Научная статья на тему 'Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизиологические особенности человека'

Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизиологические особенности человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12252
1642
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / INTERHEMISPHERE ASSYMETRY / PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антропова Людмила Кондратьевна, Андронникова Ольга Олеговна, Куликов Вячеслав Юрьевич, Козлова Лариса Анатольевна

В статье представлены данные о структурно-функциональной организации полушарий, закономерностях их взаимодействия в деятельности мозга, которые способствуют пониманию организации сложных психических процессов и индивидуально-психологических различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Антропова Людмила Кондратьевна, Андронникова Ольга Олеговна, Куликов Вячеслав Юрьевич, Козлова Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL ASSYMETRY OF BRAIN AND INDIVIDUAL PSYCHOPHYSIOLOGIC CHARACTERISTICS OF PERSON

In the article it is presented the information about structural and functional organization of hemispheres, law of their interaction of cerebration activity which promote understanding of the organization of difficult mental processes and individually-psychological differences.

Текст научной работы на тему «Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизиологические особенности человека»

№ 3 - 2011 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки

УДК 612.821:159.922

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

12 1 2 3

Л.К. Антропова ’ , О.О. Андронникова , В.Ю. Куликов , Л.А. Козлова

1 Новосибирский гуманитарный институт (г. Новосибирск)

2ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития» (г. Новосибирск)

3ФГУ «ГБ МСЭ по Новосибирской области»

В статье представлены данные о структурно-функциональной организации полушарий, закономерностях их взаимодействия в деятельности мозга, которые способствуют пониманию организации сложных психических процессов и индивидуально-психологических различий.

Ключевые слова: межполушарная асимметрия, психофизиологические особенности личности

Куликов Вячеслав Юрьевич — доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой нормальной физиологии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития», e-mail: Kulikov_42@mail.ru

Антропова Людмила Кондратьевна — кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой естественнонаучных дисциплин Новосибирского гуманитарного института; ассистент кафедры нормальной физиологии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития», рабочий телефон: (383) 225-07-37

Козлова Лариса Анатольевна — врач-невролог ФМБА ФГУ ГБ медикосоциальной экспертизы по Новосибирской области, филиал № 14, Новосибирск, контактный телефон: (383) 225-07-37

Андронникова Ольга Олеговна — кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой практической психологии Новосибирского гуманитарного института, e-mail: Kulikov_42@mail.ru

Выявление избирательного восприятия информации из окружающего мира и обнаружение закономерностей построения человеком его субъективной картины является ключевой проблемой современной психологии. В качестве одной из важных

причин, детерминирующих избирательность и субъективность, можно рассматривать специализацию полушарий мозга относительно некоторых психических функций. По мнению многих авторов, именно эта избирательность будет влиять на специфику построения картины мира, а значит на эмоциональное восприятие этой картины, характер реагирования и поведения. Эта специализация, сочетаясь с феноменом доминирования одного из полушарий, очевидно, лежит в основе формирования ориентаций психики на полярные, по сути, способы восприятия информации и ее оценки, а также определяет основные ориентации психической активности в актах взаимодействия человека с внешней средой [3].

Индивидуальный профиль межполушарной асимметрии, который представляет собой изменчивое в онтогенезе образование, имеет половые различия, закономерную возрастную динамику и зависит от гормонального статуса, средовых влияний, а также от особенностей биохимических процессов в головном мозге. Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека — комплексный продукт действия биосоциальных механизмов. Основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит совершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, которое и приводит к формированию определенного профиля межполушарной асимметрии (латеральности).

В настоящее время имеется большое количество данных о неравнозначности левого и правого полушарий головного мозга человека как на уровне анатомических особенностей, так и психологических проявлений [4, 8]. По данным современной нейропсихологии и психофизиологии, левое полушарие мозга человека специализируется на выполнении вербальных символических, правое — пространственных, образных функций, что опосредует асимметрию психической деятельности человека. Установлено, что правое полушарие быстрее обрабатывает информацию, чем левое. Человек с преобладанием правого полушария предрасположен к созерцательности и воспоминаниям, он тонко и глубоко чувствует и переживает, но медлителен и малоразговорчив. Доминирование левого полушария ассоциируется у человека с большим словарным запасом, активным его использованием, с высокой двигательной активностью, целеустремленностью, рациональностью. В процессах обучения, познания правое полушарие реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа). Левое полушарие преимущественно обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза). Соответственно левое полушарие является ведущим в осуществлении абстрактной, символической интеллектуальной деятельности. Правое же — доминирует в реализации конкретно-образного мышления и эмоциональной деятельности.

К настоящему моменту психология и психофизиология накопила значительное количество материала в отношении функциональной асимметрии мозга. Тем не менее, до сих пор не выработано единого подхода к изучению латеральной специализации. Полученные разными авторами данные зачастую противоречивы и узконаправленны и поэтому не используются в области организации обучения и трудового процесса. Теоретический анализ научно-педагогической и психолого-педагогической литературы показывает, что ни один самый широкомасштабный и разрекламированный подход к инновационным технологиям не учитывает психофизиологические особенности ребенка, в том числе особенности восприятия учебной информации с учетом латеральной асимметрии полушарий головного мозга. Однако, по мнению многих авторов [1-8] именно специфика латеральной специализации является фактором, осложняющим ненормированное развитие ребенка.

Проблема исследования особенностей функциональной асимметрии человека актуальна для дифференциальной психофизиологии, психологии и педагогики [8]. Знания о структурно-функциональной организации полушарий, закономерностях их взаимодействия в деятельности мозга способствуют пониманию организации сложных психических процессов и индивидуально-психологических различий [3-5].

Функциональная асимметрия является одним из факторов, определяющих процесс адаптации к изменениям окружающей среды, склонность к заболеваниям, соотношение объективных и субъективных показателей здоровья, организации эффективной трудовой и учебной деятельности.

Анализ проведенных научных исследований показал, что установлены закономерные связи латеральных профилей с некоторыми психическими процессами (когнитивными, регуляторными, стилями эмоционального реагирования), однако связи с профилями латеральной организации индивидуальных особенностей временной перцепции, мнестических и речевых функций человека все еще остаются

малоисследованными [7]. До настоящего времени недостаточно исследований

индивидуальных особенностей «леворуких» с разными профилями, нет описания особенностей перцептивной организации детей со смешанным типом латерализации. Нами на протяжении ряда лет было предпринято исследование, направленное на изучение взаимосвязи асимметрии мозга с индивидуально-психологическими особенностями личности [1, 2].

Методологическим основанием исследования стали общенаучные принципы познания; теоретические разработки в области общей психологии и психофизиологии [3,

4].

Объект, методы и этапы исследования. Методики, применяемые в исследовании: тест М. Аннет; опросник В. Гербачевского для выявления уровня притязаний личности; методика изучения мотивов учебной деятельности А. А. Реана и В. А. Якунина; методика А. Алексеева и Л. Громова для определения стиля мышления у испытуемых; опросник «Типология-2» для определения типа межполушарной асимметрии; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; тест Р. Томаса «Я в конфликтной ситуации»; тест Н. Ф. Вишняковой для диагностики креативности; методика исследования УСК; методика «Выход из трудных жизненных ситуаций»; тест индивидуальные копинг-стратегии (по Э. Хайму).

Набор методов математической статистики, использованный для обработки фактического материала, определялся целью исследования, содержанием конкретных задач, характером собранных данных. Статистическая обработка проводилась с помощью стандартного пакета прикладных программ «Statistika V.6.0», различия между зависимыми группами были проанализированы с использованием непараметрического теста по критерию Вилкоксона. Оценка зависимости между двумя переменными вычислялась по коэффициенту корреляции Спирмена. Для определения системы взаимосвязи применялся латентно структурный факторный анализ.

Исследование проводилось на протяжении четырех лет и включало в себя комплекс работ. В исследовании участвовали обширные выборки студентов ряда институтов (НГМУ, НГИ, СГУПС, НГТУ). В период с 2003 по 2004 год проходило исследование взаимосвязи функциональной асимметрии и творчества (91 человек в возрасте от 17 до 25 лет). В ходе исследования была найдена корреляция показателей правого полушария с интуицией, рассматриваемая нами как показатель творческого мышления. В 2004-2006 годах исследовали аспекты взаимосвязи функциональной асимметрии и социальной адаптации (240 человек в возрасте от 17 до 22 лет, 135 женщин

и 105 мужчин). Спектрографические и картографические методы изучения фоновой ЭЭГ позволили обнаружить взаимосвязь альфа-ритма с доминированием полушария (высокая амплитуда альфа-ритма коррелирует с правым полушарием, низкая амплитуда альфа-ритма связана с левым полушарием). Далее было продолжено исследование функциональной асимметрии в контексте социально-психологической адаптации, стресс-реакции, совладающего поведения в стрессовой ситуации, стилями поведения в конфликте (143 человека в возрасте от 17 до 23 лет). В 2006-2008 годах были проведены исследования особенностей стиля мышления, мотивации и специфики организации обучения в зависимости от латеральной специализации (140 студентов технических и гуманитарных профессий вузов г. Новосибирска (НГМУ, НГИ, НГТУ) в возрасте 18-20 лет и 116 школьников МОУ «Гимназия № 1» г. Новосибирска в возрасте 13-17 лет. Исследование проводилось с согласия родителей, учителей и самих школьников и студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов сравнения показателей социально-психологической адаптации и межполушарной специализации мозга при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволил выделить ряд значимых корреляций (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязи показателей по методике диагностики социальнопсихологической адаптации и межполушарной специализации мозга

Параметры сравнения Показатели корреляции и мх достоверность

К Спирмен Т <N-2) Достоверность

Адаптация и левополушарная специализация мозга 0,19 1.99 0.05

Эмоциональный комфорт □ левополушарная специализация мозга 0.27 2,81 0,006

Интернальность и левополушарная специализация мозга 0.22 3,28 0,025

Анализируя эти данные, мы выяснили, что левое полушарие связано с высокой адаптивностью, эмоциональной комфортностью и интернальностью. Лица с доминированием левого полушария более стрессоустойчивы, оптимистично настроены, достаточно уравновешены, уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели и считают ответственными за результат своей деятельности только самих себя. Им свойственен высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями.

Далее мы проанализировали различные параметры социально-психологической адаптации и межполушарной асимметрией в зависимости от пола и профиля образования (табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязи показателей по методике диагностики социальнопсихологической адаптации и межполушарной специализации мозга в зависимости от пола респондентов

Было выявлено, что на успешность социально-психологической адаптации женщин значимое влияние оказывает одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивная самооценка, осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения окружающих, привлекательной, интеллектуально развитой. А успешность социально-психологической адаптации мужчин связана с проявлением лидерских качеств, осознанием себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, смелого, предприимчивого, рассудительного, склонного к самоконтролю, самодисциплине.

Анализ результатов с помощью t — критерия Стьюдента по методике диагностики социально-психологической адаптации по профилю образования представлен в таблице (табл. 3).

Таблица 3

Взаимосвязи показателей по методике диагностики социальнопсихологической адаптации в зависимости от профиля образования респондентов

Параметры сравнения Гуманитарный профиль Технический профиль 1 - Критерий Стьюдента Достоверность (р-1е\ге1)

Эмоциональный комфорт 60.29 67,37 -1,85 0,0?

Л е вопол у тарная специализация 54,02 58,05 -2,04 0,04

Правополушарная специализация 62.2? 1.38 0,03

По результатам исследования люди с техническим профилем образования рациональны, ответственны, склонны к абстрагированию, у них высокая потребность в постоянной умственной деятельности, выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств. У людей с гуманитарным профилем образования выявляется творческое мышление, при решении проблемы они стараются найти как можно больше вариантов ее решения, выявляется высокая потребность в самореализации. Дальнейшие исследования данного параметра показали, что возможно проследить систему закономерных изменений полушарной специализации в процессе обучения и выявить влияние особенностей организации системы обучения на развитие того или иного полушария мозга.

Таким образом, исследуя уровень адаптации у людей с разным доминирующим полушарием, было показано, что более высокий уровень адаптации у людей с доминированием левого полушария, а у людей с ведущим правым полушарием уровень адаптации ниже [6]. В исследованиях также показано, что лица с доминированием правого полушария характеризуются более высокой тревожностью эмоционально-вегетативного

типа. Доминирование левого полушария показывает обратные процессы, т. е. высокую самооценку здоровья.

Исследования взаимосвязи межполушарной специализации с эмоциональными состояниями показали, что оба полушария вносят свой вклад в эмоциональные переживания. Наиболее вероятной представляется точка зрения, согласно которой правое полушарие в большей степени связано с негативными эмоциями. По нашим данным, у людей с доминированием левого полушария низкая склонность к депрессии (г = 0,23; p =

0,03), низкая тревожность, они более эмоционально устойчивы. При доминировании правого полушария мозга чаще наблюдаются признаки депрессии (г = 0,48; p =0,02), которые проявляются в эмоциональном состоянии, поведении, отношении к среде. Исследования взаимосвязи латеральной специализации с показателями стрессоустойчивости выявило, что доминирование по правополушарному типу связано с интроверсией, характеризуется признаками психопатологического депрессивного синдрома, которые проявляются в эмоциональном состоянии, поведении отношениях к себе и социальной среде. Предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно оборонительному типу, наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах, неустойчивость эмоционального состояния, проявляющегося в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции — все это говорит о низкой стрессоустойчивости. Левополушарные, по нашим данным, более экстроверты, характеризуются низкой склонностью к депрессии, низкой тревожностью, они эмоционально лабильны по устойчивому типу, у них высокая эмоциональная комфортность, хорошее принятие себя, все это говорит о высокой стрессоустойчивости.

Итак, экспериментальные данные позволяют сделать вывод о наличии индивидуальных различий, проявляющихся в умственной и эмоциональной активности, а также в особенности реагирования на стресс. Испытуемые с ведущим левым полушарием более устойчивы в стрессе, оптимистичны. Правополушарные показатели коррелируют с наличием эмоциональных переживаний негативного (отрицательного) фона, тревожностью, меньшей стрессоустойчивостью, повышенной депрессивностью.

Следовательно, левополушарные менее подвержены стрессу, чем лица с доминантным правым полушарием. Кроме того, по полученным данным, доминирование правого полушария определяет эмоциональные стратегии совладающего поведения. Доминирование левого полушария связано с выбором поведения, направленного на решение проблемы. Изучение связи полушарной специализации с уровнем субъективного контроля позволило сделать следующие выводы: левое полушарие связано с эмоциональной комфортностью и интернальностью (внутренний локус контроля). Иными словами люди с доминированием левого полушария более последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели и считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. И даже если обстоятельства неблагоприятны, они не станут оправдывать себя за ошибки и неудачи. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Все это говорит о хорошей социальной адаптации таких людей.

Еще одним аспектом нашей работы стало изучение взаимосвязей функциональной асимметрии и стратегий поведения в конфликте как стрессовой ситуации. Изучив теоретический и экспериментальный аспект психических функций в зависимости от межполушарной асимметрии, а также специфику стратегий поведения в конфликте,

мы пришли к выводу, что люди с праволатеральным профилем будут в конфликте выбирать тактику соперничества, избегания и приспособления, для леволатерального профиля более свойственна стратегия сотрудничества и компромисс. Человек с доминированием левого полушария в стрессовой ситуации принимает решение о возможности позитивного изменения ситуации (р < 0,05) и мобилизует все свои ресурсы для достижения такого изменения. Он будет наименее зависим от социального окружения. Значение общественной поддержки и одобрения при этом также невелико. Наряду с этим выявлена прямая связь правого полушария и копинг стратегии «избегание» (р < 0,01), т. е. человек с праволатеральным профилем в условиях стрессовой ситуации стремится к уходу от проблемы физически или психически. Он стремится избежать всех сомнительных ситуаций. Доминирование правополушарных показателей определяет неконструктивность совладающих стратегий, так как не устраняет проблему.

Следовательно, существует взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с копинг-поведением в стрессовой ситуации и зависимость копинг-поведения от латерального профиля.

Исследования особенностей обучения, стиля мышления и мотивационной структуры личности студентов и школьников также позволило сделать несколько важных выводов. Полученные в экспериментах результаты дают основание предполагать, что левое полушарие использует аналитическую стратегию переработки информации, обеспечивает рационально-логическое, индуктивное мышление, связанное с вербальносимволическими функциями, в то же время как правое полушарие использует глобальную синтетическую стратегию, обеспечивает пространственно-интуитивное, дедуктивное, образное мышление. Итак, вербальный интеллект связывают с доминантностью левого полушария, а невербальный интеллект — с доминантностью правого полушария. Конечно, речь не идет о том, что при этих типах обработки информации и мышления работает исключительно одно полушарие. Функциональная асимметрия следующим образом связана с мотивами получения знаний и мотивом осознания собственных возможностей в достижении поставленных целей — чем больше выражена левополушарная специализация, тем больше значимость мотива получения знаний (0,42; р < 0,01) и меньше осознание своих возможностей (г = —0,44; р < 0,01) и наоборот, студенты с преобладанием функций правого полушария меньше стремятся к знаниям, но больше осознают свои возможности в достижении поставленной цели.

Исследование изменений сенсорных, моторных, и психических асимметрий, отражающих функциональную асимметрию мозга, также важны для понимания механизмов психофизиологического развития человека. Особый интерес представляет сравнительная характеристика функциональной асимметрии полушарий у представителей разного пола, а также у лиц с различной профессиональной направленностью.

Исследование взаимосвязи функциональной асимметрии, мотивационной структуры личности, стилей мышления и успешности обучения студентов показало, что функциональная асимметрия взаимосвязана с мотивами успешности будущей деятельности, мотивами получения стипендии и знаний.

Прослежены взаимосвязи стиля мышления с мотивами учебной деятельности. Синтетический стиль положительно связан с мотивами получения специальности, успешностью обучения на последующих курсах, избегания осуждений. Аналитический стиль мышления положительно взаимосвязан с внутренним мотивом и отрицательно с мотивом смены деятельности. Прагматический стиль коррелирует с мотивом самоуважения, реалистический — снижает мотивацию получения знаний и получения одобрения родителей.

В психологии каждый фактор влияет не отдельно, а в совокупности, поэтому мы провели анализ, позволяющий выявить системную модель, влияющую на успешность обучения.

Для студентов с гуманитарной направленностью успешность обучения зависит от целого ряда мотивов, функциональной межполушарной асимметрии и стиля мышления. Зная значение каждой характеристики, можно рассчитать средний бал конкретного студента и таким образом прогнозировать его успеваемость.

Рассматривая взаимоотношения мотивов в группах с различными видами межполушарной асимметрии, выделили целый ряд закономерностей, позволяющих более целенаправленно планировать мотивацию учебной деятельности студентов с разной межполушарной специализацией (табл. 4).

Таблица 4

Взаимосвязи между учебной деятельности, уровнем притязаний и Межполушарной асимметрией (M±m)

Показатели ЛП А ПП

Успешно продолжать Обучение на последующих курсах 5,89 ±0,35* 4,90 = 0,18 4,70 ± 0,35

Успешно учиться 5,56 ± 0.67* 5.06 ± 0,16 4,52 = 0,28

Приобрести глубокие и прочные знания 4,78=± 0.57 4,7] =0,18 4,52 = 0,28

Ожидаемый уровень мобилизации 8,]] = 1.02* 8.69 ¿0,37 7,30 = 0,64

Мотив с ложности задачи 10,22 ± 1.08 7.12 ±0,36 8.07 ±0,49

Мотив значимости результатов 9,22 ± 1,)3* 7,50 ± 0,34 6,48 ±0,62

Примечание: функциональная межполушарная асимметрия 1111 —

правополушарная, ПЛ — левополушарная, А — амбидекстрия;* — достоверность между ИП и ПП при р < 0,05

У студентов технических вузов успешное обучение достоверно связано с мотивом получения стипендии, успешности обучения на последующих курсах. Функциональная асимметрия связана с мотивами успешности обучения и мотивом готовности к занятиям.

По стилям мышления выявлена положительная корреляция идеального стиля с мотивом успешности будущей деятельности и реалистического стиля с мотивом получения высоких отметок.

Таким образом, на успешность обучения комплексно влияют мотивы, межполушарная асимметрия и стиль мышления.

Успешность обучения студентов с естественнонаучной профессиональной направленностью достоверно связана с мотивами получения стипендии и высоких отметок. Для этих студентов характерны высокая способность к мобилизации усилий и мотив получения специальности.

Синтетический стиль мышления коррелирует с низким мотивом получения высоких оценок, прагматический — отрицательно связан с внутренним мотивом. Идеалистический стиль снижает возможность мобилизации усилий. Аналитический положительно связан с мотивом получения уважения, получением интеллектуального удовлетворения. Реалистический стиль мышления связан с такими личностными особенностями как сложности начала учебной деятельности, внутренние мотивы, высокий уровень познавательного интереса, низкая заинтересованность в результате обучения. Системно успешность обучения определяют комплекс мотивов и стили мышления.

Кроме того, при анализе взаимосвязей успешности обучения, мотивов, стилей мышления и функциональной асимметрии в зависимости от пола студентов обнаружена положительная взаимосвязь успешности обучения с межполушарной асимметрией у студентов мужского пола. Студентки не имеют такой четкой взаимосвязи, но опосредовано через связь функциональной асимметрии и мотивов выявляются достоверно значимые показатели успешности обучения с преобладанием функций левого полушария.

Исследование школьников 8-11-х классов выяснило, что наибольшая школьная успешность среди испытуемых наблюдалась у детей с правополушарной специализацией полушарий мозга. При этом наиболее значимыми мотивами, связанными с успешностью в обучении (состязательный, познавательный и внутренний), имеют прямую корреляционную зависимость с правым полушарием и обратную — с левым. Также значимым показателем успешности при правополушарной специализации являлась оценка своего потенциала и уровня достигнутых результатов. Такое распределение успешности, по нашему мнению, связано с особенностями системы преподавания в школе, ориентированной на организацию творческой атмосферы и духа соревновательства среди учащихся. В технологии обучения широко используются принципы визуализации, интерактивного обучения, практической деятельности, конференции, взаимодействие с профессиональными учреждениями.

Полученные результаты позволяют поставить задачи для дальнейшей разработки вопросов функциональной асимметрии мозга. В первую очередь это касается создания программы первичной профилактики различных форм нарушения социальнопсихологической адаптации в подростковом возрасте, ориентированной на расширение представлений подростков о собственных эмоционально-поведенческих возможностях реагирования в кризисной ситуации.

Список литературы

1. Андронникова О. О. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные особенности человека / О. О. Андронникова, Л. К. Антропова // Материалы 13 международного конгресса по приполярной медицине ; Бюллетень СО РАМН. Приложение. — Новосибирск, 2006. — С. 12-13.

2. Антропова Л. К. Влияние межполушарной асимметрии на особенности проявления копинг-стратегий индивида в стрессовой ситуации / Л. К. Антропова,

О. О. Андронникова, В. Ю. Куликов, Л. А. Козлова // Современные направления в исследовании функциональной межполушарной асимметрии и пластичности мозга. Экспериментальные и теоретические аспекты нейропластичности / Под ред. С. Н. Иллариошкина и В. Ф. Фокина. // Материалы Всероссийская конференция с международным участием. — М. : Научный мир, 2010. — С. 75-78.

3. Богомаз С. А. Билатеральная модель структуры психики : автореф. дис. ... д-ра психол. Наук / С. А. Богомаз. — Томск, 1999.

4. Брагина Н. Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина,

Т. А. Доброхотова. — 2-е изд. перераб. и доп. — М. : Медицина, 1988. — 237 с.

5. Доброхотова Т. А. Левши / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина. — Харьков, 1994.

— 270 с.

6. Леутин Е. Н. Психологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга / Е. Н. Леутин, Е. И. Николаева. — Новосибирск : Наука, СО, 1988. — 192 с.

7. Москвин В. А. Индивидуальные профили латеральности и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии) : дис. ... канд. мед. наук / В. А. Москвин. — М., 1990.

8. Реброва Н. П. Межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы / Н. П. Реброва, М. П. Чернышева. — СПб., 2004. — 96 с.

FUNCTIONAL ASSYMETRY OF BRAIN

AND INDIVIDUAL PSYCHOPHYSIOLOGIC CHARACTERIS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TICS OF PERSON

12 2 1 3

L.K. Antropova ’ , О.О. Andronnikova , V.Y. Kulikov , LА. Kozlova

1SEIHPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (c. Novosibirsk) 2Novosibirsk Humanitarian Institute (c. Novosibirsk)

FMHA FSU CH of medico-social expertise in Novosibirsk region, branch № 14, Novosibirsk

In the article it is presented the information about structural and functional organization of hemispheres, law of their interaction of cerebration activity which promote understanding of the organization of difficult mental processes and individually-psychological differences.

Keywords: interhemisphere assymetry, psychophysiological characteristics of personality

About authors:

Kulikov Viacheslav Yurjevich - doctor of medical sciences, professor, honored scientist RF, head of normal physiology department SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail: Kulikov_42@mail.ru

Antropova Liudmila Kondratievna - medical sciences candidate, assistant professor, head of natural sciences discipline department of Novosibirsk Humanitarian Institute; normal physiology department assistant SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth», office telephone: (383) 225-07-37

Kozlova Larisa Anatolievna - doctor-neurologist FMHA FSU CH of medico-social expertise in Novosibirsk region, branch № 14, Novosibirsk, contact phone: (383) 225-07-37

Andronnikova Olga Olegovna - the candidate of psychological sciences, assistant professor, head of practical psychology department Novosibirsk Humanitarian Institute, e-mail: Kulikov_42@mail.ru

List of the Literature:

1. Andronnikova O. O. Functional asymmetry of a brain and specific features of the person / O. O. Andronnikova, L. K. Antropova // Materials of 13 international congresses on subpolar medicine; the Bulletin of the Russian Academy of Medical Science. The appendix. — Novosibirsk, 2006. — P. 12-13.

2. Antropova L. K. Influence of interhemisphere asymmetries on characteristics of koping-strategy of individual in a stressful situation / L. K. Antropova, O. O. Andronnikova, V .Y. Kulikov, L. A. Kozlova // Modern trends in research of functional interhemisphere asymmetry and brain plasticity . Experimental and theoretical aspects of neuroplasticity / Under the editorship of S. N. Illarioshkina and V. F. Fokina // materials o All-Russian conference with the international participation. — M: Scientific world, 2010. — P. 7578.

3. Bogomaz S. A. Bilateral model of structure of mentality mentality, mind: an autoref. dis. ... Dr.s of psychol. Sciences / S. A. Bogomaz. — Tomsk, 1999.

4. Bragina N. N. Functional asymmetries of the person / N. N. Bragina, T. A. Dobrohotova.

— 2 ed. — M: Medicine, 1988. — 237 P.

5. Dobrokhotova T. A. Left-handers / T. A. Dobrokhotova, N. N. Bragina. — Kharkov, 1994. — 270 P.

6. Leutin E. N. Psychological mechanisms of adaptation and functional brain asymmetry / E. N. Leutin, E. I. Nikolaeva. — Novosibirsk: the Science, 1988. — 192 P.

7. Moskvin V. A. Individual profiles of laterality and some features of mental processes (in norm and in pathology): Dis. ... as. Medical sciences / V. A. Moskvin. — M, 1990.

8. Rebrova N.P. Interhemisphere asymmetry of human brain and mental processes / N. P. Rebrov, M. P. Chernyshev. — SPb., 2004. — 96 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.