Научная статья на тему 'Практика взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения'

Практика взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3072
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения»

дательности и болезненности, тотально нарушающих постэкстремальную адаптацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. АлексееваЁ.В.СПрактикум по судебно-психологической экспертизе. - Тюмень, 1999.

2. Енгалычев\В.\Ф. Диагностика психического воздействия в процессе судебно-психологической экспертизы // Методы психологии: мат-лы II Всерос. науч. конф. по психологии Российского психологического общества. - Ростов н/Д, 1997.

3. Енгалычев\В.\Ф., ШипшинШМ.Судебно-психологичес-кая экспертиза: методическое руководство. - 2-е изд. - Калу-га-Обнинск-Москва, 1997.

4. Заключение судебно-психологической экспертизы по уголовному делу № 10/960 от 26 ноября 2003 г. // Личный архив А. Метелева.

5. КопотевЖ.Ш. Практикум по судебной психологии: учебное пособие. - Ижевск, 1999.

6. КоченовШ.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. - М., 1980.

7. КудрявцевШ.А. Комплексная судебная психолого-пси-хиатрическая экспертиза. - М., 1999.

8. Лукманов\Ы.\Ф. Клинико-социальные особенности алкоголизации и пограничных психических расстройств у ветеранов войны в Афганистане: автореф. дис. ... канд. мед. наук. -Архангельск, 1995.

9. РатиноваШ.\А.,иСавинаШ.\Ф. Некоторые методические принципы проведения комплексных психолого-психиат-рических экспертиз по делам об агрессивно-насильственных правонарушениях // Социальная и судебная психиатрия: история и современность / под ред. Т. Б. Дмитриева. - М., 1996.

10. Сафуанов\ФЖ. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М., 1998.

11. СитковскаяШ.Щ. Психологические основания уголовной ответственности (психология и проблемы Общей части уголовного законодательства). - Баку, 1992.

12. СитковскаяШ.Щ. Судебно-психологическая экспертиза аффекта: методическое пособие - М., 1983.

13. СитковскаяШ. Щ., ХКонышеваШ. Ш., ХКоченовЫ. Ы. Новые направления судебно-психологической экспертизы: справочное пособие. - М., 2000.

14. ЧовдыроваШС. Введение в экстремальную патопсихологию (по материалам органов внутренних дел): учебное пособие. - М., 2003.

ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ДПС ГИБДД С УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Приоритетными направлениями деятельности подразделений ГИБДД признаны «повышение уровня защищенности граждан от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, укрепление доверия со стороны участников дорожного движения к сотрудникам ГИБДД», вследствие чего рекомендуется «организация работы по психологической подготовке сотрудников ГИБДД, прежде всего, непосредственно контактирующих с участниками дорожного движения, с привлечением профессиональных психологов, педагогов, социологов» (13).

Ежедневно взаимодействуя с гражданами при исполнении служебных обязанностей, именно сотрудники ДПС, численность которых составляет более 70% от численности сотрудников Госавтоинспекции, определяют в итоге характер взаимоотношений между ними и Госавтоинспекцией.

По данным исследований, проведенных О. П. Конда-уровой, основная часть рабочего времени сотрудников ДПС затрачивается на непосредственное общение с участниками дорожного движения (9), А. А. Зырянов отнес сотрудников ДПС к одной из «наиболее коммуникабельных категорий сотрудников органов внутренних дел» (5).

Вместе с тем, по результатам исследований, из опрошенных 8910 лишь 490 человек (1,8%) ответили, что проявляют доверие к сотрудникам ДПС (3). Это связано, по нашему мнению, прежде всего, с тем, что в подразделениях ГИБДД по-прежнему преобладающим в деятельности сотрудников ДПС является установление и пресечение административных правонарушений. С другой стороны, усиление административно-надзорной функции представляет ответную реакцию на возрастание ко-

А. В. Гайнуллина

Академия управления МВД России

личества ДТП и рассматривается в практической деятельности многих подразделений ДПС как необходимая профилактическая мера.

В обращении министра внутренних дел России Р. Нургалиева к сотрудникам Госавтоинспекции указано: «Непросто вернуть доверие к службе и преодолеть весь этот накопившийся за последние десятилетия негатив, но делать это необходимо безотлагательно, на конкретном посту, перед конкретным человеком, в каждой жизненной ситуации на дороге» (6).

Несомненно, введение системы автоматической фиксации нарушений ПДД не только значительно сократит количество конфликтных ситуаций на дорогах, исключит дифференциацию по отношению к нарушителям ПДД, но также позволит перераспределить значительные силы на решение приоритетной задачи дорожно-патрульной службы - «сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защиту их законных прав и интересов» (12).

В связи с этим актуальным, по нашему мнению, становится вопрос об эффективном взаимодействии сотрудников ДПС с участниками дорожного движения на благо повышения безопасности дорожного движения, ведь «два субъекта взаимодействуют, если хотя бы один из них помогает, или препятствует другому» (11).

В основном приказе, регламентирующем деятельность сотрудников дорожно-патрульной службы, инспекторам ДПС вменяется в обязанность содействие гражданам в следующих ситуациях:

- в организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП и доставления их в лечебные учреждения;

- в защите от противоправных посягательств на их жизнь, здоровье, а также по охране их собственности;

- в разъяснении специфики поведения и проезда по территории обслуживаемого маршрута;

- в охране имущества, оставшегося без присмотра;

- в устранении неисправностей транспортных средств;

- в транспортировке поврежденных транспортных средств;

- в своевременной доставке грузов и пассажиров к месту назначения;

- в оказании помощи пешеходам, особенно инвалидам, престарелым и детям, при переходе ими улиц и дорог (12).

Кроме того, при несении службы на стационарных постах ДПС на сотрудников, помимо прочих, возлагаются такие обязанности:

- опрос водителей об имеющихся фактах или случаях угрозы нападения в пути следования, а также о состоянии дорог, дорожных условий, оставленных в ночное время на проезжей части транспортных средств;

- оказание содействия водителям транспортных средств при остановке на ночь в зоне поста.

В свою очередь, водитель обязан, по правилам дорожного движения, «предоставлять транспортное средство:

- сотрудникам милиции... в случаях, предусмотренных законодательством;

- медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни».

Однако инспектор ДПС, нуждаясь в содействии участников дорожного движения при решении профессиональных задач, не имеет права останавливать транспортное средство без необходимости.

Вместе с тем содействие граждан необходимо, например, при процессуальном закреплении события административного правонарушения либо дорожно-транспортного происшествия (в частности, при привлечении их в качестве понятых). Как видим, «право не является единственным регулятором взаимоотношений инспектора ДПС с гражданами. В случаях, когда правила поведения не урегулированы правовыми нормами, инспектор и участники дорожного движения руководствуются социальными нормами, сложившимися в обществе: моральными, культурными, социально-психологическими (общественное мнение, традиции, обычаи, межличностные взаимоотношения и др.)» (8). В сфере обеспечения безопасности дорожного движения правоотношения всегда связаны с межличностными отношениями. Они регулируются в большей мере личностными особенностями взаимодействующих людей.

Учесть в нормативных актах все возможные формы содействия сотрудников ДПС участникам дорожного движения невозможно. Пилотажное исследование среди 26 сотрудников ДПС ГИБДД из числа командиров батальонов и рот, а также их заместителей, городского и республиканского полков ДПС ГИБДД МВД Республики Башкортостан (стаж работы в ГИБДД: от 3 до 5 лет -11,5%; от 5 до 10 лет - 46,2; свыше 10 лет - 42,3%) выявило следующие наиболее часто встречающиеся ситуации

продуктивного взаимодействия с участниками дорожного движения:

- транспортировка поврежденных транспортных средств - 61,5%;

- оказание первой медицинской помощи после ДТП - 53,9%;

- охрана имущества участников дорожного движения, оставшегося без присмотра, - 53,9%;

- составление схемы ДТП - 53,9%;

- доставление пострадавших в ДТП в лечебное учреждение - 50,0%;

- защита граждан от посягательств преступников на автодорогах - 50,0%;

- привлечение участников дорожного движения в качестве понятых, свидетелей события ДТП либо административного правонарушения - 50,0%;

- помощь пешеходам при переходе ими улиц и дорог - 42,3%.

Наиболее трудными для инспекторов ДПС, по мнению опрошенных, являются следующие ситуации профессиональной деятельности:

- привлечение участников дорожного движения в качестве свидетелей события ДТП либо нарушений ПДД другими гражданами - 42,3%;

- оказание первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП - 34,6%;

- составление схемы ДТП - 23,0%;

- регулирование дорожного движения - 23,0%;

- наложение административного взыскания за нарушение ПДД - 19,2%;

- привлечение граждан в качестве понятых - 15,3%;

- охрана имущества участников дорожного движения, оставшегося без присмотра, - 15,3%;

- привлечение участников дорожного движения к содействию в розыске транспортных средств - 15,3%.

Сложной категорией участников дорожного движения, с которой труднее всего установить психологический контакт, являются водители, занимающие высокое должностное положение (61,5%), а также водители с низким уровнем правосознания (42,3%). Для успешного эффективного взаимодействия с гражданами, по мнению респондентов, принявших участие в исследовании, инспектор ДПС должен прежде всего обладать такими качествами, как:

- общительность - 34,6%;

- профессионализм - 30,7%;

- выдержка, терпение, уравновешенность - 19,2%;

- вежливость, доброжелательность - 15,4%.

При опросе 223 участников дорожного движения из числа водителей автотранспортных предприятий городов Уфы и Стерлитамака Республики Башкортостан 40,3% респондентов ответили, что оказали бы посильную помощь сотрудникам ДПС в силу внутренних убеждений; 38,1% окажут содействие только в соответствии с требованиями правил дорожного движения; 21,5% считают необходимым оказать помощь только потому, что «инспектор ДПС всегда найдет возможность к чему-нибудь придраться». Заметим, что опрос проводился среди категорий водителей государственного автотранспорта, которые, предположительно, более склонны к оказа-

нию помощи сотрудникам милиции. Из числа респондентов 51,2% их оказывали помощь сотрудникам милиции. Причем 29,5% опрошенных водителей отметили, что за содействием к ним обращались сами сотрудники милиции. Содействие выражалось в следующих формах:

- информирование о дорожно-транспортном происшествии на автодороге - 69,3%;

- доставление пострадавшего в лечебное учреждение - 11,4%;

- устранение технической неисправности патрульной автомашины - 8,77%;

- в качестве понятых либо свидетелей - 7,89%;

- в буксировке автомашины - 1,75%;

- в расчистке от снега дорожного покрытия - 0,88%.

Сотрудники милиции оказывали помощь 44,8% водителей, обращались к ним за содействием 21,9% граждан из числа опрошенных.

Отмечались такие формы содействия со стороны сотрудников ДПС, как:

- информирование об особо опасных участках автодороги - 42,0%;

- информирование о ближайших станциях технического обслуживания и отдыха - 25,0%;

- буксировка неисправного транспортного средства - 14,0%;

- устранение технической неисправности автомобиля - 9,0%;

- розыск угнанного транспортного средства - 8,0%;

- в защите от преступных посягательств - 1,0%;

- информирование об особенностях маршрута - 1,0%.

Способствуют эффективной совместной деятельности, по мнению опрошенных водителей, такие профессионально-психологические умения сотрудников ДПС, как: умение обращаться к участнику дорожного движения с уважением, без заискиваний - 43,9%; найти к каждому индивидуальный подход - 31,8%; убедительно доказать необходимость содействия - 24,2%.

Взаимодействие сотрудников ДПС с участниками дорожного движения протекает, как правило, в форме однонаправленного содействия одного субъекта другому, его не всегда можно считать кооперативным. Однако поскольку совместная деятельность возможна между субъектами, которые не всегда понимают, что придерживаются общей цели (4) (а таковой является безопасность на дорогах, и она всегда опосредована общением), то можно говорить о совместной деятельности сотрудников ДПС с гражданами.

По мнению 50,0% опрошенных из числа 28 руководителей подразделений ГИБДД, обучающихся на ВАК Академии управления МВД России, одним из первоочередных факторов, способствующих совершенствованию взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения, является привлечение общественности к решению проблем по обеспечению безопасности дорожного движения, целесообразность которого признается всеми респондентами. Необходимость решения стоящих перед органами внутренних дел задач во взаимодействии с общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами отражена в ст. 3 Закона Российской Федерации «О милиции».

По результатам опроса 28 руководителей подразделений ГИБДД МВД России, на территории обслуживаемых ими субъектов действуют такие общественные формирования, как:

- внештатные сотрудники милиции - 75,0%;

- добровольные народные дружины - 46,4%;

- общественные советы - 46,4%;

- объединения сотрудников правоохранительных органов в отставке - 21,4%.

Наиболее распространены, по мнению респондентов, следующие формы взаимодействия с общественными объединениями граждан:

- совместное проведение рейдов по безопасности дорожного движения - 78,6%;

- разъяснительная работа с населением по вопросам безопасности дорожного движения - 67,9%;

- проведение смотров, конкурсов по обеспечению безопасности дорожного движения - 53,6%.

Добровольные народные дружины, участвуя в обеспечении безопасности дорожного движения, имеют право требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений, применять меры административного пресечения (например, задержать водителя, который управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения).

Внештатные сотрудники милиции - одна из наиболее действенных форм привлечения граждан к содействию инспекторам ДПС. Принцип добровольности участия граждан во взаимодействии с сотрудниками ГИБДД позволяет добиваться укрепления правопорядка, рационально сочетать свои возможности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Граждане могут сообщать в дежурную часть ОВД о фактах нарушения правил дорожного движения, а также выступать в качестве понятых или свидетелей при составлении протокола о нарушении правил дорожного движения или дорожно-транспортном происшествии (17).

Одной из действенных форм взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями может быть участие граждан в нарядах ППСМ и ДПС (16). По данным исследований А. Н. Бадмаева, «.на территории Агинского Бурятского автономного округа действуют 8 общественных формирований граждан, оказывающих добровольную помощь по линии ГИБДД, в которых задействовано 37 человек. Это является хорошим подспорьем ДПС ГИБД» (1).

С. Н. Дмитриев относит совместную работу сотрудников ДПС с представителями добровольных общественных формирований или внештатными сотрудниками ОВД к одной из наиболее прогрессивных форм контроля деятельности органов внутренних дел в сфере дорожного движения, так как их присутствие «способствует существенному повышению результативности действий нарядов ДПС, обеспечивая полноценную свидетельскую базу, психологическую и физическую поддержку действий личного состава» (2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение эффективности взаимодействия с заинтересованными организациями и общественными объединениями по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения входит в одну из задач, утвержден-

ных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. № 237. Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в области безопасности дорожного движения (15).

В Концепции Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 20062012 годах», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 г., одним из основных направлений программных мероприятий признается повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения. Реализация программы потребует от сотрудников ДПС ГИБДД эффективного воздействия на правосознание участников дорожного движения: умений и навыков грамотного и доходчивого объяснения гражданам существа допущенного ими правонарушения, эффективного убеждения водителей в необходимости соблюдения дорожно-транспортной дисциплины, что, несомненно, повышает требования к уровню профессионально-психологической подготовленности сотрудников ДПС ГИБДД.

Взаимодействие сотрудника ДПС с участником дорожного движения предполагает контакт двух субъектов, обусловленный их пространственно-временной близостью, опосредованный общением, а также совместной деятельностью, в процессе чего происходит их воздействие друг на друга и складываются определенные взаимоотношения. Тогда участник дорожного движения должен рассматриваться не как пассивный объект воздействия сотрудника ДПС, а активный субъект взаимодействия. По исследованиям, проведенным Л. Н. Костиной, 56,1% опрошенных сотрудников ДПС отметили, что для совершенствования профессионального общения им прежде всего необходимо умение оказывать правомерное психологическое воздействие на граждан (10).

Мы полагаем, что под психологическим воздействием следует понимать деятельность сотрудника ДПС, направленную на изменение определенных сфер психики участников дорожного движения (мотивационных, познавательных, поведенческих) в целях повышения как правосознания и правовой осведомленности, так и непоколебимой устойчивости к постоянно возникающим соблазнам нарушения правил дорожного движения, желания активно содействовать друг другу в деле укрепления безопасности дорожного движения.

Если охарактеризовать наиболее приемлемую из трех существующих стратегий воздействия (императивной, манипулятивной и развивающей - диалогической), способствующих укреплению доверия со стороны участников дорожного движения, то оптимальной является развивающая, основанная на «субъект-субъектном» подходе. Здесь «психика каждого человека находится в постоянном диалоговом взаимодействии с психологией других людей и групп» (18), когда «основным психологическим критерием установления отношения доверия к другому выступает ориентация на взаимность» (14). «“Диалогический” тип общения обладает

максимальным психологическим потенциалом воздействия (личностно-развивающим, воспитательным, психокоррекционным)» (7). Однако в действительности в практической деятельности сотрудников ОВД преобладающими являются императивная и манипулятивная стратегии воздействия.

Таким образом, взаимодействие сотрудников ДПС с участниками дорожного движения имеет свои отличительные особенности:

- возникает, как правило, при пространственно-временной близости двух субъектов взаимодействия в дорожных условиях, когда тот или иной субъект испытывает затруднения, за исключением, пожалуй, такой его формы, как информирование о дорожно-транспортном происшествии, либо усложнении дорожных условий (в данном случае инициатива исходит от того или иного субъекта содействия);

- наряду с традиционным видом диадного взаимодействия типа субъект-субъект присутствует опосредованное взаимодействие типа субъект-субъект-субъект (сотрудник ДПС - гражданин - другой гражданин), и его эффективность зависит от склонности водителей к содействию прежде всего по отношению друг к другу;

- взаимодействие носит чаще всего нормативно-регламентированный характер, вследствие чего участники дорожного движения взаимодействуют не напрямую с личностью сотрудника ДПС, а с людьми, персонифицирующими правоохранительные органы;

- затрудненность взаимодействия в случаях, не предусмотренных, законодательством, когда общение переходит от социально-ролевого на межличностный уровень и результативность его во многом определяется уровнем профессионально-психологической подготовленности сотрудников ДПС, включающей высокий уровень профессиональной, коммуникативной и конфликтной компетентности, а также эмоциональной устойчивости в сложных, нестандартных ситуациях взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадмаев А.Ш. Основные направления деятельности милиции общественной безопасности: службы участковых уполномоченных милиции, патрульно-постовой службы милиции и дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (на материалах практики Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа): дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2006.

2. Дмитриев\Е.Ш. Контроль деятельности личного состава подразделений дорожно-патрульной службы // Профессионал. - 2002. - № 5.

3.ДмитриевЖ.Ш. Правовые, организационные и тактические проблемы деятельности ДПС ГИБДД: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2003.

4. ЖуравлевА.А. Психология совместной деятельности. -М., 2005.

5. ЗыряновА.А. Правовые, организационные и тактические вопросы совершенствования деятельности дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД СССР: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1984.

6. Известия. - 2006. - 14 июня.

7. Ковалев\Ж.А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1991.

8. КозловскаяЕ.\А. Психология взаимоотношений инспектора ГАИ с участниками дорожного движения: учебное пособие. - М., 1996.

9. КондауроваШ.П. Психологический тренинг профессионального общения сотрудников МОБ с гражданами: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1990.

10. КостинаШ. \Ш. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ДПС ГИБДД: монография. - Орел, 1998.

11. КотарбинскийИ. Трактат о хорошей работе. - М., 1975.

12. Приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297 «Наставление по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД Российской Федерации».

13. Приказ МВД России от 2 июля 2002 г. № 627 «О мерах по совершенствованию деятельности ГИБДД и ук-

репления доверия к ней со стороны участников дорожного движения».

14. СкрипкинаШ.Ш. Психология доверия: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000.

15. Собрание законодательства Российской Федерации. -2006. - № 18. - Ст. 2004.

16. Чекалин\А. \А. Взаимодействие милиции с общественными объединениями - важный фактор укрепления правопорядка // Вестник Московского университета МВД России. - 2006. - № 3.

17. ЧмыревС.Ш. ГИБДД как орган управления в сфере безопасности дорожного движения: (организационно-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000.

18. Энциклопедия юридической психологии / под ред. проф. А. М. Столяренко. - М., 2003.

ПРОБЛЕМА И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ОТБОРА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Как известно, одной из важных проблем юридической психологии является профессиональный психологический отбор специалистов различных специальностей и профилей деятельности.

В большинстве развитых стран мира существует развитая система профессионального психологического отбора специалистов различных профессий. Деятельность подразделений, входящих в эту систему, рассматривается в качестве одного из важных звеньев государственной политики, направленной на изучение, учет, рациональное распределение и экономически целесообразное использование человеческих (прежде всего интеллектуальных) ресурсов общества.

Проблема психологического отбора имеет достаточно разработанные теоретические основы и практические результаты благодаря исследованиям В. А. Бодрова, Ю. Н. Егорова, Г. М. Зараковского, Р. Н. Коробова, Б. Ф. Ломова, В. Л. Марищука, А. Г. Маклакова, В. Н. Машкова, Г. С. Никифорова, В. А. Пономаренко, К. К. Платонова, В. А. Пухова, В. Ю. Рыбникова и многих других авторов. Однако нельзя считать ее решенной применительно к ряду профессий.

Одной из таких профессий является профессиональная деятельность судебного пристава. Они решают широкий круг проблем, связанных с осуществлением от имени государства и суда правоприменительных функций. Это предъявляет высокие требования не только к профессиональным знаниям и умениям, но и к психологическим качествам личности человека, выполня-ющего эти функции.

Значительный научный и особенно практический интерес представляют выявление психологических особенностей деятельности и личности судебных приставов, обоснование требований к их профессионально важным психологическим качествам и разработка концепции, принципов и технологий их профессионального психологического отбора.

Важными для психологии и недостаточно изученными являются вопросы психометрии профессиональных способностей судебных приставов с помощью стандартизированных психодиагностических тестов. Это позволит выявить комплекс информативных психодиагно-

Д. В. Масленников

Служба судебных приставов, г. Красноярск

стических тестов для оценки психологических особенностей личности судебных приставов с различной успешностью профессиональной деятельности.

Полученные здесь данные позволят определить психологические факторы профессиональной успешности судебных приставов, оказывать целенаправленное влияние на процессы подбора кандидатов на должности судебных приставов.

Напряженные условия профессиональной деятельности, многочисленные стресс-факторы, высокая ответственность и значимость труда судебных приставов приводят к снижению качества их жизни, обусловливая высокий уровень психосоматических заболеваний. Первый этап негативного воздействия этих условий и стресс-факторов составляют возникновение разнообразные пограничные состояния и психосоматические нарушения функционального характера.

Психосоматические нарушения обусловливают ухудшение состояния здоровья, снижение работоспособности и профессионального долголетия судебных приставов, а в ряде случаев приводят к возникновению нервнопсихической патологии. Это определяет высокую значимость выявления ведущих стресс-факторов профессиональной деятельности федеральных судей, базовых стратегий их копингповедения, изучения особенностей, структуры и степени «эмоционального выгорания» судебных приставов в профессиональной деятельности.

Кроме того, значительный научный и особенно практический интерес представляют данные о выраженности, частоте встречаемости, возрастных особенностях и структуре нервно-психических нарушений у судебных приставов. Это определяет высокую социальную значимость и необходимость постоянного совершенствования системы, средств и способов профилактики, оценки и коррекции психосоматического состояния и реабилитации судебных приставов. Имеющиеся в литературе данные указывают на эффективность определенных средств реабилитации.

В связи с этим исследование стрессогенности труда и особенностей психосоматических нарушений у судебных приставов различных возрастных групп, разработка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.