Психологические науки список научных статей
-
ВЛИЯНИЕ МЕТОДА АУДИО РЕЛАКСАЦИИ НА СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕСТОВЫХ ДАННЫХ И С УЧЕТОМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭЭГ
Для диагностики эмоциональных реакций необходимо использовать комплекс показателей суммарной активности мозга (ЭЭГ). Метод аудио релаксации стабилизирует психоэмоциональное состояние, что регистрируется стандартным тестом – самоотчетом. Снижается тревожность, агрессивность, ригидность до низких...
2021 / Ахметханова А. О., Макаренко Т. Г., Григорьева О. В. -
МОЗГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СЕНСОРНОЙ АСИММЕТРИИ КАК ФАКТОР УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
В данной статье исследуется взаимосвязь сенсорной асимметрии (ведущего глаза и уха) с учебной мотивацией в юношеском возрасте. В ходе исследования выявлено, что у девушек учебная мотивация по точным и гуманитарным наукам определяется в основном мозговыми механизмами, обеспечивающими слуховую...
2021 / Кадыров Б. Р., Кадыров К. Б. -
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
В статье представлен обзор литературных данных и результатов собственных психофизиологических исследований межи внутрииндивидуальной изменчивости нейрофизиологических параметров психологических функций, роли этих показателей в формировании личностных и реактивных качеств, а также использования...
2021 / Базанова О. М. -
КОМПЕНСАТОРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЛУХА: РОЛЬ НИЗКОЧАСТОТНОЙ И ВЫСОКОЧАСТОТНОЙ ОСЦИЛЛЯТОРНОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА
Дефицит в усвоении речи при потере слуха влечет за собой трудности в общении и эмоциональной регуляции поведения. Для выяснения особенностей изменений эмоциональной реактивности и компенсаторной реорганизации систем мозга при нарушениях слуха была исследована взаимосвязь компонентов эмоционального...
2021 / Разумникова О. М., Кривоногова К. Д. -
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ
В статье обсуждаются особенности функциональных состояний как показателя эффективности саморегуляции у студентов разных курсов с разной удовлетворенностью учебно-профессиональной деятельностью и характеризующиеся разной выраженностью состояний сниженной работоспособности.
2021 / Абдуллаева М. М., Челак А. И. -
САМОРАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИМИСЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЮ
В сообщении обсуждается проблема побуждения учащихся, завершающих среднюю ступень обучения, к анализу и осмыслению своих способностей. Достигается это средствами методики СМДДО – Субъектная модификация дифференциально-диагностического опросника.
2021 / Беданокова А. К., Осницкий А. К. -
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ
Цель данной статьи – выявить психологические предпосылки готовности педагогов к инновационной деятельности и барьеры, препятствующие инновационной активности, в современном образовательном пространстве для нормального и комфортного обучения учеников в современной школе. В данной статье представлен...
2021 / Гут Ю. Н. -
РАЗНОНАПРАВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОНОТОНИИ КАК НЕРАВНОВЕСНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье представлены исследования монотонии как неравновесного психического состояния. В процессе анализа ряда научных работ доказывается, что явление монотонии соотносится не только с понижением психической активности, но и с ее повышением, как правило, предшествующим проявлению монотонии. По...
2021 / Дмитриева Л. Г., Булатова К. А. -
СТРУКТУРА САМОРЕГУЛЯЦИИ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье раскрывается проблема саморегуляции гиперактивного поведения в младшем школьном возрасте. В процессе теоретического анализа психолого-педагогических источников авторы выявили специфику саморегуляции гиперактивных младших школьников, среди которых выделили наиболее существенные компоненты:...
2021 / Дмитриева Л. Г., Нургалиева Г. Ф. -
УЧЕНИЕ В ШКОЛЕ КАК ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИЕЙ
Представлен процесс последовательного усложнения ментальной регуляции учебной деятельности и поведения. Показана необходимость начальной фазы овладения ментальной регуляции – приведение операциональных воэможностей двигательной, когнитивной и эмоциональной сфер учащихся в соответствие с...
2021 / Осницкий А. К. -
СВЯЗЬ МОРАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОСТИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОФИЛЕМ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ У СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА
В исследовании проверялись гипотезы о связи моральной нормативности студентов-спортсменов со следующими показателями их мотивации к успеху: предметной самоэффективностью и самоэффективностью в общении, самоотношению личности, дифференцированному по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и...
2021 / Пайгунова Ю. В., Лопухова О. Г. -
АНАЛИЗ РИСКОВ СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ: ВЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ
Интенсивная цифровизация общества породила проблему исследования субъект-средовых взаимодействий в цифровой информационной среде (ЦИС). Авторами предложена модель такого взаимодействия, включающая два вектора: «добровольность – вынужденость (необходимость)» и «безопасность – рискогенность»....
2021 / Патраков Э. В., Панов В. И. -
ЛОКУС КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируется взаимосвязь уровня субъектного контроля и удовлетворенности профессиональной деятельностью военнослужащих. Проведено сравнение уровня локуса контроля среди военнослужащих всех категорий: солдаты срочной службы, солдаты контрактной службы, прапорщики, офицеры.
2021 / Платонина Е. А. -
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ У ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ С РАЗНОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ
Выявление взаимозависимости уровня тревожности и уровня притязаний открывает более глубокое понимание механизмов саморегуляции юных спортсменов и нахождения их внутренних ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. В проведенном исследовании установлено, что адекватный уровень...
2021 / Самойленко М. А., Лопухова О. Г. -
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБЛАСТИ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В рамках экопсихологического подхода к пониманию развития психики, согласно которому активность личности выступает показателем становления субъектности, создана методика выявления внутриличностных факторов снижения активности старшеклассников в учебной деятельности. Показано, что методика «Учебная...
2021 / Суннатова Р.И., Шукова Г.В., Мдивани М.О., Лидская Э.В. -
НАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ПСИХОФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ
В статье подчеркивается актуальность и острота проблемы психического здоровья, предопределяемые широким распространением психических расстройств. Анализируется патоцентрическая парадигма решения проблемы здоровья. На базе собственных исследований и существующих дефиниции предлагается новая...
2021 / Фурдуй Ф. И., Чокинэ В. К., Фурдуй В. Ф., Врабие В. Г., Присяжнюк В. Г. -
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрены результаты исследования становления системы саморегуляции психических состояний студентов-психологов в ходе учебной деятельности. Выявлены различия в выраженности способов саморегуляции, сформированности регуляторно-личностных свойств и интенсивности переживания психических...
2021 / Чернов А. В., Юсупов М. Г. -
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
Статья посвящена анализу взаимосвязи таких психологических параметров как уровень мотивации достижения и стиль саморегуляции юных воспитанников кадетской школы. Обосновывается значимость проблемы анализа саморегуляции поведения воспитанников кадетской школы в связи с мотивацией достижения целей в...
2021 / Шамаев Д. Г. -
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В АКТИВНОСТИ И УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается проблема значимости активности студентов в учебной деятельности на основе формирования навыков психофизиологической саморегуляции, способствующей снятию стрессовых перегрузок и правильной организации учебной деятельности; проанализированы взгляды различных ученых на данную...
2021 / Чистов В. В. -
СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕМЕЙНОГО СТАТУСА
Феномены эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности положены в основу исследований многих современных психологов. Это связано с тем, что ключом к пониманию успешности современного человека все чаще признаются эмоциональные составляющие функционирования психики. Важно понять, как эти...
2021 / Юсупова Г. В.