Научная статья на тему 'Дифференцированный подход к психологической коррекции агрессивного поведения несовершеннолетних'

Дифференцированный подход к психологической коррекции агрессивного поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
510
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ПОДРОСТОК / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПОДРОСТОК / СИСТЕМАТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / AGGRESSIVE / TEENAGER / AGGRESSIVE BEHAVIOR / DIFFERENTIATED APPROACH / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / UNDERAGE TEENAGER / SYSTEMATIC AGGRESSIVE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Махнина Н. И., Ковалев К. С.

В статье рассматривается рост агрессивных тенденций в подростковой среде, раскрыты причины и характер агрессивности несовершеннолетних. Представлены данные о систематике агрессивного поведения, предложены принципы коррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Махнина Н. И., Ковалев К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIFFERENTIATED APPROACH TO PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF MINORS

In the article the growth of aggressive trends among adolescents is considered, the reasons and the nature of aggression minors are revealed. Here are presented the data on systematization of aggressive behavior and offered the principles of correctional work.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход к психологической коррекции агрессивного поведения несовершеннолетних»

УДК 159.922.736.4 + 159.923-053.6 ББК Ю926-3 + Ю941.5

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Н.И. МАХНИНА, ФКУ УИИ ГУФСИН России по Челябинской области, г. Челябинск, Россия К.С. КОВАЛЕВ, ФКУ УИИ ГУФСИН России по Челябинской области, г. Челябинск, Россия

e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается рост агрессивных тенденций в подростковой среде, раскрыты причины и характер агрессивности несовершеннолетних. Представлены данные о систематике агрессивного поведения, предложены принципы коррекционной работы.

Ключевые слова: агрессивность, подросток, агрессивное поведение, дифференцированный подход, психологическая коррекция, несовершеннолетний подросток, систематика агрессивного поведения.

Актуальность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, в котором за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Эта проблема является предметом большого числа работ психолого-педагогического и медико-социального профиля, как в нашей стране, так и за рубежом [1, 2].

В основном же, под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения- от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств. Особенно уязвимыми в плане девиантного поведения являются несовершеннолетние. Ведь именно

подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в этом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного

школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды [1, 2].

Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и не устойчивость интересов. У таких несовершеннолетних, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость

нравственных представлений, Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких несовершеннолетних наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и несовершеннолетние с достаточным уровнем интеллекта и социализацией. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. Часто они находятся в оппозиции по отношению к

официальному руководству учебных заведений. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа "выживают сильные, слабые вымирают".

Раскрытие причин и характера агрессивности несовершеннолетних требует проведения определенной классификации. В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы [1, 2]:

1 Несовершеннолетние с

социализированными формами

антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства.

2. Несовершеннолетние, отличающиеся несоциализированным агрессивным

поведением, для которых характерны различные психические нарушения.

Обширные материалы, добытые Л.М. Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка со сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования

несовершеннолетних с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить 4 группы [3]:

1. Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

2. Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обостренным индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счет притеснения слабых и

младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

3. Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладает косвенная и вербальная агрессия.

4. Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

Приведенные классификации агрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичных для определенной группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приемы психологической и воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков.

Методы и приемы психологической коррекции агрессивного поведения у подростка направлены на демонстрацию гуманных чувств и способов поведения и стимуляцию их у подростка, переключение подростка с переживания чувства неуспеха и агрессивного поведения на переживание чувства успеха, предупреждение возникновения агрессивного поведения у подростка, обучение родителей приемам сохранения контроля над поведением ребенка.

Коррекционно-психологическая работа начинается с тщательного изучения:

- личности несовершеннолетнего и его окружения (семьи, коллектива, круга друзей). Выявляется биологическая "почва" (наследственные болезни, состояние нервной системы, физические недостатки и т.п.), положительные и отрицательные качества личности;

- семья несовершеннолетнего, материальное обеспечение, количественный состав, взаимоотношения родителей между собой и детьми, стиль и тон семейной жизни (характер взаимоотношений, причины семейных конфликтов, отрицательных переживаний,

позиция ребенка в семье, его отношение с каждым членом семьи, виды деятельности ребенка в семье, чем занят в свободное время);

- как характеризуется по месту учебы, его позиция в школе, взаимоотношения с одноклассниками, учителями, классным руководителем;

- интересы и отношение к различным видам деятельности несовершеннолетнего.

В последующем выявляется отношение несовершеннолетнего к своим недостаткам, способность к саморегуляции, самовоспитанию. Изучение осуществляется с применением ряда методов исследования, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга, такими методами могут быть: анкетирование, индивидуальная консультация, в ходе которой рассматриваются конкретные жизненные ситуации, тестовые методики (FPI, ИТО, Шмишек, MAST, ДКУ) и др. После анализа полученных данных намечаются перспективы и строится план коррекции личности и поведения. Психолог дает рекомендации родителям и сотрудникам по исправлению несовершеннолетнего [1, 2].

Особое место в коррекционной работе следует выделить расширению кругозора и формированию круга интересов подростка, также на основе его характера и способностей. За счет привлечения положительно формирующим личность мероприятиям: посещение библиотек, спортивных

мероприятий, выставок, музеев. Включение несовершеннолетних в профилактические мероприятия с прослушиванием лекций и бесед наркологов, психологов, психиатров.

Участие в тренингах "Управление гневом", "Осознание своей роли в семье".

Таким образом, работа с агрессивными несовершеннолетними должна носить комплексный, системный и

дифференцированный характер с учетом современных подходов к классификации агрессивного поведения.

Специально организованная программа коррекционных мероприятий позволяет ослабить и преодолеть нарушения поведения у несовершеннолетних.

Список литературы

1. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия /сост. К.В. Сельченок. -М.: АСТ., Мн.: Харвест, 2005. -656 с.

2. Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: уч. пособие /Л.С. Рычкова. -Челябинск: ИЦЮУрГУ, 2013. -134 с.

3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. / Л.М. Семенюк -М.: Изд-во "Флинка", 1998. - 93 с.

THE DIFFERENTIATED APPROACH TO PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF MINORS

N.I. MAHNINA, FGIPEICMFPS by the Chelyabinsk region, Chelyabinsk, Russia K.S. KOVALEV, FGI PEI CMFPS by the Chelyabinsk region, Chelyabinsk, Russia

e-mail: [email protected]

Abstract

In the article the growth of aggressive trends among adolescents is considered, the reasons and the nature of aggression minors are revealed. Here are presented the data on systematization of aggressive behavior and offered the principles of correctional work.

Keywords: aggressive, teenager, aggressive behavior, differentiated approach, psychological correction, underage teenager, systematic aggressive behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.