№ 3 - 2013 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки
УДК 612.82:316.37
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ИНДИВИДОВ С РАЗЛИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА И ИХ СКЛОННОСТЬ К ЖЕРТВЕННОЙ
ПОЗИЦИИ
Л. К. Антропова12, О. О. Андронникова2, В. Ю. Куликов1, Л. А. Козлова3
1ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
НОУ ВПО «Новосибирский гуманитарный институт» (г. Новосибирск)
3ФКУ ГБ МСЭ по Новосибирской области (г. Новосибирск)
Представлены результаты исследования социально-психологической адаптации, склонности к жертвенности и отношения к жизни у лиц с разным типом межполушарной специализации мозга. Выделены два варианта адаптации у лиц с правополушарной асимметрией: выраженная жертвенность и дезадаптация; адаптация без жертвенной жизненной позиции.
Ключевые слова: адаптации, дезадаптация, межполушарная асимметрия, жертвенность, отношение к жизни.
Куликов Вячеслав Юрьевич — доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой нормальной физиологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 225-07-37, e-mail: Kulikov_42@mail.ru
Антропова Людмила Кондратьевна — кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой естественнонаучных дисциплин НОУ ВПО «Новосибирский гуманитарный институт»; ассистент кафедры нормальной физиологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: (383) 225-07-37
Козлова Лариса Анатольевна — врач-невролог ФМБА ФГУ ГБ медико-социальной экспертизы по Новосибирской области, филиал № 14, Новосибирск, контактный телефон: (383) 225-07-37
Андронникова Ольга Олеговна — кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой практической психологии НОУ ВПО «Новосибирский гуманитарный институт», e-mail: Kulikov_42@mail.ru
Последние годы все большее внимание уделяется влиянию особенностей межполушарной организации мозга на течение различных психических процессов и личностные характеристики индивидов. Доказано, что в зависимости от специфики межполушарного функционирования человек по-разному воспринимает явления окружающей среды, а значит, по-разному будет выстраивать представления о мире и своем месте в нем. Анализ существующих исследований в области взаимосвязи межполушарной специализации мозга с различными вариантами мировосприятия и специфики поведенческих реакций позволил выделить несколько фундаментальных подходов к исследованию функциональной межполушарной асимметрии мозга (ФМА). Среди этих подходов особо выделяется проблема изучения функциональной специфичности полушарий как проблема вклада, который вносит каждое полушарие в психическую функцию. По сути, данный подход рассматривает вопросы восприятия мира и структурнофункциональной организации жизнедеятельности человека в контексте межполушарной асимметрии мозга. Особой проблемой в современной психологии и психофизиологии является неоднородность существующих экспериментальных данных, рассматривающих специфические взаимосвязи ФМА с параметрами человеческой деятельности, такими как восприятие окружающего мира, структура поведенческих актов и т.д. [3].
Достаточно мало исследованным аспектом этой важной и актуальной как для психофизиологии, так и медицины в целом является исследование взаимосвязи ФМА с жертвенной жизненной позицией личности, варианты проявления которой, несомненно, должны быть связаны с состоянием адаптивных резервов индивида и типом высшей нервной деятельности.
Жертвенная позиция рассматривается нами как определенный психологический конструкт, содержание которого формируется под воздействием социального окружения и влияет на все основные параметры жизнедеятельности человека: выбор способов деятельности, особенности мировосприятия, жизненные перспективы и цели. Специфическим наполнением данного конструкта становятся усвоенные в процессе жизни установки, ценности, ролевые состояния, структура которых может существенным образом изменяться в зависимости от выраженности функциональных состояний, в которых находится человек. В частности речь идет о состоянии адаптации и дезадаптации, причем последнее из них непосредственно предшествуют развитию различных патологических процессов, имеющих психосоматическую основу.
Следовательно, жертвенная позиция — это комплекс динамических представлений о себе, своем месте в социуме, включающий когнитивную, эмоционально-адаптивную и поведенческую компоненты [1, 3].
Наше исследование было направлено на изучение специфики восприятия собственной жизни, своего будущего и прошлого, а также склонности к формированию жертвенной жизненной позиции личности в зависимости от латеральной специализации мозга, степени адаптированности.
Цель работы — выявить и оценить особенности взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии, степени адаптированности и склонности к жертвенной жизненной позиции.
Задачи работы
1. Оценить характер распределения индивидов по степени выраженности межполушарной асимметрии.
2. Проанализировать структуру взаимосвязи функциональной асимметрии с социально-психологической адаптацией, жизненной жертвенной позицией и отношением к жизни.
3. Изучить структуру взаимосвязей между социально-психологической адаптацией, жизненной жертвенной позицией и отношением к жизни.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 196 человек 17-74 лет, 112 женщин и 84 мужчин. Испытуемые — студенты и преподаватели вузов (НГМУ, НГИ, НГТУ), пациенты областного геронтологического центра, в том числе работающие и неработающие пенсионеры, специалисты отдела программирования. Возрастной состав респондентов: студенты очной и очно-заочной форм обучения в возрасте 17-30 лет 73 % (144 человека); преподаватели вузов в возрасте 31-50 лет 13,5 % (26 человек), лица предпенсионного возраста, работающие и неработающие пенсионеры 51-70 лет 13,5 % (26 человек). Исследование проводилось в 2011-2012 годах в г. Новосибирске в осеннезимний период с информированного согласия всех участников исследования в рамках свободной выборки.
У всех испытуемых определялись: профиль сенсомоторной асимметрии (М. Аннет) и тип функциональной межполушарной асимметрии («Типология 2» Е. С. Жариков, А. Б. Золотов); степень социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд), склонность к жертвенному поведению (О. О. Андронникова), отношение к собственной жизни (методика «Незаконченные предложения» на основе методики Дж. Нюттена). Затем анализировалась структура и характер показателей в группах с различными проявлениями функциональной межполушарной асимметрии. Оценивались возможные варианты взаимодействия психодинамических проявлений личности, различных типов межполушарной асимметрии. В статистической обработке использовался пакет прикладных программ «Statistica 7.0». Различия между независимыми группами определялись с использованием t-критерия Стьюдента. Оценка зависимости между двумя переменными вычислялась по коэффициенту корреляции (Спирмен). Для выявления структуры взаимосвязи между исследуемыми показателями был проведен факторный анализ. Достоверными считались данные при p < 0,05.
Соответственно целям и задачам исследования были выделены 3 группы респондентов: левополушарные (ЛП), правополушарные (ПП) испытуемые и амбидекстры. Средний возраст по составу в этих группах варьировал от 28 до 35 лет. В названных группах женщин было от 54 до 59 % и мужчин — от 41 до 46 %.
Результаты и обсуждение. На первом этапе исследования определяли распределение респондентов по сенсомоторным предпочтениям и преобладанию психических процессов по ЛП, ПП типам и амбидекстрии. При обработке и анализе собранного материала было отмечено, что чаще всего у испытуемых встречается правый сенсомоторный профиль. Его доля в структуре межполушарных различий составила 69 %. Левый профиль и амбидекстрия встречались в 11 и 20 % случаев соответственно. Сравнение результатов распределения респондентов по доминированию психических функций показало, что
в выборке преобладали лица с амбидекстрией (55 %). 1111 и ЛП асимметрии психических процессов встречалась лишь у 26 и 13 % респондентов соответственно. Как видно, амбидекстрия распространена больше, чем односторонность по ведущему полушарию.
На следующем этапе работы изучалась взаимосвязь между ФМА, степенью социальной адаптации и склонностью к жертвенной жизненной позиции.
Результаты корреляционного анализа позволили выделить статистически значимые различия в особенностях внутренних взаимосвязей групп испытуемых с различной специализацией полушарий головного мозга. Дивергентность распределения результатов по основным исследуемым параметрам показала, что наиболее значимые отличия наблюдались между ЛП и 1111 респондентами (р < 0,05).
Однако множественность взаимосвязей и их неоднозначность продиктовала необходимость применения факторного анализа, благодаря которому были выделены 3 основных (ведущих) фактора со специфическим факторным наполнением. Эти данные представлены в таблице.
Взаимосвязи межполушарной асимметрии и склонности к жертвенности (результаты факторного анализа)
Ведущие факторы Факторный вес Полушарная асимметрия
Жертвенность 0,911* 1111 асимметрия
Адаптированность 0,832* 1111 асимметрия
Левополушарная специализация 0,617* ЛП асимметрия
Примечание: 1111 — правополушарная, ЛП — левополушарная асимметрия; * — р < 0,05
Первый фактор, исходя из ведущего компонента (р = 0,911), можно условно назвать «жертвенность». К данному фактору были отнесены показатели, отражающие ярко выраженную реализованную жертвенность, связанную с потребностью в выражении агрессии и сценарной жертвенной позицией (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь дезадаптации, жертвенности и отношения к жизни при 1111
асимметрии
Люди с таким типом личности используют жертвенность как способ управления другими и имеют соответствующий набор чувств, мыслей, поведенческих стратегий. Наряду с этим испытуемые, обладающие значимой жертвенностью, имеют высокий уровень дезадаптированности, выраженный эмоциональный дискомфорт и склонность к внешнему контролю. Характерной отличительной особенностью для них являются склонность к эскапизму, т. е. потребность уйти от решения проблем и негативное отношение как к настоящему, так к прошлому и будущему.
Результаты исследования по методике «Типология 2» позволили отнести данную группу испытуемых к 1111 типу ФМА (р = 0,466).
Второй фактор — «адаптированные испытуемые», названный так по ведущему
компоненту — адаптированность (р = 0,832) (рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь адаптации, отношения к жизни при 1111 асимметрии
Адаптированность при этом наблюдалась у лиц с 1111 асимметрией мозга (р = 0,627) и сочеталась с такими особенностями личности как принятие себя, эмоциональный комфорт, отсутствие склонности к лживости, принятие других, внутренний контроль. Кроме того, этим испытуемым свойственна тенденция к доминированию. В то же время они не склонны к реализации жертвенной позиции, более позитивно относятся к будущему и старости, однако не до конца принимают собственное настоящее.
Третий фактор — «высокий уровень ЛП специализации» (р = 0,617) и дивергентности (р =
0,639). Этот показатель был ведущим у лиц с ЛП асимметрией психических функций, высокой социальной адаптацией и эмоциональным комфортом (рис. 3).
Рис. 3. Взаимосвязь адаптации, отношения к жизни при ЛП асимметрии
Таким образом, анализ полученных результатов показал, что респонденты с Л1 асимметрией не имеют склонности к формированию жертвенности как жизненной позиции и имеют высокую степень адаптированности, которая несколько снижается с возрастом.
В группе с 1111 доминированием были выделены 2 подгруппы:
1. испытуемые с выраженной жертвенной позицией и низким уровнем адаптированности;
2. испытуемые с отсутствием жертвенности, как жизненной позиции, и высоким уровнем адаптированности, которая также снижается с возрастом.
Отличительной особенностью 1-й подгруппы является полоролевая принадлежность: все респонденты 1 -й подгруппы — женщины.
Следовательно, испытуемые с ЛЛ асимметрией не склонны к формированию жертвенной позиции и переживают психотравмирующие ситуации без внутреннего ощущения жертвы. Женщины с 11 специализацией уязвимы, с точки зрения формирования склонности к жертвенной позиции, что приводит к значительному снижению адаптации независимо от возраста.
Дальнейший сравнительный анализ результатов подгрупп с выявленной жертвенной позицией и без таковой показал статистически значимое различие практически всех исследуемых параметров: отношение к себе, жизни, прошлому, настоящему, будущему и степень адаптации.
Качественный анализ полученных данных позволяет предположить, что специфика переживания психотравмирующих ситуаций лицами с 11 специализацией мозга связана в первую очередь с особенностью морфофункциональной организации эмоциональных процессов. Так испытуемые с 11 асимметрией психических процессов могут испытывать дефицит функций левого полушария, что ведет к преобладанию эмоций негативного оттенка, депрессивному восприятию происходящих событий, чувству безнадежности и несправедливости мира. Такое восприятие действительности формирует специфическую жизненную позицию (жертвенную) и нарушает адаптацию человека.
В свою очередь, лица с Л1 асимметрией более позитивно воспринимают возникающую ситуацию, сохраняя надежду на позитивное развитие событий, что не приводит к формированию негативного сценария.
1олученные результаты позволяют говорить о необходимости дифференцированного подхода в работе с людьми 11 специализации мозга, чье восприятие мира и себя в нем, а также специфика переживания жизненных ситуаций приводит к формированию жертвенной позиции личности и социально-психологической дезадаптации. Следует также иметь в виду, что процесс социально-психологической дезадаптации с элементами жертвенности, как варианта поведенческих компенсаторных реакций, может служить переходным состоянием к развитию не только психосоматической патологии, но и стимулировать аддиктивное поведение, что необходимо учитывать при реализации реабилитационных и лечебно-профилактических мероприятий у этой категории лиц.
1. Андронникова О. О. Основные теоретические подходы к исследованию ролевой позиции жертвы / О. О. Андронникова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2012. — № 1. — С. 78-98.
2. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии : системная, индивидуальная и социальная психиатрия / Э Берн ; пер. с англ. А. Калмыкова, В. Калиненко. — М. : Академический Проект, 2001. — 320 с.
3. Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина. — М. : Медицина, 1997. — 359 с.
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF INDIVIDUALS WITH VARIOUS BRAIN LATERALIZATION AND THEIR PREDISPOSITION TO THE SACRIFICIAL POSITION
12 2 1 3
L. K. Antropova ’ , О. О. Andronnikova , V. Y. Kulikov , L. А. Kozlova
!SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (c. Novosibirsk) NEI HPE Novosibirsk Humanitarian Institute (c. Novosibirsk)
о
FSU CA of MSE in Novosibirsk region (c. Novosibirsk)
Results of research concerning social and psychological adaptation, predilection to sacrifice and the relations to life at persons with different type of brain lateralization are presented. Two options of adaptation at persons with dextrocerebral asymmetry are revealed: the expressed sacrifice and disadaptation; adaptation without sacrificial attitudes.
Keywords: adaptations, disadaptation, hemispheric laterality, sacrifice, relation to life.
About authors:
Antropova Lyudmila Kondratyevna — medical sciences candidate, assistant professor, head of natural sciences discipline department of NEI HPE NovosibirskHumanitarian Institute; assistant of normal physiology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: (383)225-07-37
Kulikov Vyacheslav Yuryevich — doctor of medical sciences, professor, honored scientist of the RF, head of normal physiology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 225-07-37, e-mail: Kulikov_42@mail.ru
Kozlova Larisa Anatolievna — neurologist at FSU CA of MSE in Novosibirsk region, branch № 14, Novosibirsk, contact phone: (383)225-07-37
Andronnikova Olga Olegovna — candidate of psychological sciences, assistant professor, head of practical psychology department at NEI HPE NovosibirskHumanitarian Institute, e-mail: Kulikov_42@mail.ru
List of the Literature:
1. Andronnikova O. O. The main theoretical approaches to research of a role position of the victim / O. O. Andronnikova // Psychology. Historical and critical reviews and modern researches. — 2012 . — № 1. — P. 78-98.
2. Bern E. Transactional analysis in a psychotherapy: systemic, individual and social psychiatry / E. Bern; translation from English A. Kalmykova, V. Kalinenko. — M: Academic Project, 2001. — 320 P.
3. Dobrokhotova T. A. Functional asymmetry and psychopathology of focal lesions of brain / T. A. Dobrokhotova, N. N. Bragina. — M: Medicine, 1997. — 359 P.