УДК 377.1
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ ПО АДАПТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ - СИРОТ В УСЛОВИЯХ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.М. Халимова, Е.А. Бабицкая, Л.А. Ворожцова, Е.С. Назмутдинова
Аннотация. В статье раскрыты особенности социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях колледжа. Проанализированы результаты проведенного эмпирического исследования на базе сельскохозяйственного колледжа ХГУ им Н.Ф. Катанова по выявлению проблемного поля адаптации обучающихся - сирот; представлены результаты диагностики реактивной и личностной тревожности, влияющей на их профессиональное, социальное и личностное становление.
Ключевые слова: социально-педагогическая адаптация, дети-сироты, колледж, детский дом.
IDENTIFY PROBLEM FIELD IN ADAPTATION OF TRAINING -
ORPHANS IN THE SECONDARY EDUCATION
N. Halimova, E. Babitskyа, L. Vorozhtsova, E. Nazmutdinova
Abstract. The article reveals the peculiarities of social and pedagogical adaptation of children-orphans in terms of College. We analyzed the results of the empirical research on the basis of the College of agriculture of KSU them F. Katanov to identify the problem field of adaptation of students - orphans; presented the results of diagnostics of reactive and personal anxiety that affects their professional, social and personal formation.
Keywords: social-pedagogical adaptation, college, orphan children.
Сегодня проблема адаптации выпускников детского дома одна из востребованных современной практикой и избираемой исследователями тема. Как правило, внимание ученых сосредоточено на влиянии различных форм депривации (эмоциональной, сенсорной, социальной) на формирование специфического типа развития личности воспитанника интернатного учреждения (А.М. Прихожан, Г.В. Семья) [6]. В других работах рассматриваются психологические (С.А. Беличева, А.А. Реан) [1;7], и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации сироты к условиям социума (З.Г. Данилова, Т.С. Кичигина, Л.Е. Красавцева, М.С. Леонтьева, Н.М. Халимова) [2;3;4;5;8] и другие.
Вместе с тем остается мало изученным вопрос адаптации воспитанников - сирот в условиях среднего профессионального образования. Острота вопроса усугубляется тем, что обучающиеся - сироты занимают иждивенческую позицию по отношению к обществу - «Нам все обязаны и должны». С точки зрения такой позиции резко возрастает опасность их пассивности и маргинальности. Они продолжают подпитывать безработицу, правонарушения, наркоманию, инфекционные заболевания, порождают деструктивный характер
общественных отношений [9].
Анализ сложившейся педагогической практики профессионального обучения детей-
сирот в колледжах Республики Хакасия позволил выделить следующие противоречия:
- между необходимостью адаптации детей-сирот в учреждениях среднего профессионального образования и неготовностью педагогической системы к осуществлению этого процесса;
- между требованиями к формированию профессиональных компетенций выпускников-сирот и недостаточной разработанностью основ социально-педагогической деятельности, обеспечивающей их профессиональное, социальное и личностное становление.
В рамках гранта РГНФ 2016г. нами проводится научное исследование по адаптации обучающихся - сирот в колледжах ХГУ им. Н.Ф. Катанова г. Абакана Республики Хакасия: колледже педагогического образования, информатики и права; медицинского колледжа медико-психолого-социального института;
сельскохозяйственного колледжа
сельскохозяйственного института; музыкального колледжа института искусств. Целью первого этапа исследования явились выявление проблемного поля адаптации
обучающихся - сирот в условиях среднего профессионального образования; определение диагностики реактивной и личностной тревожности, влияющей на их профессиональное, социальное и личностное становление.
Анализ теоретических источников, проведенный в теоретической части настоящего исследования, показал, что большинство студентов, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими; эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства; узость кругозора; нежелание учиться; выбирать и осваивать профессию [9].
В данной статье представлены результаты диагностики уровня первичной адаптации обучающихся-сирот в сравнении со студентами из кровных семей в условиях сельскохозяйственного колледжа ХГУ им. Н.Ф. Катанова по следующим методикам [10]:
— для изучения уровня социальной адаптированности была использована шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда (версия Т.В. Снегиревой);
— для определения уровня тревожности использовалась методика Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина;
— для оценки уровня социальной адаптации использовалась модифицированная анкета, составленная преподавателями предметно-цикловой комиссии социально-психологических дисциплин.
Анализ полученных нами данных по шкале социально-психологической адаптированности показал, что адаптированность студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов, ниже адаптированности студентов, воспитывающихся в кровных семьях. Показатели по приятию других людей высокие, это говорит о низком уровне конфликтности данной категории студентов.
Эмоциональная комфортность у студентов-сирот чуть ниже средней, что говорит о необходимости обратить особое внимание на качество процесса адаптации студентов данной категории в колледже.
Стремление к доминированию по результатам проведенной методики невысокое. В данном случае можно говорить о том, что все показатели входят в норму; какие-либо отклонения отсутствуют.
Анализ результатов диагностики реактивной тревожности показал следующее:
Студенты, воспитывающиеся в кровных семьях:
— 50% студентов данной категории, имеет высокий уровень тревожности, что характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность может вызвать нарушение внимания, иногда даже нарушение тонкой координации;
— 40% имеют умеренную реактивную тревожность, оптимальный уровень «полезной тревоги». Он не мешает их жизни и помогает в деятельности, обеспечивая необходимый уровень беспокойства за результаты деятельности и мотивации труда;
— 10% испытуемых имеют низкую реактивную тревожность. Они не испытывают напряжения, беспокойства, нервозности в деятельности. Низкая тревожность требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности.
Студенты, имеющие статус «дети-сироты», прибывшие из детских домов:
— 40% - высокая реактивная тревожность;
— 30% - средняя реактивная тревожность;
— 30% - низкая реактивная тревожность.
Анализ результатов диагностики личностной
тревожности показал следующее:
Студенты, воспитывающиеся в кровных семьях:
— 30% испытуемых имеют высокую личностную тревожность, что характеризуется устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации стоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у студента в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуаций и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
— 60% испытуемых имеют умеренную личностную тревожность. Как и умеренная реактивная тревожность, она не создает никаких проблем в их жизни;
— 10% имеет низкую личностную тревожность. Она требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в «лучшем свете».
Студенты - сироты, прибывшие из детского дома:
— 10% - высокий уровень личностной тревожности;
— 40% - средний уровень личностной тревожности;
— 50% - низкий уровень личностной тревожности.
Следует обращать внимание не только на тех студентов, кто имеет высокий уровень тревожности, но и на тех студентов, которые отличаются «чрезмерным спокойствием» (т.е. на тех, у кого очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному развитию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы во многом зависят от желания отвечать искренно, от доверия к экспериментатору. Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным «криком о помощи» или за «чрезмерным спокойствием может скрываться повышенная тревога, о которой человек не хочет сообщать.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Студенты, воспитывающиеся в кровных семьях, имеют более высокие показатели личностной и реактивной тревожности, в сравнении со студентами-сиротами, прибывшими из детского дома. Данную ситуацию можно объяснить тем, что студенты-сироты, прибывшие из детских домов, страдают нечувствительностью к неблагополучию, а это носит, как правило, защитный характер. При этом следует иметь в виду, что ответы во многом зависели от желания студентов отвечать искренно, от доверия к экспериментатору.
Для оценки уровня социальной адаптации использовалась модифицированная анкета, составленная преподавателями предметно-цикловой комиссии социально-психологических дисциплин. По результатам анкетирования были выделены три группы студентов с различным уровнем адаптации. В первую группу студентов с высоким уровнем адаптации вошли 80%
студентов, воспитывающихся в кровных семьях, и 50% студентов-сирот, прибывших из детских домов. В группу со средним уровнем адаптации вошли 20% студентов, воспитывающихся в кровных семьях, и 50% студентов-сирот. Студентов с низким уровнем адаптации выявлено не было. Тем не менее, результаты анкетирования свидетельствуют о том, что студенты-сироты испытывают определенные трудности в адаптации.
Таким образом, анализ результатов первого этапа эмпирического исследования особенностей процесса социальной адаптации студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов в учреждения среднего профессионального образования, подтвердил данные теоретических источников и позволил сделать следующие выводы:
- уровень социальной адаптированности студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов, ниже уровня социальной адаптированности студентов того же возраста, воспитывающихся в кровных семьях;
- уровень тревожности у студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов, не выше, чем у детей, воспитывающихся в кровных семьях.
Обучающиеся - сироты испытывают затруднения в адаптации в условиях профессионального образования. Данная категория обучающихся зачастую оказывается неподготовленной к реальной жизни, плохо ориентируется в правовых вопросах. Бывшие воспитанники интернатных учреждений оказываются неготовыми противостоять жизненным трудностям, а потому более склонными к асоциальному поведению; как правило, у них не сформированы семейные ценности.
Учитывая вышеизложенное, необходимо на следующем этапе исследования разработать и реализовать программу по адаптации обучающихся - сирот в условиях среднего профессионального образования.
Литература:
1. Беличева С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 2004. - 129 с.
2. Данилова З.Г. Профессионализация и ресоциализация детей-сирот в системе среднего профессионального образования: монография / З.Г. Данилова. - М.: Издательство НИИРПО, 2008. - 212 с.
3. Кичигина Т.С. Социально-педагогические проблемы (аспекты) обучения детей-сирот в колледже / Т.С. Кичигина // Научно-методический сборник. Вып.
7. Психолого-педагогические проблемы социальных девиаций личности. - М., 2011. - С. 58-64.
4. Красавцева Л.Е. Адаптация как условие вхождения личности в социум / Л.Е. Красавцева // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 6. - С. 54-58.
5. Леонтьева М.С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот / М.С. Леонтьева // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 8. - С. 146-160.
6. Семья Г.В. Система социально-профессиональной адаптации выпускников интернатных учреждений при первичном трудоустройстве (методические рекомендации для специальных центров, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) / Г.В. Семья, Н.В. Владимирова, Н.Г. Зайцева. - М.: Слово, 2006. - 103 с.
7. Реан A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Курдашев, A.A. Баранов. - СПб.: Прайм. - ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.
Сведения об авторах:
Халимова Надежда Михайловна (г. Абакан, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, e-mail: [email protected]
Бабицкая Елена Алексеевна (г. Абакан, Россия), старший преподаватель кафедры психолого-педагогического образования института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, [email protected]
Назмутдинова Елена Сабиряновна (г. Абакан, Россия), старший преподаватель кафедры психолого-педагогического образования института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, [email protected]
Ворожцова Лилия Александровна (г. Абакан, Россия), педагог дополнительного образования Хакасского сельскохозяйственного колледжа Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, vorozhcovalili@ mail.ru
Data about the authors:
N. Halimova (Abakan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor of psycho-pedagogical education, of Khakass State University Institute of Continuous Pedagogical Education named after N.F. Katanov, e-mail: [email protected]
E. Babitskaya (Abakan, Russia), senior lecturer in psychological-pedagogical education of Khakass State University Institute of Continuous Pedagogical Education named after N.F. Katanov, e-mail: elenabubiz @ mail.ru
E. Nazmutdinova (Abakan, Russia), senior lecturer in psychological-pedagogical education of Khakass State University Institute of Continuous Pedagogical Education named after N.F. Katanov, e-mail: [email protected]
L. Vorozhtsova (Abakan, Russia), the teacher of an additional education of Khakass Agricultural College Khakas State University named after N.F. Katanov, e-mail: vorozhcovalili @ mail.ru
8. Халимова Н.М., Попова Т.В. Особенности социальной адаптации первокурсников-сирот в учреждениях среднего профессионального образования: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2010. - 104 с.
9. Халимова Н.М., Ворожцова Л.А. Адаптация детей-сирот в условиях среднего профессионального образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. -2015. - № 2(32). - С. 97-102.
10. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие; сост. Е.Е. Миронова. - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. - 155 с. - С. 16-18.