УДК 159.9:338.48 (045) С.А. ВАСЮРА
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Удмуртского государственного университета
Е-mail: [email protected]
UDС 159.9:338.48 (045) S.A. VASYURA
candidate of Psychology, associate Professor, Department of General Psychology, Udmurt state university Е-mail: [email protected]
КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ И СОВЛАДАНИЕ СО СТРЕССОМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА
COMMUNICATIVE ACTIVITY AND SOVLADANIYE WITH THE STRESS IN ACTIVITY OF MANAGERS OF THE SPHERE OF TOURISM
В статье с позиций системного подхода рассматривается стиль активности и совладающее со стрессом поведение человека, осуществляющего деятельность. Обсуждаются результаты эмпирического исследования коммуникативной активности и стратегий совладающего поведения у менеджеров туристкой сферы. Установлены взаимосвязи коммуникативной активности с различными стратегиями совладания, преимущественно - с просоциальными.
Ключевые слова: коммуникативная активность, совладание, интегральная индивидуальность, стиль.
The article examines the style of activity and the coping with the stress behavior of the person, who fulfills this activity from the positions of systems approach. The results of an empirical study of communicative activity and strategies of the coping behavior are discussed. The interrelations of communicative activity with different strategies of sovladaniya, predominantly - with the the prosotsialnymi are established.
Keywords: communicative activity, coping, integral individuality, style.
В психологии и смежных с ней науках предпринимаются попытки систематизировать и обобщить представления об активности человека. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского отмечается, что активность - это «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источника преобразования или поддержания ими жизненно значимых отношений с окружающим миром» [7]. Применительно к проблеме активности человека смысл этого понятия раскрывается и соотносится в отечественной психологии через категории «деятельность», «субъект», «субъектность», рассматривается в оппозиции к понятиям «пассивность», «реактивность». Проблема активности анализируется с позиций деятельностного (А.Н. Леонтьев. В.А. Петровский и др.) и субъектно-деятельностного подходов (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, И.А. Джидарьян и др.), определяется в рамках дифференциально-психологического подхода (В. Д. Небылицын, А.И. Крупнов и др.).
В настоящее время большинство эмпирических исследований психологов, посвященных активности человека, ориентированы на какой-либо вид активности - эмоциональной, когнитивной, социальной и др. Внимание психологов также уделяется изучению стилей разных видов активности человека.
Проблема стилей коммуникативной активности представителей социономических профессий стала особенно острой на современном этапе развития общества
в условиях интенсификации социальных процессов и повышения требований к активности человека в разных сферах его жизнедеятельности. Социономы взаимодействуют с людьми, группами, организациями, сообществами, их коммуникативная активность проявляется особенно интенсивно в затрудненных, напряженных условиях деятельности и мобилизует индивидуально-психологические ресурсы. Стиль активности имеет двойную природу, характеризующую взаимодействие индивидуальности и среды. Стиль, с одной стороны, зависит от внешних условий, требований деятельности. С другой стороны, он имеет внутренние детерминанты, определяется индивидуально-психологическими свойствами человека. Поиск решения проблемы индивидуального стиля активности осуществляется в рамках системного подхода в пермской психологической школе, основанной В.С. Мерлиным.
Первоначально проблема индивидуального стиля рассматривалась в ракурсе изучения индивидуальных стилей деятельности, детерминированных свойствами нервной системы в зависимости от объективных условий деятельности. Учение об интегральной индивидуальности человека (В. С. Мерлин, 1986) внесло мощный вклад в развитие представлений об индивидуальном стиле, который стал изучаться как сложное многоком-понентое системное образование, обусловленное свойствами разных иерархических уровней интегральной индивидуальности [4]. Проведен ряд эмпирических исследований, выявляющих структуру индивидуаль-
© С. А. Васюра © S.A. Vasyura
19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19.00.00 - Р8УСИ0Ь0«СЛЬ 8С1БЖБ8
ных стилей деятельности и общения, внешних и внутренних факторов развития стилей. Данный подход к изучению стиля - системный, поскольку стилевые характеристики деятельности рассматривались в связи с нейродинамическими, психодинамическими, личностными, социально-психологическими свойствами индивидуальности человека.
Дальнейшая разработка проблемы стиля в пермской психологической школе связана с переходом к полисистемному исследованию, с позиций которого рассматриваются механизмы взаимодействия разных систем - системы «интегральная индивидуальность» и системы «индивидуальный стиль», системы «интегральная индивидуальность» и системы «социум» и т.д. [4] Особенности взаимодействия систем «интегральная индивидуальность» и «индивидуальный стиль» состоят в том, что ни одна из них не определяет другую. Эти системы взаимно определяют друг друга, являются системами со взаимопроникающими структурами. Вначале интегральная индивидуальность человека оказывает определяющее влияние на индивидуальный стиль, образуя новую систему, а затем эта система влияет на развитие интегральной индивидуальности. Таким образом, интегральная индивидуальность обладает системообразующей функцией, а индивидуальный стиль - системоразвивающей.
Изучение условий развития интегральной индивидуальности показало, что человек сам начинает активно искать наиболее эффективные приемы и способы деятельности и общения в тех случаях, когда изменяются (повышаются) требования деятельности, то есть когда он сам проявляет определенную активность. Б.А. Вяткиным выдвинуты следующие положения, эмпирически подтвержденные в ряде исследований представителей пермской психологической школы с 1991 по 2013 гг.: ведущие виды активности могут быть выделены в связи со специфическими особенностями деятельности (например, спортивной: моторная, эмоциональная, волевая); различные виды активности в разные возрастные периоды являются ведущими для развития индивидуальности в одной и той же деятельности (например, учебной: учебная - в младшем школьном возрасте, коммуникативная - в подростковом возрасте, социальная - в старшем школьном возрасте). Стили коммуникативной активности в условиях стресса, в напряженных условиях жизнедеятельности осужденных были выявлены в исследовании В.И. Шмыкова, подтвердившем ведущую роль этого вида активности в опосредовании взаимосвязей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.
Таким образом, в пермской психологической школе относительно проблемы активности определились несколько линий исследования: а) активность в структуре интегральной индивидуальности; б) ведущая активность и ее структуризированные особенности на разных этапах возрастного и профессионального развития; в) влияние ведущей активности на развитие интегральной индивидуальности; г) стиль ведущей активности в различных видах человеческой деятельности (учеб-
ной, игровой, спортивной, художественно-творческой) и жизнедеятельности (Б. А. Вяткин, 2008) [2]. Изучение активности проводится по линии субъектно-деятельностного подхода (К. А. Абульханова-Славская, И.А. Джидарьян), т.е. она рассматривается как интегральный показатель субъектности человека
Другое направление исследований представителей пермской психологической школы - изучение вопросов устойчивости к стрессу с позиций теории интегральной индивидуальности. В этом направлении исследований накоплены ценные для науки и практики данные, относительно представленности разных уровней интегральной индивидуальности в структуре стрессоустойчивости, влияния устойчивости к стрессу на деятельность спортсменов (В .В. Попова, 2011), руководителей тушения пожаров (Б. А. Вяткин, Е.В. Ковтун, 2013), артистов балета (Д.Н. Соснина, 2011) и др.) [3; 8]. Д.Н. Соснина, в частности, в эмпирическом исследовании показала, что стрессоустойчивость у артистов балета детерминирована свойствами разных уровней индивидуальности - подвижностью и уравновешенностью неровной системы, высокой коммуникативной эргичностью, психомоторной скоростью, низкой интеллектуальной и психомоторной эмоциональностью, экспрессивностью, уверенностью в себе, высоким уровнем субъективного контроля [8]. В целом накоплен немалый фактологический материал относительно стрессоустой-чивости, совладающего поведения.
Таким образом, в пермской психологической школе в русле теории интегральной индивидуальности созданы предпосылки для выделения стилей коммуникативной активности в качестве самостоятельного предмета исследования и изучения их индивидуально-психологических детерминант у представителей со-циономических профессий в затрудненных условиях деятельности.
В качестве представителей профессий социономи-ческого типа («человек-человек») в проведенном нами эмпирическом исследовании приняли участие менеджеры сферы туризма. В их деятельности, так же как и в деятельности других представителей социономических профессий, существует система стрессовых факторов. В сфере туризма деятельность менеджеров характеризуется большими информационными и коммуникативными нагрузками, высокой ответственностью за жизнь, здоровье и эмоциональное состояние людей (например, в случае политических кризисов, природных и техногенных катастроф), частым возникновением непредвиденных ситуаций и напряженных (стрессовых) ситуаций межличностного взаимодействия, предъявляющих повышенные требования индивидуально-психологическим ресурсам профессионала. В наряженных, эмоциогенных ситуациях межличностного взаимодействия коммуникативная активность менеджеров проявляется особенно интенсивно.
Динамично меняющиеся внешние условия рынка, рост конкуренции делают профессиональную деятельность менеджеров сферы туризма еще более стрессо-генной. Индустрия туризма характеризуется тем, что
менеджеры, осуществляющие контакты с клиентами, являются частью продаваемой услуги. Эффективная деятельность менеджеров невозможна без коммуникативной активности, проявляемой в различных профессиональных ситуациях взаимодействия, в том числе напряженных, стрессогенных. Коммуникативная активность рассматривается нами как один из видов активности человека, определяющий его готовность и способность к межличностному взаимодействию, исходящего от него, к реализации функций человека как субъекта общения. В наших предыдущих исследованиях, проведенных в русле интегрального исследования индивидуальности, установлены взаимосвязи коммуникативной активности с разноуровневыми индивидуальными свойствами у представителей разных профе ссиональных групп, в том числе - у менеджеров. [1].
Настоящее исследование было направлено на выявление взаимосвязи коммуникативной активности и стратегий совладания у менеджеров сферы туризма. Для отбора испытуемых были использованы следующие критерии: а) успешность профессиональной деятельности (количественные и качественные характеристики деятельности менеджеров); б) опыт работы не менее 4-х лет. Численность выборки составила 102 человека.
Для изучения коммуникативной активности применялись тест суждений А.И.Крупнова и модифицированный вариант референтометрии. Для оценки копинг-стратегий использовалась методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (Strategic Approach to Coping Scale / SACS) С. Хобфолла (адаптированная Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой). Статистическая обработка данных проведена с использованием пакета прикладных программ «SPSS 11.5» и включала первичные описательные статистики, корреляционный анализ.
Изучение совладающего поведения менеджеров сферы туризма в затрудненных условиях деятельности показало, что модели совладания представлены в разной степени. Следует отметить, что совладающее поведение рассматривается нами как социальное поведение человека, позволяющее ему справиться с трудной жизненной ситуацией или стрессом способами, адекватными индивидуально-психологическим особенностям, через определенные стратегии действий. В основе методики С. Хобфолла лежит идея о том, что совладание происходит в трех изменениях (осях): уровень активности и пассивности, просоциальности и асоциальности, прямоты и косвенности. Ось «активность-пассивность» отражает степень, с которой человек принимает активное участие в поиске путей решения трудных ситуаций или, наоборот, проявляет пассивность, уход от проблем. Ось «просоциальность-асоциальность» характеризует уровень и направленность социального взаимодействия при разрешении трудностей. Ось «прямота-косвенность» является наиболее сложным конструктом, поскольку косвенность, опосредован-ность действий по-разному оценивается в культураль-ном аспекте.
В результате выполненного исследования установлено, что для менеджеров в большей степени характерны социально направленные стратегии преодоления стресса: «вступление в социальный контакт» (social joining) (М=24,7), «поиск социальной поддержки» (seeking social support) (М=24,3). Другие стратегии совладания менее выражены: «осторожные действия» (cautious action) (М=20,3) «ассертивные действия» (assertive action) (М=19,8), «непрямые действия» (indirect action) (М=18,8), «импульсивные действия» (instinctive action) (М=18,4), «агрессивные действия» (aggressive action) (М=17,1), «избегание» (avoidance) (М=16,3). Наименее характерными для менеджеров являются «асоциальные действия» (antisocial action) (М=15,5). Полученные нами данные согласуются с профилем стратегий преодоления представителей коммуникативных профессий (Н.Е. Водопьянова, 2009) [6]. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что у опытных менеджеров сферы туризма, ведущими стратегиями со-владания являются конструктивные, способствующие успешности преодоления стресса в напряженных условиях профессиональной деятельности. А ориентация менеджеров на просоциальные стратегии совладания позволяет констатировать значимость социальных ресурсов для преодоления трудных ситуаций.
Выявлена внутренняя структура совладающего поведения, установлены статистически значимые корреляционные связи между разными стратегиями совла-дания (уровень значимости р<0,01), в том числе между «вступлением в социальный контакт» и «поиском социальной поддержки». По-видимому, в затрудненных условиях деятельности опытными менеджерами сферы туризма используется комбинация стратегий совладаю-щего поведения.
Результаты исследования коммуникативной активности показали, что для менеджеров характерны выраженное стремление к общению и инициативность в завязывании знакомств, преобладание социоцентриче-ской мотивации общения, т.е. желание оказать внимание и проявлять заботу о других людях. Менеджерам свойственен интернальный тип регуляции коммуникативной активности, т.е. они опираются на свои возможности в общении, берут на себя ответственность за характер взаимоотношений с партнерами по общению. Для них характерны как предметно-направленные, так и субъектно-ориентированные (самовыражение, самореализация, самосовершенствование) формы коммуникативной активности. Менеджерам свойственна стеничность в общении, т.е. преобладание положительных эмоций в межличностных контактах. Операциональные и личностные трудности, возникающие в процессе реализации коммуникативной активности менеджеров, не являются выраженными, т.е. не нарушают общение.
Далее в результате корреляционного анализа у менеджеров установлены взаимосвязи коммуникативной активности и стратегий совладающего поведения в рамках многоосевой модели С. Хобфолла. Как мы полагаем, эти связи лежат в основе стилей коммуникативной
19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19.00.00 - PSYCHOLOGICAL SCIENCES
активности менеджеров, проявляемых в затрудненных условиях деятельности.
Выявлено наличие корреляционных связей различных компонентов коммуникативной активности со стратегиями совладания, кроме стратегий «избегание» и «импульсивные действия». Можно полагать, что выбор данных стратегий обусловлен другими личностно-средовыми ресурсами, навыками разрешения проблем. Многочисленны прямые связи коммуникативной активности с просоциальными стратегиями совладания - «вступлением в социальный контакт» и «поиском социальной поддержки» (р<0,01). С данными стратегиями связаны динамический, мотивационный, эмоциональный, регулятивный, когнитивный продуктивный компоненты коммуникативной активности. Это позволяет сделать вывод о том, что чем выше коммуникативная активность, тем более выражены в совладающем поведении менеджера данные социально ориентированные копинг-стратегии, заключающиеся в направленности на кооперацию и совместную деятельность с другими людьми, на получение эмоциональной поддержки от них. При повышении коммуникативной активности более выраженной становится ориентировка на опыт других людей, укрепляется уверенность в разрешении трудностей за счет поддержания тесных взаимосвязей с людьми, избегания одиночества. Можно констатировать, что выявленные связи характеризуют просоциаль-ный стиль коммуникативной активности менеджеров.
Обнаружены взаимосвязи компонентов коммуникативной активности с другими стратегиями совлада-ния. Так, социоцентричность положительно связана со стратегией «ассертивные действия» (р<0,05), осмысленность - со стратегией «манипулятивные действия» (р<0,05). Таким образом, при выраженной социоцен-трической мотивации общения менеджеров наблюдается уверенное поведение в сложных, стрессовых ситуациях, т.е. характерны когнитивные и поведенческие усилия, направленные на самостоятельное разрешение ситуаций. Понимание менеджерами собственных коммуникативных возможностей согласуется с непрямыми, манипулятивными действиями для разрешения сложной ситуации.
Установлена положительная связь операциональных трудностей реализации коммуникативной активности со стратегией «асоциальные действия» (р<0,01), широты контактов - со стратегией «осторожные действия» (р<0,05). Таким образом, при снижении трудностей реализации коммуникативной активности инструментального плана снижаются асоциальные действия, т. е. жесткие, негуманные действия человека, учитывающие, прежде всего собственные интересы в сложных, эмоциогенных ситуациях. При расширении пространства социальных связей менеджером избирается модель поведения, в которой его усилия направлены на взвешивание возможных последствий возникшей ситуации, на проверку рисков, на рациональное распределение имеющихся у него ресурсов. Итак, коммуникативная активность менеджеров связана с широким спектром стратегий преодоления, помогающих справиться с препятствиями и угрозами как с помощью активных действий, так и косвенных, позволяющих адаптироваться к возникшим в связи с профессиональной деятельностью трудностям без потерь эффективности выполняемой деятельности. Коммуникативная активность может рассматриваться как копинг-ресурс, имеющий значение в совладании со стрессом.
Полученные данные в целом позволяют констатировать, что в затрудненных условиях деятельности менеджеры сферы туризма избирают стратегии преодоления, которые основаны на взаимодействии с другими людьми. Выявленные в эмпирическом исследовании данные о взаимосвязи коммуникативной активности со стратегиями совладающего поведения представляют интерес с практической точки зрения, так как могут быть учтены специалистами в процессе психологического сопровождения профессионального развития менеджеров туристской сферы, а также быть использованы для разработки программ стресс-менеджмента. Представляется значимым дальнейшее исследование этой проблемы в плане выявления индивидуальных стилей коммуникативной активности и их детерминации разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности менеджеров.
Библиографический список
1. Васюра С.А. Профессиональные аспекты коммуникативной активности в интегральном исследовании индивидуальности человека // Вестник Удмуртского университета (Серия: философия, психология, педагогика). 2009. Вып. 1. С. 157-166.
2. Вяткин Б.А. Homo activus (человек активный) как научный продукт интегрального исследования индивидуальности в Пермской психологической школе // Активность - индивидуальность - субъект: материалы Всероссийской научной конференции / Научн. ред. Б.А.Вяткин; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2008. С. 16-17.
3. Вяткин Б.А., Ковтун Е.В. Стиль деятельности в экстремальных условиях как эмерджентное свойство интегральной индивидуальности руководителей тушения пожаров // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013, № 1 (52). С. 3-7.
4. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Психология стилей человека: учеб. пособие. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь: Книжный мир, 2013. 128 с.
5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
6. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. М.: Политиздат, 1990. С. 14.
7. Соснина Д.Н. Устойчивость к психическому стрессу и исполнительская деятельность артиста балета // Вестник МГУКИ. 2011. № 1 (39). С. 195-201.
References
1. Vasyura S.A. Professional aspects of communicative activity in an integral study of the individuality of man // The herald of Udmurt university (series: philosophy, psychology, pedagogy). 2009. №. 1. - Р. 157-166.
2. Vyatkin B.A. Homo of activus (men active) as the scientific product of an integral study of individuality in the Permian psychological school // activity - individuality - the subject: the materials of the All-Russian scientific conference/of scientific. ed. B.A.Vyatkin; Perm. State. ped. university. Perm', 2008. - P. 16-17.
3. VyatkinB.A., KovtunE.V. Style of activity under the extreme conditions as the emergent property of the integral individuality of the leaders of the extinguishing of fires psycho-pedagogy in the law-enforcement agencies. 2013, № 1 (52). - P. 3-7.
4. Vyatkin B.A., Shchukin M.R. Psychology of the styles of the man: studies. benefit. Perm. State. it gumanit. - ped. university. Perm': Book peace, 2013. - 128 p.
5. Merlin V.S. Sketch of the integral research of individuality. M.: Pedagogy, 1986. - 254 p. 6. Psikhodiagnostika of stress /edited by. G.S. Nikiforova. St. Petersburg: Peter, 2009. - 336 p.
6. Psikhologiya. Dictionary/ edited by. A.V. Petrovskiy. M.: Politizdat, 1990. - P. 14.
7. Sosnina D.N. Stability to the mental stress and the performer activity of the artist of ballet // Herald MGUKI. 2011. № 1 (39). - P. 195-201.
УДК 159.9 И.В. ГРЮНБЕРГ
зам. директора по учебно-воспитательной работе Орловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида E-mail: [email protected]
UDC 159.9 I.V. GRIUNBERG
deputy director on educational work by Orel special (correctional) general schools VIII of the form E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE PROBLEM OF AGGRESSION ADOLESCENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
В статье рассматриваются теоретические подходы к понятиям «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность». Раскрываются социально-психологические механизмы возникновения агрессивного поведения подростков. Анализируется современное состояние проблемы агрессии подростков с нарушением интеллекта, определяются пути оказания психолого-педагогической помощи данной категории детей.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, фрустрация, подростковый возраст, нарушение интеллекта.
The theoretical approaches to the understanding of such terms as aggression, aggressive behavior, aggressiveness revealed what are the social and phycological mechanisms of the appearance of the teenagers aggressive behaviour. The modern condition of the problem of the teenagers aggression whose intellect is broken is analysed. Besides the ways of how to render phycological and pedagogical assistance to such children are defined in this article.
Keywords: aggression, aggressiveness, aggressive behaviour, frustration, the juveniles age, the breaking of intellect.
Феномену человеческой агрессии посвящено большое количество исследований в отечественной и зарубежной науке. Это связано с обострением проблемы агрессии в различных социальных группах (в семье, в дружеских компаниях, в среде образовательных учреждений). Тревогу вызывает явно возрастающий уровень агрессивного поведения молодёжи, в частности - подростков [14]. Этот период онтогенеза характеризуется многими авторами как кризисный, сопровождающийся неустойчивостью настроения, поведения, колебаниями самооценки, конфликтностью, а также потребностью в самоутверждении. Таким образом, подростковый возраст является группой риска возникновения отклоне-
ний поведения и агрессии [13].
Рассмотрим содержание понятий «агрессия» и «агрессивность». В рамках традиционного подхода агрессия рассматривается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности). Синонимичным является понятие «агрессивное поведение», которое определяет одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физиче-
© И.В. Грюнберг © I.V. Griunberg