№ 5 - 2015 г. 14.00.00 медицинские науки (14.03.00 Медико-биологические науки)
УДК 159.9
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ИНДИВИДОВ С РАЗНЫМ ЛАТЕРАЛЬНЫМ ПРОФИЛЕМ
Л. К. Антропова1. В. Ю. Куликов1. А. А. Осинцева2
гГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет»
Минздрава России (г. Новосибирск) 2ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет»
(г. Новосибирск)
Исследовался сенсомоторный профиль, функциональная межполушарная асимметрия и уровень эмоционального интеллекта, измеренный с помощью русскоязычного варианта «Опросника эмоционального интеллекта» К. Барчард и с помощью теста «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла. Анализ полученных результатов указывает на различный уровень сформированности эмоционального интеллекта у мужчин и женщин, связь компонентов эмоционального интеллекта с правым и левым полушариями у лиц с правополушарной асимметрией и при амбидекстрии.
Ключевые слова: функциональная межполушарная асимметрия, эмоциональный интеллект, гендерные особенности эмоционального интеллекта, студенты.
Антропова Людмила Кондратьевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной физиологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: doc.alk@mail.ru
Куликов Вячеслав Юрьевич — доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой нормальной физиологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 225-07-37, e-mail: Kulikov_42@mail.ru
Осинцева Анна Александровна — преподаватель кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», рабочий телефон: 8 (383) 346-17-24, e-mail: a.pavlenko08-05@yandex.ru
В последние годы отмечается повышенный интерес к изучению гендерных особенностей эмоционального интеллекта (ЭИ). Сведения о гендерных различиях ЭИ являются достаточно противоречивыми. Так, Ш. Берн указывает на незначительность различий
в эмоциональной сфере между лицами мужского и женского пола [3]. Согласно другим исследованиям [12], женщины обнаруживают более высокий уровень по межличностным показателям ЭИ, у мужчин преобладают внутриличностные показатели, способности к управлению стрессом и адаптируемость [1, 2].
В развитии ЭИ следует выделять биологические и социальные предпосылки. В основе биологических предпосылок развития способностей ЭИ лежат морфофункциональные и биохимические различия структур головного мозга, касающиеся функциональной асимметрии мозга и свойств темперамента [4, 5]. Социальные предпосылки ЭИ складываются, прежде всего, в семейном окружении. Они определяются многими моментами: вниманием родителей к внутренней жизни ребенка, стратегией воспитания, предполагающей формирование адекватной самооценки, развитием самоконтроля и способности к взвешенному анализу эмоциональной информации; отсутствие жесткой установки на соответствие поведения ребенка требованиям его гендерной роли и т. д. [2]. Представляет интерес изучение влияния биологических факторов на развитие ЭИ, в частности, роли межполушарной асимметрии в формировании ЭИ.
Все свойства ЭИ, по-видимому, зависят от активности того или иного полушария мозга. Установлено, что правое полушарие играет особую роль в формировании и восприятии эмоциональной экспрессии окружающих, опознании эмоций по выражению лица или голосу [6]. Вместе с тем известно, что произвольный и непроизвольный компоненты эмоциональных реакций контролируются разными полушариями. Произвольному компоненту эмоциональной реакции соответствует активация левой височной доли, непроизвольному — правой доли [13].
Показано, что существуют особенности в развитии ЭИ у девочек и мальчиков в разные периоды онтогенеза. В частности, Е. И. Николаева выявила связь ЭИ детей 7-8 лет с особенностями сенсомоторных предпочтений [11]. Кроме того, И. Н. Мырзамуратова обнаружила более высокий уровень самоорганизации эмоционального поведения у студентов с выраженными признаками леволатеральной организации мозга по сравнению со студентами с правополушарной асимметрией [10].
Цель работы — изучить гендерные особенности ЭИ у лиц с разным латеральным профилем.
Задачи исследования:
1. Оценить структуру распределения индивидов по поло-ролевой принадлежности, профилю функциональной сенсомоторной асимметрии, латерализации психических функций и уровню ЭИ.
2. Проанализировать характер взаимосвязи показателей межполушарной асимметрии и ЭИ у мужчин и женщин в зависимости от латеральной специализации полушарий головного мозга.
Объект и методы исследования. Обследовано 128 студентов 2-го курса новосибирских вузов, обучающихся техническим и гуманитарным специальностям (инженеры и психологи). В экспериментальную выборку входили 30 мужчин и 98 женщин в возрасте 17-24 лет (средний возраст 19 ± 0,65 года): средний возраст мужчин — 19,33 ± 0,88 года, женщин —18,93 ± 0,74 года (р = 0,013). Для сравнительного анализа показателей латеральности и ЭИ все испытуемые разделены на 2 группы: мужчины и женщины. В группу мужчин входили 16 студентов, обучающихся технической специальности, и 14 студентов-психологов. Группу женщин составили 8 инженеров и 90 психологов. Особенностью этой выборки явилось преобладание студентов психологов в группе
женщин (92 %) (рис. 1). Исследование проводилось с информированного согласия студентов в 2014 году в осенне-зимний период в рамках свободной выборки. Испытуемые не имели хронических заболеваний и расстройств в сенсорной, моторной и психической сферах.
Рис. 1. Распределение студентов по поло-ролевому признаку и профессиональной направленности в общей группе: Т — техническая специальность; Г — гуманитарная
специальность
Исследование проходило поэтапно. На первом этапе проводилась оценка профиля сенсомоторной асимметрии (ФСМА), который складывался из проб на выявление ведущей руки, ноги, глаза и уха; определялся тип функциональной межполушарной асимметрии (ФМА) [7] и оценивался уровень развития ЭИ [8]. На втором этапе анализировался характер взаимосвязи межполушарной асимметрии и ЭИ у мужчин и женщин в зависимости от специализации полушарий мозга. Экспериментальный материал обрабатывался с помощью пакета статистических программ «Statistica 7.0». Вычислялись параметры распределения исследуемых признаков (^критерий Стьюдента), непараметрические критерии (и-критерий Манна-Уитни), корреляционный показатель для определения связи между исследуемыми признаками (коэффициент корреляции Спирмена). Достоверными считались результаты при уровне значимости р < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. При обработке и анализе собранного материала было отмечено, что чаще всего в общей группе студентов встречался правый сенсомоторный профиль. Его доля в структуре межполушарных различий составила 49 %, доля смешанного и левого типов профиля — соответственно 28 и 23 % случаев (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Распределение испытуемых по типу сенсомоторного профиля (общая группа)
2О0.'
23%
□ правый тип профиля ФСМА
□ смешанный тип профиля ФСМА
■ левый тип профиля ФСМА
Результаты исследования сенсомоторных предпочтений отдельно у мужчин и женщин представлены на диаграммах (рис. 2.2).
А
37 "-V
17%
Б
50%
24%
□ Правый профиль
□ Смешанный профиль
■ Левый профиль
Рис. 2.2. Распределение испытуемых мужчин (А) и женщин (Б) по типу сенсомоторного
профиля
Как видно из рис. 2.2, у мужчин и женщин встречался чаще правый профиль ФСМА (соответственно 46 и 50 %), при этом смешанный тип у мужчин наблюдался чаще, нежели левый профиль (37 против 17 %), а у женщин почти одинаково часто встречался смешанный (26 %) и левый типы профиля сенсомоторной асимметрии (24 %). По данным В. П. Леутина, левый тип профиля чаще встречался у мужчин [9]. Возможно, полученный вариант асимметрии сенсомоторных предпочтений в нашем случае обусловлен особенностями выборки: социальный статус и профессиональная направленность испытуемых.
Далее анализ и обработка результатов распределения асимметрии по латеральной организации психических функций у тех же испытуемых продемонстрировал доминирование амбидекстрии (54 %) и правополушарной асимметрии (40 %) в общей группе (рис. 3). Отдельно у мужчин и женщин выявились некоторые особенности: у мужчин — более выражена амбидекстрия (67 %), а у женщин — амбидекстрия (50 %) и правополушарная асимметрия (45 %). При этом у лиц мужского пола правополушарная асимметрия определялась реже (23 %), а левополушарная асимметрия встречалась в 2 раза чаще у мужчин по сравнению с женщинами (10 против 5 %), рис. 4.
6%
□ ПП асимметрия иЛП асимметрия □ Амбидекстрия
Рис. 3. Распределение испытуемых по типу ФМА (общая группа); здесь и далее: ПП — правополушарная; ЛП — левополушарная асимметрия
Рис. 4. Распределение мужчин (А) и женщин (Б) по типу ФМА (асимметрии психических
функций)
Итак, по латеральной организации психических процессов преобладали мужчины и женщины с амбидекстрией, а также женщины — с правополушарной асимметрией, а мужчины — с левополушарной асимметрией психических функций.
Сопоставление результатов распределения типов сенсомоторного профиля и латеральной организации психических процессов демонстрирует вероятность различных сочетаний сенсомоторных предпочтений и специализации полушарий у одного индивида и формирование индивидуального латерального профиля.
На следующем этапе исследования проведен анализ результатов распределения лиц мужского и женского пола по типам ФМА в общей группе. Оказалось, женщин с правополушарной, левополушарной асимметрией и амбидекстрией значимо больше (соответственно 86, 62,5 и 71 %), нежели мужчин (рис. 5).
Рис. 5. Распределение мужчин и женщин по типам латерализации психических функций в общей группе; здесь и далее: М — мужчины; Ж — женщины
Наконец, у всех мужчин и женщин был измерен уровень сформированности ЭИ с помощью методики Н. Холла и русскоязычного варианта методики «определение эмоционального интеллекта» К. Барчард [8]. Результаты исследования представлены
на рис. 6.
Рис. 6. Распределение мужчин и женщин по уровню развития ЭИ: 1 — число наблюдений; 2 — процентное соотношение; ЭИ — эмоциональный интеллект
Из гистограмм видно, большая часть испытуемых имеет средний уровень развития ЭИ. Среди них значимо больше женщин (р < 0,01). В группе с высоким уровнем ЭИ все женщины, а в группе с низким уровнем — женщины и мужчины, но преобладают мужчины (72 %).
Таким образом, на основании проведенного сравнения выявлен разный уровень сформированности ЭИ у испытуемых нашей выборки: у женщин ЭИ выше, чем у мужчин ф < 0,05). Данный факт отмечен и другими авторами [2].
Сравнительный анализ средних значений параметров ЭИ (по ^критерию Манна-Уитни и критерию Стьюдента) обнаружил достоверно более высокий уровень «контроля эмоций» у мужчин (р = 0,001). Однако умение проявлять позитивные (р = 0,004) и негативные (р = 0,000) эмоции, использование эмоций при принятии решения (р = 0,000), большие способности к эмпатии (р = 0,003) и сопереживание радости (р = 0,002) и несчастья (р = 0,000) свойственны женщинам и в меньшей степени — мужчинам (табл. 1а, б). Следует отметить также более высокий уровень ЭИ у женщин по сравнению с мужчинами (р = 0,000).
Таблица 1а
Различие показателей ЭИ по Т-критерию Стьюдента у мужчин и женщин
(методика Н. Холла)
Переменные Средние значения Означение p-level
Мужчины Женщины
Эмоциональная осведомленность (ЭО) 7,97 10,10 -1,776 0,078
Управление эмоциями (УЭ) 4,03 -1,19 3,402* 0,001
Самомотивация (СМ) 6,67 5,37 0,968 0,335
Эмпатия (Эмп) 5,27 8,32 -2,551* 0,012
Распознавание эмоций (РаспЭ) 5,03 7,09 -1,670 0,097
Интегральный уровень ЭИ (ИУЭИ) 28,87 29,29 -0,089 0,929
Примечание: * - здесь и в последующих таблицах выделены значимые различия р < 0,05
Таблица 1б
Различие показателей ЭИ по Т-критерию Стьюдента у мужчин и женщин
(методика К. Барчард)
Переменные Средние значения Означение p-level
Мужчины Женщины
Позитивная экспрессия (ПЭ) 31,00 34,43 -2,955* 0,004
Негативная экспрессия (НЭ) 28,97 34,00 -3,768* 0,000
Внимание к эмоциям (ВЭ) 35,97 37,99 -1,256 0,212
Принятие решения на основе эмоций 19,40 29,13 -6,569* 0,000
Сопереживание радости (СР) 32,10 36,24 -3,225* 0,002
Сопереживание несчастья (СН) 27,10 35,72 -5,802* 0,000
Эмоциональное участие (ЭУ) 29,73 34,45 -3,009* 0,003
Интегральный ЭИ (ИЭИ) 203,60 241,92 -6,109* 0,000
Левое полушарие (ЛП) 55,43 53,11 1,518 0,131
Правое полушарие (ПП) 57,20 61,57 -2,525* 0,013
Итак, сравнительный анализ показателей ЭИ демонстрирует более высокий уровень контроля эмоций у мужчин и менее — у женщин. При этом позитивная и негативная экспрессия, роль эмоций в принятии решения, эмоциональная отзывчивость, эмоциональное участие и сопереживание эмоционального состояния других людей выражено больше у женщин. Сравнительный анализ не только подтвердил различие уровня ЭИ, но и выявил особенности структуры компонентов ЭИ: у мужчин доминировала способность к контролю эмоций, у женщин — эмоциональная отзывчивость. Кроме того, у женщин выявлен и более высокий средний показатель правополушарной асимметрии по сравнению с мужчинами ^ = —2,525 с уровнем значимости р = 0,013). Вероятно, высокая эмоциональная отзывчивость женщин связана с праволатеральной организацией эмоциональных процессов. Это предположение подтверждается морфометрическими исследованиями И. Н. Боголеповой и соавт., убедительно показавшими межполушарные и гендерные отличия структур, отвечающих за формирование эмоциональных реакций [5].
Различие уровня ЭИ у лиц мужского и женского пола демонстрирует график средних величин общего интегрального показателя ЭИ (рис. 7).
Рис. 7. Различие средних значений общего показателя интегрального ЭИ мужчин и женщин, уровень значимости р = 0,000
Проведенный корреляционный анализ (г — Спирмена) показал высокую связь общего интегрального показателя ЭИ с компонентами ЭИ, с одной стороны, и выявил особенности структуры компонентов ЭИ у мужчин и женщин (табл. 2а, б и 3а, б).
Таблица 2а
Коэффициенты ранговой корреляции (г — Спирмена) переменных ЭИ у мужчин
общей группы (методика Н. Холла)
Переменная 1 Переменная 2
УЭ СМ Эмпатия РаспЭ ИУЭИ
ЭО -0,085 0,096 0,468** 0,501** 0,480**
УЭ — 0,611** 0,164 0,095 0,529**
СМ — — 0,123 0,266 0,583**
Эмп — — — 0,764** 0,802**
РаспЭ — — — — 0,781**
Примечание: здесь и далее ЭО — эмоциональная осведомленность; УЭ — управление эмоциями; СМ — самомотивация; Эмп — эмпатия; РаспЭ — распознавание эмоций; ИУЭИ — интегральный уровень эмоционального интеллекта; * — уровень значимости р < 0,05; ** — уровень значимости р < 0,01; *** — уровень значимости р < 0,001
Таблица 2б
Коэффициенты ранговой корреляции (г — Спирмена) переменных ЭИ у мужчин
общей группы (по методике К. Барчард)
Переменная 1 Переменная 2
НЭ ВЭ ПРОЭ СР СН ЭУ ИЭИ
ПЭ 0,310 0,302 0,501* 0,475* 0,258 0,537* 0,634**
НЭ — 0,504* 0,342 0,190 0,390* 0,468* 0,634**
ВЭ — — 0,541* 0,209 0,666** 0,409* 0,711**
ПРОЭ — — — 0,356 0,719** 0,346* 0,716**
СР — — — — 0,287 0,536* 0,608*
СН — — — — — 0,575* 0,757**
ЭУ — — — — — — 0,775**
Примечание: здесь и далее ПЭ — позитивная экспрессия; НЭ — негативная экспрессия; ВЭ — внимание к эмоциям; ПРОЭ — принятие решения на основе эмоций; СР — сопереживание радости; СН — сопереживание несчастья; ЭУ — эмоциональное участие; ИЭИ — интегральный эмоциональный интеллект
Из табл. 2а видно, что у мужчин ЭИ определяется параметрами «распознавание эмоций» и «самомотивация». Эти показатели связаны с когнитивными процессами понимания и осмысления эмоций и их произвольной регуляцией. Эмоциональный компонент связан с параметрами «эмоциональное участие», «отзывчивость к несчастью», а также «роль эмоций в принятии решения» (табл. 2б). Эти составляющие демонстрируют эмоциональную реакцию личности на различные ситуации и события. Их мы можем отнести к иррациональной составляющей ЭИ. Исходя из этого, можно считать, что у мужчин уровень ЭИ может быть связан как с рациональными, так и иррациональными компонентами психических процессов. Иными словами, можно предположить связь ЭИ с левым и правым полушариями.
Таблица 3а
Коэффициенты ранговой корреляции (г — Спирмен) переменных ЭИ у женщин
(методика Н. Холла)
Переменная 1 Переменная 2
УЭ СМ Эмпатия РаспЭ ИУЭИ
ЭО 0,293* 0,261* 0,457** 0,483** 0,607***
УЭ — 0,653*** 0,248* 0,336* 0,723***
СМ — — 0,322* 0,464** 0 744***
Эмп — — — 0,589** 0,633***
РаспЭ — — — — 0,732***
Примечание: здесь и далее ЭО — эмоциональная осведомленность; УЭ — управление эмоциями; СМ — самомотивация; Эмп — эмпатия; РаспЭ — распознавание эмоций; ИУЭИ — интегральный уровень эмоционального интеллекта
Таблица 3б
Коэффициенты ранговой корреляции (г — Спирмен) переменных ЭИ у женщин
(методика К. Барчард)
Переменная 1 Переменная 2
НЭ ВЭ ПРОЭ СР СН ЭУ ИЭИ
ПЭ 0,205* 0,207* 0,352* 0,313* 0,367* 0,232* 0,549**
НЭ — 0,221* 0,062 0,083 0,218* 0,089 0,401**
ВЭ — — 0,227* 0,191 0,217* 0,312* 0,555**
ПРОЭ — — — 0,193 0,282* 0,330* 0,558**
СР — — — — 0,367* 0,423** 0,567**
СН — — — — — 0,585*** 0,708***
ЭУ — — — — — — 0,731***
Примечание: ПЭ — позитивная экспрессия; НЭ — негативная экспрессия; ВЭ — внимание к эмоциям; ПРОЭ — принятие решения на основе эмоций; СР — сопереживание радости; СН — сопереживание несчастья; ЭУ — эмоциональное участие; ИЭИ — интегральный эмоциональный интеллект
Анализ корреляционных показателей у женщин обращает внимание на большее количество взаимосвязей, которое усиливает выраженность ЭИ. У женщин так же, как и у мужчин, наблюдаются взаимосвязи общего уровня ЭИ с когнитивными процессами (распознавание эмоций, самомотивация, произвольная регуляция), табл. 3а. Помимо этого мы можем наблюдать связь с экспрессивным компонентом эмпатии. У женщин уровень интегрального ЭИ достигается в основном за счет иррациональных компонентов ЭИ: «эмоциональное участие» «отзывчивость к несчастью других», а также «роль эмоций в принятии решений» (табл. 3б).
Аналогичный характер взаимосвязей мы выявили и на мужской выборке. Отличие же состоит в том, что количество этих взаимосвязей увеличивается и, как следствие, усиливается выраженность ЭИ.
Наконец, с помощью корреляционного анализа у женщин и мужчин выявлена связь интегрального ЭИ с латеральными показателями. У женщин с правополушарной специализацией показана связь ЭИ как с правым (г = 0,372; р = 0,05), так и левым (г = 0,318; р = 0,05) полушариями (рис. 8). У мужчин этой группы ЭИ связан с левым полушарием (г = 0,972; р = 0,05). В группе амбидекстров также выявлена положительная связь ЭИ с левым (г = 0,574; р = 0,05) и правым (г = 0,540; р = 0,05) полушариями у мужчин. У испытуемых с левополушарной специализацией корреляционный анализ не проводился из-за малой выборки. На рис. 8 показана прямая связь ЭИ с левым полушарием (р = 0,05) у женщин с правополушарной асимметрией.
Диаграмма рассеяния :ИЭИ и ЯП ужени^н с правополушарной асимметрией r=0,318 ff0,05
34D -■—■-■—■-■-■—■-■—■-■—■-■—■-■—■-■-■—■-■—■-■—■--
^ 3DD :.....
200 ■■■■ - -о
1SD -■-■-■-■-'-■-'-■-■-■-■-■-■-■-■-'-■-■-■-■-■-■-■-■-'-
36 3S 40 42 44 46 4S 50 52 54 56 58 60 62
Левое полушарие
Рис. 8. Взаимосвязь интегрального показателя ЭИ с левым полушарием у женщин
с правополушарной специализацией
Итак, корреляционный анализ выявил устойчивые положительные взаимосвязи ЭИ с латеральными показателями у мужчин и женщин в группах с правополушарной асимметрией и амбидекстров.
Выводы. Таким образом, нами установлены особенности ЭИ у мужчин и женщин и выявлены взаимосвязи отдельных параметров ЭИ мужчин и женщин с латеральными показателями ФМА.
Согласно нашим данным, показатели интегрального ЭИ у женщин выше аналогичных показателей у мужчин. Уровень сформированности ЭИ женщин превышает уровень развития ЭИ мужчин. В формировании ЭИ у женщин и мужчин участвуют механизмы когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов. Однако у мужчин более выражены внутриличностные особенности ЭИ, рациональная составляющая ЭИ, а у женщин превалирует эмоциональный компонент (иррациональная составляющая), проявляющаяся в межличностных отношениях.
Согласно нашим данным, показатели ЭИ у мужчин и женщин в разной степени зависят от функциональной активности правого и левого полушарий головного мозга.
Полученные результаты исследования необходимо учитывать в профилактике и коррекции девиантного поведения, организации мероприятий по развитию ЭИ и адаптации в сложных жизненных ситуациях с учетом гендерных особенностей и особенностей специализации полушарий индивида. Кроме того, существует необходимость учитывать эти психофизиологические особенности в развитии умения управлять эмоциями и формировании самомотивации у психологов. Следует также использовать эти знания в профилактике и психокоррекции поведения лиц с правополушарной специализацией в период адаптации студентов к учебному процессу и трудных жизненных ситуациях.
Список литературы
1. Андреева И. Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Психологический журн. — 2008. — № 1. — С. 39-43.
2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопр. психологии. — 2007. — № 5. — С. 57-65.
3. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. — СПб. : «Прайм — Еврознак», 2001.
— 320 с.
4. Особенности цитоархитиктоники коры передней лимбической области
и амигдалярных ядер мозга мужчин и женщин / И. Н. Боголепова [и др.] // Фундаментальные проблемы нейронаук. Функциональная асимметрия. Нейропластичность. Нейродегенерация. — М. : Научный мир, 2014. — С. 465-472.
5. Системные мозговые механизмы нейромодуляции : психоэмоциональный вклад / Л. В. Девойно [и др.] // Бюл. СО РАМН. — 2004. — № 2 (112). — С. 90-97.
6. Деглин В. Д. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека / В. Д. Деглин.
— Амстердам-Киев : Женевская инициатива в психиатрии, 1996. — 156 с.
7. Жариков Е. С. Как приблизить час открытий: введение в психологию научного труда / Е. С. Жариков, А. Б. Золотов. — Кишинев : Штиница, 1990. — 334 с.
8. Адаптация русскоязычной версии «Опросника эмоционального интеллекта»
К. Барчард / Г. Г. Князев [и др.] // Психологический журн. — 2012. — Т. 33, № 4. — С. 112-120.
9. Леутин В. П. Функциональная асимметрия мозга : мифы и действительность / В. П. Леутин. — СПб. : Речь, 2008. — 368 с.
10. Мырзамуратова И. Н. Саморегуляция и эмоциональное неблагополучие у студентов с различными признаками латеральной организации мозга : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Н. Мырзамуратова. — М., 2013. — 26 с.
11. Николаева Е. И. Связь эмоционального интеллекта детей 7-8 лет с особенностями их сенсомоторных предпочтений / Е. И. Николаева, А. В. Добрин // Асимметрия.
— 2013. — Т. 7, № 4. — С. 34-48.
12. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Орме. — М. : «КСП+», 2003. — 272 с.
13. Симонов П. В. Адаптивные функции эмоций / П. В. Симонов // Физиология человека.
— 1996. — Т. 22, № 2. — С. 5-9.
GENDER FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AT INDIVIDUALS WITH DIFFERENT LATERAL PROFILE
L. K. Antropova1. V. Y. Kulikov'. A. A. Osintseva2
1SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk) 2SBEI HPE «Novosibirsk State Technical University» (Novosibirsk)
The sensorimotor profile, functional interhemispheric asymmetry and the level of emotional intelligence measured by means of Russian-speaking option of «Questionnaire of emotional intelligence» of K. Barchard and by means of the «Diagnostics of Emotional Intelligence» test of N. Hall were investigated. The analysis of the received results indicates various level of formation of emotional intelligence at men and women, communication of components of emotional intelligence with right and left hemispheres at persons with dextrocerebral asymmetry and at ambidexterity.
Keywords: functional interhemispheric asymmetry, emotional intelligence, gender features of emotional intelligence, students.
About authors:
Antropova Lyudmila Kondratyevna — candidate of medical science, assistant professor of normal physiology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: doc.alk@mail.ru
Kulikov Vyacheslav Yuryevich — doctor of medical science, professor, honored scientist of the RF, head of normal physiology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 225-07-37, e-mail: Kulikov_42@mail.ru
Osintseva Anna Aleksandrovna — teacher of pedagogics and psychology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 346-17-24, e-mail: a.pavlenko08-05@yandex.ru
List of the Literature:
1. Andreyeva I. N. Gender distinctions in expressiveness of components of emotional intelligence / I. N. Andreyeva // Psychological journal. — 2008. — N 1. — P. 39-43.
2. Andreyeva I. N. Prerequisites of development of emotional intelligence / I. N. Andreyeva // Issues of psychology. — 2007. — N 5. — P. 57-65.
3. Bern Sh. Gender psychology / Sh. Bern. — SPb. : «Prime — Evroznak», 2001. — 320 p.
4. Features of cortex cytoarchitectonics of forward limbic area and amygdaline center of brain of men and women / I. N. Bogolepova [et al.] // Fundamental problems
of neurosciences. Functional asymmetry. Neuroplasticity. Neurodegeneration. — M. : Scientific world, 2014. — P. 465-472.
5. System cerebral mechanisms of neuromodulation : psychoemotional contribution / L. V. Devoyno [et al.] // Bulletin of the RAMS. — 2004. — N 2 (112). — P. 90-97.
6. Deglin V. D. Lectures about functional asymmetry of brain of person / EL Deglin.
— Amsterdam-Kiev : Geneva initiative in psychiatry, 1996. — 156 p.
7. Zharikov E. S. How to approach hour of opening : introduction to psychology of scientific work / E. S. Zharikov, A. B. Zolotov. — Kishinev: Shtinitsa, 1990. — 334 p.
8. Adaptation of the Russian-language version of «Questionnaire of emotional intelligence» of K.Barchard / G. G. Knyazev [et al.] // Psychological journal. — 2012. — Vol. 33, N 4. — P. 112-120.
9. Leutin V. P. Functional asymmetry of brain: myths and reality / V. P. Leutin. — SPb. : Speech, 2008. — 368 p.
10. Myrzamuratova I. N. Self-control and emotional trouble at students with various signs of lateral organization of brain : theses.... cand. of psychological science / I. N. Myrzamuratova. — M., 2013. — 26 p.
11. Nikolaev E. I. Communication of emotional intelligence of 7—8-year-old children with features their sensorimotor preferences / E. I. Nikolaeva, A. V. Dobrin // Asymmetry.
— 2013. — Vol. 7, N 4. — P. 34-48.
12. Orme G. Emotional thinking as instrument of achievement of success / G. Orme. — M. : «PCB+», 2003. — 272 p.
13. Simonov P. V. Adaptive functions of emotions / P. V. Simonov // Human physiology. — 1996.
— Vol. 22, N 2. — P. 5-9.