УДК 612.821-053.81(573.65)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА У ПОДРОСТКОВ РАЗЛИЧНЫХ РАЙОНОВ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ*
© 2007 г. Т. П. Бартош, А. Л. Максимов
Международный научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН, г. Магадан
Адаптация человека к экстремальным условиям окружающей среды всегда связана с перестройкой его физиологических и психологических функций. Подробно анализируя в своей фундаментальной монографии адаптационные процессы, В. И. Медведев [13] отмечает, что в одних случаях участие психологических компонентов может сводиться к обеспечению превентивных реакций, не требующих от организма развития адаптации и ограничивающихся поведенческими реакциями, а в других формируется сочетанный с физиологическими механизмами процесс, при котором обеспечивается перестройка организма к действию адап-тогенных факторов. В случаях, когда психофизиологические резервы оказываются недостаточными для обеспечения адекватной перестройки организма на новый уровень регулирования своих функциональных систем, сначала формируется комплекс донозологических состояний, а в дальнейшем возможно развитие заболеваний и стойкой патологии. Наиболее ярко эти процессы развиваются в условиях Крайнего Севера, что было показано рядом исследований [1, 4, 9].
С учетом этого переход от здоровья к болезни согласно концепции здоровья Р. М. Баевского и соавт. [2] рассматривается как процесс постепенного снижения адаптационных возможностей организма, к которым относятся слабая переносимость функциональных нагрузочных проб (физическая нагрузка, гипоксия, ортопроба и т. п.); нарушение психофизиологического статуса; признаки невротизации и эмоциональной неустойчивости личности. В связи с этим подростковый возраст является критическим периодом в развитии личности и часто характеризуется состоянием физиологического, психологического и социального стресса, увеличением напряжения регуляторных механизмов и уменьшением способности к адаптации. При этом физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14 и 16 годами, у девочек — между 13 и 15. В 14 лет появляются половые различия в артериальном давлении, завершается перестройка вегетативной иннервации сердца и полностью формируются механизмы авторегуляции ритма сердечной деятельности [15]. Изменения гормонального и морфофизиологического статуса входят в диссонанс с развитием психической сферы, что нередко приводит к развитию тревожности, дизадаптации личности, неврозоподобным расстройствам. При высокой тревожности возникает напряжение на уровне как психической, так и физиологической регуляции. Имеются сведения, что на процесс формирования психофизиологического статуса значимое влияние оказывают этнические различия, а также социально-экологические факторы, особенно в пубертатный период [3].
* Работа выполнена при частичной финансовой поддержке гранта РГНФ № 06-06-00547а.
Количественная оценка взаимосвязей между показателями психосоматического статуса и структуры кардиоритма у подростков г. Магадана и пос. Эвенска, где действие экстремальных природно-климатических факторов более выраженно, выявило у последних существенные отличия по отношению к магаданцам не только в показателях вариабельности ритма сердца и состояния вегетативной нервной системы, но и в психологических личностных характеристиках. У них регистрируется более низкая скорость протекания сенсомоторных реакций, слабость и инертность нервных процессов, более выраженна астени-зация, тревожность и невротические состояния, при этом они демонстрируют более низкую самооценку личности и уровень нервно-психической адаптации.
Ключевые слова: Север, подростки, психофизиологические особенности, корреляционные взаимосвязи.
В результате многочисленных физиолого-гигиени-ческих исследований, проведенных в последние годы, отмечается ухудшение функционального состояния организма подростков в процессе адаптации к учебной деятельности [10]. В последние годы появились исследования, подтверждающие взаимосвязь спектрально-волновых составляющих ритма сердца и личностных особенностей. При этом математические параметры вариабельности кардиоритма выступают как связующее звено, отражающее определенный вклад в состояние здоровья физиологических и со-матопсихологических составляющих [6].
Следует учитывать, что в старшем подростковом возрасте сила нервных процессов приближается к таковой у взрослого человека, при этом динамика силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов идет параллельно формированию психической среды и развитию функциональных систем. Считается, что отклонение психофизиологических показателей от возрастной нормы может быть связано с рядом причин: половым созреванием, задержкой психического развития, заболеваниями неврологической этиологии либо социально-психологической дизадаптацией [12]. При возникновении тех или иных отклонений в любой из функциональных систем организма изменяются показатели, характеризующие как психическое, так и физиологическое состояние человека. В связи с этим психофизиологическая диагностика позволяет оценить степень психологической и физической нагрузки на организм при воздействии различных факторов среды и прогнозировать риск возникновения дизадаптацион-ных расстройств и психосоматических заболеваний, связанных как с перенапряжением, так и истощением функциональных резервов [8].
С учетом этого целью наших исследований было изучение особенностей взаимосвязей физиологических и психологических характеристик состояния организма подростков в пубертатном периоде, жизнедеятельность которых протекает в различных экстремальных природно-климатических и социальных условиях окружающей среды.
Объект и методы исследования
Обследованы 40 девочек и 26 мальчиков 8-х классов школ-интернатов г. Магадана и пос. Эвенска Магаданской области в марте — апреле в первую половину дня. Средний возраст подростков (14,3 ± 0,1) года. Девочки Магадана отличались от сверстниц Эвенска достоверно более высоким ростом — (159,6 ± 1,4) и (155 ± 1,1) см соответственно и большей жизненной емкостью легких (ЖЕЛ) — (3 ± 0,1) и (2,4 ± 0,1) л, но практически имели одинаковую массу тела — (49 ± 1,5) и (50 ± 1,8) кг. Мальчики Магадана и Эвенска не отличались достоверно по росту — (165 ± 0,8) и (165 ± 3) см; массе тела — (52 ± 0,6) и (52 ± 1,4) кг и ЖЕЛ — (3,4 ± 0,2) и (3,3 ± 0,3) л. Число обследованных мальчиков и девочек в Магадане соответственно составляло 15 и 22 человека, в Эвенске — 12 и 18.
Эвенск расположен на северном побережье Охот-
ского моря в 535 км от Магадана по прямой линии, на берегу Гижигинской губы. По природно-климатическим условиям поселок на 10 баллов отличается в сторону повышения уровня дискомфортности по сравнению с Магаданом [16]. Это нашло подтверждение в наших последующих исследованиях по районированию территорий РФ [11]. По этническому составу и образу хозяйственной деятельности Эвенск является типичным северным национальным поселком, где более 50 % учащихся школы-интерната составляют представители аборигенных северных народностей (коряки и эвены), родители которых ведут традиционный образ жизни, занимаются оленеводством и рыбной ловлей.
Оценка психофизиологических показателей подростков (свойства нервной системы человека: сила, подвижность) проводилась с помощью прибора «Психотест» фирмы «Нейрософт», г. Иваново. Степень вегетативной лабильности (СВЛ) определяли с помощью опросника, разработанного Медицинской академией последипломного образования (Санкт-Петербург), нервно-психическую адаптацию (НПА) определяли методикой Гурвича [5]. Для исследования самооценок применяли методику личностного дифференциала (ЛД). Уровень тревожности (СТ, ЛТ) определяли методикой Спилбергера — Ханина [17]. Для донозологической оценки состояния здоровья и степени функционального напряжения подростков использовали анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР), который производили с помощью программно-аппаратного комплекса «Варикард» производства фирмы «Рамена», г. Рязань [1]. Запись кардиоритмограммы осуществляли в положении лежа (фон) и во время ортостаза в течение 5 мин, при этом из анализа исключались показатели переходного периода. Параметры кардиоритма обрабатывались с помощью прилагаемого к комплексу «Вари-кард» программного обеспечения, позволяющего получать статистические, спектрально-волновые и корреляционные зависимости временной структуры кардиоритма. Все полученные данные были статистически обработаны с помощью программ «Ехсе1» и «^а^Ика». Оценка достоверности различий производилась с использованием 1-критерия Стьюдента, расчет парной ранговой корреляции проводился по методу Спирмена [18]. Учитывались только связи с коэффициентами корреляции 0,5 и более при уровне достоверности р < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
В табл. 1 представлены психологические и физиологические показатели организма подростков, проживающих в различных районах Магаданской области. При сопоставлении показателей, определяющих личностный психологический профиль подростков, оказалось, что у девочек по сравнению с мальчиками шкалы СТ, ЛТ, СВЛ, НПА характеризуются большим количеством баллов, свидетельствующим о выраженном проявлении у них тревожных и неврозоподобных состояний.
Таблица 1
Психофизиологические показатели у подростков различных районов Магаданской области (М ± т)
Исследуемый параметр Контингент и место обследования
Девочки Мальчики
Магадан Эвенск Магадан Эвенск
СТ, балл 42,0 ± 1,6 45,0 ± 1,6 38,0 ± 1,2' 38,0 ± 3,0'
ЛТ, балл 42,0 ± 2,3 45,0 ± 1,6 37,0 ± 2,2 38,0 ± 2,9'
СВЛ, балл 18,0 ± 1,9 25,0 ± 1,4* 17,0 ± 5,1 18,0 ± 3,5'
НПА, балл 33,0 ± 6,5 39,0 ± 5,8 20,0 ± 2,8 26,0 ± 5,7
ЛД фактор О, балл 13,0 ± 1,1 11,0 ± 1,5 11,0 ± 1,2 12,0 ± 1,9
ЛД фактор С, балл 10,0 ± 1,7 6,0 ± 1,3 10,0 ± 0,7 7,0 ± 1,4**
ЛД фактор А, балл 9,0 ± 1,9 5,0 ± 1,4 9,0 ± 0,9 7,0 ± 1,6
КЧСМ, Гц 36,0 ± 0,6 37,0 ± 0,56 35,0 ± 0,9 37,0 ± 0,8
ПЗМР, мс 279 ± 25 300 ± 11 271 ± 11 256 ± 10'
ФУС, усл. ед. 3,80 ± 0,33 3,40 ± 0,14 3,70 ± 0,11 4,10 ± 0,16'
УС 1,70 ± 0,3 1,30 ± 0,14 1,40 ± 0,17 1,80 ± 0,17'
УФВ 3,00 ± 0,39 2,60 ± 0,16 2,90 ± 0,18 3,30 ± 0,10'
Рр, мс 370 ± 25 465 ± 20* 384 ± 15** 531 ± 26'
Ошибки, кол-во 2,13 ± 0,30* 0,60 ± 0,21' 0,50 ± 0,17 0,50 ± 0,30
Реакция выбора, мс 440 ± 13 485 ± 15* 430 ± 16 429 ± 16'
Ошибки, кол-во 1,90 ± 0,52 1,11 ± 0,27 2,20 ± 0,40 1,90 ± 0,57'
Примечание. Достоверное различие: * — между показателями девочек р < 0,05; ** — между показателями мальчиков р < 0,05; • — между показателями мальчиков и показателями девочек внутри групп р < 0,05.
Считается, что наибольшее число неврозов выявляется у детей школьного возраста, при этом их выраженность возрастает по мере увеличения времени обучения.
Исследованиями установлено, что у подростков в возрасте 12—18 лет наблюдается постоянный достаточно высокий уровень невротизма, особенно у девочек [7]. Изменения соотношения в сторону более частых невротических расстройств у женского пола заметны уже в юношеском возрасте. Аналогичная картина отмечается и среди девочек — жителей отдаленного поселка Магаданской области. При этом если у мальчиков Магадана и Эвенска показатели, характеризующие психологический статус, не имеют различий, то у девочек достоверные различия (р < 0,05) отмечаются по степени вегетативной лабильности, которая выше у девочек Эвенска по сравнению с проживающими в областном центре на 7 баллов. Следует отметить, что у подростков Эвенска по всем анализируемым шкалам, отражающим личностное психическое состояние, показатели оказались выше, что, по всей видимости, указывает на относительно более выраженный уровень тревожности и невротического состояния жителей отдаленного поселка. Близкие по характеристикам и интерпретации результаты были получены при обследовании подрос-тков-бурят, проживающих в различных социальных условиях [3].
Тревожность, психическая напряженность, фрустрация, утомление и стрессовые состояния создают угрозу невротических расстройств, провоцируют хронические заболевания и в конечном счете срыв адаптации. Это особенно характерно учащимся, для которых программные требования оказались трудновыполнимыми. В нашем исследовании показатели
тревожности, вегетативной лабильности и нервнопсихической адаптации у подростков обоих полов Эвенска имели сильные (г > 0,7) положительные взаимосвязи между собой. У девочек Магадана сила связи была невысокая (г = 0,5), а у мальчиков достоверная связь отмечалась только между показателями личностной тревожности и нервно-психической адаптации (г = 0,5).
При исследовании самооценки по методике личностного дифференциала обследуемые подростки по фактору Оценка (О) (см. табл. 1) имели средние значения, что может указывать на критическое отношение к себе, недостаточный уровень принятия самого себя, и обусловлено особенностями подросткового периода. По факторам Сила (С) и Активность (А), характеризующим экстраверсию-интроверсию, у школьников также отмечаются невысокие значения, указывающие на недостаточный самоконтроль, пассивность, неспособность держаться принятой линии поведения, выраженную зависимость от внешних обстоятельств и оценок. В то же время у 12 из 26 учащихся из Эвенска (с учетом мальчиков и девочек) отмечались очень низкие значения факторов О, С и А, что может указывать на наличие у них невротических проблем, ощущения низкой ценности своей личности, астенизацию, тревожность, снижение психического потенциала. При этом только у мальчиков Эвенска был установлен факт корреляционной связи при г =
0,6 между факторами, определяющими самооценку (О) и уровень нервно-психической адаптации.
Оценка функционального состояния подростков на основе параметров кардиоритма при выполнении ортостатической пробы (табл. 2) показала, что в состоянии фона достоверные различия между показателями у девочек, проживающих в Магадане
и Эвенске, отмечаются по трем параметрам: амплитуде моды (АМо), вариационному размаху (Х) и индексу напряжения (ИН), а в состоянии ортостаза
— по пяти, за счет добавившихся частоты сердечных сокращений (ЧСС) и моды (Мо). При этом все показатели структуры кардиоритма указывают на меньшие функциональные резервы у девочек Эвенска. Так, величина ИН в ортостазе у девочек Эвенска составляет (244 ± 46) усл. ед., что более чем на 100 усл. ед. превышает аналогичные значения для магаданок
— (134 ± 26) усл. ед.
Таблица 2
Показатели параметров кардиоритма у подростков различных районов Магаданской области в процессе ортостатической _____________________пробы (М ± т)____________________
Контингент и место обследования
Исследуемыи параметр Девочки Мальчики
Магадан Эвенск Магадан Эвенск
ЧСС, уд./мин 81,0 ± 3,2 78,0+3,3 78,0 ± 2,3 70,0± 2,61
88,0 ± 3,5 95,0±3,62'3 93,0 ± 2,83 98,0 ± 2,93
Мо, мс 785 ± 21 724 ± 24 734 ± 30 833± 421
684±223 632 ± 252,3 634 ± 57 607 ±183
АМо, % 38,0 ± 2,6 48,0 ± 2,7і 39,0 ± 2,8 38,0 ± 4,7
40,0 ± 2,5 51,0 ± 4,02 44,0 ± 2,9 58,0 ± 3,22,3
ДХ, мс 307 ± 12 235 ± 151 265 ± 25 256 ± 23
274 ±14 218±172 241±15 194 ± 162'3
ИН, усл. ед. 93 ± 12 169 ± 311 122 ± 21 112±253
134 ± 26 244±462 161± 18 246 ± 37
ИЦ, усл. ед. 1,40 ± 0,18 2,60 ± 0,80 1,80 ± 0,42 0,80 ± 0,20
5,10 ± 0,833 4,80 ± 0,643 5,20 ± 1,233 8,20±1,613
ПАРС 3,0 ± 0,3 2,7 ± 0,4 3,3 ± 0,3 3,4 ± 0,5
4,0 ± 0,3 4,7 ± 0,43 4,3 ± 0,4 5,0 ± 0,53
Примечания: числитель - фон (лежа), знаменатель - ортостаз спустя 15 с после подъема; 1 — достоверно при р < 0,05 в фоновом состоянии между показателями в однотипных группах; 2 — достоверно при р < 0,05 в ортостазе между показателями в однотипных группах; 3 - достоверно при р < 0,05 между показателями в фоновом состоянии и в ортостазе внутри групп.
Важно отметить, что достоверные различия между показателями фонового уровня и ортостаза у магаданок отмечались только по двум показателям: моде и индексу централизации (ИЦ), у жителей Эвенска
— по четырем: ЧСС, Мо, ИЦ и показателю активности регуляторных систем (ПАРС), что также указывает на меньшую широту функциональных резервов систем регуляции кардиоритмом. Это подтверждается и большей разницей в фоновых и ортостатических показателях ПАРС, которая у магаданок составляет 1 балл, а у девочек Эвенска — 2 балла. Известно, что ПАРС является интегральным показателем, отражающим состояние здоровья, и чем меньше его величина, тем функциональные резервы и уровень здоровья выше [1]. Аналогичная ситуация наблюдается и среди мальчиков Эвенска, у которых функциональное состояние достоверно хуже, чем у их сверстников из Магадана, что подтверждается более высокими значениями ИН и ПАРС.
Отметим, что в изучаемых группах у мальчиков и девочек Магадана в состояниях фона и ортостаза отсутствуют достоверные различия в структуре кардиоритма, а у подростков Эвенска они наблюдаются
в покое по параметрам ЧСС, Мо, АМо и ИЦ в ортостазе. При этом общая оценка изменений параметров кардиоритма у последних указывает на меньшие функциональные резервы у мальчиков изучаемого возрастного периода по отношению к девочкам. Общая оценка в состоянии покоя всех обследуемых подростков по типам вегетативной нервной регуляции показала, что 64 % девочек и 65 % мальчиков имели ИН до 80 усл. ед. (преобладание ваготонического типа регуляции), нормотонический тип регуляции (80—120 усл. ед.) наблюдался у 26 % девочек и 15 % мальчиков и симпатотонический (более 120 усл. ед.) регистрировался у 10 % девочек и 20 % мальчиков. Преобладание ваготонического типа регуляции кардиоритма характерно для уроженцев Севера и связано с адаптивными перестройками, происходящими под действием низких температур.
Важно отметить, что если в состоянии покоя (лежа) среди подростков обоих населенных пунктов ПАРС в 1—3 балла регистрировался у 75 % девочек и 65 % мальчиков, что якобы указывает на их высокий адаптационный уровень, то после выполнения ортостатической пробы этот показатель снизился у девочек до 37 %, у мальчиков — до 28 %. При этом ПАРС от 4 до 7 баллов отмечался уже у 63 % девочек и 72 % мальчиков, что позволяет говорить о высоком уровне среди изучаемого контингента лиц с пониженными функциональными резервами, сниженным адаптационным потенциалом на фоне дизрегуляторных нарушений и даже премобидных состояний.
В связи с этим представляло особый интерес оценить взаимосвязь параметров, отражающих психосоматический статус подростков, с физиологическими параметрами структуры кардиоритма. Для этой цели был проведен парный ранговый корреляционный анализ показателей кардиоритма и психофизиологических параметров с построением корреляционных плеяд (рисунок).
Оказалось, что среди девочек Магадана и Эвенска достоверные связи с коэффициентом корреляции 0,5 и более имели 6 показателей, но при этом структура плеяд и объединенные в них показатели существенно различались. Так, у девочек Магадана из 7 анализируемых параметров кардиоритма и психологического статуса только по трем имелись положительные корреляционные связи: ЧСС, АМо, ИЦ, характеризующие ритм сердца, и СТ, НПА, СВЛ, отражающие уровень тревожности, нервно-психической адаптации и степень вегетативной лабильности.
У девочек Эвенска связанными в плеяду оказались абсолютно другие параметры: Мо, ИЦ, ПАРС, характеризующие структуру кардиоритма, а также факторы А, реакции различения (Рр) и простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), отражающие в большей степени психофизиологическое состояние обследуемых. При этом если у девочек Магадана все связи имели положительные характеристики, то у девочек Эвенска только связи между факто-
ром А и ИЦ, ПЗМР и Мо были положительными. У мальчиков Магадана оказались связанными между собой в общей сложности 12 показателей, которые разделились на три отдельные плеяды. Наибольшее число показателей, объединенных корреляционными связями, отмечается среди мальчиков Эвенска, при этом в одной плеяде оказались связаны 14 показателей и еще 3 представляли отдельную группу.
Проведенный анализ позволяет предположить, что увеличение числа связей является адекватной стратегией организма на обеспечение адаптивных перестроек среди лиц, в большей степени подвергающихся действию экстремальных факторов окружающей среды и имеющих сниженный уровень функциональных резервов, что в значительной степени наблюдалось среди обследуемых мальчиков Эвенска.
Учитывая, что индивидуальная критическая частота световых мельканий (КЧСМ) отражает подвижность нервных процессов в корковом отделе зрительного анализатора [8], мы провели анализ значений у всех обследуемых школьников. Анализ абсолютных значений психофизиологических показателей, включающих в себя величину КЧСМ и ПЗМР, показал, что у всех обследуемых подростков КЧСМ соответствовала возрастной норме, чего не наблюдалось по значениям ПЗМР. Так, у девочек Эвенска время ПЗМР составляло (300 ± 11) мс (см. табл. 1), что было самым высоким среди обследуемых групп и достоверно превышало показатель мальчиков (256 ± 10) мс. Известно, что методика определения ПЗМР позволяет оценить интегральные характеристики ЦНС человека, т. к. при ее реализации задействованы важнейшие системы человека — зрительная и кинестатическая, позволяющие выполнять сложные двигательноопознавательные акты. При этом чем меньше время реакции и выше скорость ее протекания, тем более подвижна нервная система и, наоборот, преобладание тормозных процессов в ЦНС проявляется в увеличении времени ПЗМР, что и наблюдалось в большей степени у девочек Эвенска.
Для получения дополнительной информации о свойствах и состоянии центральной нервной системы по результатам методики ПЗМР используются критерии Т. Д. Лоскутовой [14], в соответствии с которыми определяются функциональный уровень системы (ФУС), устойчивость состояния ЦНС (УС) и уровень функциональных возможностей (УФВ), позволяющий судить о способности обследуемого формировать адекватную заданию функциональную систему и достаточно длительно ее удерживать. У обследуемых подростков средние значения этих показателей находятся в пределах возрастной нормы, за исключением более низкого критерия ФУС у девочек Эвенска (см. табл. 1). У мальчиков отклонений не отмечалось.
Методика «Реакция выбора» связана с более сложным процессом обработки сенсорной информации ЦНС, и время, затраченное на ее осуществление, больше, чем при выполнении ПЗМР. У девочек
Эвенска отмечаются наибольшие затраты времени по методике «Реакция выбора», а у мальчиков при ее выполнении наблюдалось максимальное число ошибок. Причиной этого может быть инертность, недостаточная сила и зрелость нервных процессов при выраженной стрессированности организма. Известно, что показатель числа ошибок дает информацию о силе нервных процессов, т. к. отражает особенности концентрации внимания. В связи с тем, что свойства нервных процессов оказывают влияние не только на общую физическую, но и на умственную работоспособность, можно считать, что подростки Эвенска по отношению к своим сверстникам из Магадана обладают меньшими психофизиологическими резервами на фоне высокой степени воздействия на их организм неблагоприятных факторов окружающей среды.
Заключение
Оценка функциональных особенностей у подростков пубертатного возраста, жителей различных районов Магаданской области, выявила у них существенные различия в психофизиологическом состоянии на фоне выраженного напряжения регуляторных адаптивных механизмов. Оказалось, что у мальчиков и девочек Эвенска, где действие экстремальных природно-климатических факторов более выраженно, существенные отличия по отношению к магаданцам наблюдаются не только в показателях вариабельности ритма сердца и состоянии вегетативной нервной системы, но и в психологических личностных характеристиках. У них регистрируется более низкая скорость протекания сенсомоторных реакций, слабость и инертность нервных процессов. По сравнению с магаданскими сверстниками у подростков Эвенска более выраженна астенизация, тревожность и невротические состояния, при этом они демонстрируют более низкую самооценку своей личности и уровень нервно-психической адаптации.
Установлено, что в подростковый период психологические и физиологические процессы в высокой степени взаимно влияют друг на друга и способны формировать функциональный профиль организма, имеющий свои индивидуально-типологические особенности, которые, в частности, проявляются в структуре корреляционных плеяд. Тонкие механизмы взаимовлияния психологических и физиологических параметров при адаптации подростков к различным экстремальным условиям окружающей природной и социальной среды требует своего дальнейшего изучения.
Список литературы
1. Баевский Р. М. Основы экологической валеологии человека / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, А. Л. Максимов. — Магадан : СВНЦ ДВО РАН, 2001. — 267 с.
2. Баевский Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р М. Баевский, А. П. Берсенева. — М. : Медицина, 1997. — С. 265 с.
3. Баирова Т. А. Личностно-типологические особенности
подростков бурятской популяции, проживающих в различных социальных условиях / Т. А. Баирова, В. В. Долгих // Вопросы сохранения и развития здоровья населения Севера и Сибири. — Красноярск, 2003. — С. 18—20.
4. Бойко Е. Р. Физиолого-биохимические основы жизнедеятельности человека на Севере / Е. Р. Бойко. — Екатеринбург : УРО РАН, 2005. — 190 с.
5. Гурвич И. Н. Тест нервно-психической адаптации / И. Н. Гурвич // Вестник гипнологии и психотерапии.
— 1992. — № 3. — С. 46—53.
6. Дмитриева Д. А. Влияние личностных особенностей родителей и детей на состояние системы вегетативной регуляции сердечного ритма у детей дошкольного возраста и подростков / Д. А. Дмитриева, А. Д. Дмитриев, Н. В. Хураськина // Физиология человека. — 2003. — Т. 29, № 3. — С. 54—59.
7. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. — М. : Эксмо-Пресс, 2000. — 448 с.
8. Ильин Е. П. Методические указания к практикуму по психофизиологии / Е. П. Ильин. — Л., 1981. — 83 с.
9. Кривощеков С. Г. Психофизиологические аспекты незавершенных адаптаций / С. Г. Кривощеков, В. П. Леутин, М. Г. Чухрова. — Новосибирск, 1998. — 100 с.
10. Либина И. И. Влияние факторов учебной среды на физиологические показатели подростков разного пола и возраста / И. И. Либина, А. Н. Корденко, И. Б. Ушаков // Экология человека. — 2004. — № 5. — С. 51—53.
11. Максимов А. Л. Концептуальные и методические подходы к районированию территорий с экстремальными условиями проживания / А. Л. Максимов. — Магадан : СВНЦ ДВО РАН, 2006. — 54 с.
12. Марютина Т. М. Введение в психофизиологию / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев. — М. : МПСИ : Флинта, 2004. — 185 с
13. Медведев В. И. Адаптация человека / В. И. Медведев. — СПб. : ИМЧ РАН, 2003. — 584 с.
14. Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности / под ред. А. М. Зимкиной, В. И. Климовой-Черкасовой. — Л. : Медицина, 1978. — 279 с.
15. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. — М. : Педагогическое об-во России, 2003. — 448 с.
16. Пилясов А. Н. Население Колымо-Магаданского промышленного района: эколого-географический подход к исследованию / А. Н. Пилясов. — Магадан : СВКНИИ ДВО АН СССР, 1990. - 160 с.
17. Практическая психодиагностика. Методика и тесты / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара : Бахрах-М, 2002. — 672 с.
18. Стентон Г. Медико-биологическая статистика : [пер. с англ.] / Г. Стентон. — М. : Практика, 1999. — 459 с.
CHARACTERISTICS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS SHOWED BY THE ADOLESCENTS RESIDING IN DIFFERENT DISTRICTS OF MAGADAN REGION
T. P. Bartosh, A. L. Maximov
International Scientific Center Arktika" FEB RAS, Magadan
The adolescents of Magadan region experiencing the different environmental extremes were examined to study their psychophysiological characteristics. As it turned out, the boys and girls of the settlement of Evensk which undergo extremer natural climatic conditions, showed to differ from residents of Magadan in not only the heart rate variability and vegetative nervous system parameters, but also in psychological personal profiles. The adolescents of Evensk proved themselves to have more pronounced asthenia, anxiety, and neuroses. Besides, they demonstrate the lowered self-personal estimation and neuropsychic adaptation.
Key words: the North, adolescents, psychophysiological characteristics, correlations.
Контактная информация:
Максимов Аркадий Леонидович — доктор медицинских наук, профессор, директор МНИЦ «Арктика» ДВО РАН
Адрес: 685000, г. Магадан, ул. Карла Маркса, д. 24
E-mail: [email protected]
Статья поступила 26.06.2006 г.