Научная статья на тему 'САМОРАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИМИСЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЮ'

САМОРАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИМИСЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Способности / склонности / умелость / общительность / ориентация на успех / рефлексивность / критичность.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беданокова А. К., Осницкий А. К.

В сообщении обсуждается проблема побуждения учащихся, завершающих среднюю ступень обучения, к анализу и осмыслению своих способностей. Достигается это средствами методики СМДДО – Субъектная модификация дифференциально-диагностического опросника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМОРАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИМИСЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЮ»

САМОРАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИМИСЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО

ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЮ

Беданокова А. К., Москва (Россия), младший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, asieta@mail.ru

Осницкий А. К., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, osnizak@mail.ru

DOI:

В сообщении обсуждается проблема побуждения учащихся, завершающих среднюю ступень обучения, к анализу и осмыслению своих способностей. Достигается это средствами методики СМДДО - Субъектная модификация дифференциально-диагностического опросника.

Ключевые слова. Способности, склонности, умелость, общительность, ориентация на успех, рефлексивность, критичность.

SELF-DISCLOSURE OF STUDENTS 'ABILITIES IN PROFORIENTING CLASSES

Bedanokova A. K. junior researcher FSBSI "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", asieta@mail.ru

Osnitsky A. K., Moscow (Russia), Doctor of Psychology, Professor, Chief Researcher of the Federal State Budgetary Scientific Institution "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", osnizak@mail.ru

The report discusses the problem of encouraging students completing the secondary level of education to analyze and understand their abilities. This is achieved by means of the SMDDO methodology - Subject modification of the differential diagnostic questionnaire.

Keywords. Abilities, inclinations, skill, sociability, orientation towards success, reflexivity, criticality.

Проблему профориентации, проводимой в рамках школьного обучения, мы рассматриваем как проблему помощи учащимся, их родителям и педагогам в определении возможностей учащихся, от которых зависит их будущее развитие на этапе профессионализации. Естественно, мы не беремся однозначно решать за учащихся выбор профессии, мы лишь помогаем им в определении их склонностей к определенным видам активности. Решение задач ориентации в мире профессий тесно связано с превращением потенциальных возможностей человека в реально действующие способности. На рубеже окончания средней ступени обучения и перехода в старшие классы подобная ориентировка может стать основанием для дальнейшей профилизации обучения; на рубеже окончания школьного - основанием в поиске учащимися либо работы, соответствующей склонностям, либо путей профессионального обучения.

В рамках разработки системных мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению человека, нами исследовались возможности помощи учащимся на первичном этапе профориентации: на этапе профилирования обучения и помощи учащимся в выборе ориентиров последующего обучения.

Приоритетной на этом этапе стала самодиагностика индивидуальных особенностей учащихся (но не самомониторинг «по М. Снайдеру», ориентированный на способность человека демонстрировать такой образ, который был бы приятен окружающим (цит. По Д.Майерс [3]), а скорее - самораскрытие своих способностей «по В.В. Чернявской, Р. Бернсу, А. Бандуре» [3, 4, 9]).

В процессе самодиагностики школьники выбирали из списка занятий интересные им; обозначали занятия, для работы с которыми у них были умения; определяли степень своей заинтересованности работой в разных занятиях; определяли затраченные усилия на вынужденное их выполнение; затем сами, обращаясь к анализу своих ответов на предшествующие оценки своих возможностей, определяли через анализ своих индивидуальных особенностей собственные склонности и способности в выполнении разных видов заданий. Знание о склонностях и способностях (представление о них) обсуждалось с психологом или преподавателем, дополнялось рядом вторичных показателей, производных от осуществляемых учащимися оценок успешности выполнения заданий. В конечном итоге определялись склонности к гуманитарной (работа с человеком) или технической (работа с техническими устройствами: механизмами или инструментальной обработкой материалов) в сфере труда, а также способности, предрасполагающие к успешной практической или теоретической работе [5, 6].

Благодаря результатам обследования учащихся с помощью данной модификации дифференциально-диагностической процедуры, мы (психологи, педагоги, родители) получаем представление не только по регистрируемым показателям методики, но и о субъектных позициях учащегося, т. е. о тех позициях, в которых он может проявить самостоятельность.

Выявляя наличие или отсутствие интересов, подкрепленных умениями и положительным отношением даже при выполнении заданий в условиях принуждения, мы можем разделить сферу действенных интересов и склонностей учащихся, вносящую реальный вклад в его субъектное и личностное развитие и сферу интересов, иногда привлекающую, но не представляющую для ученика большой ценности.

Обнаруженные интересы и умения в сфере взаимодействия «человек-человек» свидетельствуют о наличии умений и ценностей сотрудничества, опыта сотрудничества. Отмечаемые умения и способность правильно оценивать затрачиваемые усилия можно расценивать как показатели развития операционального опыта.

Общие показатели соотношения положительного и отрицательного отношения к выполняемым заданиям, отношение к затрачиваемым усилиям дополняют сведения об опыте привычной активизации учащихся, фиксированном отношении к успеху и неуспеху и сложившихся причинных объяснениях успешности.

Сопоставление зафиксированных отношений к заданиям «раньше и теперь» можно извлечь информацию о динамике развития интересов о динамике личностных изменений, связанных с моментом обследования: установить наличие изменений в сфере интересов.

Иными словами, анализируя реальные выборы занятий учащимся, мы получаем комплекс характеристик, свидетельствующих о склонности к занятиям в определенной сфере трудовой занятости. Если же составляющие показателя склонности не сходились, на одной-двух сферах занятий трудовой деятельности, естественно, склонность не определялась и

приходилось искать причины разноречивых оценок: либо в слабости самоанализа (рефлексивности), либо в ошибочности самооценивания умений и затрачиваемых усилий, либо в отсутствии представлений об имеющихся у него способностях.

Анализ этих обстоятельств позволил выявить основания для выявления производных характеристик личностного самооценивания:

1) Направленность активности на «достижения успеха», «избегание неудачи» или их «сбалансированность ориентировки на достижение успеха и избегание неудач».

2) Ориентация на занятия «связанные с общением», «не связанные с общением».

3) «Сформированность «рефлексии», «не сформированность рефлексии» (на основании: определилась склонность или не определилась).

4) «Критичность в оценке своих умений в пределах нормы», «завышенная критичность (когда учащийся отмечал число умений, ниже границы оптимального интервала - менее 16)», «Сниженная критичность (когда число отмеченных учащимся умений превышало верхнюю границу «допустимого интервала на числовой шкале (более 28 умений суммарно по всем сферам занятий).

Нет необходимости в данной статье пояснять валидизацию показателей с помощью других методик (методика «ориентации на достижения успеха», методика КОС) и действенность методики (она описана в статье 2004 года) [5].

Таблица 1

Дизайн исследования

Выбо рка: 99 девушек и 127 мальчиков

№ Этапы исследования Задачи исследования

1 обследование учащихся 7-х Диагностика склонностей учащихся в контексте

классов профориентирования;

Статистический анализ данных личностных характеристик, определяющих их

работоспособность на данный момент;

преобладающих когнитивных средств

ориентировки в деятельности и общении

Выявление устойчивости и вариативности

показателей диагностируемых характеристик.

2 Обсуждение с родителями и Ознакомление родителей с результатами

классными руководителями диагностики. Обнаружение рассогласований в

полученных результатов оценках учащихся и взрослых, Обсуждение.

3 Анализ выявленных Сопоставление результатов обследования этого

особенностей, полученных при года с результатами предшествующих

диагностике и обсуждение обследований

полученных результатов

Далее мы приводим таблицу с показателями исследования на выборке семиклассников, готовящихся к переходу в 8 класс. Диагностика и анализ результатов проводился по методике СМДДО (Субъектная модификация дифференциалбно-диагностического опросника).

Таблица 2

Выраженность показателей (в % )

Показатели СМДДО девочки мальчики

Определили склонности 91 80

Не определили склонности 9 20

Направленность активности на достижение успеха 59 71

Сбалансированность достижения успеха и избегания неудачи 12 7

Направленность активности на избегание неудачи 29 22

Ориентация на занятия «связанные с общением» 52 39

Ориентация на занятия «не связанные с общением». 48 61

Сформированность рефлексии 89 79

Несформированность рефлексии 11 21

Критичность в оценке умений завышенная (меньше 16) 38 31

Критичность в границах нормального диапазона умений (16 - 28) 54 54

Критичность в оценке умений сниженная (более 28) 10 15

Анализ полученных показателей не выявил больших различий между выборкой девочек и выборкой мальчиков, кроме выборки мальчиков по показателю предпочтения профессий, прямо не связанных с общением.

Возможно, отсутствие больших различий вызвано тем, что в обследовании были представлены учащиеся из различных классов: смешанных, классов из мальчиков, классов из девочек. Следует отметить, что соотношение общеличностных характеристик мальчиков и девочек существенно зависело от того, в каком именно классе дети учатся:

Выявленные особенности ориентации семиклассников в профессиональных занятиях (видах работы) свидетельствуют о следующем:

1. В целом по группе девочки в большей степени уже в седьмом классе фиксируют свое внимание на какой-то определенной сфере занятий и связывают склонность с определенной сферой занятий.

2. Интересы мальчиков в целом по группе более «разбросаны», лишь половина из них связывают свой интерес со склонностью к определенному виду занятий.

3. В классах девочек и в смешанных классах отмечается 100% определение склонности к какому-либо одному виду занятий.

4. В смешанных классах выбор интересующих занятий более однозначен и у девочек, и у мальчиков: крайне редко встречаются учащиеся? не определившиеся в склонностях: следовательно, интерес к определенным занятиям, связан и с наличием соответствующих умений, положительным отношением к работе даже в вынужденных условиях и, и оценка затрачиваемых усилий соразмерна возможностям учащихся.

5. В классах, состоящих из мальчиков, наблюдается явное преобладание выбранных занятий, не связанных с общением, в то время как у девочек выбор занятий, не связанных с общением, - большая редкость (1-2 на класс), что свидетельствует о большей склонности к выбору социономических профессий [1].

215

Резюме. Результаты нашего исследования иногда расценивают как собственно профориентационные. Но мы уже отмечали ранее, что выбор профессии обусловлен множеством факторов социальной жизни человека: склонностей, изменением системы ценностей, ситуативными условиями. Поясняли, что главная наша цель состоит в том, чтобы помочь учащимся самим раскрыть свои возможности или способности, коль скоро от них зависит успешность их действий. И показать, на основе результатов их самостоятельного выбора предпочтительных занятий, соотнесенность с ними их возможностей. Дети, да и мы взрослые, далеко не всегда озабочены размышлениями о своих возможностях и уж тем более не занимаются последовательным их выяснением. Зато они с интересом занимаются всем тем, что поможет «показать себя» в окружении сверстников или доброжелательных взрослых, потому, что это ведет к «успеху» во взаимодействии с окружающими.

В работе с нашими заданиями (инструкции с 1 по 5) учащийся сам, без лишнего давления делает всякий раз выбор из двух задания (ситуация выбора наиболее простая), отмечая нужным значком свой выбор. Затем после окончания заполнения бланка сам подсчитывает число соответствующих значков для каждой сферы занятий (по Е.А. Климову [2]), выясняет, что это может означать, и соглашается или не соглашается с полученными результатами.

Таким образом, плохо ли хорошо ли, но они впервые упорядоченно взялись осмысливать свои возможности и соотносить их с профессиональными видами труда, иначе говоря, с нашей помощью обращаются к рефлексии своих возможностей. Кроме того, пытаются сопоставить свои возможности в практической и теоретической деятельности и выяснить свою склонность к гуманитарным или техническим видам труда. Как показывали наши предшествующие исследования, занятия с СМДДО являются существенным подспорьем в формировании ценностного и рефлексивного компонентов регуляторного опыта учащихся, обеспечивающих им большую эффективность в решении жизненно важных задач.

Литература

1. Кабардов М. К., Аминов Н. А., Кагермазова Л. Ц. Типологические и личностные переменные как опосредующие механизмы стилеобразования педагогического общения // Журнал прикладной психологии. 2001. № 6. С. 8-17.

2. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.

3. Майерс Д. Социальная психология / пер с англ. СПб.: Питер, 1996.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

5. Осницкий А.К. Диагностика возможностей учащихся в профконсультировании / Психологическая диагностика. Москва - Обнинск, 2004, № 2, С. 13-24.

6. Осницкий А.К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения / Вопросы психологии. 1998. №3. С. 136 -148.

7. Осницкий А.К., Бякова Н.В., Истомина С.В. Развитие саморегуляции на разных этапах

8. профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 2009. №1. С 3-12.

9. Чернявская В.С. К обоснованию феномена саморакрытия способностей (от Б.М. Теплова до А. Бандуры) - статья в данном сборнике.

ОБЩАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ПАЦИЕНТОВ В ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ

Вець И. В., Москва (Россия), аспирантка, Психологический институт Российской академии образования, irina.vets@yandex.ru

Бондаренко И. Н., Москва (Россия), кандидат психологических наук, ведущий специалист, Психологический институт Российской академии образования, pondi@inbox.ru

DOI:

Представлены результаты исследования общей способности к саморегуляции в группе пациентов, уложившихся в нормативные сроки восстановления после высокотехнологических операций. Показано, что такие акцентуации характера как эмотивность и циклотимность препятствуют соблюдению этих сроков, а регуляторный процесс моделирования и личностно-регуляторное свойство гибкости позволяют своевременно восстанавливать свое здоровье после сложнейших операций. Пациенты с высокой общей способностью к саморегуляции используют копинг-стратегию планирования решения проблем как эффективный способ достижения поставленной цели выздоровления.

Ключевые слова: общая способность, саморегуляция, акцентуации характера.

TOE OVERALL ABILITY TO SELF-REGULATE PATIENTS WHO ARE SUCCESSFUL

DURING THE RECOVERY PERIOD

Vets I. V., Moscow (Russia), postgraduate student Psychological Institute of the Russian Academy of Education, irina.vets@yandex.ru

Bondarenko I. N., Moscow (Russia), Candidate of Psychological Sciences, leading specialist Psychological Institute of the Russian Academy of Education, pondi@inbox.ru

The study investigated the general ability to self-regulation in a group of patients who met the standard recovery time after high-tech operations. It is shown high level of such character accentuations as emotivity and cyclothymicity prevent compliance with these deadlines, and the regulatory process of modeling and the personal-regulatory property of flexibility allow patients to restore health in a timely manner after the most complex operations. Patients with a high general ability to self-regulation use the coping strategy of planning problem solving as an effective way to achieve the goal of recovery.

Keywords: general ability, self-regulation, character accentuation.

Высокотехнологические операции в настоящее время становятся нормой эффективного восстановления здоровья. Значимость своевременного самостоятельного восстановления в позднем послеоперационном периоде является неоспоримо важным этапом завершения всего цикла восстановления [6]. Успешность прохождения позднего этапа восстановления в большей степени зависит не от профессионализма врачей, реабилитологов, а от личных усилий пациента, личностных особенностей, содействующих проявлению реабилитационной активности [5]. Среди личностных особенностей мало изученной является общая способность к саморегуляции (ОСС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.