Научная статья на тему 'САМОРЕГУЛЯЦИИ В РАЗНЫХ ВИДАХ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА'

САМОРЕГУЛЯЦИИ В РАЗНЫХ ВИДАХ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
687
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осознанная саморегуляция / непреднамеренная саморегуляция / реактивность / импульсивность / социализированная проектируемая активность / conscious self-regulation / unintentional self-regulation. reactivity / impulsivity / socialized projected activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осницкий А.К.

Феномен саморегуляции наблюдается во всех проявлениях живых существ. Наиболее сложное саморегулирование свойственно поведению человека. Оно опосредствовано подключением к саморегуляции процессов сознания специфически человеческой формы коммуникации с предметным миром, миром людей и собственным "Я". Изучая закономерности саморегуляции с участием сознания, не следует забывать о реактивных и импульсивных формах поведения человека, осуществляемых на рефлекторном уровне и уровне физиологических установок природно обусловленных функциональных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REGULATION IN DIFFERENT TYPES OF HUMAN ACTIVITY

The phenomenon of self-regulation is observed in all manifestations of living beings. The most complex self-regulation is characteristic of human behavior. It is mediated by the connection to the self-regulation of the processes of consciousness specifically the human form of communication with the subject world, the world of people and their own "self." Studying the patterns of self-regulation involving consciousness, one should not forget about reactive and impulsive forms of human behavior carried out at the reflex level and the level of physiological installations of naturally determined functional systems. Keywords. conscious self-regulation, unintentional self-regulation. reactivity, impulsivity, socialized projected activity.

Текст научной работы на тему «САМОРЕГУЛЯЦИИ В РАЗНЫХ ВИДАХ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 159.9

САМОРЕГУЛЯЦИИ В РАЗНЫХ ВИДАХ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Осницкий А. К ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия

osnizak@mail.ru

Аннотация. Феномен саморегуляции наблюдается во всех проявлениях живых существ. Наиболее сложное саморегулирование свойственно поведению человека. Оно опосредствовано подключением к саморегуляции процессов сознания - специфически человеческой формы коммуникации с предметным миром, миром людей и собственным "Я". Изучая закономерности саморегуляции с участием сознания, не следует забывать о реактивных и импульсивных формах поведения человека, осуществляемых на рефлекторном уровне и уровне физиологических установок природно обусловленных функциональных систем.

Ключевые слова: осознанная саморегуляция, непреднамеренная саморегуляция, реактивность, импульсивность, социализированная проектируемая активность

SELF-REGULATION IN DIFFERENT TYPES OF HUMAN ACTIVITY

Osnitsky A. K

FGBNU "Psychological Institute of RAO", Moscow, Russia osnizak@mail.ru

Abstract. The phenomenon of self-regulation is observed in all manifestations of living beings. The most complex self-regulation is characteristic of human behavior. It is mediated by the connection to the self-regulation of the processes of consciousness - specifically the human form of communication with the subject world, the world of people and their own " self." Studying the patterns of self-regulation involving consciousness, one should not forget about reactive and impulsive forms of human behavior carried out at the reflex level and the level of physiological installations of naturally determined functional systems. Keywords. conscious self-regulation, unintentional self-regulation. reactivity, impulsivity, socialized projected activity.

Keywords: conscious self-regulation, unintentional self-regulation. reactivity, impulsivity, socialized projected activity

Как природные существа, мы все реактивны и импульсивны. Это инстинктивные варианты биологического поведения (к ним прибавляются еще и реакции на социальные страхи, социальную стимуляцию), которые нельзя отнять у человека и без которых ему не прожить. Но, как существа социальные и накапливающие общественный опыт преобразований и отношений (культуру), мы приобретаем возможность сами проектировать свою активность, делая своё поведение осознанным и целенаправленным.

Таким видом активности является деятельность, и именно она отличает нас в мире животных (поведение которых инстинктивно). Проектируемость в деятельности обеспечивается сознанием, обусловливающим социальную включенность в жизнь общества, и наращиваемой субъектностью (с возрастом и опытом) - индивидуальным способом ориентировки в обстоятельствах и своих действиях, которая в свою очередь формируется с накоплением опыта саморегуляции, самоуправления.

В отличие от широко распространённого понимания, что всякая деятельность начинается с потребности и ею обусловлена детерминация ее осуществления (А. Н. Леонтьев), нам ближе понимание деятельности в трудах С.Л. Рубинштейна, через закон единства

43

сознания и деятельности и неоднократные напоминания о том, что всякая деятельность начинается с замысла. Если в первом понимании деятельностью становится всякая активность, осуществляемая человеком, то во втором понимании - собственно деятельностью является активность человека, начинающаяся с постановки цели.

Уточним, деятельностью, как социальной активностью, ребенок овладевает, в процессе развития, в процессе взаимодействия с миром взрослых. Чрезвычайно уместно здесь вспомнить идеи Л. С. Выготского о «ближайшей зоне развития, обеспечиваемой взрослым», о законе развития (через интериоризацию) «высших» психических функций, о роли обучения в развитии ребенка. Но прежде всего, следует вспомнить о заявленном в 1922 г. С. Л. Рубинштейном «принципе творческой самодеятельности, как принципе развития человека».

Принцип самодеятельности позволяет лучше представить ход развития возможностей ребенка, их превращения в способности. Ребенок, обратив внимание на то, что делает взрослый, благодаря развивающейся способности к подражанию, пытается воспроизвести нечто похожее на действия взрослого (это не «образец» для него в педагогическом смысле, а лишь то, что он сумел воспринять и осмыслить в действиях взрослого). Поэтому и освоение технологии тех действий, осваиваемых, и видов деятельности весьма далеки от оригинала, которому пытается подражать ребенок. Но шаг за шагом, попытка за попыткой ребенок начинает улавливать принципы целенаправленной организации действий. На этой основе плохо ли, хорошо ли формируется система осознаваемой саморегуляции, осваиваются ее основные функции: целеполагание, анализ условий (моделирование), программирование действий, оценка получаемых результатов, внесение исправлений.

И далее на всем протяжении жизни человека эта процедура повторяется, оснащаясь все более тонкими механизмами постижения и понимания всего того, что происходит вокруг человека. Но главным становится саморежиссура целеполагания и целедостижения.

И у каждого человека, у каждого из присутствующих в соответствии с этой саморежиссурой на каждый день (и на другие возможные сроки) составляется план в виде перечня дел, намеченных на завтра. Записываются они в виде целей. И утром, вставая, мы следуем этому списку целей, вкрапливая в их реализацию и решение задач поддержания жизнеспособности, удовлетворяя естественные потребности человека.

Сознание может частично отображать и происходящее в реактивном поведении. Но происходит это всегда «после того, как!» и в случае, если воздействие извне достаточно сильно и значимо, в противном случае может и не коснуться сознания.

Импульсивное поведение спонтанно возникает вместе с ощущением «нужды» (А.Н. Леонтьев) и, если объект нужды лежит в пределах досягаемости и не требует дополнительных усилий, это часто проходит «незаметно для сознания». Если же требуются дополнительные условия и дополнительные усилия, такое поведение превращается в деятельно организованное поведение человека постольку, поскольку необходимым становится формулирование задачи, для последующего ее решения.

Но деятельность, хотя она и была порождена побуждением потребности, протекает все-таки по законам осознанного регулирования целедостижения.

Я уже не раз отмечал, что, по сути своей, схема осознанной саморегуляции, по О.А. Конопкину, воспроизводит терминами кибернетики последовательность организационных действий трудовой деятельности, описанных С.Л. Рубинштейном в главе о труде, и которой ведущее значение в саморегуляции отводит сознанию (Рубинштейн, 2020) Позднее Олег Александрович напишет статью о саморегуляции, как критерии субъектности человека.-авторства организации своей активности.

Понимание деятельности как социализированной формы активности, сближающей ее с трудовой деятельностью (и всеми особенностями труда: ориентировка на отсроченный во времени результат, удержание преднамеренного внимания, зависимость от общественного содержания) позволяет ее ограничить от других видов активности, также присущих человеку, как живому существу, но в отличие от деятельности эти виды активности регулируются другим образом.

Реактивное поведение человека, в основе своей рефлекторно и предназначено для того, чтобы уберечь живое существо от внешних угроз и сохранить ему жизнь. Импульсивное поведение - служит опять же поддержанию жизнеспособности человек, удовлетворению его жизненно важных потребностей и регулируется уже более сложными механизмами организации «функциональных систем» (Анохин П.К., Бернштейн Н.А., Узнадзе Д.Н.)

В связи с этим хочу напомнить о публикации одного из самых продуктивных сотрудников нашей лаборатории в 80 годы ХХ века - В.И. Степанского, сначала в журнале «Вопросы психологии», отметившего некорректность использования понятия «обратной связи» в осознанной саморегуляции, а затем написавшего книжку «Психоинформация», в которой еще раз поясняет, что понятие обратной связи, значимое для кибернетических устройств, непригодно при работе с психоинформацией, в которой решающее значение придается «механизму принятия решения», принимаемого субъектом деятельности в рубинштейновском понимании этого термина. Процесс целеполагания и принятия решения в деятельности человека часто противоречит сигналам «обратной связи», придавая устойчивость целедостижению в активности человека.

Различие механизмов саморегуляции живого организма человека и деятельности и их совместное участие в жизнедеятельности человека ставят перед исследованием регуляторного опыта человека задачу изучения вклада реактивного, импульсивного в деятельную организацию активности человека. В настоящее время проходит окончательные испытания опросник «RIT» (Опросник «Реактивность, импульсивность, деятельность», созданный на основе опросника EPI Г. Айзенка), позволяющий выявить соотношение реактивного, импульсивного и деятельностного в активности человека (Лиманов, Осницкий, 2020). При этом были выявлены и существенные различия в динамических особенностях саморегуляции у музыкантов - профессионалов и музыкантов-любителей.

Чтобы человек стал субъектом активности, ему нужно освоить и накопить опыт осознанной и преднамеренной регуляции деятельности. Согласно исследованиям (Осницкий 1996, 2001), этот опыт включает 5 компонентов:

• ценностный опыт;

• рефлексивный опыт;

• опыт привычной активизации;

• операциональный опыт;

• опыт сотрудничества.

(см. работы посвященные исследованию регуляторного опыта учащихся, студентов и взрослых: Осницкого А.К., Астаховой Н. В., Бяковой Н.В., Долговой Н. Ю. Истоминой С.В., Чуйковой Т.С.).

В последнее время предпринята попытка работы с учащимися младших классов В.М. Савкова с субъектно-рефлексивной методикой диагностики и формирования регуляторного опыта. Специфичным для данной возрастной группы была необходимость помощи педагога психологу в работе с детьми. Тем не менее было выявлено, что при взаимодействии психолога и педагога дети вполне могут овладеть средствами «Субъектно-рефлексивного анализа планирования и реализации деятельности», иными словами, средствами саморегуляции. К окончанию младшей ступени обучения дети овладевают средним и высоким уровнем показателей (атрибутов) субъектности: таких как активная позиция, инициативность, прогнозирование, надситуативность, рефлексия. У слабоуспевающих хорошо сформировались личностно стилевые характеристики, связанные с переживанием успешности, но отмечалась недостаточная сформированность структурно-компонентных составляющих саморегуляции, связанных с целедостижением. Как показали результаты исследования хорошо успевающих детей от среднеуспевающих отличали лишь более отчетливые долгосрочные планы на неделю и более, подробный анализ успехов и неудач. (Осницкий и др., 2018).

Исследование связей межполушарной асимметрии со свойствами саморегуляции также выявило различия форм саморегуляции и разноуровневость ее выраженности в зависимости

45

от преобладания левшества и правшества (по пробе А.Р.Лурия) студентов. Накопление латеральных признаков в слуховой, зрительной и кистевой моторике (Москвин В. А.) свидетельствует и о том, что у студентов с преобладанием праволатеральных признаков («правшей») в наибольшей степени сформированы структурно-компонентные умения саморегуляции; динамические и функциональные особенности саморегуляции, и только в личностно-стилевых характеристиках саморегуляции (которые больше связаны с отношением человека к себе, другим людям и совершаемым действиям) уступали левшам. Это тенденция подтвердилась и показателями опросника Р. Кеттелла, которые показали, что интеллектуальные процессы и процессы регуляции поведения сильнее выражены у правшей. Дополнительный анализ показателей комплекса методик, выявляющий различные грани активности человека, показал, что многоуровневая регуляция активности студентов, определяется и врожденными свойствами нервной системы и полом, упражнением в предметных преобразованиях формируют показатели сенсомоторного взаимодействия разных структур головного мозга соответственно задачам активности (реактивной, импульсивной и деятельно организованной) соответственно личностному позиционированию человека. (Осницкий, Корнеева, 2020, 2021).

Наибольший вклад реактивное, импульсивное поведение привносит в опыт привычной активизации в формирование не всегда осознаваемых установок, но их проекции могут обнаруживаться и в функционировании других компонентов регуляторного опыта. Различия в механизмах саморегуляции могут обнаруживаться и в проявлениях активности, обращенной человеком на решение личных проблем, проблем дела и проблем взаимодействия с окружающими. Вклад реактивного, импульсивного и деятельного в разных видах базовой личностной направленности активности может быть существенно различным. Показательны и попытки формирования регуляторного опыта.

И в заключение. В силу множественности вкладов в активность человека разных видов регуляции саморегуляция, опирающаяся на регуляторный опыт человека, является самоорганизующимся процессом, активизирующимся по принципу «пожарной команды» или «скорой помощи», базирующимся на накопленном опыте. Поэтому и схема объединения процессов целедостижения в саморегуляции, и схема взаимодействия компонентов регуляторного опыта могут быть представлены не в линейных схемах, а в виде «графов», в которых активизация может начаться с любого компонента. Поэтому рассуждения о «стиле саморегуляции» правомерны лишь как о ситуационном диагностируемом профиле саморегуляции. Вполне возможно, что показатели самооценивания действительно вариативны и мы можем отмечать лишь наличие тенденций в оценке тех или других показателей (Осницкий, Хлопцев, 2020).

Литература

1. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С.5-12.

2. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. -2004. - № 2. - С. 128-135

3. Limanov E.V., Osnitsky A.K. Activity self-regulation and anxiety level in avocational and professional musicians // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS www.europeanproceedings.com e-ISSN: 2357-1330 This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution-Noncommercial 4.0 Unported License, permitting all non-commercial use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.04.32 PRRAEPGDA 2020

4. Осницкий А.К., Савкова В.М., Иовлева Т.Е. Проведение субъектно-рефлексивного анализа планирования и реализации деятельности младших школьников // Психология.

Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2018. -Т.7 - №4. С. 2738.

5. Осницкий А.К., Хлопцев К.И. К вопросу об устойчивости показателей саморегуляции активности студентов / XV Юбилейная международная научная конференция «Наука-образование-профессия: системный личностно-развивающий подход» 8- 11 июля 2019 г. С. 70-73.

6. Осницкий А.К, Корнеева С.А. От саморегуляции функций к саморегуляции активности личности / Нейронаука для медицины и психологии: XVI Международный Н45 междисциплинарный конгресс. Судак, Крым, Россия; 6-16 октября 2020 г.: Труды Конгресса / Под ред. Е.В. Лосевой, А.В. Крючковой, Н.А. Логиновой. - Москва: МАКС Пресс, 2020. - С. 358.

7. Осницкий А.К, Корнеева С.А. Функциональная асимметрия головного мозга; когнитивные и поведенческие аспекты // International Congress "Neuroscience for Medicine and Psychology" Sudak, Crimea, Russia, May 30-June 10, 2021. С. 288-289.

8. Рубинштейн С.Л Принцип творческой самодеятельности К философским основам современной педагогики// Вопросы философии. -1989. -№4. -С. 88-109.

9. Рубинштейн, С.Л Основы общей психологии / Сергей Рубинщтейн, - Москва: Издательство АСТ, 2020. 960 с., ил. - (Наследие эпох)

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОСТИЖЕНИИ ПРЕДМЕТНЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

УДК 159.9

ОБЩАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК РЕСУРС ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В ТИПИЧНЫХ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ И В УСЛОВИЯХ

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Бондаренко И.Н.

Москва, Россия, Психологический институт РАО pondi@inbox.ru

Аннотация. На основании теоретического подхода О.А. Конопкина к изучению общей способности к саморегуляции выполнен ряд эмпирических исследований, результаты которых представлены в настоящей статье. Они касаются ряда проблем, связанных с пониманием саморегуляции как способности. Предложен экспериментальный метод исследования этой способности, позволяющий поместить испытуемого в ситуацию неопределённости, в которой эта она проявляется наиболее ярко. На основании результатов двух экспериментальных исследований выявлены когнитивные, регуляторные и личностные особенности испытуемых с высокой, средней и низкой общей способностью к саморегуляции (Исследование 1) и выполнено сравнение вклада саморегуляции и некогнитивных предикторов в успешность достижения цели в привычной школьной ситуации (академическая успеваемость) и в ситуации неопределенности (результаты тестового задания) (Исследование 2). В исследовании 1 на выборке 103 учеников школ г. Москвы и Московской области от 12 до15 лет (средний возраст 14±0,5 года) (7, 8, 9 класс). проанализированы характеристики учебных заданий (сложность, значимость, обратная связь), способствующих повышению общей способности к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.