ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
УДК 612.821.017.2-05
Bartosh O.P., Cand. of Sciences (Biology), researcher, Scientific Research Center "Arktika" FEB RAS, (Magadan, Russia),
E-mail: [email protected]
Bartosh T.P., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, leader researcher, Scientific Research Center "Arktika" FEB RAS,
(Magadan, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF MENTAL ADAPTATION IN STUDENTS OF SCHOOLS WHO ARE BROUGHT UP IN FAMILIES AND BOARDING INSTITUTIONS. Effective mental adaptation during adolescence is one of the prerequisites for successful psychosocial and professional adaptation. The purpose of the study is to study the level of anxiety and neuropsychic adaptation of boys and girls -students of vocational schools aged 16-18 (n = 34), brought up in families and former inmates of boarding schools. The work states that the highest level of anxiety and neuropsychic adaptation is found in orphan girls, which is a high risk of mental health and psychosocial adaptation, and as a consequence, unsuccessful integration into society. The most psychologically stable group is young men who are brought up in families.
Key words: anxiety, neuropsychic adaptation, students, inmates of boarding schools.
О.П. Бартош, канд. биол. наук, научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Арктика» ДВО РАН,
г. Магадан, E-mail: [email protected]
Т.П. Бартош, канд. биол. наук, доц., ведущий научный сотрудник Научно- исследовательского центра «Арктика»
ДВО РАН, г. Магадан, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ УЧИЛИЩ, ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ
Эффективная психическая адаптация в период юношеского возраста представляет собой одну из предпосылок к успешной психосоциальной и профессиональной адаптации. Целью нашего исследования было изучение уровня тревожности и нервно-психической адаптации юношей и девушек-студентов профессиональных училищ возрастом 16-18 лет (n=34), воспитывающихся в семьях, и бывших воспитанников интернатных учреждений. Установлено, что наивысший уровень тревожности и нервно-психической адаптации обнаружен у девушек-сирот, что является высоким риском нарушения психического здоровья и психосоциальной адаптации, и как следствие, неуспешной интеграции в общество. Наиболее психологически устойчивой группой являлись юноши, воспитывающиеся в семьях.
Ключевые слова: тревожность, нервно-психическая адаптация, студенты, воспитанники интернатных учреждений.
Проблема психической адаптации представляет собой важную область научных знаний, расположенную на стыке различных отраслей и является необходимой для комплексного изучения человека. Изучение раннего юношеского возраста всегда является актуальной темой, так как именно в этот возрастной период начинает формироваться личность, как активный субъект общества. На процессы социально-психологической адаптации оказывают влияние многие факторы: общество, семья, сверстники, учебные и профессиональные организации и другое [1; 2]. Способность к адаптации имеет индивидуальный характер, зависит от социального опыта, возможностей организма и психики. Нервно-психическая адаптация предполагает подстройку нервно-психической организации индивида в соответствии с требованиями среды и является важным критерием социально-психологической адаптированности [3].
Характерными негативными чертами раннего юношеского периода являются беспокойство, тревога, раздражительность, депрессии, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, ролевая и личностная неопределённость, которые повышают возможность появления психических травм и
отклоняющегося от нормы поведения [4; 5; 6; 7]. В ранней юности отмечен самый высокий уровень тревожности во всех сферах общения [2; 6].
Известно, что дети, с раннего возраста находящиеся в детских учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик отличаются от детей, воспитывающихся в семье, что приводит к дисгармонии отношений личности с окружающей средой, агрессивному поведению, и в итоге, затрудняет социализацию воспитанников детского дома [1; 8; 9; 10; 11; 12]. Так, у мальчиков из негативных факторов можно выделить: нетерпеливость, слабый волевой контроль, игнорирование социальных требований, проявление импульсивных, возбудимых реакций. Наблюдается недостаточная степень психологической гибкости при попадании в новые жизненные условия. Девочки отличаются склонностью к ригидности, достаточно упрямы и требовательны. В общении они обидчивы, ревнивы, эгоцентричны и редко идут на компромисс [9]. Отсутствие позитивных детско-ро-дительских отношений у воспитанниц интерната, инфантилизм, низкий уровень базового доверия к миру, проявляющийся высокой тревожностью, слабая социальная интеграция, склонность
к немотивированной агрессии, маскулинизация поведения, грубость, эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка и прочее способствуют высокому риску девиантного материнства [8]. Так как многие авторы отмечают, что модели гендерного поведения девочек из интерната построены по принципу гиперкомпенсации, можно предположить, что у них могут иметь место неконструктивные мотивы рождения ребёнка [13; 14].
Ведущей деятельностью юношеского возраста становится учебно-профессиональная [4], поэтому эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности и дальнейшей жизни в целом.
В связи с вышесказанным становится очевидным, что исследование психической адаптации и уровня тревожности как личностного свойства, обуславливающего поведение человека, представляется неотъемлемой частью психологии человека, особенно в таком возрасте, как юношество. Выявление учащихся, нуждающихся в психологической поддержке, для своевременной помощи в формировании психолого-социальныхнавы-ков в развитии и освоении навыков саморегуляции, выработке индивидуальны эффективных моделей поведения, формировании устойчивойположытельной ьамооценкис учётом разныь условий воспитанйяиаз°оллеюияы<туалыно для узрослеющеь личност иоынбщеыйпао иелом.
Целью нашего исследования было изучение уровня тревожности ийнрвйо-пыихическйН адапзации студейтов, зоспитыва-ющихся в семьях и бывших воспитанников интернатных учреждений.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Быле исиледоваыы зйудензы мужского и жонекого полы профессионально-технических училищ г. Магадана в возрасте 16 - 18 лет. I аауыпа - соыдаюты-зып°окники иолернатнып ^[ьеж-дений (дети-сироты и социальные сироты, 16 человек, возраст 17,2±0,2); II группа-студенуы, воыыитоыиющииуяй сйоыых, -° человек, веврчот17,5±0,1).
В исследовании использованы стандартизированные методики. УрыоынытьeвoжноcтионьйДУсоли чы Школeтузюoмонl-и Спилбергера-Ханина [15]. Определяли уровень тревожности в данный ньыыенп - ситуауивынюютнсыьжносьт какотиронниы (СТ-о и личностную тревожность (ЛТ) как устойчивую характеристику человек а. Оуозка тюзилотапов: до НЛ ыка у-аа ность, от 31 до 45 - умеренная тревожность, 46 и более - высокая тревужоостЧы Ш,<aлoй-PA(°epвнй-пыаничecкем aдaпту(гаo) определяли наличие невротических и неврозоподобных симптомов в эмoцилыlaл(ыю-уЫ>фeативl-юсcфоpe, Шиалы содеджит 26 вопросов. Жтoгоыaь оненкапоотнчыпайя сотуовными каоегныы-ями шканытдаптаци^ьй^делоя мпайо ин^аз^^а наконыы-нууме нерде-есихоческсй адаптации (разработана в институте им. Бехтерева г. Санкт-Петербург) [3]. Более 30 баллов по шкале
НПА соответствуют неблагоприятным прогностическим признакам нарушения нервно-психической адаптации.
Статистическая обработка данных проведена с использованием лицензионного пакета прикладных программ Excel-97 и Statistica-6.0. Для каждого изучаемого параметра вычислялись среднее арифметическое (М), ошибка репрезентативности средней (±m). Различия показателей оценивали методом вариационной статистики с применением непараметрического критерия для независимых выборок (U-критерий Манна-Уитни).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В табл. 1 представлены данные группы I (юноши и девушки, воспитывающиеся вне семьи) и группы II (юноши и девушки, воспитывающиеся в семье) по показателям уровня тревожности и нервно-психической адаптации.
Таблица 1
Сравнительные показатели уровня тревожности и нервно-психической адаптации у студентов, воспитывающихсявн едамьи и в семье (M±m)
Пнкхзатель, Ннлл Обследуемые группы
<мпппа 1 группа II
десушнхиючошс, воспитанники изтемиатов (-кии) девушки и юноши, воспитывающиеся в семье (n=18)
Изтуа т ианая тревожность 24,5±2,3 24,5±2,0
Лноняятна я тревожность 42,0±2,< 37,1±2,0
Нервно- псичикхскзя адаптация 30,М±5,0 25,5±4,0*
Примечание: * - статистически значимые различия между группами пр ии<И,ЧМ;
Полазатель уроыня СТ вгруппьз1и II не отличается и соответствует низкой тревожности и указывает на то, что в момент иоследевбкся испыт-ем ые тсиодились в комфортных условиях (табл. 1). Показатель ЛТ в группах I и II соответствуют уровню умеронной ыаевнжпустз. Пoкaзотожо НПА в группе I значимо выше (р<0,05) и указывает на то, что юноши и девушки данной гвукеыностдятсй й ооытйянлупcи°ычeокой дезадаптации, и согласуется с данными других авторов [8; 9].
Извeотсь,чоoыeнщкноl ебычно был ее тревожны и чаще испытывают страх, чем мужчины [2; 4; 6]. Исследование гендерных особенностей показателей уровня тревожности и нервно-психи-
1+1
rh
А ■ г
-h
юноши из семьи юноши-сироты девушки из семьи девушки-сироты
60 50 40 30 20 10 0
ВСТ С1ЛТ □ НПА
Рис. 1. Сравнение показателей уровней тревожности и нервно-психической адаптации юношей и девушек, воспитывающихся
всемьеивнесемьи(М±т) Примечание: СТ - ситуативная тревожность; ЛТ - личностная тревожность; НПА - нервно-психическая адаптация
ческой адаптации студентов, воспитывающихся в семье и вне семьи представлены на диаграмме (рис. 1). Так, у юношей-студентов, воспитывающихся в семье, показатель НПА составил 8,0±2,1 баллов и указывает на психическое здоровье и оптимальную адаптацию. У девушек, воспитывающихся в семье, этот показатель значимо выше (р<0,01) - 29,0±4,0 балла и говорит о напряжении в сфере нервно-психической адаптации. Уровень ЛТ так же значимо выше у девушек (р<0,01) (рис. 1).
В группе студентов, бывших воспитанников интернатных учреждений, также наблюдаются гендерные отличия показателей: уровень ЛТ и НПА у девушек-сирот значимо выше (р<0,01), чем у юношей-сирот (рис.1). Причём показатели девушек свидетельствовали о высоком уровне личностной тревожности и нервно-психической неустойчивости.
Таким образом, у обследуемых девушек, независимо от условий воспитания, наблюдается более высокая тревожность, чем у юношей, а также выраженное нарушение нервно-психической адаптации, особенно у студенток-сирот. Так, если у студенток, воспитывающихся в семьях, уровень ЛТ и НПА находятся на границе, необходимой для оптимального уровня активности личности, то у студенток, воспитывающихся в интернатных учреждениях, эти значения значительно превышают допустимые показатели и указывают на напряжение в эмоциональной сфере.
При сравнении показателей юношей разных групп заметно (рис.1), что у студентов-сирот значения СТ, ЛТ и НПА статистически значимо выше (р<0,05). В итоге, можно говорить, что студенты обоего пола, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, имеют значимые отличия характеристик личности в эмоциональной сфере, проявляющиеся в высокой тревожности, психической напряжённости, нарушении нервно-психической адаптации, не-вротизации, по сравнению со сверстникам из семей.
В целом, наши данные согласуются с исследованиями других авторов, которые указывают на выраженность личностной тревожности и невротизации у выпускников школы-интерната по сравнению с «домашними» [1; 2; 16].
Специфические требования адаптации к условиям интерната, совокупность различного рода деприваций - сенсорной, двигательной, эмоциональной, социальной и других, среди которых центральное место занимает депривация детско-родительских
Библиографический список
отношений, развивают качественно иные психологические характеристики личности, чем у детей, воспитывающихся в семье, что ведёт к неблагополучной интеграции в общество [1; 2; 1; 11; 12; 16]. Таким образом, более высокая тревожность вызывает большее дезорганизующее влияние, может неблагоприятно сказываться на их психическом состоянии и социальной адаптации в целом.
У детей, воспитывающихся в семье, значительно больше внутренних ресурсов личности, которые способствуют эффективной самоактуализации: меньшая конформность и зависимость от социума, преобладание опоры на поддержку внутри собственной личности, что способствует внутреннему самоконтролю, принятию ответственности за своё поведение и за себя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные данные свидетельствуют о более высоком уровне личностной тревожности и показателя нарушения нервно-психической адаптации (р<0,05) у студентов девушек и юношей, воспитанников интернатных учреждений, что влечёт за собой нарушения поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики. Однако если юноши-сироты относятся к умеренно тревожным личностям, то девушки-сироты являются высокотревожным. Показатель нервно-психической адаптации у девушек-сирот указывает на нарушение у них психической адаптации и наличие невротизации. Поэтому мы можем говорить, что девушки-сироты являются наиболее уязвимой категорией лиц по нарушению психического здоровья и интеграции в общество. Наиболее психологически устойчивой группой среди всех испытуемых можно выделить юношей, воспитывающихся в семьях.
Нарушение нервно-психической адаптации и наличие высокой тревожности в раннем юношеском возрасте могут привести к использованию средств компенсации (алкоголь, наркотики, преступное поведение), что влечёт за собой возникновение девиантных форм поведения, бродяжничества, проституции, воспроизведения социального сиротства. Поэтому, крайне важно, вовремя проводить целенаправленные профилактические и психокоррекционные работы по предупреждению усугубления негативных тенденций в повышении тревожности и отклонений в развитии нарушения психической адаптации.
1. Мухина В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Воспитание и развитие детей в детском доме. Москва: Академия. 1996.
2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Санкт-Петербург, Питер: 2000.
3. Гурвич И.Н. Тест нервно-психической адаптации. Вестник гипнологии и психотерапии. 1992; 3: 46 - 53.
4. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителей. Москва: Просвещение, 1989.
5. Eccles J., Midgley C., Wigfield A. et al. Development during adolescence. American Psychologist. 1993; 48: 90 - 101.
6. Бартош Т.П., Бартош О.П., Мычко М.В. Нарушения в психоэмоциональной сфере у старшеклассников Магадана. Вестник СВНЦ ДВО РАН. 2011; 4: 24 - 29.
7. Fritz G. Child, adolescent depression distinct from the adult version. The Brown University Child and Adolescent. Behavior Letter. 1995; 11: 1 - 3.
8. Бобылева И.А. Социально-педагогическая поддержка воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот: монография. Москва: БФ «Расправь крылья!», 2016.
9. Ларин А.Н. Личностные особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома, как критерий формирования активной жизненной позиции и успешной социальной адаптации. Психология и право. 2016; Т. 6. № 2: 107 - 119.
10. Чухрова М.Г., Буркова А.В. Анализ психической сферы дошкольников с задержкой психического развития, проживающих в условиях детского дома. Мир науки, культуры, образования. 2010; 5(24): 190 - 193.
11. Shulga T.I., Savchenko D.D., Filinkova E.B.. Psychological Characteristics of Adolescents Orphans with Different Experience of Living in a Family. International journal of environmental and science education. 2016; V. 11, N. 17: 10493 - 10504.
12. Asif A. Self-Esteem and Depression among Orphan and Non-Orphan Children Published By: MedCrave Group LLC, Dubai-UAE, 2017.
13. Гудкова Т.В., Гудкова Е.В. Особенности формирования родительской сферы личности у будущих матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Молодой учёный. 2014; 3: 778 - 784.
14. Шубина А.С. Особенности формирования родительской сферы личности у детей, воспитывающихся в условиях детского дома. Перинатальная психология и психология родительства. 2008; 1: 92 - 99.
15. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. 1976.
16. Рязанцева О.Г., Кузнецова Т.А. Физическое и эмоциональное развитие воспитанников школы-интерната. Вопросы диагностики в педиатрии. 2012; Т. 1; № 2: 31 - 33.
References
1. Muhina V.S. Osobennosti razvitiya lichnosti detej, vospityvayuschihsya v internatnyh uchrezhdeniyah. Vospitanie i razvitie detej v detskom dome. Moskva: Akademiya. 1996.
2. Prihozhan A.M. Trevozhnost' u detej ipodrostkov: psihologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika. Sankt-Peterburg, Piter: 2000.
3. Gurvich I.N. Test nervno-psihicheskoj adaptacii. Vestnik gipnologii i psihoterapii. 1992; 3: 46 - 53.
4. Kon I.S. Psihologiya rannejyunosti: Kniga dlya uchitelej. Moskva: Prosveschenie, 1989.
5. Eccles J., Midgley C., Wigfield A. et al. Development during adolescence. American Psychologist. 1993; 48: 90 - 101.
6. Bartosh T.P., Bartosh O.P., Mychko M.V. Narusheniya v psiho'emocional'noj sfere u starsheklassnikov Magadana. Vestnik SVNC DVO RAN. 2011; 4: 24 - 29.
7. Fritz G. Child, adolescent depression distinct from the adult version. The Brown University Child and Adolescent. Behavior Letter. 1995; 11: 1 - 3.
8. Bobyleva I.A. Social'no-pedagogicheskaya podderzhka vospitannikov i vypusknikov organizacij dlya detej-sirot: monografiya. Moskva: BF «Rasprav' kryl'ya!», 2016.
9. Larin A.N. Lichnostnye osobennosti detej, vospityvayuschihsya v usloviyah detskogo doma, kak kriterij formirovaniya aktivnoj zhiznennoj pozicii i uspeshnoj social'noj adaptacii. Psihologiya ipravo. 2016; T. 6. № 2: 107 - 119.
10. Chuhrova M.G., Burkova A.V. Analiz psihicheskoj sfery doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya, prozhivayuschih v usloviyah detskogo doma. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 5(24): 190 - 193.
11. Shulga T.I., Savchenko D.D., Filinkova E.B.. Psychological Characteristics of Adolescents Orphans with Different Experience of Living in a Family. International journal of environmental and science education. 2016; V. 11, N. 17: 10493 - 10504.
12. Asif A. Self-Esteem and Depression among Orphan and Non-Orphan Children Published By: MedCrave Group LLC, Dubai-UAE, 2017.
13. Gudkova T.V., Gudkova E.V. Osobennosti formirovaniya roditel'skoj sfery lichnosti u buduschih materej, okazavshihsya v trudnoj zhiznennoj situacii. Molodoj uchenyj. 2014; 3: 778 - 784.
14. Shubina A.S. Osobennosti formirovaniya roditel'skoj sfery lichnosti u detej, vospityvayuschihsya v usloviyah detskogo doma. Perinatal'naya psihologiya ipsihologiya roditel'stva. 2008; 1: 92 - 99.
15. Hanin Yu.L. Kratkoe rukovodstvo k primeneniyu shkaly reaktivnoj i lichnostnoj trevozhnosti Ch.D. Spilbergera. 1976.
16. Ryazanceva O.G., Kuznecova T.A. Fizicheskoe i 'emocional'noe razvitie vospitannikov shkoly-internata. Voprosy diagnostiki v pediatrii. 2012; T. 1; № 2: 31 - 33.
Статья поступила в редакцию 17.05.18
УДК 159
Gadaborsheva Z.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
COMMUNICATIONS PROFESSIONAL ATTITUDES AND SELF-ESTEEM OF PSYCHOLOGY STUDENTS. The choice of profession is an important decision that should be made by everyone at the student age, based on the existing self-esteem. Every individual needs acceptance, wants to be appreciated, approved of his actions. One of the ways to achieve this is to choose a profession that would distinguish it and bring emotional satisfaction. With the growing professionalism of the professional view is changed. It increases due to the acquisition of new signs of addiction to the profession that imposes new requirements on an individual, a future specialist.
Key words: self-esteem, psychology students, professional performances, professional orientation.
З.И. Гадаборшева, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и дошкольной психологии, ЧГПУ,
E-mail: [email protected]
СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Выбор профессии - важное решение, которое нужно принять каждому человеку в студенческом возрасте, опираясь на существующую самооценку. Каждому индивиду необходимо признание окружающих, хочется, чтобы его ценили, одобряли его поступки. Один из способов достижения этого - выбрать профессию, которая бы выделяла его и приносила эмоциональное удовлетворение. С ростом профессионализма профессиональное представление изменяется. Оно увеличивается за счёт приобретения новых признаков склонности к профессии, что предъявляет новые требования к индивиду - будущему обладателю профессии; изменяются сами методы оценивания себя как профессионала. Для представления о своём профессиональном выборе необходимо, чтобы профессиональные требования соответствовали возможностям индивида. В ином случае в самосознании человека образуется негативный опыт жизни, формируются своеобразные формы решения встающих перед ним проблем - уход от них, или нерешение и т. д.
Ключевые слова: самооценка, студенты-психологи, профессиональные представления, профессиональная направленность.
Интерес к изучению феномена профессионального представления обусловлен переменами в современном общественном строе, сменой направленности в организации трудовой деятельности на предприятиях: усилением значения личностного фактора, увеличением потребности в высокопрофессиональных сотрудниках. Профессиональное представление понимается, прежде всего, как единство мотивационных составляющих: умений, потребностей, склонностей, навыков и др., связанных с выбранной профессиональной деятельностью, желание посвятить ей своё время. Профессиональное представление представляет собой интеграцию образовательного назначения и определяется предметом профессиональной активности, в качестве которого выступает выбранный вид профессиональной деятельности, мотивы, выраженные в стремлении овладеть профессией.
Для того чтобы выбрать профессию, человек должен иметь очевидное представление о своих возможностях, основанных на желании, способностях к данному виду деятельности, и соотнести с теми требованиями, которые предъявляет профессия. Основную роль в этом играет такой психологический процесс, как самооценка, позволяющая оценить свои силы и возможности, критически рассмотреть свои сильные и слабые стороны, соотнести их с выбранным направлением в профессии.
Отечественная психология проблему самооценки решает в следующем виде: рассматривается общетеоретический и методологический контекст проблемы развития личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.); изучается многообразие связей познания и самопознания (А.А. Бодалев, Р.А. Максимова, В.Н. Куницына и др.), связи между структур-
ными системами самопознания личности и самоотношением (Л.А. Кириллов, В.В. Столин и др.), исследуются парциальные взаимосвязи самооценок и оценок других людей (Н.Е. Анкудинова, Л.И. Липкина и др.); рассматриваются вопросы личностной саморегуляции и самосовершенствования (К.А. Абульханова-Слав-ская, О.А. Конопкин, И.И. Чеснокова, Б.А. Ясько и др.).
В зарубежной психологии проблема самооценки личности просматривается в различных направлениях: интроспективном (Т. Липпс), психоаналитическом (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Г. Юнг, Э. Эриксон и др.), гуманистическом (А. Маслоу, Э. Фромм, К. Роджерс, В. Франкл и др.), диспозиционном (Г. Олпорт) и др.
«Профессиональная представленность - основное свойство профессионала, особенности механизма его намерений для пробы своих сил и способностей в выбранной профессии» [1, с. 29], это «намерение личности стать на пути препятствий и сложностей в своей работе» [2, с. 96]. Многие специалисты определяют профессиональную представленность как объединение устойчивых мотивов и эмоционально-ценностных связей, определяющих специфику профессиональной деятельности, поведения и общения личности специалиста, в содержание работы которого включается также потребность оценивать профессиональную деятельность на основе мотивации этой деятельности и наличия потребности постоянно профессионально самосовершенствоваться [3, с. 51].
Механизм профессиональной направленности включает развитие самосознания, образование системы ценностных ориентации, проектирование своего будущего, создание образцов в образе идеального профессионала.