ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 159.9.075
Жулина Галина Николаевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной и возрастной психологии, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону (РФ). E-mail: g-rybka@yandex.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Аннотация. Цели исследования - изучение особенностей профессионального самоопределения подростков, склонных к девиантному поведению, и проектирование программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков.
Методы и методики исследования. Использовались методы теоретического анализа, эмпирические методы и следующие методики: диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), автор - А. Н. Орел; опросник Е. А. Климова «Информированность о мире профессий»; опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой; анкета для определения личной профессиональной перспективы (ЛПП) Н. С. Пряжникова, а также методы математической статистики (критерий Манна-Уитни).
Результаты. Выявлены возрастные различия некоторых компонентов профессионального самоопределения подростков, склонных и не склонных к девиантному поведению. Предложен проект программы психолого-педагогического сопровождения подростков с низким уровнем сформированности компонентов профессионального самоопределения.
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в расширении и уточнении научных представлений о психологических особенностях подростков, склонных к девиантным формам поведения; предложены пути совершенствования организации психолого-педагогического сопровождения таких подростков в условиях нестабильности общества.
Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования данные послужили основанием для проектирования программы психолого-пе-
дагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков разного возраста. Материалы статьи можно использовать в консультативной деятельности психологов, занятых в сфере образования, при построении программ профилактики девиантного поведения подростков, решении практических задач их профессионального самоопределения.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, девиантное поведение, профессиональная готовность, личная профессиональная перспектива, сопровождение профессионального самоопределения, подростки.
DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-5-69-96
Статья поступила в редакцию 15.12.2015.
Принята в печать 26.04.2016.
Galina N. Zhulina
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Organizational and Developmental Psychology, Southern Federal University, Rostov-on-Don (RF). E-mail: g-rybka@yandex.ru
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS INCLINED TO DEVIANT BEHAVIOR
Abstract. The aim of the research is to study the peculiarities of teenagers' professional self-determination inclined to deviant behavior, the design of the psychological and pedagogical program of professional self-determination for adolescents.
Methods. The methods involve theoretical analysis on the research problem, empirical methods and techniques (methods in diagnostics of tendency to deviant behavior (SOPS) by A. N. Orel, questionnaire to determine the professional readiness by L. N. Kabardova; questionnaire «The knowledge about the world of professions» by E. A. Klimov; the questionnaire for determining personal professional perspective by N. S. Pryazhnikov), methods of mathematical statistics (the MannWhitney test).
Results. The age differences of some components of adolescents' professional self-determination are revealed. It is proved that there are differences for some components of professional self-determination of adolescents, inclined and not inclined to deviant behavior. The program project of psychological and pedagogical support of professional self-determination for adolescents is proposed.
Scientific novelty and theoretical significance of the work consists in the expansion of scientific ideas about the psychological characteristics of adolescents who are prone to deviant forms of behavior. The study clarifies the scientific view
of professional self-determination of a teenager and organization of psychological and pedagogical support of driving in instability of society.
Practical significance. The results allow to solve practical problems of professional self-determination of adolescents. The obtained results can be used in advisory, developmental directions of practical psychologist in education, in building programs of prevention deviant behavior for teenagers. The results of the study served as the basis for designing the program of psycho-pedagogical support of adolescents' professional self-determination.
Keywords: professional identity, deviant behavior, professional readiness, personal professional perspective, support of professional self-determination, adolescents.
DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-5-69-96
Received: 15.12.2015.
Accepted for printing: 26.04.2016.
Для отечественной и зарубежной психологии проблема профессионального самоопределения сегодня особенно актуальна, так как быстро изменяющиеся условия рынка труда ведут к тому, что большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы. Выбирая специальность, человек планирует способ существования, соотнося свой будущий профессиональный статус со смысложизненными ценностями [5, с. 104]. Однако многие люди в настоящее время вынуждены поступать учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам.
Отечественные исследования проблемы самоопределения личности в профессии связаны с именами Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, Э. Ф. Зе-ера и др. В зарубежной литературе, посвященной данной проблеме, следует отметить работы Д. Сьюпера, Дж. Холланда и др. [19].
Е. А. Климов характеризует процесс самоопределения как приобщение личности к группе профессионалов и развитие человека как субъекта труда. Ученый понимает самоопределение как «важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества "делателей" чего-то полезного, сообщества специалистов» [9, с. 26].
По мнению Н. С. Пряжникова, самоопределение является личностным аспектом формирования специалиста, готового рассматривать себя развивающимся во времени субъектом и самостоятельно находить лично-стно значимые смыслы в конкретной трудовой деятельности. Это предполагает построение личного профессионального плана, формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития. Сущность
самоопределения связана с поиском и нахождением личностного смысла в выбираемой и осваиваемой профессии [12, с. 21-22].
Самоопределение становится центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это время активного поиска возможностей удовлетворения своих интересов, пробы своих способностей, реализации социальных прав на свободу выбора трудовой деятельности с учетом реалий рынка труда [4].
Однако у подростка формируется не само самоопределение в профессии, а готовность к ее выбору, предполагающая наличие определенных нравственно-психологических качеств человека, которые позволяют осознать свои возможности, способности и свое отношение к определенной трудовой деятельности. Особо значимыми для подросткового возраста при становлении индивидуальности являются сформированные потребности, установки, ценностные ориентации и временные перспективы [4, с. 204].
Готовность к выбору трудовой деятельности зависит от многих факторов, в том числе от отношений подростков с родителями. Проведенное нами исследование показало, что профессиональные установки и мотивы старшеклассников взаимосвязаны с качеством детско-родительских отношений [3, с. 130].
В подростковом возрасте формируется дифференцированное отношение к учебным предметам, а внеучебная деятельность развивает намерения в отношении определенных сфер трудовой деятельности, способствует формированию профессиональных мотивов, качеств и способностей [8, с. 91].
Анализ литературы (публикаций В. С. Собкина, Б. И. Хасан, Ю. В. По-пушиной и др.) показал, что у подростков отчетливо проявляется стремление к разрушению различных норм, расширению границ во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, которое может проявляться в деви-антных формах поведения.
Девиации в данном случае можно рассматривать как возрастную форму инициации взрослости, которая провоцирует существенные изменения в мотивационно-целевой структуре учения. Становление в онтогенезе девиантного поведения является особой, важной для самосознания и самоопределения линией в развитии личности. В старшем подростковом возрасте склонность к девиантному поведению уже может проявляться в виде относительно устойчивых личностных качеств [6, с. 64-65].
В психологической литературе девиантным считается поведение, проявляющееся в нарушении общественно принятых норм, нанесении ущерба общественному благополучию, окружающим и себе [17, 18].
В настоящее время наблюдается тенденция к всестороннему изучению проблемы девиантного поведения, выявлению условий возникновения различных форм отклонений в поведении подростков и их профилактике в социально-психологическом, психолого-педагогическом, медико-педагогическом и правовом аспектах [15, 16]. Так, социально-психологический аспект анализируется в работах С. А. Беличевой, описавшей проявления трудновоспитуемости подростков как вариант социальной дезадаптации, т. е. неадекватности их поведения нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которые включены подростки в ходе своего социального развития и становления [1].
Психолого-педагогический аспект поведения подростков довольно широко отражен в работах А. С. Белкина, А. И. Кочетова и др. Эти исследователи рассматривают данную проблему с точки зрения как возрастного подхода, так и общественной активности школьников.
У подростков с отклонениями в поведении часто обнаруживается целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях [20]. Например, в исследовании С. И. Моисеевой показано, что для подростков, склонных к девиантным формам поведения, характерны снижение познавательных потребностей, нарушение самооценки, эмоционально-волевой сферы, деформация ценностных ориентаций и мо-тивационных установок, что проявляется в низком уровне общего интеллектуального развития и нервно-психической неустойчивости [11, с. 6-7].
Н. В. Майсак утверждает, что для подростков с девиантным поведением характерна эмоциональная неустойчивость, выраженная чувствительность и впечатлительность, склонность к раздражительности, и это позволяет автору отнести их к чувствительно-беспокойному, агрессивно-возбудимому типу личности. Особенности подросткового девиантного поведения зависят от взаимоотношений с родителями и частотности повторения отклоняющихся от нормы действий [10, с. 22-23].
Н. С. Свеженцева указывает, что причиной девиантного поведения может стать неудовлетворенная потребность младших подростков в общении со сверстниками, поскольку в этот возрастной период общение воспринимается как средство получения признания, пусть даже в асоциальной группе ровесников [13].
Очевидно, что у «трудных» подростков, в связи с дисгармоничным личностным развитием и неблагоприятными внешними условиями среды, существенно затруднен и процесс профессионального самоопределения, поэтому им требуется профессиональная помощь в данном плане - в противном случае процесс социализации подростка будет нарушен.
По мнению О. С. Тоистеевой, профессиональная дезадаптация подростков, связанная с их девиантным поведением, обусловлена неадек-
ватностью их представлений об окружающем мире, о взаимоотношениях людей в нем. «Необходимым условием профессиональной адаптации подростков является формирование адекватности восприятия ими жизненных реалий, связанных с профессиональной самореализацией и ее образовательными источниками» [14, с. 62].
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, согласно Э. Ф. Зееру, предполагает развитие профессионального «Я» и адекватной самооценки, овладение навыками саморегуляции жизнедеятельности, освоение технологии самосохранения в профессии. Результатом психологического сопровождения становления будет профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала человека, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности [7].
Мы рассматриваем психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков как особую сферу деятельности педагога-психолога, ориентированную на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личности, социальной адаптации, принятии решения об избрании трудовой деятельности и самоутверждении в ней.
Работ, посвященных проблеме такого сопровождения, учитывающего особенности девиантных форм поведения подростков, в настоящее время, на наш взгляд, недостаточно.
Мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие школьники в возрасте 13-15 лет, обучающиеся в 7-9-х классах МБОУ «Школа № 18» города Ростова-на-Дону: всего 101 человек, из них 46 девочек, 55 мальчиков.
С использованием методики «Склонность к отклоняющемуся поведению (СОП)» (А. Н. Орел) сначала изучалась склонность подростков к де-виантному поведению. СОП является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения расположенности подростков разного пола к различным отклонениям в поведении.
На следующем этапе выявлялись отдельные компоненты профессионального самоопределения подростков с учетом выявленных отклонений. Для этого использовались опросник Е. А. Климова, методика Л. Н. Кабар-довой и анкета Н. С. Пряжникова.
Далее полученные результаты подвергались количественной обработке и качественному анализу на основе статистической обработки в компьютерной программе SPSS 17. Для статистической проверки и определения достоверности различий изучаемых переменных применялся критерий Манна-Уитни.
В заключение был разработан проект программы психолого-педагогического профессионального сопровождения подростков.
Исследование склонности подростков разного пола к девиантному поведению показало, что у мальчиков более выражена расположенность к нарушению норм и правил, к аддиктивному (зависимому), самоповреждающему и саморазрушающему поведению, к агрессии и насилию, а также к де-ликвентному (противоправному) поведению. У девочек доминируют показатели, указывающие на трудности волевого контроля эмоциональных реакций. Однако значимые половые различия получены только в отношении склонности подростков к деликвентному поведению (р = 0,044).
По результатам, полученным с помощью методики СОП, все подростки были распределены на две группы: «склонные к девиантному поведению» (п = 24 чел.) и «не склонные к девиантному поведению» (п = 77 чел.).
Исследование возрастных различий компонентов профессионального самоопределения подростков позволило сделать следующие выводы (рис. 1):
• достаточный уровень информированности о мире профессий преобладает у подростков 9-х классов, причем можно отметить тенденцию к его повышению от 7-го к 9-му классу, что согласуется с результатами теоретических и эмпирических исследований по проблеме онтогенеза профессионального самоопределения; уровень информированности снижается к середине подросткового возраста, что может свидетельствовать о потере интереса и мотивации к выбору профессии на этапе кризиса подросткового возраста;
• у большинства подростков выявлен средний уровень профессиональной готовности, при этом имеется тенденция к его повышению от 7-го к 9-му классу, что также соотносится с особенностями возрастного развития;
• у большинства подростков средний уровень личной профессиональной перспективы (ЛПП), которая аналогично предыдущим показателям увеличивается от 7-го к 9-му классу, что может быть связано с развитием самосознания, ответственности, с личностным ростом учащихся, а также с возрастанием направленности на получение профессии. Получение результаты соотносятся с данными Л. А. Головей о том, что в большинстве случаев профессиональные планы подростков частично сформированы [2, с. 65].
Статистический анализ показал значимые возрастные различия в показателях личной профессиональной перспективы (р = 0,040) и профессиональной готовности (р = 0,022) (см. рис. 1). Очевидно, что испы-
туемые старшего подросткового возраста имеют выраженную направленность на получение информации о профессии и овладение ею.
70 60 50 40 30 20 10
Ш
Информированность о мире профессий
м
ЛПП Профессиональная
готовность
Рис. 1. Компоненты профессионального самоопределения подростков разного возраста, % (критерий Краскела - Уоллеса, средние ранги):
^ - 7-й класс; [ТГ] - 8-й класс; - 9-й класс
На основе анкеты Н. С. Пряжникова был предпринят качественный анализ некоторых компонентов личной профессиональной перспективы обучающихся. Ответы на вопросы «Кем бы вы хотели стать по профессии?» и «Есть ли у вас резервные варианты выбора?» распределились следующим образом: 56% подростков предпочитают сферу «человек - человек» (юрист, тренер, педагог, психолог, повар, врач, адвокат и т. п.), 17% - сферу «человек - художественный образ» (дизайнер, архитектор, продюсер, композитор и т. п.). В сфере профессий «Человек - знаковая система» (программист, логист, делопроизводитель, переводчик) пожелали развиваться 8%, в сфере «человек - техника» - 5%, «человек - природа» - 4%. Это свидетельствует о выделении подростками своей профессиональной цели (мечты) и ее согласовании с другими важными жизненными целями.
На вопрос «Как вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению в учебное заведение?)» респонденты ответили следующим образом: 27% заявили, что «нужно хорошо учиться в школе»; 37% «собираются работать над недостатками в поведении»; 13% «изучают сферу выбранной профессии, специализации»; 10% «читают литературу, подбирают информацию об интересующих профессиях»; 7% «уверены в себе, в своих знаниях и умениях»; 3% «ходят на курсы (или к репетиторам)»; 3% «ведут здоровый образ жизни». Таким образом, подростки представляют пути преодоления своих недостатков и варианты оптимального использования своих возможностей.
Ответы на вопросы «В чем вы видите смысл своей профессиональной жизни? Ради чего хотите приобретать профессию и работать?» показали, что 39% считают важным «обеспечение своей жизни, своей семьи»;
23% «нравится и интересна выбранная профессия»; 13% ориентированы на «саморазвитие»; 6,5% стремятся «зарабатывать деньги»; столько же нацелены на «карьеру (карьерный рост)»; 6% хотят «помогать людям»; 3% -«быть профессионалом (квалифицированным специалистом) и учить других» и 3% - «помогать родителям». То есть у школьников есть представления о смысле своего будущего профессионального труда.
На вопрос «Что вы уже сейчас делаете для реализации своих планов?» 40% респондентов ответили, что «начали заниматься самостоятельно выбранной профессией (есть навыки)»; 27% - «читают литературу, подбирают информацию об интересующих профессиях»; 20% - «ходят на курсы (к репетиторам)»; 6,5% - ориентированы на «здоровый образ жизни»; 6,5% - «уверены в себе, своих знаниях, умениях и навыках». Это демонстрирует, как школьники начинают практическую реализацию личной профессиональной перспективы. Л. А. Головей полагает: ориентация личности на профессиональные перспективы проявляется в том, что подростки нацелены на получение образования и профессии при отсутствии стремления к дальним профессиональным целям [2, с. 65].
Показатели особенностей профессионального самоопределения подростков, склонных к девиантному поведению, представлены на рис. 2.
60 50 40 30 20 10 0
Ж
Информированность о мире профессий
Ш
Ш
ЛПП Профессиональная готовность
Рис. 2. Компоненты профессионального самоопределения подростков, склонных и не склонных к девиантному поведению, % (критерий Манна - Уитни, средние ранги):
■ склонные к девиантному поведению;
поведению
не склонные к девиантному
Исходя из полученных данных можно сделать выводы: • более высокий уровень информированности о мире профессий у подростков, не склонных к девиантному поведению, однако выявлен-
ные различия не достигли уровня статистической значимости - степень выраженности личной профессиональной перспективы у подростков обеих групп практически одинакова;
• показатели личной профессиональной перспективы (ЛПП) у подростков двух групп также схожи, значимые различия не обнаружены;
• более высокие показатели профессиональной готовности преобладают у подростков, не имеющих отклонений в поведении (р = 0,002); что, на наш взгляд, закономерно: у таких школьников больше возможностей для получения информации о профессиях.
Таким образом, предположение о том, что степень выраженности некоторых компонентов профессионального самоопределения подростков, склонных к девиантному поведению, будет отличаться от показателей их сверстников, не имеющих отклонений от нормы, подтвердилось. Расположенность школьников к девиантному поведению может выступать предпосылкой несформированности отдельных составляющих профессионального самоопределения.
Результаты исследования послужили базой для проектирования психолого-педагогической программы развития компонентов самоопределения подростков, склонных к девантному поведению. Приведем ее краткое описание.
Научные, методологические и методические основания программы.
1. Самоопределение личности в профессии понимается как длительный процесс развития в рамках будущей трудовой деятельности, как процесс включения в сообщество специалистов и более широко - в социальное сообщество (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников).
2. Самоопределение сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению будущих перспектив, развитием профессионального самосознания. Самоопределяющийся субъект осознает свои цели, жизненные планы, личностные особенности и способности (Е. А. Климов).
3. Модель профессионального самоопределения личности включает в себя осознание необходимости специальной подготовки, информированность о происходящем на рынке труда, постановку ближайших и дальних целей, представление о возможных трудностях их достижения, о личностных качествах, способствующих реализации намеченных планов, наличие резервных вариантов выбора в случае неудачного основного варианта самоопределения, начало практической реализации личной профессиональной перспективы (ЛПП) (Н. С. Пряжников).
4. Склонность подростков к девиантному поведению может выступать предпосылкой несформированности некоторых компонентов само-
определения. У таких подростков процесс профессионального самоопределения существенно затруднен в силу дисгармонии личностного развития и неблагоприятного влияния социальных факторов.
5. Специфика психолого-педагогического сопровождения выбора профессии подростками, в том числе с девиантным поведением, заключается в расширении представлений о мире труда, развитии личностного профессионального плана, формировании готовности к обоснованному и осознанному выбору специальности. Основными функциями указанного сопровождения являются диагностическая, развивающая и просветительская (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Э. Ф. Зеер).
Цель программы - создание условий для построения личной профессиональной перспективы.
Задачи:
1) развитие компетенций планирования своего трудового пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана;
2) развитие профессионально-важных качеств и компетенций;
3) формирование готовности к новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
4) развитие умения соотносить свои интересы с требованиями трудовой деятельности.
Участники программы: подростки 13-15 лет с низким уровнем готовности к выбору профессии.
Структура программы:
1) диагностический блок;
2) развивающий блок;
3) просветительский блок.
Наше исследование показало целесообразность и востребованность организации психологической помощи подросткам, склонным к девиан-тному поведению. Результаты работы могут быть полезны педагогам-психологам для консультирования школьников по вопросам выбора профессии, при построении программ профилактики девиантного поведения подростков, для разработки вузовских учебных дисциплин «Психология подросткового возраста», «Психология девиантного поведения», а также спецкурсов профессиональной подготовки.
Статья рекомендована к публикации чл.-кор. РАО, д-ром психол. наук, проф. Э. Ф. Зеером
Литература
1. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. Москва: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России». 1993. 198 с.
2. Головей Л. А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы / / На пороге взросления: сборник научных статей / ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова. Москва: МГППУ, 2011. С. 62-77.
3. Жолудева С. В., Жулина Г. Н. Особенности взаимосвязи отношений с родителями и профессиональных установок в юношеском возрасте / / Вестник Челябинского педагогического университета. 2016. № 2. С. 126-131.
4. Жулина Г. Н., Василенко Ю. А. Психологическая готовность подростков к профессиональному самоопределению // Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». 2013. № 1. С. 203-206.
5. Жулина Г. Н., Лобода Т. В. Организация психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014. № 1 (33). С. 104-112.
6. Жулина Г. Н., Паршина А. В. Проблема мотивации девиантного поведения подростков // Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». 2013. № 1. С. 62-66.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. Москва: Академия, 2009. 240 с.
8. Зеер Э. Ф., Рудей О. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учебное пособие. Москва; Воронеж: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК. 2008. 256 с.
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Академия. 2004. 304 с.
10. Майсак Н. В. Личностные особенности младшего подростка с деви-антным поведением: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва. 2001. 25 с.
11. Моисеева С. И. Психологические особенности подростков, склонных к девиантным формам поведения в современных социально-экономических условиях: авторефер. дис. ... канд. психол. наук. С.-Петербург. 2003. 22 с.
12. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. Москва: Академия. 2007. 501 с.
13. Свеженцева Н. С. Личностные особенности младших подростков с девиантным поведением / / Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 34-2. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// cyberleninka. ru / article/n/lichnostnye-osobennosti-mladshih-podrostkov-s-devi-antnym-povedeniem (дата обращения: 10.12.2015).
14. Тоистеева О. С. Профессиональное самоопределение подростков: актуальность, проблемы, пути решения // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 60-64.
15. Чурекова Т. М., Грязнова Г. А. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. 162 с.
16. Azarova E. A., Zhulina G. N., Mozgovaja N. N., Novokhatko E. N., She-vyreva E. G. Submissions of a teacher of modern Russian pupils // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 6. S7. Р. 18-26.
17. French S. E., Siedman E., Allen L., Aber J. L. The Development of Ethnic Identity During Adolescence // Developmental Psychology. 2006. Vol. 42. № 1. P. 1-10.
18. Shaffer D. R., Klipp K. Developmental Psychology. Wadsworth: Wadsworth Publishing. 2010. 786 p.
19. Tamayose T. S., Madjidi F., Schmeider-Ramires J., Rice G. T. Important Factors When Choosing a Carreer in Public Health / / Californian Journal of Health Promotion. 2004. Vol. 2. Issue l. P. 65-73
20. Wood C., Littleton K., Sheehy K. Developmental Psychology in Action Oxford: Blackwell Publishing, The Alden Group. 2006. 242 p.
References
1. Belicheva S. A. Osnovy preventivnoj psihologii. [Fundamentals of preventive psychology]. Moscow: Publishing House RIZ Konsortiuma «Sozialnoje zdorovje Rossii», 1993. 198 p. (In Russian)
2. Golovey L. A. Professional self-determination on a maturity threshold: indicators, factors, crises. Na poroge vzroslenija: sbornik nauchnyh statej. [On a growing threshold. Collection of scientific articles]. Moscow: MGPPU, 2011. P. 62-77. (In Russian)
3. Zholudeva S. V., Zhulina G. N. Features of interrelation of the relations with parents and professional installations in youthful age. Vestnik Cheljabinsko-go pedagogicheskogo universiteta. [Bulletin of the Chelyabinsk Pedagogical University], 2016. № 2. P. 126-131. (In Russian)
4. Zhulina G. N., Vasilenko Yu. A. Psychological readiness of teenagers for professional self-determination. Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferen-cija «Lichnost' v kul'ture i obrazovanii: psihologicheskoe soprovozhdenie, razvitie, socializacija». [The All-Russian Scientific and Practical Conference «The Personality in Culture and Education: Psychological Maintenance, Development, and Socialization»]. 2013. № 1. P. 203-206. (In Russian)
5. Zhulina G. N., Loboda T. V. Organization of psychology and pedagogical maintenance of professional self-determination at teenage and youthful age. Obra-zovanie. Nauka. Innovacii: Juzhnoe izmerenie. Education. Science. Innovations: Southern Measurement], 2014. № 1 (33). P. 104-112. (In Russian)
6. Zhulina G. N., Parshina A. V. Problem of motivation of deviant behavior of teenagers. Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Lichnost' v kul'ture i obrazovanii: psihologicheskoe soprovozhdenie, razvitie, socializacija». [The All-Russian Scientific and Practical Conference «The Personality in Culture and Education: Psychological Maintenance, Development, and Socialization»]. 2013. № 1. P. 62-66. (In Russian)
7. Zeer E. F. Psihologija professional'nogo razvitija. [Psychology of professional development]. Moscow: Publishing House Academia. [Academy]. 2009. 240 p. (In Russian)
8. Zeer E. F., Rudey O. A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija v rannej junosti. [Psychology of professional self-determination in early youth]. Mos-
© r. H. MynuHa
cow: Izdatelstvo Moscowskogo psyhologo-sozialnogo instituta; Voronezh: MODEK, 2008. 256 p. (In Russian)
9. Klimov E. A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija. [Psychology of professional self-determination]. Moscow: Publishing House Academia. [Academy]. 2004. 304 p. (In Russian)
10. Maysak N. V. Lichnostnye osobennosti mladshego podrostka s devi-antnym povedeniem. [Personal features of the younger teenager with deviant behavior]. Moscow, 2001. 25 p. (In Russian)
11. Moiseyeva S. I. Psihologicheskie osobennosti podrostkov, sklonnyh k deviantnym formam povedenija v sovremennyh social'no-jekonomicheskih uslovi-jah. [Psychological features of the teenagers inclined to deviant forms of behavior in modern social and economic conditions]. St.-Petersburg, 2003. 22 p. (In Russian)
12. Pryazhnikov N. S. Professional'noe samoopredelenie: teorija i praktika. [Professional self-determination: theory and practice]. Moscow: Publishing House Academia. [Academy]. 2007. 501 p. (In Russian)
13. Svezhentseva N. S. Personal features of younger teenagers with deviant behavior. Lichnost', sem'ja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii. [The Personality, a family and society: Questions of pedagogics and psychology]. 2013. № 34-2. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-mladshih-podrostkov-s-deviantnym-povedeniem. (In Russian)
14. Toisteeva O. S. Professional self-determination of teenagers: relevance, problems, solutions. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. [Pedagogical Education in Russia]. 2011. № 4. P. 60-64. (In Russian)
15. Churekova T. M., Gryaznov G. A. Samoopredelenie i professional'naja orientacija uchashhihsja. [Self-determination and vocational guidance of pupils]. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyi universitet. [Kemerovo State Uiversity]. 2014. 162 p. (In Russian)
16. Azarova E. A., Zhulina G. N., Mozgovaja N. N., Novokhatko E. N., Shevyreva E. G. Submissions of a teacher of modern Russian pupils. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 6. S7. P. 18-26. (Translated from English)
17. French S. E., Siedman E., Allen L., Aber J. L. The Development of Ethnic Identity During Adolescence. Developmental Psychology. 2006. Vol. 42. № 1. P. 1-10. (Translated from English)
18. Shaffer D. R., Klipp K. Developmental Psychology. Wadsworth: Wadsworth Publishing. 2010. 786 p. (Translated from English)
19. Tamayose T. S., Madjidi F., Schmeider-Ramires J., Rice G. T. Important Factors When Choosing a Carreer in Public Health. Californian Journal of Health Promotion 2004. Vol. 2. Issue l. P. 65-73. (Translated from English)
20. Wood C., Littleton K., Sheehy K. Developmental Psychology in Action Oxford: Blackwell Publishing, The Alden Group. 2006. 242 p. (Translated from English)