Научная статья на тему 'КОМПЕНСАТОРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЛУХА: РОЛЬ НИЗКОЧАСТОТНОЙ И ВЫСОКОЧАСТОТНОЙ ОСЦИЛЛЯТОРНОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА'

КОМПЕНСАТОРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЛУХА: РОЛЬ НИЗКОЧАСТОТНОЙ И ВЫСОКОЧАСТОТНОЙ ОСЦИЛЛЯТОРНОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / нарушения слуха / ЭЭГ / нейропластичность / компенсаторные резервы мозга.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разумникова О. М., Кривоногова К. Д.

Дефицит в усвоении речи при потере слуха влечет за собой трудности в общении и эмоциональной регуляции поведения. Для выяснения особенностей изменений эмоциональной реактивности и компенсаторной реорганизации систем мозга при нарушениях слуха была исследована взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и активности коры головного мозга. Обнаружена положительная связь амплитуды гамма-ритма в задних областях левого полушария с компонентом эмоционального интеллекта «отзывчивость к несчастьям».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Разумникова О. М., Кривоногова К. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЕНСАТОРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЛУХА: РОЛЬ НИЗКОЧАСТОТНОЙ И ВЫСОКОЧАСТОТНОЙ ОСЦИЛЛЯТОРНОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА»

7. Lu Y., Bentley G.R., Gann P.H., Hodges K.R., Chatterton R.T., Salivary estradiol and progesterone levels in conception and nonconception cycles in women: evaluation of a new assay for salivary estradiol. // Fertil Steril., 1999, T. 71, N. 5, pp. 863-866.

КОМПЕНСАТОРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЛУХА: РОЛЬ НИЗКОЧАСТОТНОЙ И ВЫСОКОЧАСТОТНОЙ ОСЦИЛЛЯТОРНОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА

Разумникова О. М., Новосибирск (Россия), доктор биологических наук, доцент, профессор, кафедра психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета

Кривоногова К. Д., Новосибирск (Россия), ассистент, кафедра психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета

Дефицит в усвоении речи при потере слуха влечет за собой трудности в общении и эмоциональной регуляции поведения. Для выяснения особенностей изменений эмоциональной реактивности и компенсаторной реорганизации систем мозга при нарушениях слуха была исследована взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и активности коры головного мозга. Обнаружена положительная связь амплитуды гамма-ритма в задних областях левого полушария с компонентом эмоционального интеллекта «отзывчивость к несчастьям».

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, нарушения слуха, ЭЭГ, нейропластичность, компенсаторные резервы мозга.

COMPENSATORY INVOLVEMENT of EMOTIONAL INTELLIGENCE COMPONENTS in HEARING IMPAIRMENT: ROLE of LOW-FREQUENCY and HIGH-FREQUENCY OSCILLATORY ACTIVITY OF THE BRAIN

Razumnikova O. M., Novosibirsk (Russia), Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Novosibirsk State Technical University

Krivonogova K. D., Novosibirsk (Russia), Assistant, Department of Psychology and Pedagogy, Novosibirsk State Technical University

Deficiency in speech acquisition due to hearing loss induces difficulties in communication and emotional regulation of behavior. To reveal the specificity of changes in emotional reactivity and compensatory reorganization of brain systems in hearing impairment, the relationship between the components of emotional intelligence and the cerebral cortex activity was investigated. A positive relationship was found between the amplitude of the gamma rhythm in the posterior regions of the left hemisphere and the component of emotional intelligence "responsiveness to unhappiness".

Keywords: emotional intelligence, hearing impairment, EEG, neuroplasticity, compensatory brain reserves.

Понятие «когнитивные резервы» используется для объяснения широкого индивидуального разнообразия в изменениях когнитивных функций при патологических процессах в мозге [8]. Оно отражает структурные (размер отдельных структур мозга или количество синапсов) и функциональные (разнообразие и пластичность функциональных

197

нейронных ансамблей) особенности мозга, которые по-разному формируются в зависимости от имеющихся задатков и особенностей воспитания и образования, и продолжают развиваться или, напротив, «расходоваться» на протяжении жизни. Изучение механизмов нейропластичности актуально не только для понимания фундаментальных основ устойчивых или динамических характеристик индивидуальных особенностей поведения, но и с практической точки зрения для совершенствования программ обучения и профессионального выбора или целенаправленного тренинга когнитивных функций и эмоциональной устойчивости.

Интенсивное развитие инклюзивного образования является одной из причин повышения интереса к выяснению механизмов формирования и реализации компенсаторных резервов мозга у лиц с ограничениями в состоянии здоровья. Сенсоневральная тугоухость является одним из часто встречающихся нарушений слуха. Сенсорная депривация в раннем возрасте приводит к реорганизации функциональных систем мозга и к кроссмодальной перестройке обработки информации с вовлечением в процесс непредназначенных для этого в норме нейронных структур мозга [например, 7]. Компенсация сенсорный дефицита возможна на основе интенсивного перцептивного и поведенческого обучения вследствие дискриминации и классификации обнаруженных сигналов и формирования их ассоциативных связей, так как восприятие и обработка информации в первичной слуховой коре находятся под сильным мультимодальным воздействием. Для улучшения конечных результатов адаптации предлагается учитывать взаимное дополнение нейронной специализации и нейронной пластичности [5].

Дефицит в усвоении речи при потере слуха влечет за собой трудности в общении и эмоциональной регуляции поведения. Одним из психометрических показателей социальной адаптации лиц с нарушениями слуха является эмоциональный интеллект (ЭИ). Имеются, однако, разные точки зрения относительно его изменений: и снижении [4], и отсутствии достоверных различий по сравнению со слышащими людьми [6]. Ранее нами было показано, что при отсутствии значимых межгрупповых различий в общем уровне ЭИ группа студентов с нарушениями слуха характеризовалась более высоким уровнем самооценки отзывчивости на радость как отдельного компонента в структуре ЭИ при тенденции к более низким значениям по шкалам «внимание к эмоциям» и «отзывчивость к несчастьям» в сравнении с контрольной группой [2]. В связи с этим, целью нашей работы стало выяснение возможностей компенсаторной реорганизации функциональной активности мозга, отражающей обнаруженные особенности эмоциональной регуляции поведения у лиц с нарушениями слуха.

Известно, что эмоциональная регуляция поведения отражается в амплитуде и синхронизации разных ритмов ЭЭГ, но особое внимание привлекают низкочастотный тета и высокочастотные бета и гамма осцилляции [3]. Поэтому при анализе ЭЭГ коррелятов ЭИ особое внимание было обращено именно к этим частотным диапазонам.

В исследовании приняли участие 12 студентов с нарушением слуха (ГрЭ) и 14 человек составили контрольную группу (ГрК). Для самооценки эмоциональной реактивности использовали тестирование компонентов эмоционального интеллекта согласно личностному подходу к его определению [1]. ЭЭГ регистрировали в течение 2 минут состояния покоя с закрытыми глазами в 19 отведениях с использованием усилителя и программы обработки сигнала Мицар-201. После удаления артефактов из записи ЭЭГ с применением быстрого

преобразования Фурье вычисляли спектральную плотность биопотенциалов для семи частотных диапазонов. В соответствии с целями исследования для анализа были использованы показатели низкочастотных дельта и тета диапазонов (1-8 Гц) и высокочастотных бета и гамма ритмов (15-40 Гц). Для статистического анализа данных применяли непараметрические методы Манна-Уитни для сравнения ГрЭ и ГрК и Спирмена для корреляционного анализа.

При межгрупповом сравнении показателей ЭЭГ значимые различия обнаружены для дельта диапазона. Их регионарные особенности заключались в том, что большие значения мощности биопотенциалов в ГрЭ, чем в ГрК были локализованы в лобном и задневисочном отведениях левого полушария и в передневисочном - правого (0,001<р<0,01). Такой эффект можно связать с необходимостью более тесного взаимодействия исполнительных и речевых зон коры вследствие недостаточно полного развития в ГрЭ вербальных функций, что отражается в усилении синхронизации этих дистантно представленных специализированных нейронных сетей.

Для обеих групп были характерны множественные положительные корреляции мощности биопотенциалов с компонентами ЭИ, однако и частотно, и регионарно они были представлены по-разному. Для ГрЭ это была связь показателей по шкале «отзывчивость к несчастьям» и высокочастотного гамма-ритма, преимущественно в задних областях левого полушария (0,71<Яв<0,76; 0,003<р< 0,007). Для ГрК обнаружена связь показателя «внимание к эмоциям» с мощностью низкочастотного тета-ритма, представленного также в задней части коры, но правого полушария (0,46<Яв<0,50; 0,03<р< 0,05).

Тета-ритм часто рассматривается как электрофизиологический коррелят эмоций, в том числе эмоций, возникающих при поисковом поведения [3]. Повышение его мощности вместе с усилением самооценки показателя «внимание к эмоциям» в ГрК согласуется с этой точкой зрения, причем регионарное представительство корреляции в правом полушарии соответствует представлением о доминировании правого полушария в организации этой формы поведения [3].

ГрЭ характеризуется иным ЭЭГ паттерном, отражающим самооценку эмоциональных реакций в поведении. Эти отличия представлены как частотой ЭЭГ осцилляций, так и локализацией корреляций эмоционального интеллекта и мощности гамма колебаний. Функциональное значение гамма - ритма изучено сравнительно меньше, чем других частотных диапазонов ЭЭГ. Однако, имеются сведения, что гамма осцилляции наблюдаются при решении задач, требующих максимального сосредоточения внимания при обучении [3]. Следовательно, обнаруженную в ГрЭ связь гамма-ритма с компонентом эмоционального интеллекта «отзывчивость к несчастьям», в большей степени представленную в левом полушарии, можно интерпретировать как дополнительное подключение ресурсов мозга для расшифровки биологически значимых негативных эмоций при выборе адаптивных форм поведения. Этот паттерн можно рассматривать как компенсаторную реакцию в эмоциональной регуляции поведения ГрЭ, так как ранее было показана их субъективно меньшая по сравнению с контрольной группой оценка по шкале «Отзывчивости к несчастьям» [2].

Таким образом, можно заключить, что нарушения обработки информации в слуховой системе сопровождаются ассоциированными с эмоциями изменениями в организации функциональной активности тех областей коры, которые участвуют в вербальных процессах.

Обнаруженная в ГрЭ левополушарная положительная связь амплитуды гамма-ритма с компонентом эмоционального интеллекта «отзывчивость к несчастьям» может отражать усиление селективного внимания к событиям негативного эмоционального содержания, а повышенная по сравнению с ГрК мощность дельта колебаний - усиление взаимодействия дистантно расположенных областей коры, включенных в организацию речевых процессов.

Литература

1. Князев Г.Г., Митрофанова Л.Г., Разумникова О.М., Барчард К. Адаптация русскоязычной версии «Опросника эмоционального интеллекта» К. Барчард // Психологический журнал, 2012, Т. 33, № 4. С. 112-120.

2. Кривоногова К.Д., Разумникова О.М. Самооценка эмоционального интеллекта и состояния здоровья студентами с нарушением слуха: значение для инклюзивного образования //Психология образования в поликультурном пространстве, 2019, Т 45, №1, 28-36.

3. Разумникова О.М. Дифференциальная психофизиология. Новосибирск, Изд-во НГТУ,

2014.

4. Al-Tal S., AL-Jawaldeh F., AL-Taj H., Maharmeh L. Emotional intelligence levels of students with sensory impairment // International Education Studies, 2017, Vol. 10(8), P.145-153.

5. Heimler B., Weisz N., Collignon O. Revisiting the adaptive and maladaptive effects of crossmodal plasticity // Neuroscience, 2014, Vol. 283, P. 44-63.

doi: 10.1016/j.neuroscience.2014.08.003

6. Mestre J.M., Larran C., Herrero J., Guil R., de la Torre G.G. PERVALE-S: a new cognitive task to assess deaf people's ability to perceive basic and social emotions // Frontiers in Psychology,

2015. Vol. 6(1148) doi: 10.3389/fpsyg.2015.01148

7. Que M., Jiang X., Yi C., Gui P., Jiang Y., Zhou Y., Wang L. Language and sensory neural plasticity in the superior temporal cortex of the deaf // Neural Plasticity, 2018. Vol. 2014(10). doi:10.1155/2018/9456891

8. Stern Y. Cognitive reserve // Neuropsychologia, 2009. Vol. 47(10). P. 2015-2028. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2009.03.004

Раздел 4. Активность и саморегуляция, их связи с успешностью деятельности

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ

Абдуллаева М. М., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, mehirban@rambler.ru

Челак А. И., Москва (Россия), лаборант кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, chelakalina00@mail.ru

DOI:

В статье обсуждаются особенности функциональных состояний как показателя эффективности саморегуляции у студентов разных курсов с разной удовлетворенностью учебно-профессиональной деятельностью и характеризующиеся разной выраженностью состояний сниженной работоспособности.

Ключевые слова: саморегуляция, функциональные состояния, удовлетворенность учебной деятельностью, студенты.

FEATURES OF FUNCTIONAL STATES AS AN INDICATOR OF THE SELF-REGULATION EFFICIENCY IN STUDENTS OF DIFFERENT COURSES

Abdullaeva M. M., Moscow (Russia), PhD, associate professor of the department of work and engineering psychology, faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, mehirban@rambler.ru

Chelak A. I., Moscow (Russia), laboratory assistant of the department of work and engineering psychology, faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, chelakalina00@mail.ru

The article discusses the features of functional states as an indicator of the self-regulation effectiveness among students of different courses with different satisfaction with educational and professional activities and characterized by different severity of reduced working capacity states.

Keywords: self-regulation, functional states, satisfaction with educational activities, students.

Работы выдающегося ученого Б.М. Теплова, основателя школы дифференциальной психологии, его концепция индивидуальности, опирающаяся на единство природного и социального в человеке, являются источником идей и исследовательских направлений для многих поколений психологов [7]. Опираясь на описательно-аналитический подход Б.М. Теплова, мы обратились к изучению стилей саморегуляции молодых людей, находящихся на этапе профессионального обучения, которые сталкиваются с различными трудностями, выражающимися в состояниях сниженной работоспособности, эмоциональной напряженности, особенно в кризисные периоды развития профессиональной идентичности. Актуальность такого рода исследований усилилась ситуацией пандемии, ставшей мощным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.