Научная статья на тему 'Гендерные особенности агрессивных и враждебных реакций высокотревожных подростков'

Гендерные особенности агрессивных и враждебных реакций высокотревожных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
665
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНЫЕ И ВРАЖДЕБНЫЕ РЕАКЦИИ / ФРУСТРАЦИЯ / СЕВЕРО-ВОСТОК РОССИИ / ADOLESCENTS / ANXIETY / AGGRESSIVE AND HOSTILE REACTIONS / FRUSTRATION / NORTHEAST REGION OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бартош Татьяна Петровна, Бартош Ольга Петровна, Мычко Марина Валерьевна

Представлены результаты исследования гендерных особенностей выраженности агрессивных, враждебных и фрустрационных реакций у подростков в зависимости от их уровня тревожности. Низкотревожные мальчики по сравнению с низкотревожными девочками имеют более высокий показатель физической агрессии и более низкий показатель косвенной агрессии. У высокотревожных девочек по сравнению с их высокотревожными сверстниками более выражена вербальная агрессия. Не обнаружено гендерных различий в проявлении фрустрационных и вегетативных реакций у подростков с учетом выраженности уровня тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бартош Татьяна Петровна, Бартош Ольга Петровна, Мычко Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender-related characteristics of aggressive and hostile reactions in high anxiety adolescents

Gender-related rates of aggressive, hostile and frustrate reactions in relation to anxiety rates of adolescents were revealed in the research. It was found that low anxiety boys expressed more physical aggressiveness and lower indirect aggressiveness compared to low anxiety girls. High anxiety girls demonstrated more pronounced verbal aggressiveness in comparison with high anxiety agemates. No gender-related differences were found in frustrate or autonomic reactions of adolescents irrespective of their anxiety rates.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности агрессивных и враждебных реакций высокотревожных подростков»

Физиология и психология взросления

Т.П. Бартош, О.П. Бартош, М.В. Мычко_

Научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН, г. Магадан

Для корреспонденции

Бартош Татьяна Петровна -кандидат биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Арктика» ДВО РАН Адрес: 685000, г. Магадан, пр. К. Маркса, д. 24 Телефон: (4132) 629-072 E-mail: [email protected]

Гендерные особенности агрессивных и враждебных реакций высокотревожных подростков

Представлены результаты исследования тендерных особенностей выраженности агрессивных, враждебных и фрустрационных реакций у подростков в зависимости от их уровня тревожности. Низкотревожные мальчики по сравнению с низкотревожными девочками имеют более высокий показатель физической агрессии и более низкий показатель косвенной агрессии. У высокотревожных девочек по сравнению с их высокотревожными сверстниками более выражена вербальная агрессия. Не обнаружено гендерных различий в проявлении фрустрационных и вегетативных реакций у подростков с учетом выраженности уровня тревожности.

Ключевые слова: подростки, тревожность, агрессивные и враждебные реакции, фрустрация, северо-восток России

Репродуктив. здоровье детей и подростков. 2016. № 6. С. 68-74.

Статья поступила в редакцию: 15.10.2016. Принята в печать: 30.10.2016.

T.P. Bartosh, O.P. Bartosh, M.V. Mychko

Scientific-Research Center "Arktika", Magadan

Gender-related characteristics of aggressive and hostile reactions in high anxiety adolescents

Gender-related rates of aggressive, hostile and frustrate reactions in relation to anxiety rates of adolescents were revealed in the research. It was found that low anxiety boys expressed more physical aggressiveness and lower indirect aggressiveness compared to low anxiety girls. High anxiety girls demonstrated more pronounced verbal aggressiveness in comparison with high anxiety agemates. No gender-related differences were found in frustrate or autonomic reactions of adolescents irrespective of their anxiety rates. Keywords: adolescents, anxiety, aggressive and hostile reactions, frustration, Northeast Region of Russia

Pediatric and Adolescent Reproductive Health. 2016; Vol. 6: 68-74.

Received: 15.10.2016. Accepted: 30.10.2016.

Ухудшение здоровья подрастающего поколения - одна из важных проблем современного общества [9]. Для формирования здоровья детей особое значение имеют школьные факторы: чрезмерные образовательные нагрузки, психоэмоциональный дискомфорт, школьный стресс, которые воздействуют на растущий организм в течение всего периода обучения в школе. В то же время природно-климатические и экологические факторы северо-востока России дополнительно оказывают выраженное влияние на психофизическое развитие детей, состояние и развитие их физиологических систем в процессе онтогенеза [4, 5].

На пубертатный период приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития. Исследование магаданских подростков показало низкое текущее функциональное состояние центральной нервной системы, нарушение психической адаптации, снижение резервных возможностей сердечно-сосудистой и других функциональных систем [2-5]. Так, нарушение психической адаптации проявляется в высокой тревожности, различных формах агрессивного и аутоагрессивного поведения, фрустрации, неуверенности в себе и т.д. [3, 8]. В свою очередь реакция на фрустрацию, т.е. кажущаяся недостижимость какой-либо цели [11], порождает разочарования, приводит к развитию тревожности, раздражительности, агрессивным реакциям, нарушениям депрессивного характера. Агрессия - всегда следствие фрустрации, а фрустрация часто влечет за собой агрессию. Величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия. Тревога играет позитивную роль, если человек может успешно справиться с трудной ситуацией. Если же он испытывает фрустрацию и не может преодолеть стрессогенную ситуацию, формируются эмоциональные и поведенческие нарушения, возникает невротизация [1-3, 8, 11].

Тревожность может порождаться не только реальным неблагополучием лич-

ности, но и возникать вследствие личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. У детей остаточные явления перенесенного напряжения и тревоги могут проявляться в виде накопления негативного эмоционального опыта, ригидной формы тревоги, становясь предпосылками личностной тревожности [1]. Аффективный компонент тревоги состоит из неприятных ощущений напряжения, тесно связанных с соматовегетативными проявлениями [1]. У подростков с высокой личностной тревожностью, характеризующей прошлый опыт индивида, наблюдаются проблемы в семейных отношениях, социальных контактах, эмоциональной саморегуляции. Они более подвержены стрессовым воздействиям и зависимому поведению [1, 3, 8].

Тревога может быть одним из факторов, провоцирующих агрессию. Показано взаимодействие между агрессивным поведением и тревожностью у подростков. В то же время при тревоге враждебность и агрессия служат способом защиты [8]. Так, повышенный уровень тревожности у девочек потенцирует негативное влияние враждебности, а у мальчиков блокирует негативное влияние агрессивного поведения и гнева [10]. Показано, что у мальчиков всех возрастов склонность к физической агрессии выражена сильнее, чем у девочек, а для девочек более характерна косвенная агрессия как разновидность социальной манипуляции [13, 14]. В целом косвенная агрессия у девочек развивается раньше, чем у мальчиков. Девочки более склонны к непрямым способам выражения агрессии: вербальной, косвенной и негативизму [6, 11, 14]. Паттерны, основывающиеся на гендерных различиях, теряют свою отчетливость с началом среднего подросткового возраста [12].

Ранее нами было выявлено, что высокотревожные мальчики и девочки, проживающие в Магадане, отличались от низкотревожных сверстников своего пола более выраженными враждебными и ау-

тоагрессивными реакциями [2, 3]. Однако не были исследованы тендерные различия профиля агрессивности среди высоко-и низкотревожных подростков.

Цель - исследовать гендерные особенности агрессивных, враждебных и фрус-трационных реакций у высокотревожных подростков, проживающих в Магадане.

Материал и методы

Всего были обследованы 213 подростков (133 девочки и 80 мальчиков) в возрасте от 13 до 17 лет (средний возраст -14,6±0,13 года), учащихся 8-11-х классов гимназии № 30 и лицея № 1 г. Магадана. Подростков по группам распределяли на основании шкалы тревожности Спил-бергера-Ханина. Оценивалась ситуативная (СТ) и личностная тревожность (ЛТ) в баллах: до 30 баллов регистрировалась низкая тревожность; при 31-45 баллах -умеренная тревожность; при 46 и более баллах - высокая тревожность [7]. Для определения форм агрессивных и враждебных реакций использовали опросник А. Басса и А. Дарки [7]. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник выявляет следующие формы агрессии: физическая агрессия (ФА) - использование физической силы против другого лица; косвенная агрессия (КА) - окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная; вербальная агрессия (ВА) -выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установивших-

ся обычаев и законов; обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, убеждение в том, что другие люди планируют и приносят вред; чувство вины (ЧВ) - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, а также ощущаемые им угрызения совести; индекс враждебности (ИВ) включает показатели обиды и подозрительности, индекс агрессивных реакций (ИАР) составляют все формы агрессии и раздражение.

Степень вегетативной лабильности (СВЛ) определяли с помощью опросника, содержащего 54 вопроса, определяющих соматовегетативные расстройства организма: чем выше балл, тем больше вегетативных проявлений. Также применяли методику по определению уровня подростковой социальной фрустрированности (УСФ-п). Методика включает 20 аспектов личностно-социальных взаимоотношений, удовлетворенность которыми испытуемый оценивает по 5-балльной шкале: чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности (методики разработаны под руководством Л.И. Вас-сермана, СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева). Статистическую обработку данных проводили с использованием стандартного приложения Excel к лицензионному пакету ОС Windows-97 и пакета прикладных программ Statistika 6.0. Для каждого изучаемого параметра вычисляли среднее арифметическое (М) и ошибку репрезентативности средней (m). Взаимосвязь параметров устанавливали с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Для определения статистической значимости различий рассчитывали f-критерия Стьюдента.

Результаты и обсуждение

В 1-ю группу низкотревожных вошли 82 (38%) девочки с низким и умеренным уровнем тревожности (среднее значение -

37±0,49, диапазон - 21-44 балла), а также 57 (27%) мальчиков с низким и умеренным уровнем тревожности (среднее значение - 37±0,46, диапазон - 26-45 баллов). Во 2-ю группу были включены 51 (24%) девочка с высокими показателями ЛТ (среднее значение - 51±0,73, диапазон - 46-65 баллов) и 23 (11%) мальчика (среднее значение -51 ±1,32, диапазон -46-65 баллов).

На рис. 1 и 2 представлены показатели агрессивных и враждебных реакций у подростков с разным уровнем тревожности в гендерном аспекте.

Из представленных данных (см. рис. 1) следует достоверно (р<0,05) более высокий показатель ФА у низкотревожных мальчиков по сравнению с их низкотревожными сверстницами. У девочек более выражена КА (р<0,05) и наблюдается тенденция к более высокой ВА. Эти виды агрессии считаются тендерными характеристиками. Более высокая КА подчеркивает такие черты характера, как чувствительность, мягкость, уступчивость, зависимость, стремление привлечь к себе внимание окружающих через экстравагантное поведение [2, 3, 12-14].

При изучении гендерных особенностей профиля агрессивности среди высокотревожных подростков не выявили различий в проявлениях ФА (см. рис. 2). Однако, как следует из данных рис. 2, уровень ВА у девочек был самым высоким из всех форм реакций и значимо превышал этот показатель у мальчиков (р<0,05). Согласно данным литературы, у детей с данной формой агрессии отмечается психическая неуравновешенность, которая проявляется в высокой тревожности, неуверенности, сниженном фоне активности, настроения и работоспособности и низкой фрустра-ционной толерантности [11]. У мальчиков прослеживается небольшая тенденция более выраженных враждебных реакций -обиды и подозрительности. Эти мальчики чаще испытывают негативные чувства, недоверие и осторожность к людям.Следу-

Балл 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

ФА КА ВА Р Под Об ЧВ Нег

Щ - девочки - мальчики

Рис. 1. Гендерные особенности агрессивных и враждебных реакций у низкотревожных подростков

ФА - физическая агрессия; КА - косвенная агрессия; ВА - вербальная агрессия; Р - раздражение; ПОД - подозрительность; Об - обида; ЧВ - чувство вины; Нег - негативизм.

ет отметить, что сравнительный анализ профиля агрессивности среди мальчиков и девочек с учетом выраженной тревожности показал, что и девочки, и мальчики

Балл 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

ФА КА ВА Р Под Об ЧВ Нег

Щ - девочки Ю - мальчики

Рис. 2. Гендерные особенности агрессивных и враждебных реакций у высокотревожных подростков

ФА -физическая агрессия; КА - косвенная агрессия; ВА - вербальная агрессия; Р - раздражение; ПОД - подозрительность; Об - обида; ЧВ - чувство вины; Нег - негативизм.

с высокой тревожностью значимо отличались от низкотревожных сверстников своего пола более выраженными ауто-агрессивными и враждебными реакциями. У высокотревожных девочек по сравнению со своими низкотревожными ровесницами были более выражены показатели раздражения, обиды, ЧВ, ИВ (р<0,05) [2]. Высокотревожные мальчики отличались более низкими значениями ФА и ВА ^<0,05) и более высокими КА, раздражения, обиды, ЧВ (р<0,05) [3].

Наши данные, представленные на рис. 1 и 2, показали, что гендерные различия в профиле агрессивности между низкотревожными мальчиками и девочками и между высокотревожными подростками (мальчиками и девочками) регистрировались меньше, чем среди высоко- и низкотревожных мальчиков и девочек. В нашем исследовании гендерные различия профиля агрессивности в подростковом возрасте оказались сглаженными, подтверждая данные литературы [12].

Корреляционный анализ данных показал, что у высокотревожных мальчиков показатели тревожности СТ и ЛТ имеют отрицательную связь с ВА (г=-0,63; p<0,01). Вербальное выражение негативных эмоций снижает тревожность. У низкотревожных мальчиков показатели СТ и ЛТ положительно коррелировали с ИВ (г=0,30; p<0,05) и обидой (г=0,41; p<0,01). У девочек показатель ЛТ также положительно коррелировал с показателем обиды (г=0,35; p<0,05). Тревожность способствует усилению враждебных реакций, увеличиваются проявления зависти, обидчивость.

Исследование состояния фрустрирован-ности подростков обоего пола показало, что показатель УСФ-п с учетом уровня тревожности в группах гендерных различий не имел. У высокотревожных мальчиков он составил 2,14±0,18 балла и 2,21±0,08 балла у девочек. Среди низкотревожных сверстников показатель фрустрации также имел схожие значения: 1,68±0,05 балла

у мальчиков и 1,65±0,05 балла у девочек. В свою очередь у высокотревожных подростков обоего пола значение УСФ-п значимо превышало показатели низкотревожных сверстников ^<0,05). Это свидетельствует о более низком уровне удовлетворенности сферами социального функционирования высокотревожных подростков обоего пола. Корреляционный анализ показал положительные связи показателя УСФ-п с параметрами агрессивных и враждебных реакций: раздражением, ВА, ИАР (г=0,32; p<0,01), обидой (г=0,42; p<0,05). Фрустрация детерминирует развитие тревожности, раздражительности, враждебных и агрессивных реакций.

Данные, полученные с помощью опросника СВЛ, также не подтвердили гендерных различий в проявлении вегетативной лабильности у подростков с разным уровнем тревожности. Показатель СВЛ у высокотревожных девочек достигал 23±1,1 балла, у мальчиков - 22±1,5 балла. В то время как у низкотревожных девочек этот показатель составил 16±0,8 и 13±1,1 балла у мальчиков. В свою очередь высокотревожные подростки обоего пола значимо ^<0,05) отличались от низкотревожных сверстников большей вегетативной лабильностью. В соответствии с опросником, соматовегетативные реакции высокотревожных подростков обоего пола проявляются в дрожании рук и ног, потливости, головокружении, аллергических реакциях, расстройствах сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, нарушениях сна, метеочувстительности.

Таким образом, можно говорить, что выраженная тревожность в структуре личности подростка является детерминирующей в формировании психоэмоциональной сферы. Высокотревожным подросткам обоего пола свойственны раздражительность, повышенная вегетативная лабильность, пониженная фрустрационная устойчивость, враждебные и аутоагрессивные реакции. В то же время среди низко-

и высокотревожных подростков незначительны гендерные различия в проявлениях вегетативной лабильности, фрустрации, агрессивных, враждебных и аутоагрессив-ных реакциях.

Заключение

Исследование показало, что как среди высокотревожных, так и среди низкотревожных подростков разница в проявлениях агрессивных и враж-

дебных реакций между мальчиками и девочками сглажена. Низкотревожные мальчики по сравнению с низкотревожными девочками имеют более высокий показатель ФА и более низкий уровень КА. У высокотревожных девочек по сравнению со своими высокотревожными сверстниками более выражена ВА. Зарегистрировано отсутствие гендер-ных различий в степени вегетативной лабильности и фрустрации.

Сведения об авторах

Бартош Татьяна Петровна - кандидат биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Арктика» ДВО РАН (Магадан) E-mail: [email protected]

Бартош Ольга Петровна - кандидат биологических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Арктика» ДВО РАН (Магадан) E-mail: [email protected]

Мычко Марина Валерьевна - младший научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Арктика» ДВО РАН (Магадан) E-mail: [email protected]

Литература

1. Астапов В.М., Малкова Е.Е. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика. М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2011. 368 с.

2. Бартош Т.П., Бартош О.П. Стратегии совладающего поведения и агрессивные реакции высокотревожных девочек-подростков, проживающих в Магадане // Наркология. 2015. № 10 (166). С. 45-49.

3. Бартош Т.П., Бартош О.П. Стратегии совладающего поведения и агрессивные реакции высокотревожных мальчиков-подростков, проживающих в Магадане // Психич. здоровье. 2016. № 6. С. 15-21.

4. Гречкина Л.И. Особенности функционирования сердечнососудистой системы у девочек г. Магадана в пубертатный период онтогенеза // Репродукт. здоровье детей и подростков. 2013. № 1. С. 85-91.

5. Гречкина Л.И., Бартош Т.П. Особенности психофизиологического развития мальчиков-подростков - уроженцев г. Магадана // Вестн. психофизиол. 2016. № 2. С. 91-94.

6. Кузнецова С.О., Абрамова А.А. Гендерные особенности проявлений косвенной агрессии// Суицидология.2011. № 2.С.15-18.

7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. Пособие. Самара : БАХРАХ-М, 2011. 672 с.

8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж : МОДЭК, 2000. 304 с.

9. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях / Под ред. В.Р. Кучмы и П.И. Храмцова. М. : НЦЗД, 2012. 181 с.

10. Слободская Е.Р., Бочаров А.В., Рябиченко Т.И. Взаимодействие агрессивного поведения и тревожности в процессе приспособления подростков: роль факторов пола // Сиб. психол.журн. 2008. № 29. С.32-36.

11. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб. : Речь, 2007. 480 с.

12. Bjorkquist K. Sex differences in physical, verbal, and indirect aggression: A review of recent research // Sex roles. 1994. Vol. 30. Р. 177-188.

13. Owens L., Shute R., Slee P. "Guess what I just heard!": Indirect aggression among teenage girls in Australia // Aggres. Behav. 2000. Vol. 26 (1). P. 67-83.

References

1. Astapov V.M., Malkova E.E. Anxiety disorders in childhood and adolescence. Theory and practice. Moscow: MPSI; Voronezh: MODEK, 2011: 368 p. (in Russian)

2. Bartosh T.P., Bartosh O.P. Coping behavior and aggressive responses observed in adolescents girls with high anxiety residing in Magadan town. Narkologiya [Narcology]. 2015; Vol. 10 (166): 45-9. (in Russian)

3. Bartosh T.P., Bartosh O.P. Coping behavior strategies and aggressive responses observed in high anxiety male adolescents residing in Magadan town. Psikhicheskoe zdorov'e [Mental Health]. 2016; Vol. 6: 15-21. (in Russian)

4. Grechkina L.I. The peculiarities of cardiovascular system functioning in pubertal girls living in Magadan. Reproduktivnoe zdo-rove detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2013; Vol. 1: 85-91. (in Russian)

5. Grechkina L.I., Bartosh T.P. The profiles of psychophysiology development in male adolescents born in Magadan town. Vestnik psik-hofiziologii [Bulletin of Physiology]. 2016; Vol. 2: 91-4. (in Russian)

6. Kuznetsova S.O., Abramova A.A. Gender-related profiles of indirect aggression Suitsidologiya [Suicidology]. 2011; Vol. 2: 15-8. (in Russian)

7. Raygorodskiy D.Ya. Practical psychodiagnostics. Teaching techniques and tests: study guide. Samara.: BAKhRAKh-M, 2011: 672 p. (in Russian)

14. Owens L., Shute R., Slee P. "In the eye of the beholder ...": Girls', boys' and teachers' perceptions of boys' aggression to girls // Int. Educ. J. 2005. Vol. 5 (5). P. 142-151.

8. Prikhozhan A.M. Child and adolescent anxiety: psychological nature and age-related dynamics. Voronezh : MODEK, 2000: 304 p. (in Russian)

9. Manual on school caused diseases diagnostics, prevention and children's health improvement in education institutions]. Ed. by V.R. Kuchma, P.I. Khramtsov. Moscow: NTsZD, 2012: 181 p. (in Russian)

10. Slobodskaya E.P., Bocharov A.V., Ryabichenko T.I. Interrelation of aggressive behavior and anxiety in the process of adolescents' adaptation: role of the sex factor/ Sibirskiy psik-hologicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal]. 2008; Vol. 29: 32-6. (in Russian)

11. Furmanov I.A. Aggression and violence: diagnostics, prophylaxis and correction. Saint Petersburg: Rech', 2007: 480 p. (in Russian)

12. Bjorkquist K. Sex differences in physical, verbal, and indirect aggression: A review of recent research. Sex roles. 1994; Vol. 30: 177-88.

13. Owens L., Shute R., Slee P. "Guess what I just heard!": Indirect aggression among teenage girls in Australia. Aggres. Behav. 2000; Vol. 26 (1): 67-83.

14. Owens L., Shute R., Slee P. "In the eye of the beholder ...": Girls', boys' and teachers' perceptions of boys' aggression to girls. Int Educ J. 2005; Vol. 5 (5): 142-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.