Научная статья на тему 'Некоторые психолого-криминологические особенности личности водителей, допускающих систематические нарушения правил дорожного движения'

Некоторые психолого-криминологические особенности личности водителей, допускающих систематические нарушения правил дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1680
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ НАРУШИТЕЛЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НАРУШИТЕЛЯ / ТИПЫ ВОДИТЕЛЕЙ / СИСТЕМАТИЧЕСКИ НАРУШАЮЩИХ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СОТРУДНИК ДПС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костина Л. Н.

На основе проведенного исследования в статье раскрываются криминологические и психологические особенности лиц, допускающих систематические нарушения правил дорожного движения. Обосновывается идея объединения социальных институтов в формировании у водителей культуры поведения на дорогах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костина Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые психолого-криминологические особенности личности водителей, допускающих систематические нарушения правил дорожного движения»

Л.Н. Костина,

доктор психологических наук, доцент (Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова )

некоторые психолого-криминологические

особенности личности водителей, допускающих систематические нарушения правил дорожного движения

На основе проведенного исследования в статье раскрываются криминологические и психологические особенности лиц, допускающих систематические нарушения правил дорожного движения. Обосновывается идея объединения социальных институтов в формировании у водителей культуры поведения на дорогах.

Ключевые слова: личность нарушителя правил дорожного движения, психолого-криминологические особенности личности нарушителя, типы водителей, систематически нарушающих правила дорожного движения, сотрудник ДПС.

Basing on the research the article deals with the criminological and psychological characteristics ofpersons engaged in systematic violations of traffic rules. The idea of combining social institutions in forming the culture of driver's behavior on the roads is settled.

Keywords: personality of violators of traffic rules, psychological and criminological characteristics ofpersonality offender types of drivers systematically violate the rules of the road, the officer of State Auto Department.

Актуальность обращения к характеристике лиц, допускающих нарушения Правил дорожного движения (ПДД), не вызывает сомнения: в общей структуре аварийности наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходит по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств. В таких дорожно-транспортных происшествиях погибает и получает ранения подавляющее большинство пострадавших (85,9% от общего числа погибших и 91% от общего числа ра-неных).[1] Сформулированные в Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения за счет повышения дисциплины и культуры поведения на дорогах, повышения требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами могут быть реализованы на основе знаний и учета особенностей участников дорожного движения.

В криминологических и психологических исследованиях учеными отмечается, что личность правонарушителя характеризуется

определенными особенностями, отличающими его от законопослушных граждан. Для личности неосторожных правонарушителей менее чем для умышленных преступников характерно наличие криминогенных свойств личности. Мы придерживается устоявшихся стереотипов и представлений о том, что среди водителей чаще всего встречаются злостные правонарушители. При этом не исключаем мнения и о том, что среди пешеходов как самой многочисленной и самой уязвимой группы участников дорожного движения встречаются те, кто систематически нарушают Правила дорожного движения. Об этом свидетельствуют не только результаты исследований и данные статистики,[2] но и результаты исследований, проведенных сотрудниками кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова.[3] Учитывая ограниченность информации в научной литературе о психологических и криминологических особенностях водителей, допускающих систематические нарушения ПДД, было проведено исследование, в котором использовалось анкетирование со-

трудников Госавтоинспекции и собственные наблюдения автора за действиями водителей во время проведения мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения совместно со слушателями выпускных курсов ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова.[4]

Опрос сотрудников подразделений ГИБДД территориальных органов МВД России показал, что водители чаще всего систематически нарушают: установленные требования к скоростному режиму (по мнению 88,4% респондентов), требования к использованию ремней безопасности (60,5% респондентов), правила маневрирования и расположения на проезжей части (27,9%).

По результатам исследования были выделены следующие психолого-криминологические особенности личности водителей, систематически нарушающих правила дорожного движения (ПДД).

1. Возраст и гендерные признаки. Согласно результатам опроса сотрудников Госавтоинспекции, лица, систематически нарушающие правила дорожного движения, относятся к юношескому и зрелому возрасту - от 18-35 (соответственно 18-20 лет -65,1%, 20-25 лет - 60,5%, 26-35 лет - 23,3% респондентов). Это подтверждается и результатами других исследований, согласно которым именно водители моложе 25 лет совершают дорожно-транспортные про-исшествия.[5] На указанный период жизни 18-35 лет попадает кризис «зрелости», связанный с поиском себя и своего места в жизни, реализацией своих способностей. [6] Полагаем, что одним из проявлений такого кризиса у водителей-правонарушителей становятся конфликты с законом, включая конфликты в сфере дорожного движения. Стоит также отметить мнение десятой части опрошенных (11,6%), что среди злостных правонарушителей встречаются лица в возрасте старше 50 лет.

Возрастные характеристики водителя, систематически нарушающего ПДД, являются своеобразным индикатором достижения личностью социальной зрелости, усвоения им правовых норм и предписаний в сфере дорожного движения, а также связаны с другими личностными особенностями, о которых

можно судить по возрастным критериям.

Анкетирование показало, что чаще всего систематически нарушают ПДД мужчины (93%). Вместе с тем каждый десятый респондент (11,6%) считает, что среди лиц, систематически нарушающих ПДД, встречаются и женщины-водители. В силу повышенной эмоциональности и меньшей физической выносливости женщины значительно менее адекватно реагируют на экстремальные условия и опасные дорожные ситуации. Указанные психологические особенности женщин, которые усиливаются в экстремальных условиях дорожного движения, в сочетании с увеличением количества транспортных средств становятся факторами совершения правонарушений.

2. По мнению респондентов, социальное положение лиц, систематически нарушающих ПДД, распределилось следующим образом. В первую очередь, это студенты (по мнению 67,4% опрошенных) и предприниматели (55,8%). Полученные данные сочетаются с ранее проанализированным возрастом злостных правонарушителей. Каждый третий опрошенный (27,9%) считает, что социальный статус не определяет систематичность нарушения правил дорожного движения, подчеркивая тем самым роль личностных качеств.

3. Результаты опроса сотрудников ДПС показывают, что опыт вождения лиц, систематически нарушающих ПДД, приходится на первые три года (так считают 65,1% респондентов), четыре-пять лет (60,5%), шесть-де-сять лет (23,3%). С учетом полученных данных отметим, что в механизме систематического совершения водителями правонарушений значительное место могут занимать:

- недостаточный опыт вождения. Неопытный водитель (1-3 года) оказывается не подготовленным к различным дорожным ситуациям по причине недостаточной автоматизации действий управления автомобилем и несформированности умений. В условиях дорожного движения нестандартные ситуации приводят молодых водителей (и, как правило, неопытных) к растерянности, к неосознанию необходимости осуществления тех действий, которые должны совершаться автоматически;

- опыт «успешного» (т.е. безнаказанного) нарушения Правил дорожного движения. Нарушив те или иные запреты при благоприятном стечении обстоятельств, человек сознательно или подсознательно фиксирует в памяти, что никаких отрицательных последствий не наступило: никто не пострадал, а он остался безнаказанным. Полученный негативный опыт формирует уверенность в собственной неуязвимости, которая играет роль мотива для последующего правонарушения. Как справедливо отмечает А.Н. Романов, «при безнаказанности неправильное поведение водителя (и пешехода) закрепляется».[7] В сочетании у личности сниженного страха перед наказанием с недостаточно развитыми нравственными качествами (вины, долга, ответственности, сострадания к возможным или реальным жертвам и пр.) «рождается» циничный водитель, который не только вызывающе-пренебрежительно относится к ПДД, но и нарушает их, игнорируя или презирая культуру безопасного поведения на дорогах.

3. Психологические особенности водителей, систематически нарушающих ПДД Правосознание лиц, допускающих систематические нарушения ПДД, характеризуется, по мнению третьей части опрошенных (30,2%), незнанием ПДД, что свидетельствует о несформированности когнитивного компонента правосознания. Две трети опрошенных сотрудников (67,4%) отмечают, что водители пренебрегают ПДД, а 16,2% респондентов считают, что водители негативно-нейтрально относятся к сотрудникам, которые пресекают нарушения ПДД. Приведенные данные свидетельствуют о недостаточной сформированности у водителей интеллектуального и эмоционального компонента правосознания. О деформации волевого компонента правосознания свидетельствуют ответы 46,5% сотрудников о том, что водители намеренно игнорируют и не соблюдают ПДД. Кроме того, 72,1% опрошенных сотрудников считают, что такие водители обладают низким уровнем культуры на дорогах и дорожно-транспортной дисциплины.

Результаты анкетирования показали, что состояние водителей оказывает влияние

в определенной степени на систематичность нарушений ими ПДД. По мнению респондентов, правонарушители могут находиться как в нормальном состоянии (46,5% респондентов), так и в состоянии алкогольного опьянения (41,9%), а также состоянии раздражительности и стресса (34,9%). Это свидетельствует о том, что применение жестких административных санкций к лицам, которые управляют ТС в состоянии опьянения, пока не приносят ощутимых результатов. Объяснима связь негативных состояний водителя с систематическим совершением нарушений ПДД. Отрицательные состояния (тревожность, утомление, стресс, растерянность, переутомление, состояния опьянения), вызванные объективными факторами (плохая видимость, сложные дорожные условия и их неожиданные изменения, «пробки» и пр.) и субъективными факторами (психические и физические перегрузки, конфликты между участниками дорожного движения и сотрудниками ДПС, психические травмы участника дорожного движения в результате конфликтов или других событий и пр.). Наличие тревожности, даже в скрытом виде, может способствовать принятию объективно неправильных решений в условиях дорожного движения. Опьянение, конфликтные ситуации, психические травмы, переутомление могут приводить к активизации скрытых особенностей, ранее присутствовавших у человека в психически нейтральном состоянии. Такой психологический феномен повышает аварийность в условиях дорожного движения.[8]

На основе анализа научной литературы, анкетирования сотрудников Госавтоинспекции, современных тенденций поведения водителей в условиях дорожного движения и собственных наблюдений автора было выделено несколько типов водителей, систематически нарушающих ПДД.

Циничный водитель, у которого закрепился опыт безнаказанности за совершенные правонарушения, отсутствует (или снижен) страх быть наказанным. Это сочетается с возможным нахождением гражданина в состоянии опьянения, недостаточно развитыми нравственными чувствами (вины, долга, ответственности, сострадания

к возможным или реальным жертвам и пр.) и пренебрежением к ПДД, игнорированием в целом культуры безопасного управления ТС и поведения на дорогах.

Провоцирующий водитель - тот, кто своими действиями намеренно создает другим участникам дорожного движения условия для совершения правонарушений, а также способствует склонению сотрудников ДПС к различным нарушениям. Поведение такого водителя может сопровождаться отрицанием произошедшего нарушения, претензиями и неприязнью в адрес сотрудника, негодованием и возмущениями по поводу применяемых к нему административных санкций, применением демонстративной видео-, аудио- или фотосъемки. Некоторые из них, обладающие правовой осведомленностью, фиксируют заранее подготовленные ими провокации и выкладывают их в Интернет для всеобщего обозрения. Такая форма самовыражения и самоутверждения, сочетающаяся со склонностью к риску, основана на желании привлечь к себе внимание, извлечь из этого определенную выгоду. Позитивное эмоциональное подкрепление, получаемое такими водителями от провокаций и их результатов, становится стимулом для накопления опыта повторных правонарушений, а также создает угрозу безопасности дорожного движения.

Агрессивно-рискованный водитель в силу легкости возникновения негативных эмоций и проявления враждебности, агрессивности как черт характера создает в общении с другими участниками дорожного движения и сотрудниками ДПС конфликтные ситуации и конфликты, включая непредсказуемые, порой безрассудные действия, которые усиливаются состоянием опьянения. Такое поведение в сочетании с низким уровнем правосознания, открытыми конфликтами с законом приводят водителя к систематическим нарушениям ПДД и созданию аварийных ситуаций.

Неопытный водитель, т.е. обладающий недостаточным опытом вождения, в т.ч. сниженным уровнем автоматизации действий, не может соблюдать ПДД в силу ограниченной саморегуляции поведения и слабым

уровнем подготовленности. Попадая из-за ограниченного опыта в различные дорожные ситуации, он не успевает обращать внимание на дорожные знаки, разметку и пр. и совершает правонарушение. Накопление водителем опыта нарушений ПДД, отсутствие должного самоанализа и неумение делать выводы становятся дополнительными факторами повторных нарушений ПДД.

Эмоционально-неустойчивый (тревожный) водитель в условиях дорожного движения легко поддается страху и проявляет тем самым склонность к эмоциональной реакции на дорожную ситуацию. В качестве стрессовых выступают следующие ситуации дорожного движения: с непредсказуемым исходом, быстрой сменой действующих факторов и неупорядоченными параметрами, угрозой для жизни и здоровья. Возникающее в таких ситуациях свойство «суженного сознания» снижает у водителя работу мышления, логики, прогноза дорожной обстановки и эффективность действий управления автомобилем, тем самым увеличивая ошибки.

Указанные типы водителей встречаются как в чистом виде, так и в смешанном виде.

Таким образом, в числе причин систематических правонарушений особое место занимает «человеческий фактор» в виде недостаточной правовой, профессиональной и психологической подготовленности водителей к участию в дорожном движении. Правовоспитательное, профилактическое воздействие социальных институтов на водителей, систематически нарушающих ПДД, будет достигать эффективности, если внимание будет сконцентрировано на личности гражданина, поскольку именно личность является носителем причин нарушений. Для этого взаимодействие социальных институтов (автошкол, СМИ, трудовых коллективов, подразделений ГИБДД территориальных органов МВД России) должно направляться на формирование у водителей готовности к управлению транспортным средством и дорожно-транспортной культуры, основанной на знании Правил дорожного движения, уважении этих правил и позитивном отношении к деятельности

сотрудников ДПС ГИБДД, осуществляющих государственную функцию по контролю и надзору за соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. В работе сотрудников Госавтоинспекции с водителями, систематически нарушающими ПДД, целесообразно гармонично сочетать меры административно-правового воздействия с методами и приемами психологического и воспитательного воздействия, а также осуществлять пропаганду безопасности дорожного движения. Рекомендуется использовать и нетрадиционные формы работы: информирование на-

селения в СМИ о лицах, систематически нарушающих ПДД; поддержание инициативы граждан, предоставляющих в подразделения ГИБДД видеозаписи о систематических правонарушениях отдельных граждан. Водителям рекомендуется следовать установкам: внимательно отслеживать, оценивать, прогнозировать изменяющуюся дорожную ситуацию, чтобы принять адекватное решение и действовать в соответствии с ситуацией, а также руководствуясь Правилами дорожного движения и уважением к другим участникам дорожного движения.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 «О Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах"».

2. Кузьменко Д.О. Криминологический анализ дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. Тамбов, 2009. С.5; Белозеров Р.В. Дорожно-транспортные преступления и роль органов внутренних дел в их предупреждении: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. СПб., 2009. С.20.

3. Нарушение правил дорожного движения пешеходами: уголовно-правовые, криминологические и психологические проблемы: учебное (практическое) пособие / Л.Н. Костина и др. Орёл : ОрЮИ МВД России, 2013. 67 с.

4. В опросе приняло участие 125 сотрудников Госавтоинспекции - слушатели, которые прошли повышение квалификации в 2012/2013 гг. на факультете профессионального обучения и дополнительного образования в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова. Социально значимые мероприятия проводились на дорогах г. Орла в мае-июне 2012 года и июне 2013 года в составе ОБ ДПС № 1 УГИБДД УМВД России по Орловской области и строились на основе оказания комплексного психолого-педагогического воздействия на различные категории участников дорожного движения при помощи бесед и демонстрации видеосюжетов, на которых представлены возможные негативные последствия правонарушений.

5. Проценко С.В. Влияние психофизиологических и возрастных особенностей субъекта на деятельность, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности // Юридическая психология. 2009. № 4.

6. Зейг Дж. К. Испытание Эриксоном: Личность мастера и его работа / пер. с англ. В.В. Самойлова. М.: Независимая фирма "Класс", 1999.

7. Романов А.Н. Указан. соч. С.25.

8. Гвоздева Е.В. Типология преступников, совершивших уголовно наказуемое нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Российский следователь. 2007. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.