Научная статья на тему 'Коммуникативная активность представителей командных и индивидуальных видов спорта'

Коммуникативная активность представителей командных и индивидуальных видов спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
623
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / COMMUNICATIVE ACTIVITY / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / INTEGRAL INDIVIDUALITY / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА / INDIVIDUAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васюра С. А.

В статье представлены результаты изучения структуры коммуникативной активности. Выявлены стилевые характеристики коммуникативной активности спортсменов, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the study of the structure of communicative activity. Identified the style characteristics of communicative activity athletes involved in team and individual sports.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная активность представителей командных и индивидуальных видов спорта»

КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМАНДНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА

С. А . Васюра1

В статье представлены результаты изучения структуры коммуникативной активности. Выявлены стилевые характеристики коммуникативной активности спортсменов, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта.

Ключевые слова: коммуникативная активность, интегральная индивидуальность, индивидуальные свойства.

The results of the study of the structure of communicative activity. Identified the style characteristics of communicative activity athletes involved in team and individual sports. Key words: communicative activity, integral individuality, individual characteristics.

Термин «коммуникативная активность» стал использоваться в психологической науке относительно недавно, что связано со смещением исследовательских акцентов с процессуальных и результативных аспектов человеческого общения к его субъектной составляющей [2]. Коммуникативная активность рассматривается нами как сложное многокомпонентное психологическое образование, обеспечивающее взаимодействие субъекта общения с другими людьми, исходящее от него и по его собственной инициативе. Изучение различных видов активности и их роли в развитии индивидуальности человека — одно из направлений исследований пермской психологической школы, основанной В. С. Мерлиным. В. С. Мерлин рассматривает интегральную индивидуальность человека как большую саморегулируемую систему, состоящую из относительно замкнутых иерархических уровней — от биохимического до социально-психологического [6]. Исследования индивидуальности человека служат основой для решения социально-прикладных задач в разных сферах, в том числе в спорте.

Спортивная деятельность, требующая от человека большого напряжения физических и духовных сил, немыслима без коммуникативной активности. Психологические исследования коммуникативной активности спортсменов немногочисленны [1; 3; 7; 8 и др.]. Сегодня эти исследования особенно актуаль-

1 Васюра Светлана Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Удмуртского государственного университета. Эл. почта: [email protected]

ны в связи с задачами подготовки высококвалифицированных спортсменов, с необходимостью повышения коммуникативной компетентности спортсменов и тренеров.

Для изучения особенностей коммуникативной активности представителей индивидуальных и командных (игровых) видов спорта нами было проведено эмпирическое исследование. В нем участвовали студенты педагогического факультета физической культуры Удмуртского государственного университета — 66 чел. (45 юношей и 21 девушка в возрасте 18-19 лет). Все они занимаются спортом от 5 до 10 лет, более половины участников исследования имеют квалификацию кандидата в мастера спорта, остальные — массовые разряды. В первую группу (30 чел.) вошли представители групповых (игровых) видов спорта — баскетбол, волейбол, гандбол, футбол. Вторую группу (36 чел.) составили представители индивидуальных видов спорта — биатлон, легкая атлетика, спортивная гимнастика.

Коммуникативная активность определялась нами с помощью теста суждений А. И. Крупнова, коммуникативные свойства двух иерархических уровней индивидуальности — психодинамического и социально-психологического — диагностировались с помощью методики ОФДСИ В. М. Русалова и методики диагностики межличностных отношений Т. Лири. Тест А. И. Крупнова позволяет оценить динамические, мотивационные, когнитивные, эмоциональные, регулятивные и продуктивные компоненты коммуникативной активности, а также определить личностные и операциональные трудности ее реализации. Для обработки полученных данных применялись методы математической статистики — вычисление средних значений, U-критерий Манна — Уитни, корреляционный анализ, факторный анализ с использованием пакета прикладных программ SPSS.

На первом этапе исследования проводился сравнительный анализ показателей коммуникативной активности представителей индивидуальных и групповых видов спорта с помощью U-критерия Манна — Уитни. Значимых различий между выборками спортсменов не установлено. Обнаружены лишь тенденции различий по мотивационному показателю коммуникативной активности — социоцентричности (р = 0,081), по продуктивному показателю активности — субъектности (р = 0,067). Таким образом, наблюдается тенденция к более высоким показателям социоцентричности и субъектности представителей групповых видов спорта. По-видимому, спортивно-игровое общение приучает молодых людей рассматривать свое поведение и общение не только с собственной точки зрения, но и с точки зрения членов команды, учитывать их потребности и интересы. Активность в общении представителей командных видов спорта дает возможность самореализоваться, выразить себя.

Далее был проведен сравнительный анализ показателей свойств психодинамического и социально-психологического уровней индивидуальности

Таблица 1

Различия по показателям социально-психологических свойств индивидуальности между представителями индивидуальных и групповых видов спорта

Показатели социально-психологических свойств Средние значения и-критерий Манна — Уитни Уровень значимости

Представители групповых видов спорта Представители индивидуальных видов спорта

Зависимость-послушность 4,9 6,661 340 0,0009

Ответственность-великодушность 5,833 8,306 318 0,0003

Доброжелательность 0,067 3,364 380,5 0,039

спортсменов, занимающихся индивидуальными и групповыми видами спорта по и-критерию Манна — Уитни. По показателям психодинамического уровня индивидуальности значимых различий не выявлено. Установлены достоверные различия по показателям свойств социально-психологического уровня индивидуальности, диагностируемым по методике Т. Лири (табл. 1).

Из табл. 1 видно, что показатели зависимости-послушности, альтруистичности и доброжелательности в межличностных отношениях выше у представителей индивидуальных видов спорта. Эти спортсмены проявляют более выраженную доверчивость и конформность в отношениях, гиперответственны и приносят в жертву свои интересы, доброжелательны по отношению к окружающим. А представители групповых видов спорта не имеют столь выраженных социально-психологических свойств. Можно полагать, что в ходе спортивных игр у них вырабатываются качества, которые определяют результативность, успешность в условиях совместной деятельности. По-видимому, зависимость, альтруистичности и высокая доброжелательность игроков могут препятствовать достижению успеха в командных видах спорта. Полученные нами данные согласуются с результатами исследований других психологов. Так, например, И. П. Волков и В. А. Васильев установили, что сыгранность баскетболистов выше в тех командах, игроки которых более контрастно и категорично разграничивали в своих оценках предпочитаемого партнера [3].

Меньшая зависимость, альтруистичность и доброжелательность представителей групповых видов спорта, возможно, связаны и с тем, что у них по сравнению с представителями индивидуальных видов спорта есть мотив выделиться среди членов своей команды, проявить себя в ней, получить соответствующий статус.

Для изучения коммуникативной активности в структуре интегральной индивидуальности представителей индивидуальных и групповых видов спорта был проведен факторный анализ показателей активности и свойств инди-

видуальности. В результате факторного анализа в выборке представителей групповых видов спорта получено 5 факторов с долей объяснимой дисперсии (ДОД = 68,12%) (табл. 2).

Первый фактор был обозначен нами как «предметный компонент коммуникативной активности». Следует отметить, что в первый фактор со значимыми весами вошли только показатели коммуникативной активности.

В структуру этого фактора (ДОД = 17,27%) вошли: предметность (0,903), осмысленность (0,893), осведомленность (0,861), социоцентричность (0,831), субъектность (0,731), эгоцентричность (0,619), интернальность (0,591). Таким образом, в первый фактор с наибольшим весом вошел показатель предметности, что свидетельствует о проявлении спортсменами, занимающимися групповыми видами спорта, коммуникативной активности в предметно-деятельностной сфере, т. е. по поводу спортивных игр и подготовки к ним. Их представления о своей общительности характеризуются в большей степени осмысленностью, чем осведомленностью. Для них характерен смешанный тип мотивации коммуникативной активности с преобладанием со-циоцентрической мотивации. Коммуникативную активность они проявляют и в субъектно-личностном аспекте, самовыражаясь, самореализуясь, самосовершенствуясь благодаря общению. У представителей командных видов спорта выражена интернальная регуляция коммуникативной активности, т. е. они считают, что их успехи и неудачи в общении прежде всего зависят от собственных усилий.

Второй фактор назван нами «трудности реализации коммуникативной активности». Его составили показатели коммуникативной активности и свойств интегральной индивидуальности. В структуру фактора (ДОД = 15,86%) вошли личностные трудности реализации коммуникативной активности (0,898), астеничность (0,862), аэргичность (0,434), эгоцентричность (0,404), а также показатель психодинамического уровня интегральной индивидуальности — эр-гичность коммуникативная (-0,515).

Как видно из состава показателей, вошедших во второй фактор, личностные трудности реализации коммуникативной активности сочетаются с эмоциональной составляющей активности — астеничностью, т. е. представители групповых видов спорта проявляют страх, тревогу, волнение в ходе общения. Трудности на психодинамическом уровне усиливаются аэргичностью и низкой эргичностью коммуникативной, что проявляется в стремлении сортсмена побыть одному, в отсутствии желания контактировать с людьми. У спортсменов проявляется также эгоцентрическая мотивация коммуникативной активности.

Третий фактор был обозначен нами как «доброжелательность». В него вошли социально-психологические свойства индивидуальности: сотрудничающе-конвенциальный тип межличностных отношений (0,886), ответственно-вели-

Таблица 2

Результаты факторного анализа показателей коммуникативной активности и свойств индивидуальности у представителей групповых видов спорта

Показатели коммуникативной активности и свойств индивидуальности Факторы

1 2 3 4 5

1. Эргичность коммуникативная -0,515 -0,437

2. Пластичность коммуникативная

3. Скорость коммуникативная

4. Эмоциональность коммуникативная 0,847

5. Эргичность 0,667

6. Социоцентричность 0,831

7. Осмысленность 0,893

8. Предметность 0,903

9. Стеничность

10. Интернальность 0,591

11. Операциональные трудности 0,830

12. Аэргичность 0,434

13. Эгоцентричность 0,619 0,404

14. Осведомленность 0,861

15. Субъектность 0,731

16. Астеничность 0,862

17. Экстернальность 0,890

18. Личностные трудности 0,898

19. Властно-лидирующий тип 0,839

20. Независимо-доминирующий тип

21. Проямолинейно-агрессивный тип 0,622

22. Недоверчиво-скептический тип 0,826

23. Покорно-застенчивый тип -0,679

24. Зависимо-послушный тип 0,726

25. Сотрудничающе-конвенциальный тип 0,886

26. Ответственно-великодушный тип 0,852

27. Доминирование 0,867

28. Доброжелательность 0,759 -0,429

Доля объяснимой дисперсии, % 17,27 15,86 12,44 11,7 10,85

кодушный тип (0,852), дружелюбие (0,759), зависимо-послушный тип межличностных отношений (0,726). Показатели, входящие в состав третьего фактора, хорошо согласуются между собой и свидетельствуют о такой преобладающей

линии поведения спортсменов в межличностных отношениях, как дружелюбие.

Четвертый фактор (ДОД = 11,7%) обозначен как «доминирование», в него вошли показатели коммуникативной активности и социально-психологических свойств индивидуальности. Из показателей коммуникативной активности в него вошла эргичность (0,667), из показателей социально-психологического уровня индивидуальности — доминирование (0,867), властно-лидирующий тип межличностных отношений (0,839), покорно-застенчивый тип (-0,679). Таким образом, показатели, вошедшие в состав четвертого фактора, свидетельствуют о том, что эргичность спортсменов (т. е. широта контактов и инициативность в завязывании знакомств) сочетается с доминированием в отношениях, проявлениями уверенности в себе и потребностью командовать другими людьми.

Пятый фактор (ДОД = 10,85%) обозначен нами как «эмоциональность коммуникативная». Его составили показатели свойств психодинамического и социально-психологического уровней индивидуальности. В него с наибольшими весами вошли эмоциональность коммуникативная (0,847), недоверчиво-скептический тип межличностных отношений (0,826), прямолинейно-агрессивный тип (0,622), эргичность коммуникативная (-0,437), доброжелательность (-0,429). Таким образом, показатели образуют симптомокомплекс, проявляющийся в общении и межличностных отношениях в виде высокой чувствительности к расхождению ожидаемого и реального результата общения, низкой потребности в общении, подозрительности, склонности к критицизму, недовольства окружающими, недружелюбия и вспыльчивости.

Результаты факторного анализа показателей коммуникативной активности и свойств индивидуальности у представителей индивидуальных видов спорта отражены в табл. 3.

Суммарная доля объяснимой дисперсии трех факторов составляет 50,78%. Первый фактор (ДОД = 24,49%) обозначен как «трудности реализации коммуникативной активности». В него вошли показатели коммуникативной активности и свойств психодинамического и социально-психологического уровней индивидуальности. Из показателей активности фактор составили личностные трудности (0,857), операциональные трудности (0,797), астеничность (0,754), экстернальность (0,621), эргичность (-0,557), субъектность (-0,498), интернальность (-0,492). Из свойств индивидуальности в него вошли покорно-застенчивый тип межличностных отношений (0,838), недоверчиво-скептический тип (0,623), зависимо-послушный тип (0,616), прямолинейно-агрессивный тип (0,604), эргичность коммуникативная (-0,474). Таким образом, показатели, входящие в состав первого фактора характеризуют комплекс затруднений в общении, который на социально-психологическом уровне проявляется в противоречивых отношениях, с одной стороны, в покорности и за-

Таблица 3

Результаты факторного анализа показателей коммуникативной активности и свойств индивидуальности у представителей индивидуальных видов спорта

Показатели коммуникативной активности и свойств индивидуальности Факторы

1 2 3

1. Эргичность коммуникативная -0,474 0,443

2. Пластичность коммуникативная

3. Скорость коммуникативная

4. Эмоциональность коммуникативная

5. Эргичность -0,557

6. Социоцентричность 0,632

7. Осмысленность 0,872

8. Предметность -0,488 0,620

9. Стеничность 0,761

10. Интернальность -0,492 0,565

11. Операциональные трудности 0,797

12. Аэргичность

13. Эгоцентричность 0,450

14. Осведомленность 0,906

15. Субъектность -0,498 0,686

16. Астеничность 0,754

17. Экстернальность 0,621

18. Личностные трудности 0,857

19. Властно-лидирующий тип -0,507

20. Независимо-доминирующий тип

21. Прямолинейно-агрессивный тип 0,604

22. Недоверчиво-скептический тип 0,623

23. Покорно-застенчивый тип 0,838

24. Зависимо-послушный тип 0,616 0,621

25. Сотрудничающий-конвенциальный тип 0,826

26. Ответственно-великодушный тип 0,882

27. Доминирование -0,904

28. Доброжелательность 0,783

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля объяснимой дисперсии, % 24,49 15,55 10,74

висимости, с другой — в неуступчивости и агрессивности. Показатели коммуникативной активности, вошедшие в состав этого фактора, позволяют говорить о том, что для спортсменов, занимающихся индивидуальными видами

спорта, характерны доминирование астенических эмоций в общении, а также пассивный тип саморегуляции общительности. Таким образом, их активность в общении больше зависит от внешних условий и обстоятельств или от везения, а не от собственных целей в налаживании контактов. Спортсмены считают бесполезным прилагать усилия для завязывания знакомств и поддержания контактов между людьми. Полученные данные согласуются с результатами исследования В. И. Гринь, согласно которым высокий уровень эмоционального/физического истощения более свойственен представителям индивидуальных, чем групповых видов спорта (достоверность различий р<0,05) [5, с. 47].

Кроме того, показатели коммуникативной активности вошли в этот фактор с разными знаками, это позволяет полагать, что для них характерен такой тип функциональных отношений, как антагонизм. Чем выше стремление к общению, предметная и субъектная направленность коммуникативной активности, внутренняя регуляция активности, тем ниже операциональные и личностные трудности ее реализации, астеничность и внешняя регуляция активности и наоборот.

Во второй фактор (ДОД = 15,55%) вошли показатели коммуникативной активности и психодинамических свойств. Этот фактор назван «когнитивный компонент коммуникативной активности». Его составили: осведомленность (0,906), осмысленность (0,872), стеничность (0,761), субъектность (0,686), соци-оцентричность (0,632), предметность (0,620), интернальность (0,565), эгоцен-тричность (0,450), а также эргичность коммуникативная (0,443). Показатели, отнесенные к данному фактору, свидетельствуют о том, что представители индивидуальных видов спорта, обладая осведомленностью, имеют поверхностные суждения об общительности, не умеют разграничивать общительность и другие свойства личности. Тем не менее они понимают роль общительности в своей жизнедеятельности, о чем свидетельствует показатель осмысленности, вошедший в данный фактор. Коммуникативная активность спортсменов проявляется в субъектно-личностном плане как способ самовыражения, самореализации в общении и в предметно-деятельностной сфере. Социоцентрическая и эгоцентрическая мотивации активности спортсменов связаны между собой. Корме того, комплекс показателей коммуникативной активности на психодинамическом уровне связан с эргичностью коммуникативной, т. е. выраженной потребностью в общении.

Третий фактор (ДОД = 10,74) составили показатели социально-психологического уровня индивидуальности. В структуру фактора с наибольшими весами вошли: ответственно-великодушный тип (0,882), сотрудничающе-конвен-циальный тип (0,826), дружелюбие (0,783), зависимо-послушный тип межличностных отношений (0,621). Исходя из показателей, входящих в данный фактор, он был обозначен нами как «доброжелательность, зависимость».

Итак, в результате факторного анализа показателей коммуникативной активности в двух группах спортсменов (занимающихся групповыми и индивидуальными видами спорта) установлено своеобразие коммуникативной активности в структуре интегральной индивидуальности. Сходство можно констатировать в том, что такие показатели, как пластичность коммуникативная и скорость коммуникативная, не представлены в факторах, поскольку имеют небольшой вес. Наблюдается некоторое сходство и в комплексах трудностей реализации коммуникативной активности, в которых личностные трудности имеют больший вес, чем операциональные. Это свидетельствует о том, то у спортсменов независимо от того, каким видом спорта они занимаются, серьезным препятствием в реализации коммуникативной активности являются личностные особенности — неадекватная самооценка, тревожность и др. Полученные в исследовании данные позволяют сделать ряд выводов.

1. Структуры коммуникативной активности спортсменов — представителей индивидуальных и групповых видов спорта различны.

2. Коммуникативная активность по-разному представлена в системе интегральной индивидуальности спортсменов разных групп. Можно говорить о своеобразных стилевых характеристиках коммуникативной активности спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.

3. У представителей групповых видов спорта первый симтомокомплекс (первый фактор) «предметный компонент коммуникативной активности» отличается обособленностью показателей активности от изучаемых нами свойств психодинамического и социально-психологического уровней индивидуальности. Возможно, этот симтомокомплекс определяется личностыми или другими свойствами интегральной индивидуальности. Второй симтомокомлекс (фактор) «трудности реализации коммуникативной активности» усиливается низкой коммуникативной эргичностью, т. е. определяется психодинамикой. В третий и пятый факторы показатели активности не вошли. Четвертый симтомокомплекс (фактор) «доминирование» свидетельствует о связи эр-гичности с социально-психологическими свойствами — доминированием, властностью. У спортсменов-индивидуалистов можно выделить две стилевые характеристики коммуникативной активности, так как в третий фактор показатели активности не вошли. Первый симтомокомплекс (фактор) «трудности реализации коммуникативной активности» подтверждает, что активность обусловлена свойствами психодинамического и социально-психологического уровней индивидуальности спортсменов. Значительную роль в детерминации трудностей реализации коммуникативной активности играют социально-психологические свойства — застенчивость, покорность. Показатели коммуникативной активности, составляющие этот стилевой комплекс, находятся в функциональных отношениях антагонизма. Второй стилевой комплекс «ког-

нитивный компонент коммуникативной активности» определяется психодинамическим уровнем индивидуальности.

4. Трудности в реализации коммуникативной активности более интегрированы в структуру индивидуальности представителей индивидуальных видов спорта, чем представителей командных видов спорта. Об этом свидетельствует состав показателей, вошедших в соответствующие факторы в каждой группе спортсменов. На этом основании можно полагать, что для снижения или устранения трудностей реализации коммуникативной активности у представителей индивидуальных видов спорта нужно приложить больше усилий для воздействия на их индивидуально-психологические особенности. Выявленные нами стилевые характеристики коммуникативной активности спортсменов, по-видимому, складываются под влиянием специфики спортивной деятельности, в частности, под влиянием частоты и характера общения с другими спортсменами и тренером, однако эти характеристики имеют и природную обусловленность. Спортивные психологи и тренеры могут учитывать стилевые характеристики активности в работе со спортсменами.

Библиографический список

1. Васюра С. А. Особенности коммуникативной активности юношей и девушек (на примере студентов факультета физической культуры) // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Сер.: Физкультура и спорт. 2001. № 1.

2. Васюра С. А. Психология коммуникативной активности человека: монография. Ижевск: ИД «Удмуртский университет», 2006.

3. Волков И. П., Васильев В. А. Групповая продуктивность в зависимости от характера восприятия и оценки партнеров // Психология личности и малых групп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

4. Вяткин Б. А. Системное исследование индивидуальности человека в спорте // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Сер.: Физкультура и спорт. 2001. № 1.

5. Гринь Е. И. Влияние пола, квалификации, вида спорта на психическое выгорание спортсменов // Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 3.

6. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

7. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980.

8. Юдина Р. Н. Стиль общения тренера и эффективность соревновательной деятельности спортсменок в художественной гимнастике // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения: межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.