взрослого окружения и товарищей, давление общественным мнением, смысл которых определяется уже не столько успехами школьника в учении, необходимостью соблюдения "кодекса нравственности" выступают в качестве причины порождения мотивов, побуждающих подростка устремиться к анализу самого себя и сравнению себя с другими.

Совокупность психологических особенностей проявления агрессии в поведении подростков рассматриваются нами в контексте проблемы формирования и социализации его личности, что обуславливает необходимость исследования данного процесса с точки зрения нравственного воспитания. Следует отметить, что социальная дезорганизация выступает неотъемлемой частью процесса социальной трансформации личности. Ряд ученых отмечает, что большинство явлений осуждаются тогда, когда отмечается уменьшение влияния на поведение подростка групповых норм. Социальная трансформация постоянно содержит в себе некоторое ослабление реализации социального контроля со стороны референтной группы или родителей подростка. К подобным "кризисам" следует относить естественные процессы, среди которых моральное созревание, социальные процессы, как-то привлечение к уголовной ответственности, ситуативно-шоковое воздействие - смерть друга в автокатастрофе, влюбленность подростка в представителя другой социальной среды.

В этой связи, социальная дезорганизация выступает в качестве аспекта социальной трансформации, что в свою очередь обуславливает принятие подростком шаблонов поведения, осуждаемые обществом. В некоторых эпидемиолого-психиатрических исследованиях [4] авторами установлено, что фактическая распространенность разнообразных психических расстройств у российских подростков составляет порядка 18-22 %, что практически в 2 раза выше, чем в так называемых развитых странах. Причину этому, мы видим в ближайшем семейном окружении подростка.

В ходе нашего исследования были выделены психосоциальные факторы риска и защиты. К факторам риска, на наш взгляд, следует отнести жёсткость в воспитании со стороны родителей, применение физических наказаний, к факторам защиты - сплочение членов семьи, образование родителей подростка и

безопасный район проживания. Кроме перечисленного, к специфическим факторам риска интернальных проблем следует, на наш взгляд, отнести женский пол, старший возраст обоих родителей и одобряемый в семье алкоголизм, а в качестве специфических факторов защиты мы отнесли материальный достаток семьи и совместное проведение досуга. Среди специфических факторов риска экстернальных проблем нами были выделены: мужской пол, младший возраст, вестернизация, употребление алкоголя и наркотиков самим подростком. В этом случае показатели, характеризующие атмосферу семейной обстановки, обладали гораздо большим значением для психического здоровья подростка, нежели социально-экономическое положение.

К девиантным формам поведения некоторые ученые относят микросоциальную запущенность подростка и характерологические ситуационные реакции протеста, реакцию группирования со сверстниками, дромоманию и реакции, формируемые под влиянием сексуальных влечений, способных привести к малолетней проституции [6, с.52-56]. Наше мнение о том, что значимое влияние на формирование девиантного поведения подростка способны оказать семейные отношения, совпадает с мнениями многих ученых. Безнадзорность со стороны родителей, общее ослабление реализации социального контроля выступают в качестве внешнихусловий, допускающих возможность бесконтрольного поведения подростка, способное в дальнейшем перейти в неспособность личности к самоограничению [7, с.192].

Протестные формы, проявляемые в поведении подростка, развиваются у него в ответ на ущемленное самолюбие или недовольство требованиями, а в качестве причины протеста могут выступать конфликты между родителями подростка, их равнодушное отношение к нему, болезненное для его самолюбия наказание или запрет чего-либо значимого для подростка.

Основу отклонений в поведении подростка составляют неразвитость социально-культурных потребностей и "нищета" духовного мира, что в совокупности приводит к превалированию в социальных отношениях бездуховности и безнравственности.

С нашей точки зрения, нравственность отображает общечеловеческие ценности, в то время как мораль находится в непосредственной зависимости от определенных условий жизни разнообразных слоев общества. Это объясня-

ет тот факт, что при изменении формы общественного устройства, трансформируется мораль, в то время как нравственность остается вечной категорией.

При рассмотрении духовно-нравственного воспитания в широком плане, его можно отнести к интегральному, стратегическому и интеллектуальному ресурсу общества. Нравственный компонент духовно-нравственного воспитания развивается под воздействиями, оказываемыми на сознание человека, влияя тем самым на внешние формы его поведение, на его отношение к окружающему миру, отражая ценностные ориентации личности.

Воспитание нравственности возможно, на наш взгляд, только на примере взаимоотношений родителей. Наше утверждение основано на том, что нравственность не записана в генотипе, и в различных моральных предписаниях. Действия подростка определяются объемной картиной мира, формируемой в родительском доме. Глубина депрессивности подростков обусловлена кризисом духовно-нравственной сферы современного общества и разрушением традиционных устоев семьи.

В ходе исследования мы выделили ряд деформаций, которые присутствуют в сфере современного семейного воспитания, среди них:

- утрата традиционного понимания семейного воспитания как добровольной, жертвенной родительской любви и деятельности, направленной на сотворение духовной общности с подростком;

- отсутствие навыков совместного переживания с подростком, событий семейной жизни;

- нарушение преемственности педагогической традиции в семье, что отражается на родительской неграмотности в вопросах приоритетов воспитания в различные периоды детства и закономерностях формирования духовно-нравственного мира подростка;

- потеря родителями традиционно сформированных нравственных ориентиров, что приводит к неспособности семьи удержать подростков от пристрастий и пороков;

- утрата навыков реализации социальных ролей бабушками и дедушками и, как следствие, неспособность осуществлять помощь в виде мудрого наставничества детям и внукам.

Как результат многочисленных проблем внутрисемейных родительских и детско-роди-тельских отношений является развитие девиантного поведения и агрессивности подростков:

- высок процент подростков, характеризуемых отклонениями от общепринятой нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения;

ЪС

I

lu

S

u uj

<

CI uj

*

102

-деформированы процессы формирования нравственной сферы подростка, что обуславливает сбои в освоение системы нравственных эталонов, овладение навыками согласования своего поведения подростка с системой нравственных ориентиров;

- утрата чувства ответственности перед своей семьей и обществом в целом;

- духовную пустоту семейных отношений подростки пытаются заполнить общением в компаниях сверстников.

Одновременно с семейным кризисом, на сегодняшний день существует кризис системы общественного воспитания, которая не способна изменить сложившуюся ситуацию, внеся положительный вклад в восстановление ранее утраченных традиционных семейных ценностей:

-тема нравственности и целомудрия практически не отражена в содержании образования;

- в образовательной программе отсутствует такой учебный предмет, как, например, "Духовно-нравственные основы семьи";

- не пресечено внедрение в систему образования циничных программ полового просвещения подростков.

Осложняет ситуацию и утрата современным обществом представлений о духовности и нравственности:

- в социокультурном пространстве темы воспитательной направленности практически не поднимаются,а если и присутствуют,™ бессистемно теряются в потоке второстепенной информации;

-такназываемая массовая культура выступает в качестве орудий нравственного растления подрастающего поколения, пропагандируя цинизм в сфере семейных отношений и "свободную любовь".

Таким образом, развитию девиантного поведения современныхподростков одновременно способствует целый комплекс факторов и причин, среди которых одной из серьезных является безнравственная идеология общества, которое отстаивает либеральные ценности,

окончательно подрывающих традиционно сформированные семейные устои. Результат разрушения семейных ценностей, утрата ею основообразующих воспитательных функций приводят формированию целого поколения инфантильных подростков, часть которых, не справившись с жизненными затруднениями и не найдя поддержки со стороны близких им людей - родителей, приобретают склонность к асоциальным проявлениям, агрессии деви-антному поведению. Осуществленный нами теоретический анализ позволил более детально рассмотреть проблемы формирования и социализации личности подростка, а также выявить психосоциальных факторов риска и защиты в условиях деформации современного семейного воспитания.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ахметова O.A., Кузнецова В.Б., Слободская Е.Р. Распространенность отклонений психического здоровья у детей и подростков и значение психосоциальных факторов : материалы Межрегиональный научно-практической конференции. -Новокузнецк, 2006. - С. 23-29.

2. Воспитание трудного ребенка: дети с девиант-ным поведением : учебно-метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. - М.: Владос, 2001. - С. 17-28.

3. Гилинский Я.И. и др. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. / Я.И. Гилинский, В.Г. Афанасьев - СПб.: Питер, 2009. - С. 26.

4. Жигинас Н.В. Тендерные особенности социализации (на примере агрессивных девиантных подростков) : дис. ... канд. психол. наук / Н.В. Жигинас. - Томск, 2002. - 151 с.

5. Жигинас Н.В. и др. Особенности влияния микросоциальных условий на формирование личностных черт, поведенческих расстройств и тендерной идентичности подростков / Н.В. Жигинас, М.М. Аксенов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. -2006. - Вып. 2 (53). - С. 47-50.

6. Жигинас Н.В. и др. Роль микросоциума в формировании тендерного перекоса у подростков / Н.В. Жигинас, М.М. Аксенов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2005. - № 4. - С. 52-56.

7. Змановская Е.В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2013. - Вып. 5 (133). - С. 189-194.

8. Ковалёв В.В. Патология личности и девиантное поведение: Руководство по психиатрии / В.В. Ковалёв - М.: Наука, 1989. - С. 21.

THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF MEMORY OF YOUNGER STUDENTS DURING TRAINING Mikerova Galina Georgievna, DSc of Pedagogical sciences, Professor Sonco Anna Nikolaevna, Undergraduate student Kuban State University, Krasnodar

The main leading activity of younger students - educational activity-creates great opportunities for the formation of all mental processes of the student, which, in turn, can form the basis of those or other abilities. One of the foundations of developing education is the development of memory of younger students. Memory includes a set

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.