References
1. Vasyura S.A. Professional aspects of communicative activity in an integral study of the individuality of man // The herald of Udmurt university (series: philosophy, psychology, pedagogy). 2009. №. 1. - R 157-166.
2. Vyatkin B.A. Homo of activus (men active) as the scientific product of an integral study of individuality in the Permian psychological school // activity - individuality - the subject: the materials of the All-Russian scientific conference/of scientific. ed. B.A.Vyatkin; Perm. State. ped. university. Perm', 2008. - P. 16-17.
3. VyatkinB.A., KovtunE.V. Style of activity under the extreme conditions as the emergent property of the integral individuality of the leaders of the extinguishing of fires psycho-pedagogy in the law-enforcement agencies. 2013, № 1 (52). - P. 3-7.
4. Vyatkin B.A., Shchukin M.R. Psychology of the styles of the man: studies. benefit. Perm. State. it gumanit. - ped. university. Perm': Book peace, 2013. - 128 p.
5. Merlin V.S. Sketch of the integral research of individuality. M.: Pedagogy, 1986. - 254 p. 6. Psikhodiagnostika of stress /edited by. G.S. Nikiforova. St. Petersburg: Peter, 2009. - 336 p.
6. Psikhologiya. Dictionary/ edited by. A.V. Petrovskiy. M.: Politizdat, 1990. - P. 14.
7. Sosnina D.N. Stability to the mental stress and the performer activity of the artist of ballet // Herald MGUKI. 2011. № 1 (39). - P. 195-201.
УДК 159.9 И.В. ГРЮНБЕРГ
зам. директора по учебно-воспитательной работе Орловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида E-mail: griunberg.irina@yandex.ru
UDC 159.9 I.V. GRIUNBERG
deputy director on educational work by Orel special (correctional) general schools VIII of the form E-mail: griunberg.irina@yandex.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE PROBLEM OF AGGRESSION ADOLESCENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
В статье рассматриваются теоретические подходы к понятиям «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность». Раскрываются социально-психологические механизмы возникновения агрессивного поведения подростков. Анализируется современное состояние проблемы агрессии подростков с нарушением интеллекта, определяются пути оказания психолого-педагогической помощи данной категории детей.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, фрустрация, подростковый возраст, нарушение интеллекта.
The theoretical approaches to the understanding of such terms as aggression, aggressive behavior, aggressiveness revealed what are the social and phycological mechanisms of the appearance of the teenagers aggressive behaviour. The modern condition of the problem of the teenagers aggression whose intellect is broken is analysed. Besides the ways of how to render phycological and pedagogical assistance to such children are defined in this article.
Keywords: aggression, aggressiveness, aggressive behaviour, frustration, the juveniles age, the breaking of intellect.
Феномену человеческой агрессии посвящено большое количество исследований в отечественной и зарубежной науке. Это связано с обострением проблемы агрессии в различных социальных группах (в семье, в дружеских компаниях, в среде образовательных учреждений). Тревогу вызывает явно возрастающий уровень агрессивного поведения молодёжи, в частности - подростков [14]. Этот период онтогенеза характеризуется многими авторами как кризисный, сопровождающийся неустойчивостью настроения, поведения, колебаниями самооценки, конфликтностью, а также потребностью в самоутверждении. Таким образом, подростковый возраст является группой риска возникновения отклоне-
ний поведения и агрессии [13].
Рассмотрим содержание понятий «агрессия» и «агрессивность». В рамках традиционного подхода агрессия рассматривается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности). Синонимичным является понятие «агрессивное поведение», которое определяет одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физиче-
© И.В. Грюнберг © I.V. Griunberg
19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19.00.00 - Р8УСИ0Ь0«СЛЬ 8С1БЖБ8
ском и психическом отношении жизненные ситуации [2].
Термин «агрессивность» имеет несколько иное значение и подразумевает качество личности, которое определяет готовность к проявлению агрессии, а также характеризует внутреннее психологическое состояние субъекта [5].
В настоящее время научный и практический интерес представляет изучение агрессии подростков, обучающихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Большая часть учащихся данных школ имеют интеллектуальную недостаточность, клинический диагноз F70 (умственная отсталость лёгкой степени).
Как показали работы ряда авторов (Д.Н. Исаев, Я.Н. Николаенко, О.А. Бажукова), агрессия подростков с легкой формой интеллектуальной недостаточности и определение пути оказания психолого-педагогической помощи является одной из важных проблем коррек-ционной психологии. Она остаётся недостаточно разработанной, несмотря на то, что в работах многих исследователей имеются указания на негативизм, враждебность, проявляемые в поведении данной категории школьников.
Психологические исследования П.Я. Альбрехта, Е.С. Грининой показывают, что в данной группе детей часто наблюдаются упрямство, конфликтность, гротескная самоуверенность, нетерпимость по отношению к критике, повышенная требовательность к окружающим. При этом среди проявлений агрессии подростков с интеллектуальными нарушениями довольно часто наблюдаются реакции активного или пассивного протеста, грубой речевой коммуникации, аффективность эмоциональных выпадов, иногда сопровождающаяся физическими нападками [1], [4].
Весьма важны разработки Е.С. Иванова, отразившего типологические особенности агрессивного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте 7-10 лет. По его мнению, существуют следующие виды агрессии.
1. Агрессия как проявление компенсаторной реакции при инфантильно-гедонистической мотивации в связи с трудностями учебной деятельности.
2. Агрессия как проявление эксплозивное (готовность к внезапному, неадекватно сильному, взрывного характера, проявлению аффекта) при олигофрении.
3. Агрессия как проявление извращённых влечений (сексуального, инстинкта самосохранения и др.).
4. Агрессия при психомоторном и аффективном возбуждении.
5. Агрессия как реакция протеста на трудности во взаимоотношениях.
6. Агрессия при дисфорических нарушениях.
7. Агрессия подражательного характера, становящаяся стереотипом поведения.
8. Агрессия как проявления групповой солидарности [6].
По мнению Д.Н. Исаева, агрессивное поведение детей с интеллектуальной недостаточностью служит проявлением аффекта, дисфорических нарушений,
компенсаторной реакции на трудности, извращённых влечений. Среди возможных социальных условий возникновения агрессии автором указываются трудности взаимоотношений с окружающими и подражание [7].
Особую актуальность представляет изучение таких особенностей поведения учащихся школ VIII вида, как подражание негативным образцам, реакции на фру-стрирующую ситуацию, а также отсутствие навыков анализа социального опыта. В связи с этим, для нашего исследования представляют интерес разработки, посвя-щённые обоснованию причин появления агрессии подростков с интеллектуальными нарушениями.
В соответствии с этим (работы К. С. Лебединской, О. Кёрнберга и др.) агрессия возникает у лиц, склонных к акцентуированному поведению. Для них подобное поведение становится неизбежным при столкновении с неблагоприятными факторами окружающей среды. Причина неблагополучия объясняется следствием дефекта, характерологическими особенностями психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью [7].
В отечественной коррекционной психологии агрессивное поведение лиц с интеллектуальными нарушениями рассматривается, прежде всего, в клиническом аспекте. Ведущим нарушением, во многом определяющим особенности развития подростка с интеллектуальной недостаточностью, является органическое поражение головного мозга на ранних этапах онтогенеза, о чём говорится в работах Л.С. Выготского, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн. Качественное своеобразие личностного и социального развития, поведения лиц при нарушениях интеллекта изначально обусловлено влиянием комплекса биологических и социальных факторов, включающих в себя степень тяжести дефекта, время его возникновения, особенности его структуры [11].
В работах Л.С. Выготского представлен анализ особенностей социализации детей, имеющих физические и психические нарушения. Социальное, личностное, эмоциональное развитие подростков с интеллектуальной недостаточностью часто проходит в условиях, способствующих появлению отклоняющегося и агрессивного поведения. Психический дефект создаёт почву для возникновения препятствий в установлении социальных связей, неблагоприятно влияет на формирование личности [3].
В свете этого, исследование Рычковой Л. С. подчёркивает причину интеллектуальной недостаточности как фактор, предопределяющий затруднения социализации подростков с нарушением интеллекта, проявляющийся в дезадаптивных способах реагирования, социальном инфантилизме, возникающем вследствие неразвитого самосознания, неадекватных социальных воздействий [12].
Таким образом, социальные причины, неконструктивное взаимодействие с окружающими имеют большое значение в формировании негативных проявлений дизонтогенеза. Чем раньше в жизни ребёнка сложились неблагоприятные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития [3].
Так, Ь. Вегксш^ представил механизм возникновения агрессии как средство социальной защиты и влияния фрустрации [15]. Фрустрация при этом описывается как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания, которое сопровождается отрицательными эмоциями, разочарованием, раздражением, отчаянием [2].
По мнению Я.Н. Николаенко, агрессивное поведение во фрустрирующей ситуации у подростков с нарушением интеллекта возникает чаще, чем у подростков с нормальным развитием [9].
В рамках фрустрационной теории заслуживает внимания работа Платоновой Н.М., которая описывает основные причины появления агрессивного поведения детей с нарушением интеллекта. К ним относится подражание агрессору и ориентация на его поведение как на образец. При этом ответный агрессивный выпад часто является защитной реакцией на неприятие предъявляемых требований со стороны окружающих. Довольно часто упрямство, конфликтность, нетерпимость являются следствием такого опыта [10].
Подростки с нарушением интеллекта в ситуации фрустрации чаще прибегают к таким механизмам психологической защиты, как отрицание, вытеснение, компенсация, и другим, затрудняющим осознание внутриличностных проблем, и, следовательно, препятствующих установлению конструктивных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками [8].
На основе анализа литературных источников мы
полагаем, что агрессия, безусловно, является отклонением социально-личностного развития подростка с интеллектуальной недостаточностью.
Необходимость дальнейшего изучения особенностей агрессии подростков с нарушением интеллекта обусловлена, прежде всего, важностью разработки путей и средств превентивной коррекционно-развивающей работы, исключающей случаи агрессивного поведения у данной категории детей. Основными направлениями исследования являются, на наш взгляд, изучение поведения подростков с нарушением интеллекта, возникающего при неблагоприятном воздействии социального окружения, недоразвитии навыков анализа социального опыта. Следствием этого, как правило, становятся фрустрация, подавленные переживания собственной неуспешности, а также копирование негативных поведенческих образцов.
Наше исследование предполагает изучение и анализ агрессии подростков с интеллектуальными нарушениями в контексте социального взаимодействия, а также разработку комплексной программы помощи, включающей коррекционную работу с данной категорией детей, с их родителями и педагогами.
Мы предполагаем, что формирование навыков эффективного взаимодействия с окружающими, социально-приемлемого поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью позволит повысить уровень социализации учащихся специальной (коррек-ционной) школы VIII вида.
Библиографический список
1. Альбрехт Э.Я. Психолого-педагогическая характеристика нарушения поведения у подростков, страдающих олигофренией. Автореф. дис. канд. наук. М., 1976. С. 13-20.
2. Большой психологический словарь. / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. М.: Прайм - Еврознак, 2003. 672 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1983. Т. 5.
4. ГрининаЕ.С. Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях школьников с интеллектуальным недоразвитием // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 51.
5. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-72
6. Иванов Е.С. Клиническое изучение побегов и агрессии у умственно отсталых школьников младших классов вспомогательных школ: аннотация. СПб: Издательство Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, 1989. 14 с.
7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003. 391 с.
8. Лясина Е.С. Механизмы психологической защиты умственно отсталых подростков с различными типами акцентуаций характера // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 54.
9. Николаенко Я.Н. Агрессивное поведение старших школьников с нарушением интеллекта при различных типах акцентуаций характера // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 105.
10. ПлатоноваН.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2006. 336 с.
11. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
12. Рычкова Л.С. Медико-психологические аспекты школьной дезадаптации у детей с интеллектуальными затруднениями: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. 186 с.
13. Сукиасян С.Г. Агрессия: социальный или биологический феномен? Ереван.: Асогик, 2002. 177 с.
14. Шипова Л.В. Проблема диагностики агрессии у подростков с умственной отсталостью // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации. Сб. науч. статей. Саратов: ИЦ «Наука», 2009. Вып. VIII. С. 137-143.
15. BerkowitzL. Aggression: itscauses, consequences, and control / N.-Y., 1993. Рр. 363-430.
References
1. Albrecht E.Y. Psycho-pedagogical characteristics of behavioral disturbances in adolescents with mental retardation. Author. dis. Candidate. Science. - M., 1976. P. 13 - 20.
2. A significant psychological vocabulary. / Comp. B. Mescheryakov, V. Zinchenko. - Moscow: Prime - Evroznak, 2003. - 672 p.
3. Vygotsky, L.S. Collected Works. - M., 1983. - T. 5.
4. Grinina E.S. Features of conflict in interpersonal relations students with intellectual immaturity // RGPU News of A.I.Herzen. 2008. - № 51.
19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19.00.00 - PSYCHOLOGICAL SCIENCES
5. Yenikolopov S.N. The concept of aggression in modern psychology // Applied Psychology. - 2001. - № 1. - P. 60 - 72.
6. Ivanov E.S. Clinical study shoots and aggression of mentally retarded pupils of Junior school auxiliary schools: annotation. - St. Petersburg: Publishing house of Leningrad state pedagogical Institute. A.I. Herzen, 1989. - 14 C.
7. IsaevD.N. Mental retardation in children and adolescents.- SPb.: Speech 2003. - 391 p.
8. Lyasina E.S. Mechanisms of psychological protection of mentally retarded teenagers with various types of aktsentuation of character // RGPU News of A.I.Herzen. 2008 . - No. 54.
9. Nikolaenko I.N. Aggressive behavior of the senior pupils with intellectual disabilities at various types of accentuations of character // RGPU News of A.I. Herzen. 2009. - № 105.
10. Platonova N.M. Aggression in children and adolescents: a Training manual. - SPb.: Speech, 2006. - 336 p.
11. Rubinstein. S.Y. Psychology mentally retarded schoolboy. M: Education, 1986. - 192 C.
12. Rychkova L.S. Medical and psychological aspects of school exclusion of children with intellectual difficulties: monograph. -Chelyabinsk, 2008. - 186 S.
13. Sukiasyan YEAR Aggression: a social or biological phenomenon?- Yerevan.: Asogik, 2002. - 177 p.
14. Shipov L.V. Problem of diagnostics of aggression in adolescents with mental retardation // Philosophy and education: the intellectual traditions and innovations. Sat. nauch. articles. - Saratov: publishing center «Nauka», 2009. Vol. VIII. - P. 137-143.
15. BerkowitzL. Aggression: itscauses, consequences, and control / N.-Y., 1993. P. 363-430.
УДК 159.9:34+351.81 Л.Н. КОСТИНА
доктор психологических наук, начальник кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловского юридического института МВД России им. В. В. Лукьянова Е-mail: kostin62@ mail.ru
UDC 159.9:34+351.81 L.N. KOSTINA
doctor of psychological sciences, Head of the chair of criminal law,criminology and psychology of Orel Law Institute of MIA of the Russia named after V.V. Lukyanov
Е-mail: kostin62@ mail.ru
ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ, СИСТЕМАТИЧЕСКИ НАРУШАЮЩИХ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
THE RELATIONSHIP OF PSYCHOLOGICAL AND CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF THE DRIVERS, WHO SYSTEMATICALLY VIOLATE THE TRAFFIC RULES
В качестве результатов исследования представлены некоторые психологические и криминологические особенности и типы водителей, нарушающих правила дорожного движения. Обоснованы связи между нарушениями правил дорожного движения с возрастом и полом, опытом вождения, состоянием и деформациями правосознания таких водителей.
Ключевые слова: правила дорожного движения, нарушитель правил дорожного движения, особенности личности водителей, систематически нарушающих правила дорожного движения, сотрудник подразделения ГИБДД.
Som of the psychological and criminological characteristics and types of drivers who violate traffic rules are presented in the article as the vesults of the research. The links between traffic violations and the age and gender, experience in driving, the state and deformation of legal awareness of such drivers are explained here.
Keywords: traffic rules, the infringer of traffic rules rules, characteristics drivers personality, who systematically violate the traffic rules, the officer of Traffic Police Department.
Актуальность обращения к проблемам систематических нарушений правил дорожного движения и повышения эффективности деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы определяется состоянием аварийности. Так, в 2012 году в общей структуре аварийности наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходило по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, в таких дорожно-транспортных проис-
шествиях погибли и получили ранения подавляющее большинство пострадавших (85,9 % общего числа погибших и 91 % общего числа раненых). Поэтому одной из задач Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» является сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения за счет повышения дисциплины и культуры поведения на дорогах.
Повышение эффективности работы с граждана-
© Л.Н. Костина © L.N. Kostina