Научная статья на тему 'Характеристика основных путей и методов коррекции агрессивного поведения подростков'

Характеристика основных путей и методов коррекции агрессивного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9465
904
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / AGGRESSIVE BEHAVIOUR / AGGRESSION / AGGRESSIVE ACTIONS / CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOUR / CORRECTION METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маняпова Елена Васильевна

Представлен краткий анализ основных подходов к коррекции агрессивного поведения, раскрывается проблема диагностики агрессивного поведения, выделяются задачи коррекционной работы с агрессивными подростками, основные направления и методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маняпова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of principal ways and methods of correction of aggressive behaviour among teenagers

Brief analysis of principle approaches to the correction of aggressive behaviour is revealed in the article; also the problem of aggressive behaviour diagnosis is represented. The author pays special attention to the tasks of correction work with teenagers and to the special course and methods.

Текст научной работы на тему «Характеристика основных путей и методов коррекции агрессивного поведения подростков»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 159.922.736.3:159.943

Е. В. Маняпова

Тобольск

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПУТЕЙ И МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агрессивное поведение; агрессия; агрессивные действия; коррекция агрессивного поведения; методы коррекции агрессивного поведения.

АННОТАЦИЯ. Представлен краткий анализ основных подходов к коррекции агрессивного поведения, раскрывается проблема диагностики агрессивного поведения, выделяются задачи коррекционной работы с агрессивными подростками, основные направления и методы.

Е. V. Manyapova

CHARACTERISTICS OF PRINCIPAL WAYS AND METHODS OF CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOUR AMONG TEENAGERS

KEY WORDS: aggressive behaviour, aggression, aggressive actions, correction of aggressive behaviour, correction methods.

ABSTRACT. Brief analysis of principle approaches to the correction of aggressive behaviour is revealed in the article; also the problem of aggressive behaviour diagnosis is represented. The author pays special attention to the tasks of correction work with teenagers and to the special course and methods.

Tobolsk

объяснению природы агрессии предлагают различные пути преодоления агрессивных тенденций.

С

торонники основных подходов к

психиатр Ф. Перлз (1973) [2]. Оба утверждения опираются на инстинктивист-ские подходы к объяснению природы агрессии (3. Фрейд, К. Лоренц), согласно которым накопленная в организме агрессивная энергия неудержимо стремится вырваться наружу.

«Молодых нужно научить давать выход своему гневу», — настоятельно рекомендовала Э. Лендерс (1969). «Если человека распирает от ярости, мы должны отыскать клапан и дать ему возможность спустить пары», — вторил ей известный

Считая, что агрессивные действия или фантазии «выводят» из организма агрессивную энергию, способствуя по-

давлению агрессивности, некоторые психотерапевты поощряют среди своих клиентов вентилирование подавленной агрессии путем ее выброса наружу. Некоторые психологи советуют родителям поощрять агрессивные детские игры, как способствующие разрядке эмоционального напряжения.

Однако эксперименты говорят об обратном. Социальные психологи почти единодушны во мнении, что вопреки предположениям 3. Фрейда, К. Лоренца и их последователей, катарсиса в данном случае не происходит. Например, Р. Арме утверждает, что болельщики футбола, борьбы или хоккея ведут себя более враждебно, выходя на улицу после соревнований, чем до них. «Даже война, — пишет Д. Майерс, — по-видимому, не дает очищения от агрессивных чувств. Национальная статистика показывает, что после войны количество убийств на общенациональном уровне обычно резко повышается» [3. С. 528].

Таким образом, в противоположность тому, что утверждает гипотеза катарсиса, многочисленные эксперименты показывают, что внешнее выражение агрессии чаще подпитывает, чем уменьшает ее. Поэтому наиболее эффективным подходом к проблеме преодоления агрессивных тенденций является подход с позиции социального научения, предлагающий контролировать агрессию путем противодействия тем факторам, которые ее провоцируют, а именно «ослаблением аверсивной стимуляции, поощрением и формированием неагрессивного поведения и выявлением и закреплением реакций, несовместимых с агрессией».

Коррекционная работа по преодолению агрессивных тенденций в поведении подростков строится на основании результатов психолого-педагогической диагностики, осуществлять которую необходимо по двум основным направлениям:

1) определение имеющегося уровня

агрессивных тенденций у подростков,

а также наиболее типичных форм агрессивного поведения, применяемых ими для преодоления трудных (фру-стрирующих) ситуаций;

2) выявление основных факторов, обуславливающих возникновение и проявление агрессивности в поведении подростков.

Для выявления наличия агрессивных тенденций в поведении подростков используются различные методы, такие, как наблюдение, беседа, экспертные опросы педагогов, родителей, сверстников, различные проективные техники и рисуночные тесты (методика «Дом — дерево — человек» (ДДЧ), «Рисунок несуществующего животного» и др.); «Тест руки» (Hand-тест) Э. Вагнера (1971), опросник Басса-Дарки (1957), шкала агрессивности в методике Т. Лири (1954) и др. Наиболее популярной методикой для определения имеющегося уровня агрессивных тенденций, а также наиболее типичных форм агрессивного поведения является опросник Басса-Дарки.

Второе направление психолого-педа-гогической диагностики предполагает выявление основных факторов, обуславливающих возникновение и проявление агрессивности в поведении подростков.

Учитывая все многообразие причин возникновения агрессивности в этом возрасте, выделяется ряд основных задач диагностической работы этого направления:

• изучение личностных особенностей агрессивных подростков (диагностика темперамента, характерологических черт, особенностей развития мотивационной, эмоциональной, волевой, нравственной сфер);

• изучение особенностей семейного воспитания (общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи, особенности воспитательных воздействий, ведущий тип семейного воспитания, характерологические особенности

родителей, родительские установки по отношению к детям);

• диагностика межличностных отношений подростка со сверстниками (социометрический статус ребенка в коллективе сверстников, особенности его установок по отношению к ним, степень удовлетворенности его потребности в общении и взаимодействии с ними, особенности восприятия подростком группы сверстников);

• изучение особенностей взаимоотношений подростка с педагогами (стиль взаимоотношений, особенности педагогических воздействий, особенности установок по отношению друг к другу и т. д.).

Как указывает А. К. Осницкий, психо-лого-педагогическая помощь по преодолению и профилактике агрессивности в поведении подростков прежде всего должна быть направлена на те факторы развития личности и характеристики среды, которые в этом возрасте могут стать ее основными причинами [4. С. 66].

Так, если в основе агрессивного поведения подростков лежат те или иные нарушения в эмоционально-волевой или нравственной сферах, то коррекционные мероприятия в первую очередь должны быть направлены на преодоление этих нарушений.

Если основной причиной возникновения и проявления агрессивности в поведении подростков являются недостатки семейного воспитания, то ведущим направлением психолого-педагогичес-кой коррекции должна стать работа с родителями агрессивного подростка. Основными задачами этой работы являются: гармонизация имеющихся межличностных отношений; обогащение и переориентация совместного эмоционального опыта родителей и ребенка; коррекция имеющихся взглядов, установок, позиций родителей по отношению к ребенку; выработка эффективного стиля взаимодействия с детьми, а также кор-

рекция отдельных характерологических особенностей родителей, обуславливающих выбор тактики воспитания ребенка.

Работа психолога с родителями агрессивного подростка осуществляется в виде бесед, лекций, разнообразных тренинговых групповых занятий. Последние целесообразнее организовывать с родителями из нескольких семей, имеющих схожие проблемы. Участникам тренинга предлагаются различные задания, упражнения, совместное выполнение и обсуждение которых помогает выработке новых педагогических умений, способствует приобретению родителями нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков, корректирует взгляды и позиции родителей по отношению к детям. При умелом руководстве психолога тренинговая группа превращается в своего рода группу взаимопомощи и поддержки.

Нередко коррекционная работа по преодолению того или иного личностного нарушения у ребенка осложняется отсутствием у родителей элементарных психолого-педагогических знаний. Поэтому в целях коррекции и профилактики агрессивности в поведении подростков необходимо осуществление психологического и педагогического просвещения родителей.

Особую роль в возникновении и проявлении агрессивных тенденций в поведении подростков играют трудности в межличностных отношениях со сверстниками. Как мы уже отмечали, агрессивность подростков в этом случае может выступать как способ самоутверждения, попытка занять определенный статус в значимой для него группе либо как эмоциональная реакция на неуверенность в себе, тревожность, чувство одиночества [8].

В связи с этим особую значимость приобретает работа по гармонизации

межличностных отношений в коллективе сверстников, созданию условий для расширения и углубления межличностных связей, удовлетворения статусных притязаний подростков, их потребностей в самовыражении и самоутверждении. В первую очередь эта работа должна проводиться в ученическом коллективе.

В ряде психолого-педагогических работ указывается на то, что именно в этом возрасте качественно усложняется неформальная структура школьного класса, а взаимоотношения одноклассников приобретают ярко выраженный интимно-личностный характер и отличаются избирательностью и стабильностью. Безусловно, это не дает оснований приписывать ученической группе высокую ре-ферентность в глазах каждого подростка. Она в существенной мере зависит от того, насколько широкие возможности эта группа открывает для подростка «в плане проявления его индивидуальности, удовлетворения его коммуникативных и статусных притязаний и в конечном счете в плане реализации его потребности быть личностью и восприниматься другими как таковая».

Сохранение и повышение значимости школьного коллектива в глазах подростков, на наш взгляд, может оградить их от отрицательного влияния асоциальных неформальных подростковых групп, выступающих для многих из них в качестве референтных.

Укреплению реальных контактных подростковых коллективов способствует внешне задаваемая, педагогически организуемая социально одобряемая деятельность, как внутришкольная (культурно-массовая, организаторская и т. п.), так и внешкольная (трудовая, спортивная и пр.). Организация подобной деятельности, требующей проявления инициативы и творчества, «с одной стороны, отвечает ожиданиям растущего человека, его потенциям; с другой — предоставляет ему практику для развития са-

мосознания, формируя нормы его жизнедеятельности» [7. С. 9].

Организация системы социально одобряемой деятельности подростков не только укрепляет их личные взаимоотношения, но и способствует развитию делового сотрудничества между ними. В процессе этой деятельности у подростка вырабатываются организаторские умения и навыки, формируется сознание долга, умение поступаться личными интересами во имя общего дела, что способствует преодолению эгоцентризма и агрессивных тенденций. В коллективных формах работы по выполнению значимых дел вырабатываются требовательность, самокритичность, самоконтроль и другие важнейшие личностные качества.

Безусловно, необходимо привлечение подростков к планированию этой деятельности, чтобы она выступала для них как самостоятельно организуемая. При этом, как отмечает Л. М. Семенюк, целесообразно распределять организационные дела так, чтобы не было «актива», а периодически во главе каждого дела стоял и менялся свой ответственный организатор.

Кроме того, не менее важна заинтересованность каждого подростка в результатах этой деятельности. «Именно заинтересованность, — пишет Л. М. Семенюк, — вовлекает подростков в круг коллективных забот, позволяя найти достойное место в группе сверстников, удовлетворяя потребности агрессивно настроенного ребенка в признании его прав и возможностей, нивелируя тем самым агрессивность» [6. С. 68].

Таким образом, обучение школьников взаимопониманию, умению планировать и выполнять совместную социально значимую деятельность, приучение к кооперативности и взаимодействию на разных уровнях и помощь в формировании ученического коллектива представляют собой важные условия для развития личности и профилактики аг-

рессивных тенденций у подростков. Безусловно, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогам. Поэтому целесообразным является информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях личности подростков с нарушениями поведения и обучение эффективным способам взаимодействия с такими детьми средствами конфликтологии и игротерапии («проигрывания» критических и конфликтных ситуаций в сфере межличностных отношений).

И. А. Фурманов рекомендует обучение педагогов «ненаправленным» способам отреагирования отрицательных эмоций, возникающих при общении с асоциальными подростками, и приемам регуляции психического равновесия, а также освоение методики контакта с неблагополучными детьми различного возраста и выработку эффективного стиля взаимодействия [8. С. 102].

Таким образом, перечисленные направления психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию агрессивного поведения подростков, представляют собой воздействие на основные факторы, которые провоцируют ее возникновение и проявление.

Безусловно, как утверждает Е. И. Рогов, «само устранение стрессора не ликвидирует имеющегося личностного нарушения» [5. С. 405]. Поэтому не менее важной является непосредственная психологическая коррекция самого нарушения, а именно работа с подростками, имеющими агрессивные тенденции в поведении.

Основными задачами коррекционной работы с агрессивными подростками являются: обучение приемам регулирования эмоционального состояния, начиная от дыхательных упражнений до более сложных форм аутогенной тренировки, а также формирование и закрепление альтернативных способов поведения в ситуациях, провоцирующих агрессию, с помощью демонстрации моделей такого

поведения и проигрывания критических и конфликтных ситуаций.

Большую трудность в проведении коррекционных мероприятий представляет отсутствие личной заинтересованности подростков в изменении собственного поведения. В целях преодоления этого сопротивления И. А. Фурманов рекомендует обсуждение с подростком возрастных проблем, личностных трудностей, возникающих во взаимоотношениях с окружающими, и предложение оказания психологической помощи в их разрешении путем устранения основных препятствий, мешающих достижению целей [8].

После получения согласия самого подростка коррекционную работу необходимо строить поэтапно, последовательно осуществляя следующие задачи: расширение информации подростка о собственной личности и проблеме агрессивного поведения; осознание и оценка собственного поведения и его последствий, как для самого подростка, так и для окружающих его людей; формирование и закрепление осознанного намерения изменить собственное нежелательное поведение и укрепление уверенности подростка в собственной способности сделать это; поиск и обучение альтернативным способам поведения и эмоционального реагирования в ситуациях, провоцирующих агрессию; формирование и закрепление уверенности подростка в способности предотвратить рецидив агрессивного поведения в любых условиях.

Изучение литературных данных по проблеме коррекции агрессивного поведения позволило выделить два основных подхода к решению этого вопроса. В первом предлагается использовать рациональную организацию педагогического процесса (В. И. Енин, М. М. Калашникова, Л. М. Кацук, К. В. Маслова, Д. И. Фельдштейн и др.). В основе второго (С. А. Кулакова, А. Е. Личко, Д. В. Лу-бовский, С. П. Хоружий, С. И. Чаев,

И. Е. Шварц, Э. Г. Эйдимиллер, В. В. Юс-тицкий и др.) лежат психологические и психотерапевтические методы, среди которых социально-психологический и ролевой тренинг, гешталъттерапия, психодрама и т. п.

В предупреждении и коррекции агрессивного поведения также используются общие методы воспитания: формирование сознания, формирование поведения, стимулирование и специальные методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию отклоняющегося поведения: субъективно-прогмати-ческий, естественных последствий, метод возмещений, трудовой метод, метод «взрыва».

По мнению А. К. Осницкого, агрессивность личности свидетельствует об ограниченности средств, используемых ею в собственной деятельности и во взаимодействии с другими людьми, для самоутверждения и самореализации, для преодоления затруднений и конфликтных ситуаций. Так, например, результаты исследования Дж. Дюма и соавторов (1994) свидетельствуют о том, что у агрессивных детей хуже развиты коммуникативные навыки. А исследование причин агрессивного поведения подростков, проведенное

Э. В. Матюхиной (1998), подтверждает гипотезу о связи агрессивных проявлений у подростков с их коммуникативной некомпетентностью в межличностном общении с родителями, сверстниками, учителями [4. С. 64—65].

Поэтому в коррекционной работе по преодолению агрессивных тенденций у подростков необходимо уделять большое внимание расширению активно используемого инструментария в их поведении и общении.

Наиболее эффективно психологопедагогическая коррекция различных нарушений поведения, разного рода развивающие программы реализуются в групповых формах работы с подростка-

ми, что, как пишет И. В. Вачков, «объясняется не только широко доказанной сегодня продуктивностью этих форм психологической работы вообще, но и той особой ролью, которую имеет общение со сверстниками в этом возрасте» [1]. Однако важность групповых форм работы не снимает принципа индивидуального подхода к каждому подростку в процессе групповой работы.

Безусловно, коррекция агрессивности не может быть ограничена только рамками специальной психолого-педагоги-ческой работы. Чрезвычайно важно закреплять полученные на занятиях навыки путем переноса их в обычную жизнь. Значительную роль в этом процессе играет поддержка усилий психолога и ребенка со стороны родителей и педагогов. ВЫВОДЫ

1. Психолого-педагогическая помощь, направленная на коррекцию агрессивного поведения подростков, прежде всего ориентирована на основные факторы, обусловливающие ее возникновение и проявление:

а) коррекция имеющихся нарушений в эмоционально-волевой, мотивационной, нравственной сферах;

б) работа по преодолению нарушений семейного воспитания (коррекция родительских установок, выработка эффективного стиля взаимодействия с детьми, гармонизация имеющихся внутрисемейных отношений и т. д.);

в) гармонизация межличностных отношений в коллективе сверстников (создание условий для укрепления межличностных связей, удовлетворение статусных притязаний подростков и т. д.);

г) коррекция педагогических взглядов и установок по отношению к агрессивным учащимся; обучение педагогов эффективным способам взаимодействия с ними.

2. Основными задачами коррекционной работы с агрессивными подростками по преодолению самого нарушения яв-

ляются: обучение их приемам регулирования эмоционального состояния, а также формирование и закрепление альтернативных способов поведения в ситуациях, провоцирующих агрессию. Наиболее эффективно психолого-педа-гогическая коррекция агрессивных тенденций в поведении подростков осуществляется в групповых формах работы.

3. В коррекции агрессивного поведения используются общие методы воспитания: формирование сознания, формирование поведения, стимулирование и специальные методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию отклоняющегося поведения: субъектив-но-прогматический, естественных последствий, метод возмещений, трудовой метод, метод «взрыва», а также психологические и психотерапевтические методы, среди которых социально-психологический и ролевой тренинг, гешталъ-ттерапия, психодрама и т. п.

Таким образом, теоретический анализ состояния проблемы коррекции агрессивного поведения подростков показал наличие принципиально разных подходов к пониманию сущности и природы агрессии, что свидетельствует о многоаспектно-сти, многоплановости изучаемого явления, о многофакторной обусловленности агрессии как поведенческого акта и агрессивности как свойства личности.

Наиболее продуктивным, на наш взгляд, представляется подход, исходя-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

щий из обусловленности агрессивных проявлений в личностных характеристиках и поведении не столько органическими, сколько социально-психологическими причинами. Данное обстоятельство четко раскрывается у детей подросткового возраста, когда особенно ярко проявляется зависимость личностного становления не от генетической предрасположенности, а от качественного изменения социальной позиции.

Негативные факторы социальной ситуации развития подростка (недостатки семейного воспитания, отрицательный микроклимат в семье, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, психологический дискомфорт в ученическом коллективе и отрицательное влияние референтных асоциальных неформальных групп, напряженные отношения с педагогами и т. д.) создают объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивных форм поведения подростков, а также для формирования агрессивности как устойчивого свойства личности.

Рост деструктивных тенденций в подростковой среде обусловливает необходимость разработки наиболее эффективных методов коррекции подростковой агрессивности, предполагающих воздействие не только на само нарушение, но и в первую очередь на вызывающие его факторы.

1. ВАЧКОВ, И. В. Основы технологии группового тренинга / И. В. Вачков. — М., 1999.

2. КУРБАТОВА, Т. Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. Н. Курбатова. — Л., 1981.

3. МАЙЕРС, Д. Социальная психология: пер. с англ. / Д. Майерс. — СПб. : Питер Ком, 1999.

4. ОСНИЦКИЙ, А. К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А. К. Ос-ницкий // Вопросы психологии. — 1994. — №3.

5. РОГОВ, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие / Е. И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995.

6. СЕМЕНЮК, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие / Л. М. Семенюк. — М. : Московский психолого-со-циальный институт ; Флинта, 1998.

7. ТАРАСОВ, В. И. Развитие позитивной системы субъективных отношений у подростков с девиантным поведением : автореф. дис. ... канд. психол. наук / В. И. Тарасов. — Ставрополь, 1998.

8. ФУРМАНОВ, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. — Мн. : Ильин В. П., 1996.

Получено 14.12.09 © Маняпова Е. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.