Научная статья на тему 'Коммуникативная активность представителей разных профессиональных групп'

Коммуникативная активность представителей разных профессиональных групп Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
618
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE ACTIVITY / INTEGRAL INDIVIDUALITY / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васюра Светлана Александровна

Изучение активности человека в различных сферах жизнедеятельности является одним из актуальных направлений психологии. В статье рассматриваются результаты исследования коммуникативной активности представителей разных профессиональных групп, относящихся к типу "человек человек" и "человек знак". Установлено сходство и различие в структуре коммуникативной активности представителей этих групп. Выявлены особенности коммуникативной активности специалистов социально-культурного сервиса и туризма на разных этапах профессионального становления. Исследование проведено с позиций теории интегральной индивидуальности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васюра Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative activity of representatives of different professional groups

The study of human activity in different life spheres is one of the topical directions in psychology. The article considers the results of the study on the communicative activity of representatives of different professional groups referring to the types "man man" and "man sign". Similarity and difference have been found in the structure of the communicative activity of representatives of these groups. Peculiarities of the communicative activity of specialists in social-cultural services and tourism have been detected on different stages of professional forming. The study has been conducted on the basis of the human integral individuality theory.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная активность представителей разных профессиональных групп»

С. А. Васюра

КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП

Работа представлена кафедрой общей психологии Удмуртского государственного университета.

Изучение активности человека в различных сферах жизнедеятельности является одним из актуальных направлений психологии. В статье рассматриваются результаты исследования коммуникативной активности представителей разных профессиональных групп, относящихся к типу «человек - человек» и «человек - знак». Установлено сходство и различие в структуре коммуникативной активности представителей этих групп. Выявлены особенности коммуникативной активности специалистов социально-культурного сервиса и туризма на разных этапах профессионального становления. Исследование проведено с позиций теории интегральной индивидуальности человека.

Ключевые слова: коммуникативная активность, интегральная индивидуальность, профессиональная деятельность.

S. Vasyura

COMMUNICATIVE ACTIVITY OF REPRESENTATIVES OF DIFFERENT PROFESSIONAL GROUPS

The study of human activity in different life spheres is one of the topical directions in psychology. The article considers the results of the study on the communicative activity of representatives of different professional groups referring to the types "man - man" and "man - sign". Similarity and difference have been found in the structure of the communicative activity of representatives of these groups. Peculiarities of the communicative activity of specialists in social-cultural services and tourism have been detected on different stages of professional forming. The study has been conducted on the basis of the human integral individuality theory.

Key words: communicative activity, integral individuality, professional activity.

В настоящее время психология активности является новым, развивающимся направлением гуманитарных и естественнонаучных исследований. В психологической науке

активность рассматривается как важнейшее свойство человека, актуальность его изучения повышается в связи с интенсификацией социальных процессов, увеличением разнообразия

деятельности, усложнением условий жизни людей.

Коммуникативная активность представляет собой один из видов человеческой активности, реализующийся в общении в многоплановых контактах между людьми. Она является сложным многокомпонентным психологическим образованием [1]. Активизация «человеческого фактора», появление новых профессий, которые определяют и организуют коммуникативное пространство, приводят к переосмыслению сущности видов деятельности, основанных на общении, на взаимодействии людей. Происходит переориентация в подходе к человеку, он рассматривается не как объект целенаправленного воздействия, формирования, манипуляции, а как субъект, обладающий собственной активностью.

Вопросы феноменологии коммуникативной активности человека в связи с его профессиональной деятельностью в психологии рассматриваются в разных аспектах:

• изучаются коммуникативные качества, умения и навыки представителей разных профессий, обеспечивающие оптимальное общение (Адамьянц Т. З., 1990; Бабаев Т. М., 2005; Батыршина А. Р., Рахматуллина Л. В., 2006; Бодалев А. А., 1996; Бычкова Л. А., 2006; Васильева Т. Г. 1992; Габдулина Л. И., 1996; Кан-Калик В. А., 1985; 1987; Меэр К., 1993; Одерышева Е. Б., 2000; Отюгов А. А., 1984; Павлова Е. К., 1997; Романова Е. С., 2008; Рыжов В. В., 1995; Творогова Н. Д., 2006; Шляхта Н. Ф., Шляхта Д. А., 1997 и др.);

• выявляются способности к общению, пониманию других людей и себя, коммуникативная компетентность профессионала, работающего с людьми (Бодалев А. А., 1996; Жуков П. Ю., 2006; Козьяков Р. В., Эррера Л. М., 2005; Молоканов М. В., 1995 и др.);

• определяются психологические трудности общения представителей разных профессиональных групп, исследования опираются на идеи Б. Д. Парыгина о наличии психологических барьеров, понимаемых «как осознаваемые, так и неосознаваемые трудности и препятствия (общепсихологического и социально-психологического характера), которые возникают между индивидами, вступающими

друг с другом в психологический контакт» [5, с. 119], делают общение неоптимальным (Аржакаева Т. А., 1995; Кагермазова Л. Ц., 2000; Козлова Р. П., 1995; Лабунская В. А., 2001 и др.);

• разрабатываются методы активного социально-психологического обучения для подготовки и переподготовки специалистов различных профессиональных групп - учителей, воспитателей, психологов, врачей и др. (Лабунская В. А., 2001; Регуш Л. А., 1991; Серый А. В., 1996 и др.);

• уделяется внимание коммуникативной активности студентов с разной профессиональной направленностью (Кагермазова Л. Ц., 2000; Осипова Т. Ю., 2000; Серавин А. И., Фирсова И. А., 1999; Щербакова Н. А., 2003; Яценко Т. С., 1989 и др.).

В психологии разрабатываются модели специалиста, составляющей которых являются коммуникативные качества (способности), рассматриваются вопросы развития коммуникативной активности профессионалов, уделяется внимание факторам, блокирующим развитие коммуникативной активности представителей той или иной профессиональной группы. Тем не менее наблюдается односторонность исследований этой проблемы как в плане изучения активности специалистов в общении, так и в плане рассмотрения индивидуально-психологических свойств, влияющих на коммуникативную активность представителей разных профессиональных групп.

С целью изучения особенностей коммуникативной активности представителей разных профессиональных групп нами проведено эмпирическое исследование, выполненное с позиций теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, развиваемой в пермской психологической школе. Согласно точке зрения В. С. Мерлина, интегральная индивидуальность представляет собой систему, состоящую из относительно замкнутых иерархических уровней, соответствующих разным ступеням развития материи - биохимического, общесоматического, нейродинамического, личностного, социально-психологического. Интегральная индивидуальность - это «особый, выражающий индивидуальное своеобра-

зие характер связей между всеми свойствами человека» [4, с. 19].

Разработка проблем активности человека, осуществляемая представителями пермской психологической школы под руководством Б. А. Вяткина связана с изучением роли активности в структуре интегральной индивидуальности в русле одного из вариантов «линии Рубинштейна», продолженного К. А. Абуль-хановой-Славской, И. А. Джидарьян и другими психологами [2]. Устанавливаются индивидуальные стили активности в разных сферах. Одним из направлений исследований в пермской школе психологов является «ведущая активность и ее структуризированные особенности на разных этапах возрастного и профессионального развития» [3, с. 16].

Исходя из основных положений теории интегральной индивидуальности и роли активности в ее развитии, мы предположили: а) коммуникативная активность представителей разных профессиональных групп отличается особенностями структуры; б) у представителей одной и той же профессиональной группы (типа «человек - человек»), находящихся на разных этапах профессионального становления структура коммуникативной активности имеет особенности. Коммуникативная активность своеобразно интегрирована в структуру их индивидуальности.

Нами было проведено изучение коммуникативной активности у лиц с разной профессиональной направленностью в трех профессиональных группах - менеджеры по туризму (п = 100), информатики-экономисты (п = 68), рекламные специалисты (п = 66) с опытом работы от 2-х до 5-ти лет. Все испытуемые удовлетворены своей профессиональной деятельностью, участие в исследовании было добровольным. Для изучения коммуникативной активности применялся тест суждений А. И. Крупнова, в нем реализован системный подход к изучению активности, разрабатываемый в трудах А. И. Крупнова и его сотрудников [6]. Тест состоит из 140 вопросов и выявляет следующие компоненты коммуникативной активности: динамический, эмоциональный, мотивационный, когнитивный, регулятивный, продуктивный, а также

две группы трудностей реализации коммуникативной активности. Первая группа связана с недостаточным развитием навыков общения. Личностные трудности относятся ко второй группе, это - робость, замкнутость, тревожность, заниженная самооценка и другие.

Индивидуально-психологические особенности представителей разных профессиональных групп устанавливались с помощью методик, которые применяются в пермской научной школе психологов для изучения свойств разных иерархических уровней индивидуальности. Диагностировались свойства двух уровней: личностные свойства - с помощью методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16 PF), а социально-психологические свойства - с помощью модифицированного варианта интерперсональной диагностики Т. Лири, адаптированного Л. Н. Собчик. Для обработки эмпирических данных применялся пакет прикладных программ статистической обработки данных «SPSS» для персонального компьютера. Использовались методы математической статистики: корреляционный анализ, /-критерий Стьюдента.

С помощью корреляционного анализа обнаружено наличие статистически достоверных связей между показателями коммуникативной активности в каждой из трех профессиональных групп. Полученные данные о связях показателей коммуникативной активности в трех выборках свидетельствуют о том, что:

• в структуре коммуникативной активности менеджеров по туризму, информатиков-эко-номистов, рекламистов имеется сходство и различие;

• различия в структурах коммуникативной активности представителей трех профессиональных групп касаются небольшого числа корреляционных связей ее компонентов;

• больше связей между компонентами коммуникативной активности наблюдается у представителей тех профессиональных групп, которые относятся к типу «человек - человек», в отличие от представителей группы «человек - знак»;

• в выборке специалистов по рекламе наблюдаются такие уникальные связи, как взаимосвязи между компонентами коммуника-

тивной активности и трудностями реализации коммуникативной активности. По-видимому, это обусловлено манипулятивными аспектами их профессиональной деятельности.

Результаты корреляционного анализа в разных профессиональных группах позволяют утверждать, что структура коммуникативной активности имеет свои особенности в каждой выборке. У менеджеров по туризму наблюдается большая целостность связей, об этом можно судить на основании их качества и количества.

Для изучения особенностей коммуникативной активности специалистов на разных этапах профессионального становления нами анализировались данные, полученные в двух выборках - студенты 5-го курса Института социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета (специальность «социально-культурный сервис и туризм») п=104, менеджеры сферы туризма (стаж работы 2-5 лет) п = 100. Данная профессиональная группа относится к типу «человек - человек», что предопределило ее выбор для реализации исследовательского замысла. Сравнение характера взаимосвязей показателей коммуникативной активности в этих выборках позволяет установить те изменения, которые претерпе-

вает коммуникативная активность человека в процессе профессионального становления.

Большая плотность корреляционных связей показателей коммуникативной активности, их гармоничность характерны для выборки менеджеров сферы туризма. У выпускников вуза коммуникативная активность менее целостна, наблюдаются специфические связи отдельных ее компонентов с показателями трудностей реализации коммуникативной активности, что свидетельствует о меньшей гармоничности ее структуры. Можно утверждать, что в ходе профессионального становления менеджера сферы туризма структура коммуникативной активности изменяется. По-видимому, она представляет собой гибкую систему, которая, с одной стороны, позволяет адаптироваться к требованиям деятельности, с другой стороны, позволяет субъекту осуществлять профессиональное общение исходя из собственных индивидуальных особенностей.

Далее были проанализированы корреляционные связи показателей коммуникативной активности и свойств личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности, выявлены уникальные связи для каждой рассматриваемой выборки (рис. 1, 2).

Рис. 1. Уникальные корреляционные связи показателей коммуникативной активности и свойств личности

у менеджеров сферы туризма (стаж 2-5 лет)

Условные обозначения: 1. Эргичность, 2. Аэргичность, 3. Стеничность, 4. Астеничность, 5. Интернальность, 6. Экстернальность, 7. Социоцентричность, 8. Эгоцентричность, 9. Осведомленность, 10. Предметность, 11. Субъектность, 12. Операциональные трудности, 13. Личностные трудности; факторы А, В, С, Е, Б, Н, I, Ы, О, Q1, Q2, Q3, Q4 по Кеттеллу. Здесь и в других рисунках:

--------отрицательные связи;

- положительные связи

Рис. 2. Уникальные корреляционные связи между показателями коммуникативной активности и свойств личности у студентов 5-го курса вуза (специальность - социально-культурный сервис и туризм) Условные обозначения: 1. Аэргичность, 2. Астеничность, 3. Социоцентричность, 4. Эгоцентричность, 5. Предметность, 6. Операциональные трудности; факторы А, G, I, М,0, Q1, Q2, Q3 по Кеттеллу.

В группе менеджеров сферы туризма наибольшее число корреляционных связей показателей личностных свойств установлено с такими показателями коммуникативной активности, как эргичность, астеничность, субъектность. Из свойств личности наибольшее количество уникальных корреляционных связей с коммуникативной активностью имеют такие показатели, как фактор Е (конформность - доминантность), фактор Р2 (зависимость от группы - самодостаточность). Таким образом, наибольшее число корреляционных связей в выборке менеджеров сферы туризма наблюдается с коммуникативными свойствами личности, что вполне закономерно и свидетельствует о формировании своеобразных симптомокомплексов в процессе освоения профессиональной деятельности, основным элементом которой является общение.

В выборке студентов 5-го курса вуза корреляционные связи иные. Из показателей коммуникативной активности наибольшее количество уникальных связей со свойствами личности имеет предметность. Из свойств личности более других связаны с коммуникативной активностью коммуникативные и эмоционально-волевые свойства - фактор А

(скрытность - сердечность), фактор О (беспечность - чувство вины), фактор Р2 (зависимость от группы - самодостаточность).

Выявлены уникальные корреляционные связи между показателями коммуникативной активности и показателями социально-психологических свойств интегральной индивидуальности в выборках (рис. 3, 4).

В выборке менеджеров сферы туризма установлены специфические взаимосвязи, в которых более других показателей коммуникативной активности представлены эгоцентричность, осмысленность, а из свойств социально-психологического уровня индивидуальности - властный-лидирующий, сотрудничающий-конвенциональный, ответственно-великодушный типы межличностных отношений.

В выборке студентов 5-го курса вуза выявлены иные связи, среди которых более других показателей коммуникативной активности представлены стеничность, астеничность, предметность, субъектность, личностные трудности реализации коммуникативной активности, а из свойств социально-психологического уровня: независимый-доминирующий, недоверчивый-скептический типы межлич-

Рис. 3. Уникальные корреляционные связи между показателями коммуникативной активности и социально-психологических свойств у менеджеров сферы туризма (стаж 2-5 лет) Условные обозначения: 1. Эргичность, 2. Аэргичность, 3. Астеничность, 4. Интернальность, 5. Экстернальность, 6. Социоцентричность, 7. Эгоцентричность, 8. Осмысленность, 9. Осведомленность.

ностных отношений. Таким образом, можно утверждать, что по мере накопления опыта профессионального общения снижается количество связей коммуникативной активности с такими типами межличностных отношений, которые ориентированы на независимую и обособленную позицию, растет число связей с такими типами интерперсональных отношений, которые проявляются в конгруэнтности в контактах с окружающими.

С помощью /-критерия Стьюдента проведен сравнительный анализ средних значений показателей коммуникативной активности в двух выборках специалистов сферы туризма на разных этапах профессионального становления. Полученные в результате сравнительного анализа данные позволяют говорить о том, что выборки специалистов сферы туризма на разных этапах профессионального становления значимо отличаются по динами-

Рис. 4. Уникальные корреляционные связи между показателями коммуникативной активности и показателями социально-психологических свойств у студентов 5-го курса вуза (специальность - социально-культурный

сервис и туризм)

Условные обозначения: 1. Стеничность, 2. Астеничность, 3. Интернальность, 4. Экстернальность, 5. Социоцентричность, 6. Эгоцентричность, 7. Осведомленность, 8. Предметность, 9. Субъектность, 10. Операциональные трудности, 11. Личностные трудности.

ческому (-2,625, Р = 0,009), эмоциональному (-2,619, Р = 0,009), когнитивному (-2,841, Р = 0,005) компонентам коммуникативной активности. Выявленные различия можно объяснить, во-первых, процессом саморегуляции. В ходе профессиональной деятельности специалиста сферы туризма эмоциональный компонент коммуникативной активности характеризуется повышением стеничности, а когнитивный - повышением осмысленности, что свидетельствует о том, что деятельность приносит эмоциональное удовлетворение и способствует более глубокому осознанию роли коммуникативной активности в своей жизни и деятельности. Во-вторых, можно предположить, что специалисты сферы туризма имеющие опыт работы и удовлетворенные своей деятельностью по динамическим показателям коммуникативной активности соответствуют требованиям этой деятельности. Вероятно, определенная выраженность динамического компонента коммуникативной активности является необходимой для данной профессиональной деятельности, в то же время он является консервативным качеством, т. е. остающимся стабильным в ходе освоения профессиональной деятельности.

Сравнительный анализ средних значений был также проведен по показателям свойств личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности в выборках специалистов сферы туризма на разных этапах профессионального становле-

ния (табл.). В таблице представлены только значимые различия.

Результаты сравнительного анализа показателей свойств личностного уровня интегральной индивидуальности свидетельствуют, что выборки специалистов сферы туризма отличаются по фактору G (подверженность чувствам - высокая нормативность поведения), по фактору Q2 (зависимость от группы - самодостаточность). Можно говорить о том, что специалисты сферы туризма с опытом работы более подвержены чувствам и обладают меньшей нормативностью поведения, чем выпускники вуза. Первые более социабельны, ориентируются на социальное одобрение, чем вторые.

Между рассматриваемыми выборками по показателям свойств социально-психологического уровня интегральной индивидуальности установлено одно значимое отличие - у специалистов с опытом работы более выражен ответственно-великодушный тип межличностных отношений. С учетом средних значений по данному показателю можно утверждать, что у специалистов сферы туризма с опытом работы более выражена ответственность по отношению к людям, деликатность.

Итак, у представителей разных профессиональных групп (специалисты сферы туризма, информатики-экономисты, рекламные специалисты) структура коммуникативной активности имеет как общие связи, так и специфичные для каждой из них. Более целостна структура

Таблица

Сравнение данных средних значений показателей свойств личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности специалистов сферы туризма

на разных этапах профессионального становления

Показатели свойств личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности Среднее значение Значения ¿-критерия Стьюдента

Студенты 5-го курса вуза (специальность «социально-культурный сервис и туризм») Менеджеры сферы туризма (опыт работы 2-5 лет)

Фактор в (по Кеттеллу) 12,25 11,01 2,867, Р = 0,005

Фактор Q2 (по Кеттеллу) 9,98 8,68 3,028, Р = 0,003

Ответственно-великодушный тип межличностных отношений 7,02 8,04 - 2,467, Р = 0,014

коммуникативной активности представителей профессий типа «человек-человек», что свидетельствует о том, что в процессе профессиональной деятельности этих специалистов происходит интеграция компонентов коммуникативной активности.

Коммуникативная активность специалистов сферы туризма на разных этапах профессионального становления имеет свои особенности. В ходе профессионального становления усиливается интеграция компонентов коммуникативной активности, структура активности становится более целостной. В структуре коммуникативной активности усиливается выраженность динамических, эмоциональных и когнитивных компонентов. Различны связи коммуникативной активно с-ти со свойствами личностного и социально-психологического уровней интегральной

индивидуальности специалистов сферы туризма на разных этапах профессионального становления. На этапе профессионального совершенствования (стаж 2-5 лет) усиливаются личностные и социально-психологические детерминанты коммуникативной активности. Эти результаты согласуются с данными, полученными в работах представителей пермской психологической школы по изучению структуры и индивидуально-психологических детерминант профессиональных способностей представителей разных профессиональных групп (Бурлакова Н. Ю., 2000; Гордеев А. Е., 2005; Хрусталева Т. М., 2005 и др.). Полученные данные раскрывают возможности развития коммуникативной активности в этих видах профессиональной деятельности и на разных этапах профессионального становления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васюра С. А. Психология коммуникативной активности человека: монография. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2006. 299 с.

2. Вяткин Б. А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика. Пермь: Изд-во Пермск. гос. пед. ун-т, 2005. 392 с.

3. Вяткин Б. А. Homo activus (человек активный) как научный продукт интегрального исследования индивидуальности в Пермской психологической школе: материалы Всероссийск. научн. конф. XXIII Мерлинские чтения: «Активность - индивидуальность - субъект». Пермь: Пермск. гос. пед. ун-т, 2008. С. 16-17.

4. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.

5. Парыгин Б. Д. Анатомия общения: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 301 с.

6. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 264 с.

SPISOK LITERATURY

1. Vasyura S. A. Psikhologiya kommunikativnoy aktivnosti cheloveka: monografiya. Izhevsk: Izdatel'skiy dom «Udmurtskiy universitet», 2006. 299 s.

2. Vyatkin B. A. Izbrannye psikhologicheskiye issledovaniya individual'nosti: teoriya, eksperiment, praktika. Perm': Izd-vo Permsk. gos. ped. un-t, 2005. 392 s.

3. VyatkinB. A. Homo activus (chelovek aktivny) kak nauchny produkt integral'nogo issledovaniya individual'nosti v Permskoy psikhologicheskoy shkole: materialy Vserossiysk. nauchn. konf. XXIII Merlinskiye chteniya: «Ak-tivnost» - individual'nost'-sub'ekt». Perm': Permsk. gos. ped. un-t, 2008. S. 16-17.

4. Merlin V. S. Ocherk integral'nogo issledovaniya individual'nosti. M.: Pedagogika, 1986. 254 s.

5. Parygin B. D. Anatomiya obshcheniya: uchebnoye posobiye. SPb.: Izd-vo Mikhaylova V. A., 1999. 301 s.

6. Ratanova T. A., Shlyakhta N. F. Psikhodiagnosticheskiye metody izucheniya lichnosti. M.: Moskovskiy psik-hologo-sotsial'ny institut: Flinta, 1998. 264 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.