Научная статья на тему 'Семья: агрессия и виктимность несовершеннолетних'

Семья: агрессия и виктимность несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1400
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / VICTIMIZATION BEHAVIOR / ВИКТИМОЛОГИЯ / VICTIMOLOGY / СЕМЬЯ / FAMILY / ДЕФОРМАЦИИ СЕМЬИ / DEFORMATION FAMILY / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / SEXUAL VIOLENCE / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / CHARACTER ACCENTUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Реан Артур Александрович

Освещаются вопросы психологических факторов агрессивного и виктимного поведения. В рамках исследования рассматривается семья как важнейший институт социализации личности и одновременно, как фактор профилактики, и как фактор риска виктимного поведения. Подчеркивается, что асоциальное, девиантное поведение детей и подростков серьезно увеличивает риски виктимности. Анализируется влияние семьи на формирование агрессивности детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family: aggression and victimization of minors

Discussed issues of psychological factors of victimization and aggressive behavior. The family as an important institution of socialization, is regarded as both a factor in the prevention of, and as a risk factor for victimization behaviors. It is emphasized that antisocial, deviant behavior of children and adolescents seriously increases the risk of victimization. Analyzed studies of family influence on the formation of aggressive children and adolescents.

Текст научной работы на тему «Семья: агрессия и виктимность несовершеннолетних»

СЕМЬЯ: АГРЕССИЯ И ВИКТИМНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

АРТУР АЛЕКСАНДРОВИЧ РЕАН,

профессор кафедры юридической психологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

директор федерального проекта «Крепкая семья», член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук

E-mail: 4269207@gmail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Освещаются вопросы психологических факторов агрессивного и виктимного поведения. В рамках исследования рассматривается семья как важнейший институт социализации личности и одновременно, как фактор профилактики, и как фактор риска виктимного поведения. Подчеркивается, что асоциальное, девиантное поведение детей и подростков серьезно увеличивает риски виктимности. Анализируется влияние семьи на формирование агрессивности детей и подростков.

Ключевые слова: виктимное поведение, виктимология, семья, деформации семьи, агрессия, сексуальное насилие, акцентуации характера.

Annotation. Discussed issues of psychological factors of victimization and aggressive behavior. The family as an important institution of socialization, is regarded as both a factor in the prevention of, and as a risk factor for victimization behaviors. It is emphasized that antisocial, deviant behavior of children and adolescents seriously increases the risk of victimization. Analyzed studies of family influence on the formation of aggressive children and adolescents.

Keywords: victimization behavior, victimology, family, deformation family, aggression, sexual violence, character accentuations.

Вначале следует определиться с основными понятиями. Под агрессией мы будем понимать любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей.

Понятия «агрессия» и «агрессивность» не синонимичны. Под агрессивностью в дальнейшем будем понимать свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, агрессия есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту; а агрессивность — это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.

Различение понятий агрессия и агрессивность ведет к важным следствиям. А именно: ни за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности; агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.

Виктимология (от лат. ^кйша — жертва) — это буквально учение о жертве. Виктимология возникла как раздел криминологии, и по сей день рассматривается в этом статусе. Хотя, по мнению ряда авторов, она

постепенно превращается в самостоятельную научную дисциплину. В любом случае ясно, что в структуре вик-тимологии психологическая составляющая занимает значительное место (В.Л. Васильев, В.Е. Христенко, А.А. Реан). Виктимное поведение — это поведение жертвы, т.е. такое поведение личности, которое значительно повышает риски субъекта стать жертвой преступления.

В контексте темы нашего обсуждения, сформулируем вначале два положения.

♦ семья может быть как фактором профилактики, так и фактором риска виктимного поведения;

♦ виктимное поведение—это не обязательно пассивное, пассивно-страдательное поведение жертвы. Виктимным может быть и поведение активное, активно-агрессивное.

Или в других терминах об этом же говорят так: инициативные жертвы насилия и пассивные жертвы насилия1.

По видам поведение потерпевших, например, от умышленных убийств и причинения тяжкого вреда здоровью распределилось следующим образом2:

1) положительное поведение — 10,1%. Положительное поведение заключалось в защите третьего

1 Варчук Т.В. Виктимология. М., 2009. С. 188, 189.

2 РивманД.В. Криминальная виктимология. СПб., 2002. С. 127, 128.

лица от нападения (3,7%), в требовании прекращения нарушения, без защиты кого-либо (4,1%), в требовании нормального поведения в семье (1,4%) и т.п.;

2) негативное поведение — 65,2%. Негативное поведение заключалось в нападении на причинителя вреда (16,7%), в оскорблениях, скандалах, издевательствах, унижениях (9,7%), в ненадлежащем поведении, включая неоказание сопротивления при наличии к тому возможности (38,8%);

3) нейтральное поведение, т.е. такое, которое не способствовало и не препятствовало преступнику — 24,7% от общего числа жертв.

Главные мотивы вступления подростков в драку (что, естественно, является фактором риска самому стать жертвой) следующие: «Оскорбили меня» — 70%, «Вынужден был обороняться» — 50%, «Оскорбили моего друга» — 40%3.

Мысли об убийствах и реальность. Исследования психологов показали, что большинство вполне благополучных молодых людей испытывали желание кого-то убить. Если говорить конкретнее, то такое желание фиксировалось в исследованиях у 76% (по другим данным 79%) мужчин и 52% (другое исследование — у 62%) женщин4. На кого же направлены такие мысли в первую очередь? И женщины и мужчины в большинстве случае избирают в качестве жертвы мужчину. Таковых примерно 85% среди мужчин и 65% среди женщин. Эти фантазии согласуются с реальными статистическими данными, которые свидетельствуют о том, что мужчины гораздо чаще становятся жертвами убийств. Поразительно в данных этих исследований и то, что как мужчины (59%), так и женщины (33%) думали о том, чтобы убить совершенно незнакомого человека. Несмотря на то, что мысли об убийстве достаточно высоко распространены в выборке как мужчин, так и женщин, реальная ситуация в этом контексте разительно отличается. Как свидетельствуют данные статистики (США, Канада, Австралия, Шотландия и др.) приблизительно 90% всех убийств совершаются мужчинами5. Аналогичная статистика характерна и для России. Психологически такое гендерное расхождение между мыслями об убийстве и реальностью объясняется тем, что женские агрессивные фантазии более скоротечны, чем мужские. В исследовании фиксировалось, что они продолжались несколько секунд или минут, в то время как аналогичные мысли мужчин не покидали их часами, днями и даже неделями. Кроме того, женские фантазии сопровождаются меньшим количеством деталей и зачастую сводятся к аб-

страктным помыслам. Фантазии же мужчин сопровождаются большей детализацией, переходят в плоскость размышлений о том, как осуществить задуманное, т.е. по существу переходят от уровня пожеланий-намерений к уровню конкретного планирования.

Что в семье влияет на отклоняющееся поведение детей? Долгое время считалось, что социально отклоняющееся развитие личности связано со структурной деформаций семьи, под которой понимается просто неполная семья — отсутствие одного из родителей (чаще отца). Статистические данные по преступности несовершеннолетних, полученные в разных странах мира, подтверждали этот вывод. Однако, в 60—70-е гг. обнаружилась другая тенденция. Сначала разница между полными и неполными семьями по количеству «выдаваемых» ими подростков-правонарушителей стала неуклонно сокращаться, а затем и практически полностью исчезла. В настоящее время считается, что основным фактором негативного влияния семьи на развитие личности является не структурная, а психосоциальная деформация семьи. И это общемировая тенденция.

Агрессивное, конфликтное поведение: личностная склонность или отсутствие «правильных» навышов? Итак, как мы видим, само агрессивное поведение может быть фактором риска виктимности. Вносит ли семья какой-то вклад в формирование агрессивного поведения? Безусловно, да.

Формирование просоциального поведения личности связано не только с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания за асоциальное поведение, но и обязательно (и может быть, даже в первую очередь) с активным социальным научением про-социальным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий и реализации различных мотиваций личности. Ведь как установлено6, наиболее выраженные различия между детьми с деструктивным и конструктивным социальным поведением обнаруживаются не в личностном предпочтении деструктивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социализации конст-

3 Собкин В.С. и др. Подросток: нормы, риски, девиации. М., 2005. С. 88.

4 Кенрик Д. Секс, убийство, смысл жизни. СПб., 2012; BussD., Duntley J. The evolution of aggression // Evolution and social psychology. New York, 2006. Р. 263—286.

5 Кенрик Д. Указ. соч.

6 Keltikangas-Jarvinen L., Kangas P. Problem-solving strategies in aggressive and nonaggressive children // Aggr. Behav. 1988. № 4. Р. 255—264.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

руктивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.

Строгость наказания и детская агрессия. На сегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость.

Эта зависимость, как оказалось, распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, т.е. используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребенка.

В одном эксперименте изучалось агрессивное поведение детей-третьеклассников в связи особенностями стратегий родительского наказания7. К первому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то назвать нельзя) относили просьбы вести себя по-другому и поощрения за изменение поведения. Ко второму уровню наказаний (умеренные наказания) относили словесное порицание, выговоры, брань. К третьему уровню наказаний (строгие наказания) относили физическое воздействие, шлепки, подзатыльники. В результате исследования было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию, и соответственно, характеризовались одноклассниками как агрессивные.

Наказания за агрессию детей между собой (братья, сестры): каков результат? В одном из исследований8 было показано также, что вмешательство родителей при агрессии между братьями — сестрами может на самом деле оказывать обратное действие, и стимулировать развитие агрессии. Результаты этого исследования в наглядной графической форме представлены на рис. 19.

Нейтральная позиция родителей, как следует из этого исследования, оказывается предпочтительной. Самой неэффективной стратегией оказывается вмешательство родителей в форме наказания старших сиб-сов, так как в этом случае уровень как вербальной, так и физической агрессии в отношениях между братьями-сестрами оказывается наиболее высоким. Сходные результаты были получены и в других исследованиях10.

Игнорирование агрессии—действительно ли лучший выкод? Обобщение результатов подобных иссле-

Рис. 1. Уровень агрессии между братьями и сестрами в зависимости от вмешательства родителей в ссоры детей ^екоп & Russo, 1988)

дований приводит специалистов к формулированию предложения относиться к агрессии между сибсами особым образом — игнорировать ее, не реагировать на агрессивное взаимодействие братьев — сестер. Однако, такой вывод представляется все-таки слишком радикальным. Иногда не реагировать на агрессию во взаимодействии братьев — сестер родителям просто не возможно, а подчас и прямо вредно и небезопасно. В ряде ситуаций (например, когда агрессивное взаимодействие между сибсами уже не является редким исключительным случаем) нейтральная позиция родителей может только способствовать дальнейшей эскалации агрессии. Более того, такая позиция может создавать благоприятные условия для социального научения агрессии, закреплению ее как устойчивого поведенческого паттерна личности, что имеет уже долгосрочные негативные последствия.

В исследовании, о котором мы говорили выше, изучались лишь две альтернативы реагиования родителей на агрессию между братьями-сестрами: 1) нейтральная позиция, т.е. игнорирование фактов агрессии

7 Eron L.D., WalderL.O., Toigo R, LeíkowitzM.M. Social class, parental punishment for aggression and child aggression // Child Development. 1963. № 34. Р. 849—867.

8 Felson R.B., Russo N. Parental punishment and sibling aggression // Social Psychology Quarterly. 1988. № 51. Р. 11—18.

9 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. С. 98.

10 Patterson G.R., Stouthamer-Loeber M. The correlation of family management practices and delinquency // Child Development. 1984. № 55. Р. 1299—1307.

и 2) наказание детей (в одном варианте — старших, в другом — младших). Очевидно, при такой суженной альтернативе нейтральная позиция действительно оказывается относительно (и только относительно) лучшей. Однако, возможны и другие альтернативные способы родительского реагирования на агрессию между сибсами, которые не были здесь предметом изучения. Одним из таких способов реагирования является обсуждение возникшей проблемы, осуществление переговорного процесса, научение на конкретном примере возникшего конфликта конструктивным, неагрессивным способам его разрешения. Ведь, как экспериментально доказано в других исследованиях, агрессивные дети отличаются от неагрессивных, в первую очередь, именно слабым знанием конструктивных (альтернативных агрессивным) способов разрешения конфликтов.

Жертвы сексуального насилия. Причины виктим-ного поведения. В начале обсуждения этой темы сформулируем важный для дальнейшего изложения постулат. Жертва изнасилования в принципе не может быггь правонарушающей. Она может быть легкомысленной, некритичной, неосмотрительной, но не более.

Неблагополучная семья — может ли она быть причиной виктимного поведения в случаях сексуального насилия?

Конечно, да. Изучение потерпевших от изнасилования с негативным поведением показывает, что в его основе лежат недостатки воспитания, нравственного формирования их личности. Для потерпевших этой группы характерны неосмотрительность, легкомыслие в приобретении рискованных знакомств.

По имеющимся данным11, 38,6% жертв находились в момент насилия над ними в состоянии алкогольного опьянения. Усугубляет негативную картину и то, что 92,8% потерпевших употребляли спиртные напитки вместе с насильниками.

В доме преступника было изнасиловано 76,9% от общего числа жертв, находящихся в состоянии опьянения. Из них: постоянными знакомыми — 17,9%, случайными знакомыми — 53,9%, родственниками — 5,1%.

Изнасилованы в доме потерпевшей только 5,1%.

В ситуации изнасилований, совершенных знакомыми, нередко выбор преступника предопределяется репутацией жертвы как доступной или неразборчивой в выборе знакомых. Исходя из этого, насильники почти всегда рассчитывают на то, что их жертвы не будут обращаться в полицию.

Демонстративная акцентуация как фактор риска виктимного поведения при изнасиловании. Следующий фрагмент из материалов проведенной нами су-дебно-психологической экспертизы по делу об изнасиловании 16-летней Н. достаточно хорошо разъясняет сказанное12. В процессе психологического исследования личности потерпевшей и анализа ситуации, кроме всего прочего, было установлено следующее. Характерными чертами Н. являются демонстративность поведения и эгоцентризм. У нее диагностируется акцентуация характера истероидного типа (по А. Личко)13. Однако, известно, что для данного типа акцентуаций эгоцентризм может с наибольшей силой проявляться как раз в сфере сексуальных реакций — через демонстративное поведение, афиширование своих реальных и мнимых связей, самооговоры в целях привлечения к себе внимания окружающих. С учетом этих моментов был проведен анализ поведения Н. в предкриминаль-ной ситуации. Гуляя вместе с двумя своими подругами вечером, около 23 часов Н. встретила своего знакомого — 17-летнего Г., учащегося ПТУ. Всем своим поведением в процессе завязавшейся беседы Н. пыталась демонстрировать свою «взрослость», большую опытность по сравнению с подругами в общении с юношами. Ей было лестно, что именно ей в присутствии еще двух девушек Г. предложил покататься на мотоцикле, и она охотно на это согласилась. Поведение Н. стало иным, как только они оказались наедине — вдвоем, в поле, вдали от жилого массива. И это естественно, — ведь «девушка легкого поведения» — это всего лишь ситуативный имидж Н., причем эта демонстрация была рассчитана не столько на Г., сколько на подруг Н. На предложение Г. вступить в половую связь Н. ответила отказом, просила ее не трогать, отвезти домой. Угрозами совершить насилие в извращенных формах, Г. подавил сопротивление Н. и совершил насильственный половой акт. Таким образом, эгоцентризм Н., демонстративность поведения и жажда внимания определили ее виктимное поведение в криминальной ситуации, которое могло оказать стимулирующее (или провоцирующее) воздействие на поведение, совершившего насилие 17-летнего Г., на все дальнейшее развитие криминогенной ситуации.

11 РивманД.В. Указ. соч. С. 158—160.

12 Реан А.А. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании // Психологический журнал. 1990. № 2. С. 74—81.

13 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

Благополучная семья—может ли она быть фактором риска виктимного поведения? Оказывается, в ряде случаев тоже да. Хотя, сам термин «благополучная семья» нуждается и в определении, и в уточнении критериев. Но в рамках данной работы этим мы сейчас не можем заниматься.

Исследования же показывают, что фактором риска виктимного поведения относительно сексуального насилия является один из распространенных стилей семейного воспитания. И это — стиль авторитарного воспитания, в том его варианте, когда от ребенка требуют беспрекословного повиновения, основанного не на понимании требований, а на слепом их выполнении14. Психологический механизм виктимного поведения здесь, очевидно, ясен.

В настоящее время в психологии имеются значительные теоретические наработки и накоплен большой практический опыт семейного консультирования и оказания помощи семьям различного типа, с различными психологическими проблемами. Применительно к семьям с детьми, важнейшими показателями, на которые необходимо обращать внимание, считаются следующие: 1) особенности эмоциональных отношений между детьми и родителями; особенности материнской и отцовской любви; 2) тип семейного воспитания; характер требований к ребенку; система поощрений и наказаний; 3) степень рефлексивности родителей, адекватности образа ребенка15.

Любовь, забота и ответственность. Любовь, забота и ответственность — вот краеугольные основания морально-психологического благополучия семьи и успешного просоциального развития личности ребенка в ней. В современной психологической науке, в рамках одной из наиболее авторитетных концепций личности16, принято считать, что потребность в любви, признании и уважении является одной из фундаментальных потребностей личности. И она входит в пятерку основных, базовых потребностей человека, наряду с потребностями выживания, т.е. физиологическими и потребностью в безопасности.

В 60-е гг. в США приобрело популярность течение, связанное с таким воспитанием, когда родители минимально вмешиваются в жизнь ребенка, предоставляя ему максимальную свободу в принятии решений и, собственно, в жизни. Предполагалось, что это выражение уважения к личности ребенка, вроде как либерально-демократический подход в практике воспитания. Однако, психологические исследования, проведен-

ные отсрочено — спустя годы, показали, что именно дети из этих семей, имели во взрослой жизни больше проблем. И что особенно показательно — именно дети, выросшие в этих семьях, отмечали наибольшую неудовлетворенность своим семейным детством17.

Оказалось, что предоставленная родителями свобода, в конце концов, воспринималась не как особое доверие и уважение к личности ребенка, а как недостаток или даже отсутствие родительской любви и заботы.

Реально благополучная семья, психологически благополучная семья — является краеугольным камнем профилактики виктимного поведения. То, что виктим-ность поведения в основном определяется личностными качествами, не отменяет этого вывода, но только усиливает его. Потому, что сами эти качества формируются во многом именно в процессе семейной социализации, детерменированы стилями семейного воспитания и особенностями межличностных отношений в ней.

Литература

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2000.

2. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. М.-СПб., 2005.

3. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.

4. Реан А.А. Подростковая агрессия: Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2007. С. 324—337.

5. Реан А.А. Психология личности. СПб., 2013.

6. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. Ростов н/Д., 2004.

7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2007.

References

1. Vasiliev V.L. Legal psychology. SPb., 2000.

2. Konnor D. Aggression and antisocial behavior in children and adolescents. M.-SPb., 2005.

3. Maslow A. Psychology of being. M., 1997.

4. Rean A.A. Adolescent aggression: The psychology of a teenager / Ed. by A.A. Rean. SPb., 2007. P. 324—337.

5. Rean A.A. Psychology of personality. SPb., 2013.

6. Khristenko V.E. The Psychology of the victim's conduct. Rostov o/D., 2004.

7. Schneider L.B. Deviant behavior of children and adolescents. M., 2007.

14 Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977. С. 98.

15 Карабанова О.А. Основы семейного консультирования // Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А. Реана. М., 2009. С. 454—518.

16 Маслоу А. Мотивация и личность. СПБ. 1999.

17 Массен П., Конджер Дж, Каган Дж, Хьюстон А. Развитие личности ребенка. М., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.