5. Yenikolopov S.N. The concept of aggression in modern psychology // Applied Psychology. - 2001. - № 1. - P. 60 - 72.
6. Ivanov E.S. Clinical study shoots and aggression of mentally retarded pupils of Junior school auxiliary schools: annotation. - St. Petersburg: Publishing house of Leningrad state pedagogical Institute. A.I. Herzen, 1989. - 14 C.
7. IsaevD.N. Mental retardation in children and adolescents.- SPb.: Speech 2003. - 391 p.
8. Lyasina E.S. Mechanisms of psychological protection of mentally retarded teenagers with various types of aktsentuation of character // RGPU News of A.I.Herzen. 2008 . - No. 54.
9. Nikolaenko I.N. Aggressive behavior of the senior pupils with intellectual disabilities at various types of accentuations of character // RGPU News of A.I. Herzen. 2009. - № 105.
10. Platonova N.M. Aggression in children and adolescents: a Training manual. - SPb.: Speech, 2006. - 336 p.
11. Rubinstein. S.Y. Psychology mentally retarded schoolboy. M: Education, 1986. - 192 C.
12. Rychkova L.S. Medical and psychological aspects of school exclusion of children with intellectual difficulties: monograph. -Chelyabinsk, 2008. - 186 S.
13. Sukiasyan YEAR Aggression: a social or biological phenomenon?- Yerevan.: Asogik, 2002. - 177 p.
14. Shipov L.V. Problem of diagnostics of aggression in adolescents with mental retardation // Philosophy and education: the intellectual traditions and innovations. Sat. nauch. articles. - Saratov: publishing center «Nauka», 2009. Vol. VIII. - P. 137-143.
15. BerkowitzL. Aggression: itscauses, consequences, and control / N.-Y., 1993. P. 363-430.
УДК 159.9:34+351.81 Л.Н. КОСТИНА
доктор психологических наук, начальник кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловского юридического института МВД России им. В. В. Лукьянова Е-mail: kostin62@ mail.ru
UDC 159.9:34+351.81 L.N. KOSTINA
doctor of psychological sciences, Head of the chair of criminal law,criminology and psychology of Orel Law Institute of MIA of the Russia named after V.V. Lukyanov
Е-mail: kostin62@ mail.ru
ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ, СИСТЕМАТИЧЕСКИ НАРУШАЮЩИХ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
THE RELATIONSHIP OF PSYCHOLOGICAL AND CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF THE DRIVERS, WHO SYSTEMATICALLY VIOLATE THE TRAFFIC RULES
В качестве результатов исследования представлены некоторые психологические и криминологические особенности и типы водителей, нарушающих правила дорожного движения. Обоснованы связи между нарушениями правил дорожного движения с возрастом и полом, опытом вождения, состоянием и деформациями правосознания таких водителей.
Ключевые слова: правила дорожного движения, нарушитель правил дорожного движения, особенности личности водителей, систематически нарушающих правила дорожного движения, сотрудник подразделения ГИБДД.
Som of the psychological and criminological characteristics and types of drivers who violate traffic rules are presented in the article as the vesults of the research. The links between traffic violations and the age and gender, experience in driving, the state and deformation of legal awareness of such drivers are explained here.
Keywords: traffic rules, the infringer of traffic rules rules, characteristics drivers personality, who systematically violate the traffic rules, the officer of Traffic Police Department.
Актуальность обращения к проблемам систематических нарушений правил дорожного движения и повышения эффективности деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы определяется состоянием аварийности. Так, в 2012 году в общей структуре аварийности наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходило по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, в таких дорожно-транспортных проис-
шествиях погибли и получили ранения подавляющее большинство пострадавших (85,9 % общего числа погибших и 91 % общего числа раненых). Поэтому одной из задач Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» является сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения за счет повышения дисциплины и культуры поведения на дорогах.
Повышение эффективности работы с граждана-
© Л.Н. Костина © L.N. Kostina
ми, которые нарушают правила дорожного движения, связано в первую очередь с изучением психологических особенностей этих лиц и использованием этих особенностей в деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ДПС ГИБДД). В криминологических и психологических исследованиях учеными отмечается, что личность правонарушителя характеризуется определенными особенностями, отличающими его от законопослушных граждан. Кроме того, для личности неосторожных правонарушителей менее чем для умышленных преступников характерно наличие криминогенных свойств личности. Мы придерживается устоявшихся стереотипов и представлений о том, что среди водителей чаще всего встречаются злостные правонарушители. При этом не исключаем мнения и о том, что среди пешеходов, как самой многочисленной и самой уязвимой группы участников дорожного движения, встречаются те, кто систематически нарушают Правила дорожного движения. Об этом свидетельствуют не только результаты исследований и данные статистики, но и результаты исследований, проведенных сотрудниками кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова [5].
В научной литературе вопросам обеспечения безопасности дорожного движения уделяется много внимания. Различные аспекты этой проблемы получили освещение в работах ученых-криминологов и психологов: Ю.М. Антоняна, П.С. Дагеля, А.И. Долговой, М.И. Еникеева, В.Е. Квашиса, Д. Клебельсберга, С.Н. Мешалкина, Д.А. Никитаса, А.Н. Романова, М.А. Шнейдера, В.Е. Эминова и др. Чаще всего в литературе указывается типичный перечень особенностей, характерных для нарушителей Правил дорожного движения (ПДД): безразличие к общественным интересам, суетливость и неуверенность на дороге, пренебрежение или безразличие к правилам безопасности и их соблюдению, недисциплинированность, невыполнения определенных действий, которые участник дорожного движения мог и обязан был выполнять, исходя из своих гражданских, профессиональных и должностных обязанностей и т.д.
Учитывая ограниченность информации в научной литературе о психологических и криминологических особенностях водителей, допускающих систематические нарушения ПДД, было проведено исследование, в котором были использованы: 1) анкетирование 125 сотрудников Госавтоинспекции; 2) наблюдения автора за действиями водителей во время проведения мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения совместно со слушателями выпускных курсов ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова. Основанием для использования в проводимом исследовании наблюдения и анкетирования послужило предположение о том, что кроме мнений и оценок сотрудниками Госавтоинспекции личностей правонарушителей-водителей необходимо дополнение в виде целенаправленного изучения реакций и поведения участников дорожного движения во взаимо-
отношениях с сотрудниками ДПС, а также мнений самих граждан о поведении на дорогах и соблюдении ими правил дорожного движения. Подобный подход оправдан соображениями объективности и использованием принципа системности в проводимом исследовании.
Опрос сотрудников подразделений ГИБДД территориальных органов МВД России показал, что водители чаще всего систематически нарушают: 1) установленные требования к скоростному режиму (по мнению 88,4 % респондентов), требования к использованию ремней безопасности (60,5 % респондентов), правила маневрирования и расположения на проезжей части (27,9 %).
По результатам исследования были выделены следующие психолого-криминологические особенности личности водителей, систематически нарушающих ПДД.
1. Возраст и гендерные признаки. Согласно результатам опроса сотрудников Госавтоинспекции, лица, систематически нарушающие ПДД, относятся к юношескому и зрелому возрасту - от 18-35 (соответственно 18-20 лет - 65,1%, 20-25 лет - 60,5 %, 26-35 лет - 23,3 % респондентов). Это подтверждается и результатами других исследований, согласно которым водители моложе 25 лет совершают дорожно-транспортные происшествия [10]. Кроме того, полученные данные согласуются с закономерностью другого вида правонарушений - преступного поведения. Наиболее часто преступления совершают лица в возрасте 16-29 лет [1]. На указанный период жизни 18-35 лет попадает кризис «зрелости», связанный с поиском себя и своего места в жизни, реализации своих способностей [2]. Полагаем, что одним из проявлений такого кризиса у водителей-правонарушителей становятся конфликты с законом, включая конфликты в сфере дорожного движения. Возрастные характеристики водителя, систематически нарушающего ПДД, являются своеобразным индикатором достижения личностью социальной зрелости, усвоения им правовых норм и предписаний в сфере дорожного движения, а также связаны с другими личностными особенностями, о которых можно судить по возрастным критериям. Стоит также отметить мнение десятой части опрошенных (11,6 %): среди злостных правонарушителей отмечается и возрастная категория старше 50 лет.
Анкетирование показало, что чаще всего систематически нарушают ПДД мужчины (93%). Это также согласуется с закономерностью, выявленной по результатам многочисленных исследований: мужчины чаще всего совершают преступления, включая преступления по неосторожности. Вместе с тем, каждый десятый респондент (11,6 %) считает, что среди лиц, систематически нарушающих ПДД, имеются и женщины-водители. Этот факт нельзя игнорировать сотрудникам ДПС ГИБДД. В последние годы удельный вес женщин-водителей в России увеличивается, и в перспективе будет возрастать. По данным многочисленных психологических исследований, мужчины демонстрируют большее стремление к независимости, обретению индивидуальности через отделение от со-
циальной микросреды. Для женщин более приемлема взаимозависимость, обретение индивидуальности в социальных связях. Женщины более чувствительны, эм-патичны, способны понять чувства других, склонны к опеке и проявлению заботы [7].
Женская психология накладывает определенный отпечаток на управление транспортным средством. Женщины-водители в отличие от мужчин-водителей имеют более позитивные социальные установки, обладают большей дисциплинированностью и аккуратностью при управлении транспортным средством. Поэтому женщины реже допускают грубые нарушения правил дорожного движения, реже создают опасные ситуации, более осторожны и надежны в нормальных условиях, у них реже наступают тяжкие последствия в дорожно-транспортных происшествиях. В то же время в силу повышенной эмоциональности и меньшей физической выносливости женщины значительно менее адекватно реагируют на экстремальные условия и опасные дорожные ситуации. Указанные психологические особенности женщин, которые усиливаются в экстремальных условиях дорожного движения, в сочетании с увеличением количества транспортных средств становятся причинами совершения правонарушений.
2. По мнению респондентов, социальное положение лиц, систематически нарушающих ПДД, распределилось следующим образом. В первую очередь, это студенты (по мнению 67,4 % опрошенных) и предприниматели (55,8 %), затем служащие (18,6 %) и рабочие (14 %), пенсионеры (9,3 %) и сотрудники правоохранительных органов (4,7 %). Пятая часть сотрудников указали на то, что социальное положение не имеет никакого значения (полученные данные сочетаются с ранее проанализированным возрастом злостных правонарушителей. Определенную роль в совершении студентами и предпринимателями административных правонарушений играет материальный фактор. Благодаря обеспеченности родителей студентов и предпринимателей они могут оплатить любой штраф, не делая должных выводов. В последующем такая категория граждан продолжает пренебрегать ПДД.
3. Согласно проведенному исследованию, опыт вождения лиц, систематически нарушающих ПДД, приходится на первые три года (так считают 65,1 % респондентов), четыре-пять лет (60,5 %), шесть-десять лет (23,3 %).
С учетом полученных данных отметим, что в механизме систематического совершения водителями правонарушений значительное место могут занимать:
- недостаточный опыт вождения. Неопытный водитель (1-3 года) оказывается неподготовленным к различным дорожным ситуациям по причине недостаточной автоматизации навыков управления автомобилем еще более недостаточно сформированных умений. Следствием чего могут стать нарушения правил дорожного движения, а в случае непринятия должных и своевременных мер со стороны самого водителя и (или) сотрудников ДПС такие нарушения могут стать систе-
магическими. Исследования показывают, что «объективным выражением подготовленности водителей является степень автоматизации навыков при управлении автомобилем в различных дорожных условиях, их широта, прочность и динамичность. Отдельные управляющие действия должны быть объединены в один двигательный акт, что позволяет быстро и своевременно выполнять сложные маневры при управлении автомобилем. В неожиданных аварийных ситуациях действия опытного водителя характеризуются быстротой, точностью и полным соответствием требованиям безопасности в данной конкретной обстановке» [6]. В условиях дорожного движения нестандартные ситуации приводят молодых водителей (и, как правило, неопытных) к растерянности, к неосознанию необходимости осуществления тех действий, которые должны совершаться автоматически.
Стоит подчеркнуть, что рост интенсивности движения и повышение экстремальности вождения в этих условиях, недостаточный опыт управления ТС и низкий уровень культуры участников дорожного движения являются дополнительными факторами риска совершения повторных правонарушений в первую очередь наиболее уязвимыми категориями граждан -женщинами, пожилыми, эмоционально неустойчивыми лицами. У лиц пожилого возраста (более опытных) отмечается сочетание комплекса устойчивых и сформированных навыков и умений управления транспортным средством со сниженной эмоционально-волевой устойчивостью (в силу возрастных особенностей личности). Это может привести к тому, что складывающаяся экстремальная ситуация может стать для таких эмоционально-неустойчивых лиц, несмотря на опыт вождения, конфликтной. Конфликт сводится к противоборству, с одной стороны, стереотипами труда, автоматизированными элементами действия и эмоциями, вызванными нестандартной, проблемной ситуацией, а также скоротечностью этой ситуации. Такой конфликт может дезорганизовать работу воли и сознания [4]. Следствием чего становятся ошибки, нарушения ПДД, в т.ч. систематические нарушения.
- опыт «успешного» (т.е. безнаказанного) нарушения Правил дорожного движения. Нарушив те или иные запреты при благоприятном стечении обстоятельств, человек сознательно или подсознательно фиксирует в памяти, что никаких отрицательных последствий не наступило: никто не пострадал, а он остался безнаказанным. Полученный негативный опыт формирует уверенность в собственной неуязвимости, которая играет роль мотива для последующего правонарушения. Как справедливо отмечает А.Н. Романов, «при безнаказанности неправильное поведение водителя (и пешехода) закрепляется» [6]. Наибольшего эффекта закрепления опыта систематического нарушения ПДД достигают те водители, у которых не только отсутствует (или снижен) страх быть наказанным (как внешний мотив, препятствующий совершению правонарушения). В случае сочетания у личности сниженного страха перед наказанием с недостаточно развитыми нравственными чувствами (вины, долга, ответственности, сострадания к
возможным или реальным жертвам и пр.) «рождается» циничный водитель, который не только вызывающе-пренебрежительно относится к ПДД, но и нарушает их, игнорируя или презирая культуру безопасного поведения на дорогах.
4. Психологические особенности личности водителей, систематически нарушающих ПДД. Изучение особенностей правового сознания лиц, систематически нарушающих ПДД, считается основополагающим для понимания генезиса отклоняющегося поведения личности, его мотивов, для социальной оценки личности и прогнозирования антиобщественных поступков.
Результаты обработки анкет показали, что правосознание лиц, допускающих систематические нарушения правила дорожного движения, характеризуется, по мнению третьей части опрошенных (30,2 %), незнанием этих правил, что свидетельствует о несформирован-ности когнитивного компонента правосознания. Две трети опрошенных сотрудников (67,4 %) отмечают, что водители пренебрегают ПДД, а 16,2 % респондентов считают, что водители негативно-нейтрально относятся к сотрудникам, которые пресекают нарушения правил дорожного движения. Приведенные данные свидетельствуют о недостаточной сформированности у водителей интеллектуального и эмоционального компонента правосознания. О деформации волевого компонента правосознания граждан свидетельствуют ответы 46,5 % сотрудников о том, что водители намеренно игнорируют и не соблюдают ПДД. Кроме того, 72,1 % опрошенных сотрудников утверждают, что такие водители обладают низким уровнем культуры на дорогах и дорожно-транспортной дисциплины. Это подтверждает вывод о том, что в числе причин систематических правонарушений водителей особое место занимает «человеческий фактор» в виде недостаточной правовой подготовленности к участию в дорожном движении и как следствие - деформации правосознания личности.
Анкетирование показало, что состояние водителей оказывает влияние в определенной степени на систематичность нарушений ими ПДД (по мнению респондентов, правонарушители могут находиться как в нормальном состоянии (46,5 % респондентов), так и в состоянии алкогольного опьянения (41,9 %), а также состоянии раздражительности и стресса (34,9 %). Это свидетельствует о том, что применение жестких административных санкций к лицам, которые управляют транспортным средством в состоянии опьянения, пока не приносят ощутимых результатов. Объяснима связь негативных состояний водителя с систематическим совершением нарушений ПДД. Сопутствующие дорожному движению психологические и психофизиологические состояния (тревожности, утомления, стресса, растерянности, переутомления и пр.) усугубляются не только влиянием субъективных факторов в виде недостаточного опыта вождения, конфликтов с участниками дорожного движения и сотрудниками ДПС и т.п., но и объективными факторами (сложные дорожные условия и их неожиданные изменения, «пробки»
и пр.). Указанные состояния и отдельные факторы, а также сочетание их друг с другом являются «факторами риска» для водителя, в результате чего снижается внимательность, прогностические и мыслительные способности, а значит, повышается вероятность нарушения правил дорожного движения. Подобного мнения придерживается Е.В. Гвоздева, которая отмечает, что наличие тревожности, даже в скрытом виде, может способствовать принятию объективно неправильных решений в условиях дорожного движения. Опьянение, конфликтные ситуации, психические травмы, переутомление могут приводить к активизации скрытых особенностей, ранее присутствовавших у человека в психически нейтральном состоянии. Такой психологический феномен повышает аварийность в условиях дорожного движения [9].
На основе анализа научной литературы, анкетирования сотрудников Госавтоинспекции, современных тенденций поведения водителей в условиях дорожного движения и собственных наблюдений автора были обобщены криминологические и психологические особенности водителей, систематически нарушающих ПДД. При этом мы руководствовались идеей о том, что выявление общих особенностей водителей, нарушающих правила дорожного движения, имеет практическое значение, в частности, в решении проблем предупреждения административных правонарушений. В этой связи стоит согласиться с мнением Д. А. Бражникова, который указывает на научную и практическую значимость выявления типологических черт личности неосторожных преступлений для определения «содержания и направленности криминологических проблем предупреждения автотранспортных преступлений» [8].
В рамках проводимого исследовании были условно выделены типы водителей, систематически нарушающих правила дорожного движения, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном виде:
1. циничный водитель, у которого закрепился опыт безнаказанности за совершенные правонарушения, отсутствует (или снижен) страх быть наказанным. Это сочетается с возможным нахождением гражданина в состоянии опьянения, недостаточно развитыми нравственными чувствами (вины, долга, ответственности, сострадания к возможным или реальным жертвам и пр.) и пренебрежением к ПДД, игнорированием в целом культуры безопасного поведения на дорогах.
2. провоцирующий водитель - тот, кто своими действиями намеренно создает другим участникам дорожного движения условия для совершения правонарушений, а также способствует склонению сотрудников ДПС к различным нарушениям. Поведение такого водителя может сопровождаться отрицанием произошедшего нарушения, претензиями и неприязнью в адрес сотрудника, негодованием и возмущениями по поводу применяемых к нему административных санкций, демонстративной видео-, аудио- или фотосъемкой. Некоторые из них фиксируют заранее подготовленные ими провокации и выкладывают их
в Интернет для всеобщего обозрения. Такая форма самовыражения и самоутверждения, сочетающаяся со склонностью к риску, основана на желании привлечь к себе внимание, извлечь из этого определенную выгоду. Позитивное эмоциональное подкрепление, получаемое такими водителями от провокаций и полученных результатов, становится стимулом для накопления опыта повторных правонарушений, создает угрозу безопасности.
3. агрессивно-рискованный водитель в силу легкости возникновения негативных эмоций и проявления враждебности, агрессивности как черт характера создает в общении с другими участников дорожного движения и сотрудниками ДПС конфликты, включая непредсказуемые, порой безрассудные действия, которые усиливаются состоянием опьянения. Агрессивное, рискованное поведение в сочетании с низким уровнем правосознания, открытыми конфликтами с Правилами дорожного движения приводят водителя к систематическим правонарушениям ПДД и созданию аварийных ситуаций.
4. неопытный водитель, т. е. обладающий недостаточным опытом вождения, в т. ч. сниженным уровнем автоматизации действий, не может соблюдать ПДД в силу ограниченной саморегуляции поведения и слабым уровнем подготовленности. Попадая из-за ограниченного опыта в различные дорожные ситуации, он не успевает обращать внимание на дорожные знаки, разметку и пр. и совершает правонарушение. Накопление водителем опыта нарушений ПДД, отсутствие должного самоанализа и неумение делать выводы становятся дополнительными факторами повторных нарушений ПДД.
5. эмоционально-неустойчивый (тревожный) водитель в условиях дорожного движения легко поддается страху и проявляет тем самым склонность к эмоциональной реакции на дорожную ситуацию. В качестве стрессовых выступают следующие ситуации дорожного движения: с непредсказуемым исходом, быстрой сменой действующих факторов и неупорядоченными параметрами, угрозой для жизни и
здоровья. Возникающее свойство «суженного сознания» снижает у такого водителя работу мышления, логики, прогноза дорожной обстановки и эффективность действий, увеличивает ошибки.
Таким образом, подводя итоги и соглашаясь с мнением немецкого специалиста в области транспортной психологии Д. Клебельсберга о связи между аварийностью, возрастом и стажем работы водителя [3], выделим применительно к проблеме следующие связи между: 1) систематическими нарушениями водителями ПДД (превышение установленных требований к скоростному режиму, игнорирование использования ремней безопасности, нарушение правил маневрирования и расположения на проезжей части); 2) возрастом (чаще 18-35 лет или старше 50 лет); 3) полом (чаще мужчины); 4) опытом вождения (чаще до 5 лет или 6-10 лет). Такие водители могут находиться как в нормальном состоянии, так и в состоянии алкогольного опьянения, раздражительности или стресса. Они отличаются недостаточной правовой подготовленностью к участию в дорожном движении и - как следствие - деформацией правосознания личности.
Эффективность оказания сотрудниками Госавтоинспекции воспитательного воздействия на водителей, систематически нарушающих ПДД, возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности гражданина, поскольку именно личность является носителем причин нарушений. Как показывает опрос, сотрудники Госавтоинспекции отдают предпочтение ранней профилактике и жестким, административно-правовым мерам в отношении злостных правонарушителей. Стоит подчеркнуть, что вместе с применением административных мер наказания за совершаемые правонарушения сотрудники осознают важность повышения эффективности правовой и профессиональной подготовки водителей, обязательного проведения правовоспитательной и разъяснительной работы с нарушителями ПДД, объединения усилий всех субъектов профилактики - подразделений ГИБДД, семьи, образовательных учреждений, СМИ, автошкол, автопредприятий, трудовых коллективов и др.
Библиографический список
1. АнтонянЮ.М., ЕникеевМ.И., ЭминовВ.Е. Психология преступления и наказания. М.: «ПЕНАТЕС-ПЕНАТЫ», 2000. С.20.
2. Зейг Дж. К. Испытание Эриксоном: Личность мастера и его работа / Пер. с англ. В.В. Самойлова. М.: Независимая фирма "Класс", 1999.
3. КлебельсбергД. Транспортная психология: Пер. с нем. / Под ред. В.Б. Мазуркевича. М.: Транспорт, 1989.
4. Корчагин А.Г. Неосторожный преступник: субъект и личность. Владивосток, 1990. С. 76.
5. Нарушение правил дорожного движения пешеходами: уголовно-правовые, криминологические и психологические проблемы: учебное (практическое) пособие / Л.Н. Костина [и др.]. Орёл : ОрЮИ МВД России, 2013. 67 с.
6. Романов А.Н. Автотранспортная психология: Уч. пос. для студ. высш. уч. зав. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 173-174.
7. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 272-274.
8. Бражников Д.А. Типологические черты личности преступников, совершивших автотранспортные преступления // материалы всероссийской научно-практической конференции в режиме видеоконференцсвязи (г. Тюмень, 6 сентября 2012 г.). Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. С. 91.
9. Гвоздева Е.В. Типология преступников, совершивших уголовно наказуемое нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Российский следователь. 2007. №11.
10. Проценко С.В. Влияние психофизиологических и возрастных особенностей субъекта на деятельность, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности // Юридическая психология. 2009. №4.
References
1. Antonyan YuM. Enikeev M. I. Eminov V. E. Psikhologiya of a crime and punishments. - M.: "PENATES-PENATY", 2000. P. 20.
2. Зейг Dzh. K. test by Eriksson: The identity of the master and his work / Lane from English V. V. Samoylov. - M.: Nekzaviksimy фирма "Class", 1999.
3. KlebelsbergD. Transport psychology: The lane with it. / Under the editorship of V. B. Mazurkevich. - M.: Transport, 1989.
4. Korchagin A.G. Careless criminal: subject and personality. Vladivostok, 1990. Page 76.
5. Violation of the rules of traffic by pedestrians: ugoklovno-legal, criminological and psychological проб-лемы: educational (practical) grant / L.N. Kostina [etc.]. - Eagle: ORYul Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013. - 67 pages.
6. Romanov A.N. Motor transportation psychology: Уч. the settlement for the student. высш. уч. manager. - M.: Publishing center "Akademiya", 2002. Page 173-174.
7. Social psychology: Studies. grant for higher education institutions / Under the editorship of the prof. A.M. Stolyarenko. - M.: YuNITI-DANA, 2001. Page 272-274.
8. BrazhnikovD.A. Typological lines of the identity of the criminals who have committed motor transportation crimes//materials of the All-Russian scientific and practical conference in a mode of a video conferencing (Tyumen, on September 6, 2012). Tyumen: Tyumen institute of professional development of staff of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2012. Page 91.
9. Gvozdeva E.V. Tipologiya of the criminals who have made penal violation of the rules of traffic and operation of vehicles//the Russian investigator. 2007 . No. 11.
10. ProtsenkoS.V. Influence of psychophysiological and age features of the subject on the activity which has been directly connected with ensuring transport safety//Legal psychology. 2009 . No. 4.
УДК 159.9 Ю.В. ОБУХОВА
аспирант кафедры психологии личности Южного федерального университета E-mail: uvobukhova@yandex.ru
UDC 159.9 Y.V. OBUKHOVA
postgraduate student, department of psychology of the personality Southern Federal University E-mail: uvobukhova@yandex.ru
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИК Я-КОНЦЕПЦИИ И ВЫРАЖЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ-МАТЕМАТИКОВ
INTERRELATION OF THE CONTENTS AND CHARACTERISTICS OF MY SELF AND EXPRESSIVENESS OF DIFFERENT TYPES OF INTELLIGENCE AT STUDENTS OF MATHEMATICAL FACULTY
В статье излагаются результаты эмпирического изучения взаимосвязи содержания и характеристик Я-концепции и выраженности социального, эмоционального, вербального видов интеллекта у девушек-математиков и юношей-математиков. Эмпирически установлено влияние различных видов интеллекта на содержание когнитивного компонента Я-концепции.
Ключевые слова: содержание и характеристики Я-концепции, интеллектуальные особенности.
In article results of empirical studying of interrelation of the contents and characteristics of the my self and expressiveness of social, emotional, verbal types of intelligence at girls mathematicians and youth men mathematicians are stated. Influence of different types of intelligence on the maintenance of a cognitive component of my self is empirically established.
Swords: the contents and characterististics of my self, the intellectual features.
Профессиональная готовность будущего преподавателя к педагогической деятельности во многом определяет результаты модернизации математического образования. Поэтому возрастает роль профессионально-педагогической подготовки, которая в сочетании с фундаментальной общенаучной и специальной подготовкой позволит будущему преподавателю более полно реализовать большие потенциальные возможности университетского образования. На данном
этапе развития общества возникает потребность в усовершенствовании коммуникативной компетентности будущих преподавателей-математики (повышение уровня вербального интеллекта через овладение студентами нормами литературного языка и закрепленными за каждым видом профессиональной деятельности речевым оформлением); в выработке социокультурных компетенций (усовершенствование навыков межличностного взаимодействия, использование междисциплинарных
© Ю.В. Обухова © Y.V. Obukhova