Т.П. Бартош, О.П. Бартош_
Научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН, Магадан
Для корреспонденции
Бартош Татьяна Петровна -кандидат биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Арктика» ДВО РАН Адрес: 685000, г. Магадан, пр. К. Маркса, д. 24 Телефон: (4132) 629-072 E-mail: [email protected]
Гендерные особенности уровня психической ригидности и самооценки у подростков Магадана
В статье приведены результаты исследования выраженности психической ригидности, уровня самооценки и социальной фрустрированности у 150 подростков обоего пола в возрасте 13 лет, родившихся и проживающих в г. Магадане. Показано, что подростки обоего пола характеризуются в основном низкой самооценкой. У девочек более, чем у мальчиков, выражены средние показатели актуальной ригидности, ригидности как состояния и социальной фрустрированности.
Ключевые слова: подростки, психическая ригидность, самооценка, социальная фрустрация, Север
T.P. Bartosh, O.P. Bartosh
Scientific-Research Center "Arktika", Magadan
Gender profiles of mental rigidity and self-esteem rates observed in adolescents of Magadan
The paper presents the results of examination of mental rigidity, self-esteem and social frustration rates in 150 adolescents of both sexes 13 years old, born and residing in Magadan. It has been shown that adolescents of both sexes are characterized mainly by low self-esteem. The girls demonstrate more expressed levels of average actual stiffness, rigidity as a state and social frustration comparing to the boys. Keywords: adolescents, mental rigidity, self-esteem, social frustration, North
Комплекс природно-климатических (холод, повышенная геомагнит-ность, гелиогеофизические процессы, ультрафиолетовый дефицит и др.) и социально-гигиенических факторов Северо-Востока оказывает влияние на особенности морфофункционального, психофизиологического развития и формирования личностных свойств подрастающего поколения северян [1, 4, 5]. Длительное проживание в северных регионах снижает подвижность нервных клеток у индивидов, при этом у жителей коренных малочисленных народов психический темп носит малоподвижный и ригидный характер [2, 8]. Психическая ригидность является сложным, многомерным свойством личности или состояния, проявляется в трудности коррекции программы поведения в целом или ее отдельных элементов в связи с объективной необходимостью [6]. Лица с высокой ригидностью характеризуются повышенной тревожностью, чувством вины, беспокойством, недоверчивостью, чувством неполноценности, покорностью по отношению к авторитетам [6, 7]. Ригидность в структуре личности способствует возникновению жесткости внешних барьеров личности, усиливая их закрытость, в результате слабо поступает информация, поддерживающая у человека представление о мире и о себе. Это порождает нарастание внутренней неудовлетворенности нехваткой информации, появляется тенденция к стандартизации внутреннего мира [3]. Существует тесная связь психической ригидности с ситуативной и личностной тревожностью, а также и с уровнем нервно-психической адаптации [1, 2, 9]. Данные литературы свидетельствуют о колебаниях выраженности психической ригидности в связи с возрастом и полом. Так, у женщин ригидность преобладает в когнитивной и частично в эмо-тивной сфере, в стрессовых ситуациях, а у мужчин - в психосоциальном компоненте. Наиболее высоки проявления ригидности в 11-17 лет, затем до 18-25 лет плавно снижаются, далее плавно повышаются [6].
Для подросткового периода характерным является, помимо морфофункциональ-ного и полового развития, рост самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. От самооценки зависит формирование таких качеств, как уверенность в себе, настойчивость в достижении цели, самокритичность, и самооценка является важнейшим условием эмоционального благополучия индивида [10]. В то же время возраст 12-14 лет соответствует негативной фазе подросткового периода, характеризуется возбудимостью ЦНС, нестабильностью нервных процессов, повышенной чувствительностью, возбудимостью, беспокойством, агрессивностью, капризами [11, 12]. Подросткам свойственно состояние фрустрации, или кажущейся недостижимости какой-либо цели, которая проявляется в раздражительности, агрессивных реакциях, тревожности, что ведет к искаженному, ригидному восприятию действительности. Поскольку высокая психическая ригидность является фактором риска развития психодезадаптационных заболеваний, в том числе школьной дезадаптации [2, 6], то актуальным является исследование уровня психической ригидности, самооценки и фрустрационных реакций у подростков, родившихся и проживающих на Севере, в этот возрастной период.
Цель: исследование проявлений психической ригидности, фрустрационных реакций и самооценки у подростков обоего пола, родившихся и проживающих в г. Магадане.
Материал и методы
В исследовании принимали участие 150 школьников 7-х классов гимназий № 1 и № 13 г. Магадана. Все ученики относились к уроженцам Севера в 1-3-м поколениях, родились и проживали в г. Магадане. Из них 81 (54%) мальчик и 69 (46%) девочек (средний возраст 13±0,08 года).
Для определения психической ригидности в структуре личности использовали
Томский опросник ригидности, предложенный Г.В. Залевским [6]. В нашем исследовании в модифицированный вариант вошли 3 шкалы: «актуальная ригидность» (АР) - неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение; «сенситивная ригидность» (СР) - эмоциональная реакция человека на новое, страх перед новым; «ригидность как состояние» (РСО) - склонность к ригидному, фиксированному поведению в ситуациях стресса, утомления. Определяли показатель «общей ригидности» - сумму баллов трех шкал ригидности. Самооценку определяли с помощью Вербальной самооценки личности [15], где 0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки; 26-45 баллов - показатель среднего уровня самооценки; 46-128 баллов - уровень самооценки низкий, болезненно переносятся критические замечания, неуверенность в себе [10]. Применяли методику Уровень социальной фрустрированности подростковый (УСФ-п) (Методика разработана коллективом исследователей под руководством Л.И. Вассермана, СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева). Методика включает 20 аспектов личностно-социальных взаимоотношений, удовлетворенность которыми испытуемый оценивает по 5-балльной шкале.
Статистическая обработка данных проведена с использованием лицензионного пакета прикладных программ Excel-97 и Statistika-6. Применяли корреляционный
анализ по Спирмену. Для сравнения вариационных рядов использован критерий Стьюдента при оценке уровня достоверности р<0,05.
Результаты и обсуждение
Средние значения показателей по результатам нашего исследования представлены в табл. 1.
Из табл. 1 видно, что средние значения АР и РСО у девочек значимо выше, чем эти показатели у мальчиков (р<0,05). По показателю СР статистически значимые различия отсутствовали. Показатель «Общая ригидность», соответственно, был значимо выше у девочек (р<0,05). Данные литературы также указывали на более выраженную психическую ригидность по шкале РСО у лиц женского пола по сравнению с мужским [6, 9]. Девочки в стрессовых ситуациях чаще реагируют повышением ригидности, что приводит к повышению тревожности, обидчивости и снижению самооценки [9].
Более подробный анализ выраженности психической ригидности у семиклассников представлен в табл. 2.
Низкие показатели актуальной ригидности (АР) чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Средние показатели АР, определяемые как условная норма [2], выявлены у большинства подростков обоего пола обследуемой выборки (см. табл. 2). Для этих подростков расширены возможности самореализации, изменение поведения в новых ситуациях [1].
Таблица 1. Показатели уровня психической ригидности, самооценки и социальной фрустрированности у подростков (M±m)
Показатель, балл Девочки Мальчики Достоверность различий между группами
Актуальная ригидность(АР) 30±1,29 26±0,99 р<0,05
Сенситивная ригидность(СР) 32±1,51 30±1,46 *
Ригидность как состояние (РСО) 10±0,64 12±0,75 р<0,05
Общая ригидность 74±3,44 66±2,66 р<0,05
Самооценка 54±2,35 49±2,71 *
Уровень социальной фрустрированности 1,9±0,08 1,6±0,06 р<0,05
Примечание. * - отсутствие значимых различий между показателями сравниваемых групп. 66 Репродуктивное здоровье детей и подростков / 2015, №4
Таблица 2. Процентное распределение уровня психической ригидности у подростков (%)
Подростки Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
АР СР РСО АР СР РСО АР СР РСО
Девочки (68 чел.) 13% (9 чел.) 19% (13 чел.) 19% (17 чел.) 59% (40 чел.) 54% (37 чел.) 28% (19 чел.) 28% (19 чел.) 27% (18 чел.) 47% (32 чел.)
Мальчики (81 чел.) 20% (16 чел.) 25% (20 чел.) 25% (26 чел.) 65% (53 чел.) 50% (41 чел.) 36% (29 чел.) 15% (12 чел.) 25% ( 20 чел.) 32% (26 чел.)
Всего (149 чел.) 17% (25 чел.) 22% (33 чел.) 29% (43 чел.) 62% (93 чел.) 52% (78 чел.) 32% (48 чел.) 21% (31 чел.) 26% (38 чел.) 39% (58 чел.)
Высокие и очень высокие показатели АР в 2 раза чаще встречались у девочек. В противоположность этому исследованиями В.Н. Петровой [9] показано, что у мальчиков, проживающих в Томске, чаще, чем у девочек, определяли высокие значения по шкале АР. Региональная специфика Севера оказывает, по-видимому, влияние на проявления ригидности у подростков. Лица с высокими значениями по шкале АР испытывают сложности в ситуациях, требующих отказа от стереотипных форм поведения, проблемы с творческой реализацией. Характерна неспособность при необходимости изменять мнение, установку, мотивы, ведущие к сложностям в межличностных отношениях, снижена уверенность в самостоятельности осуществления жизненного выбора.
Средние показатели по шкале сенситивной ригидности также представлены у большинства обследуемых подростков обоего пола (см. табл. 2). Характеризуются адекватными эмоциональными реакциями в ситуации выбора, новизны. Низкие показатели СР регистрировали у 19% девочек и 25% мальчиков, что указывает на проявления гибкости в поведении в новых ситуациях. Высокие показатели СР представлены у четверти обследуемых подростков обоего пола. Здесь характерным является состояние тревожности, утомления, сниженное настроение в новых ситуациях. В этом состоянии у подростков могут возникать ошибки восприятия, нарушения памяти, сужение внимания. Возможны неадекватные реакции на неожиданные раздражители [6].
При исследовании проявления психической ригидности как состояния выявлено, что как у мальчиков, так и у девочек чаще встречаются высокие показатели шкалы РСО (39 и 47% соответственно) (см. табл. 2). Далее идут лица со средним уровнем, и меньше всего школьников обоего пола имели низкие значения по шкале РСО. Следует отметить, что низкий уровень ригидности, также как высокий, может оказывать негативное влияние на школьную адаптацию, выражаясь в пониженном самоконтроле, повышенной лабильности и расторможенности.
Таким образом, исследование показало, что девочки изучаемого возрастного периода более склонны, чем мальчики, проявлять ригидные формы поведения. В процессе учебной деятельности в школе следует принимать во внимание выраженность психической ригидности в структуре личности подростков при выборе способов и темпа обучения в условиях Севера [11].
При исследовании самооценки установлено, что семиклассники обоего пола демонстрируют в среднем низкий уровень этого показателя (см. табл. 1).
Анализ процентного распределения уровня самооценки у подростков обоего пола также выявил самую высокую долю лиц - более 50% - с низким уровнем самооценки (табл. 3).
Средние значения самооценки регистрировали у 25-30% подростков, и менее всего было учеников с высокой самооценкой (см. табл.3). Таким образом, уровень самооценки исследуемых семиклассников
Таблица 3. Процентное распределение уровня самооценки у подростков (%)
Подростки Высокая самооценка Средняя самооценка Низкая самооценка
Девочки (69 чел.) 10% (7 чел.) 25% (17 чел.) 65% (45 чел.)
Мальчики (81 чел.) 19% (15 чел.) 30% (25 чел.) 51% (41 чел.)
Всего (150 чел.) 15% (22 чел.) 28% (42 чел.) 57% (86 чел.)
#
вполне соответствует так называемому кризису 13 лет, который они испытывают в этом возрастном периоде, для которого характерны снижение самооценки, чувствительность, боязнь насмешек, социальные фобии и т.д., с возрастом у большинства детей это проходит [12].
Исследование выраженности фрустра-ционных реакций показало, что значение УСФ-п у девочек было значительно выше, чем у мальчиков (р<0,05) (см. табл. 1). Лица с высоким уровнем показателя были представлены в обеих группах: среди мальчиков - 21% (17 чел.), девочек - 35% (24 чел.). Для девочек более характерна хроническая ситуация неудовлетворенности в различных сферах функционирования. В то же время результаты корреляционного анализа показали достоверную значимую положительную связь показателя УСФ-п с параметрами ригидности (АР, СР, РСО, ОБ.ригидность) только у мальчиков (г=0,36-0,38; р<0,05). Чем выше выраженность психической ригидности в структуре личности мальчика-подростка, тем более ограничены варианты поведения в ситуациях социальной неудовлетворенности, личностных взаимоотношений. Таким образом, уже в подростковом возрасте выявляются гендерные особенности в проявлениях психической ригидности в различных сферах. Вероятно, они будут реагировать фиксированными формами поведения разного уровня. Девочки в условиях социальной фрустрации, в личностных взаимоотношениях, вероятнее всего, проявляют большую гибкость, чем мальчики. У девочек психическая ригидность проявляется более в эмоциональной сфере в стрессовых ситуациях.
Также корреляционный анализ данных показал положительную взаимосвязь показателя «Самооценка» с параметрами психической ригидности и уровнем социальной фрустрированности у подростков обоего пола. У мальчиков: между показателем самооценки и АР (r=0,28; p<0,05), СР (r=0,50; p<0,01), РСО (r=0,32; p<0,05), Об.ригидность (r=0,45; p<0,01) и УСФ-п (r=0,52; p<0,01). У девочек: между показателем Самооценки и АР (r=0,31; p<0,05), СР (r=0,38; p<0,01), РСО (r=0,29; p<0,05), Об.ригидность (r=0,38; p<0,01) и УСФ-п (r=0,38; p<0,01).
Таким образом, исследование выявило ряд особенностей формирования структуры личности 13-летних подростков, проживающих на Северо-Востоке. Учащиеся обоего пола характеризуются в основном низкой самооценкой, среди них встречаются высокие проявления изучаемой психической ригидности, особенно по шкале ригидности как состояния. У девочек более, чем у мальчиков, выражены средние показатели актуальной ригидности и ригидности как состояния. Девочкам более свойственна хроническая ситуация неудовлетворенности различными социальными аспектами, в то же время они более пластичны в этих ситуациях. У мальчиков с увеличением психической ригидности в структуре личности возможны ограничения вариантов поведения в ситуациях социальной фрустрированности. Данные индивидуально-психологические особенности подростков-северян следует учитывать при выборе темпа обучения в школе и проведении психопрофилактических и коррекционных мероприятий.
Сведения об авторах
Бартош Татьяна Петровна - кандидат биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Арктика» ДВО РАН (Магадан) Адрес: 685000 г. Магадан, пр. К. Маркса, д. 24 Телефон: (4132) 629-072 E-mail: [email protected]
Бартош Ольга Петровна - кандидат биологических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Арктика» ДВО РАН (Магадан) E-mail: [email protected]
Литература
1. Бартош Т.П., Бартош О.П. Мычко М.В. Нарушения в психоэмоциональной сфере у старшеклассников Магадана // Вестник СВНЦ ДВО РАН. 2011. № 4. С. 24-29.
2. Бартош Т.П., Бартош О.П. Время реакции и психическая ригидность у подростков Северо-Восточного региона России // Репродукт. здоровье детей и подростков. 2012. № 4 (45). С. 81-88.
3. Бокова О.А. Теоретические основы изучения личностной ригидности как показателя открытости психологической системы // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 40-43.
4. Буркова С.А., Мельникова Е.В. Особенности психологического развития старших подростков в различных природно-климатических и социально-экономических условиях среды // Вестн. психофизиологии. 2014. № 4. С. 80-82.
5. Гречкина Л.И., Карандашева В.О. Морфофункциональные особенности физического развития детей школьного возраста, проживающих в различных климатогеографических зонах Магаданской области // Вестн. СВНЦ ДВО РАН. 2011. № 4. С. 6-13.
6. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. М. : ИП РАН, 2007. 336 с.
7. Козлова Н.В. Ригидность как общесистемное свойство, определяющее предпрофессиональный образ мира студентов // Сибирск. психол. журн. 2007. № 26. С. 175-180.
8. Лобова В.А. Социально-психологические закономерности генезиса депрессивных состояний у населения Крайнего Севера : Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Надым, 2007. 36 с.
9. Петрова В.Н. Особенности перехода учащихся из начального звена в среднее с учетом характеристик психической ригидности в структуре их личности : Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 1999. 21 с.
10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. 490 с.
11. Шибкова Д.З., Семенова М.В. Развитие лабильности нервной системы в возрасте 10-16 лет // Вестн. психофизиологии. 2013. № 2. С. 47-50.
12. Хухлаева О.В. Психология подростка. М. : Академия, 2008. 160 с.
References
1. Bartosh T.P., Bartosh O.P., Mychko M.V. Disorders in psy-choemotional sphere in upper-form pupils of Magadan city. Bulletin of NESC FEB RAS. 2011; Vol. 4: 24-9. (in Russian)
2. Bartosh T.P., Bartosh O.P. Time of reaction and psychic rigidity observed in adolescents of Russia's northeast. Reproduktivnoe zdorove detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2012; Vol. 4 (45): 81-8. (in Russian)
3. Bokova O.A. Theoretical grounds for studying personal rigidity as an index of openness of psychological system. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, and Education]. 2014; Vol. 4 (47): 40-3. (in Russian)
4. Burkova S.A., Mel'nikova E.V. Profiles of psychological development demonstrated by senior adolescents under different natural, climatic, social and economic conditions of the environment. Vestnik psikhofiziologii [Bulletin of Psychophysiology]. 2014; Vol. 4: 80-2. (in Russian)
5. Grechkina L.I., Karandasheva V.O. Morphofunctional peculiarities of physical development shown by schoolchildren residing in different climatic and geographical areas of Magadan region. Bulletin of NESC FEB RAS. 2011; Vol. 4: 6-13. (in Russian)
6. Zalevskyi G.V. Personality and fixed action pattern. Moscow: IP RAS, 2007: 336 p. (in Russian)
7. Kozlova N.V. Rigidity as overall system property that determines preprotesslonal image of student community. Sibirskiy psik-hologicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal]. 2007; Vol. 26: 175-80. (in Russian)
8. Lobova V.A. Social and psychological regularities for depressive states genesis observed in population of the Extreme North: Autoabstract of Diss. Nadym, 2007: 36 p. (in Russian)
9. Petrova V.N. Peculiarities of transition from primary to secondary school in pupils depending on their psychic rigid-
ity personal: Autoabstract of Diss. Tomsk, 1999: 21 p. (in Russian)
10. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Social and psychological diagnostics in personality and small group development. Moscow: Institute of Psychotherapy Publisher, 2002: 490 p. (in Russian)
11. Shibkova D.Z., Semenova M.V. Development of the nervous system lability at the age of 10-16. Vestnik psikhofiziologii [Bulletin of Psychophysiology]. 2013; Vol. 2: 47-50. (in Russian)
12. Khukhlaeva O.V. Adolescent psychology. Moscow: Academy, 2008: 160 p. (in Russian)
#
70 Репродуктивное здоровье детей и подростков / 2015, №4